Рыбный Мурман. 1961 г. Ноябрь.
ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ я т е х н и ч е с к и й п р о гр е с с После обсуждения вопроса на партийном собрании положение резко изменилось. Если в первом и втором кварталах не было по дало ни од ного раци- оналкзатор- Июньский Пленум ЦК КПСС После собрания члены КПСС ского предложения, то в третьем (1959 г.) поставил перед партий- тг. Алпатов, Криволуцкий, Бо>го- квартале их Уступило шесть, ними организациями большие за- молов и беспартийный тов. Мам- Старший мастер по добыче тов. дачи в борьбе за технический про- пария в беседах с личным соста- Харитонов предложил применить гресс. В постановлении Пленума вом разъяснили морякам значение два деревянных блока, которые говорится: «Партийные органи- технического прогресса в борьбе крепятся под кормовым переход- зации призваны возглавить борь- промысловиков за выполнение го- ным мосгиком 45-миллиметровым бу за технический прогресс, кон- сударственного плана, повышение пеньковым тросом для подачи ва- кретао и целеустремленно зани- производительности и облегчение еров на ролики. Это ускорило маться вопросами комплексной ме- труда. На темы о техническом спуск трала, создало большие Смелее внедрять бесквартропный трал В настоящее время широкое Продолжительное время мы не применение на судах бортового могли конструктивно осуществить траления получила бесквартроп- Д0(>б0РУД0ВАНИ® работы без квартропов траулеров польской на* схем» вооружим тралов. В Воетроа|ш Л(.рвой №р|)и т1)ла „ Ри. соответствии с планом организа- га» (с низкими вентиляторами)# ционно-технических мероприятий Решение этого вопроса было очень в течение этого года намечалось ва:::но* потому что судов такого перевести на работу по ней еще 30 кораблей. Фактически же за 10 месяцев переоборудовано для типа на флоте около 60. Сейчас и на траулерах этой се рии успешно внедряется новый вариант схемы, предложенный y \ J U C IB П ilV A i I V Ib V A llи и m v л У J А 1 * • “ и * j v a u u * - * * V i i j v - > w x u j u i i v • v r ж а л я ялж я т ханизации и автоматизации произ- прогрессе были прочитаны докла- удобства в работе с ним, гаранти-^pat,0TLI 6ез квартропов на два бор- капитаном тралового флота Е. Г. вадствемных процессов, поддержи- ды. Была оформлена наглядная рует моряков от несчастных слу-1 та 31 и на один борт — 11 трау- Едемским, инженером производст- вать и настойчиво внедрять в агитация, рассказывающая о до- чаев. производство все прогрессивное и стижеииях науки и техники. Эки- Механик-наладчик тов. Слава- передовое, решительно вести борь- паж ознакомили с темником «уз- литов сконструировал прислособ- бу с проявлением косности, пре- ких» мест. Обновили состав тех- ление для направки ковшей, небрежительным отношением к но- нического совета, во главе его по- Старший механик тов. Мампо- вой технике и опыту новаторов, ставили старшего механика тов. рия и рефрижераторный механик Чувство нового, постоянная забо- Мампория. В технический совет тов. Титов внесли предложение та о росте производительности вошли старший помощник капита- по усилению конструкции верх- труда, о повышении культуры на тов. Сметанников, технолог ней направляющей решетки вса- производства должны быть не- тов. Алпатов, рефрижераторный сывающего клапана низкой ступе- отъемлемыми качествами каждого механик тов. Титов, механик-на- ни аммиачного компрессора холо- жоммуниста». ладчик тов. Славалитов, электро- дильной установки на судах типа Выполнению этих задач пар- механик тов. Михеранов и стар- «Лесков». Благодаря внедрению тийная организация рефрижера- ший мастер по добыче тов. Хари- этого предложения можно предо торного траулера «Куприн» уделя- тонов. твратить поломку клапанов, ег серьезное внимание. При принятии социалистиче- Ряд других предложений будет Наш корабль на промысле пер- ских обязательств моряки стали проверен в условиях промысла в вый год. Поэтому и наша деятель- включать в них пункты об овла- очередном рейсе и уже тогда ле ность по осуществлению решений дении новой техникой, совершен- редан в БРИЗ тралового флота, июньского Пленума ЦК КПСС на- ст-вовании технологии, лучшей ор- Сейчас партийная организация При леров. венного отдела А. С. Петровским, u , техником конструкторского бюро Внедрение бесквартропного спо- С с Сафроновым и автором дан- соба работы позволяет: снизить нод статьи аварийность тралов за счет ликви дации их порыЕов в углах гужа и На носовых траловых дугах нижних крыльев; сократить пере- между центральной и кормовой косы трала, возникающие при не- связью дуги ^устанавливается равномерной выборке квартропов; скоба, на которой подвешиваются уменьшить время, затрачиваемое дополнительные ролики специаль на спуск-подъем трала; облегчить н°й конструкции с вертлюгом, труд моряков, особенно в зимний Можно для этой цели использо- период. вать подвесные ролики СРТ. Та кие же ролики устанавливаются Кроме того, флот экономит за и на вентиляторах на надстройке год около 800 метров каната «гер- в районе кормовой траловой дуги, кулес» и 700 кг квартропных це- Эти ролики подвешиваются с по пей на каждый траулер- мощью скобы № 4, продетой в и проушины полубугеля. Для установки системы ро ликов экспериментально-промыс- Для обеспечения жесткости ловой группой конструкторского всей конструкции и укрепления чалась в нынешнем году. ганизации труда, п подведении ставит задачу: развернуть на ко- В июле на партийном собрании итогов соревнования мы теперь ра5л« массовое движение рациона- бюро разработаны детальные чер- вентиляторов они подкрепляются мы обсудили вопрос «О состоянии учитываем, как тот или иной то- л и з а т о р о в и изобретателей, во- тежи для траулеров финской, двумя стойками из углового же- техяического прогресса на судне», варищ участвует в рационализа- влечь в него весь экипаж. шведской, бельгийспсой, польской леза, которые устанавливаются П. МАТВЕЕВ, первый по- построек, типа «Пионер», СРТ-Р вдоль мошник капитана. типа «Океан». судна С докладом выступил старший ме- торском движении, сколько внес заник тов. Мампория. Собрание рационализаторских предложений отметило, что, хотя кое-что на и т. д. корабле и сделано для лучшей Технический совет не только работы механизмов и повышения рассматривает предложения, но и производительности труда, рацио- помогает правильно оформить их, нализаторы и изобретатели пока обосновать, сделать чертежи. В ничем не показали себя. Техниче- том, что совет проявляет актив- ский совет пребывал в спячке, ность, большая заслуга тов. Мам- Многие члены экипажа не пред- пория. Он горячо взялся за пору- ставляли, что именно может дать ченное дело, периодически инфор- технический прогресс на судне и мирует партийную организацию о в промышленности вообще. В ре- том, как продвигается работа, ка- шении коммунисты наметили ме- кие рационализаторские предло- ры по развитию движения рацио- жения поступили, как они внед- нализаторов и изобретателей. ряются. «Новая техника и сокращение рабочего дня требуют перехода к более высокой ступени организа ции труда. Технический прогресс и лучшая организа ция производства должны быть использованы пол ностью на каждом предприятии для повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции...» (Из Программы Коммунистической партии Советского Союза). Рационализаторские предложения, принятые для внедрения в тралфлоте в 1961 г. диаметральной плоскости Стойки своей верхней частью привариваются к полубугелям, а нижней — к дублирующим ли стам, которые, в свою очередь, привариваются по месту к металличе ской палубе. Кроме того, учитывая значительные усилия, возникающие в месте со единения вентилятора с палубой при подъеме трала, основания венти ляторов подкрепляются путем приварки к палу бе двух полуколец и по- 1. Изменение крепления конуса к форсуночной трубе на траулерах, переоборудованных в Советском Союзе. На траулерах, работающих на жидком топливе, форсуночная тру ба и конус соединены сваркой встык. В случае обгорания конуса замена его в море силами машин ной команды невозможна. Групповой механик С. П. Калюк предложил новый способ соедине ния конуса с форсуночной трубой. На переднем конце форсуночной трубы нарезается резьба. Конус изготовляется тоже с резьбой и навинчивается на трубу. При за мене обгоревшего конуса его необ ходимо свинтить и навернуть но вый конус. При этом форсуночная труба с места не трогается и не сбивается центровка форсунки. 2 Увеличение температуры пе регретого пара за счет установки в приставной огневой камере кот лов «Гоуден-Джонсон» отражате лей газового потока. После того, как пароперегрева тели котлов типа «Гоуден-Джон- сон» были перенесены к задней стенке огневой камеры, резко сни зилась температура перегретого пара, а это сказалось на экономич ности силовой установки (увели чился расход топлива, снизился коэффициент полезного действия котла}. С. Ф. Кондратенко (Таллин) внес предложение — в приставной огневой камере котла установить отражатели газового потока. Экс перименты, произведенные на тра улере «Украина», показали целе сообразность установки отражате лей (температура перегретого па ра повышается). Конструкция от ражателей проста, а установка их не требует больших затрат. «РЫ БНЫ Й МУРМАН» 2 стр, 14 ноября 1961 г. 3. Сепаратор для вторичного пара испарительной установки «И ЕР-7». Испарители «ИЕР-7», у кото рых вторичный пар идет в кон денсатор, обладают следующими недостатками: а) при срыве рабо ты испарителя может произойти заброс соленой воды в конденса тор; б) при работе испарителя на максимальную производительность вторичный пар захватывает частич ки воды с растворенными в ней со лями в конденсатор. Это ограничи вает производительность испари теля. Групповой механик Л. В. Джен- жер предложил на пути вторично го пара поставить сепаратор (рас ширитель) пара. Сепаратор уста навливается на верхнюю часть корпуса испарителя. Вторичный пар в сепараторе подсушивается, а капельки воды и растворенные в ней соли стекают обратно в ис паритель. При этом качество ди стиллята сохраняется, а произво дительность испарителя увеличи вается. Применение сепаратора испыта но на траулере «В. Чкалов». Ре зультаты положительные. 4. Изменение конструкции порш ней паровых машинок траловых лебедок на траулерах польской по стройки. Поршни паровых машинок тра ловых лебедок на траулерах поль ской постройки имеют тяжелую литую конструкцию, из-за чего про исходят значительные выработки нижней части цилиндров. После расточки цилиндра поршни выбра сывались и заменялись новыми. Групповой механик С. П. Калюк предложил облегченную сварную конструкцию поршня паровых ма шинок траловых лебедок. Поршень стальной, внутри пустотелый. Он на 0,9 килограмма легче старого, чугунного. При проточке цилинд ров поршень новой конструкции не выбрасывается, а обваривается ав тогеном и протачиЛется. Такие поршни установлены на траулерах «Метеор», «Волхов», «Очаков» и хорошо зарекомендова ли себя в работе. 5. Изменение конструкции саже- сдувателя паровых котлов шот ландского типа. Конструкция сажесдувателя па ровых котлов шотландского типа имеет ряд недостатков: пар прохо дит узкие каналы и отверстия, вследствие чего происходит мятие пара, падает давление, скорость его на выходе из сопла уменьша ется. Все это приводит к увели чению времени на обдувку, сни жает качество обдувки и увеличи вает расход пара. В новой конструкции сажесдува теля, предложенной старшим ме хаником И. В. Анкудиновым, поч ти полностью устранены указан ные недостатки. В новой конструк ции изменены только клапан са жесдувателя, сопловая труба и на конечник. Для увеличения площа ди прохода пара в сопловую тру бу и придания пару прямолиней ного движения тов. Анкудинов предложил в теле клапана про сверлить 8 сквозных отверстий по 10 миллиметров каждое. Переделка сажесдувателя по предложению тов. Анкудинова проста и не связана со значитель ными затратами средств. 6. Использование цистерны прес ной воды над рецессом под рыбий жир на БМРТ типа «Пушкин». На судах типа «Пушкин» ци стерна пресной воды над рецессом почти весь рейс пустует. Старший механик А. М. Топеха на трауле ре «Витебск» предложил использо вать эту цистерну под рыбий жир. К цистерне дополнительно- подве дены трубы, по которым закачи вается жир из сборника и, откачи вается на палубу. А одна труба — для пропаривания цистерны. Переделка на траулере «Ви тебск» цистерны над рецессом под рыбий жир дала возможность бес перебойно производить рыбий жир в течение всего рейса. 7. Новый способ травления вае- ров на судах типа «Пушкин». На судах типа «Пушкин» со гласно инструкции травление вае- ров при спуске трала производит ся путем свободного сматывания их с барабанов при неподвижном вале траловой лебедки. Скорость сматывания ваеров регулируется ленточными тормозами, что вызы вает интенсивный износ втулок ваерных барабанов. Старший механик траулера «До стоевский» К. И. Сосунов предло жил травить ваера с включенным мотором траловой лебедки на зад ний ход. В результате скорость вращения втулок по валу практи чески будет равна нулю. При та^ ком способе травления ваеров уменьшается износ втулок бараба на и шеек вала траловой лебедки. 8. Постановка масленок Штау- фера на промысловые ролики тра улеров типа «Пионер». На траулерах типа «Пионер» промысловые ролики смазываются тавотом, который выжимается при помощи пробки. Пробка вворачива ется специальным ключом в ось ролика, что в работе крайне не удобно. Старший помощник капи тана траулера «Котлас» П. Е. Но вожилов предложил отверстие оси ролика заглушить пробкой, в ко торой» высверлить отверстие для установки масленки Штауфера, * применяемой на всех судах. Б. А Л ЕКС Е ЕВ , инженер тех отдела тралового" флота* лупоясов. Поперечная жесткость вентиля торов обеспечивается установкой связей из углового железа, закре пляемых болтами к полубугелям на вентиляторах -с одной стороны и к угольнику на машинном капе с другой. На стене надстройки в районе кормовой траловой дуги уста навливается направляющий ролик. Центр его расположен на расстоя нии 530 мм в сторону кормы от оси вентилятора по горизонтали в на 700 мм вниз от шлюпочной па лубы по вертикали. Оснастка трала для работы без квартропов по предложенной схе ме не отличается от принятой на траулерах. Размеры трала, вытяж ных концов и джильсонов также остаются неизменными. Подъем трала при работе осуществляется так, как и на других судах, рабо тающих по бесквартропному мето ду- По этой схеме уже работает на два борта десять траулеров типа «Рига» и на один борт— восемь. Следует отметить, что некого* рые капитаны еще с недоверием относятся к бесхвартропному спо собу и медлят с установкой ва ко раблях системы роликов. Поэтому, несмотря на то, что ролики имеют ся на складе в достаточном коли честве, 20 траулеров этого типа все еще работают по старинке. Пора покончить с косностью и консерватизмом. Мы имеем воз можность до конца года перевести на работу без квартропов все суда*- В. М А КШ ЕЕВ , инженер про-1 нзводственного отдела*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz