Рыбный Мурман. 1961 г. Ноябрь.

ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ я т е х н и ч е с к и й п р о гр е с с После обсуждения вопроса на партийном собрании положение резко изменилось. Если в первом и втором кварталах не было по­ дало ни од­ ного раци- оналкзатор- Июньский Пленум ЦК КПСС После собрания члены КПСС ского предложения, то в третьем (1959 г.) поставил перед партий- тг. Алпатов, Криволуцкий, Бо>го- квартале их Уступило шесть, ними организациями большие за- молов и беспартийный тов. Мам- Старший мастер по добыче тов. дачи в борьбе за технический про- пария в беседах с личным соста- Харитонов предложил применить гресс. В постановлении Пленума вом разъяснили морякам значение два деревянных блока, которые говорится: «Партийные органи- технического прогресса в борьбе крепятся под кормовым переход- зации призваны возглавить борь- промысловиков за выполнение го- ным мосгиком 45-миллиметровым бу за технический прогресс, кон- сударственного плана, повышение пеньковым тросом для подачи ва- кретао и целеустремленно зани- производительности и облегчение еров на ролики. Это ускорило маться вопросами комплексной ме- труда. На темы о техническом спуск трала, создало большие Смелее внедрять бесквартропный трал В настоящее время широкое Продолжительное время мы не применение на судах бортового могли конструктивно осуществить траления получила бесквартроп- Д0(>б0РУД0ВАНИ® работы без квартропов траулеров польской на* схем» вооружим тралов. В Воетроа|ш Л(.рвой №р|)и т1)ла „ Ри. соответствии с планом организа- га» (с низкими вентиляторами)# ционно-технических мероприятий Решение этого вопроса было очень в течение этого года намечалось ва:::но* потому что судов такого перевести на работу по ней еще 30 кораблей. Фактически же за 10 месяцев переоборудовано для типа на флоте около 60. Сейчас и на траулерах этой се­ рии успешно внедряется новый вариант схемы, предложенный y \ J U C IB П ilV A i I V Ib V A llи и m v л У J А 1 * • “ и * j v a u u * - * * V i i j v - > w x u j u i i v • v r ж а л я ялж я т ханизации и автоматизации произ- прогрессе были прочитаны докла- удобства в работе с ним, гаранти-^pat,0TLI 6ез квартропов на два бор- капитаном тралового флота Е. Г. вадствемных процессов, поддержи- ды. Была оформлена наглядная рует моряков от несчастных слу-1 та 31 и на один борт — 11 трау- Едемским, инженером производст- вать и настойчиво внедрять в агитация, рассказывающая о до- чаев. производство все прогрессивное и стижеииях науки и техники. Эки- Механик-наладчик тов. Слава- передовое, решительно вести борь- паж ознакомили с темником «уз- литов сконструировал прислособ- бу с проявлением косности, пре- ких» мест. Обновили состав тех- ление для направки ковшей, небрежительным отношением к но- нического совета, во главе его по- Старший механик тов. Мампо- вой технике и опыту новаторов, ставили старшего механика тов. рия и рефрижераторный механик Чувство нового, постоянная забо- Мампория. В технический совет тов. Титов внесли предложение та о росте производительности вошли старший помощник капита- по усилению конструкции верх- труда, о повышении культуры на тов. Сметанников, технолог ней направляющей решетки вса- производства должны быть не- тов. Алпатов, рефрижераторный сывающего клапана низкой ступе- отъемлемыми качествами каждого механик тов. Титов, механик-на- ни аммиачного компрессора холо- жоммуниста». ладчик тов. Славалитов, электро- дильной установки на судах типа Выполнению этих задач пар- механик тов. Михеранов и стар- «Лесков». Благодаря внедрению тийная организация рефрижера- ший мастер по добыче тов. Хари- этого предложения можно предо­ торного траулера «Куприн» уделя- тонов. твратить поломку клапанов, ег серьезное внимание. При принятии социалистиче- Ряд других предложений будет Наш корабль на промысле пер- ских обязательств моряки стали проверен в условиях промысла в вый год. Поэтому и наша деятель- включать в них пункты об овла- очередном рейсе и уже тогда ле­ ность по осуществлению решений дении новой техникой, совершен- редан в БРИЗ тралового флота, июньского Пленума ЦК КПСС на- ст-вовании технологии, лучшей ор- Сейчас партийная организация При леров. венного отдела А. С. Петровским, u , техником конструкторского бюро Внедрение бесквартропного спо- С с Сафроновым и автором дан- соба работы позволяет: снизить нод статьи аварийность тралов за счет ликви­ дации их порыЕов в углах гужа и На носовых траловых дугах нижних крыльев; сократить пере- между центральной и кормовой косы трала, возникающие при не- связью дуги ^устанавливается равномерной выборке квартропов; скоба, на которой подвешиваются уменьшить время, затрачиваемое дополнительные ролики специаль­ на спуск-подъем трала; облегчить н°й конструкции с вертлюгом, труд моряков, особенно в зимний Можно для этой цели использо- период. вать подвесные ролики СРТ. Та­ кие же ролики устанавливаются Кроме того, флот экономит за и на вентиляторах на надстройке год около 800 метров каната «гер- в районе кормовой траловой дуги, кулес» и 700 кг квартропных це- Эти ролики подвешиваются с по­ пей на каждый траулер- мощью скобы № 4, продетой в и проушины полубугеля. Для установки системы ро­ ликов экспериментально-промыс- Для обеспечения жесткости ловой группой конструкторского всей конструкции и укрепления чалась в нынешнем году. ганизации труда, п подведении ставит задачу: развернуть на ко- В июле на партийном собрании итогов соревнования мы теперь ра5л« массовое движение рациона- бюро разработаны детальные чер- вентиляторов они подкрепляются мы обсудили вопрос «О состоянии учитываем, как тот или иной то- л и з а т о р о в и изобретателей, во- тежи для траулеров финской, двумя стойками из углового же- техяического прогресса на судне», варищ участвует в рационализа- влечь в него весь экипаж. шведской, бельгийспсой, польской леза, которые устанавливаются П. МАТВЕЕВ, первый по- построек, типа «Пионер», СРТ-Р вдоль мошник капитана. типа «Океан». судна С докладом выступил старший ме- торском движении, сколько внес заник тов. Мампория. Собрание рационализаторских предложений отметило, что, хотя кое-что на и т. д. корабле и сделано для лучшей Технический совет не только работы механизмов и повышения рассматривает предложения, но и производительности труда, рацио- помогает правильно оформить их, нализаторы и изобретатели пока обосновать, сделать чертежи. В ничем не показали себя. Техниче- том, что совет проявляет актив- ский совет пребывал в спячке, ность, большая заслуга тов. Мам- Многие члены экипажа не пред- пория. Он горячо взялся за пору- ставляли, что именно может дать ченное дело, периодически инфор- технический прогресс на судне и мирует партийную организацию о в промышленности вообще. В ре- том, как продвигается работа, ка- шении коммунисты наметили ме- кие рационализаторские предло- ры по развитию движения рацио- жения поступили, как они внед- нализаторов и изобретателей. ряются. «Новая техника и сокращение рабочего дня требуют перехода к более высокой ступени организа­ ции труда. Технический прогресс и лучшая организа­ ция производства должны быть использованы пол­ ностью на каждом предприятии для повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции...» (Из Программы Коммунистической партии Советского Союза). Рационализаторские предложения, принятые для внедрения в тралфлоте в 1961 г. диаметральной плоскости Стойки своей верхней частью привариваются к полубугелям, а нижней — к дублирующим ли­ стам, которые, в свою очередь, привариваются по месту к металличе­ ской палубе. Кроме того, учитывая значительные усилия, возникающие в месте со­ единения вентилятора с палубой при подъеме трала, основания венти­ ляторов подкрепляются путем приварки к палу­ бе двух полуколец и по- 1. Изменение крепления конуса к форсуночной трубе на траулерах, переоборудованных в Советском Союзе. На траулерах, работающих на жидком топливе, форсуночная тру­ ба и конус соединены сваркой встык. В случае обгорания конуса замена его в море силами машин­ ной команды невозможна. Групповой механик С. П. Калюк предложил новый способ соедине­ ния конуса с форсуночной трубой. На переднем конце форсуночной трубы нарезается резьба. Конус изготовляется тоже с резьбой и навинчивается на трубу. При за­ мене обгоревшего конуса его необ­ ходимо свинтить и навернуть но­ вый конус. При этом форсуночная труба с места не трогается и не сбивается центровка форсунки. 2 Увеличение температуры пе­ регретого пара за счет установки в приставной огневой камере кот­ лов «Гоуден-Джонсон» отражате­ лей газового потока. После того, как пароперегрева­ тели котлов типа «Гоуден-Джон- сон» были перенесены к задней стенке огневой камеры, резко сни­ зилась температура перегретого пара, а это сказалось на экономич­ ности силовой установки (увели­ чился расход топлива, снизился коэффициент полезного действия котла}. С. Ф. Кондратенко (Таллин) внес предложение — в приставной огневой камере котла установить отражатели газового потока. Экс­ перименты, произведенные на тра­ улере «Украина», показали целе­ сообразность установки отражате­ лей (температура перегретого па­ ра повышается). Конструкция от­ ражателей проста, а установка их не требует больших затрат. «РЫ БНЫ Й МУРМАН» 2 стр, 14 ноября 1961 г. 3. Сепаратор для вторичного пара испарительной установки «И ЕР-7». Испарители «ИЕР-7», у кото­ рых вторичный пар идет в кон­ денсатор, обладают следующими недостатками: а) при срыве рабо­ ты испарителя может произойти заброс соленой воды в конденса­ тор; б) при работе испарителя на максимальную производительность вторичный пар захватывает частич­ ки воды с растворенными в ней со­ лями в конденсатор. Это ограничи­ вает производительность испари­ теля. Групповой механик Л. В. Джен- жер предложил на пути вторично­ го пара поставить сепаратор (рас­ ширитель) пара. Сепаратор уста­ навливается на верхнюю часть корпуса испарителя. Вторичный пар в сепараторе подсушивается, а капельки воды и растворенные в ней соли стекают обратно в ис­ паритель. При этом качество ди­ стиллята сохраняется, а произво­ дительность испарителя увеличи­ вается. Применение сепаратора испыта­ но на траулере «В. Чкалов». Ре­ зультаты положительные. 4. Изменение конструкции порш­ ней паровых машинок траловых лебедок на траулерах польской по­ стройки. Поршни паровых машинок тра­ ловых лебедок на траулерах поль­ ской постройки имеют тяжелую литую конструкцию, из-за чего про­ исходят значительные выработки нижней части цилиндров. После расточки цилиндра поршни выбра­ сывались и заменялись новыми. Групповой механик С. П. Калюк предложил облегченную сварную конструкцию поршня паровых ма­ шинок траловых лебедок. Поршень стальной, внутри пустотелый. Он на 0,9 килограмма легче старого, чугунного. При проточке цилинд­ ров поршень новой конструкции не выбрасывается, а обваривается ав­ тогеном и протачиЛется. Такие поршни установлены на траулерах «Метеор», «Волхов», «Очаков» и хорошо зарекомендова­ ли себя в работе. 5. Изменение конструкции саже- сдувателя паровых котлов шот­ ландского типа. Конструкция сажесдувателя па­ ровых котлов шотландского типа имеет ряд недостатков: пар прохо­ дит узкие каналы и отверстия, вследствие чего происходит мятие пара, падает давление, скорость его на выходе из сопла уменьша­ ется. Все это приводит к увели­ чению времени на обдувку, сни­ жает качество обдувки и увеличи­ вает расход пара. В новой конструкции сажесдува­ теля, предложенной старшим ме­ хаником И. В. Анкудиновым, поч­ ти полностью устранены указан­ ные недостатки. В новой конструк­ ции изменены только клапан са­ жесдувателя, сопловая труба и на­ конечник. Для увеличения площа­ ди прохода пара в сопловую тру­ бу и придания пару прямолиней­ ного движения тов. Анкудинов предложил в теле клапана про­ сверлить 8 сквозных отверстий по 10 миллиметров каждое. Переделка сажесдувателя по предложению тов. Анкудинова проста и не связана со значитель­ ными затратами средств. 6. Использование цистерны прес­ ной воды над рецессом под рыбий жир на БМРТ типа «Пушкин». На судах типа «Пушкин» ци­ стерна пресной воды над рецессом почти весь рейс пустует. Старший механик А. М. Топеха на трауле­ ре «Витебск» предложил использо­ вать эту цистерну под рыбий жир. К цистерне дополнительно- подве­ дены трубы, по которым закачи­ вается жир из сборника и, откачи­ вается на палубу. А одна труба — для пропаривания цистерны. Переделка на траулере «Ви­ тебск» цистерны над рецессом под рыбий жир дала возможность бес­ перебойно производить рыбий жир в течение всего рейса. 7. Новый способ травления вае- ров на судах типа «Пушкин». На судах типа «Пушкин» со­ гласно инструкции травление вае- ров при спуске трала производит­ ся путем свободного сматывания их с барабанов при неподвижном вале траловой лебедки. Скорость сматывания ваеров регулируется ленточными тормозами, что вызы­ вает интенсивный износ втулок ваерных барабанов. Старший механик траулера «До­ стоевский» К. И. Сосунов предло­ жил травить ваера с включенным мотором траловой лебедки на зад­ ний ход. В результате скорость вращения втулок по валу практи­ чески будет равна нулю. При та^ ком способе травления ваеров уменьшается износ втулок бараба­ на и шеек вала траловой лебедки. 8. Постановка масленок Штау- фера на промысловые ролики тра­ улеров типа «Пионер». На траулерах типа «Пионер» промысловые ролики смазываются тавотом, который выжимается при помощи пробки. Пробка вворачива­ ется специальным ключом в ось ролика, что в работе крайне не­ удобно. Старший помощник капи­ тана траулера «Котлас» П. Е. Но­ вожилов предложил отверстие оси ролика заглушить пробкой, в ко­ торой» высверлить отверстие для установки масленки Штауфера, * применяемой на всех судах. Б. А Л ЕКС Е ЕВ , инженер тех­ отдела тралового" флота* лупоясов. Поперечная жесткость вентиля­ торов обеспечивается установкой связей из углового железа, закре­ пляемых болтами к полубугелям на вентиляторах -с одной стороны и к угольнику на машинном капе с другой. На стене надстройки в районе кормовой траловой дуги уста­ навливается направляющий ролик. Центр его расположен на расстоя­ нии 530 мм в сторону кормы от оси вентилятора по горизонтали в на 700 мм вниз от шлюпочной па­ лубы по вертикали. Оснастка трала для работы без квартропов по предложенной схе­ ме не отличается от принятой на траулерах. Размеры трала, вытяж­ ных концов и джильсонов также остаются неизменными. Подъем трала при работе осуществляется так, как и на других судах, рабо­ тающих по бесквартропному мето­ ду- По этой схеме уже работает на два борта десять траулеров типа «Рига» и на один борт— восемь. Следует отметить, что некого* рые капитаны еще с недоверием относятся к бесхвартропному спо­ собу и медлят с установкой ва ко­ раблях системы роликов. Поэтому, несмотря на то, что ролики имеют­ ся на складе в достаточном коли­ честве, 20 траулеров этого типа все еще работают по старинке. Пора покончить с косностью и консерватизмом. Мы имеем воз­ можность до конца года перевести на работу без квартропов все суда*- В. М А КШ ЕЕВ , инженер про-1 нзводственного отдела*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz