Рыбный Мурман. 1961 г. Май.

т е м Экипаж траулера «Могилев» первым в траловом флоте начал аромышлять на высоких скоростях и больших глубинах. Сегодня моряки этого корабля рассказывают, как у них органи­ зован труд. Этотрейс вашего траулера *Мо- нем рейсе из-за гилев» был вторым после ремонт тяжелой яедовой та на одше. На него экипаж воз- обстановки ны са- лагал большие надежды. Дело в ми были вынула том, что из-за ремонта судно по- дены снижать ско­ вало в число отстающих. Естест- рость до 3,6 венно, что с таким положением узла, мириться было нельзя. Особенно В течение рейса сейчас, когда весь народ готовит ветер неодно- доетойяую встречу И Д съезду кратно менял ва- Ж11СС. - правление и силу, Были у нас и необходимые ус- изменялась, следо- вовия для того, чтобы добиться вательно, и ле- успеха. Главное из них « • эта довал обстановка, дружный, сработавшийся экипаж. В последнюю не- ft Правда, после ремонта он несколь- делю, например, во обновился, но сохранился ос- легкий ветер по- вовной, так сказать, костяк кол- тянул с юга. Мы вектива, который, как показала это учли и ста- дальнейшая работа, сыграл боль- ли выходить на Шую роль при усвоении новыми юг. И, действи- .членами команды старых навыков тельно, квадра- в традиций. Давно уже плавают ты 2 0 5 7 , 2078 на «Могилеве» и зарекомендова- оказались свобод- ли себя только с хорошей сторо- ными ото льда, вы мастер по обработке тов. Сер- Рыбы было до- геев, матросы тт* Саханов, Смир- статочно. К вечеру нов, кочегар тоа. Пронык, еле- многие суда ста- сарь тов. Гсрбань. f ли также выходить В рейс мы уходили с твердой изо льдов и рабо- решююстью ликвидировать отста- тать в том же ванне, добиться успеха во что бы районе, где и «Мо- *о ни стало. И теперь с полным гилев». м е х о Капитан траулера «Могилев» Н. М. КОТОВ. е я ы м шими глубинами. Поэтому промыс­ ловикам самим приходилось ис­ кать рыбу, хорошую не только по количеству, но и по начеству. Коротко скажу об особенностях в вооружении трала. Крыловые грунтропы у нас обычно тяжелее, чем на других судах. Центральный весит в воде 122 килограмма, крыловые — 170 . Это из тех со­ ображений, что наибольшая подъ­ емная сила падает на эти грунтро­ пы за счет сквера, хатлайна и так далее. Наши судоводители оконча­ тельно отработали таблицу соот­ ношения длины ваеров, скорости и глубины. Причем длина вытрав­ ливаемых ваеров даже при ско­ рости 4,2 узла не превышает трех глубин. Обо всем этом я рассказывал на промысле капитану траулера «Веха» тов. Лебедеву. Он приме­ нил наш опыт у себя. Работали они с нами по соседству и ско­ рость при тралениях повышали до 3 ,8 узла. Результаты получились неплохими. Траулер «Веха» ушел * «снованием можно сказать, что Как правило, мы вели промы- большие глубины. Еще весной в пппт „ пллнмм rnv™V ото нам удалось, несмотря на то, сел вне группы судов. Причем прошлого года в районе Копыто- Моряки что в порт возвратились на один- старались найти более крупную ва, когда окунь там ловился пло- надцать суток раньше срока. Про- рыбу^чтвбы облегчить работу ва- хо, мы пробовали спустить трал » J * 1' vГ ™ * ™ высел пришлось прервать только лунной команды. И мы ее находи- на' глубину до 600 метров.’ Ул’овы ШЛИ Не но одной причине некуда было ли, иначе экипаж вряд ли спра- были отличные, но кухтыли под у РЫбУ* * * ТРЮМЫ У& 1 Т ЛЬ °6ИЛЬ' * шлением Т°ЛЩИ »°Ды лопались, поделились своим опытом, но в заполнили. ньгх уловов. Бывали случаи, что Опыты пришлось тогда прекра- ПОлной М€ре они радио по­ мочь разобраться в обстановке. Мы Как добились успеха? Расска- на борт поднимали и о Н коша- тмть. ‘ н Г н о ™ * " г а к ш т п м т н п бы? " C T L . районе Ео- З Х Ы ZSZZTJL - * ■ — » • » « * - пытова. Через двое суток убеди- была недостаточно крупной. При - и ь? еи прочности- ® этом * . Предложили пересалить их вись, что обстановка неблагопри- поисках строго учитывали рельеф рвисе 0П| ^ ИЯ к^ отали ^ ар1^ ^ 0а мастер^ по Добыче кнам втная, окуня мало. Отправились дна, течения. Помогали приборы. от 300 да 520 мет" ^ Бр ’ н” . ^ г д1 ” е в а Медвежинскую банку. Кстати, о приборах. Работают 7° же время * лот в ос”®?г1 сделать этого. Все ж е у них В этом районе рыба располага- они у нас хорошо, а это очень н«* на глубинах от 180 дело улучшилось, судоводители лась на большой площади, но ме- важно, чтобы траление делать не дв 270 метров. Давало нам это среднего траулера умело восполь- шал лед. И все же решили про- наобум, а прицельно, то есть бу- много* Например, те же 3— _4 тон- зовались нашими советами, мышлять здесь. Паши судоводите- дучи уверенным, что рыба под ко- 1111 на «Могилеве» убирали Стало уже традицией, что про- ли сразу собрались на совеща- раблем есть. Очень большое зна- ™РазД° быстрее (только вахтой за мысловики в конце своих статей пне, чтобы обсудить все меры пре- чение я придаю тому, чтобыштур- Ъ часа), так как рыоа на обычно пишут о претензиях к досторожности при работе в та- маны постоянно совершенствовали ° ольших глубинах была значи- снабженцам. Не отойду от этой ких сложных условиях. свои знания и умение использо- тельн0 к р у п н е е . традиции и я. Дали нам в рейс Было решено, что работать од- вать приборы. Второй помощник На радиосовещаниях в море не- новые двухрядные мешки из си- новременно будут два помощника капитана Арво Кулламаа и тре- которые капитаны поднимали во- зали- Но применить их не реши- вапитана: вахтенный и подвахтен- тий Владимир Макаров еще очень прос о том, чтобы поисковые су- лись’ П0Т0МУ 470 слишком много вый. Так и сделали. Один из них молодые судоводители, но они, од- да уделили внимание и большим их РУтали по радио капитаны. Та- стоял наверху и наблюдал за нако, были немало удивлены, ког- глубинам. Но результатов долго ким °бразом, хотя нужда в замене льдами, а другой в это время на- да узнали, что впервые отправив- не было. Не объясняя причины мешков на промысле была боль- ходился в рубке. Так как погода шийся с нами в рейс старший по- пренебрежения поисковиков к ео- шая, пришлось обходиться стары- стояла дфвольно холодная, они пе- мощник Аркадий Никанорович ветам промысловиков, замести- ми- Нельзя не сказать и о том, что риодическн менялись местами. Макаров не умеет брать пеленги, тель начальника промразведки ваеРа низкого качества. Их без Подвахтенный помощник капитана Они сразу потребовали, чтобы он тов. Самарин заявил однажды на конЦа пришлось перемерять лучше знал ледовую обстановку изучил приборы, овладел ими в совещании, что «Америки вы не это отнимало много ценного на {ведь он отстоял уже вахту!), по- совершенстве. И они, конечно, открываете, все знают, что рыба промысле времени, этому он являлся, как у нас назы- были правы, потому что, spttgea- там есть». Так почему же тогда Экипаж «Могилева» всего за 18 вали, консультантом. ясь на поговорку «рыба поисковые суда не попытались ее промысловых суток уложил в В особо сложных условиях все водяное», хороших, стабильных, найти? А их ведь было на Мед- трю?™ г г ‘ тон“ ры0ы при ила" руководство при спуске и нодъе- уловов не добьешься. Кстати, «*у- вежинской банке в то время не torh - «Свежья» привезли ме трала осуществлялось с верх- чай с нашим старшим номощни- много, да»* слишком много. На- в Два раза больше задания. Все веге мостика. ком свидетельствует и о том, что пример, поисковому траулеру «Ни- не может не радовать экипаж. При работе во яьдах у нас осо- на некоторых судах не уделяют вополь» даже не могли найти ме- »*есте с тем кажг-ти думает о бекно строго соблюдалось правило: должного внимания этому важно- ста И1 меньших глубинах. Лишь в том>чтобы в дальнейшем работать штурманы занимаются только му делу. Ведь плавал же он середине мая траулеру «Мценск» сп*е лучше, своими судоводительскими обя- раньше где-то, однако навыков в было поручено следить за боль- н - КОТОВ капитан. Большая сила Еще на переходе к месту про­ мысла мы взяли обязательство справиться с рейсовым заданием досрочно на двое суток. Но ваши судоводители нашли настоящее золотое рыбное дно, умело в ел я { промысел на больших глубинах,; среди мелкого плавучего арктиче-i ского льда. Мы едва успевали об­ рабатывать и убирать в трюм ' улов. Стало ясно, что промысел закончим намного раньше. Поблизости от нас работал эки­ паж коммунистического труда «Молодечно». У него дела шли не хуже нашего. Неплохие уловы имели моряки траулера «Веха». Стали соревноваться тройкой. Ка­ питаны регулярно встречались по радио, давали советы друг другу. Борьба шла с переменным успе­ хом. В салоне вывешивались спе­ циальные графики. В рих было наглядно видно, какая вахта впе­ реди, как дела идут у «соперни­ ков». В стенной газете «Компас», а за 19 дней рейса вышло два номера, критиковались недостат­ ки и упущения со стороны отдель­ ных членов нашего коллектива. Была выпущена и фотогазета, от­ ражавшая будни моряков. Так вот, благодаря умелой орга­ низации промысла, соревнованию между вахтами и парному сорев­ нованию, большому стремлений моряков к победе был достигнут рекордный в этом году вылов. Победителем у нас признана третья вахта (старший помощник капитана тов. Макаров). Матросы этой вахты тт. Смирнов, Коковвн, Мерзляков, Пасынков быстрее шкерили рыбу, меньше затрачива­ ли времени на спуск и подъем трала. Второе место завоевала вто­ рая вахта. В парном соревновании победи­ телями стали... оба экипажа: у нас с моряками «Молодечно» одинако­ вые показатели. Машинная команда и судоводи­ тели выходили на уборку рыбы. Им за это честь и хвала! «Что ж тут особенного? — могут сказать на других судах. — И у нас так делается». А дело в том, что спе­ циалисты имели моральное право не выходить на подвахту: они го­ товили судно к осмотру инспек­ цией Регистра. Есть у матросов нашего трауле­ ра один вопрос к руководству фло­ та, к базовому комитету: «Когда мы будем получать хорошие ру­ кавицы?» Этот вопрос вс -яует моряков и вс'тс остальных «удов. Пора переходить от многолетиях разговоров — вопрос ставится, рассматривается, решается — к делу. N. БОГОЛЮБОВ, первого класса. рос занностями и не отвлекаются ни работе с приборами не првобрел. ка какие другие деда, в томчис- Для того, чтобм пеленг брать ве м на обработку улова. Главная более точно, радиопеленгатор у их задача заключалась в том, что- нас работает одновременно с ги- бы не допустить лед вод корму, рономпасом. Я вообще гяроком- *ак как в нрвтвввом случае могло пас мы используем гораздо боль- выйти аз строя рулевое управле- щ ва других судах, «евбен- ние. во в условиях плохой видимости, Улов делили только с помощью когда нет другой возможности сушилки, причем машина в это для получения координат места время не использовалась. Трал судна. поднимали на ходу, потому что Усиления дм ахографа м рыбо- при выборке ваеров обычнымепо- искателя подбирали, сообразуясь собой судно кормой движется на- с районом промысла. Если водо- встречу ваерам. Здесь этого делу- брали, допустим, усиление 8, то стать было нельзя, иначе корма оно держится все время, вока пла- могла натолкнуться ва вед. Само ваем л этом районе. Опыт подска- собой разумеется, что для веек зывает, что так легче судить о этих операций мы выбирали ме- мощности концентраций, ста наиболее свободные отольдов. У мевя давно уже есть прави- Обычно «Могилев» идет с тра- *** уничтожать старые эко­ ном со скоростью в 4 узла, граммы. Я собираю их, чтобы лег- 0 том, какие преимущества дает че ®ыло расшифровать последую- скоростное траление, подробно бы- Щ*5 записи. Особенно полезно это ло рассказано в моей статье, штурманам, которые недавно при- опублвковапной в газете «Рыбный ®ли к нам. это тем более важно, Мурман» еще 31 марта прошлого чт0 и те приборы на каж- года. Поэтому здесь я не буду судне имеют свои особенно- останавливаться на этом важном сти вопросе, тем более что в послед- Мы давно стремимся выйти на MSSSgSBSHBBBBS ------ зз........... ......................... 7 ....... sgaasseggggggggggsssas УчидисЬ на ошибках В прошлом году у «ас « а «Мо- чннали заготавливать «свежье», то мывание р ы € ^ Мойка у нас ста- гилеве» были случаи снижения траление обычно ие яревыахало рая, системы Пономарева, сортности сдаваемой в порту ры- двух часов. Свежую рыбу укладываем всег- бы. Например, когда ловили в рай- Всет-да стрвмжлс* к тому, чтобы Да па четыре—пять площадок. До- сне Копытова, «ам впервые приш- ^ палубе долго ие лежала , знровку льда делаем согласие жи­ лось заготовлять обезглавленный Если до следующего подъема тра- струкции. окунь. Многое, что влияет иа «а- м часть уловов асе лее остава- Не секрет, что на некоторых су- чество рыбы, не учли тогда, я ш неубранной, то шла она уже дах причиной снижения сортиости продукция была сдана оортно- соль. является плохая организация "гру­ стью ниже плановой. „ ‘ ^ как ыьмть трал ?,а * ПРИ сдаче продуто™- На ошибках, говорят, учатся! из-за борта, ящики тщательно про- у нас 33 т е я> как уяэтружлгтея Справедливость этой поговорки мьгеаем. В течение вахты «есколь- ТРЮМ’ постоянно следит в а х т е т ж » испытали на себе. Прошлогодние ко раз обязательно моем рыбо- матР0С, сам я не ухожу с судия до «шибки были учтены нашим кол- «елы. конца «“ ГРУ3™- Причем, надо «т-. лективом в далы*ейюей работе, Пол <свежъе» бевеи только са- меп1ть’ что с Ра^ 01‘ник*мя _ . . ялн оопт»€»тствуюпшр выводы «свежье» терем только са комбннчта у наС) ц ак травило, не д е л а л и соответствующие выводы. М у Ю К р у П Н у Ю рыбу. Чтобы обра- конфликтов сбе стсоены Приобрести оп« т помогли советы # ^Т1ШКИ «ааппо м зл елы ва ть 0ыва" ‘ конфликтов, с о е с т о р в яы яняюпшх магтрпов-нагтявников по -.мли, лакую разделыв<пь выполияют свон обя.^аттости доо- знающих мастеров наставников по ^свежье», а какую под соль, -обработке. одну рыбину обычно -клали на ры- ^ Судовой комитет серьезно занял- m S в а ^ ^ н Г р а в л е ^ н ь Т ^ а улучшение ся вопросом повышения сортности п 7 п ад ?ет^ы б а « у ^ е й качества сдаваемой продукции, не «родуиции. На его заседания вы- под РУ«У по™ етшРныаб% 7 еУ^ неаи пропали даром. В этом году еше вывали *еж, мто небрежно разделы- а^ ^ д “^ е ж ь е \ 7с- «е было ни одного случая с*шже- вал рыбу, упорио не хотел выпол- Д° разделывать под ^ олптипсти нять все требования инструкции. ли меньше, то под соль. ^ г п г г п ____ li ^ м Некоторые иверы щмиялн и судо- Одним из необходимых условий В. СЕРГЕЕВ, мастер iw w - j водители, В частности, когда на- успеха является тщательное про- работке рыбы, ^ t ____ J

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz