Рыбный Мурман. 1961 г. Май.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ ! № 61 (1231) Копейка рубль бережет, гласит народная мудрость. Она учит быть бережливым, экономным в самом малом, ибо из малого складывает­ ся большое. Специалисты подсчитали, что если каждый рыбак, рыбообработ­ чик, портовик, судоремонтник будет находить возможность экономить хотя бы одну копейку в день, то за год по управлению рыбной про- мышленности будет высвобождаться для нужд народного хозяйства ^ свыше 100.000 рублей. А от темпа роста накоплений практически за ­ висит дальнейший рост флота, расширение судоремонтной базы, жи­ лищного строительства, удовлетворение непрерывно растущих мате­ риальных и культурных потребностей трудящихся. в Вот почему Коммунистическая партия и Советское правительство придают столь большое значение борьбе за снижение себестоимости продукции, за всемерное увеличение внутрихозяйственных накопле­ ний. Вот почему они требуют от каждого руководителя — большого и малого зести дело разумно, рачительно, экономно. Вот почему со­ ветские люди считают своим патриотическим долгом беречь копейку, увеличивать богатства своей страны. Сотни тружеников предприятий нашего бассейна проявляют по­ вседневную заботу о росте производительности труда, о снижении издержек производства, о том, чтобы с меньшими затратами доби­ ваться наилучших результатов. В первом квартале текущего года себестоимость центнера про- ^ дукции на траулере с Волна» снижена на 2 рубля 30 копеек, на трау­ лере «Добролюбов» — на 60 копеек, на траулере «Мацеста» — на 50 копеек... Но, к сожалению, мы имеем немало и отрицательных примеров. Случаи брака в работе, факты бесхозяйственности еще не изжиты ^ из практики нашей работы. На некоторых кораблях относятся легко- fij мысленно к расходованию промыслового снаряжения: не заботятся о Е его сохранении и бережной эксплуатации. Здесь работают по прин- Ь ципу: «нас должны обеспечить всем необходимым». А тем, как рас­ ходуются материалы, орудия лова, порой интересуются мало. На траулерах «Свет», «Водник», «Поллукс» себестоимость центнера р Я С огромным удовлетворе- продукции в первом квартале повышена против плановой от 47 до Ц нием прочитал в газете СООб- ОРГАН ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ И УПРАВЛЕНИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СОВНАРХОЗА ВТОРНИК, 23 мая 1961 г. Год издания 8-й Цена 2 коп. областного партактива Вчера в большом . зале Дворца культуры имени С. М. Кирова состоялось собрание об­ ластного партийного актива. Под бурные, продолжитель­ ные аплодисменты в почетный президиум собрания избирается Президиум Центрального Ко­ митета Коммунистической пар- тии Советского Союза во главе с товарищем Н. С. Хрущевым. С докладом «О ходе выпол­ нения социалистических обяза­ тельств коллективами предпри­ ятий, строек и транспорта, при­ нятых в честь XXII съезда КПСС» выступил секретарь об­ ластного комитета партии тов. Матвеев. По обсужденному вопросу принято развернутое постанов­ ление. Собрание Мой подарок Д О С Р О Ч Н О 68 копеек. Причина: перерасход льда, топлива, соли, большие затраты на ремонт. Корень всех этих недостатков заключается в том, что многие ка­ питаны, их первые помощники, секретари парторганизаций не научи­ лись еще смотреть на хозяйственную деятельность своих экипажей через «экономические очки». Как правило, они не подводят итогов хозяйственной деятельности после каждого рейса. А к концу кварта­ ла, года они узнают о весьма неприглядных фактах. А ведь надо не только уметь разбираться в вопросах экономики самим, но и прививать вкус к ней рядовым труженикам. Но эконо­ мическая учеба проводится далеко не на всех кораблях. Надо изжить все недостатки, которые мешают успешной работе, полнее использовать все возможности хозрасчета. Беречь государст­ венную копейку — святой долг тружеников бассейна. Дорогу скоростному тралению! Освоение и развитие скоростно- работу влияет длина вытравлен- го траления протекает очень слож- ных ваеров. но. причем трудности еще не вы- Теоретические данные говорят явлены, поскольку работы по его за то, что утяжеление нижней под- внедрению ведутся в небольших боры малоэффективно для увели- масштабах. В связи с этим еще чения скорости траления. Пра- больше возрастает необходимость вильней для увеличения скорости для промысловиков повышать идти по пути увеличения длины уровень знаний в практике и тео- вытравливаемых ваеров. Но как рии тралового промысла. найти «золотую середину» допол- Известно, что некоторые капи- нительной длины ваеров для каж- таны судов пробовали и сейчас дых конкретных условий промыс- делают попытки увеличить ско- ла, если известно, что при малой рость траления, но, как правило, длине ваеров распорные доски бу- их постигает неудача, так как нет дут отрываться от грунта, а при еще обоснованных рекомендаций чрезмерной длине уменьшается для увеличения скорости в раз- горизонтальное раскрытие трала? личных условиях промысла. В апреле текущего года автором З а счет чего же производится этой статьи проводились наблю- попытка повысить скорость тра- дения за увеличением скорости ления? Во-первых, за счет увели- на траулере бортового траления чения длины вытравливаемых ва- «Смоленск», еров, во-вторых, за счет подвеши- Траулер работал вания дополнительных грузов на 25-метровым мо- грунтроп. Эти дополнения, внесен­ ные одновременно или раздельно, ДеРнизиРо»анн ы м в большинстве случаев не дают тралом, как и желаемого результата, так как большинство судов этой серии по­ делаются без определенной нормы стройки. и приводят к нарушению рабо<ы Некоторые капитаны и мастера распорных траловых досок. по быче б Нормальная работа распорных г щение о том, что моряки трау­ леров «Ленин», «Джанкой», «Новгород» и «Касатка» при­ няли обязательство 17 октября рапортовать XXU съезду КПСС о выполнении годовых планов по вылову рыбы. На своем корабле мы пока такого обязательства еще не приняли. Но лично я обещаю ко дню открытия партийного съезда выполнить годовое за­ дание по выработке рыбной му­ ки. А она, как известно, очень необходима для нужд сельско­ го хозяйства. Скажу и другое. Ежерейсно можно доставлять в порт муки в полтора раза больше, если судно будет систематически обеспечиваться мешками. Де­ ло в том, что трюмы на нашем траулере небольшой емкости и не могут Еместить много му­ ки. Когда нам не дают мешков, установка работает не на пол­ ную мощность, все отходы вы­ брасываются за борт. В. БОРТНИКОВ, маши- нист рыбомучной уста­ новки траулера «Вил- ково». К о л л е к т и в траулера «Двина» 18 числа завер­ шил план мая по добыче и вы­ работке субпродуктов. Сейчас экипаж с новой силой развернул социалистическое со­ ревнование в честь XXII съез­ да Коммунистической партии и принял на себя обязательство рапортовать к этой знамена­ тельной дате о выполнении пла­ на и повышенных обязательств. Решено добыть 9500 центнеров рыбы вместо 9100 центнеров, предусмотренных планом 1961 года. В текущем рейсе соревнуемся с экипажами траулеров «Сла­ ва», «Плутон» и «Сатурн». Ду- маем перекрыть рейсовое зада* ние в полтора раза. В. ТОРШИН, капитан, В. ЯБЛОНОВСКИЯ , пер­ вый помощник капитана, В. ПЕРОВ, председатель судового комитета проф­ союза. (По радио). Моряки траулера «Киров» до- да партии выполнить годовые пла- срочно выполнили полугодовой ны, добиться права лично рапорто* план. вать о своих успехах. Мы тоже решили к 17 октября выполнить годовой план. Будем Находясь в порту, мы узнали о почине экипажей траулеров «Ле- соревноваться вместе. НИН», «Новгород», «Джанкой», н г р в д и н пом< «Касатка», принявших обязатель- 9 ство ко дню открытия XXII съез- помощник кон­ сервного мастера, секретарь парторганизации. РЕЙС СОКРАЩЕН НА ДВЕ НЕДЕЛИ Экипаж траулера «Могилев» на «мелочам» промыслового дела, две недели раньше срока снялся доверие к подчиненным, неутоми- с промысла и направился в порт, мое стремление к новому, передо- Делать было нечего, потому что вому — вот характерные черты трюмы полны рыбы, часть ее при- этого командира. Много лет, не- шлось оставить даже на палубе, смотря на различные трудности. Это большая победа дружного Николай Михайлович проводит на коллектива, работающего под ру- своем судне опыты по скоростно­ му тралению и освоению голубой ководством опытного капитана Николая Михайловича Котова. целины — больших глубин. Пере- довые приемы работы принесли Внимательное отношение ко всем успех и в последнем рейсе. ☆ Дать обоснованные считают, что Сначала попробовали промыш­ лять в районе Копытова. Но окунь там скоро «отказал». Перешли на Медвежинскую банку, где треска располагалась на большом прост­ ранстве. Как правило, «Могилев» ходил в стороне от группы. Траления были прицельными, так как при­ боры здесь работают хорошо, а их показания отлично умеют «чи­ тать» не только капитан, но и все рекомендации досок является решающим уело- лУчшеи скоростью, когда уловы Ну ваер0в на такую величину, на стопор-блоке отмеряется на е г « вием при достижении повышен- наибольшие, является для этого чтобы обеспечить устойчивый ход каждом ваере расстояние один * * * * “ * р ы«№1 ы ин ны< скоростей. Мнение промысло- трала скорость 3 и 3,2 узла. В распорных досок по грунту и что- метр или более и делаются засеч- - ®б виков о том, что чем больше дли- ппп„ „ па ОПЬ|та на храулере <Смо_ бы расстояние между распорны- ки. Напротив засечек измеряется б _ ’ ~ * у „ - „ . L b ___________________________ми досками не уменьшилось, а ос- расстояние между ваерами, кото- „ „ г , » » , . . , . . ор с доводилась до талось таким же, которое наблю- рое будет основанием равнобед- , пока позволяла мощ- далось до наоушения устойчивого оенного тоеугольника. Получен- У"** стрешлеи______ сутки задания Рыбы было процессе опыта на траулере «Смо- нз вытравленных .ваеров, тем вы- r J г ше можно держать скорость тра- ленск* ления, сложилась давно, и в прин- 4,2 узла далось до нару ения устойчивого р р ципе это положение верно. Но ность машины и снижения уло- хода распорных досок при первом ный треугольник разделим на два дополнительная длина ваеров не висхости трала не замечалось. этапе. прямоугольных треугольника и должна ухудшать работу распор- ^ Если на первом и втором эта- найдем половину угла между ва- ных досок. Чрезмерная длина ва- Сущность наблюдении заклю- пах не уДалось добиться нужной ерами. На основании подобия еров приводит к тому, что рас- чалась в следующем. Скорость, скоростИв хо проводится третий треугольников (у стопор-блока и капитана с секундоме- порные доски получают крен в после взятия ваеров на стопор, этап аналогичиым образом. образуемого ваерами) найдем рас- сторону трала, угол атаки досок увеличивалась поэтапно. На пер- г стояние между распорными доска- р в РУке определяли, Из сказанного видно, что для сколько рыбин разделывает • ми- дого члена экипажа подготовить личный подарок к XXII съезду партии. Соревнование между вахтами проходило по-боевому. Вахтенные уменьшается, в связи с чем умень- вом этапе дается опытная или шается и горизонтальное раскры- расчетная длина ваеров в зависи- определения длины ваеров при тие трала. мостя от глубины места лова и скоростном тралении, кроме глу- При дополнительной загрузке скорости около 3-х узлов. Затем , бины места лова, ^необходимо за- нижней подборы увеличиваются постепенно, через промежутки Даваться величинои горизонтально- силы трення и давление на грунт, времени 5—10 минут увеличивает- го раскрытия трала и конкрегно что увеличивает натяжение в ка- ся скорость на небольшие величи- расстоянием между распорными беле. Угол атаки распорной дос- ны. В это время постоянно ведет- досками. ки также уменьшается, как н в ся наблюдение за поведением ва- Контроль расстояния между первом случае. еров и измеряется угол между досками производится путем заме- Между прочим, многие промыс- ваерами в точке подвеса на сто- ра угла между ваерами* в точ- ловики проводят эксперименты пор-блоке. Увеличивается ско- ке подвеса на стопор-блоке. В нижней рость до тех пор, пока • увелтш - судовых условиях этот угол мож- ми по следующей формуле. £ * 2 L e * S i /> ± rnC - Jfappomr / wofer t Параллельно расчету расстоя- нуту каждым матрос, сколько вре­ мени уходят на спуск я подъем трала. Лучшие результаты обычно были у матросов тт. Сакалова, Смирнова, Боголюбова. Но если уж говорить о передовиках, то нельзя не назвать фамилии второ* го помощника капитана тов. Кул» л&маа, старшего мастера по добы- че тов. Гаврина. Тепло говорят на судне и о слесаре тов. Горбане, и о кочегаре тов. Проныке. У сМогилева» стоянка в порту именно с утяжелением подборы и меньше обращают вня- вается угол между гаерам и и по- но измерить протрактором, с по-„ ржну пягпппниия лп, кяиИ „ . мания на длину ваеров. По это- ка у ваеров не возникнет прохол- мощью малки (есть удачная кон-ыткнп ппийлижрннп пппрпрлитк короткой. Сейчас он снова му поводу нужно сказать, что жительная дрожь. Это значит, что струкция капитана Е. Лебедева) гппи, пнта1;. НОР пагкпы ти* тп ял а держит КУРС иа пРО**ысел. Моряки нормально загруженная подбора распорные доски начали периоди- и линейными замерами. Линейные ^ клпирпкяыиЪ его Цолн“ решимости добиться позволяет работать в значитель- чески отрываться от грунта. замеры проводятся в следующем У !• новой победы, ном диапазоне скоростей и на ее В этот момент добавляют дли- порядке. От точки подвеса ваеров (Окончание на 3 стр.). В. ПОЛЯРОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz