Рыбный Мурман. 1961 г. Май.
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ ! № 61 (1231) Копейка рубль бережет, гласит народная мудрость. Она учит быть бережливым, экономным в самом малом, ибо из малого складывает ся большое. Специалисты подсчитали, что если каждый рыбак, рыбообработ чик, портовик, судоремонтник будет находить возможность экономить хотя бы одну копейку в день, то за год по управлению рыбной про- мышленности будет высвобождаться для нужд народного хозяйства ^ свыше 100.000 рублей. А от темпа роста накоплений практически за висит дальнейший рост флота, расширение судоремонтной базы, жи лищного строительства, удовлетворение непрерывно растущих мате риальных и культурных потребностей трудящихся. в Вот почему Коммунистическая партия и Советское правительство придают столь большое значение борьбе за снижение себестоимости продукции, за всемерное увеличение внутрихозяйственных накопле ний. Вот почему они требуют от каждого руководителя — большого и малого зести дело разумно, рачительно, экономно. Вот почему со ветские люди считают своим патриотическим долгом беречь копейку, увеличивать богатства своей страны. Сотни тружеников предприятий нашего бассейна проявляют по вседневную заботу о росте производительности труда, о снижении издержек производства, о том, чтобы с меньшими затратами доби ваться наилучших результатов. В первом квартале текущего года себестоимость центнера про- ^ дукции на траулере с Волна» снижена на 2 рубля 30 копеек, на трау лере «Добролюбов» — на 60 копеек, на траулере «Мацеста» — на 50 копеек... Но, к сожалению, мы имеем немало и отрицательных примеров. Случаи брака в работе, факты бесхозяйственности еще не изжиты ^ из практики нашей работы. На некоторых кораблях относятся легко- fij мысленно к расходованию промыслового снаряжения: не заботятся о Е его сохранении и бережной эксплуатации. Здесь работают по прин- Ь ципу: «нас должны обеспечить всем необходимым». А тем, как рас ходуются материалы, орудия лова, порой интересуются мало. На траулерах «Свет», «Водник», «Поллукс» себестоимость центнера р Я С огромным удовлетворе- продукции в первом квартале повышена против плановой от 47 до Ц нием прочитал в газете СООб- ОРГАН ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ И УПРАВЛЕНИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СОВНАРХОЗА ВТОРНИК, 23 мая 1961 г. Год издания 8-й Цена 2 коп. областного партактива Вчера в большом . зале Дворца культуры имени С. М. Кирова состоялось собрание об ластного партийного актива. Под бурные, продолжитель ные аплодисменты в почетный президиум собрания избирается Президиум Центрального Ко митета Коммунистической пар- тии Советского Союза во главе с товарищем Н. С. Хрущевым. С докладом «О ходе выпол нения социалистических обяза тельств коллективами предпри ятий, строек и транспорта, при нятых в честь XXII съезда КПСС» выступил секретарь об ластного комитета партии тов. Матвеев. По обсужденному вопросу принято развернутое постанов ление. Собрание Мой подарок Д О С Р О Ч Н О 68 копеек. Причина: перерасход льда, топлива, соли, большие затраты на ремонт. Корень всех этих недостатков заключается в том, что многие ка питаны, их первые помощники, секретари парторганизаций не научи лись еще смотреть на хозяйственную деятельность своих экипажей через «экономические очки». Как правило, они не подводят итогов хозяйственной деятельности после каждого рейса. А к концу кварта ла, года они узнают о весьма неприглядных фактах. А ведь надо не только уметь разбираться в вопросах экономики самим, но и прививать вкус к ней рядовым труженикам. Но эконо мическая учеба проводится далеко не на всех кораблях. Надо изжить все недостатки, которые мешают успешной работе, полнее использовать все возможности хозрасчета. Беречь государст венную копейку — святой долг тружеников бассейна. Дорогу скоростному тралению! Освоение и развитие скоростно- работу влияет длина вытравлен- го траления протекает очень слож- ных ваеров. но. причем трудности еще не вы- Теоретические данные говорят явлены, поскольку работы по его за то, что утяжеление нижней под- внедрению ведутся в небольших боры малоэффективно для увели- масштабах. В связи с этим еще чения скорости траления. Пра- больше возрастает необходимость вильней для увеличения скорости для промысловиков повышать идти по пути увеличения длины уровень знаний в практике и тео- вытравливаемых ваеров. Но как рии тралового промысла. найти «золотую середину» допол- Известно, что некоторые капи- нительной длины ваеров для каж- таны судов пробовали и сейчас дых конкретных условий промыс- делают попытки увеличить ско- ла, если известно, что при малой рость траления, но, как правило, длине ваеров распорные доски бу- их постигает неудача, так как нет дут отрываться от грунта, а при еще обоснованных рекомендаций чрезмерной длине уменьшается для увеличения скорости в раз- горизонтальное раскрытие трала? личных условиях промысла. В апреле текущего года автором З а счет чего же производится этой статьи проводились наблю- попытка повысить скорость тра- дения за увеличением скорости ления? Во-первых, за счет увели- на траулере бортового траления чения длины вытравливаемых ва- «Смоленск», еров, во-вторых, за счет подвеши- Траулер работал вания дополнительных грузов на 25-метровым мо- грунтроп. Эти дополнения, внесен ные одновременно или раздельно, ДеРнизиРо»анн ы м в большинстве случаев не дают тралом, как и желаемого результата, так как большинство судов этой серии по делаются без определенной нормы стройки. и приводят к нарушению рабо<ы Некоторые капитаны и мастера распорных траловых досок. по быче б Нормальная работа распорных г щение о том, что моряки трау леров «Ленин», «Джанкой», «Новгород» и «Касатка» при няли обязательство 17 октября рапортовать XXU съезду КПСС о выполнении годовых планов по вылову рыбы. На своем корабле мы пока такого обязательства еще не приняли. Но лично я обещаю ко дню открытия партийного съезда выполнить годовое за дание по выработке рыбной му ки. А она, как известно, очень необходима для нужд сельско го хозяйства. Скажу и другое. Ежерейсно можно доставлять в порт муки в полтора раза больше, если судно будет систематически обеспечиваться мешками. Де ло в том, что трюмы на нашем траулере небольшой емкости и не могут Еместить много му ки. Когда нам не дают мешков, установка работает не на пол ную мощность, все отходы вы брасываются за борт. В. БОРТНИКОВ, маши- нист рыбомучной уста новки траулера «Вил- ково». К о л л е к т и в траулера «Двина» 18 числа завер шил план мая по добыче и вы работке субпродуктов. Сейчас экипаж с новой силой развернул социалистическое со ревнование в честь XXII съез да Коммунистической партии и принял на себя обязательство рапортовать к этой знамена тельной дате о выполнении пла на и повышенных обязательств. Решено добыть 9500 центнеров рыбы вместо 9100 центнеров, предусмотренных планом 1961 года. В текущем рейсе соревнуемся с экипажами траулеров «Сла ва», «Плутон» и «Сатурн». Ду- маем перекрыть рейсовое зада* ние в полтора раза. В. ТОРШИН, капитан, В. ЯБЛОНОВСКИЯ , пер вый помощник капитана, В. ПЕРОВ, председатель судового комитета проф союза. (По радио). Моряки траулера «Киров» до- да партии выполнить годовые пла- срочно выполнили полугодовой ны, добиться права лично рапорто* план. вать о своих успехах. Мы тоже решили к 17 октября выполнить годовой план. Будем Находясь в порту, мы узнали о почине экипажей траулеров «Ле- соревноваться вместе. НИН», «Новгород», «Джанкой», н г р в д и н пом< «Касатка», принявших обязатель- 9 ство ко дню открытия XXII съез- помощник кон сервного мастера, секретарь парторганизации. РЕЙС СОКРАЩЕН НА ДВЕ НЕДЕЛИ Экипаж траулера «Могилев» на «мелочам» промыслового дела, две недели раньше срока снялся доверие к подчиненным, неутоми- с промысла и направился в порт, мое стремление к новому, передо- Делать было нечего, потому что вому — вот характерные черты трюмы полны рыбы, часть ее при- этого командира. Много лет, не- шлось оставить даже на палубе, смотря на различные трудности. Это большая победа дружного Николай Михайлович проводит на коллектива, работающего под ру- своем судне опыты по скоростно му тралению и освоению голубой ководством опытного капитана Николая Михайловича Котова. целины — больших глубин. Пере- довые приемы работы принесли Внимательное отношение ко всем успех и в последнем рейсе. ☆ Дать обоснованные считают, что Сначала попробовали промыш лять в районе Копытова. Но окунь там скоро «отказал». Перешли на Медвежинскую банку, где треска располагалась на большом прост ранстве. Как правило, «Могилев» ходил в стороне от группы. Траления были прицельными, так как при боры здесь работают хорошо, а их показания отлично умеют «чи тать» не только капитан, но и все рекомендации досок является решающим уело- лУчшеи скоростью, когда уловы Ну ваер0в на такую величину, на стопор-блоке отмеряется на е г « вием при достижении повышен- наибольшие, является для этого чтобы обеспечить устойчивый ход каждом ваере расстояние один * * * * “ * р ы«№1 ы ин ны< скоростей. Мнение промысло- трала скорость 3 и 3,2 узла. В распорных досок по грунту и что- метр или более и делаются засеч- - ®б виков о том, что чем больше дли- ппп„ „ па ОПЬ|та на храулере <Смо_ бы расстояние между распорны- ки. Напротив засечек измеряется б _ ’ ~ * у „ - „ . L b ___________________________ми досками не уменьшилось, а ос- расстояние между ваерами, кото- „ „ г , » » , . . , . . ор с доводилась до талось таким же, которое наблю- рое будет основанием равнобед- , пока позволяла мощ- далось до наоушения устойчивого оенного тоеугольника. Получен- У"** стрешлеи______ сутки задания Рыбы было процессе опыта на траулере «Смо- нз вытравленных .ваеров, тем вы- r J г ше можно держать скорость тра- ленск* ления, сложилась давно, и в прин- 4,2 узла далось до нару ения устойчивого р р ципе это положение верно. Но ность машины и снижения уло- хода распорных досок при первом ный треугольник разделим на два дополнительная длина ваеров не висхости трала не замечалось. этапе. прямоугольных треугольника и должна ухудшать работу распор- ^ Если на первом и втором эта- найдем половину угла между ва- ных досок. Чрезмерная длина ва- Сущность наблюдении заклю- пах не уДалось добиться нужной ерами. На основании подобия еров приводит к тому, что рас- чалась в следующем. Скорость, скоростИв хо проводится третий треугольников (у стопор-блока и капитана с секундоме- порные доски получают крен в после взятия ваеров на стопор, этап аналогичиым образом. образуемого ваерами) найдем рас- сторону трала, угол атаки досок увеличивалась поэтапно. На пер- г стояние между распорными доска- р в РУке определяли, Из сказанного видно, что для сколько рыбин разделывает • ми- дого члена экипажа подготовить личный подарок к XXII съезду партии. Соревнование между вахтами проходило по-боевому. Вахтенные уменьшается, в связи с чем умень- вом этапе дается опытная или шается и горизонтальное раскры- расчетная длина ваеров в зависи- определения длины ваеров при тие трала. мостя от глубины места лова и скоростном тралении, кроме глу- При дополнительной загрузке скорости около 3-х узлов. Затем , бины места лова, ^необходимо за- нижней подборы увеличиваются постепенно, через промежутки Даваться величинои горизонтально- силы трення и давление на грунт, времени 5—10 минут увеличивает- го раскрытия трала и конкрегно что увеличивает натяжение в ка- ся скорость на небольшие величи- расстоянием между распорными беле. Угол атаки распорной дос- ны. В это время постоянно ведет- досками. ки также уменьшается, как н в ся наблюдение за поведением ва- Контроль расстояния между первом случае. еров и измеряется угол между досками производится путем заме- Между прочим, многие промыс- ваерами в точке подвеса на сто- ра угла между ваерами* в точ- ловики проводят эксперименты пор-блоке. Увеличивается ско- ке подвеса на стопор-блоке. В нижней рость до тех пор, пока • увелтш - судовых условиях этот угол мож- ми по следующей формуле. £ * 2 L e * S i /> ± rnC - Jfappomr / wofer t Параллельно расчету расстоя- нуту каждым матрос, сколько вре мени уходят на спуск я подъем трала. Лучшие результаты обычно были у матросов тт. Сакалова, Смирнова, Боголюбова. Но если уж говорить о передовиках, то нельзя не назвать фамилии второ* го помощника капитана тов. Кул» л&маа, старшего мастера по добы- че тов. Гаврина. Тепло говорят на судне и о слесаре тов. Горбане, и о кочегаре тов. Проныке. У сМогилева» стоянка в порту именно с утяжелением подборы и меньше обращают вня- вается угол между гаерам и и по- но измерить протрактором, с по-„ ржну пягпппниия лп, кяиИ „ . мания на длину ваеров. По это- ка у ваеров не возникнет прохол- мощью малки (есть удачная кон-ыткнп ппийлижрннп пппрпрлитк короткой. Сейчас он снова му поводу нужно сказать, что жительная дрожь. Это значит, что струкция капитана Е. Лебедева) гппи, пнта1;. НОР пагкпы ти* тп ял а держит КУРС иа пРО**ысел. Моряки нормально загруженная подбора распорные доски начали периоди- и линейными замерами. Линейные ^ клпирпкяыиЪ его Цолн“ решимости добиться позволяет работать в значитель- чески отрываться от грунта. замеры проводятся в следующем У !• новой победы, ном диапазоне скоростей и на ее В этот момент добавляют дли- порядке. От точки подвеса ваеров (Окончание на 3 стр.). В. ПОЛЯРОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz