Рыбный Мурман. 1961 г. Май.

» УУк .*■* У'кУк//-к//-к//-к //-к/ у кУУкУ-кУУк//-кУУкУУкУУкУУкУУкУУкУУ * ^ ж « м ! ш ш с и г х г а : О Т Л И Ч Н ОР А Б О Т А Ю Т Звание экипажа коммунистиче­ ского труда моряки среднего тра ­ улера № 182 завоевали в трудных условиях промысла в Северной Атлантике. И сейчас, когда судно находится на траловом лову, кол* лектив с честью оправдывает это высокое звание. З а счет чего добиваются успеха моряки? Читайте об этом на этой странице. ПОДГОТОВКА КОРАБЛЯ И ТРАЛОВОГО «СНАРЯЖЕНИЯ К ПРОМЫСЛУ Своевременная и тщательная подготовка к промыслу решает ус­ пех рейса. Это учитывают и капи­ тан тов. Неелов, и старший меха­ ник тов. Ларионов, и старшин ма ­ стер по добыче тов. Куприн. Под­ готовка к следующему рейсу на­ чинается еще на переходе в порт. В первую очередь выявляются возможные остатки материалов и снаряжения, недостатки и неис­ правности в работе механизмов и оборудования, а затем уже со­ ставляются заявки на необходи­ мое в следующем рейсе промысло­ вое снаряжение, запасные части и материалы. Составляются дефект­ ные ведомости на ремонт оборудо­ вания. Старший механик тов. Ларионов в дефектную ведомость вносит только те работы, которые не мо­ гут быть выполнены в судовых условиях. Можно привести много примеров, когда машинная коман­ да общими усилиями приводила в рабочее состояние промысловые и вспомогательные механизмы, не отнимая ни минуты ценного про­ мыслового времени. Составленные заявки и дефект­ ные ведомости капитан (как з а ­ крепленный за кораблем тов. Кузь­ мин, так и заменяющий его сейчас тов. Неелов), обязательно прове­ ряет перед тем, как передать ее в соответствующие отделы управ­ ления. Он интересуется, не упусти­ ли ли чего, заказан ли достаточ­ ный резерв промыслового снаря­ жения, учтен ли в заявках опыт вооружения тралов на других су­ дах, хорошо работающих в это время. Капитан тов. Неелов — молодой, энергичный и инициатив­ ный командир, много внимания он уделяет вопросам промыслового вооружения, его интересуют все тонкости в устройстве и. работе орудий лова. Составить заявки и передать в управление это еще не все — здесь строго контролируется вы­ полнение заявок и сроки подвоза снаряжения на борт корабля. На среднем траулере № 182 не быва­ ет фактов неполного снабжения во время междурейсовой стоянки. Старший мастер по добыче тов. Куприн и его помощники тт. Та ­ расов и Еремин тщательно прове­ ряют доставленное на борт воору­ жение, причем особое внимание они уделяют проверке размеров траловых досок, расположения дужек и колец для ланок, высоту дужек при их совмещении, нали­ чие люфта. Нели доски имеют пе­ рекосы дуг и деформированы или есть недопустимый разбег дужек в подшипниках, они на судно не принимаются. Мастера по добыче сравнивают килевую загрузку как носовой, так и кормовой доски. Если на борт доставлены оваль ­ ные доски Матросова, Иван Ми­ хайлович Куприн проверяет: пар­ ные ли эти доски, одинаковую ли конструкцию киля они имеют, не превышает ли перемещение петель вниз больше десяти миллиметров? Тщательная проверка траловых досок в порту исключает потерю промыслового времени, аварии трала и в конечном счете приво­ дит к улучшению показателей про­ мыслового рейса. Кандалакшские плоские доски проверяются так же, как и оваль ­ ные, но разбег дужек (люфт) в подшипниках не допускается свы­ ше пяти миллиметров. На среднем траулере № 182 р а ­ ботают 23-метровым тралом. Во время перехода на промысел тща ­ тельно проверяют все его разме­ ры, исправляют повреждения и заменяют отдельные части трала и его оснастки. Если надо, подби­ вают грунтропы дополнительными бобипцамн или производят полную набивку грунтропов бобипцамн в соответствии с профилем грунта и глубиной места, где предстоит промЬцнлять. При проверке размеров трала, бывшего в эксплуатации, мастера по добыче обраща ­ ют внимание на соответствие раз ­ меров голых кон­ цов грунтропов, топенанта, верхней и нижней под­ бор чертежу и инструкции, одина­ ковы ли они на носовом и кормо­ вом крыльях. Проверяются при­ вязки грунтропных цепок по всей нижней подборе трала. Если они перемещены, то срезаются, и цеп­ ки подвязываются на новом ме­ сте. Расстояние между ними бе­ рется одинаковым как по грунтро- пу, так и по нижней подборе трала. Сетные части трала обязатель­ но проверяются на деформацию. Сквер и верхние крылья с пере­ косом больше одного шага ячеи (больше 10 процентов) вырезают­ ся и на их место ставятся новые, запасные. Пластины однорядного и двухрядного мешков измеряют­ ся по боковым кромкам. Если од­ на пластина относительно другой вытянулась больше, то излишек вытянутого сетного полотна уда ­ ляется. Новый трал взамен рабочего ставится в том случае, когда суд­ но выходит в первый рейс или когда старый трал перекошен и сильно изношен. Поучительна для всего сельдя­ ного флота практика подготовки запасных тралов н других деталей тралового снаряжения. Если время перехода позволяет, то моряки расходуют его на подготовку на левом борту второго запасного трала. К нему пришивают д в у х ­ рядный мешок, фартуки из старой дели, скотские шкуры, ставятся к концу кутка кольца восьмерки для гайтяна. дележный и удавный стропы. Запасной трал развеши­ вают на ванты левого борта. О д ­ нако этим тов. Куприн не ограни­ чивается. Чтобы в рейсе, в слу ­ чае больших повреждений рабо­ чего трала, на подготовку нового тратилось меньше времени, он, кро­ ме запасного трала, готовит еще запасной двухрядный мешок, име­ ющий полную оснастку. Развеши ­ вается он на ванты правого борта. Одновременно на случай работы на очень задевистых грунтах или при попадании в трал большого количества губки, часть матросов готовит из геркулесового троса комплект гужиков по 400 милли­ метров для удлинения грунтроп­ ных цепок. Полная подготовка з а ­ пасного трала заканчивается на месте промысла. В первые дни лова, используя свободное время, тов. Куприн во­ оружает запасные грунтропы. Н а ­ бивку на них бобннцев производят по той же схеме, по которой во­ оружены грунтропы трала, нахо­ дящегося в работе. Готовые грунт­ ропы растягивают на носовой па­ лубе и прикрепляют их к стойкам фальшборта. Примеру среднего траулера N? 182 по подготовке запасного промснариження последовал эки­ паж среднего траулера № 441 (ка­ питан тов. Бондарь, старший м а ­ стер по добыче тов. Лескович). На нем тоже изготовили запасные мешок и грунтропы. Имея оснащенный трал и воору­ женные грунтропы, моряки могут заменить выбывшие из эксплуата­ ции орудия лова не более чем За два часа. Грунтроп, бывший в р а ­ боте, заменяют запасным тогда, когда на нем нет части бобннцев и перенабивка его заново займет больше времени, чем установка з а ­ пасного, или тогда, когда меняют­ ся грунтовые условия. ОСНАСТКА И ВООРУЖЕНИЕ ТРАЛА Трал на среднем траулере № 182 вооружают следующим образом: Двухрядный мешок * но косой ячее от т;опенант м ен т а и до де ­ леж ного ставятся ножнлппы из 22-мм каната «геркулес», на кото­ рые надет глаголь-гак для гантя- на. Назначение пожилнн — увели­ чивать прочность мешка. Чтобы куток меньше подтирало о грунт, снизу двухрядного мешка прикреп­ ляются фартуки и две скотские шкуры, а внутри него подвязыва­ ется 12 металлических кухтылей. Распределяются они так: в кутке — 6 штук, из них 2 на пожили- нах и 4 на топенантах кутка; ос­ тальные 6 штук подвязываются по топенантам по 3 штуки на бо- ВСТРЕТИМXXII СЪЕМКПСС ПО-КОММУНИСТИЧЕСП Н А Т Р А Л О В О М П Р О М Ы С Л Е М О Р Я К И У/к/УкУ-к/Ук/У кУУкУ-кУкУУ-к// 9 +У-кУУ-к к.//*У/кУУк/УкУ-кУ-кУitУ-кУ-к /У*У-к/УкУ-кУ-кУУкУ-кУУ-кУУкУУ-кУУ+ /, "ШТ71 ковой шов через один метр друг от друга, считая от дележного стропа (рис. № I). Рис. 1. Оснащение двухрядного кутка: f. Кухтыли. 2. Пожилины. 3. Дележный строп. 4. Гайтян. 5. Топенанты. 6. Лннь дележного стропа. 7. Кольца восьмерки. 8. Замок для кутка. 9. Кольца для пожилин. 10. Кольца для кутка. II. Кольцо топенанта. В кольца 7опенант и кольцо кутковых пожилин продевается де- лежный строп из стального кана­ та диаметроч 15,5 мм, длиной 5 метров. К кольцу пожилнн с по­ мощью чекеля присоединяется лииь дележного стропа из каната «гер­ кулес» длиной 10 метров. К его концу подвязывают 2 кухтыля. Затем на конец кутка присоеди­ няют 42 кольца восьмерки и 2 куткопых кольца. Через них про­ девается гаитян из стального к а ­ ната диаметром 7,7 мм длиной 4 метра. В одном метре от начала конусной части двухрядного меш­ ка через кольца на топенантах про­ девается удавиой строп из каната «геркулес» 17 мм длиной 7 мет­ ров, а линь от него, такого же каната длиной 16 метров выво­ дится к верхнему гужу трала. На этом подготовка двухрядного мешка заканчивается. К верхней подборе трала на СРТ-182 подвязывают 44 кухтыля. Из них 20 — к верхнему гужу и по 12 штук — к верхней подборе крыльев. Грунтропы в о о р у ж а й с я следующим образом: центральный — 4-мя металлическими бобинна- ми диаметром 400 мм через один метр д р у г ^ т друга, 25 резиновы­ ми и 8 деревянными бобипцамн, 12 катушками с грунтропными цепками весом п о 5,5 килограмма или 8 катушками по 5,5 килограм­ ма и 2 катушками по 9,4 кило­ грамма (по краям грунтропа); крыловые - • каждый 3 металличе­ скими бобипцамн диаметром 400 мм, 28 резиновыми и 14 деревянны­ ми бобннцами, 11 чугунными к а ­ тушками с цепками по 5,5 кило­ грамма. (Рис. № 2). Когда грунтропы подготовлены, то их растягивают вдоль борта я равномерно прикрепляют цепки к нижней подборе. Квартропные це­ пи ставят к чекелям, соединяющим центральный грунтроп с крыловы­ ми, и к ним присоединяют носо­ вой н кормовой квартропы, кото- ТУые продевают в гужнки на верх­ нем гуже трала. Вооружение клячевками и кабе­ лями. В качестве клячевки на СРТ-182 применяется фигурная клячевка с 500 мм бобинцем. В связи с тем, что этот бобинец име­ ет положительную плавучесть око­ ло 9 кг, к малому плечу фигур­ ной клячевки подвязывают груз •— две чугунные катушки по 5,5 кг. К верхнему концу клячевки с помощью чекеля присоединяют голые концы верхней и нижней подбор, топенанта, шкентель кварт- ропной пряжки, а к нижнему кон­ цу клячевки голый грунтроп. Клячевка чекелем соединяется с осью бобинца (стержнем), который с другой стороны бобинцы соеди­ няют чекелями и вертлюгом с к а ­ белем. Длина кабелей на СРТ-182 по 50 метров. Считают, что даль­ нейшее увеличение длины кабеля снижает до некоторой степени вер­ тикальное раскрытие трала. Коле­ бание их в т а н ц е воды уменьша­ ется. и рыба плохо отгоняется к центру движения трала. Таким об­ разом, к изменению длины кабе­ лей здесь подходят очень осто­ рожно. Кроме подготовки тралов и их вооружения, экипаж СРТ-182 на переходе проверяет марки на вае- рах, если это сделать не удалось по возвращении в порт из преды­ дущего рейса. В том случае, если в рейсе были серьезные за девы, которые привели к неравномерно­ му удлинению ваеров или по к а ­ ким-либо причинам один ваер от­ носительно другого испытывал по­ вышенные нагрузки, то расстояние между марками измеряется по каждому ваеру, вытянутому вту- гую. С одного барабана ваер сни­ мается, и на этот барабан через центральные ролики перематывает­ ся проверяемый ваер. Предвари­ тельно измеряется через централь­ ный ролик расстояние от ролика ваериой каретки на одном борту до ролика ваерной каретки на другом борту. При перематывании проверяемо­ го ваера каждый пролет между ро­ ликами траловой лебедки отмеча­ ется на ваере краской. Расстояние, недостающее до 50 метров, отме­ чается особо. Расстояние между марками — 50 метров, считают от начальных марок до первых марок каждого последующего измерения. Также проверяются марки и на другом ваере. В том случае, когда экипаж уве­ рен, что большой разницы в мар­ ках на ваерах быть не может, так как ваера в рейсе испытывали сравнительно одинаковую нагруз­ ку, проверка марок на ваерах уп­ рощается. Упрощенная проверка марок на ваерах на СРТ-182 про­ изводится следующим порядком. От обоих ваеров отсоединяются кабели. Концы ваеров совмещают­ ся, и сложенные вместе ваера пе­ рекатываются вручную через цент- Ьальиие ролики: один на палубу левого борта, другой — на палубу прапого борта. Здесь они коилают- ся большими шлагами вдоль борта. (Рис. № 3). Рис ыЗ С хем а упрощ енной п р о б е ги м а р о к на босрок М - - ^ Г>«г I о .1. I I .1 ■!. ,с£е£о0~ая lJlhl4 .il.rg 'Mft/-- ЦентролЬнбнл врцнтроп n*io 0 BWoiffff) 0 BfflH№Hrf jriaJbyw ЦрЫлобои qtM/wnfiao 1 Р ис *2 Вооружение fpynmponoS на CP/71-18Z ! ?.: ,.Uti *I! « : « :• , I • j. f v « I *|» ф менжм»****гжтч/ «Ьи&дипц </* UX)** ы < цепАм» S.5 *». . . \ : • -М г . * . \ > В проверке марок на ваерах участвуют тралмейстер, оба его помощника и 5 матросов. Матро­ сы 1-й и П-й тянут ваера с бара ­ банов лебедки. Мастера по добыче рыбы: первый — стоит у лебедки и при необходимости стопором ре­ гулирует натяжение ваеров. Вто­ рой и матрос II 1-й совмешают вае­ ра и равномерно тянут их. Мат­ росы IV-й и V-й тянут ваера че­ рез центральные ролики один на левый, второй на правый борг и койлают их на палубе. Старший мастер но добыче ры­ бы контролирует равномерное дви­ жение ваеров и, если есть разни­ ца в марках, записывает ее в ви­ де таблицы. Погрешность в ваерах не должна превышать 0,75 метра. Эта погрешность учитывается при выравнивании ваеров на стопоре при спуске трала. Если разница в марках достигает 2—3 метров и больше или марки на ваерах из­ ношены, то производится перебив­ ка марок. На СРТ-182 каждый ваер имеет пробивку марками на длине 850 метров, что позволяет производить траления на глубинах до 350 мет­ ров. Экипаж СРТ-182 к выполне­ нию подготовительных работ от­ носится внимательно н со всем старанием. Работы хватает всем. Старшему мастеру по добыче тов. Куприну приходится предвари­ тельно продумать план выполне­ ния работ, расстановку палубной команды. Он вместе с капитаном тов. Нееловым заранее обсуждает расстановку сил, кого и на какую работу поставить, где он сможет дать больше пользы. Своевремен­ ное выполнение подготовительных работ лает возможность ‘ морякам СРТ-182 приступить в очередном рейсе к промыслу сразу же по приходу в промысловый район. ВЫБОР МЕСТА ЛОВА И РАБОТА С ТРАЛОМ При выборе промыслового рай­ она капитан тов. Неелов руковод­ ствуется промысловыми сводками и характеристикой условий работы с тралом в тех или иных квадра ­ тах промысла. Прослушивая от­ рядные и обшефлотскне советы, он оценивает район не только по ве­ личине уловов, но и по .ассорти­ менту, по глубине траления. Ассор­ тимент рыбы подсказывает, как устойчив будет траловый лов в данном районе, а глубина трале ­ ния — какое вооружение грунтро­ пов надо иметь, сколько ваеров и возможен ли здесь успешный про­ мысел с имеющимися траловыми досками. Когда район лова вы­ бран, радиооператор топ. Жорин пеленгует суда с хорошими улова­ ми. Определяется курс выхода на место лова. . • Рад 1 юоперагор тов. Жорин; рев­ ностно, не считаясь со временем, выполняет свои обязанности. Мо­ ряки СРТ-182 многим ему обяза ­ ны. Капитан всегда имеет пеленги на все суда сельдяного флота, УУкУ-кУУк /Укг'У*//к //*У-кУ-кУУкУ'кУУкУ/кУУк/УкУ/ имеющие успех в разных квадра ­ тах промыслового района. За два часа до подхода на ме­ сто лова старший мастер по до­ быче готовит траловую лебедку. Прежде всего поджимаются тавот- ннцы на лебедке и на всех роли­ ках, как для проводки ваеров, так и для проводки квартропов и мсс- сенжера. Одна группа матросов под руководством мастера по до ­ быче отвязывает трал от фальш­ борта, расправляет крылья и ме­ шок, присоединяет клячевки и к ним голые концы трала, квартро­ пы, кабели; другая группа матро­ сов под руководством второго ма ­ стера по добыче проводит кабели через подвесные и коренные роли­ ки траловых дуг, бортовой и цент­ ральные ролики, соединяет их с ваерамп посредством переходного конца ваерного вертлюга и трех чекелей. В чекель переходного конца ставится гужик для вклю­ чения в ваер траловой доски. Сла­ бина кабелей выбирается на бара ­ бан лебедки. Проверив готовность лебедки, старшин мастер по добыче далее руководит переводом стрелы на рабочий борт (у СРТ-182 — пра­ вый) и выводом из-за траловых дуг за борт траловых досок, где они берутся на цени. После завершения . указанных работ он докладывает вахтенному помощнику капитана, что трал к спуску готов. К управлению траловой лебед­ ки на СРТ-182 допускаются лишь люди, проинструктированные стар­ шим механиком тов. Ларионовым. Он рассказывает, как надо вклю­ чать и выключать лебедку, тормо­ зить се ножным тормозом и сто­ пором, какие особенности в рабо­ те лебедки на отдельных операци­ ях по спуску и подъему трала. Затем он показывает все это не­ посредственно на лебедке. Но этим еше инструктаж не заканчивается. Стармех контролирует, как на практике выполняются требования эксплуатации лебедки, и делает замечания, если работающий на лебедке нарушает их. Спуск трала. Для спуска трала судно разворачивается рабочим бортом к ветру. При значительной волне судно ставится под неболь­ шим углом к ней, чтобы не было енлыюй бортовой качки. Судово­ дители СРТ-182 используют все возможности, чтобы при маневрах избегать длительной постановки судна лагом. Они ясно представ­ ляют себе, что при резкой борто­ вой качке палуба заливается во­ дой, рыба смывается за борт, трал и еГо вооружение испытывают ди ­ намические нагрузки и имеют серь­ езные повреждения. Повышенные нагрузки испытывают: также иод-; весные ролики траловых дуг, тра ­ ловая лебедка, грузоподъемные средства и приспособления. Р е ­ зультатом этого часто являются потери промыслового времени. По­ этому капитан требует от вахтен­ ных штурманов, чтобы они в све­ жую и штормовую погоду выбира­ ли такое положение судна, чтобы качка корабля по своему характе­ ру -была ближе к килевой, чтобы судно имело бортовой дрейф от трала и сетные части в воде рас­ правлялись. Спуск трала производится, как и на всех кораблях сельдяного флота. Сначала выводится за борт ку­ ток и выбрасывается дележный лннь на двух кухтылях. При этом вахтенный помощник тралмейстера проверяет, хорошо ли затянуты гайтяном кольца восьмерки, рас­ правлен ли внутри мешка клапан (фартук), перевязаны ли кутко- вые кольца и восьмерки прядена. При подъеме кугка патентом раз­ дергивается дележный строп. Затем патентом за кольцо удавиого стропа поднимается и выбрасывается за борт остальная часть двухрядного мешка и носо­ вое крыло. Предварительно прове­ ряется, развернут ли удавный строп, правильно ли подходит к верхнему гужу линь от него. Пос­ ле того, как сетные части трала выметаны с помощью патента за борт, остаются на судне верхняя подбора трала и центральные бо­ бинцы. Центральный грунтроп и бобин­ цы кормового крыла выводятся за борт тоже с помощью патента, верхняя подбора выбрасывается вручную. Выбрасыванию мешка на СРТ- 182 уделяется большое внимание. Вахтенный мастер по добыче и старшин мастер по добыче, кото­ рый выходит на каждый спуск и подъем трала, не допускает слу­ чаев стравливания мешка в кры­ ло, крыловых бобннцев на верх­ нюю подбору, завертов крыльев. Убедившись, что трал ныметан правильно и в воде хорошо рас­ правился, а квартропы не стягива­ ют сетные части его, вахтенный помощник капитана дает коман­ ду: «Травить кабели!*. Травление кабелей при хорошем дрейфе про­ изводится при застопоренной ма­ шине, а в штилевую погоду и при малом ветре судну дастся ход. После этого траловая доска со­ единяется с ваером гаком и гужи- ком в чекеле переходного конца. Травление досок часто произво­ дят без циркуляции (рис. № 4 ) . В том случае, когда с тралом необ­ ходимо идти обратным курсом, де­ лается неполная циркуляция. При осуществлении ее судоводители учитывают, что крутая циркуляция •во всех случаях вредна, так как при ней кормовая доска может всплыть и отойти от борта даль­ ше, чем носовая. Иногда кормо­ вую доску можно углубить но- травливанием кормового ваера, часто это кончается завертом или порывом трала. Поэтому на СРТ-182 крутая циркуляция ни при спуске трала, ни при подъеме его не допускается. Длина ваеров, подлежащих вы­ травливанию, зависит от глубины места лова, характера грунта, скорости траления. На СРТ-182 длину ваеров определяют, пользу­ ясь таблицей. В этой таблице ука­ зывается длина ваеров для рабо ­ чих глубин. Таблица висит в ру­ левой рубке. Пользуясь ею, судово- J V s 1 8 2 дители определяют, какую длину ваеров надо вытравить для данной глубины. Затем вносятся поправ­ ки. Если грунт хороший и требу­ ется прижать нижнюю подбору ближе ко дну, то длину ваеров со­ ответственно таблице увеличива­ ют. Травление ваеров производят равномерно и вручную. Мастер по добыче следит, как идут марки на ваерах, и при малейшем забегании марки носового ваера вперед мар­ ки кормового ваера он дает рас­ поряжение притормозить ход но­ сового ваера. Так, СРТ-182 избе­ гает завертов трала по причине неравномерного и слабого травле­ ния ваеров. Недотравив 50 метров к положенному количеству ваеров, ход судна уменьшается, что спо­ собствует плавной посадке трало ­ вых досок на грунт и избежанию рывка ваеров, когда барабаны ле­ бедки будут застопорены. На стопор ваера мессенжером берутся без промедления. А что­ бы облегчить подвод их к 'борту, вахтенный помощник капитана подворачивает корму к ваерам, но так, чтобы ее не навалило на ва ­ ера. После взятия ваеров на сто­ пор ход судна увеличивается до рабочего. Траление. Продолжительность траления на задевистых грунтах на СРТ-182 не превышает двух часов. На хороших грунтах и при небольших уловах продолжитель­ ность хода с тралом увеличивают до 3-х часов и д аж е до 3,5 часов, что способствует улучшению про­ мыслового режима. Обычная ско­ рость хода с тралом не превышает 3,1 узла. При сильном встречном ветре скорость хода с тралом рез­ ко падает, и трал идет с малым горизонтальным раскрытием. Суд­ но вынуждено заходить на ветер (мощность главного двигателя на СРТ-182 — 300 л. с.). Чтобы таких заходов было воз­ можно меньше, капитан тов. Нее­ лов или делает заход сразу на два траления, или одно траление делает по ветру, а второе лагом к ветру, или же, если позволяет волнение моря, траление ведет только лагом к ветру. Скорость траления, как обычно, определяется по планширному ла ­ гу в начале траления и 2—3 раза в период хода с тралом. Одновре­ менно с измерением скорости тра­ ления замечаются и обороты ма­ шины. Для того, чтобы не производить всякий раз расчеты скорости хода судна, судоводители пользуются таблицей, в которой указывается, какому времени прохождения пред­ мета, выброшенного за борт, от одной точки планширного лага до другой топки его соответствует оп­ ределенная скорость хода корабля. Если скорость ниже допускаемой, то число оборотов двигателя уве­ личивается и удерживается в те­ чение всего траления. Систематическое наблюдение за О П Ы Т Л У Ч Ш ' И Х в стер ^ Рис4 . Спуси трапа i t * цирнулииии ! 7 Выметка /чеимо , Hpo/floeA.-bbihod бобимч^А зо бпрл» i a S и Н о сок ш * . /х ^ Р - , *» •г ■» 1 В С Е М Э К И П А Ж А М ! скоростью траления -— необходи­ мое условие успешного промысла. Замечено, что на глинистых грун­ тах надо увеличивать число оборо­ тов гребного винта на 5 процен­ тов по сравнению с песчаными грунтами, а на задевистых грун­ тах — на 10 процентов. Помимо продолжительности и скорости траления успех лова на­ ходится в прямой зависимости от умения судоводителей держаться на месте облавливаемых косяков .рыбы. Помогает этому ведение счислений и прокладок на промыс­ ловом планшете, нанесение на не­ го глубины по показаниям эхоло­ та, уточненного местонахождения корабля по астрономическим на­ блюдениям и пеленгам радиомая­ ков. На СРТ-182, как правило, вах­ тенный помощник капитана при смене вахт сдает всю прокладку за сваю вахту. Кроме того, он информирует о том, какие кораб­ ли и какими курсами вблизи про­ ходили с тралом. Если наблюда­ лись подъемы трала другими су­ дами, то замечается, на каком рас­ стоянии по курсу они производи­ лись, какой курс наблюдаемый траулер выбрал после подъема трала. Промысловый планшет при ра ­ боте на тяжелых грунтах помога­ ет судоводителям определять, к а ­ ким курсом более выгодно ходить с тралом, чтобы порывов трала было меньше и улов не снижался. З а ходом трала и изменением глубины они следят не только по приборам, но и по углам наклона и расхождения ваеров. Такое н а ­ блюдение здесь ведется через каждые 10 минут. Если замечает­ ся, что какая-либо доска отрыва­ ется от грунта, ваер имеет непре­ рывные колебания, вахтенный по­ мощник капитана временным сни­ жением хода судна стремится по­ садить ее на грунт, и затем снова устанавливает машине заданное число оборотов. Это тоже один из факторов повышения эффектив­ ности работы трала на СРТ-182. Подъем трала. Подъем трала, как правило, производят так же, как и все суда бортового трале­ ния, — с наветренного борта. При значительном же волнении выбор­ ка ваеров производится носом на волну или углом к ней (рис. М 5). Р и с 5 Подъем трапа при эначипжпоыою Ветре. I /П раление В Выброгно 6а fроб и топon ont ЭРЦнта • т Вь*брос*о мой?//?!' ** Под**** 44. После отдачи со стопора соеди­ няется носовой барабан лебедки и носовой ваер подбирается на 25 метров. Примечание: на СРТ-182 первая, контрольная марка на ваерах по­ ставлена через 25 м, затем такая же марка поставлена еше через 25 м, а далее ваера разбиты по способу, принятому для всех СРТ сельдяного флота. После этого соединяется кормо­ вой барабан лебедки, ход судна останавливается и начинается од­ новременная .выборка обоих вае­ ров. Скорость выборки ваеров не менее 48—50 м/мАи. З а ней следит вахтенный помощник капитана. При снижении скорости требует увеличения ее, а при резком сни­ жении даст судну самый малый или малый ход вперед. Когда выбирать ваеров остает­ ся немногим больше, чем глубина до грунта, то есть тогда, когда трал должен оторваться от грун­ та, дается малый ход вперед и при нем выбирается по 100 метров ваеров. Потом ход останавливает­ ся и дальнейшая выборка ваеров идет при застопоренной машине. Судоводители СРТ-182 этим самым преследуют цель сохранения всего улова. И это понятно. При отрыве траловых досок ото дна трал неко­ торое расстояние движется по инерции, а затем движение пре­ кращается. Следовательно, созда­ ется угроза выталкивания части рыбы из трала под действием инерции и частичного выхода рыбы из трала, получившего большой распор верхней подборы под влия­ нием подъемной силы кухтылей. Такой метод выборки ваеров при подъеме трала, особенно с длинными кабелями, повышает эф­ фективность каждого траления, и он должен получить самое широ­ кое распространение ■в нашем флоте. • При подходе к борту кормовой доски вахтенный штурман дает ма­ шине малый ход, перекладывая руль в четверть борта в сторону трала. Выключив траловую доску, то есть взяв ее на стопор, выби­ рают часть кормового кабеля и носовой ваер до доски. После вы­ ключения носовой доскн происхо­ дит одновременная выборка кабе ­ лей. При сильном ветре циркуля­ ция с тралом не делается. Если ве­ тер не превышает 5 баллов, цирку­ ляцию делают всякий раз, чтобы всю рыбу вытолкнуть из одноряд­ ного и передней части двухрядно ­ го мешка в куток. При этом вах ­ тенный штурман следит, чтобы линия расположения клячевок бы­ ла перпендикулярна к оси движ е ­ ния трала при циркуляции. Так предупреждается деформация (пе­ рекос) сквера и верхних крыльсц. Известно, что перекосы сквера и верхних крыльев сильно снижают уловнстость трала, поэтому боль­ ше 10 процентов они не допуска­ ются. Когда корабль при выполнении циркуляции подходит снопа рабо­ чим бортом па ветер или близко к этому, выбирается носовой ка­ бель, немедленно отсоединяются от квартропных пряжек квартро­ пы н равномерно выбираются ту- рачками лебедки. С целью снижения затрат вре­ мени на спуск и подъем трала, экипаж СРТ-182 центральные бо- бннцы на палубу поднимает толь­ ко одни раз в сутки для осмотра повреждений сетных частей трала. В остальных подъемах как кормо­ вую, так и носовую квартропные цепи берут на стопорные гаки, ко­ торые на цепях прикреплены к надстройке и квартропной тумбе. Дальнейший подъем трала идет так же, как и на других судах. Хорошо и дружно работает эки­ паж коммунистического труда СРТ-182! Все моряки — от юнги и до капитана — проникнуты ж е ­ ланием закрепить и улучшить производственные показатели, встретить XXII съезд родной Коммунистической партии досроч­ ным выполнением государственно­ го плана и своих социалистиче­ ских обязательств. И. АХЛЫНОВ, инженер- иаставиик по добыче рыбы. »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz