Рыбный Мурман. 1961 г. Май.
» УУк .*■* У'кУк//-к//-к//-к //-к/ у кУУкУ-кУУк//-кУУкУУкУУкУУкУУкУУкУУ * ^ ж « м ! ш ш с и г х г а : О Т Л И Ч Н ОР А Б О Т А Ю Т Звание экипажа коммунистиче ского труда моряки среднего тра улера № 182 завоевали в трудных условиях промысла в Северной Атлантике. И сейчас, когда судно находится на траловом лову, кол* лектив с честью оправдывает это высокое звание. З а счет чего добиваются успеха моряки? Читайте об этом на этой странице. ПОДГОТОВКА КОРАБЛЯ И ТРАЛОВОГО «СНАРЯЖЕНИЯ К ПРОМЫСЛУ Своевременная и тщательная подготовка к промыслу решает ус пех рейса. Это учитывают и капи тан тов. Неелов, и старший меха ник тов. Ларионов, и старшин ма стер по добыче тов. Куприн. Под готовка к следующему рейсу на чинается еще на переходе в порт. В первую очередь выявляются возможные остатки материалов и снаряжения, недостатки и неис правности в работе механизмов и оборудования, а затем уже со ставляются заявки на необходи мое в следующем рейсе промысло вое снаряжение, запасные части и материалы. Составляются дефект ные ведомости на ремонт оборудо вания. Старший механик тов. Ларионов в дефектную ведомость вносит только те работы, которые не мо гут быть выполнены в судовых условиях. Можно привести много примеров, когда машинная коман да общими усилиями приводила в рабочее состояние промысловые и вспомогательные механизмы, не отнимая ни минуты ценного про мыслового времени. Составленные заявки и дефект ные ведомости капитан (как з а крепленный за кораблем тов. Кузь мин, так и заменяющий его сейчас тов. Неелов), обязательно прове ряет перед тем, как передать ее в соответствующие отделы управ ления. Он интересуется, не упусти ли ли чего, заказан ли достаточ ный резерв промыслового снаря жения, учтен ли в заявках опыт вооружения тралов на других су дах, хорошо работающих в это время. Капитан тов. Неелов — молодой, энергичный и инициатив ный командир, много внимания он уделяет вопросам промыслового вооружения, его интересуют все тонкости в устройстве и. работе орудий лова. Составить заявки и передать в управление это еще не все — здесь строго контролируется вы полнение заявок и сроки подвоза снаряжения на борт корабля. На среднем траулере № 182 не быва ет фактов неполного снабжения во время междурейсовой стоянки. Старший мастер по добыче тов. Куприн и его помощники тт. Та расов и Еремин тщательно прове ряют доставленное на борт воору жение, причем особое внимание они уделяют проверке размеров траловых досок, расположения дужек и колец для ланок, высоту дужек при их совмещении, нали чие люфта. Нели доски имеют пе рекосы дуг и деформированы или есть недопустимый разбег дужек в подшипниках, они на судно не принимаются. Мастера по добыче сравнивают килевую загрузку как носовой, так и кормовой доски. Если на борт доставлены оваль ные доски Матросова, Иван Ми хайлович Куприн проверяет: пар ные ли эти доски, одинаковую ли конструкцию киля они имеют, не превышает ли перемещение петель вниз больше десяти миллиметров? Тщательная проверка траловых досок в порту исключает потерю промыслового времени, аварии трала и в конечном счете приво дит к улучшению показателей про мыслового рейса. Кандалакшские плоские доски проверяются так же, как и оваль ные, но разбег дужек (люфт) в подшипниках не допускается свы ше пяти миллиметров. На среднем траулере № 182 р а ботают 23-метровым тралом. Во время перехода на промысел тща тельно проверяют все его разме ры, исправляют повреждения и заменяют отдельные части трала и его оснастки. Если надо, подби вают грунтропы дополнительными бобипцамн или производят полную набивку грунтропов бобипцамн в соответствии с профилем грунта и глубиной места, где предстоит промЬцнлять. При проверке размеров трала, бывшего в эксплуатации, мастера по добыче обраща ют внимание на соответствие раз меров голых кон цов грунтропов, топенанта, верхней и нижней под бор чертежу и инструкции, одина ковы ли они на носовом и кормо вом крыльях. Проверяются при вязки грунтропных цепок по всей нижней подборе трала. Если они перемещены, то срезаются, и цеп ки подвязываются на новом ме сте. Расстояние между ними бе рется одинаковым как по грунтро- пу, так и по нижней подборе трала. Сетные части трала обязатель но проверяются на деформацию. Сквер и верхние крылья с пере косом больше одного шага ячеи (больше 10 процентов) вырезают ся и на их место ставятся новые, запасные. Пластины однорядного и двухрядного мешков измеряют ся по боковым кромкам. Если од на пластина относительно другой вытянулась больше, то излишек вытянутого сетного полотна уда ляется. Новый трал взамен рабочего ставится в том случае, когда суд но выходит в первый рейс или когда старый трал перекошен и сильно изношен. Поучительна для всего сельдя ного флота практика подготовки запасных тралов н других деталей тралового снаряжения. Если время перехода позволяет, то моряки расходуют его на подготовку на левом борту второго запасного трала. К нему пришивают д в у х рядный мешок, фартуки из старой дели, скотские шкуры, ставятся к концу кутка кольца восьмерки для гайтяна. дележный и удавный стропы. Запасной трал развеши вают на ванты левого борта. О д нако этим тов. Куприн не ограни чивается. Чтобы в рейсе, в слу чае больших повреждений рабо чего трала, на подготовку нового тратилось меньше времени, он, кро ме запасного трала, готовит еще запасной двухрядный мешок, име ющий полную оснастку. Развеши вается он на ванты правого борта. Одновременно на случай работы на очень задевистых грунтах или при попадании в трал большого количества губки, часть матросов готовит из геркулесового троса комплект гужиков по 400 милли метров для удлинения грунтроп ных цепок. Полная подготовка з а пасного трала заканчивается на месте промысла. В первые дни лова, используя свободное время, тов. Куприн во оружает запасные грунтропы. Н а бивку на них бобннцев производят по той же схеме, по которой во оружены грунтропы трала, нахо дящегося в работе. Готовые грунт ропы растягивают на носовой па лубе и прикрепляют их к стойкам фальшборта. Примеру среднего траулера N? 182 по подготовке запасного промснариження последовал эки паж среднего траулера № 441 (ка питан тов. Бондарь, старший м а стер по добыче тов. Лескович). На нем тоже изготовили запасные мешок и грунтропы. Имея оснащенный трал и воору женные грунтропы, моряки могут заменить выбывшие из эксплуата ции орудия лова не более чем За два часа. Грунтроп, бывший в р а боте, заменяют запасным тогда, когда на нем нет части бобннцев и перенабивка его заново займет больше времени, чем установка з а пасного, или тогда, когда меняют ся грунтовые условия. ОСНАСТКА И ВООРУЖЕНИЕ ТРАЛА Трал на среднем траулере № 182 вооружают следующим образом: Двухрядный мешок * но косой ячее от т;опенант м ен т а и до де леж ного ставятся ножнлппы из 22-мм каната «геркулес», на кото рые надет глаголь-гак для гантя- на. Назначение пожилнн — увели чивать прочность мешка. Чтобы куток меньше подтирало о грунт, снизу двухрядного мешка прикреп ляются фартуки и две скотские шкуры, а внутри него подвязыва ется 12 металлических кухтылей. Распределяются они так: в кутке — 6 штук, из них 2 на пожили- нах и 4 на топенантах кутка; ос тальные 6 штук подвязываются по топенантам по 3 штуки на бо- ВСТРЕТИМXXII СЪЕМКПСС ПО-КОММУНИСТИЧЕСП Н А Т Р А Л О В О М П Р О М Ы С Л Е М О Р Я К И У/к/УкУ-к/Ук/У кУУкУ-кУкУУ-к// 9 +У-кУУ-к к.//*У/кУУк/УкУ-кУ-кУitУ-кУ-к /У*У-к/УкУ-кУ-кУУкУ-кУУ-кУУкУУ-кУУ+ /, "ШТ71 ковой шов через один метр друг от друга, считая от дележного стропа (рис. № I). Рис. 1. Оснащение двухрядного кутка: f. Кухтыли. 2. Пожилины. 3. Дележный строп. 4. Гайтян. 5. Топенанты. 6. Лннь дележного стропа. 7. Кольца восьмерки. 8. Замок для кутка. 9. Кольца для пожилин. 10. Кольца для кутка. II. Кольцо топенанта. В кольца 7опенант и кольцо кутковых пожилин продевается де- лежный строп из стального кана та диаметроч 15,5 мм, длиной 5 метров. К кольцу пожилнн с по мощью чекеля присоединяется лииь дележного стропа из каната «гер кулес» длиной 10 метров. К его концу подвязывают 2 кухтыля. Затем на конец кутка присоеди няют 42 кольца восьмерки и 2 куткопых кольца. Через них про девается гаитян из стального к а ната диаметром 7,7 мм длиной 4 метра. В одном метре от начала конусной части двухрядного меш ка через кольца на топенантах про девается удавиой строп из каната «геркулес» 17 мм длиной 7 мет ров, а линь от него, такого же каната длиной 16 метров выво дится к верхнему гужу трала. На этом подготовка двухрядного мешка заканчивается. К верхней подборе трала на СРТ-182 подвязывают 44 кухтыля. Из них 20 — к верхнему гужу и по 12 штук — к верхней подборе крыльев. Грунтропы в о о р у ж а й с я следующим образом: центральный — 4-мя металлическими бобинна- ми диаметром 400 мм через один метр д р у г ^ т друга, 25 резиновы ми и 8 деревянными бобипцамн, 12 катушками с грунтропными цепками весом п о 5,5 килограмма или 8 катушками по 5,5 килограм ма и 2 катушками по 9,4 кило грамма (по краям грунтропа); крыловые - • каждый 3 металличе скими бобипцамн диаметром 400 мм, 28 резиновыми и 14 деревянны ми бобннцами, 11 чугунными к а тушками с цепками по 5,5 кило грамма. (Рис. № 2). Когда грунтропы подготовлены, то их растягивают вдоль борта я равномерно прикрепляют цепки к нижней подборе. Квартропные це пи ставят к чекелям, соединяющим центральный грунтроп с крыловы ми, и к ним присоединяют носо вой н кормовой квартропы, кото- ТУые продевают в гужнки на верх нем гуже трала. Вооружение клячевками и кабе лями. В качестве клячевки на СРТ-182 применяется фигурная клячевка с 500 мм бобинцем. В связи с тем, что этот бобинец име ет положительную плавучесть око ло 9 кг, к малому плечу фигур ной клячевки подвязывают груз •— две чугунные катушки по 5,5 кг. К верхнему концу клячевки с помощью чекеля присоединяют голые концы верхней и нижней подбор, топенанта, шкентель кварт- ропной пряжки, а к нижнему кон цу клячевки голый грунтроп. Клячевка чекелем соединяется с осью бобинца (стержнем), который с другой стороны бобинцы соеди няют чекелями и вертлюгом с к а белем. Длина кабелей на СРТ-182 по 50 метров. Считают, что даль нейшее увеличение длины кабеля снижает до некоторой степени вер тикальное раскрытие трала. Коле бание их в т а н ц е воды уменьша ется. и рыба плохо отгоняется к центру движения трала. Таким об разом, к изменению длины кабе лей здесь подходят очень осто рожно. Кроме подготовки тралов и их вооружения, экипаж СРТ-182 на переходе проверяет марки на вае- рах, если это сделать не удалось по возвращении в порт из преды дущего рейса. В том случае, если в рейсе были серьезные за девы, которые привели к неравномерно му удлинению ваеров или по к а ким-либо причинам один ваер от носительно другого испытывал по вышенные нагрузки, то расстояние между марками измеряется по каждому ваеру, вытянутому вту- гую. С одного барабана ваер сни мается, и на этот барабан через центральные ролики перематывает ся проверяемый ваер. Предвари тельно измеряется через централь ный ролик расстояние от ролика ваериой каретки на одном борту до ролика ваерной каретки на другом борту. При перематывании проверяемо го ваера каждый пролет между ро ликами траловой лебедки отмеча ется на ваере краской. Расстояние, недостающее до 50 метров, отме чается особо. Расстояние между марками — 50 метров, считают от начальных марок до первых марок каждого последующего измерения. Также проверяются марки и на другом ваере. В том случае, когда экипаж уве рен, что большой разницы в мар ках на ваерах быть не может, так как ваера в рейсе испытывали сравнительно одинаковую нагруз ку, проверка марок на ваерах уп рощается. Упрощенная проверка марок на ваерах на СРТ-182 про изводится следующим порядком. От обоих ваеров отсоединяются кабели. Концы ваеров совмещают ся, и сложенные вместе ваера пе рекатываются вручную через цент- Ьальиие ролики: один на палубу левого борта, другой — на палубу прапого борта. Здесь они коилают- ся большими шлагами вдоль борта. (Рис. № 3). Рис ыЗ С хем а упрощ енной п р о б е ги м а р о к на босрок М - - ^ Г>«г I о .1. I I .1 ■!. ,с£е£о0~ая lJlhl4 .il.rg 'Mft/-- ЦентролЬнбнл врцнтроп n*io 0 BWoiffff) 0 BfflH№Hrf jriaJbyw ЦрЫлобои qtM/wnfiao 1 Р ис *2 Вооружение fpynmponoS на CP/71-18Z ! ?.: ,.Uti *I! « : « :• , I • j. f v « I *|» ф менжм»****гжтч/ «Ьи&дипц </* UX)** ы < цепАм» S.5 *». . . \ : • -М г . * . \ > В проверке марок на ваерах участвуют тралмейстер, оба его помощника и 5 матросов. Матро сы 1-й и П-й тянут ваера с бара банов лебедки. Мастера по добыче рыбы: первый — стоит у лебедки и при необходимости стопором ре гулирует натяжение ваеров. Вто рой и матрос II 1-й совмешают вае ра и равномерно тянут их. Мат росы IV-й и V-й тянут ваера че рез центральные ролики один на левый, второй на правый борг и койлают их на палубе. Старший мастер но добыче ры бы контролирует равномерное дви жение ваеров и, если есть разни ца в марках, записывает ее в ви де таблицы. Погрешность в ваерах не должна превышать 0,75 метра. Эта погрешность учитывается при выравнивании ваеров на стопоре при спуске трала. Если разница в марках достигает 2—3 метров и больше или марки на ваерах из ношены, то производится перебив ка марок. На СРТ-182 каждый ваер имеет пробивку марками на длине 850 метров, что позволяет производить траления на глубинах до 350 мет ров. Экипаж СРТ-182 к выполне нию подготовительных работ от носится внимательно н со всем старанием. Работы хватает всем. Старшему мастеру по добыче тов. Куприну приходится предвари тельно продумать план выполне ния работ, расстановку палубной команды. Он вместе с капитаном тов. Нееловым заранее обсуждает расстановку сил, кого и на какую работу поставить, где он сможет дать больше пользы. Своевремен ное выполнение подготовительных работ лает возможность ‘ морякам СРТ-182 приступить в очередном рейсе к промыслу сразу же по приходу в промысловый район. ВЫБОР МЕСТА ЛОВА И РАБОТА С ТРАЛОМ При выборе промыслового рай она капитан тов. Неелов руковод ствуется промысловыми сводками и характеристикой условий работы с тралом в тех или иных квадра тах промысла. Прослушивая от рядные и обшефлотскне советы, он оценивает район не только по ве личине уловов, но и по .ассорти менту, по глубине траления. Ассор тимент рыбы подсказывает, как устойчив будет траловый лов в данном районе, а глубина трале ния — какое вооружение грунтро пов надо иметь, сколько ваеров и возможен ли здесь успешный про мысел с имеющимися траловыми досками. Когда район лова вы бран, радиооператор топ. Жорин пеленгует суда с хорошими улова ми. Определяется курс выхода на место лова. . • Рад 1 юоперагор тов. Жорин; рев ностно, не считаясь со временем, выполняет свои обязанности. Мо ряки СРТ-182 многим ему обяза ны. Капитан всегда имеет пеленги на все суда сельдяного флота, УУкУ-кУУк /Укг'У*//к //*У-кУ-кУУкУ'кУУкУ/кУУк/УкУ/ имеющие успех в разных квадра тах промыслового района. За два часа до подхода на ме сто лова старший мастер по до быче готовит траловую лебедку. Прежде всего поджимаются тавот- ннцы на лебедке и на всех роли ках, как для проводки ваеров, так и для проводки квартропов и мсс- сенжера. Одна группа матросов под руководством мастера по до быче отвязывает трал от фальш борта, расправляет крылья и ме шок, присоединяет клячевки и к ним голые концы трала, квартро пы, кабели; другая группа матро сов под руководством второго ма стера по добыче проводит кабели через подвесные и коренные роли ки траловых дуг, бортовой и цент ральные ролики, соединяет их с ваерамп посредством переходного конца ваерного вертлюга и трех чекелей. В чекель переходного конца ставится гужик для вклю чения в ваер траловой доски. Сла бина кабелей выбирается на бара бан лебедки. Проверив готовность лебедки, старшин мастер по добыче далее руководит переводом стрелы на рабочий борт (у СРТ-182 — пра вый) и выводом из-за траловых дуг за борт траловых досок, где они берутся на цени. После завершения . указанных работ он докладывает вахтенному помощнику капитана, что трал к спуску готов. К управлению траловой лебед ки на СРТ-182 допускаются лишь люди, проинструктированные стар шим механиком тов. Ларионовым. Он рассказывает, как надо вклю чать и выключать лебедку, тормо зить се ножным тормозом и сто пором, какие особенности в рабо те лебедки на отдельных операци ях по спуску и подъему трала. Затем он показывает все это не посредственно на лебедке. Но этим еше инструктаж не заканчивается. Стармех контролирует, как на практике выполняются требования эксплуатации лебедки, и делает замечания, если работающий на лебедке нарушает их. Спуск трала. Для спуска трала судно разворачивается рабочим бортом к ветру. При значительной волне судно ставится под неболь шим углом к ней, чтобы не было енлыюй бортовой качки. Судово дители СРТ-182 используют все возможности, чтобы при маневрах избегать длительной постановки судна лагом. Они ясно представ ляют себе, что при резкой борто вой качке палуба заливается во дой, рыба смывается за борт, трал и еГо вооружение испытывают ди намические нагрузки и имеют серь езные повреждения. Повышенные нагрузки испытывают: также иод-; весные ролики траловых дуг, тра ловая лебедка, грузоподъемные средства и приспособления. Р е зультатом этого часто являются потери промыслового времени. По этому капитан требует от вахтен ных штурманов, чтобы они в све жую и штормовую погоду выбира ли такое положение судна, чтобы качка корабля по своему характе ру -была ближе к килевой, чтобы судно имело бортовой дрейф от трала и сетные части в воде рас правлялись. Спуск трала производится, как и на всех кораблях сельдяного флота. Сначала выводится за борт ку ток и выбрасывается дележный лннь на двух кухтылях. При этом вахтенный помощник тралмейстера проверяет, хорошо ли затянуты гайтяном кольца восьмерки, рас правлен ли внутри мешка клапан (фартук), перевязаны ли кутко- вые кольца и восьмерки прядена. При подъеме кугка патентом раз дергивается дележный строп. Затем патентом за кольцо удавиого стропа поднимается и выбрасывается за борт остальная часть двухрядного мешка и носо вое крыло. Предварительно прове ряется, развернут ли удавный строп, правильно ли подходит к верхнему гужу линь от него. Пос ле того, как сетные части трала выметаны с помощью патента за борт, остаются на судне верхняя подбора трала и центральные бо бинцы. Центральный грунтроп и бобин цы кормового крыла выводятся за борт тоже с помощью патента, верхняя подбора выбрасывается вручную. Выбрасыванию мешка на СРТ- 182 уделяется большое внимание. Вахтенный мастер по добыче и старшин мастер по добыче, кото рый выходит на каждый спуск и подъем трала, не допускает слу чаев стравливания мешка в кры ло, крыловых бобннцев на верх нюю подбору, завертов крыльев. Убедившись, что трал ныметан правильно и в воде хорошо рас правился, а квартропы не стягива ют сетные части его, вахтенный помощник капитана дает коман ду: «Травить кабели!*. Травление кабелей при хорошем дрейфе про изводится при застопоренной ма шине, а в штилевую погоду и при малом ветре судну дастся ход. После этого траловая доска со единяется с ваером гаком и гужи- ком в чекеле переходного конца. Травление досок часто произво дят без циркуляции (рис. № 4 ) . В том случае, когда с тралом необ ходимо идти обратным курсом, де лается неполная циркуляция. При осуществлении ее судоводители учитывают, что крутая циркуляция •во всех случаях вредна, так как при ней кормовая доска может всплыть и отойти от борта даль ше, чем носовая. Иногда кормо вую доску можно углубить но- травливанием кормового ваера, часто это кончается завертом или порывом трала. Поэтому на СРТ-182 крутая циркуляция ни при спуске трала, ни при подъеме его не допускается. Длина ваеров, подлежащих вы травливанию, зависит от глубины места лова, характера грунта, скорости траления. На СРТ-182 длину ваеров определяют, пользу ясь таблицей. В этой таблице ука зывается длина ваеров для рабо чих глубин. Таблица висит в ру левой рубке. Пользуясь ею, судово- J V s 1 8 2 дители определяют, какую длину ваеров надо вытравить для данной глубины. Затем вносятся поправ ки. Если грунт хороший и требу ется прижать нижнюю подбору ближе ко дну, то длину ваеров со ответственно таблице увеличива ют. Травление ваеров производят равномерно и вручную. Мастер по добыче следит, как идут марки на ваерах, и при малейшем забегании марки носового ваера вперед мар ки кормового ваера он дает рас поряжение притормозить ход но сового ваера. Так, СРТ-182 избе гает завертов трала по причине неравномерного и слабого травле ния ваеров. Недотравив 50 метров к положенному количеству ваеров, ход судна уменьшается, что спо собствует плавной посадке трало вых досок на грунт и избежанию рывка ваеров, когда барабаны ле бедки будут застопорены. На стопор ваера мессенжером берутся без промедления. А что бы облегчить подвод их к 'борту, вахтенный помощник капитана подворачивает корму к ваерам, но так, чтобы ее не навалило на ва ера. После взятия ваеров на сто пор ход судна увеличивается до рабочего. Траление. Продолжительность траления на задевистых грунтах на СРТ-182 не превышает двух часов. На хороших грунтах и при небольших уловах продолжитель ность хода с тралом увеличивают до 3-х часов и д аж е до 3,5 часов, что способствует улучшению про мыслового режима. Обычная ско рость хода с тралом не превышает 3,1 узла. При сильном встречном ветре скорость хода с тралом рез ко падает, и трал идет с малым горизонтальным раскрытием. Суд но вынуждено заходить на ветер (мощность главного двигателя на СРТ-182 — 300 л. с.). Чтобы таких заходов было воз можно меньше, капитан тов. Нее лов или делает заход сразу на два траления, или одно траление делает по ветру, а второе лагом к ветру, или же, если позволяет волнение моря, траление ведет только лагом к ветру. Скорость траления, как обычно, определяется по планширному ла гу в начале траления и 2—3 раза в период хода с тралом. Одновре менно с измерением скорости тра ления замечаются и обороты ма шины. Для того, чтобы не производить всякий раз расчеты скорости хода судна, судоводители пользуются таблицей, в которой указывается, какому времени прохождения пред мета, выброшенного за борт, от одной точки планширного лага до другой топки его соответствует оп ределенная скорость хода корабля. Если скорость ниже допускаемой, то число оборотов двигателя уве личивается и удерживается в те чение всего траления. Систематическое наблюдение за О П Ы Т Л У Ч Ш ' И Х в стер ^ Рис4 . Спуси трапа i t * цирнулииии ! 7 Выметка /чеимо , Hpo/floeA.-bbihod бобимч^А зо бпрл» i a S и Н о сок ш * . /х ^ Р - , *» •г ■» 1 В С Е М Э К И П А Ж А М ! скоростью траления -— необходи мое условие успешного промысла. Замечено, что на глинистых грун тах надо увеличивать число оборо тов гребного винта на 5 процен тов по сравнению с песчаными грунтами, а на задевистых грун тах — на 10 процентов. Помимо продолжительности и скорости траления успех лова на ходится в прямой зависимости от умения судоводителей держаться на месте облавливаемых косяков .рыбы. Помогает этому ведение счислений и прокладок на промыс ловом планшете, нанесение на не го глубины по показаниям эхоло та, уточненного местонахождения корабля по астрономическим на блюдениям и пеленгам радиомая ков. На СРТ-182, как правило, вах тенный помощник капитана при смене вахт сдает всю прокладку за сваю вахту. Кроме того, он информирует о том, какие кораб ли и какими курсами вблизи про ходили с тралом. Если наблюда лись подъемы трала другими су дами, то замечается, на каком рас стоянии по курсу они производи лись, какой курс наблюдаемый траулер выбрал после подъема трала. Промысловый планшет при ра боте на тяжелых грунтах помога ет судоводителям определять, к а ким курсом более выгодно ходить с тралом, чтобы порывов трала было меньше и улов не снижался. З а ходом трала и изменением глубины они следят не только по приборам, но и по углам наклона и расхождения ваеров. Такое н а блюдение здесь ведется через каждые 10 минут. Если замечает ся, что какая-либо доска отрыва ется от грунта, ваер имеет непре рывные колебания, вахтенный по мощник капитана временным сни жением хода судна стремится по садить ее на грунт, и затем снова устанавливает машине заданное число оборотов. Это тоже один из факторов повышения эффектив ности работы трала на СРТ-182. Подъем трала. Подъем трала, как правило, производят так же, как и все суда бортового трале ния, — с наветренного борта. При значительном же волнении выбор ка ваеров производится носом на волну или углом к ней (рис. М 5). Р и с 5 Подъем трапа при эначипжпоыою Ветре. I /П раление В Выброгно 6а fроб и топon ont ЭРЦнта • т Вь*брос*о мой?//?!' ** Под**** 44. После отдачи со стопора соеди няется носовой барабан лебедки и носовой ваер подбирается на 25 метров. Примечание: на СРТ-182 первая, контрольная марка на ваерах по ставлена через 25 м, затем такая же марка поставлена еше через 25 м, а далее ваера разбиты по способу, принятому для всех СРТ сельдяного флота. После этого соединяется кормо вой барабан лебедки, ход судна останавливается и начинается од новременная .выборка обоих вае ров. Скорость выборки ваеров не менее 48—50 м/мАи. З а ней следит вахтенный помощник капитана. При снижении скорости требует увеличения ее, а при резком сни жении даст судну самый малый или малый ход вперед. Когда выбирать ваеров остает ся немногим больше, чем глубина до грунта, то есть тогда, когда трал должен оторваться от грун та, дается малый ход вперед и при нем выбирается по 100 метров ваеров. Потом ход останавливает ся и дальнейшая выборка ваеров идет при застопоренной машине. Судоводители СРТ-182 этим самым преследуют цель сохранения всего улова. И это понятно. При отрыве траловых досок ото дна трал неко торое расстояние движется по инерции, а затем движение пре кращается. Следовательно, созда ется угроза выталкивания части рыбы из трала под действием инерции и частичного выхода рыбы из трала, получившего большой распор верхней подборы под влия нием подъемной силы кухтылей. Такой метод выборки ваеров при подъеме трала, особенно с длинными кабелями, повышает эф фективность каждого траления, и он должен получить самое широ кое распространение ■в нашем флоте. • При подходе к борту кормовой доски вахтенный штурман дает ма шине малый ход, перекладывая руль в четверть борта в сторону трала. Выключив траловую доску, то есть взяв ее на стопор, выби рают часть кормового кабеля и носовой ваер до доски. После вы ключения носовой доскн происхо дит одновременная выборка кабе лей. При сильном ветре циркуля ция с тралом не делается. Если ве тер не превышает 5 баллов, цирку ляцию делают всякий раз, чтобы всю рыбу вытолкнуть из одноряд ного и передней части двухрядно го мешка в куток. При этом вах тенный штурман следит, чтобы линия расположения клячевок бы ла перпендикулярна к оси движ е ния трала при циркуляции. Так предупреждается деформация (пе рекос) сквера и верхних крыльсц. Известно, что перекосы сквера и верхних крыльев сильно снижают уловнстость трала, поэтому боль ше 10 процентов они не допуска ются. Когда корабль при выполнении циркуляции подходит снопа рабо чим бортом па ветер или близко к этому, выбирается носовой ка бель, немедленно отсоединяются от квартропных пряжек квартро пы н равномерно выбираются ту- рачками лебедки. С целью снижения затрат вре мени на спуск и подъем трала, экипаж СРТ-182 центральные бо- бннцы на палубу поднимает толь ко одни раз в сутки для осмотра повреждений сетных частей трала. В остальных подъемах как кормо вую, так и носовую квартропные цепи берут на стопорные гаки, ко торые на цепях прикреплены к надстройке и квартропной тумбе. Дальнейший подъем трала идет так же, как и на других судах. Хорошо и дружно работает эки паж коммунистического труда СРТ-182! Все моряки — от юнги и до капитана — проникнуты ж е ланием закрепить и улучшить производственные показатели, встретить XXII съезд родной Коммунистической партии досроч ным выполнением государственно го плана и своих социалистиче ских обязательств. И. АХЛЫНОВ, инженер- иаставиик по добыче рыбы. »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz