Рыбный Мурман. 1961 г. Май.

Идет смотр резервов производства Выполнение производственного ( плана экипажами промысловых траулеров в первую очередь з а ­ висит от исправности орудий ло­ ва, знания их устройства и пра­ вильности эксплуатации промыс­ лового снаряжения судоводитель­ ским и тралмейстерским составом. Однако следует отметить, что ошибки в оснащении трала, воору­ жении грунтропов, эксплуатации ваеров, траловых досок и другого вооружения периодически повторя­ ются на целом ряде . кораблей. Сейчас, когда в траловом флоте начался смотр резервов производ­ ства, мне хочется обратить вни­ мание промысловиков на эти мо­ менты с целью предотвращения юс повторения в дальнейшем. Упорядочение эксплуатации промыслового вооружения — один из больших резервов повышения эффективности промысла. Довольно часто наблюдались на траулерах случаи перекоса сетно­ го полотна трала (сквера, верхних и нижних крыльев, мотни). Так, на траулерах «Красногвардейск», «Д1озырь», «Моржовец», «Скумб­ рия», «Кубань» перекос сквера до­ стигал 25—30 процентов. На траулере «Смоленск» (капи­ тан тов. Клепиков, старший ма ­ стер по добыче тов. Омельчук) у правого трала, помимо перекоса сквера, наставником тов. Лихов- цевым был обнаружен перекос в верхней пластине мотни до 30 про­ центов. Такая значительная деформация сетей могла произойти только из- эа неравномерной выборки кварт- ропов или в результате наруше­ ния правил работы с новым тра­ лом. А судоводители должны анать, что первые траления им следует производить на прямых курсах, не допуская .крутых пово­ ротов. Столь часто встречались на траулерах случаи стягивания по­ садки сетей крыла по верхней и нижней подборам и топенантам. Так, при проверке . орудий лова на траулере «Мозырь». было обна­ ружено, что сети носового крыла трала оказались стянутыми на 25 см по нижней подборе и на 20 см по топенанту. А на траулере «Мурмаши» (капитан тов. Яков­ лев, старший мастер тов. Петри- шин) посадка сетей крыла по верхней подборе и топенанту бы­ ла стянута на 20 см.. Стягивание посадки трала бы­ ло обнаружено, кроме того, на траулере «Вайгач» (капитан тов. Сафонов, старший "мастер по до­ быче тов. Чежин) — до 40 см по верхнему гужу; на траулере «Жиздра» (капитан тов. Чурба­ нов, старший мастер по добыче тов. Гурьев) — по верхнему гу­ жу носового крыла на 70 см и на 35 см у кормового крыла. Были подобные случаи и на других су­ дах. А на траулере «Калинин» (ка ­ питан тов. Груздев, старший ма­ стер по добыче тов. Шарайкин) тралы имели такой значительный перекос, что посланный на судно для ^оказания помощи наставник тов. Попов А. И. был вынужден один из них заменить новым, дру­ гой — заново пересадить. Тов. Груздев раньше сам был старшим мастером по добыче. Однако он мало обучает судоводителей пра­ вилам работы с тралом. Для избежания перекоса трала судоводительскому составу необ­ ходимо придерживаться следую­ щих основных правил: 1. При работе новым тралом на первых тралениях не делать кру­ тых поворотов и циркуляций. 2. При спуске нового трала но­ совую траловую доску во время циркуляции необходимо травить до лебедки, чтобы трал не тянул­ ся за одно крыло. 3. Надежно крепить квартропы у клячевок, так как при отстеги­ вании одного из них выборка трала на другом квартропе при­ ведет к деформации трала. 4. При подъеме трала выбор носового кабеля нельзя произво­ дить, не погасив инерции судна. 5. Равномерно выбирать кварт­ ропы на турачки лебедки. 6 . Не допускать укорачивания посадочных тросов. Это может при­ вести к стягиванию посадки трала. Халатно относятся к своим обя­ З А Л О Г занностям и мастера по добыче траулера «Калинин» тт. Старовой­ тов и Александров. Плохие они помощники старшему мастеру, так как до сих пор не знают чет­ ко размеров трала. На траулере «Водник» (капитан тов. Захарчен­ ко, старший мастер по добыче тов. Предеин) из-за халатной работы с тралом даж е стянули кухтыли от центра верхней подборы к гужу. Для трала любой конструкции очень важно сохранение нужной длины грунтропа. Всякое отклоне­ ние в длине грунтропа может при­ водить к резкому уменьшению уловов. Поэтому прежде, чем ставить грунтропы к тралу, м а ­ стерам по добыче необходимо про­ мерить их, не передоверяясь бир­ кам тралово-такелажной мастер­ ской. При проверке шестиметровых грунтропов, не бывших в работе, на траулере «Херсон» наставником тов. Поповым А. С. было обнару­ жено, что некоторые из них были длиннее на 20 см. Вначале грунтроп модернизиро­ ванного трала делался длиной 43,4 метра. Опыт эксплуатации этого трала показал, что поста­ новка вертлюгов, между трехмет­ ровой лапкой и голым девятимет­ ровым груитропом лишь приводи­ ла к порывам сетей нижних крыль­ ев, а длина грунтропа была из­ лишней. После этого длина грунтропа была уменьшена до 42,6 метра за счет снятия двух вертлюгов со скобами. Об этом сообщили в мо­ ре капитанам траулеров и внесли изменения в техническую докумен­ тацию на трал. Однако на трау­ лерах «Херсон», «Свет», «Мерку­ рий», «Ржев», «Тагил», «Магни­ тогорск», «Миргород» и других продолжали ставить на грунтро- пе вертлюги, увеличивали его дли­ ну на 80 см. Поэтому удлиненный грунтроп тянулся вместе с бобин- цами позади нижней подборы, как бы повиснув на ней всей своей тяжестью. Поскольку нижняя под­ бора крепится к верхней части клячевок, то сила сопротивления трала оттягивгала их назад, что приводило к уменьшению верти­ кального раскрытия трала, а, сле­ довательно, и к снижению уловов. Нередко отдельные грунтропы при работе вытягиваются и общая длина всего грунтропа увеличи­ вается. Так, например, удлинение грунтропов на 60—90 см было об­ наружено на траулерах «Красно­ гвардейск», «Мозырь», «Тифон», «Новгород», «Жиздра». Это приве­ ло к стягиванию х^унхропных це­ пок, а затем к переползанию по­ садки и к пролову. Очень важную роль в обеспе­ чении нормальной уловистости трала имеет правильное вооруже­ ние грунтропов и верхней подбо­ ры. Однако на отдельных трау­ лерах были допущены случаи без­ грамотного вооружения грунтро­ па. Например, на траулере «Вай­ гач» грунтропы правого и левого тралов были облегчены. К каждо ­ му 500-мм металлическому бобин- цу ставились 8 - и 15-килограммо­ вые катушки, вместо двух 15-ки­ лограммовых по инструкции, а*к 400-мм бобинцам — по 10 кг груза, вместо положенных 13 кг. Еще больше был облегчен грунтроп на траулере «Север» (капитан тов. Пегушев, старший мастер по добыче тов. Клюев), где к 500-мм бобинцам ставилось толь­ ко по 15 кг груза. Этот недоста­ ток был устранен наставником тов. Морозовым А. Ф. Все это приводило к подплыва- нию грунтропа и пролову. При вооружении грунтропа ком­ бинированными бобинцамн, при наличии на борту металлических, следует вооружать центральный грунтроп комбинированными бо- бинцами, а крыловые — металли­ ческими. А на траулере «Карась» (капитан тов. Доричев, старший мастер по добыче тов. Малинин) сделано было наоборот, что при­ водило к повышению сопротивле­ ния трала , уменьшению его гори­ зонтального раскрытия и сниже­ нию уловов. Нередко некоторые капитаны вместо того, чтобы пользоваться рекомендованными схемами во­ оружения грунтропа, проверенны­ ми на практике, стремятся воору­ жать трал «по-своему». Результа­ ты таких «экспериментов» не все­ гда приносят успех. Капитан тра ­ улера «Мателот» тов. Чаплыгин в мартовском рейсе испытал око­ ло десятка своих схем набивки грунтропа модернизированного трала. В итоге рейсовое задание было выполнено только на 43,9 процента. Одной из причин его невыполнения* было неправильное вооружение грунтропа трала. Для оказания помощи экипажу в упо­ рядочении эксплуатации орудий лова 13 марта на траулере выхо­ дил в море наставник тов. Моро­ зов А. Ф. После наведения им на траулере надлежащего поряд­ ка экипаж резко улучшил свою работу и из апрельского рейса возвратился в порт с полным гру­ зом рыбы. На траулере «Скумбрия» стар­ шим мастером по добыче тов. Кочневым было поставлено на верхнюю подбору 36 кухтылей: 18 — по центру и по 9 — по крыльям. Это приводило к умень­ шению вертикального раскрытия трала и снижению уловов. Следует на верхнюю подбору модернизированного трала ста­ вить 42—44 кухтыля: 20 — по центру и по 1 1 — 12 — на каждое крыло. , Некоторые судоводители, имея хорошие уловы тралом одного борта, считают его «уловистым» й предпочитают работать им все время. Переход на трал /другого борта делается ими только в ав а ­ рийных случаях. Это приводит к неравномерной вытяжке ваеров. В итоге трал тянется за одно крыло, деформируется, что ведет к рез­ кому снижению уловов. Нередко ваера после такой ра­ боты становятся разной толщины н ухудшают работу траловых до­ сок. Д а и нормативные сроки из­ носа их не выдерживаются, что приводит к перерасходу промво- оружения и ухудшению экономи­ ческих показателей траулера. Многие экипажи были часто-в пролове из-за того, что их масте­ ра по добыче не производили про­ мер ваеров. Так, на траулере «Махачкала» (капитан тов. Бе­ ляков, старший мастер по добыче тов. Фомин) г при промере ваеров наставником тов. Коровинским было обнаружено, что левый ваер на 750 метрах вытянулся на 0,65 метра и эта разница в длине вае­ ров не учитывалась. От 0,7 до 2,6 метра достигала разница в длине ваеров на траулерах «Ки­ ев», «Красногвардейск», «Вайгач», «Смоленск» и других. Во избежание пролова промер ваеров следует делать не реже, чем через 10 суток. Тралмеистерский состав неко­ торых траулеров не проверяет в порту, что же доставлено на суд­ но снабженцами. Так, на траулере «Карась» оказались ваера разно­ го диаметра, и экипажу по совету наставника тов. Безбородова при­ шлось в рейсе разрубить ваера пополам и перекомбинировать. Не менее важно сохранение одинаковой длины кабелей. Одна­ ко на траулерах «Приз», «Новго­ род», «Смоленск» имели место случаи разницы в длине кабелей от 0,2 до 1,1 метра. Большая доля вины за такие отклонения ложит­ ся на тралово-такелажную мастер­ скую, которая изготовляет их, не растягивая заготовку на полную длину (с поворотом). Необходимо срочно изменить технологию изго­ товления кабелей в мастерской. Некоторые капитаны считают, что трал с удлиненными кабелями (70—90 м) имеет более высокую уловистость. На самом деле дли­ тельным опытом эксплуатации и проведенными исследованиями установлено, что удлинение кабе­ лей свыше 60. метров приводит к уменьшению горизонтального рас­ крытия трала, снижению его уло­ вистости, вследствие увеличения угла крена траловых досок и преждевременному износу самих кабелей. Поэтому траулеры «Приз», «Тифон», «Красногвар­ дейск» и другие, работая кабеля­ ми длиной до 90 метров, успеха не имели. Плохая работа траловых досок ведет к уменьшению распора и проловам. Поэтому необходимо перед началом работы тралом с новыми досками тщательно про­ верить их основные размеры. К сожалению, это не всегда делает­ ся на наших кораблях. Так, на траулере «Водник» (капитан тов. Захарченко, старший мастер тов. Предеин) длительное время рабо­ тали траловыми досками, у кото­ рых расстояние между центрами подшипников лапок н большой дуги было 520 и 590 мм, вместо 560±10 мм по инструкции. Положение дуг траловой доски фиксируется приварышами (огра­ ничителями), причем хождение дуг в подшипниках желательно исключить совсем, так как это может привести к тому, что дос-^ ка будет ложиться на дугу. Одна-" ко тралмейстеры часто не обраща­ ют на это внимания, что приводит к ненормальной работе траловой доски, как это было на траулерах «Смоленск», «Мателот», «Запад», «Азербайджан». На траулерах «Красногвар­ дейск», «Свет», «Жиздра», «Ставрида», «Сокол», «Батуми» дуги траловых досок лопнули по сварке. Из-за этого дуги могло погнуть. А если они погнулись, то угол атаки доски станет мень­ ше и она будет хуже распирать трал. Дуги могут погнуться при подходе доски к борту судна, по­ этому подводить их к борту сле­ дует аккуратно. Часто гнутся дуги при ударе о корпус судна, если доски остают­ ся не поднятыми на борт в све­ жую погоду. А их необходимо поднимать. Доска с погнутыми дугами делается малоустойчивой и идет по грунту, наклонившись в одну сторону. Не учитывая эточ го, экипажи трлулеров «Скумб-* рия», «Свет», «Магнитогорск», «Сосновец», «Прут» были в проч лове. • Траловая доска теряет свою ус^ тойчивость и начинает всплывать при спуске, если переходной конец короче 9 метров, а лапки доски или шкентель длиннее 3 метров* Случаи укорачивания переходных концов наблюдались на траулерах «Сосновец», «Рион». Мастера-наставники по добыче рыбы обнаружили несколько слу­ чаев слабого знания размеров трала, досок и правил работы с тралом. Так, на траулере «Киев» верхняя подбора модернизирован-? ного трала была удлинена за счет постановки дополнительного гу« жика на 35 см. А судоводители траулера «Приз» травили столь­ ко ваеров, что трал почти не имел раскрытия и кухтыли приходили вымазанными в глз не. Траулер «Херсон» работал тра ­ лом, у которого вся посадка верхней и нижней подборы н точ пенанта была сделана неверно. Эти недостатки- были устранены только пересевшим на судно на­ ставником тов. Поповым. Следует особо подчеркнуть не­ обходимость сохранения длины удавного стропа не менее 18,5 метра. Его укорачивание может привести к задиранию мешка, пе­ рекосам сетного полотна, стягива- нию посадки верхней подборы н уменьшению вертикального рас­ крытия трала. На траулерах «Жиздра», «Мозырь» и других он был укорочен до 16— 17,5 метра. На конвенционных капроновых мешках кольца дележного стропа поставлены на расстоянии 2 метров до конца мешка, поэтому длина гайтяна для предотвраще­ ния выхода рыбы из мешка черея узел должна быть не более 2 , 8 —• 3 метров. На траулерах «Ка­ рась», «Смоленск»,: «Сванетия» . и других гайтян делается длиной до 3,8 метра. Своевременная ликвидация этих ошибок в вооружении и эи<х плуатации орудий лова на трау« лерах позволила бы экипажам целого ряда промысловых трау^ леров не только работать значи» тельно лучше, но и справляться е выполнением заданий. Д л я успешного промысла необ­ ходимо, чтобы судоводительский состав отрешился от неверных взглядов, что хорошее знание ору­ дий лова нужно лишь мастерам по добыче. В случае неудовлетво­ рительной работы трала в его проверке должны обязательна принимать участие штурманы. Ведь исправные орудия лова —- залог успешной работы каждогв траулера. А грамотная эксплуата* ция их — один из главных резерв вов флота. . В. МАКШЕЕВ, инженер производственного тралового флота. отдела С ПОМОЩЬЮ... ПОБЕЖДЕННЫХ После двухнедельного плава­ ния возвратился в порт траулер «Двина». В его трюмах около 120 тонн рыбы вместо 75 по плану. На 20 тонн перевыполнено зада­ ние по «свежью». Хорошо потрудился экипаж. Между вахтами было организова­ но соревнование. Победительницей вышла вторая вахта, руководимая вторым помощником капитана тов. Федотовым. Пример в труде по­ казывали матросы коммунист тов. Тихонов, комсомолец тов. Вага­ нов, старший машинист ударник коммунистического труда тов. Хо­ хлов, который отлично владеет тремя специальностями. Он с ус­ пехом может заменить машиниста рыбомучной установки и мастера по выгреву жира. Большую помощь оказал нам экипаж траулера «Скумбрия», с которым мы соревнуемся. Мы ло­ вили в одном районе, а уловы бы­ ли различными, причем у нас ху­ же. Напарники помогли нам найти рыбу и так перевооружить трал, чтобы уловы были выше. Наши моряки им благодарны, но все- таки мы постарались обогнать «Скумбрию» в соревновании. Но­ ИГРЫВАЮТ бедителем вышел наш экипаж. Траулер «Двина» стоял в пор-* ту всего около суток. Разгрузив трюмы, он снова вышел на про* мысел. В. я БЛОКОВСКИЙ, пер­ вый помощник капитана. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 16 мая 1961 г . 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz