Рыбный Мурман. 1961 г. Май.
Идет смотр резервов производства Выполнение производственного ( плана экипажами промысловых траулеров в первую очередь з а висит от исправности орудий ло ва, знания их устройства и пра вильности эксплуатации промыс лового снаряжения судоводитель ским и тралмейстерским составом. Однако следует отметить, что ошибки в оснащении трала, воору жении грунтропов, эксплуатации ваеров, траловых досок и другого вооружения периодически повторя ются на целом ряде . кораблей. Сейчас, когда в траловом флоте начался смотр резервов производ ства, мне хочется обратить вни мание промысловиков на эти мо менты с целью предотвращения юс повторения в дальнейшем. Упорядочение эксплуатации промыслового вооружения — один из больших резервов повышения эффективности промысла. Довольно часто наблюдались на траулерах случаи перекоса сетно го полотна трала (сквера, верхних и нижних крыльев, мотни). Так, на траулерах «Красногвардейск», «Д1озырь», «Моржовец», «Скумб рия», «Кубань» перекос сквера до стигал 25—30 процентов. На траулере «Смоленск» (капи тан тов. Клепиков, старший ма стер по добыче тов. Омельчук) у правого трала, помимо перекоса сквера, наставником тов. Лихов- цевым был обнаружен перекос в верхней пластине мотни до 30 про центов. Такая значительная деформация сетей могла произойти только из- эа неравномерной выборки кварт- ропов или в результате наруше ния правил работы с новым тра лом. А судоводители должны анать, что первые траления им следует производить на прямых курсах, не допуская .крутых пово ротов. Столь часто встречались на траулерах случаи стягивания по садки сетей крыла по верхней и нижней подборам и топенантам. Так, при проверке . орудий лова на траулере «Мозырь». было обна ружено, что сети носового крыла трала оказались стянутыми на 25 см по нижней подборе и на 20 см по топенанту. А на траулере «Мурмаши» (капитан тов. Яков лев, старший мастер тов. Петри- шин) посадка сетей крыла по верхней подборе и топенанту бы ла стянута на 20 см.. Стягивание посадки трала бы ло обнаружено, кроме того, на траулере «Вайгач» (капитан тов. Сафонов, старший "мастер по до быче тов. Чежин) — до 40 см по верхнему гужу; на траулере «Жиздра» (капитан тов. Чурба нов, старший мастер по добыче тов. Гурьев) — по верхнему гу жу носового крыла на 70 см и на 35 см у кормового крыла. Были подобные случаи и на других су дах. А на траулере «Калинин» (ка питан тов. Груздев, старший ма стер по добыче тов. Шарайкин) тралы имели такой значительный перекос, что посланный на судно для ^оказания помощи наставник тов. Попов А. И. был вынужден один из них заменить новым, дру гой — заново пересадить. Тов. Груздев раньше сам был старшим мастером по добыче. Однако он мало обучает судоводителей пра вилам работы с тралом. Для избежания перекоса трала судоводительскому составу необ ходимо придерживаться следую щих основных правил: 1. При работе новым тралом на первых тралениях не делать кру тых поворотов и циркуляций. 2. При спуске нового трала но совую траловую доску во время циркуляции необходимо травить до лебедки, чтобы трал не тянул ся за одно крыло. 3. Надежно крепить квартропы у клячевок, так как при отстеги вании одного из них выборка трала на другом квартропе при ведет к деформации трала. 4. При подъеме трала выбор носового кабеля нельзя произво дить, не погасив инерции судна. 5. Равномерно выбирать кварт ропы на турачки лебедки. 6 . Не допускать укорачивания посадочных тросов. Это может при вести к стягиванию посадки трала. Халатно относятся к своим обя З А Л О Г занностям и мастера по добыче траулера «Калинин» тт. Старовой тов и Александров. Плохие они помощники старшему мастеру, так как до сих пор не знают чет ко размеров трала. На траулере «Водник» (капитан тов. Захарчен ко, старший мастер по добыче тов. Предеин) из-за халатной работы с тралом даж е стянули кухтыли от центра верхней подборы к гужу. Для трала любой конструкции очень важно сохранение нужной длины грунтропа. Всякое отклоне ние в длине грунтропа может при водить к резкому уменьшению уловов. Поэтому прежде, чем ставить грунтропы к тралу, м а стерам по добыче необходимо про мерить их, не передоверяясь бир кам тралово-такелажной мастер ской. При проверке шестиметровых грунтропов, не бывших в работе, на траулере «Херсон» наставником тов. Поповым А. С. было обнару жено, что некоторые из них были длиннее на 20 см. Вначале грунтроп модернизиро ванного трала делался длиной 43,4 метра. Опыт эксплуатации этого трала показал, что поста новка вертлюгов, между трехмет ровой лапкой и голым девятимет ровым груитропом лишь приводи ла к порывам сетей нижних крыль ев, а длина грунтропа была из лишней. После этого длина грунтропа была уменьшена до 42,6 метра за счет снятия двух вертлюгов со скобами. Об этом сообщили в мо ре капитанам траулеров и внесли изменения в техническую докумен тацию на трал. Однако на трау лерах «Херсон», «Свет», «Мерку рий», «Ржев», «Тагил», «Магни тогорск», «Миргород» и других продолжали ставить на грунтро- пе вертлюги, увеличивали его дли ну на 80 см. Поэтому удлиненный грунтроп тянулся вместе с бобин- цами позади нижней подборы, как бы повиснув на ней всей своей тяжестью. Поскольку нижняя под бора крепится к верхней части клячевок, то сила сопротивления трала оттягивгала их назад, что приводило к уменьшению верти кального раскрытия трала, а, сле довательно, и к снижению уловов. Нередко отдельные грунтропы при работе вытягиваются и общая длина всего грунтропа увеличи вается. Так, например, удлинение грунтропов на 60—90 см было об наружено на траулерах «Красно гвардейск», «Мозырь», «Тифон», «Новгород», «Жиздра». Это приве ло к стягиванию х^унхропных це пок, а затем к переползанию по садки и к пролову. Очень важную роль в обеспе чении нормальной уловистости трала имеет правильное вооруже ние грунтропов и верхней подбо ры. Однако на отдельных трау лерах были допущены случаи без грамотного вооружения грунтро па. Например, на траулере «Вай гач» грунтропы правого и левого тралов были облегчены. К каждо му 500-мм металлическому бобин- цу ставились 8 - и 15-килограммо вые катушки, вместо двух 15-ки лограммовых по инструкции, а*к 400-мм бобинцам — по 10 кг груза, вместо положенных 13 кг. Еще больше был облегчен грунтроп на траулере «Север» (капитан тов. Пегушев, старший мастер по добыче тов. Клюев), где к 500-мм бобинцам ставилось толь ко по 15 кг груза. Этот недоста ток был устранен наставником тов. Морозовым А. Ф. Все это приводило к подплыва- нию грунтропа и пролову. При вооружении грунтропа ком бинированными бобинцамн, при наличии на борту металлических, следует вооружать центральный грунтроп комбинированными бо- бинцами, а крыловые — металли ческими. А на траулере «Карась» (капитан тов. Доричев, старший мастер по добыче тов. Малинин) сделано было наоборот, что при водило к повышению сопротивле ния трала , уменьшению его гори зонтального раскрытия и сниже нию уловов. Нередко некоторые капитаны вместо того, чтобы пользоваться рекомендованными схемами во оружения грунтропа, проверенны ми на практике, стремятся воору жать трал «по-своему». Результа ты таких «экспериментов» не все гда приносят успех. Капитан тра улера «Мателот» тов. Чаплыгин в мартовском рейсе испытал око ло десятка своих схем набивки грунтропа модернизированного трала. В итоге рейсовое задание было выполнено только на 43,9 процента. Одной из причин его невыполнения* было неправильное вооружение грунтропа трала. Для оказания помощи экипажу в упо рядочении эксплуатации орудий лова 13 марта на траулере выхо дил в море наставник тов. Моро зов А. Ф. После наведения им на траулере надлежащего поряд ка экипаж резко улучшил свою работу и из апрельского рейса возвратился в порт с полным гру зом рыбы. На траулере «Скумбрия» стар шим мастером по добыче тов. Кочневым было поставлено на верхнюю подбору 36 кухтылей: 18 — по центру и по 9 — по крыльям. Это приводило к умень шению вертикального раскрытия трала и снижению уловов. Следует на верхнюю подбору модернизированного трала ста вить 42—44 кухтыля: 20 — по центру и по 1 1 — 12 — на каждое крыло. , Некоторые судоводители, имея хорошие уловы тралом одного борта, считают его «уловистым» й предпочитают работать им все время. Переход на трал /другого борта делается ими только в ав а рийных случаях. Это приводит к неравномерной вытяжке ваеров. В итоге трал тянется за одно крыло, деформируется, что ведет к рез кому снижению уловов. Нередко ваера после такой ра боты становятся разной толщины н ухудшают работу траловых до сок. Д а и нормативные сроки из носа их не выдерживаются, что приводит к перерасходу промво- оружения и ухудшению экономи ческих показателей траулера. Многие экипажи были часто-в пролове из-за того, что их масте ра по добыче не производили про мер ваеров. Так, на траулере «Махачкала» (капитан тов. Бе ляков, старший мастер по добыче тов. Фомин) г при промере ваеров наставником тов. Коровинским было обнаружено, что левый ваер на 750 метрах вытянулся на 0,65 метра и эта разница в длине вае ров не учитывалась. От 0,7 до 2,6 метра достигала разница в длине ваеров на траулерах «Ки ев», «Красногвардейск», «Вайгач», «Смоленск» и других. Во избежание пролова промер ваеров следует делать не реже, чем через 10 суток. Тралмеистерский состав неко торых траулеров не проверяет в порту, что же доставлено на суд но снабженцами. Так, на траулере «Карась» оказались ваера разно го диаметра, и экипажу по совету наставника тов. Безбородова при шлось в рейсе разрубить ваера пополам и перекомбинировать. Не менее важно сохранение одинаковой длины кабелей. Одна ко на траулерах «Приз», «Новго род», «Смоленск» имели место случаи разницы в длине кабелей от 0,2 до 1,1 метра. Большая доля вины за такие отклонения ложит ся на тралово-такелажную мастер скую, которая изготовляет их, не растягивая заготовку на полную длину (с поворотом). Необходимо срочно изменить технологию изго товления кабелей в мастерской. Некоторые капитаны считают, что трал с удлиненными кабелями (70—90 м) имеет более высокую уловистость. На самом деле дли тельным опытом эксплуатации и проведенными исследованиями установлено, что удлинение кабе лей свыше 60. метров приводит к уменьшению горизонтального рас крытия трала, снижению его уло вистости, вследствие увеличения угла крена траловых досок и преждевременному износу самих кабелей. Поэтому траулеры «Приз», «Тифон», «Красногвар дейск» и другие, работая кабеля ми длиной до 90 метров, успеха не имели. Плохая работа траловых досок ведет к уменьшению распора и проловам. Поэтому необходимо перед началом работы тралом с новыми досками тщательно про верить их основные размеры. К сожалению, это не всегда делает ся на наших кораблях. Так, на траулере «Водник» (капитан тов. Захарченко, старший мастер тов. Предеин) длительное время рабо тали траловыми досками, у кото рых расстояние между центрами подшипников лапок н большой дуги было 520 и 590 мм, вместо 560±10 мм по инструкции. Положение дуг траловой доски фиксируется приварышами (огра ничителями), причем хождение дуг в подшипниках желательно исключить совсем, так как это может привести к тому, что дос-^ ка будет ложиться на дугу. Одна-" ко тралмейстеры часто не обраща ют на это внимания, что приводит к ненормальной работе траловой доски, как это было на траулерах «Смоленск», «Мателот», «Запад», «Азербайджан». На траулерах «Красногвар дейск», «Свет», «Жиздра», «Ставрида», «Сокол», «Батуми» дуги траловых досок лопнули по сварке. Из-за этого дуги могло погнуть. А если они погнулись, то угол атаки доски станет мень ше и она будет хуже распирать трал. Дуги могут погнуться при подходе доски к борту судна, по этому подводить их к борту сле дует аккуратно. Часто гнутся дуги при ударе о корпус судна, если доски остают ся не поднятыми на борт в све жую погоду. А их необходимо поднимать. Доска с погнутыми дугами делается малоустойчивой и идет по грунту, наклонившись в одну сторону. Не учитывая эточ го, экипажи трлулеров «Скумб-* рия», «Свет», «Магнитогорск», «Сосновец», «Прут» были в проч лове. • Траловая доска теряет свою ус^ тойчивость и начинает всплывать при спуске, если переходной конец короче 9 метров, а лапки доски или шкентель длиннее 3 метров* Случаи укорачивания переходных концов наблюдались на траулерах «Сосновец», «Рион». Мастера-наставники по добыче рыбы обнаружили несколько слу чаев слабого знания размеров трала, досок и правил работы с тралом. Так, на траулере «Киев» верхняя подбора модернизирован-? ного трала была удлинена за счет постановки дополнительного гу« жика на 35 см. А судоводители траулера «Приз» травили столь ко ваеров, что трал почти не имел раскрытия и кухтыли приходили вымазанными в глз не. Траулер «Херсон» работал тра лом, у которого вся посадка верхней и нижней подборы н точ пенанта была сделана неверно. Эти недостатки- были устранены только пересевшим на судно на ставником тов. Поповым. Следует особо подчеркнуть не обходимость сохранения длины удавного стропа не менее 18,5 метра. Его укорачивание может привести к задиранию мешка, пе рекосам сетного полотна, стягива- нию посадки верхней подборы н уменьшению вертикального рас крытия трала. На траулерах «Жиздра», «Мозырь» и других он был укорочен до 16— 17,5 метра. На конвенционных капроновых мешках кольца дележного стропа поставлены на расстоянии 2 метров до конца мешка, поэтому длина гайтяна для предотвраще ния выхода рыбы из мешка черея узел должна быть не более 2 , 8 —• 3 метров. На траулерах «Ка рась», «Смоленск»,: «Сванетия» . и других гайтян делается длиной до 3,8 метра. Своевременная ликвидация этих ошибок в вооружении и эи<х плуатации орудий лова на трау« лерах позволила бы экипажам целого ряда промысловых трау^ леров не только работать значи» тельно лучше, но и справляться е выполнением заданий. Д л я успешного промысла необ ходимо, чтобы судоводительский состав отрешился от неверных взглядов, что хорошее знание ору дий лова нужно лишь мастерам по добыче. В случае неудовлетво рительной работы трала в его проверке должны обязательна принимать участие штурманы. Ведь исправные орудия лова —- залог успешной работы каждогв траулера. А грамотная эксплуата* ция их — один из главных резерв вов флота. . В. МАКШЕЕВ, инженер производственного тралового флота. отдела С ПОМОЩЬЮ... ПОБЕЖДЕННЫХ После двухнедельного плава ния возвратился в порт траулер «Двина». В его трюмах около 120 тонн рыбы вместо 75 по плану. На 20 тонн перевыполнено зада ние по «свежью». Хорошо потрудился экипаж. Между вахтами было организова но соревнование. Победительницей вышла вторая вахта, руководимая вторым помощником капитана тов. Федотовым. Пример в труде по казывали матросы коммунист тов. Тихонов, комсомолец тов. Вага нов, старший машинист ударник коммунистического труда тов. Хо хлов, который отлично владеет тремя специальностями. Он с ус пехом может заменить машиниста рыбомучной установки и мастера по выгреву жира. Большую помощь оказал нам экипаж траулера «Скумбрия», с которым мы соревнуемся. Мы ло вили в одном районе, а уловы бы ли различными, причем у нас ху же. Напарники помогли нам найти рыбу и так перевооружить трал, чтобы уловы были выше. Наши моряки им благодарны, но все- таки мы постарались обогнать «Скумбрию» в соревновании. Но ИГРЫВАЮТ бедителем вышел наш экипаж. Траулер «Двина» стоял в пор-* ту всего около суток. Разгрузив трюмы, он снова вышел на про* мысел. В. я БЛОКОВСКИЙ, пер вый помощник капитана. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 16 мая 1961 г . 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz