Рыбный Мурман. 1961 г. Май.
В ДРУЖБЕ — СИЛА О ПЕРВОМ квартале " моряки траулера «Сатурн» не справились с планом по вылову ры бы. Не выполнили они и задания предыдущего рейса. Но именно в том рейсе на судне наметил ся перелом в работе. Промысловики выяснили причины своего отставания и приступили к их устранению. — Большую помощь, — расска зывает капитан «Сатурна» тов. Терещенко, — оказали нам наши соперники в парном соревновании моряки траулера «Сосновец». Ре гулярно дважды в сутки в опре деленное время беседовал я по радио с капитаном «Сосковца». И з этих бесед стало ясно, что ору дия лова на «Сатурне» неисправ ны. Капитан «Сосновца» передал нам схему вооружения подбор, объяснил, как лучше использовать промысловое вооружение. Вернувшись в порт, моряки «Сатурна» тщательно проверили все траловое хозяйство, сменили кабели, промерили ваера, смени ли плохо работавшую траловую доску. Советы напарника, полу ченные в море, очень им помогли. И вот начался очередной рейс. «Сатурн» и «Сосновец» вновь ока зались в одном районе моря. Их экипажи опять вступили в сорев нование за успешное проведение рейса. К ним примкнули и моряки траулера «Кировск», руководимые капитаном тов. Вагановым. Рабо тать втроем оказалось еще луч ше. По-прежнему в эфире два ра за в день происходили встречи. Теперь в. них уже участвовало три капитана. Взаимный обмен информацией помогал быстро принимать нужные решения, луч ше облавливать косяки. Когда «Сосновец», в связи с окончанием рейса, ушел к берегу, соревнова ние между экипажами «Сатурна» и «Кировска» не прекратилось. Моряки «Кировска» сначала никак не могли взять за траление больше полтонны рыбы, хотя в это время на «Сатурне» поднима ли по две тонны. Вызвав по ра дио своего напарника, капитан тов. Терещенко посоветовал по дойти поближе к «Сатурну», рас сказал, на каких курсах и глуби нах нужно тралировать. Вскоре на палубу «Кировска» было под нято три тонны окуня. Дело по шло. — Спасибо! — благодарил то варищей капитан тов. Ваганов, — мы в долгу у вас. Мастера обработки * Когда траулер «Челябинск» воз вращается в . п о р т из очередного рейса, приемщики рыбокомбината эна 4 от*гчто рыба, сданная моряка ми-этого корабля, будет хорошего качества. Особенно хорошо умеют на «Челябинске» сохранять «свежье». Из рейса в рейс задание по сорт ности здесь перевыполняется. (Трюмных работников траулера не даром называют мастерами своего дела. Всеобщим уважением пользует ся здесь рыбмастер Венидикт Мак симович Мамаев. Он внимательно следит за тем, как обрабатывается рыба на палубе. Проводит £ мат росами занятия по разделке улова. В трюме рыба засаливается в лед в соответствии с инструкци ей, при этом используется опыт передовых рыбообработчиков тра лового флота. Отлично справляются со своими обязанностями засольщики тт. Дуб ровский и Зайцев. Дубровский трудится в трюме всего два рей са. Раньше он был матросом на этом же судне. С помощью опыт ных моряков ' он овладел новой специальностью и сейчас мастер ски справляется с новым делом. Вопросу повышения качества продукции на «Челябинске» уде ляется первостепенное значение, Соревнуясь за достойную встречу XX11 съезда КПСС, коллектив ко рабля поставил перед собой зада-* чу: повысить сортность продукции, увеличить заготовку «свежья». И. КЛЕНОВ. ГРЫВМОТ 0 8 с ь / Должниками моряки «Киров ска» были недолго. Вскоре они навели на рыбу траулер «Са турн». Так, в обстановке друж бы и взаимопомощи проходит со ревнование. Совсем недавно от стававший корабль благодаря этому вырывается вперед. Хоро шо трудятся на «Сатурне» стар ший помощник капитана комму нист тов. Новиков, третий меха ник тов. Замятин, матросы тт. Колмач, Зуев, Сераков, Березин и другие. На «Кировске» нм не ус тупают в работе третий помощник капитана тов. Бухаров, матросы тт. Семенов, Дурягин, Шизяев. Немало мастеров своего дела тру дится и на траулере «Сосновец». Благодаря помощи моряков «Кировска» и «Сосновца» экипаж «Сатурна» сумел преодолеть от ставание, перевыполнить четырех месячное задание. С. ЗАРНИЦЫН , наш спец. корр. Баренцево море. (По радио). Информация об уловах должна быть правильной Для решения задач, связанных с увеличением вылова рыбы, не обходимо обратить особое внима ние на своевременную и правиль ную информацию об уловах. Не объективная информация отдель ных судоводителей траулеров яв ляется серьезным недостатком промысловой работы и наносит большой ущерб флоту в выполне нии государственного плана. Ответственность за неправиль ные данные полностью лежит на совести капитанов промысловых судов, которые из каких-либо со ображений не дают объективных сведений об уловах или допуска ют непростительную халатность. Руководство промыслом ведет посильную борьбу с нарушителя ми, но не всегда оперативно и принципиально, так как трудно осуществить контроль за истин ным положением этого дела на каждом промысловом судне. О ложной информации в промысло вых радиосводках начинают подо зревать только тогда, когда судно заканчивает промысловый рейс и дает завышенные по сравнению с другими судами уловы. Ряд капитанов, как правило, с начала промыслового рейса з а нижает данные о подъемах, соз давая некоторый запас выловлен ной рыбы на борту судна. Этим запасом зачастую покрываются Хорошо работаешь сам помоги товарищу! Не в деньгах дело А ЛЕКСЕЙ Андреевич Шуль- дали другие штурманы и стар- гин — коммунист. Его мор- ший мастер по добыче Николай % ская биография началась в Кер- Васильевич Балабаев. % чи несколько лет назад после Недавно комиссия аттестова- % окончания школы юнг в Таган-ла Николая Тихонова как мат- § 3 роге. Затем он был боцманом, роса первого класса, помощником тралмейстера, су- Вместе с ним первоклассная Й доводителем па кораблях до квалификация матроса присвое- §} Л 200 регистровых тонн. С 1954 на Виктору Юшкевичу. Эта же g g года Алексей Андреевич плава- комиссия присвоила рабочие § л ет в траловом флоте. Работал разряды матросов второго клас- 8 третьим, вторчым штурманом и са Алексею Макарову, Борису % сейчас — старшим помощни- Попову, Николаю Ваганову, ком капитана. Владимиру Гусеву. За плечами у Шульгина хоро- Всем этим молодым ^морякам g шая морская школа. От его на- оказал помощь старший помощ- & метанного глаза, пожалуй, ни- ник капитана Алексеи Андрее- js когда не ускользнет промах в вич Шульгин. Технические заня- работе моряка. На траулере он проводил бесплатно, sv «Двина», на котором плавает Когда мы спросили его, почему $ сейчас Алексей Андреевич, но- он 0тказывается от оплаты за £ вичков в морском деле было не- тоническую учебу, Алексей 4 мало, да и сейчас они есть. Андреевич, смутившись, сказал: $2 {8 Шульгин часто наблюдал за Дело не в деньгах! Мне И 5 Николаем Тихоновым. Парень самомУ в свое время крепко по- К проловы или грубые промахи в работе, происшедшие по вине эки пажа. Но если такого не случает-' ся, то у капитанов-перестраховщи- ков появляется к концу рейса со лидная разница между фактиче ским грузом рыбы и грузом, о ко тором сообщено в радиосводках. В связи с этим и появляются у некоторых экипажей несуществу ющие хорошие уловы рыбы к кон цу промыслового рейса. Нарушение правил визуальной промысловой сигнализации наблю дается давно. Согласно установ ленному правилу, при улове рыбы до 1,5 тонны поднимается корзи на (сигнал: «судно, занятое тра лением») на бакштаге, при улове свыше 1,5 тонны корзина должна подниматься на йтаг-карнаке. Главными причинами невыполне ния этого правила являются ха латное отношение к этому важно му организационному вопросу, а также проявление собственниче ских интересов некоторых капита нов. Эти интересы заключаются в том, чтобы как можно дольше со хранить хорошую концентрацию рыбы и как можно больше выло вить рыбы своим судном. С этой целью в радиосводке дается заниженный улов, а корзина под нимается на бакштаге вместо штаг-карнака. Другой причиной, влияющей на правильность сигнализации, явля ется стремление промысловиков к сохранению безопасности плава ния. Каждый капитан знает, что, давая сведения о хороших уло вах, он привлечет к себе опреде ленное количество судов, которые создадут стесненные условия для работы. Порой бывают такие слу чаи, что подошедшие суда «зажи мают» своего ведущего настолько, что срывают его нормальную ра боту и он вынужден менять место лова. Создающиеся сложные обстоя тельства в некоторой мере оправ дывают капитанов-нарушителей промысловой сигнализации. Види мо, при наличии такой обстановки требуется активное вмешательство руководства промыслом. Пестрота данных об уловах з а висит еще и от того, обрабатыва ет ли промысловое судно добытую рыбу под «свежьё» или под соль, особенно при промысле окуня* Свежий окунь заготовляется с го ловами, а соленый — без голов- Обычно при обработке рыбы под соль количество выловленной ры бы занижают от 30 процентов до 50 процентов от фактически вы ловленного количества в сырце. А при заготовке свежей рыбы зани жение уловов значительно меньше — до 20 процентов. По этим причинам в практике промысла наблюдается, что два судна имеют одинаковые уловы, но в радиосводке дают различные сведения, так как по-разному об рабатывают рыбу. Учитывая это, по-видимому, на до как-то подразделять информа цию об уловах в зависимости от обработки рыбы, ибо существую щее положение дезориентирует промысловиков. На языке промысловиков это подразделение уж давно сущест вует, и они хорошо понимают друг друга, когда речь идет о промыс ловой тонне «под соль», «под свежье» или о «поисковой» тонне рыбы. Следует сделать оговорку о по исковой тонне рыбы, так как та кой мерой пользуются для своих уловов суда промысловой развед ки. Известно, что эти суда имеют тенденцию к завышению своих уловов, стремясь оправдать свою работу с точки зрения обеспече ния промысловых судов сырьевой базой. Поисковым судам необхо димо приближать свои данные об уловах к данным, удовлетворяю щим промысловые корабли, что бы изжить иногда встречающееся недоверие к их «поисковым» тон нам. А. КАРАПУЗОВ, препода ватель среднего мореходно го училища. «УГРОЗА ЕЩЕ Под таким заголовком в нашей газете был опубликован рейд ра бочих корреспондентов. Ответ прислал и. о. начальника техниче ского отдела управления рыбной НЕ МИНОВАЛА» промышленности тов. Филиппов. Он сообщил, что монтаж механи зации причалов №№ 5 и 6 закон чен. Рыбоприемочный цех также введен в эксплуатацию. своему внешнему виду, размерам, оборудованию фабрики и удобст вам жилых помещений наше суд но мало чем отличается от кораб лей типа «Пушкин». На «Гончарове» установлен бо лее мощный главный двигатель, что позволяет развивать лучший ход. Более надежны в эксплуата ции вспомогательные механизмы. ■а - Большое удобст- Из первого промыслового рейса ■ ние двигателей с •й делку, чтобы работа спорилась. мног*,х Д р у ги х . Борьба за план кЬ Наблюдая за ловкими дви- о*®.6® Дело. А без повыше- жениями старшего товарища, ” ия знаний успеха не до- & все больше набирался опыта и бьешься. » Николай. Практическая работа ^ ” азве с этим не согласишься! » матроса сочеталась с теоретиче- Правильно поступил Алексей & скими занятиями. Их тоже про- Андреевич Шульгин. Вот он, по- Й водил Шульгин. Впрочем не он чин. серПуховцев, в действии! один. Много .дельных советов А. БРЫСОВ. Накануне первомайского празд ника вернулся из своего промыс лового рейса рефрижераторный траулер «Гончаров». Плавание продолжалось три месяца. Начало рейса, когда-мы вели испытания траловой лебедки и ме ханизмов, проходило в Баренце вом море, а с 13 февраля «Гон чаров» стал работать в районе Лабрадора, где и закончил промы сел. Рейсовое задание экипаж выполнил. Добыто 1115 тонн ры бы, заготовлено 42 тонны жира, 1 60 тонн рыбной муки, выпуще но почти пятнадцать ты ся ! ба нок консерров, 167 тонн рыбного, филе, . * {• *-;1 1 . Долгое плавание корабля ъх~ чаетую протекало в сложной ме теорологической * ледовой обета-1 новке. Вся команда на с»дне бы ла создана вновь перед отходом в рейс, и поэтому потребовалось немало сил и времени, чтобы сплотить коллектив, а также на учить правильно и эффективно использовать имеющуюся i? их распоряжении технику. Особенно сложной была работа машинной команды. Несмотря на трудности, она с честью справи лась с возложенными на нее за дачами. В этом немалая . заслуга старшего механика тов. Гинзбур- га, большого специалиста а уме лого руководителя. В рейсе была обеспечена бесперебойная работа всех установок. . - Мне за последние два года при шлось плавать на нескольких мо,- розил^ных траулерах: «.Маяков ский», «Достоевский»-, «Жигу- левск», «Ижевск». Поэтому я мо гу сравнить ' производственные возможности различных судов с БМРТ «Гончаровым», - > Нужно сразу сказать, что но мостика. Мощная траловая лебед ка с электрическим спуском тра ла хорошо обеспечивает промыс ловую работу. Она легко вытяги вает по слипу любой улов рыбы. Оборудование фабрики анало гично судам типа «Пушкин». Од нако в ее работе имеется ряд не достатков. Малы сборники, в кле ти плохо входят противни со скоб ками, поэтому при качке иногда вываливаются уже заложенные рыбой противни и требуется вто ричная укладка их, что отнимает много труда и времени, а также небезопасно для работающих лю дей. ' Эти недочеты можно легко уст ранить, переделав сборники и до оборудовав клети. Кроме того, на правом борту необходимо ус тановить мойку и конвейер для утиля. Утильустановка производи тельностью в 5 тонн в сутки пол ностью не всегда загружается. В ее конструкции имеется серьез ный поосчет: на муку можно ис пользовать только головы окуня, внутренности отделить от жира невозможно. » «Гончаров» имеет большую качку, правда меньшую, чем су да типа «Маяковский». При соот ветствующей погрузке судна эту качку можно уменьшить. Впро чем, высокая остойчивость не окажется излишней, если обледе нелый корабль попадет в ураган. На мой взгляд, суда типа «Лес ков», «Гончаров» не хуже кораб лей типа «Пушкин», а в некото рых отношениях даже лучше. «Гончаров» сможет промышлять и сельдь, работая разноглубинным тралом. Первый промысловый рейс экипаж завершил неплохо. Ду мается, что уже сложившемуся нашему коллективу по плечу бо лее серьезные задачи. Встретим XXII съезд КПСС новыми успеха ми в работе. И. КАРПЕНКО, капитан большого морозильного ре фрижераторного траулера «Гончаров». РЫБНЫЙ МУРМАН* 13 мая 1961 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz