Рыбный Мурман. 1961 г. Май.

В ДРУЖБЕ — СИЛА О ПЕРВОМ квартале " моряки траулера «Сатурн» не справились с планом по вылову ры­ бы. Не выполнили они и задания предыдущего рейса. Но именно в том рейсе на судне наметил­ ся перелом в работе. Промысловики выяснили причины своего отставания и приступили к их устранению. — Большую помощь, — расска­ зывает капитан «Сатурна» тов. Терещенко, — оказали нам наши соперники в парном соревновании моряки траулера «Сосновец». Ре ­ гулярно дважды в сутки в опре­ деленное время беседовал я по радио с капитаном «Сосковца». И з этих бесед стало ясно, что ору­ дия лова на «Сатурне» неисправ­ ны. Капитан «Сосновца» передал нам схему вооружения подбор, объяснил, как лучше использовать промысловое вооружение. Вернувшись в порт, моряки «Сатурна» тщательно проверили все траловое хозяйство, сменили кабели, промерили ваера, смени­ ли плохо работавшую траловую доску. Советы напарника, полу­ ченные в море, очень им помогли. И вот начался очередной рейс. «Сатурн» и «Сосновец» вновь ока­ зались в одном районе моря. Их экипажи опять вступили в сорев­ нование за успешное проведение рейса. К ним примкнули и моряки траулера «Кировск», руководимые капитаном тов. Вагановым. Рабо ­ тать втроем оказалось еще луч­ ше. По-прежнему в эфире два ра ­ за в день происходили встречи. Теперь в. них уже участвовало три капитана. Взаимный обмен информацией помогал быстро принимать нужные решения, луч­ ше облавливать косяки. Когда «Сосновец», в связи с окончанием рейса, ушел к берегу, соревнова­ ние между экипажами «Сатурна» и «Кировска» не прекратилось. Моряки «Кировска» сначала никак не могли взять за траление больше полтонны рыбы, хотя в это время на «Сатурне» поднима­ ли по две тонны. Вызвав по ра­ дио своего напарника, капитан тов. Терещенко посоветовал по­ дойти поближе к «Сатурну», рас­ сказал, на каких курсах и глуби­ нах нужно тралировать. Вскоре на палубу «Кировска» было под­ нято три тонны окуня. Дело по­ шло. — Спасибо! — благодарил то­ варищей капитан тов. Ваганов, — мы в долгу у вас. Мастера обработки * Когда траулер «Челябинск» воз­ вращается в . п о р т из очередного рейса, приемщики рыбокомбината эна 4 от*гчто рыба, сданная моряка­ ми-этого корабля, будет хорошего качества. Особенно хорошо умеют на «Челябинске» сохранять «свежье». Из рейса в рейс задание по сорт­ ности здесь перевыполняется. (Трюмных работников траулера не­ даром называют мастерами своего дела. Всеобщим уважением пользует­ ся здесь рыбмастер Венидикт Мак­ симович Мамаев. Он внимательно следит за тем, как обрабатывается рыба на палубе. Проводит £ мат­ росами занятия по разделке улова. В трюме рыба засаливается в лед в соответствии с инструкци­ ей, при этом используется опыт передовых рыбообработчиков тра­ лового флота. Отлично справляются со своими обязанностями засольщики тт. Дуб ­ ровский и Зайцев. Дубровский трудится в трюме всего два рей­ са. Раньше он был матросом на этом же судне. С помощью опыт­ ных моряков ' он овладел новой специальностью и сейчас мастер­ ски справляется с новым делом. Вопросу повышения качества продукции на «Челябинске» уде­ ляется первостепенное значение, Соревнуясь за достойную встречу XX11 съезда КПСС, коллектив ко­ рабля поставил перед собой зада-* чу: повысить сортность продукции, увеличить заготовку «свежья». И. КЛЕНОВ. ГРЫВМОТ 0 8 с ь / Должниками моряки «Киров­ ска» были недолго. Вскоре они навели на рыбу траулер «Са­ турн». Так, в обстановке друж ­ бы и взаимопомощи проходит со­ ревнование. Совсем недавно от­ стававший корабль благодаря этому вырывается вперед. Хоро­ шо трудятся на «Сатурне» стар­ ший помощник капитана комму­ нист тов. Новиков, третий меха­ ник тов. Замятин, матросы тт. Колмач, Зуев, Сераков, Березин и другие. На «Кировске» нм не ус­ тупают в работе третий помощник капитана тов. Бухаров, матросы тт. Семенов, Дурягин, Шизяев. Немало мастеров своего дела тру­ дится и на траулере «Сосновец». Благодаря помощи моряков «Кировска» и «Сосновца» экипаж «Сатурна» сумел преодолеть от­ ставание, перевыполнить четырех­ месячное задание. С. ЗАРНИЦЫН , наш спец. корр. Баренцево море. (По радио). Информация об уловах должна быть правильной Для решения задач, связанных с увеличением вылова рыбы, не­ обходимо обратить особое внима­ ние на своевременную и правиль­ ную информацию об уловах. Не­ объективная информация отдель­ ных судоводителей траулеров яв­ ляется серьезным недостатком промысловой работы и наносит большой ущерб флоту в выполне­ нии государственного плана. Ответственность за неправиль­ ные данные полностью лежит на совести капитанов промысловых судов, которые из каких-либо со­ ображений не дают объективных сведений об уловах или допуска­ ют непростительную халатность. Руководство промыслом ведет посильную борьбу с нарушителя­ ми, но не всегда оперативно и принципиально, так как трудно осуществить контроль за истин­ ным положением этого дела на каждом промысловом судне. О ложной информации в промысло­ вых радиосводках начинают подо­ зревать только тогда, когда судно заканчивает промысловый рейс и дает завышенные по сравнению с другими судами уловы. Ряд капитанов, как правило, с начала промыслового рейса з а ­ нижает данные о подъемах, соз­ давая некоторый запас выловлен­ ной рыбы на борту судна. Этим запасом зачастую покрываются Хорошо работаешь сам помоги товарищу! Не в деньгах дело А ЛЕКСЕЙ Андреевич Шуль- дали другие штурманы и стар- гин — коммунист. Его мор- ший мастер по добыче Николай % ская биография началась в Кер- Васильевич Балабаев. % чи несколько лет назад после Недавно комиссия аттестова- % окончания школы юнг в Таган-ла Николая Тихонова как мат- § 3 роге. Затем он был боцманом, роса первого класса, помощником тралмейстера, су- Вместе с ним первоклассная Й доводителем па кораблях до квалификация матроса присвое- §} Л 200 регистровых тонн. С 1954 на Виктору Юшкевичу. Эта же g g года Алексей Андреевич плава- комиссия присвоила рабочие § л ет в траловом флоте. Работал разряды матросов второго клас- 8 третьим, вторчым штурманом и са Алексею Макарову, Борису % сейчас — старшим помощни- Попову, Николаю Ваганову, ком капитана. Владимиру Гусеву. За плечами у Шульгина хоро- Всем этим молодым ^морякам g шая морская школа. От его на- оказал помощь старший помощ- & метанного глаза, пожалуй, ни- ник капитана Алексеи Андрее- js когда не ускользнет промах в вич Шульгин. Технические заня- работе моряка. На траулере он проводил бесплатно, sv «Двина», на котором плавает Когда мы спросили его, почему $ сейчас Алексей Андреевич, но- он 0тказывается от оплаты за £ вичков в морском деле было не- тоническую учебу, Алексей 4 мало, да и сейчас они есть. Андреевич, смутившись, сказал: $2 {8 Шульгин часто наблюдал за Дело не в деньгах! Мне И 5 Николаем Тихоновым. Парень самомУ в свое время крепко по- К проловы или грубые промахи в работе, происшедшие по вине эки­ пажа. Но если такого не случает-' ся, то у капитанов-перестраховщи- ков появляется к концу рейса со­ лидная разница между фактиче­ ским грузом рыбы и грузом, о ко­ тором сообщено в радиосводках. В связи с этим и появляются у некоторых экипажей несуществу­ ющие хорошие уловы рыбы к кон­ цу промыслового рейса. Нарушение правил визуальной промысловой сигнализации наблю­ дается давно. Согласно установ­ ленному правилу, при улове рыбы до 1,5 тонны поднимается корзи­ на (сигнал: «судно, занятое тра ­ лением») на бакштаге, при улове свыше 1,5 тонны корзина должна подниматься на йтаг-карнаке. Главными причинами невыполне­ ния этого правила являются ха­ латное отношение к этому важно­ му организационному вопросу, а также проявление собственниче­ ских интересов некоторых капита­ нов. Эти интересы заключаются в том, чтобы как можно дольше со­ хранить хорошую концентрацию рыбы и как можно больше выло­ вить рыбы своим судном. С этой целью в радиосводке дается заниженный улов, а корзина под­ нимается на бакштаге вместо штаг-карнака. Другой причиной, влияющей на правильность сигнализации, явля­ ется стремление промысловиков к сохранению безопасности плава­ ния. Каждый капитан знает, что, давая сведения о хороших уло­ вах, он привлечет к себе опреде­ ленное количество судов, которые создадут стесненные условия для работы. Порой бывают такие слу­ чаи, что подошедшие суда «зажи­ мают» своего ведущего настолько, что срывают его нормальную ра ­ боту и он вынужден менять место лова. Создающиеся сложные обстоя­ тельства в некоторой мере оправ­ дывают капитанов-нарушителей промысловой сигнализации. Види­ мо, при наличии такой обстановки требуется активное вмешательство руководства промыслом. Пестрота данных об уловах з а ­ висит еще и от того, обрабатыва­ ет ли промысловое судно добытую рыбу под «свежьё» или под соль, особенно при промысле окуня* Свежий окунь заготовляется с го­ ловами, а соленый — без голов- Обычно при обработке рыбы под соль количество выловленной ры­ бы занижают от 30 процентов до 50 процентов от фактически вы­ ловленного количества в сырце. А при заготовке свежей рыбы зани­ жение уловов значительно меньше — до 20 процентов. По этим причинам в практике промысла наблюдается, что два судна имеют одинаковые уловы, но в радиосводке дают различные сведения, так как по-разному об­ рабатывают рыбу. Учитывая это, по-видимому, на­ до как-то подразделять информа­ цию об уловах в зависимости от обработки рыбы, ибо существую­ щее положение дезориентирует промысловиков. На языке промысловиков это подразделение уж давно сущест­ вует, и они хорошо понимают друг друга, когда речь идет о промыс­ ловой тонне «под соль», «под свежье» или о «поисковой» тонне рыбы. Следует сделать оговорку о по­ исковой тонне рыбы, так как та ­ кой мерой пользуются для своих уловов суда промысловой развед­ ки. Известно, что эти суда имеют тенденцию к завышению своих уловов, стремясь оправдать свою работу с точки зрения обеспече­ ния промысловых судов сырьевой базой. Поисковым судам необхо­ димо приближать свои данные об уловах к данным, удовлетворяю­ щим промысловые корабли, что­ бы изжить иногда встречающееся недоверие к их «поисковым» тон­ нам. А. КАРАПУЗОВ, препода­ ватель среднего мореходно­ го училища. «УГРОЗА ЕЩЕ Под таким заголовком в нашей газете был опубликован рейд ра­ бочих корреспондентов. Ответ прислал и. о. начальника техниче­ ского отдела управления рыбной НЕ МИНОВАЛА» промышленности тов. Филиппов. Он сообщил, что монтаж механи­ зации причалов №№ 5 и 6 закон­ чен. Рыбоприемочный цех также введен в эксплуатацию. своему внешнему виду, размерам, оборудованию фабрики и удобст­ вам жилых помещений наше суд­ но мало чем отличается от кораб­ лей типа «Пушкин». На «Гончарове» установлен бо­ лее мощный главный двигатель, что позволяет развивать лучший ход. Более надежны в эксплуата­ ции вспомогательные механизмы. ■а - Большое удобст- Из первого промыслового рейса ■ ние двигателей с •й делку, чтобы работа спорилась. мног*,х Д р у ги х . Борьба за план кЬ Наблюдая за ловкими дви- о*®.6® Дело. А без повыше- жениями старшего товарища, ” ия знаний успеха не до- & все больше набирался опыта и бьешься. » Николай. Практическая работа ^ ” азве с этим не согласишься! » матроса сочеталась с теоретиче- Правильно поступил Алексей & скими занятиями. Их тоже про- Андреевич Шульгин. Вот он, по- Й водил Шульгин. Впрочем не он чин. серПуховцев, в действии! один. Много .дельных советов А. БРЫСОВ. Накануне первомайского празд­ ника вернулся из своего промыс­ лового рейса рефрижераторный траулер «Гончаров». Плавание продолжалось три месяца. Начало рейса, когда-мы вели испытания траловой лебедки и ме­ ханизмов, проходило в Баренце­ вом море, а с 13 февраля «Гон­ чаров» стал работать в районе Лабрадора, где и закончил промы­ сел. Рейсовое задание экипаж выполнил. Добыто 1115 тонн ры­ бы, заготовлено 42 тонны жира, 1 60 тонн рыбной муки, выпуще­ но почти пятнадцать ты ся ! ба­ нок консерров, 167 тонн рыбного, филе, . * {• *-;1 1 . Долгое плавание корабля ъх~ чаетую протекало в сложной ме­ теорологической * ледовой обета-1 новке. Вся команда на с»дне бы­ ла создана вновь перед отходом в рейс, и поэтому потребовалось немало сил и времени, чтобы сплотить коллектив, а также на­ учить правильно и эффективно использовать имеющуюся i? их распоряжении технику. Особенно сложной была работа машинной команды. Несмотря на трудности, она с честью справи­ лась с возложенными на нее за­ дачами. В этом немалая . заслуга старшего механика тов. Гинзбур- га, большого специалиста а уме­ лого руководителя. В рейсе была обеспечена бесперебойная работа всех установок. . - Мне за последние два года при­ шлось плавать на нескольких мо,- розил^ных траулерах: «.Маяков­ ский», «Достоевский»-, «Жигу- левск», «Ижевск». Поэтому я мо­ гу сравнить ' производственные возможности различных судов с БМРТ «Гончаровым», - > Нужно сразу сказать, что но мостика. Мощная траловая лебед­ ка с электрическим спуском тра­ ла хорошо обеспечивает промыс­ ловую работу. Она легко вытяги­ вает по слипу любой улов рыбы. Оборудование фабрики анало­ гично судам типа «Пушкин». Од­ нако в ее работе имеется ряд не­ достатков. Малы сборники, в кле­ ти плохо входят противни со скоб­ ками, поэтому при качке иногда вываливаются уже заложенные рыбой противни и требуется вто­ ричная укладка их, что отнимает много труда и времени, а также небезопасно для работающих лю­ дей. ' Эти недочеты можно легко уст­ ранить, переделав сборники и до­ оборудовав клети. Кроме того, на правом борту необходимо ус­ тановить мойку и конвейер для утиля. Утильустановка производи­ тельностью в 5 тонн в сутки пол­ ностью не всегда загружается. В ее конструкции имеется серьез­ ный поосчет: на муку можно ис­ пользовать только головы окуня, внутренности отделить от жира невозможно. » «Гончаров» имеет большую качку, правда меньшую, чем су­ да типа «Маяковский». При соот­ ветствующей погрузке судна эту качку можно уменьшить. Впро­ чем, высокая остойчивость не окажется излишней, если обледе­ нелый корабль попадет в ураган. На мой взгляд, суда типа «Лес­ ков», «Гончаров» не хуже кораб­ лей типа «Пушкин», а в некото­ рых отношениях даже лучше. «Гончаров» сможет промышлять и сельдь, работая разноглубинным тралом. Первый промысловый рейс экипаж завершил неплохо. Ду­ мается, что уже сложившемуся нашему коллективу по плечу бо­ лее серьезные задачи. Встретим XXII съезд КПСС новыми успеха­ ми в работе. И. КАРПЕНКО, капитан большого морозильного ре­ фрижераторного траулера «Гончаров». РЫБНЫЙ МУРМАН* 13 мая 1961 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz