Рыбный Мурман. 1961 г. Май.
П Р Я М Ы М К У Р С О М Мастер по добыче ловко от крыл патент, в в ящик хлынул ярко-красный ноток трепещущего окуня. ■— Пожалуй, больше полутора тонн будет, — определил вахтен ный штурман и, высунувшись из окна рубки, крикнул, не то при казывая, не то спрашивая: Вы звать подвахту! •— Зачем? Мы сами вее уберем до следующего трала. И, действительно, уже за 15 минут до очередного подъема ящик был пуст, и матросы стара тельно мыяи палубу. Так трудят ся все три вахты на траулере «Муром». Рыба разделывается здесь не только быстро, но и весь ма доброкачественно. Не было еще случая, чтобы моряки этого суд на сдали в порту улов сортностью ниже плановой. В трюме траулера трудятся лю ди, горячо любящие свое дело. Ду шой маленького коллектива рыбо обработчиков здесь является по мощник мастера по обработке Петр Дмитриевич Щукин. Как член судового комитета, он отве чает за состояние дел в трюме._ Петр Дмитриевич внимательно следит за тем, чтобы каждый окунь был правильно разделан и уложен в чердак. Он же не толь ко хороший работник, но и не плохой общественник. В послед нюю стоянку в порту, например, он вместе с председателем судово го комитета радистом Валентином Каштановым организовал культ поход в кино. 55 моряков, их род ных и близких сообща посмотре ли веселую кинокомедию. Отлично работает и другой по мощник мастера по обработке Дмитрий Григорьевич Шемякин. Нередко в трюм спускается кто- нибудь из свободных от вахты матросов, и помощники мастера по обработке обучают их своей спе циальности. Очередной трал уже поднят, и матросы за рыборазделочным сто лом снова обрабатывают улов. Од на за другой рыбины летят в мойку, а оттуда соскальзывают в трюм. Вот один из матросов на минуту прекращает работу и начинает что-то объяснять и показывать своему соседу. Тот кивает голо вой, и работа продолжается. На «Муроме» рядом с опытными, хо рошо знающими свое дело моряка ми есть и новички. Ветераны про мысла шефствуют над ними. Осо бенно много внимания молодежи уделяют матрос коммунист тов. Чуйко и матрос тов. Залетин. Ка кую пользу приносит это шефство, можно видеть хотя бы на примере матроса тов. Пинчука. На корабль он пришел, не имея опыта работы в море. С помощью старших това рищей быстро освоился с делом. В прошлом рейсе он уже был одним из лучших рубщиков рыбьих го лов, а в этом рейсе не только бы стро и отлично разделывает рыбу, но и сам обучает новичков. Механизмы траулера действуют безотказно. В этом большая заслу га второго механика Павла Федо ровича Жабинца. Сменившись с вахты, матросы собираются в салопе. Завязывает ся беседа. Хотя экипаж справился с планом первого квартала, но за дание прошлого рейса не было вы полнено. Причиной тому была не удовлетворительная работа масте ров по добыче рыбы. Тогда моря ки, собираясь после вахты в сало не, больше всего критиковали их. Теперь с орудиями лова все в по рядке. На «Муроме» с большой благодарностью вспоминают о мас- тере-наставнике по добыче Алек сее Ануфриевиче Кокшарове. В море он помог наладить траловое хозяйство, научил моряков хоро шо работать с орудиями лова. Ежедневно в 22 часа 15 минут радист Валентин Каштанов нала живает связь с траулером «Мил- лерово». Капитаны сообщают друг другу о результатах работы за сутки, обмениваются советами. намечают совместный план даль* нейшей работы. Парное соревно вание во многом способствует ус пешному проведению рейса обои ми экипажами. После беседы ка питанов все моряки знакомятся с суточными показателями работы соревнующихся судов. На собрании коллектив трау лера «Муром» решил бороться за звание экипажа коммунистиче ского труда. Дружный коллектив ведет свой корабль прямым кур сом к новым трудовым успехам. Наш спецкор. РЫБА СВЕРХ ПЛАНА Отлично трудятся астрахан ские рыбаки на Южном Кас пии. С Сальянского рейда вы ходят их суда в море. Они ве дут ночной промысел кильки на электросвет. В ходе социалистического со ревнования за достойную встречу XXII съезда КПСС больших успехов добились рыбаки сейнера «РБ-38» базы морского лова, возглавляемые капитаном С. Я. Тюриным. Они добыли более 370Q центнеров рыбы, в полтора раза перевы полнили квартальное задание. На снимке: капитан сейнера № 38 базы морского лова С. Я. Тюрин. Фотохроника ТАСС. Центральный Ко митет КПСС во многих своих пер вомайских Призывах обращался к трудящимся разных отраслей хозяйства: увеличивайте выпуск продукции, улучшайте ее каче ство. Работницы, мастера, инженер но-технические работники коп тильного цеха Мурманского ры бокомбината стремятся делом от ветить на эти Призывы. Мы соревнуемся за звание кол лектива коммунистического тру да, приняли на третий год семи летки высокие обязательства: вы пустить сверх плана 500 центне ров копченых рыботоваров и 40 центнеров кулинарных изделий, снизить себестоимость центнера продукции на 0,5 процента, по высить сортность на 1 процент. В первом квартале нам не уда лось справиться с планом но вы работке копченостей. Но это не вина коллектива, и мы вправе предъявить претензии коллективу тралового' флота, обратиться за помощью к руководству рыбоком бината. Траловый флот, несмотря на наше обращение к морякам через газету «Комсомолец Заполярья», обеспечивает нас неполноценным полуфабрикатом. Большинство Это нужно для увеличения выпуска к о п ч е н о с т е й экипажеи совершенно не занима ются специальной балычной раз делкой и бочковым посолом ры бы, а доставляют треску и окуня разделанными обычно под соль. Приходится очень много сил и времени затрачивать на выборку более или менее подходящего по луфабриката, и что самое непри ятное, при подготовке такой рыбы к копчению приходится срезать самую жирную и вкусную часть мяса, направлять ее в пищевые отходы. Отсюда перерасход полу фабриката, повышение себестои мости продукции. От имени коллектива коптиль ного цеха я еще раз обращаюсь к руководству, партийному и ба зовому комитетам тралового фло та принять меры к устранению этого недостатка. Окуневая путина уже нача лась. Как известно, управлением рыбной промышленности перед траловым флотом поставлена за дача: доставить в апреле—мае 500 с лишним тысяч центнеров окуня. А для того, чтобы выпол нить план второго квартала и Совершенствовать промысловую разведку П РОМЫСЛОВАЯ РАЗВЕДКА, как известно, призвана обеспе чивать рыболовный флот сырьевой базой для промысла. Если судить по тому, как рыбодобывающие предприятия бассейна спра вились с выполнением плана вылова рыбы в 1960 году, то можно сказать, что в этом есть доля труда и поисковиков. Каковы задачи промысловой разведки на будущее, что она со бирается делать и с какими трудностями встречается, учитывая на пряженную обстановку нынешнего года? Поскольку мы ведем поисковые работы в Баренцевом, Норвеж ском морях, а также в северо-западной части Атлантики, следует сказать о каждом из этих бассейнов. Для разведки в Баренцевом море мы имеем в своем оперативном подчинении 18 траулеров. Эти суда в основном находятся в хорошем техническом состоянии, укомплектованы квалифицированными кадрами. Количество судов тоже достаточное, только нужно умело их использовать, что у нас не всегда бывает. Как известно, Баренцево море само по себе исследовано неплохо и найти здесь какой-нибудь новый для эффективного промысла район очень трудно, если не сказать, что такой возможности вообще нет. Поэтому промысловая разведка направляет усилия к тому, чтобы расширить промысел в уже известных нам районах. Такую перспективу мы видим, в част ности, в районе Копытова, где необходимо освоить южную его часть с тяжелыми грунтовыми условиями. Нужно также настойчивее вест»; разведку в районе Западного Шпицбергена. В настоящее время промыслом освоена только южная часть этого района до о-ва принца Карла, хотя все данные говорят за то, *что рыба проходит дальше на север. Мы считаем, что про мысел можно значительно расширить за счет освоения больших глу бин (более 500 метров) в районах Копытова, Медвежьего и Шпиц бергена. Но здесь встречаются трудности, в преодолении которых должны помочь и инженеры-добытчики. Чтобы выйти на большие глубины, нужны, в первую очередь, прочные кухтыли и устойчивые распорные траловые доски. Если с разведкой в Баренцевом море де ло обстоит более или менее благополучно, то разведка в дальних районах, или, как ее называют, перспективная разведка, не отвеча ет еще тем целям и задачам, которые на нее возложены. Эта разведка по существу превратилась из перспективной в опе ративную, то есть она почтя не занимается исследованием и выяв лением новых для промысла районов, а решает задачи лишь сегод няшнего дня. В свя^и с этим уместно вспомнить историю развития нашего промысла ыа дальнем западе. Осенью 1956 г. мы знали только один район — банку Флемиш- кап, где сырьевая база для промысла была исключительно богатой. Через год флот начал осваивать восточный склон большой Ньюфаун длендской банки, в 1958 году были обнаружены хорошие скопления рыбы на Северной Ньюфаундлендской банке, в 1950 году вступил в строй район Лабрадора . В 1960 году промысел сместился еще север нее — на банку Гамильтон. В прошлом году стал такж е известен еше один промысловый район — южная часть большой Ньюфаунд лендской банки, где в третьем и четвертом кварталах облавливалась исключительно мощная концентрация пикши. Таким образом, все перечисленные районы уже нельзя назвать неосвоенными. Казалось бы, судам перспективной разведки делать здесь теперь нечего. Он» должны исследовать новые районы, находить новые рыбные скоп ления. Но ясно также и то, что те районы, которые упоминались выше, занимают огромную акгаторню и оставить их без-разведчиков нель зя. Значит, напрашивается вывод: необходимо увеличение количе ства поисковых судов с таким расчетом, чтобы можно было контро лировать уже известные районы и заниматься исследованием новых. Исходя из этих соображений, ставился вопрос о выделении пер спективной разведке на 1961 год еще двух траулеров. К сожалению, эта просьба не была удовлетворена. А положение сейчас таково: для дальней разведки выделено 6 су дов, из них четыре типа «Кремль» и два СРТ типа «Океан». Все эти суда для разведки мало подходят. Суда типа «Кремль» из-за своей устарелой конструкции, тихоходности и неудовлетворительному тех ническому состоянию меньше половины своего эксплуатационного времени отдают полезной поисково-исследовательской работе, з а трачивая остальное время на длительные переходы из порта к месту работы и обратно, а главное, простаивают месяцами в бесконечных повторных междурейсовых ремонтах. Суда типа «Океан» имеют недостаточную автономность, должны ежерейсно пополнять свои запасы и не могут отрываться далеко от баз. Особую тревогу вызывает сельдяной промысел в Норвежском море. Известно, что в течение ряда лет флот облавливает, в основ ном, одно высокоурожайное поколение сельди 1950 года. Сейчас это поколение в своей массе изъято промыслом. Другого такого поколе ния по урожайности нет. И естественно, приходится думать о том, где будет ловить сельдяной флот в 1962 и последующих годах. Ви димо, нужно исследовать новые районы, искать новые скопления сельди, а для этого нужно, прежде всего, иметь суда. Сейчас организована постоянно действующая поисково-исслелова- тельская экспедиция в составе двух судов типа «Океан». В прошлом году они обследовали ргйоны, прилегающие к восточному побережью Канады, Новой Шетландии и США. Нужно признать, что экспедиция увлеклась научными исследованиями и недостаточно занималась чисто практической поисковой работой. Сейчас суда снова вышли в эти районы и проведут более детальное исследование. На поиско вой работе в Норвежском море остается всего четыре СРТ, которые, как разведчики, мало удовлетворяют требования, ибо они уже уста рели и некоторые из них не имеют необходимой поисковой аппара туры. Из-за недостатка поисковых судов мы не занимаемся разведкой в таких, например, перспективных районах, как Северное море и район Гебридских островов. Желательна было бы заменить хотя бы два СРТ на суда типа «Океан». Э ю позволило бы вести разведку более оперативно. Есть у нас и другие недостатки, тормозящие по исковую работу и сдерживающие оперативность разведчиков. На ряде судов, в частности, на траулерах польской построГгки, почти не используется такой хороший поисковый прибор, как МС-29, из-за отсутствия электрохимической бумаги. Так, например, на рейс продолжительностью 3 5 . суток дают не более двух рулонов бумаги, а одного рулона хватает всего на 15— 18 часов непрерывной работы прибора. Отрицательно сказывается иа поисковой работе отсутствие глу боководных термометров. Сейчас больше половины поисковых су дов термометров не имеют и перспектив на их получение пока нет. Во всяком случае, » 1 ам об этом ничего не известно. Управление рыб ной промышленности должно помочь поисковикам в этом деле. П. САМАРИН, заместитель »ачалыш*а промысловой раз ведки. ликвидировать отставание перво го квартала, нам потребуется не многим более 35 тысяч центнеров обезглавленного полуфабриката. Как видно, количество не большое, выбрать и разделать его для копчения не трудно. К тому же рыбокомбинат оплачивает за доставку полуфабриката, пригод ного для балыков, на 15 процен тов дороже, чем за обычный по луфабрикат. Коллектив цеха немало сде лал по использованию резервов производства. Ввели в эксплуата цию четыре -сушильных тоннеля. Это позволило сократить режим копчения с 72 до 3 6— 42 часов и увеличить выпуск продукции на тех же площадях на 20 про центов. Нынче мы должны пу стить в действие еще четыре та ких тоннеля. Надеемся, что уп равление рыбной промышленно сти обеспечит нас необходимым оборудованием. Длительное время работникам коптильного цеха приходилось самим отбирать окуня, палтуса, для копчения на холодильных заводах 1 и 2, доставлять к себе в цех и здесь уже произ водить необходимую разделку. Это отнимало много времени, при водило к ненужным транспортным расходам. Сейчас издан приказ, который обязывает директоров* заводов производить разделку рыбы под балык непосредственно на заво дах. Надо, чтобы приказ этот бы стрее претворялся в жизнь. Ои позволит коллективу цеха ис пользовать помещение, где произ водилась разделка, для других пе лен (в частности, для установки моечных бассейнов), увеличить выпуск копченых изделий. Технический прогресс совет ский народ назвал крыльями се милетки. И действительно, умные и надежные машины с успехом заменяют ручные операции, в не сколько раз повышают производи тельность труда. У нас в цехе еше летом прошлого года испытывал ся балычный станок конструкции ПИНР0/ Производственники да ли ему неплохую оценку. Он хоро шо обрезал тешу, производил за чистку полуфабриката. В то же время конструктором был выска зан ряд предложений по устра нению недостатков, выявившихся в процессе эксплуатации. И вот скоро уже год, как опыт ным образец стоит у нас в цехе. Но пользуемся нм мы редко из-за иеустраненных конструктивных недостатков. Очевидцы рассказы вают, что* видели модель балыч ного станка на Выставке дости жений народного хозяйства в Мо скве. А когда же мы увидим a w механизм в работе? Ведь при же лании можно было давно сделать все. чтобы станок полностью удовлетворял всем требования» производства. 3 . АНДРЕЕВА, замести- ч тель секретаря парторгани зации коптильного завода. ’«***У***л**************+**** «РЫБНЫЙ МУРМЛН» б мая 1961 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz