Рыбный Мурман. 1961 г. Март.

ч С о в е т с к и е л ю д и заслужи- вают того, чтобы на своих обеденных столах они имели вкус­ ные рыбные блюда. А их можно изготовить только из хорошей рыбы. Ну, к примеру, йз такой, какую привозят в порт и сдают на плавбазы моряки средчих тра­ улеров 704 и 707. Взять хотя бы показал ^л« их последних рейсов. Экипаж сред­ него траулера № 704 сдал первцм сортом 97,4 процента всей выра­ ботанной продукции, а экипаж среднего траулера № 707 — 97,8 процента. Причем план предусмат­ ривал лишь 94,8 процента перво­ го сорта. Здесь работают уважающие свое дело мастера по обработке. Из года в гол они накапливали крупицы опыта. Теперь они реши­ ли поделиться ими со своими то­ варищами. Возможно, не все в их опыте является в равной степени цен­ ным. Например, предложенный тс в Гнро метод укладки «свежья» в трюме нуждается в дальнейшей проверке. Во всяком случае, тт. Рыжков н Гиро начали разговор на очень важную, злободневную тему. И ©то уже хорошо. Редакция наде- Ч --------------------------------------- - е т ся , ч то р а з г о в о р эт о т п ол учи т ся ^ л яачМ 111 |л ofimviO fODT- больш им , ЧТО е г о п р о д о л ж а т пр о - <*>*зательно слиэит оощую сорт мыеловики как сельдяного, тая и И0^7Ь- тралового флотов. / Очень часто п р и ч и н а м ухудше­ ния качества продукция является 6«туэлучиость. У мае с этим «бед­ ствие*» * ведется акггавгая борь­ ба. В леи участауют В’се. Мат- В хорошую погоду и не при обильных уловах бочки с засо­ ленной сельдью сразу не купо- рю, а откатываю в сторону. При этом в бочки сельдь кладу с ве*рхо>м. Когда все свободное место на палубе использовано, вместе с бонда-рем начинаю ку- порить бочки. Здесь я выгады­ ваю в весе — при анализе бы­ ли бочки, которые без доклад- гам она к а к м ы ОБРАБАТЫВАЕМ УЛОВ ---------------------------------- ПШ1 lUnCtl'Di Когда к делу относишься с д ушой росы понимают, что высокая сорт­ ность — в их руках. При погруз­ ке тары о«и тщательно следят за тем. чтобы бочки не бились и не получалось перекоса дна. Бывает, что при погрузке рыбы Многолетняя практика научила в трюм в свежую погоду бочки меня: в процессе обработки сельди ударяются о комингсы трюма, и самое главное — не допускать вследствие этого получается пере- болыпих завалов на палубе, пото- кос дна. Надо стараться как-ни- му что сельдь, пожалуй, самая будь придерживать сушилку, что- яежная из всех рыб. В прошлом бы этого не случилось. Бочки з рейсе, например, за один дрейф трюме надо «простучать». Если мы ее брали столько, что хвата- обнаружатся бестуздучные, сразу ло на 300 бочек. И все равно за- поднимаем их наверх и перераба- «алов не было. тываем. Как мы этого добивались? Сра- Теперь морями сельдяного флота эу, как только вижу, что улов ходят и на тресковый лов. Следо­ большой, вызываю подвахту. Дво- вательно. мы должны знать также их или даже троих матросов став- и способы повышения сортности лю к рыбоделу. Этим людям пред- этой продукции, варительно объяснял их задачу. Здесь самое главное, я считаю, Причем выбираю таких, которым правильная разделка рыбы. При- это дело по душе, чтобы работали чем за этим делом одному мастеру оки с желанием. А то зачастую по обработка следить трудно. Я. бывает так. Посылают матроса на к примеру, первое время работал засолку, а он не хочет. Тогда ему так. Когда матросы плохо отно- приказьшают. Он, конечно, идет, сились к разделке, оставляли киш- ио работает кое-как. Все это по- кл и-ии недорезали до анального том отрицательно скажется на отверстия, такую рыбу отбрасы- еортности продукции. вал в сторону и после вахты за- Правильная обвалка сельди етавлял переделывать. Конечно солью — очень важная операция. мж>гим это не нравилось, так как На нее нужно обращать особое приходилось трудиться лишнее внимание. Много сельди насылать в®емя- Так было несколько раз, ва рыбодел ве следует. Надо, при- потом все наладилось. Без помощи держиваясь инструкции, делить ее командного состава, разумеется, у при наполнении бочки на три при- меня в э™ iej,e ничего бы пут- ного не получилось. В общем, вы­ вод можно сделать такой, что там, Когда сельдь сыплем на рыоо- где €сть тесный контакт между дел, ни в коем случае не оставля- командирами и работниками трю- ем в нем окно открытым. Кроме ма< высокая сортность продукции того, я всегда стараюсь еолить су- обеспечена, хой солью. Это тоже очень важно.. j^e , чт^ написано в этой И в Л статье, подтверждено моим мио- залитои водой, я ее немедленно за-' опытом. Мастером по об- юрываю. переворачиваю вниз работке я работаю уже девять лет. шкантами и отставляю в сторону. Еще до переезда в Мурманск в Стараемся по возможности не 1948 году я окончил школу ФЗО. брать сети с рыбой на борт, по- Получил там специальность по­ тому что она очень мнется, н тог- мощника мастера по обработке, да ее уже трудно спасать. На па- Потом работал на Азовском море, дгубе у нас есть такие укромные Свою должность я очень уважаю, места, как, например, за носовым и поэтому обидно бывает слышать, трюмом. Когда туда попадает когда говорят, что рыба плохая, сельдь при тряске сетей, она уби- Ведь это значит, что мастер плох, рается обычно в последнюю оче- Ведь от нас зависит сделать так, додь. Такую сельдь, я считаю, луч- чтобы вея паша продукция была ше отбрасывать в техрваиь. От высокого качества, восьми—десяти килограмме мы И. РЫЖКОВ, ущерба не понесем. Зато, попади мастер по ©«работе рыбы такая сельдь в общую вартию, она среднего траулера Л 704. Л СНОВНАЯ причина сни- жения сортности, по-мо­ ему, кроется в том, что часто сдают бестузлучную сельдь. За меньшее количество бестуз- лучных бочек я борюсь следу­ ющим образом. Кроме того, что заливка производится обяза­ тельно. я еще при спуске сель­ ди в трюм слежу за тем, что­ бы не было ударов бочек о ко­ мингсы трюма. Предварительно подвешиваем автопокрышки. Во время спуска сам я стою на кран-балке. Спуск бочек на кран-балке является самым, что ни на есть, лучшим способом. Здесь сам регулируешь спуск и пре­ достерегаешь бочку от ударов. В штормовое время бывает так, что рыба при обильных уловах «ездит» по палубе. Она мнется, получает повреждения. Образуется много техрвани. Чтобы этого избежать, я на па­ лубе делаю из досок перегород­ ки. Когда сельдь берется от­ дельными партиями на борт, после того, как она вытрясена из сетей, я ставлю двух опыт­ ных матросов к рыбоделу. Они мне помогают отсортировывать рвань и вторые сорта. Советы промысловикам ки весили по 100 килограм­ мов, а в среднем по 95 кило­ граммов. Засолку произвожу так. Сна­ чала подготавливаю рабочее место, чтобы все было под ру­ кой. Это важно. Однажды, к примеру, взяли мы сразу 43 тонны сельди за 14 часов и не было ни одной задержки. Боч­ ки были подготовлены заранее в свободное время. Я только солил, а подвахта спускала боч­ ки в трюм. Все шло конвейе­ ром. На рыбоделе я тщательную обвалку не делаю, так как до­ зировка соли малая и на ниж­ ние ряды приходится сыпать мало соли. После того, как сельдь на рыбоделе пересыпана солью, спускаю ее в бочку винтообразно, полуоборотом, так как при этом она и обвали­ вается и хорошо укладывается по рядам. Чем выше, тем боль­ ше кладу соли. На верхний ряд сыплю половину лопатки. Когда в дрифтерном порядке старые сети и много рвани, то сельдь обычно запутывается в дели. Потом при тряске ее рвут на куски. Здесь я попросил командование судна не торо­ питься при выборке и добав­ лять матроса на тряску, а се­ ти — распутывать. Результат был неплохой. Для сохранения рыбы в трю­ мах очень важно, чтобы была одинаковая температура туз­ лука. Через день обязательно JPЛАВНЫМИ объектами трало­ вого промысла н Баренцевом море длительное время являлись треска и пикша. В течение доволь­ но продолжительного времени про­ мысловики тралового флота накап- npn„BCD5,L° темперагу1)у в мяс€ ливали опыт по переработке отхо- рыои- Соль, держвг в носовом дав тресковых, то есть по выра- трюме 30 тех покл не п»и’ ботке субпродуктов. За последние годы в общей до­ быче резко увеличился удельный вес вылова морского окуня трау­ лерами бортового траления. -Начи­ ная с 19G1 года, по требованию торговых ор­ ганизаций заготовка со- дет очередь заполнять его боч­ ками с сельдью. Некоторые де­ лают иначе — предварительно спускают ее в кормовой трюм. Это неправильно — может замерзнуть. На промысле я обязательна провожу занятия по технологи ческой обработке и объясняю порядок работы при уборке ры бы. После выборки сетей кал; дый матрос знает, что ему де­ лать. Трафаретом занимается один человек, который за это дело и отвечает. У нас не нуж­ но указывать, что кому делать, пото­ му что каждый сам знает. И подвахту вызы­ вать не приходится. При разгрузке тоже работа­ ют все, кроме двух, которые отдыхают, а потом подменяют следующую пару. Люди распре­ делены по трюмам. На каждый трюм назначается старший, ко­ торый следит за правильной ус­ тановкой бочек, а после наблю­ дает за чисткой и мойкой трю­ ма. Когда наш средний траулер находится на тресковом про­ мысле. мы с засольщиком ра­ ботаем по 12 часов без смелы. Так мы выгадываем во време­ ни да и при больших уловах легче помогать друг другу. При этом больше всего беспокоимся о сохранении качества «све­ жья» й доставке его в порт в возможно большем количестве. Пробовали мы укладывать свежую треску в трюме ряда­ ми толщиной в 2 рыбины. И второй способ испытали: про­ сто слой в 2 рыбины набрасы­ вали без укладки по рядам. В ревультате наблюдений пришли к выводу, что второй способ лучше. Рыба лучше охлажда­ ется, и продукция становится более высокого качества. Толь­ ко нужно как можно меньше дробить лед. И еще одно замечание. Бы­ вает так на судах «Мурман­ сельди», что мастерам по об­ работке приходится вылезать из трюма и мокрыми становить­ ся за лебедку. Это вредно от­ ражается на здоровье мастеров, поэтому их надо освободить от такой работы на тресковом лову. А. ГИРО, мастер по обра­ ботке рыбы среднего тра­ улера № 707. 1 \ Рыбнаямука из отходовокуня леиого окуня стала производить­ ся только в обезглавленном виде. Но мы оказались подготовлен­ ными к этому: в течение ряда лег была проведена большая работа по использованию окуневых отхо­ дов — голов, жабер, внутренно­ стей — для выработки рыб­ ной муки. Окуневые внутрен­ ности направляются на выгрев жи­ ра. Внутренности самок окуня со­ держат относительно невысокий процент жира, а поэтому их целе­ сообразнее использовать совмест­ но с остальными отходами на рыб­ ную муку. Если в 1958 году трау­ леры бортового траления сдали ры­ бокомбинату 1.580 центнеров му­ ки из окуневых отходов, то в 1959 году было сдано 20.450 центне­ ров. а в 1960 — 19.900 центне­ ров (это связано с тем, что оку­ ня выловили меньше). Технология выработки муки из жирных отходов отличается от вы­ работки ее из тресковых отходов. Даже при незначительной пере­ сушке окуневая мука начинает скатываться в шарики, а при бо­ лее сильном пересушивании она приобретает полужидкое — тесто­ образное состояние, поэтому конт­ роль за окончанием сушки окуне­ вой муки в нижнем барабане необ­ ходимо вести очень внимательно. Процесс выработки такой муки ведется при давлении пара в ру­ башках барабана 1—2 атмосферы следующим образом: В сырьевой бункер загружают 80 0—1.000 килограммов етхо- двв. Ври этом необходимо следить за тем, чтобы вместе с сырьем не попадали посторонние примеси — камни, губка и т. д. Затем производят осмотр, смаз­ ку и прогрев рыбомучной установ­ ки. После этого открывают горло­ вину верхнего сушильного бара­ бана и клинкет загрузочного бун­ кера и производят перепуск сырья из бункера в верхний сушильный барабан. На эту операцию затра­ чивается 20—25 минут. Потом закрывают горловину верхнего ба­ рабана и клинкет бункера и загру­ жают его новой партией сырья. В верхнем сушильном барабане* в течение двух с половиной — трех часов происходит разварива­ ние сырья и частичное испарение из него влаги. После этого, не останавливая установку, открывают перепуск­ ной клинкет и перепускают массу из верхнего сушильного барабана в нижний. На эту операцию затра­ чивается 15—20 минут. Одновре­ менно необходимо открыть задвиж­ ку вентиляции нижнего барабана. Далее закрывают перепускной клинкет, открывают верхнюю за­ грузочную горловину и клинкет сырьевого бункера и производят новую загрузку сырья из бункера в верхний сушильный барабан, а в бункер загружают очередную партию сырья. В нижнем сушильном бараба­ не, в зависимости от количества загруженного сырья, времени на­ хождения его в верхней барабане и давления пара в рубашках ба­ рабанов. сушка муки длится два с половиной — три с половиной часа. ' Окончание сушки определяется по следующим признакам. От внутренних стенок нижнего су­ шильного барабана и лопаток ме­ шалки полностью отстает корка, ранее образовавшаяся из сырья. Рыбная мука становится рас­ сыпчатой и легко перемешивается лопатками мешалки рыбомучной установки. Если сушка продолжается, то через 10—15 минут мука начи­ нает скатываться в шарики. Это верный признак того, что проис­ ходит пересушка муки. Ее необ­ ходимо немедленно выгрузить из нижнего сушильного барабана. Окуневая рыбная мука вслед­ ствие высокого содержания в ней жира способна при соответствую­ щих условиях к самовозгоранию, а поэтому необходимо соблюдать все меры предосторожности. В це­ лях лучшего охлаждения распре­ делять ее тонким слоем по всему бункеру. Где есть возможность, выгрузку из нижнего барабана производить поочередно в оба бункера. В течение всего рейса установить систематический конт­ роль за ее состоянием. В порту окуневая мука сдается отдельно. Увеличение выпуска рыбной мутей — наш вклад в выполнение решений январского Пленума ЦК КПСС. Н. САВЕНКО , технолог. «РЫБНЫП МУРМАН» 30 марта 1961 г. 3 стр. /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz