Рыбный Мурман. 1961 г. Март.
/ U fM T J Л Е Как мы экономим орудия лова Экипаж рефрижераторного траулера «П у т кии» стремит ся добывать больше рыбы с наименьшим наносом и расхо дом орудии лова и промысло вого снаряжения. И это нам удается, благодаря заботливо му уходу и наиболее удачному (иа наш взгляд) оснащению трала. Мастера по добыче в матро сы начитают подготовку ору дий лова к новой эксплуата ции еще на переходе от ме ста промысла в порт. Тралы, полученные ие мастерслой, дооенащаем дополнительным такелажем. Посадка в конусах укрепляется, а набивку кух- тылей щншзводен на две пря- Ли 26 мм геркулесового троса, имея на концах петли («го- вы). Это служит дополнитель ным креплением верхней под боры, крыловых н централь- вой частей трала. Кухтылей подвязываем 50—52 штуки к крыльям и 22 — по центру. Всего 7 2— 74 штуки. Мы не допускаем полного взноса трала. Бее износивши еся части его заменяем. Такой обновленный трал служит вто рой срок. ' Подготовка мешков произво дится у нас так. Мы оснаща ем их дополнительным такела жем ж новых стальных то пенантов и средних верхних ножилин. Стягивающие кольца узла крепятся пожилинамн из двух прядей 26 мм геркулесо вого троса, длина которых по 2.6 метра. Пожиливы проши ваются стоянкой, по косой ячее •т центра на 20 ячеях кутка. Скрещивание с основной по лнитиной уюрепляетея толстой привязкой. Рабочие части Кутка верх ней и нижних властей, где проходит дележный строп, подкрепляются старьЛи шку рами. и строп во время дележ ки рыбы скользит не по швам > полотну, а по шкурам. Во избежание поперечных разрывов мешка стаюкм 12,5— 15 мм стальные (длиной 5.4 метра) и геркулесо вые (длиной 5,5 метра) об ручи . толщиной 22—26 ми. Располагаются они пооче редно: между двух стальных один геркулесовый. Обруче ук репляются у швов толстыми перекрестными привязками, а пе полотну к прямой ячее 2 0 —25-сантиметровьпгн тон кими привязкам». Концы обручей имеют ого- еы. которые скрепляются у шва стальной или смоляной привязками. Количестве обручей гг де лежного стропа 6—7 штук, ва расстоянии один от другого 1 .2— 1,3 метра. Шкур подвя зываем 3—4, в зависимости от наличия. Кухтылей подвязываем по швам двухрядного мешка 31- -32 и верхней пласта 8 —10. Всего кухтылей 7 ?— 74. но не меньше семи десяти. Во избежание задира ния кутка кухтыли распреде ляются по всей длине шва мешка. Наша система оснащения мешков позволяет экипажу увеличивать срок их службы претив норм в 2—3 рааа. Окажем прямо , что такая подго товка отнимает много времени и труда. Но зато мы уверены, что ору дия лова нас не подведут, что обрывов Щки подъемах и де лежках ее будет. А подъемы у нас затруднены, так как весь улов идет в ящики бор тов. Для подъема трала, вернее для первой «подсушки» меш ка. после того, как бобннцы полошли к лебедке, для удоб ства и быстроты работы в ме сте соединения двухрядного с однорядным мешком ставятся две двухметровые лапки. Что бы лапки не западали к пет лям, от гужика подвязываем по кухтылю. Нижняя подбора оснащена 5‘Jfl мм металлическими бо- бшшами в количестве 15 штук. Иа одном крыле верхняя лапка 3,25 и голый груотроп делаются из менее прочного троса. При задевах такой трос обрывается в дает возможность быстрее снять-;*! с эадевд, спа сти трал. Мы уделяем также большое внимание проверке годности гпунтропов, что дает вовмож- ность сократить до минимума расход бобинцев и грунтроп- ных катушек. Ue:iH по подборе подбираем ел .знакового размера. Их на трале 32 штуки. В прошлом году я побывал на; траулере «Северное сияние» и первое, ва что обратил внимание, — ею на цепи. Они были разными по длине и, как рассказывали моряки, часто обрывались. У т г же обрыва цепей ве было. В прошедшем рейсе мы при менили одно новшество. Дело в том. что на плохих грунтах кабели быстро изнашиваются и вместо 200 елужат 20—30 ча-'ов. Решили поставить 690 мм промежуточный боби- нец на каждый кабель. Насколько это эффективно, выяснить до коаца не уда лось, так как при шторме уте ряли один бобинец. Но кабели служили нам уже по 100 ча сов и сказались пригодными для дальнейшей работы. Свой опыт мы продолжим. Я считаю, что применение про межуточных бобинцев — дело стоящее. Ведь кабели идут, почти касаяеь грунта. Провес сродней части линии 5 абеля под воздействием бобинца уменьшается, предохраняя при атом трос. На третий год семилетки мы в з я т обязательство: сэконо мить не менее 15 процентов •рулвй лова. Некоторых успе хов моряки и мастера по до быче уже добились, хотя про мышлять пришлось в тяжелых JC.I г.илх. Согласно ворм расхода на час траления в январе— февра ле можно было списать 5 тра лов. 2,5 мешка. Фактически же мы израсходовали по од ном* тралу и мешку. В ЭАДУНАЕВ, старший мастер н« добыче трау лера «Пушкин*. Сдумой о промысле Корреспонденция тов. Зашунаева представляет интерес для про мысловиков. Положительным в опыте, на наш взгляд, является применение шкур, предохраняющих рабочие части кутиа верхней и нижней пластеи от протирания дележным стропом. Ценным также является постановка 600-мм боби-нцев на центре кабеля, которые имеют значительную положительную плавучесть и значительно увеличивают срок службы кабелей. Кроме того, выступление т в . За дун зева, имеющего богатый практический опыт, является в какой-то стелен* неплохим под спорьем молодым промысловикам. Желательно, чтобы зга корреспонденция послужила началом большого разговора мастеров по добыче, моряков тралового флота о путях увеличения вылова рыбы, об экономии промыслового воору жения. J1. СЕРОВ, старшим инженер производственного отдела. ¥1 ОЛНОЧЬ. В каюте капи тана горит свет. Захо жу. В руках у Николая Луки ча карандаш. На столе про мысловая сводка и карта с обозначением района плава ния. Николай Лукич предлага ет вместе скоротать время до подъема трала, обсудить теку щие дела. Соглашаюсь и, са дясь на диван, спрашиваю: ■— Над чем бьетесь? — Да вот определяю, сколь ко надо брать рыбы ежесу точно, чтобы .выполнить зада ние. — И что же? — Гели будем ловить, как в последние дни, то выполним. — Обязаны выполнить, Ни колай Лукич. Ла.'людая за собеседником, невольно размышляю: как хо рошо, 41о вся его энергии и способности сосредоточены на промысловом- деле! А ведь сов еем недавно было другое: ми нуя старпома, второго помощ ника и других лиц. со всякой мелочью обращались к капи тану. Это отнимало много вре мени. отвлекало от главного — организации промысла. С приходом на траулер Н. Л. Каоповича был наведен поря док. Теперь эа работу камбуза спрашивают со старпома, эа обеспечение робой — с боцма на. бельем — с третьего по мощника и т. д. Реже обраща ются ко мне, а к Николаю Лу кичу — лишь в исключитель ных случаях. Д\мы капитана — о про- ми ле. о поисках рыбы. Поис ковые приборы в центре вни мания Карповича. Он постоян но пользуется ими и, обнару жив большую концентрацию рыбы, внимательно следит за тем. чтобы штурманы держали на ней судно, не сбивались с курса, сохраняли заданные глубины. За разговором о заготовке «■свежья», о парном сорев новании незаметно протекают полтора часа. — Идет трал! На палубу поднято две тон ны отборной трески. Органи зуем людей на ее уборку. — Вся пойдет под «свежье», — осмотрев улов, удовлеттю- peiHHo заключает Николай Лу кич. Он дает последние указания второму помощнику Камоли- кову, и мы расходимся по ка ютам. Я знаю: возникни любое затруднение — капитан не медленно появится на мо стике. Больше рыбы доставить в порт — с думой об этом тру дится весь экипаж: и началь ствующий состав, и матросы, и машинная команда. Усилия коллектива ве пропадают по пусту. Итоги первых двух месяцев радуют: выполнено квартальное задание! Теперь можно потягаться с прославленными... И. когда на общем собрании зашла речь о социалистическом соревнова нии в 1961 году, о том, с кем соревноваться, остановились на «Молодечно». Этот траулер увенчан лаврами лидера, его i экипаж — достойный и опыт ный соперник. Не один из нас колебался: «Сумеем ли хотя бы сравнять ся. не осрамим ли себя пере.ц> всем траловым флотом?». Капитан, коммунисты Вла сенко и Павлов, комсомольца Шокин и Даннльченко, «ста рые морские волки». стац>нги£: мастер по добыче Корней Ива нович Килин и его помощ ник Александр Иванович Мвг- нов, матросы Кривошеев к Аб-Афиев горячо поддержали: предложение. Воодушевлен ные первыми победами в но вом году, веря в искусство су довождения капитана и его помощников, экипаж так и решил: «Молодечно»! — Нам, борющимся эа по четное звание экипажа ком мунистического труда, не к лицу отступать перед трудно стями, робеть перед сильны ми. — здраво рассуждали мо ряки. — Цыплят по осени счи тают. Еще потягаемся. И «потягаются». Можно не сомневаться. Ибо все — от юнги до капитана — полны одного стремления, живут од ним: больше рыбы стране! ...Полночь. Все так же ос вещено окно капитанской каюты. Все так же, скло нившись над столом, капитан изучает промысловые доку менты. Но на палубе тишина и сонный покой. Не суетятся люди, не слышно обычного ра бочего шума. Лишь мелко дро жит палуба, да во тьме бур лит вода за кормой. Траулер выхолит в новый промысловый рейс. М КОЛОДОЧКО, пер- вый помощник капитана траулера «Мацеста». * НОВОСТИ ЗАРУБЕЖНОЙ НАУНИ И ТЕХНИНИ ИНТЕРЕСНЫЙ МЕТОД РЕМОНТА ТАННЕРОВ Пять лет тому назад в Лондо не, перед аудиторией директоров машиностроительных и судоход ных компаний Англии фирма «Фергасон и Тимпеон» продемон стрировала набор приспособлений для ремонта методом «Тислбо- унд». Этот набор приспособлений, применяемый в настоящее время на cvnax многих танкерных ком паний. довольно прост н состоит из жестяных банок с синтетиче ской смолой (марки С), тюбиков с растворителем (ускоряющим схватывание смолы)» рулонов с лентам* из стекловолокна, матов из стекловолокна и т. п. Все это служит для временного ремонта трубопроводов, перебо рок и деталей механизмов, произ водимого командой на борту суд на. Суть ремонта «Тислбоунд» состоит в наложении пропитан ных смолой лент или матов из стекловолокна на поврежденные участки трубопроводов или судо вой поверхности. Смолу перемешивают с раство рителем^ который способствует быстрому ее затвердеванию при низких температурах. Смола в со единении со стекловолокном, за твердевая, создает материал'боль шой прочности. За последние годы этим мето дом было выполнено большое ко личество ремонтных работ. И до вольно эффективно. Однако наи более интересным и показатель ным явился ремонт палубы и на ружной обшивки английского су пертанкера «Ессо Портсмут». Осенью прошлого года при вы грузке сырой нефти в гавани Милфорд (Англия) на судне про изошел взрыв в третьем борто вом танке левого борта. В ре зультате взрыва корпус танкера получил значительные поврежде ния. Палуба в районе танка име ла выпучины и гофры, а от борта поперек судна шла трещина дли ной 4 м (13 футов) и шириной 76 мм (3 дюйма). Разница в уровнях листа с каждой стороны трещины достигала в отдельных местах 66 мм (2,5 дюйма). Фирма «Фергасон и Тимпсон» предложила произвести времен ный ремонт повреждений с по мощью «Тислбоунд» с тем, чтобы обеспечить . безопасный переход супертанкера на базу ремонта — одну из верфей на Севере-Восточ ном побережье Англин. С помощью деревянных клинь ев, плотно забитых в трещину, подготовили поврежденные ме ста для ремонта. Таким образом удалось несколько выправить кромки листов в районе трещины. Кроме того, с целью выровнять поверхность, прежде чем уклады вать маты из стекловолокна, на неровности был уложег» слой «во лы, Поверх него были ужжжы два слоя с и н и ! виной парусины из стекловолокна, также пропи танные синтетической смолой. С помощью «Тислбоунд» также бы ли заделаны повреждения в пере борках и наружной обшивке. Некоторые повреждения на ружной обшивки имелись и ниже ватерлинии, поэтому танкер был доставлен в сухой док, где опи санным выше способом все де фекты были устранены /(времен но. конечно). Весь ремонт супертанкера про должался всего три дня, причем в это время следует включить подготовку листов палубы для * - монта, установку необходимых лесов. После ремонта танки были испытаны яа водонепроницае мость (заполнением водой). Та ким образом, применение откры того огня' (сварка, резка и т. n.)i при ремонте танкера было совер шенно исключено. А. ЮНИТЕР, инженер-икс- м ятвр Мурманской инспек ции Регистра СССР. (Журнал «Шипбнлдинг эид пввияг рекорд» — Англия, i960 г.). * Настоящая статья интересна тем, что и в отечественной прак тике в последнее время находят применение эпоксидные смолы д„<я ремонта детален механизмов и трубопроводов. «РЫБНЫЯ МУРМАН» 16 марта 1961 г. 3 стр. >
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz