Рыбный Мурман. 1961 г. Март.

/ U fM T J Л Е Как мы экономим орудия лова Экипаж рефрижераторного траулера «П у т кии» стремит­ ся добывать больше рыбы с наименьшим наносом и расхо­ дом орудии лова и промысло­ вого снаряжения. И это нам удается, благодаря заботливо­ му уходу и наиболее удачному (иа наш взгляд) оснащению трала. Мастера по добыче в матро­ сы начитают подготовку ору­ дий лова к новой эксплуата­ ции еще на переходе от ме­ ста промысла в порт. Тралы, полученные ие мастерслой, дооенащаем дополнительным такелажем. Посадка в конусах укрепляется, а набивку кух- тылей щншзводен на две пря- Ли 26 мм геркулесового троса, имея на концах петли («го- вы). Это служит дополнитель­ ным креплением верхней под­ боры, крыловых н централь- вой частей трала. Кухтылей подвязываем 50—52 штуки к крыльям и 22 — по центру. Всего 7 2— 74 штуки. Мы не допускаем полного взноса трала. Бее износивши­ еся части его заменяем. Такой обновленный трал служит вто­ рой срок. ' Подготовка мешков произво­ дится у нас так. Мы оснаща­ ем их дополнительным такела­ жем ж новых стальных то­ пенантов и средних верхних ножилин. Стягивающие кольца узла крепятся пожилинамн из двух прядей 26 мм геркулесо­ вого троса, длина которых по 2.6 метра. Пожиливы проши­ ваются стоянкой, по косой ячее •т центра на 20 ячеях кутка. Скрещивание с основной по­ лнитиной уюрепляетея толстой привязкой. Рабочие части Кутка верх­ ней и нижних властей, где проходит дележный строп, подкрепляются старьЛи шку­ рами. и строп во время дележ­ ки рыбы скользит не по швам > полотну, а по шкурам. Во избежание поперечных разрывов мешка стаюкм 12,5— 15 мм стальные (длиной 5.4 метра) и геркулесо­ вые (длиной 5,5 метра) об­ ручи . толщиной 22—26 ми. Располагаются они пооче­ редно: между двух стальных один геркулесовый. Обруче ук­ репляются у швов толстыми перекрестными привязками, а пе полотну к прямой ячее 2 0 —25-сантиметровьпгн тон­ кими привязкам». Концы обручей имеют ого- еы. которые скрепляются у шва стальной или смоляной привязками. Количестве обручей гг де­ лежного стропа 6—7 штук, ва расстоянии один от другого 1 .2— 1,3 метра. Шкур подвя­ зываем 3—4, в зависимости от наличия. Кухтылей подвязываем по швам двухрядного мешка 31- -32 и верхней пласта 8 —10. Всего кухтылей 7 ?— 74. но не меньше семи­ десяти. Во избежание задира­ ния кутка кухтыли распреде­ ляются по всей длине шва мешка. Наша система оснащения мешков позволяет экипажу увеличивать срок их службы претив норм в 2—3 рааа. Окажем прямо , что такая подго­ товка отнимает много времени и труда. Но зато мы уверены, что ору­ дия лова нас не подведут, что обрывов Щки подъемах и де­ лежках ее будет. А подъемы у нас затруднены, так как весь улов идет в ящики бор­ тов. Для подъема трала, вернее для первой «подсушки» меш­ ка. после того, как бобннцы полошли к лебедке, для удоб­ ства и быстроты работы в ме­ сте соединения двухрядного с однорядным мешком ставятся две двухметровые лапки. Что­ бы лапки не западали к пет­ лям, от гужика подвязываем по кухтылю. Нижняя подбора оснащена 5‘Jfl мм металлическими бо- бшшами в количестве 15 штук. Иа одном крыле верхняя лапка 3,25 и голый груотроп делаются из менее прочного троса. При задевах такой трос обрывается в дает возможность быстрее снять-;*! с эадевд, спа­ сти трал. Мы уделяем также большое внимание проверке годности гпунтропов, что дает вовмож- ность сократить до минимума расход бобинцев и грунтроп- ных катушек. Ue:iH по подборе подбираем ел .знакового размера. Их на трале 32 штуки. В прошлом году я побывал на; траулере «Северное сияние» и первое, ва что обратил внимание, — ею на цепи. Они были разными по длине и, как рассказывали моряки, часто обрывались. У т г же обрыва цепей ве было. В прошедшем рейсе мы при­ менили одно новшество. Дело в том. что на плохих грунтах кабели быстро изнашиваются и вместо 200 елужат 20—30 ча-'ов. Решили поставить 690 мм промежуточный боби- нец на каждый кабель. Насколько это эффективно, выяснить до коаца не уда­ лось, так как при шторме уте­ ряли один бобинец. Но кабели служили нам уже по 100 ча­ сов и сказались пригодными для дальнейшей работы. Свой опыт мы продолжим. Я считаю, что применение про­ межуточных бобинцев — дело стоящее. Ведь кабели идут, почти касаяеь грунта. Провес сродней части линии 5 абеля под воздействием бобинца уменьшается, предохраняя при атом трос. На третий год семилетки мы в з я т обязательство: сэконо­ мить не менее 15 процентов •рулвй лова. Некоторых успе­ хов моряки и мастера по до­ быче уже добились, хотя про­ мышлять пришлось в тяжелых JC.I г.илх. Согласно ворм расхода на час траления в январе— февра­ ле можно было списать 5 тра­ лов. 2,5 мешка. Фактически же мы израсходовали по од­ ном* тралу и мешку. В ЭАДУНАЕВ, старший мастер н« добыче трау­ лера «Пушкин*. Сдумой о промысле Корреспонденция тов. Зашунаева представляет интерес для про­ мысловиков. Положительным в опыте, на наш взгляд, является применение шкур, предохраняющих рабочие части кутиа верхней и нижней пластеи от протирания дележным стропом. Ценным также является постановка 600-мм боби-нцев на центре кабеля, которые имеют значительную положительную плавучесть и значительно увеличивают срок службы кабелей. Кроме того, выступление т в . За дун зева, имеющего богатый практический опыт, является в какой-то стелен* неплохим под­ спорьем молодым промысловикам. Желательно, чтобы зга корреспонденция послужила началом большого разговора мастеров по добыче, моряков тралового флота о путях увеличения вылова рыбы, об экономии промыслового воору­ жения. J1. СЕРОВ, старшим инженер производственного отдела. ¥1 ОЛНОЧЬ. В каюте капи­ тана горит свет. Захо­ жу. В руках у Николая Луки­ ча карандаш. На столе про­ мысловая сводка и карта с обозначением района плава­ ния. Николай Лукич предлага­ ет вместе скоротать время до подъема трала, обсудить теку­ щие дела. Соглашаюсь и, са­ дясь на диван, спрашиваю: ■— Над чем бьетесь? — Да вот определяю, сколь­ ко надо брать рыбы ежесу­ точно, чтобы .выполнить зада­ ние. — И что же? — Гели будем ловить, как в последние дни, то выполним. — Обязаны выполнить, Ни­ колай Лукич. Ла.'людая за собеседником, невольно размышляю: как хо­ рошо, 41о вся его энергии и способности сосредоточены на промысловом- деле! А ведь сов­ еем недавно было другое: ми­ нуя старпома, второго помощ­ ника и других лиц. со всякой мелочью обращались к капи­ тану. Это отнимало много вре­ мени. отвлекало от главного — организации промысла. С приходом на траулер Н. Л. Каоповича был наведен поря­ док. Теперь эа работу камбуза спрашивают со старпома, эа обеспечение робой — с боцма­ на. бельем — с третьего по­ мощника и т. д. Реже обраща­ ются ко мне, а к Николаю Лу­ кичу — лишь в исключитель­ ных случаях. Д\мы капитана — о про- ми ле. о поисках рыбы. Поис­ ковые приборы в центре вни­ мания Карповича. Он постоян­ но пользуется ими и, обнару­ жив большую концентрацию рыбы, внимательно следит за тем. чтобы штурманы держали на ней судно, не сбивались с курса, сохраняли заданные глубины. За разговором о заготовке «■свежья», о парном сорев­ новании незаметно протекают полтора часа. — Идет трал! На палубу поднято две тон­ ны отборной трески. Органи­ зуем людей на ее уборку. — Вся пойдет под «свежье», — осмотрев улов, удовлеттю- peiHHo заключает Николай Лу­ кич. Он дает последние указания второму помощнику Камоли- кову, и мы расходимся по ка­ ютам. Я знаю: возникни любое затруднение — капитан не­ медленно появится на мо­ стике. Больше рыбы доставить в порт — с думой об этом тру­ дится весь экипаж: и началь­ ствующий состав, и матросы, и машинная команда. Усилия коллектива ве пропадают по­ пусту. Итоги первых двух месяцев радуют: выполнено квартальное задание! Теперь можно потягаться с прославленными... И. когда на общем собрании зашла речь о социалистическом соревнова­ нии в 1961 году, о том, с кем соревноваться, остановились на «Молодечно». Этот траулер увенчан лаврами лидера, его i экипаж — достойный и опыт­ ный соперник. Не один из нас колебался: «Сумеем ли хотя бы сравнять­ ся. не осрамим ли себя пере.ц> всем траловым флотом?». Капитан, коммунисты Вла­ сенко и Павлов, комсомольца Шокин и Даннльченко, «ста­ рые морские волки». стац>нги£: мастер по добыче Корней Ива­ нович Килин и его помощ­ ник Александр Иванович Мвг- нов, матросы Кривошеев к Аб-Афиев горячо поддержали: предложение. Воодушевлен­ ные первыми победами в но­ вом году, веря в искусство су­ довождения капитана и его помощников, экипаж так и решил: «Молодечно»! — Нам, борющимся эа по­ четное звание экипажа ком­ мунистического труда, не к лицу отступать перед трудно­ стями, робеть перед сильны­ ми. — здраво рассуждали мо­ ряки. — Цыплят по осени счи­ тают. Еще потягаемся. И «потягаются». Можно не сомневаться. Ибо все — от юнги до капитана — полны одного стремления, живут од­ ним: больше рыбы стране! ...Полночь. Все так же ос­ вещено окно капитанской каюты. Все так же, скло­ нившись над столом, капитан изучает промысловые доку­ менты. Но на палубе тишина и сонный покой. Не суетятся люди, не слышно обычного ра­ бочего шума. Лишь мелко дро­ жит палуба, да во тьме бур­ лит вода за кормой. Траулер выхолит в новый промысловый рейс. М КОЛОДОЧКО, пер- вый помощник капитана траулера «Мацеста». * НОВОСТИ ЗАРУБЕЖНОЙ НАУНИ И ТЕХНИНИ ИНТЕРЕСНЫЙ МЕТОД РЕМОНТА ТАННЕРОВ Пять лет тому назад в Лондо­ не, перед аудиторией директоров машиностроительных и судоход­ ных компаний Англии фирма «Фергасон и Тимпеон» продемон­ стрировала набор приспособлений для ремонта методом «Тислбо- унд». Этот набор приспособлений, применяемый в настоящее время на cvnax многих танкерных ком­ паний. довольно прост н состоит из жестяных банок с синтетиче­ ской смолой (марки С), тюбиков с растворителем (ускоряющим схватывание смолы)» рулонов с лентам* из стекловолокна, матов из стекловолокна и т. п. Все это служит для временного ремонта трубопроводов, перебо­ рок и деталей механизмов, произ­ водимого командой на борту суд­ на. Суть ремонта «Тислбоунд» состоит в наложении пропитан­ ных смолой лент или матов из стекловолокна на поврежденные участки трубопроводов или судо­ вой поверхности. Смолу перемешивают с раство­ рителем^ который способствует быстрому ее затвердеванию при низких температурах. Смола в со­ единении со стекловолокном, за­ твердевая, создает материал'боль­ шой прочности. За последние годы этим мето­ дом было выполнено большое ко­ личество ремонтных работ. И до­ вольно эффективно. Однако наи­ более интересным и показатель­ ным явился ремонт палубы и на­ ружной обшивки английского су­ пертанкера «Ессо Портсмут». Осенью прошлого года при вы­ грузке сырой нефти в гавани Милфорд (Англия) на судне про­ изошел взрыв в третьем борто­ вом танке левого борта. В ре­ зультате взрыва корпус танкера получил значительные поврежде­ ния. Палуба в районе танка име­ ла выпучины и гофры, а от борта поперек судна шла трещина дли­ ной 4 м (13 футов) и шириной 76 мм (3 дюйма). Разница в уровнях листа с каждой стороны трещины достигала в отдельных местах 66 мм (2,5 дюйма). Фирма «Фергасон и Тимпсон» предложила произвести времен­ ный ремонт повреждений с по­ мощью «Тислбоунд» с тем, чтобы обеспечить . безопасный переход супертанкера на базу ремонта — одну из верфей на Севере-Восточ­ ном побережье Англин. С помощью деревянных клинь­ ев, плотно забитых в трещину, подготовили поврежденные ме­ ста для ремонта. Таким образом удалось несколько выправить кромки листов в районе трещины. Кроме того, с целью выровнять поверхность, прежде чем уклады­ вать маты из стекловолокна, на неровности был уложег» слой «во­ лы, Поверх него были ужжжы два слоя с и н и ! виной парусины из стекловолокна, также пропи­ танные синтетической смолой. С помощью «Тислбоунд» также бы­ ли заделаны повреждения в пере­ борках и наружной обшивке. Некоторые повреждения на­ ружной обшивки имелись и ниже ватерлинии, поэтому танкер был доставлен в сухой док, где опи­ санным выше способом все де­ фекты были устранены /(времен­ но. конечно). Весь ремонт супертанкера про­ должался всего три дня, причем в это время следует включить подготовку листов палубы для * - монта, установку необходимых лесов. После ремонта танки были испытаны яа водонепроницае­ мость (заполнением водой). Та­ ким образом, применение откры­ того огня' (сварка, резка и т. n.)i при ремонте танкера было совер­ шенно исключено. А. ЮНИТЕР, инженер-икс- м ятвр Мурманской инспек­ ции Регистра СССР. (Журнал «Шипбнлдинг эид пввияг рекорд» — Англия, i960 г.). * Настоящая статья интересна тем, что и в отечественной прак­ тике в последнее время находят применение эпоксидные смолы д„<я ремонта детален механизмов и трубопроводов. «РЫБНЫЯ МУРМАН» 16 марта 1961 г. 3 стр. >

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz