Рыбный Мурман. 1961 г. Март.
ч Ш леш хх Лучшие Многие тысячи тони различных грузов — рыбопродукции, тары, промыслового вооружения, продовольствия и т. л — перевозят за год машины автобазы рыбного порта. От четной работы транспор та зависит во многом достижение успеха Многими коллективами^ экономия государственных средств. Вот по причалу идет автомашина с красным флажком на ветро вом стекле. За рулем — Василии Васильевич Баранов. Это опыт ный водитель. Он успешно выполняет задание по перевозке гру зов, экономит горючее, умело ухаживает за машиной. Недаром он — общественный автоинспектор. На снимке: В. В. БАРАНОВ. ВАМ НУЖНА ХОРОШАЯ ТАРА Восемь лет уже я работаю мастером по обработке в сель дяном флоте и не помню, что бы средние рыболовные трау леры обеспечивались такой плохой тарой, как в прошлом году. Начну свой рассказ с октября 1960 года, когда мы получали ее с плавбазы «Го родецкий». Трюмы нашего судна вме шают 1200 штук стодвадца- тилитровых бочек, а фактиче ски мы приняли 1600 штук. Тара была разной емкости, начиная от пятидесятилитро вой и кончая стодвадцатилит ровой. Сельди в них было уложено такое же количество, как и в 1200 бочек, а време ни и сил на затаривание зат рачено больше примерно на одну треть. Все бочки были старые, в тем числе со специфическим запахом огурцов, капусты, то матов. На промысле экипажу пришлось промывать я спола скивать их, чтобы не допу стить порчи продукции. Множество бочек оказалось е гнилыми уторами, со ржа выми обручами, с доньями, которые можво было открыть ударом руки, не евимая обру- У " " '" ча. В море приходилось подго- £ пять донья, переклепывать об- ^ ручи. что задерживало иногда & уборку рыбы. Многие экипажи кораблей в прошлом году добились ус пешных результатов в борьое за снижение себестоимости продукции, за улучшение всех экономических показателей. Сейчас в плановом отделе тралового флота ведется обра ботка данных, характеризующих работу этих экипажей на протяжении прошлого года. Цель этой работы — выявление кораблей, капитанам которых может быть выделен директор ский фонд. Одним из кандидатов, претендующих па такое право, яв ляется экипаж траулера «Советская Конституция». Во вто ром году семилетки он снизил себестоимость одного центнера продукции на 8 рублей 12 копеек. Моряки судна только на орудиях лова сэкономили 168 тысяч рублей. В числе кандидатов на установление директорского фонда — экипажи траулеров «Витебск», «Чайка», «Лот», «Пик ша», «Артек», «Благовещенск» и некоторые другие, обес печившие по итогам минувшего года высокие экономические показатели. А. СЕРГЕЕВ. jijsrrop ...н а р о д н ы е с р е д ст в а Вытяжной вентилятор рыбо- Вместо того, что-бы потратить рой льется вода и на муку, и на мучной установки на траулере час на центровку, слесари сдела- электромотор. На судне, работаю- «Вилково» вытягивает... сотни лл заведомый брак. щем на жидком топливе, резерв- рублей государственных средств. Этот дефект мы исправили ный трюм не откроешь для до- А не пора ли халтурщиков, кото- своими силами, но когда в рейсе волнительной вентиляции, негде рые за брак получают деньги, вы- застучала соединительная муфта глотнуть свежего воздуха. Брако- тянуть к ответу? на валу, то было гораздо хуже, д^лы не понимают, сколько пота Началась эта истор-ия 16 де- По технологии муфта должна са- стоит их работа и как трудно кабря прошлого года, когда заво- диться на посадочное место со приходится в море, дом № 1 был принят заказ на шпонкой с опрессовкой. А этого Дорогая редакция, мне кажет- изготовление новой крылатки и сделано не было. ся. что у виновников этого брака переборку вентилятора. Тре-бова- Вал разбило. Прдашли с моря, потеряно самое главное — рабо- лось закрепить крылатку на ва- снова заказали новый вал кры- чая совесть, лу, сменить шарикоподшипники латки, смену подшипников и т. д. И сейчас у нас будут ремон- м т. Д. Завол заказ выполнил, как... в тировать вентилятор в третий После выполнения заказа вен- время цыгане лошадей про- раз. Придется мне с начала и до тилятор прокрутили около часа, ювали. конца смены сидеть и смотреть, видимых дефектов не обнаружи- В море не успела установка как выполняется работа, ли. Судно ушло в море. Начали выработать и трех тонн муки. Кроме того, я хочу сказать, изготовлять муку и... увы, через как снова загремел вентилятор, что работники планового отдела четыре часа работы полетели Вплоть до того, что пошел в раз- флота сидят в своих кабинетах и гайки, соединяющие муфту меж- вое. Вскрыли улитку. Оказыва- не знают даже, какой план мож- iv валом ^крылатки и электроне- ется. крылатка ослабла на валу я но давать судну. На рейс мне бы- тором. Гайки были завернуты от держится на одной гайке... ло запланировано изготовить 16 руки. А почему не ключом, как А без вытяжного вентилятора тонн муки, а в бункера можно по эте должно быть? Да потому, что, да изготовление одной зарядки местить не более 14,5 тонны. Ку- еелн их зажать ключом, то вев- муки ухолит в два раза больше да же деть 1.5 тонны? тилятоо стал бы греметь при ра- времени. Mvna получается влаж- В. БОРТНИК, машинист ры- боте. В этом случае заказ у за- ной. т. к. боята в бункерах хо- бомучноб установки траулера во та никто не примет. ложные, с подволоки капает, по- *Вил«ово». В бессрочной ремонте If Вот уже больше месяца как мы стоим а ремонте. Вначале уста- ъавливались сроки, окончания ре монта и назначались по графику отходы, а потом сказали: «Стой те в бессрочном». Объем ремонтных работ, на взгляд экипажа, таков* что при хорошей организации ©го можно выполнить за десять суток. Нам нужно было сделать подкрепле ние палубы, усилить связь сред ней надстройки с палубой и от ремонтировать клинкет. Аналогич ные работы производились на ря де судов, однотипных с -нашим* но почему-то в конструкторском бюро таких чертежей не оказа лось. Долго готовили н согласо вывали нам чертежи, еще медлен нее идет сам ремонт. Придут один—два рабочих, полдня пора ботают и опять никого. На еле- дуюший день приходят иорабель- ный инженер, прораб и находят, что одно недоделано, другое не так сделано, третье поторопились сделать, мешает другой работе* И опять нужны сутки прорабу*' чтобы составить ремонтные ведо мости. Так проходит день за днем. Складывается впечатление, что ремонт производится Оеэ зна ния объема работ и без всякого плана. Очень жаль, что не дошло до сознания судоремонтников и от ветственных за ремонт лиц уп равления флота обращение в от крытом письме моряков с прось бой ускорить и улучшить ремонт, чтобы сократить до минимума непроизводительный простой су дов в порту. Обидно еще и то, что нам за планирован ремонт лебедки на двадцать суток. Почему бы не произвести этот ремонт параллель но настоящему. Ведь известно* что там, где нашему заводу, 9 1 запланировано двадцать су ток, там будут и все сорок. А’ это значит, что весной этого года мы потеряем еще месяц промысл лового времени и, как следствие, поставим под угрозу годовой план. Кроме того, приближается окуневая путина, а с плохой ле бедкой на успех нечего -надеять* ся. Работать придется на боль ших глубинах н выбирать ваера на циркуляции после отрыва тра ла от грунта, чтобы еехрамигь улов, а на нашей лебедке это неосуществимо. В. MAJ1AKEEB, второй по мощник напитана, член- суд- кома траулера «Киев». ПИКША. ЕЕ ПРОМЫСЕЛ рекос доньев, вытекал тузлук. ^ Только благодаря вниматель- вости членов экипажа, их са- ^ моотверженному труду, уда- лось сохранить высокое каче- ^ ств 0 сельди. erei-TO этих можво было из- & бежать. Мы надеемся, что в ^ наступившем году промысла* ^ ПИКША по своему промыс- “ ловому значению зани мает среди рыб Баренцева меря второе, а в некотовие годы — третье место после трески. Живет пикша долго. Отдельные особи достигают возраста 25 лет. Однако про мысловые уловы в южной ча- С 1 и Баренцева моря обычно состоят из пикши в- возрасте до семи лет. Более старшие особи в уловах встречаются в небольшом количестве. Чис ленность пикши по годам из меняется, иногда очень реэко. Пикша ежегодно совершает сезонные миграция. Особи пикши, достигающие половой зрелости, выходят за пределы Баренцева моря в Норвежское море, где расположены нере стилища. Пикша, иа которой в основном базируется иаш про мысел, зимой держится на склонах Мурманской банки, на Рыбачьей, ♦инмаркепской и Норд кинекой банках и в Пор* ъсжском желобе, а в теплые годы даже в центральных рай онах — в Северо-Центральном районе и на Северном склоне Мурманского мелководья. В холодные годы промыс ловая пикша продвигается дальше иа запад в Норвеж ский желоб и на Нордминскую Z' “ , ^ л ‘' | ' /ОП", « S . , , банку. uВ указанных* ; районах обработке среднего S пикша обычно держится с де- рыболовного траулера § кабря W ‘апрель и только в § . мае (в некоторые годы с се- редины апреля), с началом прогрева придонных слоев, продвигается на восток к ме стам основного откорма. Пи тается пикша мойвой, и ее ик рой, сельдью бентосом — дон ными животными: червями, моллюсками, ракообразными и офиурами. Наиболее, богаты бентосом мелководные юго- восточные и прибрежные райо ны. В последних районах, кро ме бентоса, пикша кормится еще и капшаком. Обычно круп ная пикша длиною свыше 55 сантиметров осенью откармли вается в районе Колгуева и восточнее, мелкая — на Ка минской банке. Стадо пикши в i960 году в к/ж ной части Баренцева моря состояло из особей двух хоро ших* по урожайности поколе ний 1957 и особенно 1956 го дов, имеющих возраст 3 и 4 года и длину 35—50 сантимет ров. Питии более старшего возраста было мало. Таким ■ образом, в I960 году основной запас пикши состоял нэ мел ких и ровных особей, так на зываемой «канинской» пикши. А где же она была до этого? Первые скопления пикши у Канина появились в середине августа. Пикша встречалась пятнами в квадрате 727/690 и ♦ 730/731 на глубинах от 50 до 20 метров в наиболее про гретых участках района. Не однократно скопления пнкшн ь телше воды регистрирова лись гидроакустическими при борами на поисковых- РТ-237 (капитан тов. Филимонов) и РТ-276 (капитан тов. Лама- ьов). Но, к сожалению, вслед ствие сильного охлаждения юго-восточных районов моря пикша на грунт не оседала и, таким образом, оказалась не доступной для тралового про мысла. В остальных промыс ловых районах моря такого охлаждения не наблюдалось. Температура воды в придон ном горизонте на Канинской банке была ииже на 2 граду са по сравнению со средней многолетней. Прогрета в авгу сте и сентябре была только 20 -мильная зона севернее по луострова Канин. Мористее наблюдалась отрицательная температура. Откорм внкши в юго- восточных районах про исходит, как правило, при температуре 5~М> градусов. Но поскольку в 1960 году иа Ка минской банке в придонных слоях ме было для откорма пикши соответствующих тем пературных условий, ТО П4Ч- ша, прошедшая туда, пита лась в толще воды сельдью, которой в августе—сентябре там было порядочно. В при брежных же районах было тепло. Здесь пикша питалась струи теплого течения. Тзко« му раннему отходу способст вовали, кроме низкой при дом ной температуры, продолжи-* тельные сильные ветры севе ро-восточных направлений., Пикша отходила на запад* главным образом, по основной» ветви Мурманского течения* • С октября по декабрь пикша* образовывала большие- скок-1 лен ия на Мурманском мелко - 1 родье и на Мурманской бзч- ке, часто являясь здесь основ ным объектом промысла. В январе 1961 года пикша рассредоточилась по большой акватории Баренцева моря* Траловый флот облавливал в основном треску, а пикша яв лялась приловом. Каковы же перспективы про мысла пикши в 1961 году? В уловах в 1961 году бу дут преобладать особи тех ж е поколений, что и в прошлом году, т. е. будет ловиться пик ша поколений 1957 и 1956 го дов, размерами 40 —55 сан§*- метров. Особей поколения 1956 года численно б \дет мень- у дна, образуя плотные сноп- g nie в уловах, чем в 1960 году, ления, успешно облавливаемые (Окончание на А стр.). промысловым флотом. В сентябре пикша начала «РЫБНЫЙ МУРИАН» отходить с мелководий а 9 марта 1961 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz