Рыбный Мурман. 1961 г. Март.

ч Ш леш хх Лучшие Многие тысячи тони различных грузов — рыбопродукции, тары, промыслового вооружения, продовольствия и т. л — перевозят за год машины автобазы рыбного порта. От четной работы транспор­ та зависит во многом достижение успеха Многими коллективами^ экономия государственных средств. Вот по причалу идет автомашина с красным флажком на ветро­ вом стекле. За рулем — Василии Васильевич Баранов. Это опыт­ ный водитель. Он успешно выполняет задание по перевозке гру­ зов, экономит горючее, умело ухаживает за машиной. Недаром он — общественный автоинспектор. На снимке: В. В. БАРАНОВ. ВАМ НУЖНА ХОРОШАЯ ТАРА Восемь лет уже я работаю мастером по обработке в сель­ дяном флоте и не помню, что­ бы средние рыболовные трау­ леры обеспечивались такой плохой тарой, как в прошлом году. Начну свой рассказ с октября 1960 года, когда мы получали ее с плавбазы «Го­ родецкий». Трюмы нашего судна вме­ шают 1200 штук стодвадца- тилитровых бочек, а фактиче­ ски мы приняли 1600 штук. Тара была разной емкости, начиная от пятидесятилитро­ вой и кончая стодвадцатилит­ ровой. Сельди в них было уложено такое же количество, как и в 1200 бочек, а време­ ни и сил на затаривание зат­ рачено больше примерно на одну треть. Все бочки были старые, в тем числе со специфическим запахом огурцов, капусты, то­ матов. На промысле экипажу пришлось промывать я спола­ скивать их, чтобы не допу­ стить порчи продукции. Множество бочек оказалось е гнилыми уторами, со ржа­ выми обручами, с доньями, которые можво было открыть ударом руки, не евимая обру- У " " '" ча. В море приходилось подго- £ пять донья, переклепывать об- ^ ручи. что задерживало иногда & уборку рыбы. Многие экипажи кораблей в прошлом году добились ус­ пешных результатов в борьое за снижение себестоимости продукции, за улучшение всех экономических показателей. Сейчас в плановом отделе тралового флота ведется обра­ ботка данных, характеризующих работу этих экипажей на протяжении прошлого года. Цель этой работы — выявление кораблей, капитанам которых может быть выделен директор­ ский фонд. Одним из кандидатов, претендующих па такое право, яв­ ляется экипаж траулера «Советская Конституция». Во вто­ ром году семилетки он снизил себестоимость одного центнера продукции на 8 рублей 12 копеек. Моряки судна только на орудиях лова сэкономили 168 тысяч рублей. В числе кандидатов на установление директорского фонда — экипажи траулеров «Витебск», «Чайка», «Лот», «Пик­ ша», «Артек», «Благовещенск» и некоторые другие, обес­ печившие по итогам минувшего года высокие экономические показатели. А. СЕРГЕЕВ. jijsrrop ...н а р о д н ы е с р е д ст в а Вытяжной вентилятор рыбо- Вместо того, что-бы потратить рой льется вода и на муку, и на мучной установки на траулере час на центровку, слесари сдела- электромотор. На судне, работаю- «Вилково» вытягивает... сотни лл заведомый брак. щем на жидком топливе, резерв- рублей государственных средств. Этот дефект мы исправили ный трюм не откроешь для до- А не пора ли халтурщиков, кото- своими силами, но когда в рейсе волнительной вентиляции, негде рые за брак получают деньги, вы- застучала соединительная муфта глотнуть свежего воздуха. Брако- тянуть к ответу? на валу, то было гораздо хуже, д^лы не понимают, сколько пота Началась эта истор-ия 16 де- По технологии муфта должна са- стоит их работа и как трудно кабря прошлого года, когда заво- диться на посадочное место со приходится в море, дом № 1 был принят заказ на шпонкой с опрессовкой. А этого Дорогая редакция, мне кажет- изготовление новой крылатки и сделано не было. ся. что у виновников этого брака переборку вентилятора. Тре-бова- Вал разбило. Прдашли с моря, потеряно самое главное — рабо- лось закрепить крылатку на ва- снова заказали новый вал кры- чая совесть, лу, сменить шарикоподшипники латки, смену подшипников и т. д. И сейчас у нас будут ремон- м т. Д. Завол заказ выполнил, как... в тировать вентилятор в третий После выполнения заказа вен- время цыгане лошадей про- раз. Придется мне с начала и до тилятор прокрутили около часа, ювали. конца смены сидеть и смотреть, видимых дефектов не обнаружи- В море не успела установка как выполняется работа, ли. Судно ушло в море. Начали выработать и трех тонн муки. Кроме того, я хочу сказать, изготовлять муку и... увы, через как снова загремел вентилятор, что работники планового отдела четыре часа работы полетели Вплоть до того, что пошел в раз- флота сидят в своих кабинетах и гайки, соединяющие муфту меж- вое. Вскрыли улитку. Оказыва- не знают даже, какой план мож- iv валом ^крылатки и электроне- ется. крылатка ослабла на валу я но давать судну. На рейс мне бы- тором. Гайки были завернуты от держится на одной гайке... ло запланировано изготовить 16 руки. А почему не ключом, как А без вытяжного вентилятора тонн муки, а в бункера можно по­ эте должно быть? Да потому, что, да изготовление одной зарядки местить не более 14,5 тонны. Ку- еелн их зажать ключом, то вев- муки ухолит в два раза больше да же деть 1.5 тонны? тилятоо стал бы греметь при ра- времени. Mvna получается влаж- В. БОРТНИК, машинист ры- боте. В этом случае заказ у за- ной. т. к. боята в бункерах хо- бомучноб установки траулера во та никто не примет. ложные, с подволоки капает, по- *Вил«ово». В бессрочной ремонте If Вот уже больше месяца как мы стоим а ремонте. Вначале уста- ъавливались сроки, окончания ре­ монта и назначались по графику отходы, а потом сказали: «Стой­ те в бессрочном». Объем ремонтных работ, на взгляд экипажа, таков* что при хорошей организации ©го можно выполнить за десять суток. Нам нужно было сделать подкрепле­ ние палубы, усилить связь сред­ ней надстройки с палубой и от­ ремонтировать клинкет. Аналогич­ ные работы производились на ря­ де судов, однотипных с -нашим* но почему-то в конструкторском бюро таких чертежей не оказа­ лось. Долго готовили н согласо­ вывали нам чертежи, еще медлен­ нее идет сам ремонт. Придут один—два рабочих, полдня пора­ ботают и опять никого. На еле- дуюший день приходят иорабель- ный инженер, прораб и находят, что одно недоделано, другое не так сделано, третье поторопились сделать, мешает другой работе* И опять нужны сутки прорабу*' чтобы составить ремонтные ведо­ мости. Так проходит день за днем. Складывается впечатление, что ремонт производится Оеэ зна­ ния объема работ и без всякого плана. Очень жаль, что не дошло до сознания судоремонтников и от­ ветственных за ремонт лиц уп­ равления флота обращение в от­ крытом письме моряков с прось­ бой ускорить и улучшить ремонт, чтобы сократить до минимума непроизводительный простой су­ дов в порту. Обидно еще и то, что нам за ­ планирован ремонт лебедки на двадцать суток. Почему бы не произвести этот ремонт параллель­ но настоящему. Ведь известно* что там, где нашему заводу, 9 1 запланировано двадцать су­ ток, там будут и все сорок. А’ это значит, что весной этого года мы потеряем еще месяц промысл лового времени и, как следствие, поставим под угрозу годовой план. Кроме того, приближается окуневая путина, а с плохой ле­ бедкой на успех нечего -надеять* ся. Работать придется на боль­ ших глубинах н выбирать ваера на циркуляции после отрыва тра­ ла от грунта, чтобы еехрамигь улов, а на нашей лебедке это неосуществимо. В. MAJ1AKEEB, второй по­ мощник напитана, член- суд- кома траулера «Киев». ПИКША. ЕЕ ПРОМЫСЕЛ рекос доньев, вытекал тузлук. ^ Только благодаря вниматель- вости членов экипажа, их са- ^ моотверженному труду, уда- лось сохранить высокое каче- ^ ств 0 сельди. erei-TO этих можво было из- & бежать. Мы надеемся, что в ^ наступившем году промысла* ^ ПИКША по своему промыс- “ ловому значению зани­ мает среди рыб Баренцева меря второе, а в некотовие годы — третье место после трески. Живет пикша долго. Отдельные особи достигают возраста 25 лет. Однако про­ мысловые уловы в южной ча- С 1 и Баренцева моря обычно состоят из пикши в- возрасте до семи лет. Более старшие особи в уловах встречаются в небольшом количестве. Чис­ ленность пикши по годам из­ меняется, иногда очень реэко. Пикша ежегодно совершает сезонные миграция. Особи пикши, достигающие половой зрелости, выходят за пределы Баренцева моря в Норвежское море, где расположены нере­ стилища. Пикша, иа которой в основном базируется иаш про­ мысел, зимой держится на склонах Мурманской банки, на Рыбачьей, ♦инмаркепской и Норд кинекой банках и в Пор* ъсжском желобе, а в теплые годы даже в центральных рай­ онах — в Северо-Центральном районе и на Северном склоне Мурманского мелководья. В холодные годы промыс­ ловая пикша продвигается дальше иа запад в Норвеж­ ский желоб и на Нордминскую Z' “ , ^ л ‘' | ' /ОП", « S . , , банку. uВ указанных* ; районах обработке среднего S пикша обычно держится с де- рыболовного траулера § кабря W ‘апрель и только в § . мае (в некоторые годы с се- редины апреля), с началом прогрева придонных слоев, продвигается на восток к ме­ стам основного откорма. Пи­ тается пикша мойвой, и ее ик­ рой, сельдью бентосом — дон­ ными животными: червями, моллюсками, ракообразными и офиурами. Наиболее, богаты бентосом мелководные юго- восточные и прибрежные райо­ ны. В последних районах, кро­ ме бентоса, пикша кормится еще и капшаком. Обычно круп­ ная пикша длиною свыше 55 сантиметров осенью откармли­ вается в районе Колгуева и восточнее, мелкая — на Ка­ минской банке. Стадо пикши в i960 году в к/ж ной части Баренцева моря состояло из особей двух хоро­ ших* по урожайности поколе­ ний 1957 и особенно 1956 го­ дов, имеющих возраст 3 и 4 года и длину 35—50 сантимет­ ров. Питии более старшего возраста было мало. Таким ■ образом, в I960 году основной запас пикши состоял нэ мел­ ких и ровных особей, так на­ зываемой «канинской» пикши. А где же она была до этого? Первые скопления пикши у Канина появились в середине августа. Пикша встречалась пятнами в квадрате 727/690 и ♦ 730/731 на глубинах от 50 до 20 метров в наиболее про­ гретых участках района. Не­ однократно скопления пнкшн ь телше воды регистрирова­ лись гидроакустическими при­ борами на поисковых- РТ-237 (капитан тов. Филимонов) и РТ-276 (капитан тов. Лама- ьов). Но, к сожалению, вслед­ ствие сильного охлаждения юго-восточных районов моря пикша на грунт не оседала и, таким образом, оказалась не­ доступной для тралового про­ мысла. В остальных промыс­ ловых районах моря такого охлаждения не наблюдалось. Температура воды в придон­ ном горизонте на Канинской банке была ииже на 2 граду­ са по сравнению со средней многолетней. Прогрета в авгу­ сте и сентябре была только 20 -мильная зона севернее по­ луострова Канин. Мористее наблюдалась отрицательная температура. Откорм внкши в юго- восточных районах про­ исходит, как правило, при температуре 5~М> градусов. Но поскольку в 1960 году иа Ка­ минской банке в придонных слоях ме было для откорма пикши соответствующих тем­ пературных условий, ТО П4Ч- ша, прошедшая туда, пита­ лась в толще воды сельдью, которой в августе—сентябре там было порядочно. В при­ брежных же районах было тепло. Здесь пикша питалась струи теплого течения. Тзко« му раннему отходу способст­ вовали, кроме низкой при дом­ ной температуры, продолжи-* тельные сильные ветры севе­ ро-восточных направлений., Пикша отходила на запад* главным образом, по основной» ветви Мурманского течения* • С октября по декабрь пикша* образовывала большие- скок-1 лен ия на Мурманском мелко - 1 родье и на Мурманской бзч- ке, часто являясь здесь основ­ ным объектом промысла. В январе 1961 года пикша рассредоточилась по большой акватории Баренцева моря* Траловый флот облавливал в основном треску, а пикша яв­ лялась приловом. Каковы же перспективы про­ мысла пикши в 1961 году? В уловах в 1961 году бу­ дут преобладать особи тех ж е поколений, что и в прошлом году, т. е. будет ловиться пик­ ша поколений 1957 и 1956 го­ дов, размерами 40 —55 сан§*- метров. Особей поколения 1956 года численно б \дет мень- у дна, образуя плотные сноп- g nie в уловах, чем в 1960 году, ления, успешно облавливаемые (Окончание на А стр.). промысловым флотом. В сентябре пикша начала «РЫБНЫЙ МУРИАН» отходить с мелководий а 9 марта 1961 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz