Рыбный Мурман. 1961 г. Март.
Ленина В АЖНОЙ вехой в развитии со ветских исследовательских работ в арктических морях яви лось создание 10 марта 1921 г. плавучего Морского научного ин ститута (ПЛАВМОРНИ НА). Де крет Совета Народных Комисса ров по этому вопросу, подписан ный В. И. Лениным, гласил: «... В целях всестороннего и пла номерного исследования северных морей, их островов, побережий, имеющих в настоящее время го сударственно-важное значение, учредить при Народном Комисса риате Просвещения Плавучий Морской Научный Институт с от делениями: биологическим, гидро логическим, метеорологическим и геолого-минералогическим. ...Районом деятельности Инсти тута определить Северный Ледо витый океан с его морями и усть ями рек, острогами и прилегаю щими к нему побережьями РСФСР, Европы и Азии». В скупых строках декрета о Плавморнине содержался ряд принципиальных указаний для со ветской науки. В декрете были сформулированы принципы науч ных исследований, которые впо следствии стали обязательными для всех советских научно-нссле- довательскнх работ. Совнарком требовал прежде •сего планомерное^ i в изучении арктических морей. Нельзя не на помнить, что до революции царил полнейший произвол в направлении исследова тельских работ, выбор тем для изучения зави сел от прихотей какого- либо влиятельного лица. Результаты наблюдения зачастую не могли быть сравнимы, так как производились разными методами и разными по точности инструментами. По случайным и разрозненным . данным невозмож но было изучать процессы в их развитии, что является основой подлинной науки. Требование пла номерности в научных исследова ниях знаменовало собой новый подход к изучению природы, в данном случае арктической. Бла годаря строгой планомерности и В И. ЛЕНИН последовательности советские уче ные вскрыли многие закономерно сти в гидрометеорологическом ре жиме, научились предсказывать изменения погоды и ледовой об становки, всесторонне осветили вопрос о промысловых богатствах на огромной площади арктических морей и многое другое. Наметив широкий круг проблем для предстоящих исследований, СНК подчеркнул вместе с тем тре бование всесторонности, т. е. ком- 40 лет назад 10 марта 1921 года Владимир Ильич ЛЕНИН подписал декрет о создании плавучего Морского научного института (ПЛАВМОРНИНА) плексностн, в изучении Арктики. Это тоже был НОВЫЙ, СОВЕТ СКИЙ ПРИНЦИП, ОСНОВАН НЫЙ НА МАРКСИСТСКО-ЛЕ НИНСКОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ПРИРОДЕ КАК ЕДИНОМ ЦЕЛОМ. В дальнейшем необходимость «всесторонности» в исследовани ях природы стала общепризнан ной: советские ученые научились охватывать своими наблюдениями все многообразие процессов, про исходящих в природе, и вместе с тем не только накапливать факты, но обобщать их, вскрывая взаимо связи отдельных явлений, наблю даемых в природе, и находя их причины. Декрет о Плавморнине опреде лил районом деятельности инсти тута весь Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и огромным прилегающим к нему побережьем. Само собой разуме ется, что в первый период такой широкий размах работ не мог быть в полной мере осуществлен. Одна ко очень важным было то, что при исследовани ях частных вопросов учитывались задачи комплексного изучения Ледовитого океана в це лом, со всеми характерными осо бенностями развития в нем при родных явлений и процессов. ...Первая экспедиция Плавмор- нина на ледокольном пароходе «Малыеин», экспедиционная дея тельность на судне «Персей», изучение и освоение Северного Морского пути, научное и плано мерное развитие рыбной промыш ленности — вот те славные при меры заботы Коммунистической партии и правительства о расцве те Советского Заполярья. Прямым преемником Плавмор нина вместе с другими научными учреждениями страны стал По лярный научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии имени Н. М. Кни- повича. О деятельности ПИНРО мы расскажем читателям в следую щем номере. ОРГАН ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ И УПРАВЛЕНИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СОВНАРХОЗА № 30 (1200) I ЧЕТВЕРГ, 9 марта 19«1 г. Год издания 8 -й Ц«чп 2 ког. С депутатом на борту Наш траулер «Ролик» вы шел в рейс 18 февраля. Про мышляли в Центральном рай оне и на Мурманской банке. Обстановка там была очень тя желая. И рыбы не густо, и штормы мешали. Но мы все- таки выстояли в борьбе со стихией. По предварительным подсчетам в порт привезли 65 тонн рыбы при плане 56 тонн. «Свежья», конечно, ма ловато. Всего 35 тонн. Но. как говорил мастер по обработке, «рыба не того ассортимента», да и в последние дни промы сел проходил гораздо хуже. А сначала было просто здо рово. Судоводители во главе с капитаном Геннадием Антоно вичем Выходцевым «не сбива лись с рыбы». Каждый раз под нимали по две—три кошалки. С разделкой управлялись, хо тя и приходилось туго, пото му что рыба была пе крупная. Вт*е время работали у рыбоде- лов вахта и подвахта. а то я все. кто мог, выходили на под могу. Особенно отличались при этом матросы тт. Сунду ков, Докучаев. Суров и Супру гов. Отличные уловы были на вахте третьего помощника ка питана тов. Нетребина. Экипаж, как обычно, берет пример с ударников коммуни стического тоуда второго ме ханика тов. Бортникова, кон сервного мастера тов. Блохина, старшего кочегара тов. Весе лова. Все мы решили подгото вить подарок XXII съеаду КПСС — ко дню его откры тия выполнить план десяти месяцев. Уверены, что своей цели добьемся. Ведь начале хорошее: по работе за два ме сяца третьего года семилетки наш траулер занял третье ме сто среди судо8 своей группы. А ведь хорошее начало, гово рят. — половина победы. Кстати, последний рейс был для нас не совсем обычным. 5 марта мы выбирали депутатов в местные органы Советской власти. Причем, один ив тих был на борту нашего корабля. Это Юрий. Веселов, старший кочегар, которого мы выбра ли в городской Совет. Хоро ший парень. Когда * восе-мь месяцев назад впервые при шел на судно после демобили зации из Советской Армии, Юрий здорово мне помог. Ведь кочегар я тогда был совеем зе леный. держать пар «на мар ке» не умел. А он пришел, по казал. научил '— дело пошло. Благодарен ему, тем более, что я даже и не просил его о по мощи, ведь у него у самого дел по горло, да и заочник он в школе к тому же. Хорошо работается, когда рядом такие товарищи. В. ДЫМСКИЯ, кочегар. МОЛОДЫЕ, ВЕСЕЛЫЕ, УПОРНЫЕ По указанию коммунистического труда. Дружно прошли на корабле выборы депутатов в местные Советы. Все моряки с радо стью отдали голоса за канди датов блока коммунистов и беспартийных, за капитанов тт. Соколова и Орликову. Юнга Яцко, который не только впервые в этом рейсе увидел Баренцево море, но я голосовал в первый раз, напи сал по этому поводу заметку в стенную гааету «Маяк». «Рабо та и жизнь моряков, писал он, мне очень понравились. Уж очень здесь дружна* я весе лая команда. Большое жела ние стать матросом». И това рищи сказали ему: «Будешь матросом, поможем!». Всего несколько месяцев назад траулер «Молодогварде ец» вошел в строй кораблей тралового флота. Сейчас здесь сложимся хороший, работоспо собный экипаж, во главе к*- торого стоит опытный капи тан Василий Иванович Донза- ресков. Здесь решили поддер жать почин судоводителей траулера «Советская Консти туция», работать бее постоян ной опеки отдела главного ка питана. Молодой экипаж по лон решимости подготовить достойную встречу XXII съез ду партия. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ! В жизни Валентины Лагуткинон, станочницы бондарного завода, накануне Международного женского дни — 8 марта произошло большое событие: она стала ударницей коммуни стического труда. Радостно жить, когда спори геи труд, осуществляются з а ветные мечты! Фото А. Трушина. ------ —---------------------------------------------- й В с ем ' Напряженная работа кипят в эти дня в бондарном цехе, расположенном на территории рыбного порта. Коллектив го товит нодарок XXII. съезду партии. Он обязался к 17 ок тября завершить десятимесяч ную программу, а годовой план выполнить к 25 декабря, сэко номить при этом 800 кубо метров пиломатериалов, 10 тонн обручного железа, 5 тонн парафина и канифоли. Работницы (в цехе трудятся ц е х о м в основном женщины) выпус кают ежесуточно 3900—4000 залиг-ных бочек, выполняя сменные задания на 110— 120 пропетое. Особенно высоко производительно трудятся ста ночницы тт. Лагуткина, Заха рова. Нагибина, Жаравина, Ильина, Попова, обслуживаю щие бондарно-фуговальные и бондарно-строгальные стан ки. Весь нага коллектив вклю чился в соревнование за зва- Это судно называется «Мо лодогвардеец». И команда здесь подобрана соответствен но названию — в основном молодели.. Народ задорный, веселый и упорный. Когда уловы хорошие, работы всем хватает. Но как бы ни уста ли люди, все же. придя в са лон после вахты или подвах- ты, кто-нибудь попросит: — Сыграй. Саша, что-ни будь наше, душевное. И юнга Саша Яцко играет. Особенно часто певучие звуки аккордеона раздавались в са лоне, когда траулер был на Медвежинской банке, в пер- ние цеха коммунистического труда. На днях звания удар ника удостоены четыре наших лучших производственницы тт. Лагупмма. Захарова. Волкова и Семенова. 111. АРСЛАНОВ, мастер цеха. вую половину рейса. Тогда на борт поднимали Много рыбы, наперекор льдам и штормам. Там и февральский план до срочно выполнили. Настроение изменилось во второй половине рейса, когда перешли в район Копытова. По-прежнему соревновались между собой вахты, по-преж нему работали с огоньком мат росы Павел Сленухин, Олег Яковлев, боцман Николай Ари стов. засольщик Константин Рыжов, котельный машинист Геннадий Коршунов. Но тралы приходили полупустыми, и ре же Саша Яцко брал в руки ак кордеон. Не-до песен! Только консервный мастер Николай Корягин ходил хоть бы что. У него дела шлг хо рошо. даже квартальный план выполнил по консервам. На переходе в порт эки паж стал подводоть то ги . Оказалось, что до выполнения квартального плана осталось выловить не так уж много ры бы — всего тонн сорок. В трюмах привезли, по предва рительным подсчетам, 150 тонн. Часть из цих—морской окунь в охлажденном виде. Оп ределился и победитель в со циалистическом соревновании — это третья вахта, которая борется за звание коллектива
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz