Рыбный Мурман. 1961 г. Июнь.

ef Киров (< лет в строю и Славные традиции . Окончание. Нач. см. h j 1 стр. Всех задач больших и малых •— не перечтешь. Но экипаж «Днепра» успешно ре­ шил все до одной. ►t За шесть месяцев 1931 года мы добыли 6 тысяч центнеров (рыбы. По тому времени — это неплохо, ведь мы еще только начинали осваивать промысло­ вое дело. Зато в последующие годы коллектив стал быстро на­ ращивать темпы добычи. В '1932 году при среднем вылове на корабль по флоту 11,5 ты-* сячи центнеров экипаж «Днеп­ ра» добыл 17,8 тысячи цент­ неров. В 1934 году соответст­ венно эти показатели были 16,о тысячи центнеров и 27,3 тысячи центнеров, в 1935 —» 17,8 тысячи и 38,1 тысячи центнеров, в 1936 — 27,2 ты­ сяч» центнеров и 52,2 тысячи центнеров, в 1937 — 32,1 ты­ сячи и 61,5 тысячи центнеров и в 1938 году в среднем по: флоту вылавливалось 32 тыся­ чи центнеров рыбы на ко­ рабль, а моряки траулера до­ были рекордное количество ры­ бы — 61,6 тысячи центнеров. За работой нашего корабля внимательно следили не толь­ ко промысловики и трудящие­ ся области — об успехах ры­ баков знал руководитель ле­ нинградских коммунистов Сер­ гей Миронович Киров. Но если в траловом флоте кое-кто скептически относился к достижениям экипажа, счи­ тал их случайностью, то Сергей Миронович увидел уже в пер­ вых успехах коллектива зачат­ ки движения за рекордный вы­ лов рыбы на один корабль. Из Ленинграда на траулер при­ шла телеграмма, взволновав­ шая каждого моряка. Сергей Миронович писал: «Ваше пер­ венство в траловом флоте до­ стигнуто на основе упорной ра­ боты. Деритесь за увеличение улова, за дальнейшее улучше­ ние качества обработки рыбы, за хорошую работу машины, за дисциплину. Передайте свой опыт другим отстающим траль­ щикам. Горячий привет всему составу тральщика». Это были радостные дни. В 1933 году экипаж нашего ко­ рабля выполнил годовой план досрочно на 5 месяцев, обогнав траулер «Сельдь», который до этого лидировал на флоте. С тех пор коллектив шел в пер­ вых рядах тралфлотовцев, воз­ главлял соревнование. По ходатайству промыслови­ ков и руководителей флота в 3 9 3 5 году траулер «Днепр» получил новое имя — «Ки- .ров». «Кировцы» и по сей [день высоко несут знамя со­ циалистического соревнования. **• Экипажу еще в те далекие: годы было свойственно твор­ ческое отношение к промысло­ вому делу. Он первым освоил новый отечественный 39-мет­ ровый трал, полностью изучил способы его спуска и подъема, дележку улова. Были и до нас попытки освоить новый трал, но они кончались неудачами. Флот продолжал работать ста­ рым оттер-тралом, который спускался и поднимался на борт вручную. Отечественный трал позволил повысить уловы более чем в два раза. Экипаж был дружной и спа- *янной семьей. Мы не боялись „ никаких трудностей. До нас никто не работал в шторм. Од­ нажды, наблюдая, как иност­ ранный траулер штормует кор­ мой на волну, мы последовали его примеру. Оказалось, что это не только позволяет хоро- - шо штормовать, но даже про­ мышлять. И мы первыми на флоте стали проводить трале­ ния при 6 — 7-балльном ветре. Экипаж знал цену каждой минуте, боролся за экономию времени, доживался наилучше­ го промыслового режима. В от­ дельные рейсы обработка рыбы велась настолько высокими темпами, что мы успевали об­ рабатывать до 60 тонн в сутки, набирали груз за 9 суток. Не­ редко стоянки в порту продол­ жались всего лишь одни сутки, а в среднем в год одна стоянка составляла 2,5 суток. Мои помощники тт. Сидо­ ренко, Сметанин, Щипаков уме­ ло удерживали корабль на ко­ сяках рыбы, не сбивались с них даже во время шторма. А ведь у нас не было на воору­ жении такого количества при­ боров, каким сейчас владеют промысловики. Если после шторма команды других судов занимались поисками потерян­ ных косяков рыбы, то мы сра­ зу же, как только шторм не­ много утихал, спускали трал. Бывало так, что флот еще ищет рыбу, а у нас на борту ее 3 0—40 тонн. Другие экипажи лишь настраиваются, а мы — с уловом. А тут, глядишь, но­ вый шторм. Мы не раз благодарили свою машинную команду, ее руко­ водителя тов. Макаревича. Ко­ чегары были подлинными ма­ стерами огня, все время дер­ жали пар «на марке», обеспе­ чивая хороший ход судна, по­ могая добиваться успеха на лову. И поварам «спасибо» гово­ рили. Хорошо рыбак поест — хорошо и поработает, а для по­ вара тов. Граниной — это лучшая награда. В нашей небольшой, но дружной семье сложились хоро­ шие традиции, мы все хорошо знали друг друга, каждый мог положиться на своего товарища в трудную минуту. Не было текучести кадров — этого би­ ча коллективов как того вре­ мени, так и сейчас. «Кировцы» отлично работа­ ли и позже. В 1937 году я был переведен на другую ра­ боту. Меня сменил молодой ка­ питан Андрей Иосифович Стрельбицкий. Под его коман­ дованием экипаж приумножил достигнутые ранее успехи, а когда пришел час сурового ис­ пытания, над кораблем взвился Военно-морской флаг, рыбаки сменили орудия лова на ору­ жие. После Великой Отечествен­ ной цойны «кировцами» руко- годили капитаны Константин Лаврентьевич Бурков, Павел Ильич Баев, Яков Алексеевич Мошков и другие капитаны. Все они поддерживали сложив­ шиеся на корабле традиции, до­ бивались высоких показателей на лову. Я уверен, что «кировцы» подготовят достойный рыбац­ кий подарок XXII съезду пар­ тии, и желаю им, как давний друг и член их крепкой семьи, добиться успеха. Г. ТИСЛЕНКО, началь­ ник рыбного порта. На снимках: вверху — первый капитан траулера «Киров» Г. Г. Тисленко, внизу — экипаж корабля. Фото 30-х годов. В беседе с нашим корреспондентом НАЯК ПРОМЫСЛОВИКОВ А. СТРЕЛЬБИЦКИЙ, начальник управления рыбной промышленности. □ □ □ т | РЯМО СКАЖУ — после “ Тисленко на траулер «Киров» идти было страшнова­ то. Даже многие старые капи­ таны отказывались от назна­ чения на этот корабль: а вдруг будешь ловить хуже, чем Геор­ гий Герасимович, ведь засмеют на флоте. На этот корабль я пришел в июне 1937 года. Слава «киров­ цев» гремела на всю область. На судне был отличный поря­ док, люди хорошо сработались, у них было много славных тра­ диций. Опасения мои были на­ прасными. Мне оставалось лишь поддержать сложившиеся здесь традиции, пойти, как го­ ворят, в ногу с дружным кол­ лективом. И в том же году у нас получилось неплохо с до­ бычей рыбы — выловили ее более 60 тысяч центнеров. А в следующем «кировцы» поста­ вили мировой рекорд — добы­ ли 61,5 тысячи центнеров рыбы. Нам откровенно завидовали не только наши товарищи с других кораблей флота, но и иностранные промысловики. Бывало, узнают, что «Киров» вышел в море, услышат его позывные, смотришь, появ­ ляется неподалеку какой-ни­ будь иностранец. Присматрива­ лись к нашей работе, видимо, кое-что перенимали. Самым замечательным собы­ тием того времени, да, пожа­ луй, всей моей жизни была по­ ездка в Москву в марте 1939 года. Я, молодой коммунист —< в КПСС меня приняли в декаб­ ре 1938 года, — рапортовал XVIII съезду партии об успе­ хах мурманских рыбаков. Это была большая честь и большая ответственность. Я пе­ редал делегатам XVIII съезда пламенный большевистский привет^от трудящихся рыбного Мурмана, рассказал, как, бла­ годаря заботе партии, расцве­ тает Советское Заполярье, ра­ стет рыбная промышленность, строятся новые города, заводы, гидростанции. Докладывая съезду об успе­ хах промысловиков, я гордил­ ся, что тружусь среди «киров­ цев» — знаменосцев соревно­ вания, которые вместе с эки­ пажем траулера «Двина» в 1938 году перекрыли мировой рекорд и выловили по 60 ты­ сяч центнеров рыбы. Я не скрывал, как сурова и капризна природа Заполярья. Но мы научились побеждать ее, ловили рыбу круглый год и в штормы. От имени рыбаков я заве­ рил съезд, что мы готовы* в любую минуту, по первому зо­ ву партии и народа превра­ тить мирные рыболовные трау­ леры в боевые корабли, чтобы отстоять завоевания Великого Октября. Прошло немного времени, и тралфлотовцы на деле показа­ ли, как они выполняют это обещание. 22 июня ко мне при­ бежал с тревожной вестью ра­ дист Орлов: «Война!». Мы в это время находились милях в двухстах от берега. Но работы не прекратили, лишь утроили бдительность. А вскоре после­ довала команда идти в порт. Не успел траулер ошварто­ ваться у причала, как началась деятельная подготовка к пере­ вооружению корабля. Вскоре мы строем шли в горвоенко­ мат. Так мы почти все из мир- ’ ных рыбаков превратились в воинов. Почти все, потому что некоторые пожилые моряки ос­ тались на берегу. Например, боцман Кошкин. Но от моря он далеко не ушел — продолжал работать в порту. Сейчас, спустя 20 лет, вспо­ минаются те грозные дни. Враг рвался к |:изненно важным центрам страны, стремился во что бы то ни стало захватить Мурманск — важнейший порт на севере. Так началась новая, боевая жизнь «кировцев». Я не буду подробно говорить о ратном труде экипажа. Об этом не раз сообщалось в местной печати, об операциях в военные годы «кировцам» постоянно напоми­ нает мемориальная доска, при­ крепленная^ к стене салона. 200 суток в дозорах, 100 су­ ток в тральных операциях, 15 раз в составе конвоя, 20 унич­ тоженных мин... За этими циф­ рами — героический труд, не­ легкие будни. , Вся жизнь экипажа «Киро­ ва» в те годы — это большие походы к Новой Земле и вдоль ее берегов, в Карское море. В 1942 году мы провели там всю арктическую навигацию. Ко­ рабль не однажды испытывал сжатие льдами, как говорят, ребра трещали. Только лишь 10 декабря мы вышли изо льдов. Как память о работе на этом прославленном корабле, на­ грады, которых удостоило меня правительство. Я получил ор­ ден Ленина в 1939 году, а поз­ же — орден Отечественной войны I степени и орден Крас­ ной Звезды. Награждены и мно­ гие члены экипажа. В середине 1943 года я рас­ простился с «кировцами» —■ меня назначили командиром ди­ визиона тральщиков Беломор­ ской военной флотилии. Добрым словом я вспоминаю «кировцев». Прошли годы, мно­ гих из них нет уж в живых. Отлично работали тогда стар­ ший механик Владимир Михай­ лович Макаревич, второй меха­ ник Осташкин, машинист Пла­ тонов (сейчас он старший ме­ ханик на одном из судов), братья Лукьянченко, мои по­ мощники Щипаков, Пятков я Миргородский, рыбмастер Яреньгин (сейчас он капитан), кочегары Русинов и Барак- шин... В довоенные годы «Киров» был первым маяком, который освещал морякам тралового флота путь к высоким уловам. И я считаю одной • из замеча­ тельных заслуг «кировцев» то, что они постоянно звали про­ мысловиков вперед. И недаром рядом с «Кировым» шли трау­ леры «Двина», «Семга», «Ро­ лик», «Москва», экипажи ко­ торых также добивались ре­ кордной добычи рыбы. Прошло 30 лет, а «Киров* все остался таким же маяком. Флот пополнился многими сов­ ременными судами, а этот ста­ рый «пахарь моря» не только не отстает от них, а нередко и перегоняет: уловы здесь, по традиции, одни из лучших на флоте. И. о. редактора П. А. БЫСТ РОУМОВ. Газета выхоаит по вторникам, | Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем —• АТС четвергам и субботам | рыбного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33, бухгалтерия—3-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда», ___ Зак . 2931 Тир. 5512 ПН 04843 JL **

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz