Рыбный Мурман. 1961 г. Июнь.
ef Киров (< лет в строю и Славные традиции . Окончание. Нач. см. h j 1 стр. Всех задач больших и малых •— не перечтешь. Но экипаж «Днепра» успешно ре шил все до одной. ►t За шесть месяцев 1931 года мы добыли 6 тысяч центнеров (рыбы. По тому времени — это неплохо, ведь мы еще только начинали осваивать промысло вое дело. Зато в последующие годы коллектив стал быстро на ращивать темпы добычи. В '1932 году при среднем вылове на корабль по флоту 11,5 ты-* сячи центнеров экипаж «Днеп ра» добыл 17,8 тысячи цент неров. В 1934 году соответст венно эти показатели были 16,о тысячи центнеров и 27,3 тысячи центнеров, в 1935 —» 17,8 тысячи и 38,1 тысячи центнеров, в 1936 — 27,2 ты сяч» центнеров и 52,2 тысячи центнеров, в 1937 — 32,1 ты сячи и 61,5 тысячи центнеров и в 1938 году в среднем по: флоту вылавливалось 32 тыся чи центнеров рыбы на ко рабль, а моряки траулера до были рекордное количество ры бы — 61,6 тысячи центнеров. За работой нашего корабля внимательно следили не толь ко промысловики и трудящие ся области — об успехах ры баков знал руководитель ле нинградских коммунистов Сер гей Миронович Киров. Но если в траловом флоте кое-кто скептически относился к достижениям экипажа, счи тал их случайностью, то Сергей Миронович увидел уже в пер вых успехах коллектива зачат ки движения за рекордный вы лов рыбы на один корабль. Из Ленинграда на траулер при шла телеграмма, взволновав шая каждого моряка. Сергей Миронович писал: «Ваше пер венство в траловом флоте до стигнуто на основе упорной ра боты. Деритесь за увеличение улова, за дальнейшее улучше ние качества обработки рыбы, за хорошую работу машины, за дисциплину. Передайте свой опыт другим отстающим траль щикам. Горячий привет всему составу тральщика». Это были радостные дни. В 1933 году экипаж нашего ко рабля выполнил годовой план досрочно на 5 месяцев, обогнав траулер «Сельдь», который до этого лидировал на флоте. С тех пор коллектив шел в пер вых рядах тралфлотовцев, воз главлял соревнование. По ходатайству промыслови ков и руководителей флота в 3 9 3 5 году траулер «Днепр» получил новое имя — «Ки- .ров». «Кировцы» и по сей [день высоко несут знамя со циалистического соревнования. **• Экипажу еще в те далекие: годы было свойственно твор ческое отношение к промысло вому делу. Он первым освоил новый отечественный 39-мет ровый трал, полностью изучил способы его спуска и подъема, дележку улова. Были и до нас попытки освоить новый трал, но они кончались неудачами. Флот продолжал работать ста рым оттер-тралом, который спускался и поднимался на борт вручную. Отечественный трал позволил повысить уловы более чем в два раза. Экипаж был дружной и спа- *янной семьей. Мы не боялись „ никаких трудностей. До нас никто не работал в шторм. Од нажды, наблюдая, как иност ранный траулер штормует кор мой на волну, мы последовали его примеру. Оказалось, что это не только позволяет хоро- - шо штормовать, но даже про мышлять. И мы первыми на флоте стали проводить трале ния при 6 — 7-балльном ветре. Экипаж знал цену каждой минуте, боролся за экономию времени, доживался наилучше го промыслового режима. В от дельные рейсы обработка рыбы велась настолько высокими темпами, что мы успевали об рабатывать до 60 тонн в сутки, набирали груз за 9 суток. Не редко стоянки в порту продол жались всего лишь одни сутки, а в среднем в год одна стоянка составляла 2,5 суток. Мои помощники тт. Сидо ренко, Сметанин, Щипаков уме ло удерживали корабль на ко сяках рыбы, не сбивались с них даже во время шторма. А ведь у нас не было на воору жении такого количества при боров, каким сейчас владеют промысловики. Если после шторма команды других судов занимались поисками потерян ных косяков рыбы, то мы сра зу же, как только шторм не много утихал, спускали трал. Бывало так, что флот еще ищет рыбу, а у нас на борту ее 3 0—40 тонн. Другие экипажи лишь настраиваются, а мы — с уловом. А тут, глядишь, но вый шторм. Мы не раз благодарили свою машинную команду, ее руко водителя тов. Макаревича. Ко чегары были подлинными ма стерами огня, все время дер жали пар «на марке», обеспе чивая хороший ход судна, по могая добиваться успеха на лову. И поварам «спасибо» гово рили. Хорошо рыбак поест — хорошо и поработает, а для по вара тов. Граниной — это лучшая награда. В нашей небольшой, но дружной семье сложились хоро шие традиции, мы все хорошо знали друг друга, каждый мог положиться на своего товарища в трудную минуту. Не было текучести кадров — этого би ча коллективов как того вре мени, так и сейчас. «Кировцы» отлично работа ли и позже. В 1937 году я был переведен на другую ра боту. Меня сменил молодой ка питан Андрей Иосифович Стрельбицкий. Под его коман дованием экипаж приумножил достигнутые ранее успехи, а когда пришел час сурового ис пытания, над кораблем взвился Военно-морской флаг, рыбаки сменили орудия лова на ору жие. После Великой Отечествен ной цойны «кировцами» руко- годили капитаны Константин Лаврентьевич Бурков, Павел Ильич Баев, Яков Алексеевич Мошков и другие капитаны. Все они поддерживали сложив шиеся на корабле традиции, до бивались высоких показателей на лову. Я уверен, что «кировцы» подготовят достойный рыбац кий подарок XXII съезду пар тии, и желаю им, как давний друг и член их крепкой семьи, добиться успеха. Г. ТИСЛЕНКО, началь ник рыбного порта. На снимках: вверху — первый капитан траулера «Киров» Г. Г. Тисленко, внизу — экипаж корабля. Фото 30-х годов. В беседе с нашим корреспондентом НАЯК ПРОМЫСЛОВИКОВ А. СТРЕЛЬБИЦКИЙ, начальник управления рыбной промышленности. □ □ □ т | РЯМО СКАЖУ — после “ Тисленко на траулер «Киров» идти было страшнова то. Даже многие старые капи таны отказывались от назна чения на этот корабль: а вдруг будешь ловить хуже, чем Геор гий Герасимович, ведь засмеют на флоте. На этот корабль я пришел в июне 1937 года. Слава «киров цев» гремела на всю область. На судне был отличный поря док, люди хорошо сработались, у них было много славных тра диций. Опасения мои были на прасными. Мне оставалось лишь поддержать сложившиеся здесь традиции, пойти, как го ворят, в ногу с дружным кол лективом. И в том же году у нас получилось неплохо с до бычей рыбы — выловили ее более 60 тысяч центнеров. А в следующем «кировцы» поста вили мировой рекорд — добы ли 61,5 тысячи центнеров рыбы. Нам откровенно завидовали не только наши товарищи с других кораблей флота, но и иностранные промысловики. Бывало, узнают, что «Киров» вышел в море, услышат его позывные, смотришь, появ ляется неподалеку какой-ни будь иностранец. Присматрива лись к нашей работе, видимо, кое-что перенимали. Самым замечательным собы тием того времени, да, пожа луй, всей моей жизни была по ездка в Москву в марте 1939 года. Я, молодой коммунист —< в КПСС меня приняли в декаб ре 1938 года, — рапортовал XVIII съезду партии об успе хах мурманских рыбаков. Это была большая честь и большая ответственность. Я пе редал делегатам XVIII съезда пламенный большевистский привет^от трудящихся рыбного Мурмана, рассказал, как, бла годаря заботе партии, расцве тает Советское Заполярье, ра стет рыбная промышленность, строятся новые города, заводы, гидростанции. Докладывая съезду об успе хах промысловиков, я гордил ся, что тружусь среди «киров цев» — знаменосцев соревно вания, которые вместе с эки пажем траулера «Двина» в 1938 году перекрыли мировой рекорд и выловили по 60 ты сяч центнеров рыбы. Я не скрывал, как сурова и капризна природа Заполярья. Но мы научились побеждать ее, ловили рыбу круглый год и в штормы. От имени рыбаков я заве рил съезд, что мы готовы* в любую минуту, по первому зо ву партии и народа превра тить мирные рыболовные трау леры в боевые корабли, чтобы отстоять завоевания Великого Октября. Прошло немного времени, и тралфлотовцы на деле показа ли, как они выполняют это обещание. 22 июня ко мне при бежал с тревожной вестью ра дист Орлов: «Война!». Мы в это время находились милях в двухстах от берега. Но работы не прекратили, лишь утроили бдительность. А вскоре после довала команда идти в порт. Не успел траулер ошварто ваться у причала, как началась деятельная подготовка к пере вооружению корабля. Вскоре мы строем шли в горвоенко мат. Так мы почти все из мир- ’ ных рыбаков превратились в воинов. Почти все, потому что некоторые пожилые моряки ос тались на берегу. Например, боцман Кошкин. Но от моря он далеко не ушел — продолжал работать в порту. Сейчас, спустя 20 лет, вспо минаются те грозные дни. Враг рвался к |:изненно важным центрам страны, стремился во что бы то ни стало захватить Мурманск — важнейший порт на севере. Так началась новая, боевая жизнь «кировцев». Я не буду подробно говорить о ратном труде экипажа. Об этом не раз сообщалось в местной печати, об операциях в военные годы «кировцам» постоянно напоми нает мемориальная доска, при крепленная^ к стене салона. 200 суток в дозорах, 100 су ток в тральных операциях, 15 раз в составе конвоя, 20 унич тоженных мин... За этими циф рами — героический труд, не легкие будни. , Вся жизнь экипажа «Киро ва» в те годы — это большие походы к Новой Земле и вдоль ее берегов, в Карское море. В 1942 году мы провели там всю арктическую навигацию. Ко рабль не однажды испытывал сжатие льдами, как говорят, ребра трещали. Только лишь 10 декабря мы вышли изо льдов. Как память о работе на этом прославленном корабле, на грады, которых удостоило меня правительство. Я получил ор ден Ленина в 1939 году, а поз же — орден Отечественной войны I степени и орден Крас ной Звезды. Награждены и мно гие члены экипажа. В середине 1943 года я рас простился с «кировцами» —■ меня назначили командиром ди визиона тральщиков Беломор ской военной флотилии. Добрым словом я вспоминаю «кировцев». Прошли годы, мно гих из них нет уж в живых. Отлично работали тогда стар ший механик Владимир Михай лович Макаревич, второй меха ник Осташкин, машинист Пла тонов (сейчас он старший ме ханик на одном из судов), братья Лукьянченко, мои по мощники Щипаков, Пятков я Миргородский, рыбмастер Яреньгин (сейчас он капитан), кочегары Русинов и Барак- шин... В довоенные годы «Киров» был первым маяком, который освещал морякам тралового флота путь к высоким уловам. И я считаю одной • из замеча тельных заслуг «кировцев» то, что они постоянно звали про мысловиков вперед. И недаром рядом с «Кировым» шли трау леры «Двина», «Семга», «Ро лик», «Москва», экипажи ко торых также добивались ре кордной добычи рыбы. Прошло 30 лет, а «Киров* все остался таким же маяком. Флот пополнился многими сов ременными судами, а этот ста рый «пахарь моря» не только не отстает от них, а нередко и перегоняет: уловы здесь, по традиции, одни из лучших на флоте. И. о. редактора П. А. БЫСТ РОУМОВ. Газета выхоаит по вторникам, | Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем —• АТС четвергам и субботам | рыбного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33, бухгалтерия—3-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда», ___ Зак . 2931 Тир. 5512 ПН 04843 JL **
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz