Рыбный Мурман. 1961 г. Июнь.

Оценка— „хорошо" Достойную встречу XXII съезду партии готовят моряки траулера «Моршанск». Экипаж план перво­ го квартала по добыче рыбы вы­ полнил на 111,3 процента и про­ должает успешно работать во вто­ ром квартале. Апрельский план выполнен на 152,4 процента, а 17 числа было завершено майское задание. Эта успехи завоеваны упорным трудом всех членов экипажа. Иван Иванович Столбов, капитан кораб­ ля, умело использовал любую про­ мысловую обстановку, своевремен­ но анализировал работу других су­ дов и принимал правильное реше­ ние. Четкая организация труда и вы­ сокое мастерство личного состава позволили повысить суточный ре­ жим траления. Вместо 13,5 часа трал фактически находился в во­ де по 15,3 часа в сутки, что обе­ спечило дополнительный вылов 335 центнеров рыбы. Замечательно трудятся матросы тг. Иванов, Дуванов, кочегар тов. Смирнов. Моряки добиваются полного ис­ пользования отходов, значительно перевыполнили план по выработке субпродуктов. Так, например, за первый квартал сдано жира на 4,9 центнера, рыбной муки — на 150 центнеров, консервов — на 1891 банку больше плана. А в шестом рейсе план по вы- греву жира был выполнен на 369 процентов, по выработке му­ ки — на 170 процентов, консер­ вов — на 232 процента. Партийная организация, коман­ дование корабля сумели привить морякам «вкус» к экономике. Лю­ ди здесь борются за экономное расходование материалов, топлива, промыслового снаряжения, научи­ лись беречь государственную ко­ пейку. В результате сэкономлено за первый квартал соли на 300 рублей, топлива и смазочных материалов на 3800 рублей, ору­ дий лова на 7700 рублей, инвен­ таря на 200 рублей, средств по междурейсовому ремонту на 500 рублей и 600 рублей по меж­ дурейсовым стоянкам в порту. Се­ бестоимость рыбной продукции снижена против плана на 10,4 процента. Каковы же пути достижения экономии? Возьмем, к примеру, орудия ло­ ва. Мастера по добыче рыбы тт. Топоровский, Горнаев, Сачек держат их в хорошем состоянии. Снявшись с промысла, палубная команда сразу готовит орудия ло­ ва к следующему рейсу, ремонти­ рует, добивается, чтобы они слу­ жили полтора—два срока. Члены машинной команды, воз­ главляемые старшим механиком тов. Цивциным, отлично справ­ ляются со своими обязанностями. На корабле регулярно проводятся профилактические осмотры, ре­ монтные работы. При длительной стоянке в порту своими силами был сделан ремонт центробежного насоса. Техническое состояние корабля хорошее. Отлично трудятся второй меха- пик тов. Инякин, старший маши­ нист тов. Кутьин, старшина коче­ гаров тов. Вочканов, кочегар тов. Смирнов. Недавно, рассматривая итоги хозяйственной деятельности эки­ пажа, хозрасчетная комиссия дала мм хорошую оценку. Надо надеять­ ся, что моряки комсомольско-мо­ лодежного корабля будут и впредь сокращать затраты на центнер продукции, идти в первых рядах соревнующихся за достойную встречу XXII съезда КПСС. Н. РЫБНИКОВ, заместитель начальника пла­ нового отдела по хозрас­ чету. честь нашей марки о всего экипажа Закончился четвертый рейс в этом году траулера «Мурмаши». Когда сдали в порту продук­ цию, то оказалось, что вся она сдана сортностью выше плано­ вой. Особенно хорошего каче- С 1 в а оказалось «свежье», зад а ­ ние по заготовке которого мы перевыполнили. Все это, конеч­ но, радует моряков. Во-первых, советский потребитель получит высококачественный продукт питания, а, во-вторых, и наша заработная плата выше. Мастером по обработке рыбы работаю я пять лет, причем долго ходил на траулере «Днепропетровск». И там сорт­ ность рыбы была у нас обычно хорошей. Еще от старых мастеров по обработке, с которыми довелось мне плавать много лет назад, приходилось слышать, что «ка­ кой экипаж — такова и рыбка!» Это значит, что борьба за высо­ кое качество доставляемой в порт продукции — дело ие только одних мастеров по об­ работке, но и всего экипажа, начиная с капитана и кончая матросом. Особенно важно это теперь, когда требования, предъявляемые к нашей про­ дукции потребителем, сильно возросли. Хорошо, когда на судне з а ­ веден такой порядок — сдали всю рыбу и сразу начиняют подготовку к работе в следую­ щем рейсе. Чтобы в следующем рейсе качество рыбы было та­ ким же «высоким, как и .в пре­ дыдущем, трюмы надо привести в надлежащий вид. Контроли­ руем строго, чтобы трюмы бы­ ли тщательно вымыты, подго­ тавливаем места для льда и со­ ли. На переходе к месту про­ мысла приводим в порядок весь трюмный инвентарь, необходи­ мый для обработки рыбы. Наступило лето. Ясно, что сейчас особенно важно уделять большое внимание разделке и правильному посолу рыбы. В последнем рейсе у нас по­ шло много новых матросов. Правда, все они раньше плава­ ли на различных промысловых судах, поэтому им не пришлось объяснять вновь все правила разделки рыбы. Но все же, ко­ гда ее было много, кто-нибудь нет-нет, да и поторопится. В результате, смотришь, то плава­ тельный пузырь не полностью вскрыт, то хвостовой разрез сделан не до позвоночника. Тут у тех, кто работает в трюме, должен быть глаз зорок. Ина­ че неправильно разделанная рыба хорошо не просолится, б>дет потом припахивать. Мы обычно бракованную рыбу вы­ брасываем сразу, а нарушителя призываем к порядку. Когда трал движется по дну моря, в него часто вместе с рыбой попадают губка, ил, ко­ торые на палубе потом могут за­ грязнить рыбу. На нашем судне поэтому существует нерушимое правило — как только подняли трал на борт, сразу же матро­ сы приступают к очистке ее от губки. Кроме того, хотя на не­ которых судах и не принято мыть треску на палубе, у нас это делают обязательно. Ведь чем чище рыба — тем дольше она сохраняет свое высокое ка­ чество. Третий квартал — самое тя ­ желое время для мастеров по обработке. Д аж е в трюмах тем­ пература доходит до плюс пя­ ти. На «Днепропетровске» мы в это время практиковали подрез­ ку рыбы, так как обескровлен­ ная она лучше сохраняется. Очень важно, чтобы улов яе залеживался на палубе. Как только заканчивается спуск тра­ ла, матросы становятся за ры- боделы. Без напоминаний все свободные от вахты помогают им. Поэтому почти всегда до следующего подъема трала улов бывает убран. Если же нет, то оставшуюся рыбу сталкиваем в отдельный ящик, а потом об­ рабатываем в первую очередь. Если рыба лежит на палубе больше трех часов, то уже не берем под «свежьг», а на­ правляем в посол. В чердаки укла­ дываем окунь и треску спинкой вниз. При этом тре­ буется аккурат­ ность. А то бывает, что соль за ­ ложишь, небрежно повернешь рыбину, и соль высыпается не­ заметно. Поначалу ряды делаем ие толстые — сантиметров 12 рыбы, а затем прокладываем льдом. По мере приближения времени возвращения в порт сокращаем дозировку льда. На качестве рыбы это не отражает­ ся, а лед экономим. Выгрузка продукции в порту происходит под постоянным на­ блюдением наших людей. Вах­ тенным вменено в обязанность следить, чтобы грузчики не мя­ ли ногами рыбу. Сам я не по­ кидаю судно, пока вся рыба не будет выгружена. Так, благодаря четкому со­ блюдению всех правил обработ­ ки рыбы, нам удается регуляр­ но доставлять в порт продук­ цию высокого качества. Нельзя не отметить большую роль в этом деле помощников мастера по обработке тт. Лопкова и Шахова. Д а и весь экипаж тра­ улера «Мурмаши» ревностно оберегает честь нашей марки. Б. ТОРМОСОВ, мастер по обработке. ! i I САМОЕ В АЖ Н О Е , САМОЕ ГЛАВНОЕ XXI съезд КПСС указал, что быстрый рост производительности трула. как главного источника развития социалистического хо­ зяйства, нужно считать важней­ шей задачей семилетнего плана. По траловому флоту уровень про­ изводительности труда за семилет­ ку должен возрасти не менее чем на 35 процентов. За 1959 и 1960 годы промыс­ ловики тралового флота достигли роста производительности труда в натуральных измерениях на 20.6 процента (при плановом задании 16 процентов). Однако план по повышению производительности труда в ценностном выражении не выполнен. Снижение в уловах удельного веса окуня и сельди оказало на это решающее влия­ ние. За пять месяцев текущего гола достигнут дальнейший рост про­ изводительности труда. В резуль­ тате этого увеличился вылов ры­ бы на 14 процентов, а выпуск валовой продукции — на 10 про­ центов по сравнению с соответст­ вующим периодом прошлого года. Основой роста производительно­ сти труда за последние годы яви­ лось пополнение флота более сов­ ременными судами, обладающими сравнительно большой автоном­ ностью плавания, преимуществами кормового траления и комплексом оборудования для разделки рыбы на Филе и заморозки рыбы. Экипажи рефрижераторных тра­ улеров имеют уровень производи­ тельности труда на 40 процентов выше, чем на обычных траулерах. Организация приема готовой продукции с БМРТ на плавбазы в местах лова повысила производи­ тельность труда экипажей этих судов на 15 процентов. Экипажи траулеров, работающих иа жидком топливе, по сравнению с экипажа­ ми односерийных судов на твер­ дом топливе увеличили произво­ дительность труда на 30 про­ центов. Нельзя не отметить положитель­ ного влияния на увеличение вы­ работки на одного промысловика внедрение на судах бортового тра­ ления 25-метрового модернизиро­ ванного трала, бесквартропного трала, вооружения грунтропов ре­ зиновыми 200 -мм бобинцами. ор­ ганизации скоростных рейсов, безремонтных стоянок в порту и т. д. Безусловно, важную роль сыг­ рало и играет соревнование за досрочное выполнение планов се­ милетки, за званне ударников, экипажей коммунистического труда. То, что достигнуто коллективом тралового флота,— это не предел. Надо и впредь выявлять и приво­ дить в действие резервы роста производительности труда. На не­ которых из них я остановлюсь подробнее. Переход на скоростное траление, по предварительным экономиче­ ским подсчетам, позволит увели­ чить производительность труда на 1 5—20 процентов по рефрижера­ торным траулерам и на 8—10 процентов по судам бортового тра­ ления. Однако для окончательных выводов об эффективности скоро­ стного траления необходимо про­ вести комплексные эксперимен­ тальные испытания. Большую роль сыграет увели­ чение числа скоростных свежье- вых рейсов, которые повышают доставку «свежья» на день рейс- оборота примерно на 30 процентов по сравнению с обычными, а вы­ работку полуфабриката на одного человека примерно на 15 процен­ тов. В целях наиболее эффектив­ ного использования флота в Ба­ ренцевом море (в отдаленных рай­ онах) целесообразно организовать перегрузку «свежья» на транс­ портные рефрижераторные суда. PiftiHHiграция траулеров поль­ ской постройни, переоборудован­ ных под жидкое топливо, позво­ лит повысить производительность труда на выработке готовой про­ дукции на 6 процентов. При этом удельный вес охлажденной и мо­ роженой продукции возрастет с 35 до 90 процентов, общее количест­ во продукции на 15,3 процента, а объем прибылей на 60 процентов. Внедрение рыберазделочных ма­ шин создаст условия для ликви­ дации дрейфов из-за уборки рыбы, намного облегчит труд моряков, повысит производительность тру­ да не менее чем на 5 процентов. В 1960 году экипажи 90 кораб­ лей не выполнили годовые зада­ ния и недоловнли в общей слож­ ности 430 тысяч центнеров рыбы. В подтягивании отстающих до уровня хотя бы средне работающих заключается огромный резерв. Вот почему должно быть обращено серьезное внимание на распростра­ нение передового опыта, на при­ влечение к этому важному делу всех специалистов. К сожалению, живая, конкрет­ ная работа по внедрению опыта передовиков у нас подменяется описаниями и общими рекоменда­ циями, как правило, без разработ­ ки передовых форм организации труда и производства и экономиче­ ской эффективности отдельных достижений. А таких отдельных достижений у передовых экипажей много. По крайней мере, не менее пятнадцати в области судовожде­ ния и техники тралирования и двадцати — в организации работ на судне, не считая мелких рацио­ нализаторских предложений. Одним из крупных резервов является устранение непроизводи­ тельных потерь времени в море и в порту. В прошлом году время дрейфов в период уборки рыбы, завертов и распутывания трала, ремонта механизмов составило 532 суток, а стоянки судов в пор­ ту в ожидании разгрузки, ремонта и т. д. достигли 1637 суток. Лик­ видация этих непроизводительных потерь дала бы возможность по­ высить производительность труда на флоте на 4 процента. В 1960 году в ожидании поста­ новки в ремонт и сверхпланового нахождения в нем траловый флот потерял 3290 судо-суток. Несом­ ненно, здесь большая вина наших судоремонтных предприятий, но немалая вина ложится и на эки­ пажи кораблей. В 1958— 1959 годах у передо­ вых экипажей судов, постройки 1955— 1957 гг., не достигших срока среднего ремонта, но про­ шедших текущий ремонт, затраты времени на него составили в сред­ нем 33 суток. А на судах, где в эксплуатации двигателей и дру­ гих механизмов имелись сущест­ венные изъяны, этот срок выше на 16 суток. Одним из показателей хорошей эксплуатации судовых механизмов являются безремонтные стоянии, В 1960 году их было сделано 380 . Эти стоянки позволили, например, экипажам траулеров «Ржев» и «Чита» увеличить время нахож­ дения на промысле на 15 суток, выловить соответственно больше рыбы и повысить на 4 —5 про­ центов производительность труда. Вопрос о подчинении системы оплаты труда необходимости все­ мерного увеличения роста произ­ водительности труда и улучшения качества продукции также играет немаловажную роль в достижении высокой выработки. В новой системе оплаты труда на судах тралфлота нет ряда не­ обходимых элементов. Прежде всего, недостаточна материальная заинтересованность моряков в увеличении времени промысловой работы. Было бы целесообразно ввести поощрительные доплаты за сокращение стоянок в порту и от­ личное техническое состояние суд­ на. создать материальную заинте­ ресованность за сокращение чи­ сленности экипажа в период ре­ монта и отстоев и т. д. При этом не следует забывать, что совершенствование матери­ альных стимулов для повышения производительности труда должно сопровождаться дальнейшим раз­ витием социалистического сорев­ нования. В заключение можно сделать вывод, что, используя все теку­ щие и перспективные резервы, коллектив тралового флота имеет возможность добиться значитель­ ного роста производительности труда как в 1961— 1962 годах, так и в течение последующего периода семилетки. Л. НИКОЛЬСКИЙ, началь­ ник отдела экономики ПИНРО. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 15 июня 1961 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz