Рыбный Мурман. 1961 г. Июнь.
Оценка— „хорошо" Достойную встречу XXII съезду партии готовят моряки траулера «Моршанск». Экипаж план перво го квартала по добыче рыбы вы полнил на 111,3 процента и про должает успешно работать во вто ром квартале. Апрельский план выполнен на 152,4 процента, а 17 числа было завершено майское задание. Эта успехи завоеваны упорным трудом всех членов экипажа. Иван Иванович Столбов, капитан кораб ля, умело использовал любую про мысловую обстановку, своевремен но анализировал работу других су дов и принимал правильное реше ние. Четкая организация труда и вы сокое мастерство личного состава позволили повысить суточный ре жим траления. Вместо 13,5 часа трал фактически находился в во де по 15,3 часа в сутки, что обе спечило дополнительный вылов 335 центнеров рыбы. Замечательно трудятся матросы тг. Иванов, Дуванов, кочегар тов. Смирнов. Моряки добиваются полного ис пользования отходов, значительно перевыполнили план по выработке субпродуктов. Так, например, за первый квартал сдано жира на 4,9 центнера, рыбной муки — на 150 центнеров, консервов — на 1891 банку больше плана. А в шестом рейсе план по вы- греву жира был выполнен на 369 процентов, по выработке му ки — на 170 процентов, консер вов — на 232 процента. Партийная организация, коман дование корабля сумели привить морякам «вкус» к экономике. Лю ди здесь борются за экономное расходование материалов, топлива, промыслового снаряжения, научи лись беречь государственную ко пейку. В результате сэкономлено за первый квартал соли на 300 рублей, топлива и смазочных материалов на 3800 рублей, ору дий лова на 7700 рублей, инвен таря на 200 рублей, средств по междурейсовому ремонту на 500 рублей и 600 рублей по меж дурейсовым стоянкам в порту. Се бестоимость рыбной продукции снижена против плана на 10,4 процента. Каковы же пути достижения экономии? Возьмем, к примеру, орудия ло ва. Мастера по добыче рыбы тт. Топоровский, Горнаев, Сачек держат их в хорошем состоянии. Снявшись с промысла, палубная команда сразу готовит орудия ло ва к следующему рейсу, ремонти рует, добивается, чтобы они слу жили полтора—два срока. Члены машинной команды, воз главляемые старшим механиком тов. Цивциным, отлично справ ляются со своими обязанностями. На корабле регулярно проводятся профилактические осмотры, ре монтные работы. При длительной стоянке в порту своими силами был сделан ремонт центробежного насоса. Техническое состояние корабля хорошее. Отлично трудятся второй меха- пик тов. Инякин, старший маши нист тов. Кутьин, старшина коче гаров тов. Вочканов, кочегар тов. Смирнов. Недавно, рассматривая итоги хозяйственной деятельности эки пажа, хозрасчетная комиссия дала мм хорошую оценку. Надо надеять ся, что моряки комсомольско-мо лодежного корабля будут и впредь сокращать затраты на центнер продукции, идти в первых рядах соревнующихся за достойную встречу XXII съезда КПСС. Н. РЫБНИКОВ, заместитель начальника пла нового отдела по хозрас чету. честь нашей марки о всего экипажа Закончился четвертый рейс в этом году траулера «Мурмаши». Когда сдали в порту продук цию, то оказалось, что вся она сдана сортностью выше плано вой. Особенно хорошего каче- С 1 в а оказалось «свежье», зад а ние по заготовке которого мы перевыполнили. Все это, конеч но, радует моряков. Во-первых, советский потребитель получит высококачественный продукт питания, а, во-вторых, и наша заработная плата выше. Мастером по обработке рыбы работаю я пять лет, причем долго ходил на траулере «Днепропетровск». И там сорт ность рыбы была у нас обычно хорошей. Еще от старых мастеров по обработке, с которыми довелось мне плавать много лет назад, приходилось слышать, что «ка кой экипаж — такова и рыбка!» Это значит, что борьба за высо кое качество доставляемой в порт продукции — дело ие только одних мастеров по об работке, но и всего экипажа, начиная с капитана и кончая матросом. Особенно важно это теперь, когда требования, предъявляемые к нашей про дукции потребителем, сильно возросли. Хорошо, когда на судне з а веден такой порядок — сдали всю рыбу и сразу начиняют подготовку к работе в следую щем рейсе. Чтобы в следующем рейсе качество рыбы было та ким же «высоким, как и .в пре дыдущем, трюмы надо привести в надлежащий вид. Контроли руем строго, чтобы трюмы бы ли тщательно вымыты, подго тавливаем места для льда и со ли. На переходе к месту про мысла приводим в порядок весь трюмный инвентарь, необходи мый для обработки рыбы. Наступило лето. Ясно, что сейчас особенно важно уделять большое внимание разделке и правильному посолу рыбы. В последнем рейсе у нас по шло много новых матросов. Правда, все они раньше плава ли на различных промысловых судах, поэтому им не пришлось объяснять вновь все правила разделки рыбы. Но все же, ко гда ее было много, кто-нибудь нет-нет, да и поторопится. В результате, смотришь, то плава тельный пузырь не полностью вскрыт, то хвостовой разрез сделан не до позвоночника. Тут у тех, кто работает в трюме, должен быть глаз зорок. Ина че неправильно разделанная рыба хорошо не просолится, б>дет потом припахивать. Мы обычно бракованную рыбу вы брасываем сразу, а нарушителя призываем к порядку. Когда трал движется по дну моря, в него часто вместе с рыбой попадают губка, ил, ко торые на палубе потом могут за грязнить рыбу. На нашем судне поэтому существует нерушимое правило — как только подняли трал на борт, сразу же матро сы приступают к очистке ее от губки. Кроме того, хотя на не которых судах и не принято мыть треску на палубе, у нас это делают обязательно. Ведь чем чище рыба — тем дольше она сохраняет свое высокое ка чество. Третий квартал — самое тя желое время для мастеров по обработке. Д аж е в трюмах тем пература доходит до плюс пя ти. На «Днепропетровске» мы в это время практиковали подрез ку рыбы, так как обескровлен ная она лучше сохраняется. Очень важно, чтобы улов яе залеживался на палубе. Как только заканчивается спуск тра ла, матросы становятся за ры- боделы. Без напоминаний все свободные от вахты помогают им. Поэтому почти всегда до следующего подъема трала улов бывает убран. Если же нет, то оставшуюся рыбу сталкиваем в отдельный ящик, а потом об рабатываем в первую очередь. Если рыба лежит на палубе больше трех часов, то уже не берем под «свежьг», а на правляем в посол. В чердаки укла дываем окунь и треску спинкой вниз. При этом тре буется аккурат ность. А то бывает, что соль за ложишь, небрежно повернешь рыбину, и соль высыпается не заметно. Поначалу ряды делаем ие толстые — сантиметров 12 рыбы, а затем прокладываем льдом. По мере приближения времени возвращения в порт сокращаем дозировку льда. На качестве рыбы это не отражает ся, а лед экономим. Выгрузка продукции в порту происходит под постоянным на блюдением наших людей. Вах тенным вменено в обязанность следить, чтобы грузчики не мя ли ногами рыбу. Сам я не по кидаю судно, пока вся рыба не будет выгружена. Так, благодаря четкому со блюдению всех правил обработ ки рыбы, нам удается регуляр но доставлять в порт продук цию высокого качества. Нельзя не отметить большую роль в этом деле помощников мастера по обработке тт. Лопкова и Шахова. Д а и весь экипаж тра улера «Мурмаши» ревностно оберегает честь нашей марки. Б. ТОРМОСОВ, мастер по обработке. ! i I САМОЕ В АЖ Н О Е , САМОЕ ГЛАВНОЕ XXI съезд КПСС указал, что быстрый рост производительности трула. как главного источника развития социалистического хо зяйства, нужно считать важней шей задачей семилетнего плана. По траловому флоту уровень про изводительности труда за семилет ку должен возрасти не менее чем на 35 процентов. За 1959 и 1960 годы промыс ловики тралового флота достигли роста производительности труда в натуральных измерениях на 20.6 процента (при плановом задании 16 процентов). Однако план по повышению производительности труда в ценностном выражении не выполнен. Снижение в уловах удельного веса окуня и сельди оказало на это решающее влия ние. За пять месяцев текущего гола достигнут дальнейший рост про изводительности труда. В резуль тате этого увеличился вылов ры бы на 14 процентов, а выпуск валовой продукции — на 10 про центов по сравнению с соответст вующим периодом прошлого года. Основой роста производительно сти труда за последние годы яви лось пополнение флота более сов ременными судами, обладающими сравнительно большой автоном ностью плавания, преимуществами кормового траления и комплексом оборудования для разделки рыбы на Филе и заморозки рыбы. Экипажи рефрижераторных тра улеров имеют уровень производи тельности труда на 40 процентов выше, чем на обычных траулерах. Организация приема готовой продукции с БМРТ на плавбазы в местах лова повысила производи тельность труда экипажей этих судов на 15 процентов. Экипажи траулеров, работающих иа жидком топливе, по сравнению с экипажа ми односерийных судов на твер дом топливе увеличили произво дительность труда на 30 про центов. Нельзя не отметить положитель ного влияния на увеличение вы работки на одного промысловика внедрение на судах бортового тра ления 25-метрового модернизиро ванного трала, бесквартропного трала, вооружения грунтропов ре зиновыми 200 -мм бобинцами. ор ганизации скоростных рейсов, безремонтных стоянок в порту и т. д. Безусловно, важную роль сыг рало и играет соревнование за досрочное выполнение планов се милетки, за званне ударников, экипажей коммунистического труда. То, что достигнуто коллективом тралового флота,— это не предел. Надо и впредь выявлять и приво дить в действие резервы роста производительности труда. На не которых из них я остановлюсь подробнее. Переход на скоростное траление, по предварительным экономиче ским подсчетам, позволит увели чить производительность труда на 1 5—20 процентов по рефрижера торным траулерам и на 8—10 процентов по судам бортового тра ления. Однако для окончательных выводов об эффективности скоро стного траления необходимо про вести комплексные эксперимен тальные испытания. Большую роль сыграет увели чение числа скоростных свежье- вых рейсов, которые повышают доставку «свежья» на день рейс- оборота примерно на 30 процентов по сравнению с обычными, а вы работку полуфабриката на одного человека примерно на 15 процен тов. В целях наиболее эффектив ного использования флота в Ба ренцевом море (в отдаленных рай онах) целесообразно организовать перегрузку «свежья» на транс портные рефрижераторные суда. PiftiHHiграция траулеров поль ской постройни, переоборудован ных под жидкое топливо, позво лит повысить производительность труда на выработке готовой про дукции на 6 процентов. При этом удельный вес охлажденной и мо роженой продукции возрастет с 35 до 90 процентов, общее количест во продукции на 15,3 процента, а объем прибылей на 60 процентов. Внедрение рыберазделочных ма шин создаст условия для ликви дации дрейфов из-за уборки рыбы, намного облегчит труд моряков, повысит производительность тру да не менее чем на 5 процентов. В 1960 году экипажи 90 кораб лей не выполнили годовые зада ния и недоловнли в общей слож ности 430 тысяч центнеров рыбы. В подтягивании отстающих до уровня хотя бы средне работающих заключается огромный резерв. Вот почему должно быть обращено серьезное внимание на распростра нение передового опыта, на при влечение к этому важному делу всех специалистов. К сожалению, живая, конкрет ная работа по внедрению опыта передовиков у нас подменяется описаниями и общими рекоменда циями, как правило, без разработ ки передовых форм организации труда и производства и экономиче ской эффективности отдельных достижений. А таких отдельных достижений у передовых экипажей много. По крайней мере, не менее пятнадцати в области судовожде ния и техники тралирования и двадцати — в организации работ на судне, не считая мелких рацио нализаторских предложений. Одним из крупных резервов является устранение непроизводи тельных потерь времени в море и в порту. В прошлом году время дрейфов в период уборки рыбы, завертов и распутывания трала, ремонта механизмов составило 532 суток, а стоянки судов в пор ту в ожидании разгрузки, ремонта и т. д. достигли 1637 суток. Лик видация этих непроизводительных потерь дала бы возможность по высить производительность труда на флоте на 4 процента. В 1960 году в ожидании поста новки в ремонт и сверхпланового нахождения в нем траловый флот потерял 3290 судо-суток. Несом ненно, здесь большая вина наших судоремонтных предприятий, но немалая вина ложится и на эки пажи кораблей. В 1958— 1959 годах у передо вых экипажей судов, постройки 1955— 1957 гг., не достигших срока среднего ремонта, но про шедших текущий ремонт, затраты времени на него составили в сред нем 33 суток. А на судах, где в эксплуатации двигателей и дру гих механизмов имелись сущест венные изъяны, этот срок выше на 16 суток. Одним из показателей хорошей эксплуатации судовых механизмов являются безремонтные стоянии, В 1960 году их было сделано 380 . Эти стоянки позволили, например, экипажам траулеров «Ржев» и «Чита» увеличить время нахож дения на промысле на 15 суток, выловить соответственно больше рыбы и повысить на 4 —5 про центов производительность труда. Вопрос о подчинении системы оплаты труда необходимости все мерного увеличения роста произ водительности труда и улучшения качества продукции также играет немаловажную роль в достижении высокой выработки. В новой системе оплаты труда на судах тралфлота нет ряда не обходимых элементов. Прежде всего, недостаточна материальная заинтересованность моряков в увеличении времени промысловой работы. Было бы целесообразно ввести поощрительные доплаты за сокращение стоянок в порту и от личное техническое состояние суд на. создать материальную заинте ресованность за сокращение чи сленности экипажа в период ре монта и отстоев и т. д. При этом не следует забывать, что совершенствование матери альных стимулов для повышения производительности труда должно сопровождаться дальнейшим раз витием социалистического сорев нования. В заключение можно сделать вывод, что, используя все теку щие и перспективные резервы, коллектив тралового флота имеет возможность добиться значитель ного роста производительности труда как в 1961— 1962 годах, так и в течение последующего периода семилетки. Л. НИКОЛЬСКИЙ, началь ник отдела экономики ПИНРО. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 15 июня 1961 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz