Рыбный Мурман. 1961 г. Июнь.
Суббота,, суббота,, х о р о ж е я ь к я й В СУоБОТУ, 3 июня в Мурманске стояла теплая, солнечная погода, температура вол- духа достигала плюс 18—20 градусов. Радостные и довольные выходили из ворот рыбного порта после окончания рабочего дня рыбообработчицы, моряки, судоремонтники, из дверей учреждений — служащие. — Красота-то какая? — произносит полный мужчина, обращаясь к другому. — Пивка бы выпить. — Идем в баню, там всегда свежее бывает. ВЕЯНИЯ ВРЕМЕН В КИЕВЕ на судостроительном заводе «Ленин ская кузница» на стапеле высится новый промысловый корабль. Пройдет время, и на борту его засверкает имя, известное сейчас всему миру, *— «Юрий Гагарин». С этим именем простые люди всей земли свя зывают достижения советского народа. Оно как бы символизирует наши гигантские шаги в раз витии науки и техники. Новый траулер предназначен для работы в Се верной Атлантике и наших полярных морях. Промысловикам будет интересно знать, что это судно будет отличаться от его предшественников новыми материалами, из которых надстройки. Каждый моряк знает, что львиная доля водо измещения рыболовного траулера приходится на вес самого судна, его оборудования и двигателей, промысловых механизмов и устройств, а также на запасы топлива, промснаряжения^ продоволь ствия и т. д. Например, на среднем рыболовном траулере, при водоизмещении в полном грузу 547 тонн грузоподъемность по рыбопродукции состав ляет всего 100—130 тонн. Кстати сказать, из-за этого средние траулеры не имеют возможности уходить от плавучих баз на значительное рас стояние, вынуждены сдавать на них рыбу, попол нять запасы. * А ведь корабли оснащаются новой промысло вой техникой, повышающей производительность н улучшающей условия -труда, на кораблях уста навливаются новые радионавигационные прибо ры, механизмы для переработки улова. Кажется, дело может дойти до того, что траулер сумеет принять на борт немного полезного груза. Есть ли выход из этого положения? Есть! Коллектив нашего завода уже в нынешнем году стал применять для изготовления надстройки и ходовой рубки впервые в СССР на промысловых судах легкие алюми ниево-магниевые сплавы, вместо листовой и угловой стали. Эти сплавы в три раза легче стали. Кро- в весе, благодаря облегченной над стройке, перемещается, естественно, книзу и центр тяжести судна, что повышает его остойчивость. Новые материалы применяются также и длл изоляции помещений. Вместо сравнительно тяже лых и толстых асбодревесных плит, используется стекловолокно и другие синтетические материалы, выпускаемые химической промышленностью нашей страны. С. СТРАШУН, инженер завода «Ленинская кузница». г. Киев. ме выигрыша Прививать школьникам любовь имореной професи В соответствии с законом, принятым сессией Верховного Совета СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», в подшефной тралово му флоту средней школе № 4 идет подготовка к реорганиза ции ее в среднюю общеобразо вательную трудовую политех ническую школу с производст венным обучением (11 -летняя школа). В связи с этим управлением флота совместно с гороно, шко лой и профсоюзной организаци ей были решены основные во просы, связанные с подготовкой к производственному обучению учащихся, а именно: определе ны три специальности, которым будут обучаться учащиеся 9— 11 классов — машинисты 1 клас са, мотористы 1 класса и сле сари-токари. Установлена фор ма обучения (индивидуально- бригадная), выделено и закреп лено необходимое количество рабочих мест для производст венного обучения учащихся на судах и в береговых бригадах. Из состава инженерно-техни ческих работников флота было выделено два человека на по стоянную преподавательскую работу для практического обу чения учащихся 9—11 классов. Д ля р еш е н и я в о п р о с о в , с в я - ванных с п р о и з в о д с т в е н ны м обучением , н а у ч н о - т е х н и ч е с к им с о в е том вы д е л е ны о т в е т с т в е н ны е р а б о т н и к и . В январе 1961 года 15 уча щихся десятого класса прошли производственную практику в береговых бригадах тралового флота. Затем все учащиеся бы ли распределены на три груп пы и направлялись поочередно на траулер «Кола» для знаком ства с работой действующих установок. 2 нюня 1961 года учащиеся после прохождения производ ственной практики успешно сдали экзамены, и сейчас они пойдут в плавание на промыс ловых траулерах. Нами, совместно с руководст вом школы, разработан пяти летний план производственного обучения на 1961 —1965 гг. План утвержден органами на родного образования. Предус матривается выделение инст руктора по производственному обучению. За счет оборудова ния со списанных траулеров пополняется кабинет паровых машин балластным насосом, пародинамо без генератора, с предварительной вырезкой ча сти цилиндров и золотниковых коробок для того, чтобы иметь возможность рассматривать устройство механизмов. Будут переданы другие детали. При нимаются меры к обеспечению мастерских необходимым ин струментом и пособиями. Партийный комитет флота на одном из своих заседаний рас смотрел и утвердил план ме роприятий по выполнению по становления бюро ГК КПСС и горисполкома «О производст венном обучении учащихся на 1961—65 гг. на предприятиях и в школах города». В этих ме роприятиях предусмотрено ус тановить более тесную связь производства со школой и улуч шить дело постановки колнтек- нического обучения. Шефствующие над отдельны ми классами промысловые эки пажи оказывают помощь пре подавателям в воспитании уча щихся. В период стоянок в пор ту посещают школу, а ребята, в свою очередь, бывают на трау лерах, у своих шефов. Практи куется чтение лекций, докладов для учащихся и учителей школ по вопросам работы флота, об опыте работы лучших экипа жей, передовиков производства; проводятся вечера встреч уча щихся со старейшими капита нами и передовиками производ ства — ударниками коммуни стического труда. В целях привития ребятам любви к флоту, к морским про фессиям мы намерены органи зовать беседы по классам с рассказом о профессиях: меха ника и кочегара, штурмана и матроса и т. д. Одновременно с этим будут проводиться сов местные спортивные игры, ве чера отдыха, диспуты, чита тельские конференции. Препо даватели школы будут читать лекции на кораблях, в берего вых организациях, оказывать помощь морякам-заочникам, учащимся старших классов. При 4-й школе начнет свою работу с нового учебного года клуб «Юных капитанов», где учащиеся будут знакомиться с основами морского дела и прак тики. По просьбе подшефной школы заказаны квалификаци онные свидетельства, которые будут выдаваться учащимся, прошедшим теоретическое и практическое обучение по из бранной ими специальности. Все мероприятия, проводи мые нами совместно с дирекци ей школы № 4, позволят со здать необходимую техниче скую базу для успешного ук репления связи школы с жиз нью. А. КИРЬЯНОВ, замести* тель начальника отдела кадров по производст венно-техническому обу чению. А потом и по маленькой сооб разим, настроение поднимем... Но чаще всего были слышны совсем другие разговоры. — За город бы сейчас... — Подходи часика через два на вокзал, сядем на электрич ку и — в Шонгуй... Люди строили планы на суб боту и воскресенье. Давайте же оставим этих двух толстяков, что решили провести свое субботнее время за кружкой пива и бутылкой водки, и посмотрим, как отды хали труженики бассейна. Многих из них мы встрети ли в этот день в кинотеатрах, во Дворце культуры имени С. М. Кирова, на разъезде Вы ходной, в Шонгуе... Мореходчики, курсанты сред него мореходного училища, з а няли все близлежащие «высо ты» на крышах сараев и заго рали. А что это за люди, одетые в телогрейки? В сапогах, с лы жами и удочками в руках, они прячутся в тени большого жилого дома по улице Красно армейской. Подходим ближе, узнаем зна комые лица. Ристлакки, Попов, Слиикнн, Зайцев и другие ра ботники управления тралового флота. — Вы что, лето собрались пугать? — спрашиваем у них. — Нет, на рыбалку, на озера и с ночевкой, ждем машину, — отвечают рыболовы. А в это время на площадке перед Домом междурейсового отдыха идут жаркие волейболь ные встречи. Желающих так много, что играют «на вылет». Проигравшая команда выбыва ет из игры, и ее место занима ют новые люди. Рядом под грибком располо жилась группа мамаш с малы шами. Коляски выстроились в ряд. словно на параде. Площадку кругом обступили болельщики. Они критически оценивают каждый удар. Мож но подумать, что это, по мень шей мере, мастера спорта. Но вот одни из них сам становит ся к сетке. Удар! И мяч проле тает мимо. Моряки весело смеются. — Это тебе не языком тре пать! В волейболе тоже сно ровка нужна. Чуть в стороне идет ожив ленная беседа. Прислушиваюсь. Рассказывает высокий, строй ный молодой человек о спор те, о своих успехах. Его рас сказ я записал почти дословно в целях, так сказать, агитации за спорт. Вот он. Года четыре назад, когда я учился в мореходке, подходит ко мне наш комсорг и говорит: «Скоро соревнования, надо по стоять за честь училища». И включил меня, ссылаясь на мои длинные ноги, в сборную лег коатлетов. Уже на первых тренировках я добился неплохих результа тов. В отношении ног природа меня действительно не обидела. Помню, курсанты смеялись: «Твои ходули бы землемеру, а они по ошибке моряку доста лись, пропадают зря». До училища спортом зани мался от случая к случаю. По мню о своем увлечении бегом в десятом классе. В это время у нас в доме по утрам все без исключения занимались физиче скими упражнениями. Отец, кряхтя, делал приседание, мать совершала глубокие вдохи и выдохи, свидетельствовавшие, что ей предстоит идти на ры нок за покупками. Бабушка, яростная противница физкуль- туры, усердно молилась. Она была близорука и не замеча ла, что перед ней в углу не Иисус Христос, а Иван Поддуб- ный. Я аккуратно, в одно и то же время, устраивал пробежку до крайнего дома на нашей улице. Наверное, ни за что на свете не делал бы этого, если бы в награду за увлечение спортом не видел в это время в окне второго этажа очаровательную ^ девушку, которая дарила мне улыбки. Спустя несколько лет, когда обладательница этих улыбок стала моей женой, спорт, каза лось. потерял для меня всякое «прикладное» значение. Но это только казалось. Теперь, выйдя на беговую д о рожку, я, может быть, впервые почувствовал то, что испытыва ет спортсмен, а не безумно влю бленный юноша. Спорт сейчас прочно вошел в наш быт. «Наш» потому, что жена тоже посещает стадион или Дворец спорта, хотя ей приходится возить с собой дет скую коляску. Пока сын вы полняет свое классическое уп ражнение с соской, мать успе вает поиграть в волейбол. Физкультура — хороший от дых... Но оставим рассказчика. — На площадке уже собралось человек двести. Стало тесно. Тогда девушки и юноши заняли проезжую часть улицы, благо движение к вечеру почти замер ло. На середине улицы оказал ся и стол для игры в настоль ный теннис. До поздней ночи слышался задорный .смех, продолжались игры... Нет, не градусы являют ся носителями веселья, не они поднимают настроение, а сами люди, хорошие, жизнерадост ные! Кто-то из жильцов включил *проигрыватель, и в прохладном ночном воздухе как-то особен но задорно и весело звучала популярная песенка: У каждой работы имеется срок, Суббота, суббота, хорошенький денек... Под эту песню люди расхо дились по домам, чтобы в вос кресенье снова выйти на спорт площадки, отправиться в лес, на рыбалку... Одним словом, хорошо отдыхать. В. ЕВГЕНЬЕВ. ПРОГНОЗ ПОГОДЫ * НА 40—12 ИЮНЯ ПО БАРЕНЦЕВУ МОРЮ Ветер юго-западный, западный, на крайнем севере моря — северо- восточный. 4—5 баллов, местами дождь, туман. Температура возду ха 4 — 8 градусов. На крайнем се вере — плюс 2 — плюс 4 градуса» ПО ПОБЕРЕЖЬЮ МУРМАНА Ветры юго-западные, западные, временами северные, 4—5, места ми 6 баллов. Временами морось, туман. Температура воздуха ночью плюс 4 — плюс 8 , днем плюс 12 — плюс 16 градусов. БЮРО ПОГОДЫ. ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОДПИСКА НА БАССЕЙНОВУЮ ГАЗЕТУ «РЫБНЫЙ МУРМАН» ка второе полугодие 1961 года. Подписная плата на в месяцев — 1 руб. 14 коп. Подписка принимается во всех отделениях «'Со юзпечати» и общественными уполномоченными на предприятиях и кораблях. И. о. редактора 11. А. БЫСТРОУМОВ. Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, от», секретарь^ отделы культуры ■ быта, писем — АТС рыбного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33, бухгалтерия—-3-96, редактор — 20-99. Типография сПолярная правда*. Зак . 2789 Тир. 5512. ПН 04825 • j
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz