Рыбный Мурман. 1961 г. Июнь.

с * г Опыт работы моряков СРТ№441 на траловом лове Хорошо работает на траловом | промысле в Баренцевом море эки­ паж СРТ-441. Задание в первом рейсе он выполнил на 107 процен­ тов, успешно завершил и второй рейс. Как в том, так и в другом рейсах моряки СРТ-441 оказались победителями в парном социали­ стическом соревновании с экипа­ жем СРТ-849. Победа не пришла сама по се­ бе, она была завоевана в преодо­ лении целого ряда трудностей и прежде всего, благодаря повыше­ нию эффективности работы орудий лова и улучшению промыслового режима. На СРТ-441 хорошо зна­ ют, что успешный лов зависит ог качества подготовки к рейсу, от правильности вооружения трала и точности выполнения требований промыслового судовождения. Именно потому, что экипаж СРТ-441 уделяет первостепенное внимание этим важным вопросам, он добился высоких показателей в своей промысловой деятельности. СРТ-441 не выходит в рейс, по­ ка все его заявки на снабжение не будут удовлетворены. Капитан тов. Бондарь обязывает вахтенных штурманов следить за ходом и сроками выполнения заявок. В случаях задержек немедленно че­ рез диспетчера докладывает на- начальнику управления или его заместителю. Поэтому на СРТ-441 нет случаев нехватки в рейсе ни промыслового, ни другого снаря­ жения. Во время перехода на промысел производится проверка рабочих тралов и подготовка запа сш х ча­ стей и западного вооружен ля к ним, проверяются марки на вее­ рах, если в предыдущем рейсе пы­ ли крупные задевы или один ваер относительно другого имел боль­ шую на!рузку и мог вытянуться. При проверке размеров трала, который был в эксплуатации, трал­ мейстерский состав СРТ-441 обра­ щает внимание на соответствие размеров носового и кормового крыльев, на деформацию траловых частей. Проверяются голые концы грунтропов, топенантов и подбор, положение привязок грунтропиых цепок к нижней подборе. Если го­ лые концы одного из крыльев вы­ тянулись, то ;они выравниваются, а при небольшой деформации (до 15—20 см) на более короткие кон­ цы ставятся чекели. Сетные части проверяются на перекос. Если он достигает более 10 процентов, то такие части заменяются запасны­ ми. Новый трал вооружается в том случае, если старый имеет большую деформацию или сильно изношен. Чтобы оснастить и вооружить новый трал, тралмейстер тов. Лес- кович сначала проверяет, нет ли в размерах отклонений от чертежа 23-метрового трала, которым СРТ- 441 работает. Делается это для то­ го, чтобы в случае плохих уловов не искать причину их в неправиль­ ности постройки трала, а искать ее в оснастке подбор, вооружений грунтропов, кабелей, клячевок, распорных досок или даже в тех­ нике траления. Вооружению грунтропов моряки СРТ-441 уделяют серьезное внима­ ние. Загрузка их производится в зависимости от грунтовых условий и глубины мест лова. В первых двух рейсах СРТ-441 работал на нормальных грунтах и глубинах от 220 до 330 метров, имея одну и ту же оснастку грунт­ ропов (рис. № 1), регулируя дав­ ление трала на грунт длиной вае- ров. Когда в ходе траления глу­ бина увеличилась и по положению ваеров замечалось, что трал идет, отрываясь от грунта, коли icctpo вытравленных ваеров тоже увели­ чивалось, обычно на одну кмрку (50 метров). При уменьшении и у - бины, если при подъеме трата за­ мечали, что он идет с большим давлением на грунт, в трал попа­ дают камни, глина, губка, донные непромысловые организмы (звез­ ды, крабы), то количество ваеров уменьшалось до двух марок. Положение нижней подборы от­ носительно грунта моряки СРТ- 441 еще определяют по степени подтирания металлических бобин- цев (блеску их) и в зависимости от этого облегчают или утяжеляют крыловые грунтропы. Так, напри­ мер, с переходом на работу тралом с глубин 220—250 метров на глу­ бину до 300—330 метров эагр/зкя крылового грунтропа, показписго на рис. № 1, оказалась недост «точ­ ной. Концевые бобинцы крьпьев и бобинец клячевки имели очечь уз­ кий венец подтирания (блеск) или вовсе его не имели. Следователь­ но, крылья трала шли не близко к грунту, а отрывались от него, улов снижался. Поэтому, чтобы прижать крыло к грунту, решили к нижним концам клячевок прикрепить гр>з по 11 кг. И это исправило положе­ ние. Грунтропы стали идти по грунту, и подъемы увеличились с 0,3—0,5 тонны до 0,8—1,0 тонны, то есть в два раза. Эффективность траления на СРТ-441 повышают также посто­ янным наблюдением за скоростью хода судна с тралом и положени­ ем ваеров. Бывает так, что во время трале­ ния произойдет отрыв одной, а то и обеих траловых досок от грунта. Происходит уменьшение горизон­ тального раскрытия трала, трал идет над грунтом в перекошенном виде. У лов при таком тралении не­ избежно снизится. Чтобы избежать этого, вахтенный штурман на 3 минуты снижает ход судна до ма­ лого и, когда траловые доски сно­ ва опустятся на грунт, машине дается установленное в начале траления число оборотов. СРТ-441 приходится прибегать к этому методу в связи с тем, что траловые овальные доски, изготов­ ленное в 1961 году, имеют недо­ статочную килевую загрузку и на глубинах свыше 280 метров рабо­ тают весьма неустойчиво. Одним из способов увеличения I уловов является и регулирование длины кабелей. Если в первом рей­ се СРТ-441 ставил на трал кабели длиной 40 и 50 метров, то во вто­ ром рейсе, следуя примеру СРТ- 217, 834 длину их увеличил до 60 метров. Увеличилась плошадь об­ лова. Насколько повысились уловы в сравнении с судами, работающи­ ми с кабелями пятидесятиметро­ выми, сказать-трудно. Однако сде­ лать можно определенный вывод, что на значительных глубинах при длине кабелей в 60 метров ниж­ няя подбора трала подошла ближе к гру4 ту . чем при длине кабелей в 50 метров. Вполне понятно, что и улов стал выше, если благоприят- ств'члли rpyHTOFbie условия. Поэ­ тому СРТ-441 практикует примене­ ние 50-метровых кабелей на глу­ бинах до 280 метров и 60-метровых кабелей на глубинах свыше 280 метров. Много внимания судоводители СРТ-441 уделяют счислениям и оп­ ределениям мест лова по астроно- мчче :чим наблюдениям, пеленга­ ции радиомаяков и соседних судов. Они знают, что успех промысла во многом зависит от того, как точно определяются сносы под влиянием течения и ветра, насколько верно будут проходить траления по ме­ стам скопления косяков рыбы, их курсы. На курсах траления отмеча­ ются изменения глубин, рельефа дна, на каком расстоянии по кур­ су, какими судами и какие подъ­ емы рыбы производились, какой последующий курс был выбран ко­ раблем, поднявшим хороший улов. Все эти факторы капитан тов. Бондарь учитывает, анализирует и затем определяет наиболее выгод­ ный курс работы с тралом в дан­ ном районе, имея хороший улов и наименьшие повреждения трала. Он следит за тем, чтобы вахтен­ ные штурманы при ходе с тралом не отклонялись от выбранного кур­ са, а с понижением уловов опреде­ ляет, какими курсами ходят суда, имеющие успех в данном районе промысла, и своевременно перест­ раивает свою работу. С тралом на СРТ-441 ходят обычно по 3 часа и изменяют про­ должительность траления только на задевистых грунтах, доводя ее до двух часов. Чтобы меньше из­ нашивать двухрядный мешок при продолжительных тралениях, трал­ мейстер А. В. Лескович внутрь его по топенантам подвязывает 16 кухтылей: 8 из них в кутке от де- лежного стропа и 8 от него по бо­ ковым швам, один от другого на расстоянии одного метра. К ниж­ ней пластине, кроме фартуков из траловой дели, прикрепляет до 3-х скотских шкур. Зл состоянием трала следят все, работающие на вахте: и помощник тралмейстера, и вахтенный штур­ ман, и матросы. Замеченные де ­ фекты немедленно устраняются. На каждой вахте есть закреплен­ ные матросы, которые обязаны проверять состояние привязок грунтропных цепок, затягивание болтов в чекелях, работу вертлю­ гов. Чинку трала освоили еще не все. В свободное время от работы с тралом и уборки рыбы тралмей­ стер Лескович учит методам чинки не только своих помощников, но и матросов. Он поставил перед собой задачу обучить в ближайшее вре­ мя всех матросов ремонту трала при небольших повреждениях.в Умелой эксплуатацией промена- ряжения СРТ-441 добился эконо­ мии как в первом, так и во вто­ ром рейсах. По отдельным частям трала срок износа продлен более чем в два раза. Например, трало­ вый мешок при норме износа 150 часов траления на СРТ-441 в пер­ вом рейсе отработал 208 часов, во втором — 126, а всего — 334 ча­ са. Срок износа трала увеличен в 1,5 раза. В создании экономии промена- ряжения тов. Лескович проявляет инициативу, не считается с допол­ нительными затратами труда. Уви­ дев на базе в Тюва-губе капроно­ вую дель, списанную в утиль из- за больших порывов, он выписал ее на корабль. Здесь он 'эту дель отремонтировал и изготовил из нее замечательный капроновый мешок. Так тралмейстерский состав СРТ- 441 борется за снижение расхсдов тралового снаряжения. На СРТ-441 не все матросы ра­ нее работали с тралом. Впервые вышли на траловый лов матросы Воропай и Гунин. Трудно было сначала, но товарищи помогли им освоить специальность матроса ры­ боловного траулера. В первые дни, не зная названий деталей трала и грузоподъемных средств, они пу­ тались в выполнении отдельных операций, но благодаря упорному труду быстро овладели техникой спуска и подъема трала и теперь стремятся к тому, чтобы хорошо освоить технику обработки рыбы и стать полноценными матросами ко­ рабля. Замечательно трудятся на СРТ- 441 матросы коммунисты тт. Клю­ чевский, Филиппов, а также тт. Черезов и Туннин, третий помощ­ ник капитана комсомолец Корот­ ков, второй штурман Миловицкий, радист Фролов, второй механик Лфсничев. Они нередко проявляют собственную инициативу, расто­ ропность и смекалку. Тралмейстерский состав СРТ-441 свою работу строит так, чтобы иметь минимум непроизводитель­ ных потерь промыслового време­ ни. С этой целью, кроме быстрого и высококачественного ремонта тралов, готовится запасное пром- снаряжение к ним. Например, что­ бы замена изорванного или изно­ шенного тралового мешка занима­ ла меньше времени, тралмейстер Лескович со своими помощниками Максимовым и Малининым вооэу- жают полностью запасной меаюч, ко~срый подвешивается к вантам правого борта. В любой момент его можно быстро поставить к тралу, стоило только его прияче- ить. Для эадевистфго грунта на СРТ-441 подготовлен комплект за­ пасных грунтропов (рис. № 2). Этот грунтроп облегчен и имеет бо­ лее длинные грунтропные цепни, } чем грунтроп, находящийся в экс- j плуатации. Указанные мероприя- \ тия улучшают промысловый ре- j жим, снижают затраты времени на j постановку нового трала в случа­ ях аварий и больших поврежде­ ний. Экипаж СРТ-441 не пренебрега­ ет опытом и других кораблей сель­ дяного флота. Узнав, что на СРТ- 182 выборку ваеров производят несколько иначе, чем на СРТ-441, и результаты траления лучше, ка­ питан тов. Бондарь применил этот метод выборки ваеров и на своем корабле. Сущность его заключает­ ся в следующем. Чтобы предотвра­ тить возможный выход рыбы из мешка в момент отрыва траловых досок от грунта, выбирают около ста метров ваеров при самом ма­ лом или малом ходе судна, а за­ тем снова выборку ваеров продол­ жают при застопоренной машине. Благодаря этому приему, рыба »э мешка не выталкивается инерци­ онными силами и не выходит из трала. Таким образом, повышают­ ся результаты каждого траления. Бесперебойную работу промыс­ ловых и всех механизмов корабля, не считаясь со временем, обеспе­ чивает машинная команда .под ру­ ководством старшего механика тов. Самсонова. На СРТ-441 не было ни одного случая потерь про­ мыслового времени из-за механи­ ков. Профилактический ремонт, осмотр тормозных лент, затягива­ ние гаек болтов, выбирание слаби­ ны подшипников, как правило, про* изводятся ежедневно. Немало ремонтных работ по ме­ ханизмам было сделано силам* машинной команды. Как-то в рей« се в дизель-динамо № 2 лопнули цилиндровые втулки, требовался заводской ремонт. Но механики этого не допустили, произвели за­ мену втулок при тралении. Вторым механиком тов. Афоничевым и старшим механиком тов. Самсоно­ вым была перемотана электромаг­ нитная катушка реле первичного шага автомата траловой лебедки* Не было потеряно ни одной мину­ ты промыслового времени. Старший механик тов. Самсонов каждый раз при выходе 0 рейс внимательно наблюдает за работой механизмов, делает тщательный осмотр их. Например, в начале второго рейса, проверяя дизель- динамо № 1, он обнаружил тре­ щину в одном из подшипников* Подшипник заменили. Так предот­ вратили аварию траловой лебедки и возможный срыв рейса. Экипаж СРТ-441, вступив в со­ циалистическое соревнование за досрочное выполнение плана тре­ тьего года семилетки, взял обяза­ тельство бороться за звание экипа­ жа коммунистического труда. Нет сомнения в том, что моряки СРТ-» 441 умножат свои усилия, чтобы достойно встретить XXII съезд Коммунистической партии. И. АХЛЫНОВ, ниженер-на- ставннк по добыче рыбы. - •' 'Oil i гЩ ' I Ц ентрдодн&и грунтроп Ц е н т р а л б н Ь /и гр у н т р о п *т роб_ tipbi/ioSou грунтроп Рис. н / Воорумюние гоунтропоб мж СР/П 4 4 / , Эля нормалйнд/х грунтоб Ф ЛФ+таллиу+аши Q 5*/>езо$ё*и чугунная мятуш^а с цйпхои St 5 М . НрЬмо&ои грунтроп Рас. * 2. Запасные грун/тумпй/ на CfifTf 4 4 / для зоде&ие/пй/х уоунтоб CD меангллит енш 4о6и***ц d * 4GOнм 0 | ptsuHoiAit* М и н ец . { у у и у ц м ц » цепмт 2 , 5 / г г . «РЫБНЫЙ МУРМЛН» | 3 стр. 8 июня 1961 г. J L

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz