Рыбный Мурман. 1961 г. Июнь.
с * г Опыт работы моряков СРТ№441 на траловом лове Хорошо работает на траловом | промысле в Баренцевом море эки паж СРТ-441. Задание в первом рейсе он выполнил на 107 процен тов, успешно завершил и второй рейс. Как в том, так и в другом рейсах моряки СРТ-441 оказались победителями в парном социали стическом соревновании с экипа жем СРТ-849. Победа не пришла сама по се бе, она была завоевана в преодо лении целого ряда трудностей и прежде всего, благодаря повыше нию эффективности работы орудий лова и улучшению промыслового режима. На СРТ-441 хорошо зна ют, что успешный лов зависит ог качества подготовки к рейсу, от правильности вооружения трала и точности выполнения требований промыслового судовождения. Именно потому, что экипаж СРТ-441 уделяет первостепенное внимание этим важным вопросам, он добился высоких показателей в своей промысловой деятельности. СРТ-441 не выходит в рейс, по ка все его заявки на снабжение не будут удовлетворены. Капитан тов. Бондарь обязывает вахтенных штурманов следить за ходом и сроками выполнения заявок. В случаях задержек немедленно че рез диспетчера докладывает на- начальнику управления или его заместителю. Поэтому на СРТ-441 нет случаев нехватки в рейсе ни промыслового, ни другого снаря жения. Во время перехода на промысел производится проверка рабочих тралов и подготовка запа сш х ча стей и западного вооружен ля к ним, проверяются марки на вее рах, если в предыдущем рейсе пы ли крупные задевы или один ваер относительно другого имел боль шую на!рузку и мог вытянуться. При проверке размеров трала, который был в эксплуатации, трал мейстерский состав СРТ-441 обра щает внимание на соответствие размеров носового и кормового крыльев, на деформацию траловых частей. Проверяются голые концы грунтропов, топенантов и подбор, положение привязок грунтропиых цепок к нижней подборе. Если го лые концы одного из крыльев вы тянулись, то ;они выравниваются, а при небольшой деформации (до 15—20 см) на более короткие кон цы ставятся чекели. Сетные части проверяются на перекос. Если он достигает более 10 процентов, то такие части заменяются запасны ми. Новый трал вооружается в том случае, если старый имеет большую деформацию или сильно изношен. Чтобы оснастить и вооружить новый трал, тралмейстер тов. Лес- кович сначала проверяет, нет ли в размерах отклонений от чертежа 23-метрового трала, которым СРТ- 441 работает. Делается это для то го, чтобы в случае плохих уловов не искать причину их в неправиль ности постройки трала, а искать ее в оснастке подбор, вооружений грунтропов, кабелей, клячевок, распорных досок или даже в тех нике траления. Вооружению грунтропов моряки СРТ-441 уделяют серьезное внима ние. Загрузка их производится в зависимости от грунтовых условий и глубины мест лова. В первых двух рейсах СРТ-441 работал на нормальных грунтах и глубинах от 220 до 330 метров, имея одну и ту же оснастку грунт ропов (рис. № 1), регулируя дав ление трала на грунт длиной вае- ров. Когда в ходе траления глу бина увеличилась и по положению ваеров замечалось, что трал идет, отрываясь от грунта, коли icctpo вытравленных ваеров тоже увели чивалось, обычно на одну кмрку (50 метров). При уменьшении и у - бины, если при подъеме трата за мечали, что он идет с большим давлением на грунт, в трал попа дают камни, глина, губка, донные непромысловые организмы (звез ды, крабы), то количество ваеров уменьшалось до двух марок. Положение нижней подборы от носительно грунта моряки СРТ- 441 еще определяют по степени подтирания металлических бобин- цев (блеску их) и в зависимости от этого облегчают или утяжеляют крыловые грунтропы. Так, напри мер, с переходом на работу тралом с глубин 220—250 метров на глу бину до 300—330 метров эагр/зкя крылового грунтропа, показписго на рис. № 1, оказалась недост «точ ной. Концевые бобинцы крьпьев и бобинец клячевки имели очечь уз кий венец подтирания (блеск) или вовсе его не имели. Следователь но, крылья трала шли не близко к грунту, а отрывались от него, улов снижался. Поэтому, чтобы прижать крыло к грунту, решили к нижним концам клячевок прикрепить гр>з по 11 кг. И это исправило положе ние. Грунтропы стали идти по грунту, и подъемы увеличились с 0,3—0,5 тонны до 0,8—1,0 тонны, то есть в два раза. Эффективность траления на СРТ-441 повышают также посто янным наблюдением за скоростью хода судна с тралом и положени ем ваеров. Бывает так, что во время трале ния произойдет отрыв одной, а то и обеих траловых досок от грунта. Происходит уменьшение горизон тального раскрытия трала, трал идет над грунтом в перекошенном виде. У лов при таком тралении не избежно снизится. Чтобы избежать этого, вахтенный штурман на 3 минуты снижает ход судна до ма лого и, когда траловые доски сно ва опустятся на грунт, машине дается установленное в начале траления число оборотов. СРТ-441 приходится прибегать к этому методу в связи с тем, что траловые овальные доски, изготов ленное в 1961 году, имеют недо статочную килевую загрузку и на глубинах свыше 280 метров рабо тают весьма неустойчиво. Одним из способов увеличения I уловов является и регулирование длины кабелей. Если в первом рей се СРТ-441 ставил на трал кабели длиной 40 и 50 метров, то во вто ром рейсе, следуя примеру СРТ- 217, 834 длину их увеличил до 60 метров. Увеличилась плошадь об лова. Насколько повысились уловы в сравнении с судами, работающи ми с кабелями пятидесятиметро выми, сказать-трудно. Однако сде лать можно определенный вывод, что на значительных глубинах при длине кабелей в 60 метров ниж няя подбора трала подошла ближе к гру4 ту . чем при длине кабелей в 50 метров. Вполне понятно, что и улов стал выше, если благоприят- ств'члли rpyHTOFbie условия. Поэ тому СРТ-441 практикует примене ние 50-метровых кабелей на глу бинах до 280 метров и 60-метровых кабелей на глубинах свыше 280 метров. Много внимания судоводители СРТ-441 уделяют счислениям и оп ределениям мест лова по астроно- мчче :чим наблюдениям, пеленга ции радиомаяков и соседних судов. Они знают, что успех промысла во многом зависит от того, как точно определяются сносы под влиянием течения и ветра, насколько верно будут проходить траления по ме стам скопления косяков рыбы, их курсы. На курсах траления отмеча ются изменения глубин, рельефа дна, на каком расстоянии по кур су, какими судами и какие подъ емы рыбы производились, какой последующий курс был выбран ко раблем, поднявшим хороший улов. Все эти факторы капитан тов. Бондарь учитывает, анализирует и затем определяет наиболее выгод ный курс работы с тралом в дан ном районе, имея хороший улов и наименьшие повреждения трала. Он следит за тем, чтобы вахтен ные штурманы при ходе с тралом не отклонялись от выбранного кур са, а с понижением уловов опреде ляет, какими курсами ходят суда, имеющие успех в данном районе промысла, и своевременно перест раивает свою работу. С тралом на СРТ-441 ходят обычно по 3 часа и изменяют про должительность траления только на задевистых грунтах, доводя ее до двух часов. Чтобы меньше из нашивать двухрядный мешок при продолжительных тралениях, трал мейстер А. В. Лескович внутрь его по топенантам подвязывает 16 кухтылей: 8 из них в кутке от де- лежного стропа и 8 от него по бо ковым швам, один от другого на расстоянии одного метра. К ниж ней пластине, кроме фартуков из траловой дели, прикрепляет до 3-х скотских шкур. Зл состоянием трала следят все, работающие на вахте: и помощник тралмейстера, и вахтенный штур ман, и матросы. Замеченные де фекты немедленно устраняются. На каждой вахте есть закреплен ные матросы, которые обязаны проверять состояние привязок грунтропных цепок, затягивание болтов в чекелях, работу вертлю гов. Чинку трала освоили еще не все. В свободное время от работы с тралом и уборки рыбы тралмей стер Лескович учит методам чинки не только своих помощников, но и матросов. Он поставил перед собой задачу обучить в ближайшее вре мя всех матросов ремонту трала при небольших повреждениях.в Умелой эксплуатацией промена- ряжения СРТ-441 добился эконо мии как в первом, так и во вто ром рейсах. По отдельным частям трала срок износа продлен более чем в два раза. Например, трало вый мешок при норме износа 150 часов траления на СРТ-441 в пер вом рейсе отработал 208 часов, во втором — 126, а всего — 334 ча са. Срок износа трала увеличен в 1,5 раза. В создании экономии промена- ряжения тов. Лескович проявляет инициативу, не считается с допол нительными затратами труда. Уви дев на базе в Тюва-губе капроно вую дель, списанную в утиль из- за больших порывов, он выписал ее на корабль. Здесь он 'эту дель отремонтировал и изготовил из нее замечательный капроновый мешок. Так тралмейстерский состав СРТ- 441 борется за снижение расхсдов тралового снаряжения. На СРТ-441 не все матросы ра нее работали с тралом. Впервые вышли на траловый лов матросы Воропай и Гунин. Трудно было сначала, но товарищи помогли им освоить специальность матроса ры боловного траулера. В первые дни, не зная названий деталей трала и грузоподъемных средств, они пу тались в выполнении отдельных операций, но благодаря упорному труду быстро овладели техникой спуска и подъема трала и теперь стремятся к тому, чтобы хорошо освоить технику обработки рыбы и стать полноценными матросами ко рабля. Замечательно трудятся на СРТ- 441 матросы коммунисты тт. Клю чевский, Филиппов, а также тт. Черезов и Туннин, третий помощ ник капитана комсомолец Корот ков, второй штурман Миловицкий, радист Фролов, второй механик Лфсничев. Они нередко проявляют собственную инициативу, расто ропность и смекалку. Тралмейстерский состав СРТ-441 свою работу строит так, чтобы иметь минимум непроизводитель ных потерь промыслового време ни. С этой целью, кроме быстрого и высококачественного ремонта тралов, готовится запасное пром- снаряжение к ним. Например, что бы замена изорванного или изно шенного тралового мешка занима ла меньше времени, тралмейстер Лескович со своими помощниками Максимовым и Малининым вооэу- жают полностью запасной меаюч, ко~срый подвешивается к вантам правого борта. В любой момент его можно быстро поставить к тралу, стоило только его прияче- ить. Для эадевистфго грунта на СРТ-441 подготовлен комплект за пасных грунтропов (рис. № 2). Этот грунтроп облегчен и имеет бо лее длинные грунтропные цепни, } чем грунтроп, находящийся в экс- j плуатации. Указанные мероприя- \ тия улучшают промысловый ре- j жим, снижают затраты времени на j постановку нового трала в случа ях аварий и больших поврежде ний. Экипаж СРТ-441 не пренебрега ет опытом и других кораблей сель дяного флота. Узнав, что на СРТ- 182 выборку ваеров производят несколько иначе, чем на СРТ-441, и результаты траления лучше, ка питан тов. Бондарь применил этот метод выборки ваеров и на своем корабле. Сущность его заключает ся в следующем. Чтобы предотвра тить возможный выход рыбы из мешка в момент отрыва траловых досок от грунта, выбирают около ста метров ваеров при самом ма лом или малом ходе судна, а за тем снова выборку ваеров продол жают при застопоренной машине. Благодаря этому приему, рыба »э мешка не выталкивается инерци онными силами и не выходит из трала. Таким образом, повышают ся результаты каждого траления. Бесперебойную работу промыс ловых и всех механизмов корабля, не считаясь со временем, обеспе чивает машинная команда .под ру ководством старшего механика тов. Самсонова. На СРТ-441 не было ни одного случая потерь про мыслового времени из-за механи ков. Профилактический ремонт, осмотр тормозных лент, затягива ние гаек болтов, выбирание слаби ны подшипников, как правило, про* изводятся ежедневно. Немало ремонтных работ по ме ханизмам было сделано силам* машинной команды. Как-то в рей« се в дизель-динамо № 2 лопнули цилиндровые втулки, требовался заводской ремонт. Но механики этого не допустили, произвели за мену втулок при тралении. Вторым механиком тов. Афоничевым и старшим механиком тов. Самсоно вым была перемотана электромаг нитная катушка реле первичного шага автомата траловой лебедки* Не было потеряно ни одной мину ты промыслового времени. Старший механик тов. Самсонов каждый раз при выходе 0 рейс внимательно наблюдает за работой механизмов, делает тщательный осмотр их. Например, в начале второго рейса, проверяя дизель- динамо № 1, он обнаружил тре щину в одном из подшипников* Подшипник заменили. Так предот вратили аварию траловой лебедки и возможный срыв рейса. Экипаж СРТ-441, вступив в со циалистическое соревнование за досрочное выполнение плана тре тьего года семилетки, взял обяза тельство бороться за звание экипа жа коммунистического труда. Нет сомнения в том, что моряки СРТ-» 441 умножат свои усилия, чтобы достойно встретить XXII съезд Коммунистической партии. И. АХЛЫНОВ, ниженер-на- ставннк по добыче рыбы. - •' 'Oil i гЩ ' I Ц ентрдодн&и грунтроп Ц е н т р а л б н Ь /и гр у н т р о п *т роб_ tipbi/ioSou грунтроп Рис. н / Воорумюние гоунтропоб мж СР/П 4 4 / , Эля нормалйнд/х грунтоб Ф ЛФ+таллиу+аши Q 5*/>езо$ё*и чугунная мятуш^а с цйпхои St 5 М . НрЬмо&ои грунтроп Рас. * 2. Запасные грун/тумпй/ на CfifTf 4 4 / для зоде&ие/пй/х уоунтоб CD меангллит енш 4о6и***ц d * 4GOнм 0 | ptsuHoiAit* М и н ец . { у у и у ц м ц » цепмт 2 , 5 / г г . «РЫБНЫЙ МУРМЛН» | 3 стр. 8 июня 1961 г. J L
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz