Рыбный Мурман. 1961 г. Июль.

СколЬко л е т тр еске ? На палубу промыслового трау­ лера поднят богатый улов. С ве­ селым оживлением приступает команда к обработке рыбы. Один из матросов подцепил на пику ог­ ромную треску, которую еле-еле сумел подать на рыбодел. «Сколь­ ко же. интересно, такой рыбине лет?» <—■спрашивают моряки. Р» самом деле, каков предель­ ный возраст трески? И сколько лет тем экземплярам, которые обычно преобладают в уловах, именуются «ровняком»? Треска растет быстро. Молено принять, что каждый год ее дли­ на увеличивается в среднем на десять сантиметров. Таким обра­ зом. полуметровая треска имеет возраст около пяти лет. Более старшие рыбы медленнее растут в длину, но весовой их прирост, на­ против, становится с каждым годом значительнее: ведь увели­ чивается не только длина, но также высота и толщина рыбы. Поэтому за седьмой, например, год жизни треска прибавляет в весе около восьмисот граммов, а за девятый год — почти вдвое боль­ ше. Иногда, правда, очень редко, встречаются экземпляры длиною более полутора метров, в возрасте около 25 лет. Треска достигает половозре- лоети не ранее семи—восьмилет­ ием возраста, а чаще •всего на девятом—десятом году. Самцы созревают несколько раньше са­ мок. Достигнув половозрелое™, треска ежегодно уходит из Барен­ цева моря на нерест к северо-за­ падному побережью Норвегии. Главные нерестилища баренцево- морской трески расположены у Лофотенских островов, где нор­ вежцы издавна промышляют «скрэй» (так они называют поло­ возрелую треску). По плодовитости треска стоит впереди почти всех рыб: крупная самка ежегодно мечет до десяти миллионов икринок. Теплыми те­ чениями эти икринки и выклю­ нувшиеся из них рыбешки разно­ сятся во все уголки Баренцева моря. Понятио, какое жизненно­ важное значение имеет для тре­ ски миграция к побережью Норве­ гии: ведь тем самым молоди тре­ ски обеспечивается широкий раз­ нос в районы будущего откорма. Разумеется, в первый год жиз­ ни погибает подавляющее боль­ шинства икринок и мальков. Чис­ ленность каждого очередного по­ коления трески именно от того и зависит, какой процент икры и молоди уцелеет в борьбе за суще­ ствование. Например, очень бла­ гоприятные условия развития ик­ ры и молоди трески сложились в 1950 году. Тогда появилось ис­ ключительно мощное, «урожай­ ное» поколение. Достигнув про­ мыслового размера, треска этого поколения ощутимо обогатила сырьевую базу тралового промыс­ ла в Баренцевом море. Мы уже знаем, что молодая треска каждый Искажениям, припискам 30 июня состоялось совещание капитанов, механиков, штурманов и других представителей команд­ ного состава тралфлота. Совеща­ ние было созвано в связи с изда­ нием Указа Президиума Верховно­ го Совета СССР «Об ответствен­ ности за приписки и другие иска­ жения отчетности о выполнении планов». Докладчик — заместитель на­ чальника флота тов. Закурдаев и присутствующие на совещании го­ ворили о нечестном и халатном отношении к своим служебным обязанностям некоторых команди­ ров. Отдельные капитаны в море до­ пускают приписки как в суточных, так и в очередных уловах, показы­ вают неправильные подъемы ры­ бы. При сдаче рыбы в порту ее оказывается нередко меньше. Так, в мае рыбы оказалось мень­ ше у «Миргорода» — на 338 центнеров, у «Шилки» — на 432 центнера. Вместе с тем на 20 ию­ ня был положительный корректив из-за того, что некоторые капита­ ны указывали добычу меньше, чем она была фактически. Такие не­ правильные сведения, представляе­ мые отдельными руководителями судов, дезорганизуют большинство судоводителей, наносят большой вред флоту. Некоторые капитаны и старшие механики при оформлении актов окончания междурейсового ремон­ та оставляют незаполненной гра­ фу срока окончания ремонта по графику Пользуясь этим, отдель­ ные прорабы судоремонтного за­ вода № I проставляют такие сро­ ки окончания ремонта, которые их больше устраивают. На основании этих данных траловый флот вы­ плачивает заводу премии, хотя ра­ боты на самом деле были произве­ дены несвоевременно. Такие слу­ чаи допускались на траулерах «Та­ гил». «Петрозаводск», «Ветлуга»,* «Дагестан», «Джугба» и других. Только на траулере «Джугба» в прошаом году было подписано 11 актов за досрочное выполнение ремонтных работ и уплачено 1453 рубля премии, хотя факты не со­ ответствовали действительности. При рассмотрении результатов работы траулера «Поллукс» на балансовой комиссии выяснилось. Газета выходит по вторникам» четвергам и субботам нет “Т что себестоимость здесь завышена за счет ремонта. Междурейсовые стоянки увеличены из-за задержки заводом в ремонте, а командование корабля подписывало документы заводу за досрочное окончание ре­ монта. В результате в первом квартале по ремонту перерасходо­ вано 5200 рублей, а сверхплановый убыток составил 13,5 тысячи руб­ лей. На ряде кораблей допускается бесхозяйственность. Некоторые ка­ питаны, их старшие помощники и другие командиры еще не научи­ лись считать народную копейку, бережно относиться к расходова­ нию государственных средств. В результате бесконтрольности фи­ нансовые показатели оказываются неудовлетворительными. На трау­ лере «Красногварденск» (капитан тов. Строкин) нередко выдают не­ правильные документы при полу­ чении льда в Тюка-губе. Получа­ ют льда 25 тонн, а документы под­ писывают на 30 тонн. Такие фак­ ты допускаются и на ряде других судов. На траулере «Гродно» в акте инвентаризации был показан оста­ ток угля 15 тонн Фактически его оказалось 180 тонн. И этот акт был подписан старшим помощни­ ком тов. Григорьевым и утвержден капитаном тов. Щукиным. На совещании указывалось, что иногда допускаются приписки на отгулы за выходные дни. Не искоренилась на флоте по­ рочная практика приписки клас­ сности матросам. Например, капи­ тан траулера «Североморск» тов. Кельдер приписал звание матро­ сов первого класса тт. Швецу и Афанасьеву, хотя им эта квалифи­ кация не присвоена. На совещании приводились и другие факты бесхозяйственности, нечестного, недобросовестного от­ ношения к своим обязанностям не­ которых командиров кораблей. Отмечалось также, что рыбоком­ бинат иногда умышленно занижа­ ет сортность и количество сдавае­ мой продукции. В этом деле по­ винны и сами моряки, халатно от­ носящиеся к своим обязанностям, пустившие разгрузку на самотек. На флоте объявляется реши­ тельная борьба с приписками, со всякими злоупотреблениями и искажениями отчетности. год вырастает примерно на 1 0 — 12 см.; таким образом, эк­ земпляры поколения 1950 года стали «ровняком» в 1954— 1956 годах. Именно в этот период тра­ ловый флот промышлял особенно успешно, с максимальной произ­ водительностью. > Мы знаем также, что треска становится половозрелой чаще всего в возрасте, около десяти лет. Треска поколения 1950 года и сейчас пополняет нерестовое ста­ до впервые созревающими экзем­ плярами. Поэтому подходы нере­ стовой трески к берегам Норвегии делаются более мощными. Весной текущего года норвежские рыба­ ки иромышляли половозрелую треску (скрэй) исключительно удачно. У Лофотенских островов за последние пятнадцать лет не было таком высокого вылова скрэй на одного рыбака. В районе других нерестилищ норвежский промысел скрэй так­ же развивался успешно. Добыча ее у Финмаркена возросла на 17 процентов, у Тромсе — на 12, у Лофотен — на 11 процентов, а у Мере и 1'омсдаль несколько сни­ зилась. Такое смещение зоны массово­ го нереста к северу — факт, бла­ гоприятный для советского рыбо­ ловства. Весною текущего года больше отнерестовавшейся трески пошло в южную часть Баренцева моря, по Нордкапской ветви теп­ лого течения. В мае у побережья Мурмана крупная отнерестив­ шаяся треска составляла замет­ ную часть, а иногда и основу тра­ ловых уловов. В июне она появи­ лась и в районах открытого моря — на Мурманской банке, на Мур­ манском мелководье и его север­ ном склоне. Во второй декаде июня экспедиционный корабль ПИНР0 «Персей-2», совершая поисковый рейс, обследовал Севе- ро-Центральный район. Нам уда­ лось добиться успеха: отдельные подъемы достигали полутора-двух тонн. Был поставлен буй, и вско­ ре в Северо-Центральном районе собралась группа промысловых траулеров. Они работали с пере­ менным успехом, в среднем не хуже, чем в других районах юж­ ной части моря. Особенно охотно использовали Северо-Централь­ ный район архангельские промыс­ ловики. Вслед за крупной половозрелой треской туда подошла и ровная. Ее появление сделало промысел более устойчивым. Существенная роль, которую отперестовавшаяся треска сыгра­ ла в мае и июне, характерная особенность текущего года. Сле­ дует, однако, помнить, что круп­ ная треска может обеспечить только кратковременный, эпизо­ дический промысел. Ее концен­ трации, как правило, разрежен­ ны, подвижны, нестойки, срав­ нительно слабо связаны с придон­ ными слоями. Кроме того, поло­ возрелая треска почти на полгода покидает Баренцево море. Осно­ вой нашего промысла всегда оста­ нется ровная треска (преимуще­ ственно 40—70 см длиной). Но в отдельные сезоны, особенно во время массовой миграции на не­ рестилища или обратно, полово­ зрелая треска иногда, может слу­ жить существенным подспорьем для промысла. Ее вылов позво­ ляет повысить заготовку «све­ жья», клипфиска, консервов. К. КОНСТАНТИНОВ, заведующий лабораторией донных рыб ПИНРО, канди­ дат биологических наук. Наша п о ч т а За июнь редакция получила 202 письма. Как обычно, в своих письмах наши читатели и рабочие коррес­ понденты сообщают о самом глав* ном, самом сокровенном к жизни их коллективов и товарищей по работе. Сейчас, в период развер­ нувшегося социалистического со­ ревнования за достойную встречу X X II съезда КПСС, в письмах со* общается о новых обязательствах, о личных подарках в честь съезда* Особенно много писем и теле- грамм поступает с кораблей о до-» срочном выполнении государст&ен-» ных планов квартала и полуго­ дия. Об этом радировали с трау­ леров «Сокол», «Шилка», «Молда­ вия» и других. Живой отклик у читателей на­ шел Указ Президиума Верховно­ го Совета СССР о награждении Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР Никиты Сергеевича Хруще­ ва третьей золотой медалью «Серп и Молот», а также о награждения большой группы рабочих, конст­ рукторов, ученых, внесших вклад в осуществление полета корабля- спутника «Восток», в освоение космоса. Газета продолжала публиковать материалы о парном соревнова­ нии, о совершенствовании его, о скоростном тралении, о разведчи­ ках будущего, о борьбе коллектив вов за честь марки мурманских предприятий. Были и критические выступле- ния в адрес нерадивых • pa6otHH- ков береговых организаций, о не* достатках в работе судоремонт-* ников, о плохом снабжении мате­ риалами бондарного завода и т . Д, За месяц послано для принятие мер 19 писем, получено ответов 13, Еще 25 апреля 1961 года в газете была опубликована корреспонден­ ция «Без кузницы, как без рук»« а 27 мая — заметка «Снова о куз- нице», где поднимался вопрос о необходимости постройки кузницы на Мурманском рыбокомбинате. Но, несмотря на неоднократные запросы редакции о принятых ме- рах, руководители рыбокомбината до сего времени отмалчиваются. В библиотеку тралового флота поступили новые книги: Я. А. Двойрин. «Современные процессы защитных покрытий в судовом машиностроении». В книге обобщены современные способы нанесения гальванических и химических покрытий на различ­ ные металлы. Приведены сведения об автоматизации контроля элект­ рохимических процессов и приме­ нения ультразвука для очистки изделий и осаждечшя металлов. А. Э. Симеон, Н. Я. Синенко, Ф. М. Маляров и др. «Испытания тепловозных и судовых дизелей Д-100». В книге описаны результаты за­ водских испытаний на стенде теп­ ловозных и судовых дизелей Д-100. Подробно проанализированы па­ раметры рабочего процесса и вли­ яние на них различных факторов. Приведены характеристики дизелей Д-100. А. М. Обермейстер и Е. В. Смир­ нов. «Комплексная механизация и автоматизация перегрузочных ра­ бот на транспорте». В брошюре рассматриваются ос­ новные пути дальнейшего разви­ тия механизации и автоматизации грузовых работ на всех видах транопорта. Даются также ряд ти­ пов погрузчиков, грейферов и бульдозеров для производства трюмных операций. П. А. Нечаев и др. «Электрона- вигационные приборы». В книге дано описание эксплуа­ тации гирокомпасов «Курс-3», «Курс-4». «Амур», одшогироскогсно- го гирокомпаса М Г К -l; лаги Л Г-25, Л ЕМ К (лаг с электромаг­ нитной компенсацией скоростного давления); немецкий лаг фирмы «Хартмани и Браун»; эхолоты «НЭЛ-4» и «НЭЛ-5». М. Г. Аврух. «Проектирование судов из пластмассы». В книге изложены некоторые вопросы проектирования, констру­ ирования и технологии постройки судов из пласггмассы. Н. В. Петровский. «Специаль­ ные вопросы теории судовых ди­ зелей». В книге даны теория и методы расчета теоретического цикла комплексного дизеля с газотурбин­ ным наддувом, изменение термоди­ намических параметров дизеля, турбины, компрессора при совме­ стной их работе на переменном режиме. Даются м е т о д ы расчета: теоретического расхода топлива, теплообмена в цилиндре двига­ теля. ' А. С. Орлин, М. Г. Круглов. «Двухтактные двигатели». В книге рассмотрены теория и расчет процессов газообмена в двухтактных двигателях, вопросы развития и совершенствования конструктивных схем и отдельных узлов этих двигателей. Рассмат­ риваются вопросы наддува, типы продувок, перспективы развития 2-тактных двигателей. «Холодильная техника». Энци­ клопедический справочник в 3-х то­ мах. Том 1. Техника производства искусственного холода. «Справочник для изобретателя я рационализатора». . 4 В справочнике имеются краткие сведения по математике, механи­ ке, электротехнике, гидравлике^ теплотехнике и другим общетехни­ ческим вопросам; освещены основ­ ные задачи и права изобретателей и рационализаторов. Г. И. Козак, А. Вангерия. «Электротехника на торговых су­ дах» (перевод с немецкого). Книга охватывает различные об­ ласти судовой электротехники, в том числе рыбопромысловых су­ дов. ПРОГНОЗ ПОГОДЫ НА 4—6 ИЮЛЯ 1961 ГОДА ПО БА Р ЕН Ц Е ВУ МОРЮ Ветры восточные, северо-восточ­ ные, 3—4, в прибрежной чаете 5—6 баллов. Местами туман; мо­ рось, температура воздуха 2—7 градусов. ПО П О Б Е Р ЕЖ ЬЮ МУРМАНА Ветры северные, северо-восточ­ ные, 5—6 баллов. Морось, темпе* ратура воздуха 7—11 градусов. . БЮ РО ПОГОДЫ. 1 И. о. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ О БЪ Я ВЛ ЕН И Е Рыбкоопу тралового флота требуются продавцы-мужчины по завозу товаров в магазины плавсостава. За справками обращаться по адресу: улица Траловая, дом № 27. Рыбкооп тралового флота. Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры ■ быта, пасем ■— АТС рыоного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33, бухгалтерия—3-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда», Зак. 3194. Тир. 4835. ПН 05326.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz