Рыбный Мурман. 1961 г. Июль.
СколЬко л е т тр еске ? На палубу промыслового трау лера поднят богатый улов. С ве селым оживлением приступает команда к обработке рыбы. Один из матросов подцепил на пику ог ромную треску, которую еле-еле сумел подать на рыбодел. «Сколь ко же. интересно, такой рыбине лет?» <—■спрашивают моряки. Р» самом деле, каков предель ный возраст трески? И сколько лет тем экземплярам, которые обычно преобладают в уловах, именуются «ровняком»? Треска растет быстро. Молено принять, что каждый год ее дли на увеличивается в среднем на десять сантиметров. Таким обра зом. полуметровая треска имеет возраст около пяти лет. Более старшие рыбы медленнее растут в длину, но весовой их прирост, на против, становится с каждым годом значительнее: ведь увели чивается не только длина, но также высота и толщина рыбы. Поэтому за седьмой, например, год жизни треска прибавляет в весе около восьмисот граммов, а за девятый год — почти вдвое боль ше. Иногда, правда, очень редко, встречаются экземпляры длиною более полутора метров, в возрасте около 25 лет. Треска достигает половозре- лоети не ранее семи—восьмилет ием возраста, а чаще •всего на девятом—десятом году. Самцы созревают несколько раньше са мок. Достигнув половозрелое™, треска ежегодно уходит из Барен цева моря на нерест к северо-за падному побережью Норвегии. Главные нерестилища баренцево- морской трески расположены у Лофотенских островов, где нор вежцы издавна промышляют «скрэй» (так они называют поло возрелую треску). По плодовитости треска стоит впереди почти всех рыб: крупная самка ежегодно мечет до десяти миллионов икринок. Теплыми те чениями эти икринки и выклю нувшиеся из них рыбешки разно сятся во все уголки Баренцева моря. Понятио, какое жизненно важное значение имеет для тре ски миграция к побережью Норве гии: ведь тем самым молоди тре ски обеспечивается широкий раз нос в районы будущего откорма. Разумеется, в первый год жиз ни погибает подавляющее боль шинства икринок и мальков. Чис ленность каждого очередного по коления трески именно от того и зависит, какой процент икры и молоди уцелеет в борьбе за суще ствование. Например, очень бла гоприятные условия развития ик ры и молоди трески сложились в 1950 году. Тогда появилось ис ключительно мощное, «урожай ное» поколение. Достигнув про мыслового размера, треска этого поколения ощутимо обогатила сырьевую базу тралового промыс ла в Баренцевом море. Мы уже знаем, что молодая треска каждый Искажениям, припискам 30 июня состоялось совещание капитанов, механиков, штурманов и других представителей команд ного состава тралфлота. Совеща ние было созвано в связи с изда нием Указа Президиума Верховно го Совета СССР «Об ответствен ности за приписки и другие иска жения отчетности о выполнении планов». Докладчик — заместитель на чальника флота тов. Закурдаев и присутствующие на совещании го ворили о нечестном и халатном отношении к своим служебным обязанностям некоторых команди ров. Отдельные капитаны в море до пускают приписки как в суточных, так и в очередных уловах, показы вают неправильные подъемы ры бы. При сдаче рыбы в порту ее оказывается нередко меньше. Так, в мае рыбы оказалось мень ше у «Миргорода» — на 338 центнеров, у «Шилки» — на 432 центнера. Вместе с тем на 20 ию ня был положительный корректив из-за того, что некоторые капита ны указывали добычу меньше, чем она была фактически. Такие не правильные сведения, представляе мые отдельными руководителями судов, дезорганизуют большинство судоводителей, наносят большой вред флоту. Некоторые капитаны и старшие механики при оформлении актов окончания междурейсового ремон та оставляют незаполненной гра фу срока окончания ремонта по графику Пользуясь этим, отдель ные прорабы судоремонтного за вода № I проставляют такие сро ки окончания ремонта, которые их больше устраивают. На основании этих данных траловый флот вы плачивает заводу премии, хотя ра боты на самом деле были произве дены несвоевременно. Такие слу чаи допускались на траулерах «Та гил». «Петрозаводск», «Ветлуга»,* «Дагестан», «Джугба» и других. Только на траулере «Джугба» в прошаом году было подписано 11 актов за досрочное выполнение ремонтных работ и уплачено 1453 рубля премии, хотя факты не со ответствовали действительности. При рассмотрении результатов работы траулера «Поллукс» на балансовой комиссии выяснилось. Газета выходит по вторникам» четвергам и субботам нет “Т что себестоимость здесь завышена за счет ремонта. Междурейсовые стоянки увеличены из-за задержки заводом в ремонте, а командование корабля подписывало документы заводу за досрочное окончание ре монта. В результате в первом квартале по ремонту перерасходо вано 5200 рублей, а сверхплановый убыток составил 13,5 тысячи руб лей. На ряде кораблей допускается бесхозяйственность. Некоторые ка питаны, их старшие помощники и другие командиры еще не научи лись считать народную копейку, бережно относиться к расходова нию государственных средств. В результате бесконтрольности фи нансовые показатели оказываются неудовлетворительными. На трау лере «Красногварденск» (капитан тов. Строкин) нередко выдают не правильные документы при полу чении льда в Тюка-губе. Получа ют льда 25 тонн, а документы под писывают на 30 тонн. Такие фак ты допускаются и на ряде других судов. На траулере «Гродно» в акте инвентаризации был показан оста ток угля 15 тонн Фактически его оказалось 180 тонн. И этот акт был подписан старшим помощни ком тов. Григорьевым и утвержден капитаном тов. Щукиным. На совещании указывалось, что иногда допускаются приписки на отгулы за выходные дни. Не искоренилась на флоте по рочная практика приписки клас сности матросам. Например, капи тан траулера «Североморск» тов. Кельдер приписал звание матро сов первого класса тт. Швецу и Афанасьеву, хотя им эта квалифи кация не присвоена. На совещании приводились и другие факты бесхозяйственности, нечестного, недобросовестного от ношения к своим обязанностям не которых командиров кораблей. Отмечалось также, что рыбоком бинат иногда умышленно занижа ет сортность и количество сдавае мой продукции. В этом деле по винны и сами моряки, халатно от носящиеся к своим обязанностям, пустившие разгрузку на самотек. На флоте объявляется реши тельная борьба с приписками, со всякими злоупотреблениями и искажениями отчетности. год вырастает примерно на 1 0 — 12 см.; таким образом, эк земпляры поколения 1950 года стали «ровняком» в 1954— 1956 годах. Именно в этот период тра ловый флот промышлял особенно успешно, с максимальной произ водительностью. > Мы знаем также, что треска становится половозрелой чаще всего в возрасте, около десяти лет. Треска поколения 1950 года и сейчас пополняет нерестовое ста до впервые созревающими экзем плярами. Поэтому подходы нере стовой трески к берегам Норвегии делаются более мощными. Весной текущего года норвежские рыба ки иромышляли половозрелую треску (скрэй) исключительно удачно. У Лофотенских островов за последние пятнадцать лет не было таком высокого вылова скрэй на одного рыбака. В районе других нерестилищ норвежский промысел скрэй так же развивался успешно. Добыча ее у Финмаркена возросла на 17 процентов, у Тромсе — на 12, у Лофотен — на 11 процентов, а у Мере и 1'омсдаль несколько сни зилась. Такое смещение зоны массово го нереста к северу — факт, бла гоприятный для советского рыбо ловства. Весною текущего года больше отнерестовавшейся трески пошло в южную часть Баренцева моря, по Нордкапской ветви теп лого течения. В мае у побережья Мурмана крупная отнерестив шаяся треска составляла замет ную часть, а иногда и основу тра ловых уловов. В июне она появи лась и в районах открытого моря — на Мурманской банке, на Мур манском мелководье и его север ном склоне. Во второй декаде июня экспедиционный корабль ПИНР0 «Персей-2», совершая поисковый рейс, обследовал Севе- ро-Центральный район. Нам уда лось добиться успеха: отдельные подъемы достигали полутора-двух тонн. Был поставлен буй, и вско ре в Северо-Центральном районе собралась группа промысловых траулеров. Они работали с пере менным успехом, в среднем не хуже, чем в других районах юж ной части моря. Особенно охотно использовали Северо-Централь ный район архангельские промыс ловики. Вслед за крупной половозрелой треской туда подошла и ровная. Ее появление сделало промысел более устойчивым. Существенная роль, которую отперестовавшаяся треска сыгра ла в мае и июне, характерная особенность текущего года. Сле дует, однако, помнить, что круп ная треска может обеспечить только кратковременный, эпизо дический промысел. Ее концен трации, как правило, разрежен ны, подвижны, нестойки, срав нительно слабо связаны с придон ными слоями. Кроме того, поло возрелая треска почти на полгода покидает Баренцево море. Осно вой нашего промысла всегда оста нется ровная треска (преимуще ственно 40—70 см длиной). Но в отдельные сезоны, особенно во время массовой миграции на не рестилища или обратно, полово зрелая треска иногда, может слу жить существенным подспорьем для промысла. Ее вылов позво ляет повысить заготовку «све жья», клипфиска, консервов. К. КОНСТАНТИНОВ, заведующий лабораторией донных рыб ПИНРО, канди дат биологических наук. Наша п о ч т а За июнь редакция получила 202 письма. Как обычно, в своих письмах наши читатели и рабочие коррес понденты сообщают о самом глав* ном, самом сокровенном к жизни их коллективов и товарищей по работе. Сейчас, в период развер нувшегося социалистического со ревнования за достойную встречу X X II съезда КПСС, в письмах со* общается о новых обязательствах, о личных подарках в честь съезда* Особенно много писем и теле- грамм поступает с кораблей о до-» срочном выполнении государст&ен-» ных планов квартала и полуго дия. Об этом радировали с трау леров «Сокол», «Шилка», «Молда вия» и других. Живой отклик у читателей на шел Указ Президиума Верховно го Совета СССР о награждении Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР Никиты Сергеевича Хруще ва третьей золотой медалью «Серп и Молот», а также о награждения большой группы рабочих, конст рукторов, ученых, внесших вклад в осуществление полета корабля- спутника «Восток», в освоение космоса. Газета продолжала публиковать материалы о парном соревнова нии, о совершенствовании его, о скоростном тралении, о разведчи ках будущего, о борьбе коллектив вов за честь марки мурманских предприятий. Были и критические выступле- ния в адрес нерадивых • pa6otHH- ков береговых организаций, о не* достатках в работе судоремонт-* ников, о плохом снабжении мате риалами бондарного завода и т . Д, За месяц послано для принятие мер 19 писем, получено ответов 13, Еще 25 апреля 1961 года в газете была опубликована корреспонден ция «Без кузницы, как без рук»« а 27 мая — заметка «Снова о куз- нице», где поднимался вопрос о необходимости постройки кузницы на Мурманском рыбокомбинате. Но, несмотря на неоднократные запросы редакции о принятых ме- рах, руководители рыбокомбината до сего времени отмалчиваются. В библиотеку тралового флота поступили новые книги: Я. А. Двойрин. «Современные процессы защитных покрытий в судовом машиностроении». В книге обобщены современные способы нанесения гальванических и химических покрытий на различ ные металлы. Приведены сведения об автоматизации контроля элект рохимических процессов и приме нения ультразвука для очистки изделий и осаждечшя металлов. А. Э. Симеон, Н. Я. Синенко, Ф. М. Маляров и др. «Испытания тепловозных и судовых дизелей Д-100». В книге описаны результаты за водских испытаний на стенде теп ловозных и судовых дизелей Д-100. Подробно проанализированы па раметры рабочего процесса и вли яние на них различных факторов. Приведены характеристики дизелей Д-100. А. М. Обермейстер и Е. В. Смир нов. «Комплексная механизация и автоматизация перегрузочных ра бот на транспорте». В брошюре рассматриваются ос новные пути дальнейшего разви тия механизации и автоматизации грузовых работ на всех видах транопорта. Даются также ряд ти пов погрузчиков, грейферов и бульдозеров для производства трюмных операций. П. А. Нечаев и др. «Электрона- вигационные приборы». В книге дано описание эксплуа тации гирокомпасов «Курс-3», «Курс-4». «Амур», одшогироскогсно- го гирокомпаса М Г К -l; лаги Л Г-25, Л ЕМ К (лаг с электромаг нитной компенсацией скоростного давления); немецкий лаг фирмы «Хартмани и Браун»; эхолоты «НЭЛ-4» и «НЭЛ-5». М. Г. Аврух. «Проектирование судов из пластмассы». В книге изложены некоторые вопросы проектирования, констру ирования и технологии постройки судов из пласггмассы. Н. В. Петровский. «Специаль ные вопросы теории судовых ди зелей». В книге даны теория и методы расчета теоретического цикла комплексного дизеля с газотурбин ным наддувом, изменение термоди намических параметров дизеля, турбины, компрессора при совме стной их работе на переменном режиме. Даются м е т о д ы расчета: теоретического расхода топлива, теплообмена в цилиндре двига теля. ' А. С. Орлин, М. Г. Круглов. «Двухтактные двигатели». В книге рассмотрены теория и расчет процессов газообмена в двухтактных двигателях, вопросы развития и совершенствования конструктивных схем и отдельных узлов этих двигателей. Рассмат риваются вопросы наддува, типы продувок, перспективы развития 2-тактных двигателей. «Холодильная техника». Энци клопедический справочник в 3-х то мах. Том 1. Техника производства искусственного холода. «Справочник для изобретателя я рационализатора». . 4 В справочнике имеются краткие сведения по математике, механи ке, электротехнике, гидравлике^ теплотехнике и другим общетехни ческим вопросам; освещены основ ные задачи и права изобретателей и рационализаторов. Г. И. Козак, А. Вангерия. «Электротехника на торговых су дах» (перевод с немецкого). Книга охватывает различные об ласти судовой электротехники, в том числе рыбопромысловых су дов. ПРОГНОЗ ПОГОДЫ НА 4—6 ИЮЛЯ 1961 ГОДА ПО БА Р ЕН Ц Е ВУ МОРЮ Ветры восточные, северо-восточ ные, 3—4, в прибрежной чаете 5—6 баллов. Местами туман; мо рось, температура воздуха 2—7 градусов. ПО П О Б Е Р ЕЖ ЬЮ МУРМАНА Ветры северные, северо-восточ ные, 5—6 баллов. Морось, темпе* ратура воздуха 7—11 градусов. . БЮ РО ПОГОДЫ. 1 И. о. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ О БЪ Я ВЛ ЕН И Е Рыбкоопу тралового флота требуются продавцы-мужчины по завозу товаров в магазины плавсостава. За справками обращаться по адресу: улица Траловая, дом № 27. Рыбкооп тралового флота. Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры ■ быта, пасем ■— АТС рыоного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33, бухгалтерия—3-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда», Зак. 3194. Тир. 4835. ПН 05326.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz