Рыбный Мурман. 1961 г. Июль.

Передовые бригады Заслуженным авторитетом пользуется среди портовиков бригада коммунистического труда грузчиков, которой руководит коммунист Николай Павлович Гребцов. На снимке, который сделал для газеты один из активных рабкоров, слесарь мехмастерских рыбокомбината Олег Михайлович Скок, запечатлена эта передовая бригада. Край­ ний справа — бригадир Н. П. Гребцов. Успешно борются за высокое звание коллектива коммунистиче­ ского труда и бригады грузчиц, которых возглавляют тт. Бутусова и Черномор. ♦ ТОВАРИЩИ ПОРТОВИКИ! Берите пример с передовиков соревнования за коммунистический труд, добивайтесь новых успехов на предсъездовской вахте, помогай­ те промысловикам претворить в жизнь высокие обязательства, приня­ тые на третий год семилетки! ’димбю Д о р о г у с к о р о с т н о м у тр а л е н ию ! О П Ы Т „ Н Е К Р А С О В Ц Е В (Продолжение. Нач см. в № 78) Н А ХО Д Я С Ь НА ПРОМЫСЛЕ, о скоростном тралении мы дважды " рассказывали на радиосовещаниях капитанов. Вначале некоторые вз них возражали против применения этого метода. Существует мне­ ние, что лобовое сопротивление существующих в настоящее время кухтылей при большой скорости может возрасти настолько, что верх­ няя часть клячевок сильно оттянется назад и прижмет верхнюю под- бору трала ближе к грунту. На этом основании утверждали, что по­ вышенная скорость траления якобы уменьшает вертикальное рас­ крытие трала и приводит к снижению уловов. Но практика работы опровергла эти утверждения. Постепенно на скоростное траление начали переходить экипажи других кораблей, находившиеся в то время на промысле, в том чис­ ле и убежденные его противники. Капитан траулера «Н. Остров­ ский» Николай Ефимович Скорняков, руководивший в то время промыслом, убедившись на примере «Некрасова», а затем и на соб­ ственном опыте, в большой эффективности скоростного траления, на­ стойчиво рекомендовал капитанам смелее переходить на скоростное траление. На фоне успехов большинства судов в группе бросалась в глаза неудовлетворительная работа траулеров, только что пришедших на промысел. Но как только они применяли повышенную скорость тра­ ления, результаты их работы резко улучшались. Характерный в этом отношении пример с. коллективом траулера «Ижевск». В течение не­ скольких дней после прихода на промысел работа у него не лади­ лась, и он не мог добиться тех уловов, которые имели другие ко­ рабли. Капитан Игорь Александрович Карпенко искал причины пло­ хой работы в тралах, ваерах, других частях орудий лова. После безуспешных попыток выправить работу, через несколько дней он последовал совету увеличить скорость траления. Результаты неза­ медлительно сказались. Промысловая работа траулера настолько пос­ ле этого улучшилась, что позволила «Ижевску» в октябре занять первое место по вылову рыбы среди кораблей всего флота. Капитан комсомольско-молодежного траулера «Витебск» Иван Ти­ мофеевич Шанько впоследствии, когда вопрос о скоростном трале­ нии обсуждался на заседании парткома тралового флота, заявил: «Как только мы узнали, что на «Некрасове» работают с большими скоростями траления, мы сразу же переняли этот метод и стали сви­ детелями разительного повышения уловов». Через полтора месяца после того, как траулер «Некрасов» впер­ вые успешно применил новый метод траления, на промысле уже не было ни одного рефрижераторного траулера, который не пользовал­ ся бы им, добиваясь хороших результатов в работе. Теперь уже многим ясно, что при нормальной работе траловых досок, а также всех других частей орудий лова повышенная ско­ рость траления в пределах 4,8—5,2 узла на малых и средних глуби­ нах является решающим фактором увеличения уловистости трала и повышения эффективности промысловой работы всех судов на тра­ ловом флоте. U ТО Ж Е НУЖНО П РАКТИ ЧЕС КИ СДЕЛАТЬ, чтобы перейти на * скоростное траление и добиться успеха? Прежде всего, необхо­ димо без боязни увеличить скорость траления за счет повышения оборотов главной машины. Необходимо правильно вооружить трал, загрузив его в соответствии с глубинами, на которых работает тра­ улер. Требуется правильная выборка ваеров. Нужна уверенность в хорошей работе траловых досок. Нужна четкая,, внимательная и сла­ женная работа судоводителей, рыбодобытчиков и машинной команды. Промышляя пикшу на Большой Ньюфаундлендской банке летом I960 года, трал мы вооружали как обычно: нижняя подбора сос­ тояла из 15 штук 500-миллиметровых бобинцев, по 5 штук на каж­ дый грунтроп. Общая загрузка грунтропов составляла 464 кг, из которых 160 кг было на центральном грунтропе и по 152 кг на каж­ дом крыловом грунтропе. На верхней подборе по всему хатлайну бы­ ло поставлено 60 обыкновенных кухтылей. Траловые доски, с кото­ рыми работали на больших скоростях, имели кили не с цементной набивкой, а с чугунными и железными чушками. Эти доски тяжелее, чем с цементными килями, они быстрее садятся на грунт и их труд­ нее оторвать от грунта при увеличении скорости. Перед постановкой траловых досок мы их вымеряли и выбрали две парных доски с одинаковыми размерами. На большой скорости траления так же, как при работе разноглубинным тралом на повы­ шенных оборотах, парность траловых досок обязательна. Выбран­ ные нами доски имели следующие размеры: длина доски 3100 мм, ширина в плоскости сечения через точку соединения дуг — 2070 мм, в том числе нижняя часть — до киля от вертикали соединения дуг 1070 мм, основание большой дуги между подшипниками — 840 мм, плечо большой дуги — 7ЪЬ мм, соответственно у малой дуги — 560 и 680 мм, дуги обеих досок были укреплены наваренными на них ограничителями так, что не имели свободного движения вдоль ©си подшипников; оставалось только вращательное движение. Правильно выбрать длину ваеров. которая необходима при дан­ ной глубине, является одним из решающих условий, чтобы до­ биться хорошего улова при применении большой скорости траления. Работая на Большой Ньюфаундлендской банке *на промысле пикши, которая стояла, в основном на глубинах от 45 до 60 метров, мы первые дни давали 125 саженой ваеров, то есть 5—7 глубин. Но ког­ да начинали применять повышенную скорость, этой длины ваеров оказалось мало. И мы вскоре перешли на 150 саженей, а затем на 175 саженей ваеров — по мере увеличения скорости траления. По приближенной формуле, рекомендованной в свое время кан­ дидатом технических наук П. А. Старовойтовым, мы рассчитали таб­ лицу количества ваеров, которое требуется вытравить, чтобы трал шел по грунту на заданной глубине при скоростях 3,0 узла, 3,5, 4,0 и 4,8 — 5,2 узла. Диаметр ваера принять равным 25 миллиметрам. ДЛИНА ВА ЕРО В в зависимости от глубины и скорости траления (Д ваера принять 25 мм) Глубина Длина ваеров в саженях при скорости в метрах 3,€ узла 3,5 узла 4,0 узла 4.8—5,2 50 125 150 150 175 100 175 200 200 225 150 225 250 250 275 200 275 275 300 325 250 325 350 350 375 300 375 375 400 425 350 400 425 450 475 400 450 475 500 525 450 475 500 550 575 500 525 550 575 625 550 550 575 625 675 600 625 650 675 725 У СПЕШНОЙ РАБОТЫ на. больших скоростях мы добились при К тралении на глубинах 45—60 метров. На больших глубинах $ наши опыты скоростного траления, проделанные в прошлые годы, к й положительным результатам не привели. Дело в том, что при рабо- N те на больших глубинах, когда дается много ваеров, трал в момент взятия на стопор не доход-it до грунта на довольно большое рас- & стояние. При тарировке разноглубинного трала установлено, что К при травлении 800—1200 метров в момент взятия ваеров на стопор N трал не доходит до заданных горизонтов от 50 до 125 метров. jg Расшифровка и анализ записей кривых тралового автографа глу- 0 бины показывает, что скорость прихода разноглубинного трала в за- S данный горизонт находится в прямой зависимости от последующей К после взятия ваеров на стопор скорости траления. Если сразу дать $ обороты, которые требуются при тралении, то трал будет опускать­ ся очень медленно и придет в заданный горизонт минут через 20—40. На лове сельди это приводит к явному пролову, трал пройдет поверх залегания косяка. Поэтому после взятия на стопор при работе раз­ ноглубинным тралом, сразу не даюг нужную скорость, что соответ­ ствует на БМРТ типа «Пушкин» 110 оборотам главного двигателя, а некоторое время держат 95 или даже 65 оборотов, исходя из то­ го, какое расстояние осталось до -косяка, и учитывая, что при 95, например, оборотах трал погружается 10— 12 метров в минуту, а при 65 оборотах трал садится на 20—23 метра в минуту. Такое же положение происходиг и с обыкновенным тралом, что & большинство промысловиков не учитывает, не зная об этом яв- й лении. и В прошлые годы мы после взятия ваеров на стопор сразу же да- И вали «средний ход», то есть такую скорость, которая задана при % тралении. Тем самым не давали тралу дойти до грунта, подхваты- И вали его, и трал подплывал в течение всего периода траления. В Й лучшем случае только к концу траления доходил до грунта. Но вре- % мя, положенное на полное траление, выходило, в мы выбирали вае- й ра. Трал, естественно, сказывался пустым. Такое явление — «подплы- И вание трала» мы наблюдали не только при увеличении скорости, но И и при нормальных скоростях, когда траление производили по тече- % нию. Особенно часто эти случаи наблюдались в начале промысла или % при возобновлении промысла после длительной стоянки у плавбазы под выгрузкой. Объясняется это тем, что при первых тралениях после длитель­ ного промыслового промежутка доски еще не намокли и были бо- gj лее легкими, а поэтому особенно медленно погружались на грунт и легко подхватывались даже при обычной скорости, не давая воз­ можности тралу осесть на грунт. Когда доски намокнут, «подплыва- ние» трала уже не наблюдается даже на больших глубинах, если дано надлежащее количество ваеров. Годя полтора тому назад, когда мы уяснили себе причину «под- Ц плывания» трала, мы изменили режим работы машины при тралении. % После взятия ваеров на стопор, несколько минут мы держим «ма- и лый ход» и только после того, как доски коснутся грунта, даем Kj «средний ход», необходимый при тралении. Установить момент каса- й ния досками грунта нетрудно, если прикоснуться к ваеру рукой че- gj рез какой-либо предмет или подошвой сапога. Пока трал находится к еще в толще воды, р/ка ощущает мелкую однообразную дрожь ваера без каких-либо толчков и рывков. Но вот доска коснулась грунта — ~ и на руку по ваеру, как по телефону, передается первый толчок, за к ним другой, третий. Прежняя дрожь ваера сменяется мелкими не- & равномерными рывками. В этот момент и дается «средний ход». На " оседание трала до грунта с момента взятия ваеров на стопор при малых оборотах уходит от 4 до 8 минут, в зависимости от длины вы­ травленных ваеров. Следовательно, основной причиной того, что в прошлые годы на­ ши эксперименты скоростного траления не давали результатов, яв­ ляется то, что мы не давали возможности осесть тралу на грунт. Кроме того, за последнее время траловые доски претерпели не­ которые конструктивные изменения, в результате которых несколько увеличен угол атаки, значительно утяжелены кили. * В ноябре—декабре 1960 года на сельдяном промысле мы прове­ ряли тарировками поведение траловых досок с цементными килями и с килями, имеющими железную начинку. Было установлено, что трал с досками, у которых железные кили, погружается в два раза быстрее, чем при досках с цементными килями. И в первом случае трал при одних и тех же ваерах идет гораздо глубже, чем во вто­ ром. Отсюда можно сделать вывод, что утяжеленные доски, с кото- \ рыми мы работали на промысле пикши, при надлежащей длине вае­ ров оторвать от грунта повышенной скоростью невозможно. Для про­ мысла донной рыбы лучше применять доски с железными килями, чтобы успешно работать на повышенных скоростях. Но на промысле сельди разноглубинным тралом лучше применять доски с цемент­ ными килями, которые не так резко олускаются ири колебаниях в скорости, что очень важно для прицельного траления, (Окончание следует) / д м ш и д и д д а м и в д и и Добьемся высокого з в а н и я Промысловая обстановка в прибрежном районе, куда мы пришли сначала, не позволяла выполнять суточные задания. Поэтому мы на второй день про­ мысла ушли на Медвежинскую банку. Корабль у нас старенький, машина имеет мощность не бо­ лее 350 лошадиных сил. По­ мощники камитана даже в штилевую погоду заказывали столько оборотов, сколько она могла дать. При волнении на море в 5—6 баллов приходи­ лось перед каждым тралением заходить на ветер. Машинная команда как все­ гда работала безукоризненно. Но в этом рейсе .-и было осо­ бенно тяжело, так как не бы­ ло старшего машиниста. При­ ходилось работать на две вах­ ты. Без устали трудились вто­ рой и третий механики Иван Глушецкий и Олег Руднев. Отличные уловы были в то время, когда вахту несли по­ мощники капитана Юрий Хре­ нов и Евгений Карпов. Они умело удерживали судно на ко­ сяке рыиы даже в густой ту­ ман, который держался около трех суток. В иные дни на борт подни­ мали не менее 20 тонн рыбы, иольшая заслуга в этом масте­ ров по добыче во главе с Се­ меном Аболемовым. Как толь­ ко начинали работать тралом другого борта, сразу же прини­ мались за чинку первого тра­ ла. За тем, чтобы матросы раз­ делывали рыбу по всем прави­ лам, неусыпно следил мастер по обработке Иван Андреевич Сенников. Впрочем, они и са­ ми старались. В первые дни заготовки охлажденной рыбы матросы подрезали ее сразу, как только заканчивалась де­ лежка улова. После разделки она тщательно промывалась. Время траления не превышало двух часов, увеличили его только в последние пять су- тог. Все это способствовало со­ хранению высокого качества продукции. Несмотря на сложную обста­ новку, рейсовое задание мы выполнили на 142 процента. Консервный мастер Николай Корябочкин со своим помощни­ ком Николаем Поташовым из­ готовили 7700 банок консер­ вов вместо 2800 пи плану. Машинист рыбомучной уста­ новки Андрей Алексеевич Ганд- жа намолол муки в два раза больше задания. 15 суток наш траулер про­ стоял в порту из-за ремонта лебедки, причем в то время, когда была замечательная сырь­ евая база. Но экипаж «Олене­ горска» в последнем рейсе не жалел сил, чтобы наверстать упущенное. План полугодия мы уже выполнили. Впереди — новая цель: чтобы достойно встретить XXII съезд Коммуни­ стической партии, наши моря­ ки решили выполнить ко дню его открытия годовой план. И мы добьемся цели — ведь не зря же экипаж борется за зва­ ние коллектива коммунистиче­ ского трула. А. ШМАКОВ, начальник радиостанции траулера «Оленегорск», член раб­ коровского поста. DdciooaoDOODDaoaoaoDoooaoaocioa «РЫ БНЫ Й МУРМАНэ 4 июля 1961 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz