Рыбный Мурман. 1961 г. Июль.

I Маяки „Волны" Опыт должен быть достояниемвсех Старший механик траулера «Волна* А. П. Басавин и ма­ трос этого судна Г. И. Лаври­ ненко внесли свой вклад в до­ срочное выполнение экипажем годового плана. На снимках: А. П. Басавин и Г. И. Лавриненко. На промысле можно часто на­ блюдать такое явление, что из всей группы траулеров несколько судов работают лучше других. Это видно и по очередным подъемам, и по ежесуточному вылову. Оче­ видно, на этих судах судоводите­ ли правильно используют сложив­ шуюся обстановку в данном квад­ рате, методически с каждым тра­ лением выводят корабль на косяк рыбы, обходят места с неблаго­ приятным грунтом и не ходят «на поводу» у командиров других траулеров. Можно ли это назвать случай­ ностью или просто удачливостью? Отнюдь нет. Это происходит не после первого траления. Как пра­ вило, на таких траулерах из рей­ са в рейс на промысловом план­ шете накапливаются ценные дан­ ные, благодаря которым создается успех в работе всего экипажа. Ра­ ботая на «обжитых» местах, с большой теплотой вспоминаешь тех капитанов, которые прекрас­ но знали грунтовые условия, гид­ рологическую характеристику, особенности перемещения рыбы в данном квадрате. Знали, и пере­ дали свой опыт другим. И это не молодые капитаны. Та­ кой опыт у них накапливался де­ сятками лет путем трудным, при­ носившим иногда много огорче­ ний и неприятностей. Им, навер­ няка, не раз приходилось подни­ мать на борт только части трала или полный мешок губки с кам­ нями, не раз без учета течений задавалась неверная, то есть за­ ниженная скорость траления. Ра­ ботая по нескольку раз в одном месте, капитаны все данные о про­ мысловом районе собирали воеди­ но. Эти данные послужили пре­ красным материалом для состав­ ления пособий по рыболовству и применяются на том или ином тра­ улере по сей день. Как в Баренцевом, так и в рай­ онах Северной Атлантики, обста­ новка за последние годы резко изменилась и, к большому сожа­ лению, уже ни промысловые план­ шеты, ни лоции, изданные в на­ стоящее время типографским спо­ собом, не отражают этого. Возь­ мем промысловые планшеты Ры­ бачьей, Финмаркенской банки, Норвежского желоба. Здесь на­ ставления по тралению применить нельзя, поскольку они описывают прибрежные районы, а флот из-за территориальных ограничений Норвегии и других стран, переме­ щения косяков рыбы уходит все дальше и дальше в открытое мо­ ре. Обработанных данных по этим районам мало. Это одна сторона затронутого вопроса, а другая за­ ключается в том, что по техниче­ ским возможностям кораблей флот размещается так по промысловым районам, что многие суда ежегод­ но работают исключительно в при­ брежных районах, или в районе острова Медвежьего и у Шпицбер- -гена, или только у берегов Се­ верной Америки. По этой причине судоводители приобретают промыс­ ловый опыт, ограниченный рамка­ ми этих районов. Они очень не­ уверенно себя чувствуют в непри­ вычных для них местах промысла. Казалось бы, районы Большой Ньюфаундлендской банки богаты рыбой, а отряд траулеров борто­ вого траления, работавший там в октябре—ноябре 1960 года, успе­ ха не имел. Многие капитаны тра­ улеров 4 и 3 серии с большой не­ охотой выбирают район Медвеж- ки, предпочитая работать в при­ брежных районах. В конечном итоге это приводит к ряду грубых промахов в самом начале рейса и, конечно, резко отражается на общем вылове фло­ том рыбы. Из всего сказанного ясно, что перед судоводителями, будь то ка- В КРАЮ АЙСБЕРГОВ Над нами простираются поч­ ти незримые крылья перистых облаков. Часы показывают да­ леко за полночь, а кругом свет­ ло и как-то по особенному про­ сторно. Стоит белая полярная ночь. Сквозь смотровые окна рубки вдалеке виднеются про­ мышляющие рыбу суда. Наш траулер «Мацеста» идет намеченным курсом. Про­ двигаемся очень осторожно. В краю льдов и занесенных тече­ нием айсбергов это необходимо. Зорко смотрит с мостика вах­ тенный штурман. На горизонте показываются пока расплывчатые очертания острова Медвежьего. Капитан отдает распоряжение произве­ сти определение. Борис Шир- кин, взяв пеленг, прокладыва­ ет его на карте. Борис — штурман. Он недавно окончил Высшее мореходное училище. Посмотрев, что получилось, ка- ^ питан дает команду: — Трал за борт! Идет время. Тралмейстер Контаустас и товарищи по па­ лубе готовятся к подъему меш­ ка. «Что в нем окажется?» —• думают матросы. Всем хочется, как можно скорее набрать пол­ ный груз, уйти с промысла с победой. Вот застучала лебедка. Вае­ ра медленно и равномерно на­ матываются на барабан. Под­ нимается трал. 20 июля. День особенно удачный. В трюмы уже было уложено 9 тонн улова, когда мешок принес еще тонн семь серебристой рыбы. На уборку выходят все свободные моряки. Настроение приподнятое. Еще бы: 16 тонн трески за сутки. Хватит работы засольщику Юмину и его друзьям. За рыбоделами жарко. Мат­ росы не хотят отстать друг от друга. Ловко и быстро раз­ делывают рыбу Шокин, Павлов, Поршнев, Денькин, Супрунов, Малафеев. Проворности их рук можно позавидовать. С огоньком трудятся и стар- «ПИСЬМО НАШ ЕМУ СТАРПОМУ» Временно исполняющий обязан­ ности главного капитана тралового флота тов. Анохин сообщил в ре­ дакцию, что факты, изложенные в заметке под таким названием, пол­ ностью подтвердились. Приказом по управлению трал­ флота старшему помощнику капи­ тана траулера «Тралмейстер» Ю. А. Попову за халатное отно­ шение к служебным обязанностям и появление на судне в нетрезвом состоянии объявлено строгое ад­ министративное взыскание. Попов предупрежден, что в случае повто­ рения 4проступка, он будет лишен диплома на длительное время. «К ЧЕМ У ТАКАЯ СПЕШ КА?» «В МО РЕ УШЛИ ' НЕПОДГОТОВЛЕННЫМИ» На письма с промысла, опубли­ кованные под такими заголовками, в нашей газете 15 июня ответил пом Гусев, боцман Смирнов, механик Шипов, юнга-Увады- шев. Судно направляется к Шпиц­ бергену. Изредка доносятся гудки соседних траулеров. Да­ ем ответные сигналы. Вдали проплывает небольшой айсберг. На нем царственно восседани непугливые чайки — вечные спутники рыбаков. На экране прибора — ясные вспышки. Значит, здесь есть рыба. И снова трал за бортом. Видимость ухудшается. Но яс­ но видят те, кто ведет промы­ сел. Ждем очередного улова. Всем хочется, чтобы он был бо­ гатый, чтобы он приблизил к поставленной цели — к дню открытия съезда партаи рапор­ товать о выполнении годового плана. М. КОЛОДОЧКО, секре­ тарь парторганиза ц и и траулера «Мацеста». Баренцево море. (По радио). начальник службы эксплуатации тралового флота. Он сообщил, что факты, изложенные в письмах тт. Торшина, Яблоновского и Котлова, совершенно правильны. Прибыв­ ший с моря траулер «Двина» был определен к выходу в море 31 мая. В связи с тем, что 29 мая на выхо­ де из порта было очень малое ко­ личество траулеров, в целях пред­ отвращения скопления кораблей в порту, было принято решение — траулер «Двина», наряду с други­ ми судами, отправить в море 29 мая. Безусловно, такая практи­ ка неправильна? и вредна. Всем специалистам флота необходимо точнее определять работы, регла­ ментирующие стоянку судов в порту. питаны или их помощники, стоит острая необходимость, как можно быстрее изучить особенности ра­ боты в каждом промысловом квад­ рате и более широко по всем рай­ онам. Возвращаясь к началу разгово­ ра о том, что даже в одном и том же промысловом квадрате кораб­ ли работают по-разному, следует сказать об излюбленных, иными словами, наиболее полно изучен­ ных местах лова рыбы, которые имеются у многих капитанов. Ус­ пех сопутствовал им там не еди­ ножды, поэтому они при первой возможности стараются промыш­ лять именно в тех квадратах, ко­ торые лучше знают. Разве не этим объясняется тот факт, что трау­ лер «Трал» задержался в начале июля в квадрате 1369, а траулер «Советская Конституция» часто посещает квадраты 1231, 1431. Так почему же не сделать накоп­ ленный судоводителями этих ко­ раблей опыт работы в этих местах достоянием всех промысловых су­ дов? Ведь у наших рыбаков нет от других профессиональных сек­ ретов. Конечно, что греха таить, если экипаж обнаружил косячок рыбы, на котором могут работать 4—5 кораблей подряд несколько суток, то оповещает он о своем успехе крайне осторожно. И не без основания, потому что 2 —3де­ сятка кораблей буквально вспашут место за одно—два траления, то­ гда всей группе в дальнейшем придется искать уже новое место работы. В июне этого года траулер «В. Чкалов» проработал полно­ стью рейс в квадратах 1431 и 1432. Капитан тов. Ауров, ис­ пользуя опыт работы в этом квад­ рате экипажа «Челюскинец Павлов» сумел правильно органи­ зовать труд штурманского соста­ ва и не спешил переходить на Мурманскую банку. Успех чередо­ вался с неудачами, но в целом су­ точный план экипажем выполнял­ ся. Затем к середине рейса было обнаружено скопление трески на глубинах 200—175 метров в юго- восточном углу квадрата 1431. Траление с поворотом на обратный курс за 3 часа давало улов 1 — 1,5 тонны. Несколько кораблей работали здесь успешно. Потом по­ дошли 30 судов. Они за ночь про­ изводили по 2 траления и рыба исчезла: то ли выловили этот ко­ сячок, то ли заставили рыбу рас­ сеяться. Но и первые траления у мно­ гих были пустыми. Видимо, оши­ бочно анализировали судоводите­ ли предыдущую работу кораблей в этом квадрате. В течение неде­ ли здесь побывало более 10 су­ дов. Естественно, они производи­ ли траления в различных направ­ лениях, но, не получив желаемого результата, уходили в другие рай­ оны. Главное, не все знают усло­ вия работы в этом квадрате. Где же находится сейчас цен­ нейший материал самой конкрет­ ной, правильной работой в отдель­ ных квадратах с учетом самых сложных факторов? Большей ча­ стью в сотнях индивидуальных промысловых дневников судоводи­ телей тралового флота. Посмотри­ те дневники капитана тов. Бар­ кова Н. А., старшего помощника капитана траулера «Карась» тов. Губарева И. И. и многих други*. Они неизменно, из года в год, со­ бирают по крупицам накопляемый на судне материал по основным моментам ориентации в том или ином квадрате, грунтовые усло­ вия, способы определения места судна, влияние течений на ско­ рость траления. Вот конкретный пример. Трау­ лер «В. Чкалов» подряд четыре рейса работает в квадратах 1431 и 1432. Исходив, что называет­ ся, вдоль и поперек эти места, каждый штурман безошибочно ориентируется по пеленгам Вар­ де и глубинам. На этом судне давно уточнены границы и рель­ ефы конфигурации юго-восточно­ го языка с мелкими глубинами, который как бы передавливается глубинами 185 метров на грани­ це с соседним восточным квадра­ том. Губки здесь в трал попада­ ет до 200 килограммов, но вот во­ сточнее, начиная с глубин 170 метров, попадание губки велико и ведет к пролову. На южном свале языка на глу­ бинах 200— 210 имеются заде- вы, вероятность их больше к за­ паду. Если на этом языке рыбы нет, траулер переходит к северо- западу от него на самые различ­ ные глубины от 220 до 310 мет­ ров и редко не находит скопления рыбы, но для безаварийной работы никогда не заходит севернее ис­ тинного пеленга маяка Вардё 240 градусов и южнее пеленга 260 градусов. При плохой видимости берега буй лучше всего устано­ вить в юго-западном углу квадра­ та на глубинах 250—230 метров. При любом направлении ветра судно сносит к северу. При трали- ровании на юго-восток скорость траления надо держать 3,4 узла. Тралировать можно до 3 часов с поворотом на обратный курс. Ко­ нечно, это не исчерпывающая справка, но, на наш взгляд, судо­ водители других траулеров, учи­ тывая все сказанное, смогут зна­ чительно лучше организовать весь ход промысла в данном районе, а особенно поисковые суда при про­ верке квадратов. Ведь как досад­ но бывает видеть, когда, подняв в трале несколько тонн губки вместо рыбы, не зная точное раз­ мещение ее поля, принимается по­ спешное решение о перемене ме­ ста промысла, затрачивается на переходы драгоценное промысло­ вое время. У любого штурмана, если он добросовестно, а еще больше, с любовью относится к работе, мо­ жно найти весьма интересные и полезные данные о ведении про­ мысла. Можно много привести при­ меров творческого подхода к про­ мысловой работе. К примеру, на рефрижератор­ ных траулерах при наличии ис­ правного лага некоторые штурма­ ны проверяют по скорости хода траулера, цел ли трал. Делают это так. Скажем, при заданных 80 оборотах скорость градирова­ ния по указателю 3,2 узла. Ес­ ли снизить обороты до 65, то при неповрежденном трале резко упа­ дет и скорость хода судна, ч^о будет видно на указателе лага. Это дает уверенность в том, что траление не будет проведено впу­ стую. Опыт должен быть достоянием всех. Руководство флотом должно положительно решить назревший вопрос наиболее полного обобще­ ния накопленного материала по всем районам промысла. И делать это нужно не как какую-нибудь кампанию, а как навсегда уста­ новившуюся норму отчетности ка­ ждого судоводителя тралового флота. Возможно, в нашей газете «Рыбный Мурман» стоило бы за­ вести специальный раздел под рубрикой «Уголок промыслпзи- ка». Здесь, по-моему, следовало бы печатать материалы, накоплен­ ные судоводителями, об условиях промысла в отдельных квадратах моря. За такое дело каждый про­ мысловик скажет спасибо и в обобщение опыта внесет свой вклад, потому что это принесет только пользу, повысит успех промысла и культуру судовожде­ ния. В. ТИШИНСКИЙ , капитан траулера «Можайск». «РЫ БНЫ Й МУРМАН» 27 июля 1961 г. 3 стр. Л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz