Рыбный Мурман. 1961 г. Июль.
I Маяки „Волны" Опыт должен быть достояниемвсех Старший механик траулера «Волна* А. П. Басавин и ма трос этого судна Г. И. Лаври ненко внесли свой вклад в до срочное выполнение экипажем годового плана. На снимках: А. П. Басавин и Г. И. Лавриненко. На промысле можно часто на блюдать такое явление, что из всей группы траулеров несколько судов работают лучше других. Это видно и по очередным подъемам, и по ежесуточному вылову. Оче видно, на этих судах судоводите ли правильно используют сложив шуюся обстановку в данном квад рате, методически с каждым тра лением выводят корабль на косяк рыбы, обходят места с неблаго приятным грунтом и не ходят «на поводу» у командиров других траулеров. Можно ли это назвать случай ностью или просто удачливостью? Отнюдь нет. Это происходит не после первого траления. Как пра вило, на таких траулерах из рей са в рейс на промысловом план шете накапливаются ценные дан ные, благодаря которым создается успех в работе всего экипажа. Ра ботая на «обжитых» местах, с большой теплотой вспоминаешь тех капитанов, которые прекрас но знали грунтовые условия, гид рологическую характеристику, особенности перемещения рыбы в данном квадрате. Знали, и пере дали свой опыт другим. И это не молодые капитаны. Та кой опыт у них накапливался де сятками лет путем трудным, при носившим иногда много огорче ний и неприятностей. Им, навер няка, не раз приходилось подни мать на борт только части трала или полный мешок губки с кам нями, не раз без учета течений задавалась неверная, то есть за ниженная скорость траления. Ра ботая по нескольку раз в одном месте, капитаны все данные о про мысловом районе собирали воеди но. Эти данные послужили пре красным материалом для состав ления пособий по рыболовству и применяются на том или ином тра улере по сей день. Как в Баренцевом, так и в рай онах Северной Атлантики, обста новка за последние годы резко изменилась и, к большому сожа лению, уже ни промысловые план шеты, ни лоции, изданные в на стоящее время типографским спо собом, не отражают этого. Возь мем промысловые планшеты Ры бачьей, Финмаркенской банки, Норвежского желоба. Здесь на ставления по тралению применить нельзя, поскольку они описывают прибрежные районы, а флот из-за территориальных ограничений Норвегии и других стран, переме щения косяков рыбы уходит все дальше и дальше в открытое мо ре. Обработанных данных по этим районам мало. Это одна сторона затронутого вопроса, а другая за ключается в том, что по техниче ским возможностям кораблей флот размещается так по промысловым районам, что многие суда ежегод но работают исключительно в при брежных районах, или в районе острова Медвежьего и у Шпицбер- -гена, или только у берегов Се верной Америки. По этой причине судоводители приобретают промыс ловый опыт, ограниченный рамка ми этих районов. Они очень не уверенно себя чувствуют в непри вычных для них местах промысла. Казалось бы, районы Большой Ньюфаундлендской банки богаты рыбой, а отряд траулеров борто вого траления, работавший там в октябре—ноябре 1960 года, успе ха не имел. Многие капитаны тра улеров 4 и 3 серии с большой не охотой выбирают район Медвеж- ки, предпочитая работать в при брежных районах. В конечном итоге это приводит к ряду грубых промахов в самом начале рейса и, конечно, резко отражается на общем вылове фло том рыбы. Из всего сказанного ясно, что перед судоводителями, будь то ка- В КРАЮ АЙСБЕРГОВ Над нами простираются поч ти незримые крылья перистых облаков. Часы показывают да леко за полночь, а кругом свет ло и как-то по особенному про сторно. Стоит белая полярная ночь. Сквозь смотровые окна рубки вдалеке виднеются про мышляющие рыбу суда. Наш траулер «Мацеста» идет намеченным курсом. Про двигаемся очень осторожно. В краю льдов и занесенных тече нием айсбергов это необходимо. Зорко смотрит с мостика вах тенный штурман. На горизонте показываются пока расплывчатые очертания острова Медвежьего. Капитан отдает распоряжение произве сти определение. Борис Шир- кин, взяв пеленг, прокладыва ет его на карте. Борис — штурман. Он недавно окончил Высшее мореходное училище. Посмотрев, что получилось, ка- ^ питан дает команду: — Трал за борт! Идет время. Тралмейстер Контаустас и товарищи по па лубе готовятся к подъему меш ка. «Что в нем окажется?» —• думают матросы. Всем хочется, как можно скорее набрать пол ный груз, уйти с промысла с победой. Вот застучала лебедка. Вае ра медленно и равномерно на матываются на барабан. Под нимается трал. 20 июля. День особенно удачный. В трюмы уже было уложено 9 тонн улова, когда мешок принес еще тонн семь серебристой рыбы. На уборку выходят все свободные моряки. Настроение приподнятое. Еще бы: 16 тонн трески за сутки. Хватит работы засольщику Юмину и его друзьям. За рыбоделами жарко. Мат росы не хотят отстать друг от друга. Ловко и быстро раз делывают рыбу Шокин, Павлов, Поршнев, Денькин, Супрунов, Малафеев. Проворности их рук можно позавидовать. С огоньком трудятся и стар- «ПИСЬМО НАШ ЕМУ СТАРПОМУ» Временно исполняющий обязан ности главного капитана тралового флота тов. Анохин сообщил в ре дакцию, что факты, изложенные в заметке под таким названием, пол ностью подтвердились. Приказом по управлению трал флота старшему помощнику капи тана траулера «Тралмейстер» Ю. А. Попову за халатное отно шение к служебным обязанностям и появление на судне в нетрезвом состоянии объявлено строгое ад министративное взыскание. Попов предупрежден, что в случае повто рения 4проступка, он будет лишен диплома на длительное время. «К ЧЕМ У ТАКАЯ СПЕШ КА?» «В МО РЕ УШЛИ ' НЕПОДГОТОВЛЕННЫМИ» На письма с промысла, опубли кованные под такими заголовками, в нашей газете 15 июня ответил пом Гусев, боцман Смирнов, механик Шипов, юнга-Увады- шев. Судно направляется к Шпиц бергену. Изредка доносятся гудки соседних траулеров. Да ем ответные сигналы. Вдали проплывает небольшой айсберг. На нем царственно восседани непугливые чайки — вечные спутники рыбаков. На экране прибора — ясные вспышки. Значит, здесь есть рыба. И снова трал за бортом. Видимость ухудшается. Но яс но видят те, кто ведет промы сел. Ждем очередного улова. Всем хочется, чтобы он был бо гатый, чтобы он приблизил к поставленной цели — к дню открытия съезда партаи рапор товать о выполнении годового плана. М. КОЛОДОЧКО, секре тарь парторганиза ц и и траулера «Мацеста». Баренцево море. (По радио). начальник службы эксплуатации тралового флота. Он сообщил, что факты, изложенные в письмах тт. Торшина, Яблоновского и Котлова, совершенно правильны. Прибыв ший с моря траулер «Двина» был определен к выходу в море 31 мая. В связи с тем, что 29 мая на выхо де из порта было очень малое ко личество траулеров, в целях пред отвращения скопления кораблей в порту, было принято решение — траулер «Двина», наряду с други ми судами, отправить в море 29 мая. Безусловно, такая практи ка неправильна? и вредна. Всем специалистам флота необходимо точнее определять работы, регла ментирующие стоянку судов в порту. питаны или их помощники, стоит острая необходимость, как можно быстрее изучить особенности ра боты в каждом промысловом квад рате и более широко по всем рай онам. Возвращаясь к началу разгово ра о том, что даже в одном и том же промысловом квадрате кораб ли работают по-разному, следует сказать об излюбленных, иными словами, наиболее полно изучен ных местах лова рыбы, которые имеются у многих капитанов. Ус пех сопутствовал им там не еди ножды, поэтому они при первой возможности стараются промыш лять именно в тех квадратах, ко торые лучше знают. Разве не этим объясняется тот факт, что трау лер «Трал» задержался в начале июля в квадрате 1369, а траулер «Советская Конституция» часто посещает квадраты 1231, 1431. Так почему же не сделать накоп ленный судоводителями этих ко раблей опыт работы в этих местах достоянием всех промысловых су дов? Ведь у наших рыбаков нет от других профессиональных сек ретов. Конечно, что греха таить, если экипаж обнаружил косячок рыбы, на котором могут работать 4—5 кораблей подряд несколько суток, то оповещает он о своем успехе крайне осторожно. И не без основания, потому что 2 —3де сятка кораблей буквально вспашут место за одно—два траления, то гда всей группе в дальнейшем придется искать уже новое место работы. В июне этого года траулер «В. Чкалов» проработал полно стью рейс в квадратах 1431 и 1432. Капитан тов. Ауров, ис пользуя опыт работы в этом квад рате экипажа «Челюскинец Павлов» сумел правильно органи зовать труд штурманского соста ва и не спешил переходить на Мурманскую банку. Успех чередо вался с неудачами, но в целом су точный план экипажем выполнял ся. Затем к середине рейса было обнаружено скопление трески на глубинах 200—175 метров в юго- восточном углу квадрата 1431. Траление с поворотом на обратный курс за 3 часа давало улов 1 — 1,5 тонны. Несколько кораблей работали здесь успешно. Потом по дошли 30 судов. Они за ночь про изводили по 2 траления и рыба исчезла: то ли выловили этот ко сячок, то ли заставили рыбу рас сеяться. Но и первые траления у мно гих были пустыми. Видимо, оши бочно анализировали судоводите ли предыдущую работу кораблей в этом квадрате. В течение неде ли здесь побывало более 10 су дов. Естественно, они производи ли траления в различных направ лениях, но, не получив желаемого результата, уходили в другие рай оны. Главное, не все знают усло вия работы в этом квадрате. Где же находится сейчас цен нейший материал самой конкрет ной, правильной работой в отдель ных квадратах с учетом самых сложных факторов? Большей ча стью в сотнях индивидуальных промысловых дневников судоводи телей тралового флота. Посмотри те дневники капитана тов. Бар кова Н. А., старшего помощника капитана траулера «Карась» тов. Губарева И. И. и многих други*. Они неизменно, из года в год, со бирают по крупицам накопляемый на судне материал по основным моментам ориентации в том или ином квадрате, грунтовые усло вия, способы определения места судна, влияние течений на ско рость траления. Вот конкретный пример. Трау лер «В. Чкалов» подряд четыре рейса работает в квадратах 1431 и 1432. Исходив, что называет ся, вдоль и поперек эти места, каждый штурман безошибочно ориентируется по пеленгам Вар де и глубинам. На этом судне давно уточнены границы и рель ефы конфигурации юго-восточно го языка с мелкими глубинами, который как бы передавливается глубинами 185 метров на грани це с соседним восточным квадра том. Губки здесь в трал попада ет до 200 килограммов, но вот во сточнее, начиная с глубин 170 метров, попадание губки велико и ведет к пролову. На южном свале языка на глу бинах 200— 210 имеются заде- вы, вероятность их больше к за паду. Если на этом языке рыбы нет, траулер переходит к северо- западу от него на самые различ ные глубины от 220 до 310 мет ров и редко не находит скопления рыбы, но для безаварийной работы никогда не заходит севернее ис тинного пеленга маяка Вардё 240 градусов и южнее пеленга 260 градусов. При плохой видимости берега буй лучше всего устано вить в юго-западном углу квадра та на глубинах 250—230 метров. При любом направлении ветра судно сносит к северу. При трали- ровании на юго-восток скорость траления надо держать 3,4 узла. Тралировать можно до 3 часов с поворотом на обратный курс. Ко нечно, это не исчерпывающая справка, но, на наш взгляд, судо водители других траулеров, учи тывая все сказанное, смогут зна чительно лучше организовать весь ход промысла в данном районе, а особенно поисковые суда при про верке квадратов. Ведь как досад но бывает видеть, когда, подняв в трале несколько тонн губки вместо рыбы, не зная точное раз мещение ее поля, принимается по спешное решение о перемене ме ста промысла, затрачивается на переходы драгоценное промысло вое время. У любого штурмана, если он добросовестно, а еще больше, с любовью относится к работе, мо жно найти весьма интересные и полезные данные о ведении про мысла. Можно много привести при меров творческого подхода к про мысловой работе. К примеру, на рефрижератор ных траулерах при наличии ис правного лага некоторые штурма ны проверяют по скорости хода траулера, цел ли трал. Делают это так. Скажем, при заданных 80 оборотах скорость градирова ния по указателю 3,2 узла. Ес ли снизить обороты до 65, то при неповрежденном трале резко упа дет и скорость хода судна, ч^о будет видно на указателе лага. Это дает уверенность в том, что траление не будет проведено впу стую. Опыт должен быть достоянием всех. Руководство флотом должно положительно решить назревший вопрос наиболее полного обобще ния накопленного материала по всем районам промысла. И делать это нужно не как какую-нибудь кампанию, а как навсегда уста новившуюся норму отчетности ка ждого судоводителя тралового флота. Возможно, в нашей газете «Рыбный Мурман» стоило бы за вести специальный раздел под рубрикой «Уголок промыслпзи- ка». Здесь, по-моему, следовало бы печатать материалы, накоплен ные судоводителями, об условиях промысла в отдельных квадратах моря. За такое дело каждый про мысловик скажет спасибо и в обобщение опыта внесет свой вклад, потому что это принесет только пользу, повысит успех промысла и культуру судовожде ния. В. ТИШИНСКИЙ , капитан траулера «Можайск». «РЫ БНЫ Й МУРМАН» 27 июля 1961 г. 3 стр. Л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz