Рыбный Мурман. 1961 г. Июль.

) Механик-наладчик Петр Батухтин В конце прошлого года всту­ пил в строй промысловых су­ дов траулер «Куприн». Это в нашем флоте второй корабль кормового траления польской постройки. Траулер оснащен разнообразными электро-радио­ оборудованием, судоводитель­ скими и поисковыми прибора­ ми. На фабрике, например, установлены две машины для выработки филе из трески и окуня. В целом хорошее по устрой­ ству судно имеет и ряд конст­ руктивных недоработок, сни­ жающих производительность труда и затрудняющих эксплу­ атацию механизмов. . Для устранения вскрытых недостатков большую работу проделал в рейсе механик-на- ладчик Петр Максимович Ба­ тухтин. Это человек беспокой­ ный. Он постоянно находится в творческих поисках, работа­ ет добросовестно, с огоньком. Под его руководством уст­ ранено немало заводских не­ доделок силами самой коман­ ды. Так, например, носовые элеваторы не работали из-за частых поломок ковшей. Сле­ довало увеличить зазор между ведущими звездочками. Над этим пришлось немало потру­ диться, так как нужно было произвести полный демонтаж и сборку цепей. В рыбомучной установке по предложению Петра Батухтина улучшен процесс выработки муки. Для облегчения труда моря­ ков на нашем траулере изме­ нено назначение транспорте­ ров. Приспособление лотков и люков к головорубочной ма­ шине также не обошлось без участия механика-наладчика. Во время плавания вышел из строя насос осушителя ры­ бомучной установки. Стали выяснять причину. Петр Ба­ тухтин провел в беспокойных поисках не один час. Его на­ стойчивости можно было по­ завидовать. И когда лицо ме­ ханика осветилось улыбкой, всем стало ясно — Батухин потрудился не зря. Было об­ наружено, что гнездо подшип­ ника вала «просажено». Неис­ правность моряки устранили своими силами. Внедрено и такое новшест­ во: установлен на нагнетатель­ ной магистрали двойник с дву­ мя клапанами. Благодаря это­ му повысилось качество сепа­ рирования граксы. Несколько хороших предло­ жений претворено на корабле, которые создают удобства и безопасность работы моряков. Исключена, например, воз­ можность падения крышек ав­ токлавов во время свежей по­ годы, перенесен щиток управ­ ления подъемника картонных ящиков и так далее. Механики многих кораблей могут взять пример с творческой работы члена нашего экипажа Петра Батухтина. Он за сравнитель­ но короткий срок в совершен­ стве освоил технологическое оборудование нового судна. Еще при осмотре нашего ко­ рабля в порту отдельные спе­ циалисты заявили, что на «Куприне» больше 30 тонн рыбы в сутки не обработать. Практика показала ,что с та­ кими людьми, как Батухтин, можно многого добиться. Улуч­ шение технологического про­ цесса позволило обрабатывать за сутки до 50 тонн рыбопро­ дукции. Однажды радист нашего ко­ рабля получил радиограмму с борта рефрижераторного трау­ лера «Серафимович». Там про­ изошла авария в машине ло выработке филе. Консультация Батухтина помогла ликвидиро­ вать простой. Командование «Серафимовича» горячо побла­ годарило нашего механика за оказанную помощь. В деле совершенствования технологических процессов, по­ вышения производительности труда моряков вносит лепту не один Батухтин. К новаторам, к людям творческой мысли от­ носится и капитан-директор тов. Богомолов, и старший ме­ ханик тов. Себрев, и технолог тов. Тюльменков и другие чле­ ны экипажа. В настоящее время вся ма­ шинная команда, в том числе и группа по механизмам тех­ нологического оборудования, возглавляемая ным, борется тов. Батухти- за звание кол­ лектива коммунистического труда. И на работе, и в общест­ венной жизни корабля он яв­ ляется примером для многих других. Несмотря на большую загруженность основной рабо­ той, Петр Батухтин находит, время для политической и тех­ нической учебы, готовится к экзаменам на заочное отделе­ ние мореходного училища. Можно с уверенностью ска­ зать, что все планы и желания Батухтина сбудутся. Для это­ го у него хватит знаний, сил и энергии. П. МАТВЕЕВ , первый помощник капитана реф­ рижераторного траулера «Куприн». Запланированные ••• нарушения Во время ежегодно проводимых дымогарные трубы, трубные ре- общефлотских смотров судовой шетки, жаровые трубы и т д техники много говорится, обычно, об улучшении ее эксплуатации. Так должно быть, но у нас на Но несмотря на это, приходится Флоте все это происходит ина- сталкиваться с вопиющими фак- че- Через 1500—1700 часов ра- тами нарушения правил техниче- боты судовоГо котла небрежно ской эксплуатации. В частности, очищается бочка котла, огневые здесь речь идет о судовых кот- камеры, жаровые трубы. И толь- лах, которые установлены на тра- к0- Полностью очищается котел улерах типа «Муром». На них на- впервые только через четыре года иболее часто происходят аварии после ввода в эксплуатацию и за- котлов, причем, как правило, об- тем ежегодно, когда требуется виняются в этом машинные предъявлять котел инспектору команды. Грамотная эксплуатация этих котлов предусматривает два ви­ да котлочисток: во-первых, пол­ ная очистка и, во-вторых, частич­ ная, которая производится макси­ мум через 2000 часов работы кот- Регистра. Так, на траулере «Мо­ гилев» и на всех подобных судах с момента ввода в эксплуатацию их в течение двух. трех лет про­ изводилась частичная котлочист- ка не но правилам. За это время дымогарные тру- ла. Первый вид очистки преду- бы и решетки обросли накипью, сматривает полное очищение всех Высота ее доходит до 7 миллимет- внутренних поверхностей котла. Во втором случае—очищаются по­ верхности нагрева котла, то есть Мастеру по обработке нужен помощник НА ТРУДОВОЙ ВАХТЕ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ. Сейчас уже многие экипажи вы­ шли на промысел в Северную Ат­ лантику. Для того, чтобы полу­ чить полуфабрикат отличного ка- бочек в трюме, другой за спуском чества, нужно быстро обрабаты- на палубе, за подготовкой тары вать сельдь. Каждый лишний час под заливку на следующий улов, задержки улова на палубе сни- Сдавали продукцию всегда сорт- жает сортность. Улучшает сорт- ностью выше плановой, ность правильная дозировка соли. Могут мне возразить, дескать, обволакивание сельди в ней. Ну сейчас на судах труд механизиру- и, конечно, надо иметь хорошую ется. Это верно. Но рыбоиосольные тару. агрегаты стоят еще далеко не на Мастеру по обработке надо всех кораблях, причем часто вы­ быть особенно внимательным при ходят из строя. А на многих судах осмотре тары, при работе с ней, как были рыбодел и лопатка соля- особенно с бывшей в употребле- пая, Да Две РУКИ рыбмастера, так нии. Нередко мы получали бочки и остались еще. со сломанными уторами или клеп- А ведь за три-четыре месяца кой, заплесневевшую. Не отремон- мастеру приходится пропустить тировал бочки, не промыл их в ч*Фез свои руки 500 700 тонн морской воде (она частично отмы- сельди, и он не в состоянии бы­ вает плесень), считай, что ты под- СТР° засолить такое количество, вел экипаж, не жди хорошей про- Сельдь залеживается на палубе, дукции. снижается ее сортность. Я считаю, что на средних ры- Да и все Равно же капитанам боловных траулерах нужно иметь в большинстве случаев приходит- помощников мастера по обработ- ся направлять в помощники ма­ ке. До 1959 года так и было. У стеру одного из матросов. А такой нас на корабле, например, и ма- помощник не всегда бывает пол- стер, и помощник солили сельдь, неценным. Ведь опыт и сноровка готовили бочки. Кроме того, один приходят с годами, из нас следил за складированием В пользу моего предложения говорит и следующий довод. Из­ вестно, что суда «Мурмансельди» ловят треску и другую рыбу дон­ ных пород. На траловом промысле одному мастеру но обработке де­ лать нечего. Нужен помощник — засольщик. И капитанам прихо­ дится ставить на засолку кого-ли­ бо из матросов. Мастеру по обработке прихо­ дится по суткам не вылезать из трюма, обучать матроса, контроли­ ровать его труд. К концу рейса, казалось бы. матрос начал осваи­ вать дело. Но как это у нас ча­ сто бывает, на следующий рейс он идет на другом корабле, или ухо­ дит в отпуск. И снова приходится начинать заново. За два последних года у нас на корабле, например, в каждом рей­ се был новый «засольщик». Ко­ нечно, так работать нельзя. На кораблях «Мурмансельди» должен быть и мастер по обработ­ ке и его помощник. Это облегчит и работу на сельдяном промысле, и позволит избежать трудностей с комплектованием экипажа при пе­ реходе с сельдяного на траловый лов, выпускать продукцию отлич­ ного качества, увеличивать до­ ставку «свежья». Кстати говоря, уж если гово­ рить об экономии, то незачем на судах типа «Океан» во время их нахождения на траловом промыс­ ле иметь на борту рефрижератор­ ных механиков. Холод в трюмы обычно не подается. В. Ш АХЛО ВИЧ , рыбма- стер СРТ J6 706. ров, а площадь нагрева дымогар­ ных труб в этих котлах составля­ ет 78,3 процента всех площадей нагрева котла. Накипь толщиной в 1 — 2 миллиметра, как извест­ но, вызывает перерасход топлива на 2—5 процентов. Основываясь на этих данных, не трудно под­ читать, во что обходится небреж- ме отношение к чисткам котлов. Однако на многих судах этого типа машинные команды все же .шеют значительную экономию топлива. Откуда она берется? Ви­ димо, руководство флотом плани­ рует расход топлива, учитывая при этом загрязненность котлов сверх нормы. Вот и получается, что экономия топлива достигае * я не за счет бережного отношения к технике, а только благодаря планированию. На траулере «Могилев» и дру­ гих судах подобного типа еще на заводе неправильно изготовлены и установлены воздухонаправля­ ющи»' устройства форсунок кот­ ла. Из-за этого в бортовых топ­ ках факел пламени имеет непра­ вильную форму, а это в свою оче­ редь приводит к ослаблению го­ рения на 20—30 процентов. Об этом знают и главный ин­ женер, и работники технического отдела. Они обещают заказать но­ вые воздухонаправляющие уст­ ройства, но никто из них не мо­ жет толком сказать, сколько лет или месяцев еще придется ждать. Пора прекратить нарушения правил технической эксплуата­ ции судовой техники. Нельзя счи­ тать серьезным объяснение, что котлы запущены из-за бригад кот- лочистов, не успевающих произ­ водить необходимые работы за 5 суток стоянки траулера в пор-, ту. Эти нарушения имеют и другие последствия. Не случайно глав­ ный инженер тралового флота тов- Ульянов и работники техническо­ го отдела с таким завидным упор­ ством тормозят внедрение скоро­ стного траления на паровых су­ дах. Они не запрещают внедрят- этот новый прогрессивный спо­ соб лова рыбы, но и не поощря­ ют. Понимать это надо так, что, если случится что-нибудь, вино­ ватого найти будет легко: им ока­ жется капитан, проводящий на свой страх и риск скоростное тра­ ление. Прекратить нарушения правил технической эксплуатации — это значит предоставить промыслови­ кам большие возможности для увеличения скорости при трале­ ниях, продолжительности нахож­ дения траулеров на промысле. Возрастет и добыча рыбы. М. КОТОВ, капитан трау­ лера «Могилев». «РЫ БНЫ Й МУРМАН» 3 стр. 22 ию.1Я 1961 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz