Рыбный Мурман. 1961 г. Июль.
) Механик-наладчик Петр Батухтин В конце прошлого года всту пил в строй промысловых су дов траулер «Куприн». Это в нашем флоте второй корабль кормового траления польской постройки. Траулер оснащен разнообразными электро-радио оборудованием, судоводитель скими и поисковыми прибора ми. На фабрике, например, установлены две машины для выработки филе из трески и окуня. В целом хорошее по устрой ству судно имеет и ряд конст руктивных недоработок, сни жающих производительность труда и затрудняющих эксплу атацию механизмов. . Для устранения вскрытых недостатков большую работу проделал в рейсе механик-на- ладчик Петр Максимович Ба тухтин. Это человек беспокой ный. Он постоянно находится в творческих поисках, работа ет добросовестно, с огоньком. Под его руководством уст ранено немало заводских не доделок силами самой коман ды. Так, например, носовые элеваторы не работали из-за частых поломок ковшей. Сле довало увеличить зазор между ведущими звездочками. Над этим пришлось немало потру диться, так как нужно было произвести полный демонтаж и сборку цепей. В рыбомучной установке по предложению Петра Батухтина улучшен процесс выработки муки. Для облегчения труда моря ков на нашем траулере изме нено назначение транспорте ров. Приспособление лотков и люков к головорубочной ма шине также не обошлось без участия механика-наладчика. Во время плавания вышел из строя насос осушителя ры бомучной установки. Стали выяснять причину. Петр Ба тухтин провел в беспокойных поисках не один час. Его на стойчивости можно было по завидовать. И когда лицо ме ханика осветилось улыбкой, всем стало ясно — Батухин потрудился не зря. Было об наружено, что гнездо подшип ника вала «просажено». Неис правность моряки устранили своими силами. Внедрено и такое новшест во: установлен на нагнетатель ной магистрали двойник с дву мя клапанами. Благодаря это му повысилось качество сепа рирования граксы. Несколько хороших предло жений претворено на корабле, которые создают удобства и безопасность работы моряков. Исключена, например, воз можность падения крышек ав токлавов во время свежей по годы, перенесен щиток управ ления подъемника картонных ящиков и так далее. Механики многих кораблей могут взять пример с творческой работы члена нашего экипажа Петра Батухтина. Он за сравнитель но короткий срок в совершен стве освоил технологическое оборудование нового судна. Еще при осмотре нашего ко рабля в порту отдельные спе циалисты заявили, что на «Куприне» больше 30 тонн рыбы в сутки не обработать. Практика показала ,что с та кими людьми, как Батухтин, можно многого добиться. Улуч шение технологического про цесса позволило обрабатывать за сутки до 50 тонн рыбопро дукции. Однажды радист нашего ко рабля получил радиограмму с борта рефрижераторного трау лера «Серафимович». Там про изошла авария в машине ло выработке филе. Консультация Батухтина помогла ликвидиро вать простой. Командование «Серафимовича» горячо побла годарило нашего механика за оказанную помощь. В деле совершенствования технологических процессов, по вышения производительности труда моряков вносит лепту не один Батухтин. К новаторам, к людям творческой мысли от носится и капитан-директор тов. Богомолов, и старший ме ханик тов. Себрев, и технолог тов. Тюльменков и другие чле ны экипажа. В настоящее время вся ма шинная команда, в том числе и группа по механизмам тех нологического оборудования, возглавляемая ным, борется тов. Батухти- за звание кол лектива коммунистического труда. И на работе, и в общест венной жизни корабля он яв ляется примером для многих других. Несмотря на большую загруженность основной рабо той, Петр Батухтин находит, время для политической и тех нической учебы, готовится к экзаменам на заочное отделе ние мореходного училища. Можно с уверенностью ска зать, что все планы и желания Батухтина сбудутся. Для это го у него хватит знаний, сил и энергии. П. МАТВЕЕВ , первый помощник капитана реф рижераторного траулера «Куприн». Запланированные ••• нарушения Во время ежегодно проводимых дымогарные трубы, трубные ре- общефлотских смотров судовой шетки, жаровые трубы и т д техники много говорится, обычно, об улучшении ее эксплуатации. Так должно быть, но у нас на Но несмотря на это, приходится Флоте все это происходит ина- сталкиваться с вопиющими фак- че- Через 1500—1700 часов ра- тами нарушения правил техниче- боты судовоГо котла небрежно ской эксплуатации. В частности, очищается бочка котла, огневые здесь речь идет о судовых кот- камеры, жаровые трубы. И толь- лах, которые установлены на тра- к0- Полностью очищается котел улерах типа «Муром». На них на- впервые только через четыре года иболее часто происходят аварии после ввода в эксплуатацию и за- котлов, причем, как правило, об- тем ежегодно, когда требуется виняются в этом машинные предъявлять котел инспектору команды. Грамотная эксплуатация этих котлов предусматривает два ви да котлочисток: во-первых, пол ная очистка и, во-вторых, частич ная, которая производится макси мум через 2000 часов работы кот- Регистра. Так, на траулере «Мо гилев» и на всех подобных судах с момента ввода в эксплуатацию их в течение двух. трех лет про изводилась частичная котлочист- ка не но правилам. За это время дымогарные тру- ла. Первый вид очистки преду- бы и решетки обросли накипью, сматривает полное очищение всех Высота ее доходит до 7 миллимет- внутренних поверхностей котла. Во втором случае—очищаются по верхности нагрева котла, то есть Мастеру по обработке нужен помощник НА ТРУДОВОЙ ВАХТЕ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ. Сейчас уже многие экипажи вы шли на промысел в Северную Ат лантику. Для того, чтобы полу чить полуфабрикат отличного ка- бочек в трюме, другой за спуском чества, нужно быстро обрабаты- на палубе, за подготовкой тары вать сельдь. Каждый лишний час под заливку на следующий улов, задержки улова на палубе сни- Сдавали продукцию всегда сорт- жает сортность. Улучшает сорт- ностью выше плановой, ность правильная дозировка соли. Могут мне возразить, дескать, обволакивание сельди в ней. Ну сейчас на судах труд механизиру- и, конечно, надо иметь хорошую ется. Это верно. Но рыбоиосольные тару. агрегаты стоят еще далеко не на Мастеру по обработке надо всех кораблях, причем часто вы быть особенно внимательным при ходят из строя. А на многих судах осмотре тары, при работе с ней, как были рыбодел и лопатка соля- особенно с бывшей в употребле- пая, Да Две РУКИ рыбмастера, так нии. Нередко мы получали бочки и остались еще. со сломанными уторами или клеп- А ведь за три-четыре месяца кой, заплесневевшую. Не отремон- мастеру приходится пропустить тировал бочки, не промыл их в ч*Фез свои руки 500 700 тонн морской воде (она частично отмы- сельди, и он не в состоянии бы вает плесень), считай, что ты под- СТР° засолить такое количество, вел экипаж, не жди хорошей про- Сельдь залеживается на палубе, дукции. снижается ее сортность. Я считаю, что на средних ры- Да и все Равно же капитанам боловных траулерах нужно иметь в большинстве случаев приходит- помощников мастера по обработ- ся направлять в помощники ма ке. До 1959 года так и было. У стеру одного из матросов. А такой нас на корабле, например, и ма- помощник не всегда бывает пол- стер, и помощник солили сельдь, неценным. Ведь опыт и сноровка готовили бочки. Кроме того, один приходят с годами, из нас следил за складированием В пользу моего предложения говорит и следующий довод. Из вестно, что суда «Мурмансельди» ловят треску и другую рыбу дон ных пород. На траловом промысле одному мастеру но обработке де лать нечего. Нужен помощник — засольщик. И капитанам прихо дится ставить на засолку кого-ли бо из матросов. Мастеру по обработке прихо дится по суткам не вылезать из трюма, обучать матроса, контроли ровать его труд. К концу рейса, казалось бы. матрос начал осваи вать дело. Но как это у нас ча сто бывает, на следующий рейс он идет на другом корабле, или ухо дит в отпуск. И снова приходится начинать заново. За два последних года у нас на корабле, например, в каждом рей се был новый «засольщик». Ко нечно, так работать нельзя. На кораблях «Мурмансельди» должен быть и мастер по обработ ке и его помощник. Это облегчит и работу на сельдяном промысле, и позволит избежать трудностей с комплектованием экипажа при пе реходе с сельдяного на траловый лов, выпускать продукцию отлич ного качества, увеличивать до ставку «свежья». Кстати говоря, уж если гово рить об экономии, то незачем на судах типа «Океан» во время их нахождения на траловом промыс ле иметь на борту рефрижератор ных механиков. Холод в трюмы обычно не подается. В. Ш АХЛО ВИЧ , рыбма- стер СРТ J6 706. ров, а площадь нагрева дымогар ных труб в этих котлах составля ет 78,3 процента всех площадей нагрева котла. Накипь толщиной в 1 — 2 миллиметра, как извест но, вызывает перерасход топлива на 2—5 процентов. Основываясь на этих данных, не трудно под читать, во что обходится небреж- ме отношение к чисткам котлов. Однако на многих судах этого типа машинные команды все же .шеют значительную экономию топлива. Откуда она берется? Ви димо, руководство флотом плани рует расход топлива, учитывая при этом загрязненность котлов сверх нормы. Вот и получается, что экономия топлива достигае * я не за счет бережного отношения к технике, а только благодаря планированию. На траулере «Могилев» и дру гих судах подобного типа еще на заводе неправильно изготовлены и установлены воздухонаправля ющи»' устройства форсунок кот ла. Из-за этого в бортовых топ ках факел пламени имеет непра вильную форму, а это в свою оче редь приводит к ослаблению го рения на 20—30 процентов. Об этом знают и главный ин женер, и работники технического отдела. Они обещают заказать но вые воздухонаправляющие уст ройства, но никто из них не мо жет толком сказать, сколько лет или месяцев еще придется ждать. Пора прекратить нарушения правил технической эксплуата ции судовой техники. Нельзя счи тать серьезным объяснение, что котлы запущены из-за бригад кот- лочистов, не успевающих произ водить необходимые работы за 5 суток стоянки траулера в пор-, ту. Эти нарушения имеют и другие последствия. Не случайно глав ный инженер тралового флота тов- Ульянов и работники техническо го отдела с таким завидным упор ством тормозят внедрение скоро стного траления на паровых су дах. Они не запрещают внедрят- этот новый прогрессивный спо соб лова рыбы, но и не поощря ют. Понимать это надо так, что, если случится что-нибудь, вино ватого найти будет легко: им ока жется капитан, проводящий на свой страх и риск скоростное тра ление. Прекратить нарушения правил технической эксплуатации — это значит предоставить промыслови кам большие возможности для увеличения скорости при трале ниях, продолжительности нахож дения траулеров на промысле. Возрастет и добыча рыбы. М. КОТОВ, капитан трау лера «Могилев». «РЫ БНЫ Й МУРМАН» 3 стр. 22 ию.1Я 1961 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz