Рыбный Мурман. 1961 г. Июль.
Рассказывают морями „Волны" Всегда в боевой готовности В нашем тралмсйстерском деле успех начинается там, где закан чивается работа по подготовке к очередному рейсу. Мастера но до быче, когда судно находится на стоянке в порту, могут вздохнуть свободно только тогда, когда по лучат возможность доложить ка питану: — К выходу в рейс все готово! А чтобы так рапортовать, надо сделать многое: получить необхо димое снабжение в размере, пол ностью обеспечивающем наши по требности, позаботиться о том, чтобы все в порядке было достав лено на борт. Мастер но добыче не имеет нрава заявить в море: «Ве сти лов рыбы не можем — нет того-то и того-то». Ведь это бу дет означать тогда срыв рейса. Поэтому тралмейстерский состав нашего судна подготовке к выходу в море придает первостепенное значение. Снабженцы, известно, народ тертый, прижимистый, так и но ровят вычеркнуть из заявки то или иное снаряжение под старым, как мир, предлогом: «Этого нет на складах». Тут уж мастер по добыче дол жен сам держать ухо востро, ь на заверения снабженцев не сообен- но полагаться. Я лично, когда они упорствуют, иду за помощью к ка питану, и вдвоем мы все-таки добиваемая обеспечения судна всем необходимым. Ну, а если действительно нет на складе того, что нам нужно (ведь бывает и так, чего греха таить). Тогда все зависит от соб ственной инициативы. В этом го ду были случаи, когда нам не уда валось получить шкуры. Чтобы выйти из положения, не сорвать рейс и предохранить мешки от подтирания, комбинировали, кро или из старья, но работу обеспе чим ли. На переходе в район промысла мы на своей «Волне» заняты все гда последними приготовлениями к лову. Промеряем, в первую оче редь, ваера, просматриваем тра лы, готовим их к спуску за борт. Только после твердой убежденно сти, что все сделано так, как на до, делается новый рапорт капи тану: — Орудия лова готовы к спуску за борт. Трал мы вооружаем так: на нижнюю подбору ставим 400-мил лиметровые бобинцы, к ним груз но 13 килограммов. На верхнюю подбору ставим 4G— 48— 50 кух- тылей, в зависимости от состояния грунта и глубин, на которых про изводится траление. Если грунт очень уж плохой, задевистый, тогда ставим 500-миллиметровые бобинцы — чтобы нижняя подбо ра шла, не забирая камни и губку. Для любого тралмейстера все это, конечно, не ново, но в том и заключается наша задача, чтобы старые, проверенные временем и опытом методы работы умело при менялись в конкретной обстанов ке, соблюдались установившиеся правила работы с тралом. Где-то недосмотрел, что-то упустил из внимания — и, глядишь, трал приходит из воды пустым. Тут уж тралмейстеру не следует пенять на других, а искать в чем же он сам допустил ошибку. Мастера по добыче траулера «Волна» на промысле всегда ра ботают в самом тесном контакте с капитаном, со штурманами. Сле дует сказать, что наш капитан Михаил Петрович Краев вни кает во все мелочи нашего дела, всегда и во всем готов придти jafaM на помощь. Его примеру сле- ,/дуют и штурманы, а при таких условиях и работа спорится. Тралмейстерский состав дово лен, что erq доля труда есть в победе, одержанной экипажем траулера «Волна». Но успокаиваться — рано. Мы можем добйться и обязательно добьемся к ХХН съезду КПСС еще лучших результатов. И. Ш АН И Н , старший мастер по добыче траулера «Волна». □ На снимке: капитан траулера «Волна» М. П. К Р А Е В . □ О награждении участников экспедиции на Дальний Запад читайте на 4-й странице Президиум Мурманского обкома профсоюза рабочих пищевой промышленности постановил: Занести в Книгу трудовых подарков X X II съезду КПСС экипаж траулера «Волна»— (капи тан М. П. Краев, председатель судового комите та профсоюза Л. А. Чудецкий) — за досрочное выполнение плана 1961 года. Экипажи СРТ-Р №№ 710 и 711 (капитаны А. М. Барон и Г. А. Бойко, предсудкомы А. И. Свиридов и Т. А. Фролов) — за открытие нового района промысла на Дальнем Западе. Наконец, взяли курс на банку Джорджес. Вот тут-то и начались самые горячие деньки. И не толь ко потому, что весна была в раз-, rape! Но лучше все по порядку. Когда пришли на банку Джорд- \ жес, судов вокруг нас никаких не было. Даже наш коллега — эки паж среднего траулера Xi 711 — находился в тот момент несколько севернее. Правда, до нас проходи ли здесь и калининградские трау леры. и иностранные, но не об наружив рыбы, уходили в другие районы. Поиск начали с северной части банки Джорджес. Вдоль западного склона спускались к юго-западу. На мелководьи, а также в северо- западной, западной и юго-запад ной частях банки приборы пока зывали наличие неплохих скопле ний рыбы. Сделали контрольный дрейф. Улов на сеть до 100—150 килограммов сельди. Дальше — больше. Наконец, на сеть стало Капитан СРТ-Р-710 А. М. Барон и первый помощник CPT-P-71I И. Ф . Бондаренко. капитана Нашли в глубинах океана богатства рыбные стране •(Окончание. Нач. на 1-й стр.). уже работали три «Океана» №.Ns 9160, 9011, 9166, СРТ №№ 4357, 4358, 4170. Концентрации сельди были настолько мощными, что промысловики, опять-таки по на шей рекомендации, уменьшили количество сетей в порядках, ста вили их но 14— 30. Уловы за дрейф были от 100 до 330 цент неров. Калининградцы набрали с 17 мая по 3 июля 15 полных грузов сельди. Наша экспедиция получила благодарность от кали нинградских рыбаков за содейст вие в организации промысла в но вом районе... Особо следует подчеринуть, что сельдь здесь ловится хорошо и днем и ночью, в отличие от Нор вежского моря. Приведу такие примеры. 30 мая с 8 часов 30 ми нут утра до 16 часов 30 минут провели дневной дрейф, добыв до 200 килограммов на сеть. 20 ию ня дневной дрейф дал до 700 ки лограммов на сеть. Поводцы бы ли полуметровые. А вообще уловы достигали 2000 килограммов на сеть. Кормовая база для сельди здесь очень хорошая. Погода на Джор джес-банке все это время была промысловой. Но промысловое значение это го района, площадь которого не менее 200 квадратных миль, со стоит не только в том, что здесь имеются богатые запасы сельди. На Джорджес-банке нами были найдены места, где хо рошо ловятся омары (за часовое траление 50 экземпляров). Каж дый экземпляр омара даст от 200 граммов до 3 килограммов съедоб ной мякоти высокого качест ва. Ми рекомендуем послать ту да судно с консервной установкой, которая обеспечит выпуск делика тесной, очень ценной продукции. Много там и кальмаров. Можно добывать до 300 килограммов за траление. Вкус мяса кальмаров напоминает крабовое, не хуже по качеству.» Кальмаров можно ис пользовать для выпуска ценных консервов. Поймали также 8 штук рыбы шед — из семейства сельдевых (42 сантиметра). Не теряем на дежды, что в будущем обнаружим промысловые концентрации этой рыбы. — Вот из такого омара, — го ворит тов. Пахоруков, — можно сделать замечательные консервы. _ -------------- £ Экспедиция собрала большой практический и научный матери- С л о в о — х с а х к и г г а ш у С Р Т - & — 7 1 1 Г . Б о й к о АМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ, что от крытый нашей экспедицией новый богатейший промысловый район раньше никогда не прини мался всерьез. Бывали здесь и иностранные суда, но их интере совала, главным бразом, рыба донных пород и еще ракушка- мидия. Банка Джорджес под бо ком у американцев. И они, види мо, не подозревали об огромных скоплениях сельди, так как обыч но ловят се, подобно норвежцам, в губах. Мы тоже были там в прошлом году. Тогда у нас цель была дру гая. Правда, сделали все же не сколько контрольных дрейфов. Уловы были неплохими. Почему-то все считали наибо лее перспективным район банки Банкеро. Особенно ярыми сторон никами этого предложения были калининградцы. Зимой его иссле довала группа их поисковых трау леров иод руководством тов. Вя лова. Он считал, что здесь долж на быть в изобилии летне-нере- стующая сельдь. Оправдались ли его прогнозы, я скажу ниже. Наша экспедиция пришла в т о т район в середине марта. По года-была штормовая, потом не прерывно стояли густые туманы. Канадцы рассказывали, что такой суровой зимы они не помнят с 1923 года. Работать в таких ус ловиях было тяжело. Доставалось судоводителям. Иногда приходи лось работать в группе иностран ных судов, и тогда мои помощни ки оказались на высоте. Особенно надо отметить старшего помощни ка капитана Анатолия Еременко. Молодой, но очень энергичный су доводитель. В прошлый раз он ходил у нас еще третьим помощ ником. Штурманам неоценимую по мощь оказали акустики гг. Фро лов и Вихров. Гирокомпас, лока тор и другие приборы действова ли превосходно, хотя нагрузка бы ла очень большая. В районе Банкеро мы имели про мысловые уловы. Сельдь держа лась узкой полосой, а к 10 апре ля и она рассеялась. Тогда мы по шли на Джорджес. СРТ-710 остал ся на Банкеро для дальнейшей ис следовательской работы. На банке Джорджес мы обсле довали южные склоны, которые раньше считались наиболее пер спективными. Сельдь держалась стайками, передвигаясь постепен но к северу. Вместе с ней продви галось и наше судно. В конце ап реля на северном склоне показа ния приборов заметно улучши лись. Контрольные дрейфы дали улов до 200 килограммов на сет ку. У нас кончились все запасы, надо было идти в канадский порт Галифакс для пополнения. Но пу ти сделали гидрологический раз рез моря: измеряли температуру на разных глубинах, брали образ цы планктона и так далее. После Галифакса наше судно поменялось местами с траулером № 710. Мы пошли на Банкеро, а они — на Джорджес. Причем, там они сразу заметили, что рыба на чала скатываться к западу. Вско ре у них появились отличные уловы. Вместе с нами на банке Банке ро в это время работали три про мысловых траулера из Калинин града. На одном из них находил ся представитель калининград ской промразведки тов. Вялов. Он побывал на нашем судне. Разго варивая с начальником экспеди ции тов. Пахоруковым, он убеж дал продолжать обследование Банкеро. Но вся обстановка, сложившаяся там в тот момент, свидетельствовала против его предположений о наличии здесь летае-нерестующей сельди. Поэтому в середине мая и мы, и калининградцы перешли на Джор джес. Курс держали но радиопе ленгу СРТ-710. Здесь калининградцы за не сколько дрейфов взя ли каждый но пол ному грузу и ушли к плавбазе. Паши суда про должали исследовательскую рабо ту. Просмотрели залив Мен, про шли недалеко от американского порта Бостон. Когда вернулись на банку Джор джес на то же место, где СРТ-710 обнаружил хорошие скопления сельди, там заметны были измене ния. Я давно работаю в сельдя ном флоте, но такого еще не ви дывал. Поверхность моря вокруг корабля кипела от бесчисленного количества сельди. С борта хоро шо было видно, как она хватает пищу. Мало того, приборы пока зывали, что так же густо сельдь держится до самого грунта. А во круг — ни одного промыслового судна. Решено было сделать поисковую съемку района, чтобы определить его границы. Установили, что в то время сельдь густо располага лась с запада на восток на 35 миль, а с юга на север на 15 миль. Да, таких богатейших районов в Норвежском море не встречалось. Пять месяцев экипаж самоот верженно трудился на океанских просторах. Ни к кому нет упре ков, каждый не жалел сил для победы. Однако, хочется особо от метить боцмана Кочурова. Судно заходило в иностранные порты, на до было содержать его и внешне в образцовом порядке. И Федоро вич не подвел. Одновременно он успевал помогать матросам. Во всех делах были впереди молодой мастер лова Отари Нада- раишвили, матросы Владимир Третьяк, Сергей Барон, Степан Андранович, моторист Степан Куз нецов, радист Борис Злобин, старший механик Анатолий Таво- стии. Дважды была занесена на судовую Доску почета фамилия гидролога Андрея Маширова. От лично выполняя свои обязанно сти , он всегда приходил на по мощь палубной команде. Открытие нового богатейшего района промысла, безусловно, большое дело. Но главное — еще впереди. Перед мурманскими ры баками стоит теперь задача огром ной важности: освоить район бан ки Джорджес в кратчайшие сроки. Для этого потребуется большая организаторская работа. Мне кажется, что наряду с про мыслом сельди, было бы неплохо заняться добычей рыбы таких ценных пород, как серебристый хек и бутер-фиш. Наши моряки с удовольствием ели ее. Кроме того, контрольные траления показали, что она имеется там в достаточ ном для промысла количестве. На снимке: капитан CPT-P-7II гов. Бойко (третий слева) с груп пой членов экипажа. □ ал, который сослужит в будущем хорошую службу для промышлен- * ного освоения нового района. J Научные работники ПИНРО J Альвина Павловна Вильсон, Алск- J сандр Лукич Обвинцев оказывали J мне и экипажам судов большую J помощь в достижении успеха J экспедиции. Хочется отметить от- J личный труд инженера-гидролога 5 тов. Маширова, инженера-ихтио- 5 лога тов. Геичева, техника-их- J тоюлога тов. Павелко (СРТ-Р 5 М 711), а также инженера-гид- J ролога тов. Клименкова, гидрохи- / мика тов. Луки (СРТ-Р № 710). J Успех экспедиции — достой- 5 ный подарок моряков и ученых } XXII съезду партии. попадаться до тонны сельди! Это уже был успех. Впрочем, нужна была проверка и еще раз проверка. Ходили в разных на правлениях, делали еще и еше рал контрольные дрейфы сетями' раз- 18 февраля 1961 года наше _ ~ ^ тги гтгч т г * *9Г-# ^^личных размеров судно вместе со средним трауле- л . ь а р о н . ж с а ш и т л ш ч л г л - л г 4 ХСги цветов. Сети ром № 711 покинуло родной порт. На борту помимо команды находи лись: научный сотрудник ПИНРО Александр Лукич Обвинцев, инже нер-ихтиолог Георгий Иванович Лука, инженер-гидролог Анатолий Иванович Клименков и техник- гидролог Валерий Павлович Соко лов. Начальник экспедиции Вла дислав Иванович Пахоруков с ча стью научных сотрудников нахо дился на борту другого судна. Растаяли в дали туманные кон туры родных берегов. Началась обычная судовая жизнь, как и на любом другом корабле. Только чувствовалось, что настроение у экипа жа было несколько иное. Приподнятое, может, чуть взволнованное, как обыч но в предвкушении большой, трудной и от ветственной работы. Уже начало показало, что справиться с зада чей будет нелегко. По исковые работы начали 22 февраля. Прошли от Лофотенских до Фарер ских островов, затем взя ли курс на район Рейкь- лнис, дальше на Флс- миш-кан и, наконец, на Большую % Ньюфаунд лендскую банку. Поиску все это время мешали жестокие штормы. Начиная с района Флемиш-ка- па, кроме поисков, коллектив эк спедиции занимался гидрологиче скими работами и проверкой со стояния кормовой базы. Здесь также, как и на Большой Нью фаундлендской банке, несмотря на все старания, ничего существен ного обнаружить не удалось. В первых числах апреля в пер вый раз пополнились у плавбазы. Почти весь месяц потом работали на банках Банкеро и Артимон. Здесь обнаружили небольшое скоп ление сельди, в основном на север ном, северо-восточном и юго-во сточном склонах банки Банкеро. Читая показания поисковых при боров, можно было заключить, что сельдь в зависимости от времени суток держалась на разных глу бинах отдельными стайками. Конт рольные дрейфы дали улов на тометр, они осторожно перенесли его на палубу, быстро и умело присоединяли трос, спускали при бор за борт, через положенное вре мя поднимали из океанской пучи ны. Гидрологи записывали пока зания, обобщали, заносили на про мысловый планшет. . . Работали все дружно, четко, без липшей суеты, которая, по су ти дела, является признаком не организованности. У нас экипаж в основном молодой и на редкость хороший. В отношении возраста Моряки СРТ-Р-710. сеть до 50 килограммов, контроль ными тралениями было обнаруже но большое количество трески и окуня. Здесь работали иностран ные суда. Французский траулер «Юпитер» имел улов за одно тра ление до 4— 5 тонн окуня. Облав ливали треску и окуня тут порту гальцы и испанцы. В районе банки Артимон прибо ры давали такие же показания, как и на банке Банкеро. Я ду маю, что оба эти района заслужи вают внимания. Их необходимо проверить и в другое время года. Месяцы шли, а до цели, ради которой мы и пришли сюда, было еще далеко. Но признаков уныния среди экипажа не было заметно. Наши люди привыкли к тяготам морской жизни, умели стойко пе реносить временные неудачи. А это очень много значит. Кто ве рит в победу, борется за нее, тот обязательно победит. Экипаж жил дружно, как одна большая семья. Постепенно матро сы познакомились с приборами инженеров промысловой разведки, стали помогать им в научной ра боте. Анатолий Нилов, Владимир Жарков, Владимир Жуков, отлич ные матросы в совершенстве знав шие свое дело, и тут не подкача ли. Когда надо было спускать ба- исключение составляли, пожалуй, только мы с поваром Василием Андреевичем Харловым. Кстати, нельзя не отметить, что Василий Андреевич в этом рейсе прямо блеснул своим искусством. Обеды были, если можно так сказать, классические. Наше судне не промысловое, и цель, следовательно, заключалась не в том, чтобы добыть побольше рыбы, хотя, когда при контроль ных тралениях и дрейфах она по падалась, то в трюме сразу нахо дилось для нее надежное место. Сейчас дело прошлое, можно и признаться, что уставали наши мо ряки не меньше, чем на промыс ловом корабле, может и больше. Матросов было меньше поло женного числа, а работы вдоволь, особенно во второй половине пла вания. За рулем стояли по четыре часа. Не раз боцман Анаторий Ти тов, заметив, что вахтенный здо рово утомился, сменял его у штурвала. То же делали иногда и инженеры промразведки. В общем, взаимопомощь, так взаимопомощь •— по-нашему, по-морскому! А Саша Обвинцев, как, по-дру- жсски звали его все моряки, во время выборки порядка обычно становился выбирать вожак. Рабо тал сноровисто, на радость всем матросам и мастеру лова, требова тельно;»; Андрюш» Галкин. белого цвета дали самую меньшую уловистость. На ивысшие уловы были, когда рабо- тали сетями 24— 26— 28 милли метров. Втайне нам было очень жаль, что там не было наших, мурман ских, судов. Дали знать калинин градцам. По нашим радиопеленгам подошли и были наведены на рыбу их средние траулеры 10, 184, 4518, 4478, 4171; 9160. Все они имели отличные уловы — от иолутонны до двух тонн на сеть. Нет, говорят, худа без добра. Мы- убедились, что бывает иногда и наоборот. Один, например, кали нинградский траулер выметал се ти в том месте, где мы ему ука зывали, а выбрать-то и не смог. Улов был настолько велик, что ком{Шда при выборке со време нем выдохнулась совсем. Сосед, тоже калининградец, СРТ-4171 подошел на подмогу, выбрал часть сетей на свою палубу. Но до кон ца было еще далеко. Мы были рядом. Смотрим, то скует рыбацкое сердце — ведь утопят порядок. Вон и кухтыли под воду ушли. Взялись и мы могать. Сетей десять выбрали на свой борт, но все-таки часть по рядка под тяжестью улова затону ла. Сети чужие мы потом переда-« ли хозяевам, а от них получили радиограмму: «СРТ-710 иапита- ну. Копия СРТ-711 Пахорукову. Эиипаж СРТ-4478 благодарит энипаж СРТ-710 за большую по мощь в освоении нового района промысла. Напитан СРТ-4478 Иванов». Итаи, наша зиспедиция достиг ла цели, выполнила поставленную перед ней задачу. Новый район промысла отирыт. Сельдь на банке Джорджес дер жится широко, причем круглые сутки, как на глубине, так и на поверхности. Район этот требует особого внимания. Необходимо бу дет тщательно исследовать его и в другие времена года. А сейчас он ет мурманских промысловиков. оряки нашего траулера до вольны. Еще бы! Какой подарок ХХН съезду Коммунистической партии! Трудно выделить кого- либо особо, кто больше других от дал сил для победы. Все стара лись. Но все-таки хочется назвать несколько фамилий. Второй по мощник капитана Виктор Бомбя* ков, секретарь комсомольской ор ганизации, третий помощник ка питана Степан Коротаевский, тре тий механик Виктор Дмитриев гидроакустик Федор Любителев радист Юрий Михайлов, рыбма- стер Алексей Шибеко, электроме ханик Иван Захватаев и те, кото рых я назвал выше, — все это наши маяки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz