Рыбный Мурман. 1961 г. Июль.

Рассказывают морями „Волны" Всегда в боевой готовности В нашем тралмсйстерском деле успех начинается там, где закан­ чивается работа по подготовке к очередному рейсу. Мастера но до­ быче, когда судно находится на стоянке в порту, могут вздохнуть свободно только тогда, когда по­ лучат возможность доложить ка­ питану: — К выходу в рейс все готово! А чтобы так рапортовать, надо сделать многое: получить необхо­ димое снабжение в размере, пол­ ностью обеспечивающем наши по­ требности, позаботиться о том, чтобы все в порядке было достав­ лено на борт. Мастер но добыче не имеет нрава заявить в море: «Ве­ сти лов рыбы не можем — нет того-то и того-то». Ведь это бу­ дет означать тогда срыв рейса. Поэтому тралмейстерский состав нашего судна подготовке к выходу в море придает первостепенное значение. Снабженцы, известно, народ тертый, прижимистый, так и но­ ровят вычеркнуть из заявки то или иное снаряжение под старым, как мир, предлогом: «Этого нет на складах». Тут уж мастер по добыче дол­ жен сам держать ухо востро, ь на заверения снабженцев не сообен- но полагаться. Я лично, когда они упорствуют, иду за помощью к ка­ питану, и вдвоем мы все-таки добиваемая обеспечения судна всем необходимым. Ну, а если действительно нет на складе того, что нам нужно (ведь бывает и так, чего греха таить). Тогда все зависит от соб­ ственной инициативы. В этом го­ ду были случаи, когда нам не уда­ валось получить шкуры. Чтобы выйти из положения, не сорвать рейс и предохранить мешки от подтирания, комбинировали, кро­ или из старья, но работу обеспе­ чим ли. На переходе в район промысла мы на своей «Волне» заняты все­ гда последними приготовлениями к лову. Промеряем, в первую оче­ редь, ваера, просматриваем тра­ лы, готовим их к спуску за борт. Только после твердой убежденно­ сти, что все сделано так, как на­ до, делается новый рапорт капи­ тану: — Орудия лова готовы к спуску за борт. Трал мы вооружаем так: на нижнюю подбору ставим 400-мил­ лиметровые бобинцы, к ним груз но 13 килограммов. На верхнюю подбору ставим 4G— 48— 50 кух- тылей, в зависимости от состояния грунта и глубин, на которых про­ изводится траление. Если грунт очень уж плохой, задевистый, тогда ставим 500-миллиметровые бобинцы — чтобы нижняя подбо­ ра шла, не забирая камни и губку. Для любого тралмейстера все это, конечно, не ново, но в том и заключается наша задача, чтобы старые, проверенные временем и опытом методы работы умело при­ менялись в конкретной обстанов­ ке, соблюдались установившиеся правила работы с тралом. Где-то недосмотрел, что-то упустил из внимания — и, глядишь, трал приходит из воды пустым. Тут уж тралмейстеру не следует пенять на других, а искать в чем же он сам допустил ошибку. Мастера по добыче траулера «Волна» на промысле всегда ра­ ботают в самом тесном контакте с капитаном, со штурманами. Сле­ дует сказать, что наш капитан Михаил Петрович Краев вни­ кает во все мелочи нашего дела, всегда и во всем готов придти jafaM на помощь. Его примеру сле- ,/дуют и штурманы, а при таких условиях и работа спорится. Тралмейстерский состав дово­ лен, что erq доля труда есть в победе, одержанной экипажем траулера «Волна». Но успокаиваться — рано. Мы можем добйться и обязательно добьемся к ХХН съезду КПСС еще лучших результатов. И. Ш АН И Н , старший мастер по добыче траулера «Волна». □ На снимке: капитан траулера «Волна» М. П. К Р А Е В . □ О награждении участников экспедиции на Дальний Запад читайте на 4-й странице Президиум Мурманского обкома профсоюза рабочих пищевой промышленности постановил: Занести в Книгу трудовых подарков X X II съезду КПСС экипаж траулера «Волна»— (капи­ тан М. П. Краев, председатель судового комите­ та профсоюза Л. А. Чудецкий) — за досрочное выполнение плана 1961 года. Экипажи СРТ-Р №№ 710 и 711 (капитаны А. М. Барон и Г. А. Бойко, предсудкомы А. И. Свиридов и Т. А. Фролов) — за открытие нового района промысла на Дальнем Западе. Наконец, взяли курс на банку Джорджес. Вот тут-то и начались самые горячие деньки. И не толь­ ко потому, что весна была в раз-, rape! Но лучше все по порядку. Когда пришли на банку Джорд- \ жес, судов вокруг нас никаких не было. Даже наш коллега — эки­ паж среднего траулера Xi 711 — находился в тот момент несколько севернее. Правда, до нас проходи­ ли здесь и калининградские трау­ леры. и иностранные, но не об­ наружив рыбы, уходили в другие районы. Поиск начали с северной части банки Джорджес. Вдоль западного склона спускались к юго-западу. На мелководьи, а также в северо- западной, западной и юго-запад­ ной частях банки приборы пока­ зывали наличие неплохих скопле­ ний рыбы. Сделали контрольный дрейф. Улов на сеть до 100—150 килограммов сельди. Дальше — больше. Наконец, на сеть стало Капитан СРТ-Р-710 А. М. Барон и первый помощник CPT-P-71I И. Ф . Бондаренко. капитана Нашли в глубинах океана богатства рыбные стране •(Окончание. Нач. на 1-й стр.). уже работали три «Океана» №.Ns 9160, 9011, 9166, СРТ №№ 4357, 4358, 4170. Концентрации сельди были настолько мощными, что промысловики, опять-таки по на­ шей рекомендации, уменьшили количество сетей в порядках, ста­ вили их но 14— 30. Уловы за дрейф были от 100 до 330 цент­ неров. Калининградцы набрали с 17 мая по 3 июля 15 полных грузов сельди. Наша экспедиция получила благодарность от кали­ нинградских рыбаков за содейст­ вие в организации промысла в но­ вом районе... Особо следует подчеринуть, что сельдь здесь ловится хорошо и днем и ночью, в отличие от Нор­ вежского моря. Приведу такие примеры. 30 мая с 8 часов 30 ми­ нут утра до 16 часов 30 минут провели дневной дрейф, добыв до 200 килограммов на сеть. 20 ию­ ня дневной дрейф дал до 700 ки­ лограммов на сеть. Поводцы бы­ ли полуметровые. А вообще уловы достигали 2000 килограммов на сеть. Кормовая база для сельди здесь очень хорошая. Погода на Джор­ джес-банке все это время была промысловой. Но промысловое значение это­ го района, площадь которого не менее 200 квадратных миль, со­ стоит не только в том, что здесь имеются богатые запасы сельди. На Джорджес-банке нами были найдены места, где хо­ рошо ловятся омары (за часовое траление 50 экземпляров). Каж­ дый экземпляр омара даст от 200 граммов до 3 килограммов съедоб­ ной мякоти высокого качест­ ва. Ми рекомендуем послать ту­ да судно с консервной установкой, которая обеспечит выпуск делика­ тесной, очень ценной продукции. Много там и кальмаров. Можно добывать до 300 килограммов за траление. Вкус мяса кальмаров напоминает крабовое, не хуже по качеству.» Кальмаров можно ис­ пользовать для выпуска ценных консервов. Поймали также 8 штук рыбы шед — из семейства сельдевых (42 сантиметра). Не теряем на­ дежды, что в будущем обнаружим промысловые концентрации этой рыбы. — Вот из такого омара, — го­ ворит тов. Пахоруков, — можно сделать замечательные консервы. _ -------------- £ Экспедиция собрала большой практический и научный матери- С л о в о — х с а х к и г г а ш у С Р Т - & — 7 1 1 Г . Б о й к о АМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ, что от­ крытый нашей экспедицией новый богатейший промысловый район раньше никогда не прини­ мался всерьез. Бывали здесь и иностранные суда, но их интере­ совала, главным бразом, рыба донных пород и еще ракушка- мидия. Банка Джорджес под бо­ ком у американцев. И они, види­ мо, не подозревали об огромных скоплениях сельди, так как обыч­ но ловят се, подобно норвежцам, в губах. Мы тоже были там в прошлом году. Тогда у нас цель была дру­ гая. Правда, сделали все же не­ сколько контрольных дрейфов. Уловы были неплохими. Почему-то все считали наибо­ лее перспективным район банки Банкеро. Особенно ярыми сторон­ никами этого предложения были калининградцы. Зимой его иссле­ довала группа их поисковых трау­ леров иод руководством тов. Вя­ лова. Он считал, что здесь долж­ на быть в изобилии летне-нере- стующая сельдь. Оправдались ли его прогнозы, я скажу ниже. Наша экспедиция пришла в т о т район в середине марта. По­ года-была штормовая, потом не­ прерывно стояли густые туманы. Канадцы рассказывали, что такой суровой зимы они не помнят с 1923 года. Работать в таких ус­ ловиях было тяжело. Доставалось судоводителям. Иногда приходи­ лось работать в группе иностран­ ных судов, и тогда мои помощни­ ки оказались на высоте. Особенно надо отметить старшего помощни­ ка капитана Анатолия Еременко. Молодой, но очень энергичный су­ доводитель. В прошлый раз он ходил у нас еще третьим помощ­ ником. Штурманам неоценимую по­ мощь оказали акустики гг. Фро­ лов и Вихров. Гирокомпас, лока­ тор и другие приборы действова­ ли превосходно, хотя нагрузка бы­ ла очень большая. В районе Банкеро мы имели про­ мысловые уловы. Сельдь держа­ лась узкой полосой, а к 10 апре­ ля и она рассеялась. Тогда мы по­ шли на Джорджес. СРТ-710 остал­ ся на Банкеро для дальнейшей ис­ следовательской работы. На банке Джорджес мы обсле­ довали южные склоны, которые раньше считались наиболее пер­ спективными. Сельдь держалась стайками, передвигаясь постепен­ но к северу. Вместе с ней продви­ галось и наше судно. В конце ап­ реля на северном склоне показа­ ния приборов заметно улучши­ лись. Контрольные дрейфы дали улов до 200 килограммов на сет­ ку. У нас кончились все запасы, надо было идти в канадский порт Галифакс для пополнения. Но пу­ ти сделали гидрологический раз­ рез моря: измеряли температуру на разных глубинах, брали образ­ цы планктона и так далее. После Галифакса наше судно поменялось местами с траулером № 710. Мы пошли на Банкеро, а они — на Джорджес. Причем, там они сразу заметили, что рыба на­ чала скатываться к западу. Вско­ ре у них появились отличные уловы. Вместе с нами на банке Банке­ ро в это время работали три про­ мысловых траулера из Калинин­ града. На одном из них находил­ ся представитель калининград­ ской промразведки тов. Вялов. Он побывал на нашем судне. Разго­ варивая с начальником экспеди­ ции тов. Пахоруковым, он убеж­ дал продолжать обследование Банкеро. Но вся обстановка, сложившаяся там в тот момент, свидетельствовала против его предположений о наличии здесь летае-нерестующей сельди. Поэтому в середине мая и мы, и калининградцы перешли на Джор­ джес. Курс держали но радиопе­ ленгу СРТ-710. Здесь калининградцы за не­ сколько дрейфов взя­ ли каждый но пол­ ному грузу и ушли к плавбазе. Паши суда про­ должали исследовательскую рабо­ ту. Просмотрели залив Мен, про­ шли недалеко от американского порта Бостон. Когда вернулись на банку Джор­ джес на то же место, где СРТ-710 обнаружил хорошие скопления сельди, там заметны были измене­ ния. Я давно работаю в сельдя­ ном флоте, но такого еще не ви­ дывал. Поверхность моря вокруг корабля кипела от бесчисленного количества сельди. С борта хоро­ шо было видно, как она хватает пищу. Мало того, приборы пока­ зывали, что так же густо сельдь держится до самого грунта. А во­ круг — ни одного промыслового судна. Решено было сделать поисковую съемку района, чтобы определить его границы. Установили, что в то время сельдь густо располага­ лась с запада на восток на 35 миль, а с юга на север на 15 миль. Да, таких богатейших районов в Норвежском море не встречалось. Пять месяцев экипаж самоот­ верженно трудился на океанских просторах. Ни к кому нет упре­ ков, каждый не жалел сил для победы. Однако, хочется особо от­ метить боцмана Кочурова. Судно заходило в иностранные порты, на­ до было содержать его и внешне в образцовом порядке. И Федоро­ вич не подвел. Одновременно он успевал помогать матросам. Во всех делах были впереди молодой мастер лова Отари Нада- раишвили, матросы Владимир Третьяк, Сергей Барон, Степан Андранович, моторист Степан Куз­ нецов, радист Борис Злобин, старший механик Анатолий Таво- стии. Дважды была занесена на судовую Доску почета фамилия гидролога Андрея Маширова. От­ лично выполняя свои обязанно­ сти , он всегда приходил на по­ мощь палубной команде. Открытие нового богатейшего района промысла, безусловно, большое дело. Но главное — еще впереди. Перед мурманскими ры­ баками стоит теперь задача огром­ ной важности: освоить район бан­ ки Джорджес в кратчайшие сроки. Для этого потребуется большая организаторская работа. Мне кажется, что наряду с про­ мыслом сельди, было бы неплохо заняться добычей рыбы таких ценных пород, как серебристый хек и бутер-фиш. Наши моряки с удовольствием ели ее. Кроме того, контрольные траления показали, что она имеется там в достаточ­ ном для промысла количестве. На снимке: капитан CPT-P-7II гов. Бойко (третий слева) с груп­ пой членов экипажа. □ ал, который сослужит в будущем хорошую службу для промышлен- * ного освоения нового района. J Научные работники ПИНРО J Альвина Павловна Вильсон, Алск- J сандр Лукич Обвинцев оказывали J мне и экипажам судов большую J помощь в достижении успеха J экспедиции. Хочется отметить от- J личный труд инженера-гидролога 5 тов. Маширова, инженера-ихтио- 5 лога тов. Геичева, техника-их- J тоюлога тов. Павелко (СРТ-Р 5 М 711), а также инженера-гид- J ролога тов. Клименкова, гидрохи- / мика тов. Луки (СРТ-Р № 710). J Успех экспедиции — достой- 5 ный подарок моряков и ученых } XXII съезду партии. попадаться до тонны сельди! Это уже был успех. Впрочем, нужна была проверка и еще раз проверка. Ходили в разных на­ правлениях, делали еще и еше рал контрольные дрейфы сетями' раз- 18 февраля 1961 года наше _ ~ ^ тги гтгч т г * *9Г-# ^^личных размеров судно вместе со средним трауле- л . ь а р о н . ж с а ш и т л ш ч л г л - л г 4 ХСги цветов. Сети ром № 711 покинуло родной порт. На борту помимо команды находи­ лись: научный сотрудник ПИНРО Александр Лукич Обвинцев, инже­ нер-ихтиолог Георгий Иванович Лука, инженер-гидролог Анатолий Иванович Клименков и техник- гидролог Валерий Павлович Соко­ лов. Начальник экспедиции Вла­ дислав Иванович Пахоруков с ча­ стью научных сотрудников нахо­ дился на борту другого судна. Растаяли в дали туманные кон­ туры родных берегов. Началась обычная судовая жизнь, как и на любом другом корабле. Только чувствовалось, что настроение у экипа­ жа было несколько иное. Приподнятое, может, чуть взволнованное, как обыч­ но в предвкушении большой, трудной и от­ ветственной работы. Уже начало показало, что справиться с зада­ чей будет нелегко. По­ исковые работы начали 22 февраля. Прошли от Лофотенских до Фарер­ ских островов, затем взя­ ли курс на район Рейкь- лнис, дальше на Флс- миш-кан и, наконец, на Большую % Ньюфаунд­ лендскую банку. Поиску все это время мешали жестокие штормы. Начиная с района Флемиш-ка- па, кроме поисков, коллектив эк­ спедиции занимался гидрологиче­ скими работами и проверкой со­ стояния кормовой базы. Здесь также, как и на Большой Нью­ фаундлендской банке, несмотря на все старания, ничего существен­ ного обнаружить не удалось. В первых числах апреля в пер­ вый раз пополнились у плавбазы. Почти весь месяц потом работали на банках Банкеро и Артимон. Здесь обнаружили небольшое скоп­ ление сельди, в основном на север­ ном, северо-восточном и юго-во­ сточном склонах банки Банкеро. Читая показания поисковых при­ боров, можно было заключить, что сельдь в зависимости от времени суток держалась на разных глу­ бинах отдельными стайками. Конт­ рольные дрейфы дали улов на тометр, они осторожно перенесли его на палубу, быстро и умело присоединяли трос, спускали при­ бор за борт, через положенное вре­ мя поднимали из океанской пучи­ ны. Гидрологи записывали пока­ зания, обобщали, заносили на про­ мысловый планшет. . . Работали все дружно, четко, без липшей суеты, которая, по су­ ти дела, является признаком не­ организованности. У нас экипаж в основном молодой и на редкость хороший. В отношении возраста Моряки СРТ-Р-710. сеть до 50 килограммов, контроль­ ными тралениями было обнаруже­ но большое количество трески и окуня. Здесь работали иностран­ ные суда. Французский траулер «Юпитер» имел улов за одно тра­ ление до 4— 5 тонн окуня. Облав­ ливали треску и окуня тут порту­ гальцы и испанцы. В районе банки Артимон прибо­ ры давали такие же показания, как и на банке Банкеро. Я ду­ маю, что оба эти района заслужи­ вают внимания. Их необходимо проверить и в другое время года. Месяцы шли, а до цели, ради которой мы и пришли сюда, было еще далеко. Но признаков уныния среди экипажа не было заметно. Наши люди привыкли к тяготам морской жизни, умели стойко пе­ реносить временные неудачи. А это очень много значит. Кто ве­ рит в победу, борется за нее, тот обязательно победит. Экипаж жил дружно, как одна большая семья. Постепенно матро­ сы познакомились с приборами инженеров промысловой разведки, стали помогать им в научной ра­ боте. Анатолий Нилов, Владимир Жарков, Владимир Жуков, отлич­ ные матросы в совершенстве знав­ шие свое дело, и тут не подкача­ ли. Когда надо было спускать ба- исключение составляли, пожалуй, только мы с поваром Василием Андреевичем Харловым. Кстати, нельзя не отметить, что Василий Андреевич в этом рейсе прямо блеснул своим искусством. Обеды были, если можно так сказать, классические. Наше судне не промысловое, и цель, следовательно, заключалась не в том, чтобы добыть побольше рыбы, хотя, когда при контроль­ ных тралениях и дрейфах она по­ падалась, то в трюме сразу нахо­ дилось для нее надежное место. Сейчас дело прошлое, можно и признаться, что уставали наши мо­ ряки не меньше, чем на промыс­ ловом корабле, может и больше. Матросов было меньше поло­ женного числа, а работы вдоволь, особенно во второй половине пла­ вания. За рулем стояли по четыре часа. Не раз боцман Анаторий Ти­ тов, заметив, что вахтенный здо­ рово утомился, сменял его у штурвала. То же делали иногда и инженеры промразведки. В общем, взаимопомощь, так взаимопомощь •— по-нашему, по-морскому! А Саша Обвинцев, как, по-дру- жсски звали его все моряки, во время выборки порядка обычно становился выбирать вожак. Рабо­ тал сноровисто, на радость всем матросам и мастеру лова, требова­ тельно;»; Андрюш» Галкин. белого цвета дали самую меньшую уловистость. На­ ивысшие уловы были, когда рабо- тали сетями 24— 26— 28 милли­ метров. Втайне нам было очень жаль, что там не было наших, мурман­ ских, судов. Дали знать калинин­ градцам. По нашим радиопеленгам подошли и были наведены на рыбу их средние траулеры 10, 184, 4518, 4478, 4171; 9160. Все они имели отличные уловы — от иолутонны до двух тонн на сеть. Нет, говорят, худа без добра. Мы- убедились, что бывает иногда и наоборот. Один, например, кали­ нинградский траулер выметал се­ ти в том месте, где мы ему ука­ зывали, а выбрать-то и не смог. Улов был настолько велик, что ком{Шда при выборке со време­ нем выдохнулась совсем. Сосед, тоже калининградец, СРТ-4171 подошел на подмогу, выбрал часть сетей на свою палубу. Но до кон­ ца было еще далеко. Мы были рядом. Смотрим, то­ скует рыбацкое сердце — ведь утопят порядок. Вон и кухтыли под воду ушли. Взялись и мы могать. Сетей десять выбрали на свой борт, но все-таки часть по­ рядка под тяжестью улова затону­ ла. Сети чужие мы потом переда-« ли хозяевам, а от них получили радиограмму: «СРТ-710 иапита- ну. Копия СРТ-711 Пахорукову. Эиипаж СРТ-4478 благодарит энипаж СРТ-710 за большую по­ мощь в освоении нового района промысла. Напитан СРТ-4478 Иванов». Итаи, наша зиспедиция достиг­ ла цели, выполнила поставленную перед ней задачу. Новый район промысла отирыт. Сельдь на банке Джорджес дер­ жится широко, причем круглые сутки, как на глубине, так и на поверхности. Район этот требует особого внимания. Необходимо бу­ дет тщательно исследовать его и в другие времена года. А сейчас он ет мурманских промысловиков. оряки нашего траулера до­ вольны. Еще бы! Какой подарок ХХН съезду Коммунистической партии! Трудно выделить кого- либо особо, кто больше других от­ дал сил для победы. Все стара­ лись. Но все-таки хочется назвать несколько фамилий. Второй по­ мощник капитана Виктор Бомбя* ков, секретарь комсомольской ор­ ганизации, третий помощник ка­ питана Степан Коротаевский, тре­ тий механик Виктор Дмитриев гидроакустик Федор Любителев радист Юрий Михайлов, рыбма- стер Алексей Шибеко, электроме­ ханик Иван Захватаев и те, кото­ рых я назвал выше, — все это наши маяки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz