Рыбный Мурман. 1961 г. Июль.

Д о р о г у с к о р о с т н о м у тр а л е н и ю ! О П Ы Т ,, Н Е К Р А С О В Ц Е В ^ БЛАГОДАРИМ М ЕТОД СКОРОСТНОГО ТРАЛЕНИЯ был успешно применен на траулере «Некрасов» летом 1960 гола, когда мы облавливали пикшу на Большой Ньюфаундлендской банке. Попытки применить скоростное траление были у нас и раньше. Еще в 1955 году, работая на Гусиной банке вместе с французскими траулерами, у которых наблюдалась повышенная скорость при тра­ лении, мы пытались выдерживать такие же скорости, но результаты были неудачные. Ходили на параллельных курсах, а наши уловы бы­ ли в несколько раз меньше, чем у соседа, и меньше тех, которые мы получали при так называемой нормальной скорости, то есть 2,8—3,2 узла. В дальнейшем мы возвращались неоднократно к этим эксперимен­ там при тралении. В 1956 году неудачи были на Медвежинской бан­ ке. В 1957 и 1958 годах пробовали работать на повышенных скоро­ стях на банке Флемиш-кап и у Лабрадорского берега. Но здесь бы­ ли очень большие глубины. В большинстве случаев трал из-за высо­ кой скорости подплывал, доски и нижняя подбора не касались грунта. Естественно, уловов не имели совершенно. Опыт скоростного траления проделывали с 35-и 31,2-метровыми тралами. Причем, хотя в основном опыты и приводили к неудачам, еше тогда мы обратили внимание на то, что трал 31,2 метра более приспособлен к работе на повышенных скоростях. Работая этим тралом, уловы имели луч­ ше, чем при работе 35-метровым тралом. Не случайно в июле 1960 года на «Некрасове» возобновили такие опыты. В те дни, когда траулер «Некрасов» вместе с другими советски­ ми кораблями находился Но промысле на западе Атлантического океана, московское радио передавало постановление июльского Пле­ нума Центрального Комитета нашей партии. С трибуны Пленума прозвучал призыв: смелее поддерживать и настойчиво развивать все новое, прогрессивное! Это указание партии моряки восприняли, как важнейшую директиву. Возобновив опыты работы на повышенных скоростях, вначале мы довели скорость до 4 узлов Несколько дней работы показали, что уловы стали лучше, чем в предыдущие дни, и выше, чем у других судов, работающих вместе с нами в одной группе и на параллельных курсах. Затем перешли на еще более высокую скорость — уловы стали еще больше. Путем длительной проверки и сопоставления результатов своей собственной работы скоростным методом с прежней работой в таких же условиях, а также сравнивая результаты других экипажей, про­ мышлявших здесь- же, в южной части Большой Ньюфаундлендской банки, мы твердо, убедились в том, что повышенная скорость увели­ чивает эффективность траления в полтора—два раза. Было установ­ лено, что наилучшие результаты получаются при скорости тралення 4,8—5,2 узла. Чтобы выдержать такую скорость при нормальной промысловой погоде, мы держали 105 оборотов главного двигателя, а при ухудшении погоды обороты увеличивали до 110—112, когда судно шло против ветра или лагом к ветру. Применение большой скорости при тралении оказало положи­ тельное влияние на всю промысловую работу траулера. У нас не хватало матросов, а работа на пикше была очень трудоемкой и тре­ бовала большого напряжения сил личного состава, занятого на ры­ бообработке. Переходя с окуня на промысел пикши, мы ожидали сни­ жения суточной выработки, считали, что она не будет превышать 25—30 тонн. Но применение повышенной скорости позволило сокра­ тить время траления и уменьшило количество тралений в сутки. Судно больше находилось в дрейфе, а палубная команда значитель­ ное время смогла уделять обработке рыбы, появилась ритмичность в работе, и суточная выработка не снизилась, а наоборот — повыси­ лась до 38 тонн. Это было то самое количество, которое можно было заморозить, сохранив высокое качество, в условиях больших поло­ жительных температур воздуха и воды. В это время было замечено интересное явление. Днем, когда рыба приподнималась от грунта и стояла «столбом» высотой до 20 метров, у всех кораблей уловы снижались до 0,5— 1,0 тонны за два часа тра­ ления. В то же время на «Некрасове» уловы продолжали оставать­ ся стабильными — 6—8 тонн за полтора часа траления. Некоторые наши судоводители уверяли даже, что когда рыба приподнималась днем, уловы у нас даже увеличивались по сравнению с ночными, когда хорошо ловили все корабли. Обильные уловы в дневное время вызывали лаже сомнения у некоторых капитанов: «Не преувеличива­ ют ли на «Некрасове»?* — высказывали они такую мысль на про­ мысловом радиосовещании. Однако это был факт. Чем же объяснить такое явление? Как и все другие моменты, мы всесторонне анализировали и обсуждали его и пришли к твердому убеждению, что причина — в скорости. В то время на повышенной скорости траления ь группе на пикше работал только один «Некра­ сов», все остальные корабли работали на обычных скоростях. Рабо­ тали вместе на параллельных курсах, встречными и попутными тра­ лениями — все было одинаково, за исключением скорости. Следова­ тельно, большая скорость траления влияла на повышенные уловы в дневное время. Вероятно, происходило следующее. Во время большой скорости ваера испытывают особо сильное сопротивление встречного водяного потока. При этом они приобретают характерное для большой скоро­ сти дрожание. Количество колебаний ваера в это время близко к та­ кому, при котором издается звук. По нашему мнению, сильная ви­ брация обоих ваерор и издаваемый ими ультракороткий звук пугали рыбу. Стараясь райти спасение, она быстро опускалась на грунт. И в этот момент успешно облавливалась тралом. * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * ВЕСНОЙ пароход «Онега? был направлен в Довду за пиломатериалами. Получили задание доставить их 1100 кубо­ метров. На общесудовом собрании эки­ паж взял обязательство принять дополнительно сверх рейсового за­ дания 100 кубометров пиломате­ риалов. — Пусть этот сверхплановый груз будет скромным подарком от вас нашей родной Коммунистиче­ ский партии, — решили моряки. Но оказалось, что лесозавод не располагает достаточным числом рабочих для погрузки судна. Тог­ да по инициативе партийной и комсомольской организаций были созданы бригады грузчиков из состава экипажа. И работа закипе- Применение повышенной скорости при тралении потребовало от всего штурманского состава большого внимания, наблюдательности и чрезвычайной осторожности. Все данные наблюдений, как за работой своего траулера, так и за работой других судов нужно было тщатель­ но фиксировать, запоминать, чтобы потом при анализе сделать пра­ вильные выводы. В освоение метода скоростного траления' много ct труда и творческой инициативы вложили помощники капитана Лео- нид Давыдович Соловьев, Николай Иванович Тетерюк и Валерий У Борисович Баркан. Южная часть Большой Ньюфаундлендской банки, где были обиль- ?| ные концентрации пикши, отличается зяжелыми грунтами. Кроме 8} камней, в этом районе в трал попадают в большом количестве ста- {{ ринные адмиралтейские якоря с древних парусных судов и обломки потопленных кораблей. Часто случались «задевы», из-за которых орудия лова иногда щ оставались на дне океана. В этих условиях работа на больших ско- в» ростях траления требовала особого внимания от штурманского и тралмейстерекого состава. Для того, чтобы уменьшить или даже из- || бежать риска потери орудий лева, тралируя на повышенных скоро- |j стях, мы при взятии ваеров на стопор не зажимали ленточные сто­ пора траловой лебедки «втугую», а держали их на легком зажиме. У лебедки постоянно находился мастер по добыче или вахтенный $! матрос первого класса. От лебедки у нас идет нажимная кнопочная электросигнализация, соединяющая траловую лебедку с главным командным мостиком, где установлен «ревун». При малейшем рывке оба ваера потравливаются, стопора моментально приотдаются, и де- ij журный подает немедленно сигнал на ходовой мостик. Штурман дает Sj «стоп», погашает инерцию «полным назад»*и поднимает трал. Опыт работы подсказал нам, что даже при малейшем рывке, ко- гда ваера не потравились и когда есть «уверенность», что трал цел, (! ( все-таки трал обязательно нужно поднять для проверки. В против- {! ном же случае теряется больше времени и орудий лова. Меры, кото- рые нами принимались с целью избежать потери орудий лоза на «за- ^ девах», были достаточно эффективны Наблюдения показывали, что, $j несмотря на большие скорости траления, мы имели меньше потер!, &! тралов от обрывов, чем некоторые другие корабли. Успешной работе на больших скоростях способствовало и то, fcj что орудия лова на траулере находились всегда в хорошем состоя- нии. При тяжелых грунтах это была не легкая задача, но с нею ве- ликолепно справлялись старший мастер по добыче Петр Назарович Рощанников и его помощники Борис Николаевич Ольхов и Алексей Федорович Толкачев. Им хорошо помогали искусные руки высоко- ^ квалифицированных матросов Ивана Афанасьевича Мошкова и Лео- fcj нида Кузнецова, Николая Алексеевича Зяблицева и Анатолия Кро- това, матросов первого класса Леонида Петровича Ващенко, Вален- тина Александровича Авраменко и Ивана Леонтьевича Плисова. Большую помощь судоводителям сказывали рулевые- Констан- $1 тин Глебович Волков и Борис Овчаренко. Применяя новый метод траления, судоводители траулера в тесном взаимодействии с рыбо- добытчиками и коллективом машинной команды добивались 10-12- ^ тонных уловов, обеспечивали равномерную круглосуточную загрузку ij сырьем фабрики. Когда эффективность метода скоростного траления стала вполне £| очевидной, мы поделились своим опытом на промысловом совещании &! с капитанами других судоз, находившимися на промысле. Одним из первых перенял наш опыт скоростного траления экипаж комсомоль- $! ско-молодежного траулера «Ярославль», с которым комсомольская i! организация «Некрасова» находилась в парном соревновании. Обмен ?! опытом явился хорошим примером взаимопомощи соревнующихся ij коллективов. Капитан «Ярославля» — бывший «некрасовец» — Ге- Ы оргий Михайлович Ильгов лично интересовался всеми подробностями sj нового метода траления. Это сразу же сказалось на работе экипажа, о чем говорят следующие цифры. Суточный вылов «Япоелазля» 20 августа составлял 10 тонн, 21 августа — 15, 22-го — 15, 23-го — fc! 20, 24-го—15, 25-го — 15 и 26 августа — 17 тонн. У «Некрасова» к S' этот период вылов за сутки составлял соответственно — 31 тонну, 33, 38, 35, 35, 37 и 26 августа — 34 тонны. - После применения «Ярославлем» повышенной скорости траления вылов за сутки у него резко повысился и 28 августа составлял ы 25 тонн, 29-го — 31 тонну, 30-го — 35 тонн и 31-го — 30 тонн за Ь| сутки. У «Некрасова» суточный вылов по-прежнему удерживался на уровне возможной заморозки и составлял в соответствующие даты !$! 34, 37. 37 и 35 тонн пикши. Хотя и приведенные цифры уже достаточно ярко говорят о преи­ муществах скоростного траления, но мне хочется подчеркнуть еше ([ раз эту мысль на примере работы наших двух кораблей. Оба ко- 8| рабля вышли из порта почти одновременно. На банку Гамильтон !*! «Некрасов» прибыл 9 июля, «Ярославль» на банку Флемиш-кап — g! 11 июля. В этих районах промысла концентрации рыбы были раз- с! личными. В результате на 28 июля, когда оба корабля перешли на fci промысел пикши, у траулера «Некрасов» была выловлена с начала Sj рейса 231 тонна, а у траулера «Ярославль» — 300 тонн. Через месяц вылов с начала рейса составил: у «Некрасова» — 1045 тонн и у к] «Ярославля» — 901 тонну. Корабли плавали в одном районе, на од- Б{ них и тех же концентрациях пикши, все условия были одинаковыми, за исключением того, что весь этот период «Ярославль» работал на обычных скоростях траления, а «Некрасов» — на повышенных. Мож- . но сделать вывод, что за один только месяц скоростное траление I позволило «Некрасову» выловить больше рыбы на 213 тонн. (Продолжение следует) С ИД АМ И Э К И П А Ж А Экипаж траулера «Миргород» благодарит портовиков за хоро­ ший прием после третьего и чет­ вертого рейсов. Обслуживали они нас очень хорошо. Не успеем поя-* виться на рейде, как уже буксиры отводят от причала стоящие там суда, чтобы подготовить для наше­ го траулера место. Мы надеемся, что промысловые корабли и впредь так будут ветре* чаться портовиками. Е. МИХАЛЬСКИЙ , капитан. (По радио). г ла Многим пришлось вспомнить старые специальности. Второй штурман тов. Теплухин оказался хорошим тальманом, третий штур­ ман тов. Гайдовский — ухманом. Снайперами лебедки шутя назы­ вали моряки второго механика тов. Жмутя и тов. Васильева, ко­ торые, действительно, виртуозно работали на лебедках. Хорошим бригадиром оказалея боцман тов. Лобанов. Активно работали на по­ грузке судна тт. Александров, Агапов, Вилков, Метла и другие члены экипажа. За 9 суток было принято на борт судна 1300 кубометров пи­ ломатериалов. Экипаж перевыпол­ нил свое обязательство. Н. МИТРОФАНОВ, секре­ тарь комсомольской органи­ зации парохода «Онега». Завершаем годовой план Моряки траулера «Семга» уже привыкли к тому, что в каждом рейсе они соревнуются с экипа­ жем какого-либо промыслового корабля. Поэтому у них первым вопрос после выхода в море: «Кто будет соперником на этот раз?». Соревновались мы с коллекти­ вами траулеров «Тралмейстер», «Ветлуга», «Чита», «Салют» и другими. И надо заметить, что выигрывают всегда обе стороны. Сейчас моряки «Семги», до­ срочно завершившие план перво­ го полугодия, уже близки к вы­ полнению годовой программы. Приятно знать, что успешно идут дела и у экипажей траулероз «Чайка». «Оленегорск», «Са­ лют», «Советская Конституция» и других соперников. Хорошо в эти предсъездовские дни у нас трудятся матросы тт. Подольников, Трепет, Сидо­ ренко, кочегар тов. Пушкин, на­ чальник судовой радиостанции тов. Герасимов, консервный ма­ стер тов. Козлов, третий механин тов. Гришин и многие другие. Наши производственные победы ■— результат действенного .пар­ ного соревнования. Как правило, договор о соперничестве заключа­ ем перед выходом в море и в тече­ ние всего рейса поддерживаем двухстороннюю связь по радио, обмениваемся опытом работы, со­ ветуемся, как лучше облавливать рыбные косяки, как вооружить трал и т. д. После переговоров на корабле частенько завязываются споры, обсуждаются вопросы, что надо сделать, чтобы промысел шел успешнее. Большую работу по руковод­ ству соревнованием ведет у нас профсоюзная организация. Регу­ лярно проходят профсоюзные соб­ рания и заседания судового коми­ тета, посвященные вопросам про­ изводства. Шесть моряков корабля удо­ стоены высокого звания ударни­ ков коммунистического труда. Эта лучшие люди судна. Они активно участвуют в выполнении плана по добыче рыбы. Но передовики не только сами хорошо работают, но и передают свой богатый опыт остальным членам экипажа, соче­ тают работу на производстве с учебой и участием в общественной жизни. В прошлом рейсе на общем су­ довом собрании было решено при­ своить почетное звание ударника коммунистического труда 'еще од­ ному члену команды кочегару тов. Пушкину. На судне он рабо­ тает более года. За это время вы­ рос от угольщика до кочегара первого класса. Экипаж намерен рекомендовать его на учебу в Высшее мореэфдное училище. К XXII съезду весь коллектив ду­ мает добиться присвоения ему почетного звания экипажа комму­ нистического труда. В текущем рейсе мы полны ре­ шимости закончить годовой плап и преподнести Родине, партии до­ стойный подарок. П. СУСЛЕНКО , капитан траулера «Семга». ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ а а в в а ш з в а в а а а в и в н я » ! «РЫ БНЫ Й МУРМАН» На снимке: идет погрузка пиломатериалом. 1 июля 1961 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz