Рыбный Мурман. 1961 г. Июль.
Д о р о г у с к о р о с т н о м у тр а л е н и ю ! О П Ы Т ,, Н Е К Р А С О В Ц Е В ^ БЛАГОДАРИМ М ЕТОД СКОРОСТНОГО ТРАЛЕНИЯ был успешно применен на траулере «Некрасов» летом 1960 гола, когда мы облавливали пикшу на Большой Ньюфаундлендской банке. Попытки применить скоростное траление были у нас и раньше. Еще в 1955 году, работая на Гусиной банке вместе с французскими траулерами, у которых наблюдалась повышенная скорость при тра лении, мы пытались выдерживать такие же скорости, но результаты были неудачные. Ходили на параллельных курсах, а наши уловы бы ли в несколько раз меньше, чем у соседа, и меньше тех, которые мы получали при так называемой нормальной скорости, то есть 2,8—3,2 узла. В дальнейшем мы возвращались неоднократно к этим эксперимен там при тралении. В 1956 году неудачи были на Медвежинской бан ке. В 1957 и 1958 годах пробовали работать на повышенных скоро стях на банке Флемиш-кап и у Лабрадорского берега. Но здесь бы ли очень большие глубины. В большинстве случаев трал из-за высо кой скорости подплывал, доски и нижняя подбора не касались грунта. Естественно, уловов не имели совершенно. Опыт скоростного траления проделывали с 35-и 31,2-метровыми тралами. Причем, хотя в основном опыты и приводили к неудачам, еше тогда мы обратили внимание на то, что трал 31,2 метра более приспособлен к работе на повышенных скоростях. Работая этим тралом, уловы имели луч ше, чем при работе 35-метровым тралом. Не случайно в июле 1960 года на «Некрасове» возобновили такие опыты. В те дни, когда траулер «Некрасов» вместе с другими советски ми кораблями находился Но промысле на западе Атлантического океана, московское радио передавало постановление июльского Пле нума Центрального Комитета нашей партии. С трибуны Пленума прозвучал призыв: смелее поддерживать и настойчиво развивать все новое, прогрессивное! Это указание партии моряки восприняли, как важнейшую директиву. Возобновив опыты работы на повышенных скоростях, вначале мы довели скорость до 4 узлов Несколько дней работы показали, что уловы стали лучше, чем в предыдущие дни, и выше, чем у других судов, работающих вместе с нами в одной группе и на параллельных курсах. Затем перешли на еще более высокую скорость — уловы стали еще больше. Путем длительной проверки и сопоставления результатов своей собственной работы скоростным методом с прежней работой в таких же условиях, а также сравнивая результаты других экипажей, про мышлявших здесь- же, в южной части Большой Ньюфаундлендской банки, мы твердо, убедились в том, что повышенная скорость увели чивает эффективность траления в полтора—два раза. Было установ лено, что наилучшие результаты получаются при скорости тралення 4,8—5,2 узла. Чтобы выдержать такую скорость при нормальной промысловой погоде, мы держали 105 оборотов главного двигателя, а при ухудшении погоды обороты увеличивали до 110—112, когда судно шло против ветра или лагом к ветру. Применение большой скорости при тралении оказало положи тельное влияние на всю промысловую работу траулера. У нас не хватало матросов, а работа на пикше была очень трудоемкой и тре бовала большого напряжения сил личного состава, занятого на ры бообработке. Переходя с окуня на промысел пикши, мы ожидали сни жения суточной выработки, считали, что она не будет превышать 25—30 тонн. Но применение повышенной скорости позволило сокра тить время траления и уменьшило количество тралений в сутки. Судно больше находилось в дрейфе, а палубная команда значитель ное время смогла уделять обработке рыбы, появилась ритмичность в работе, и суточная выработка не снизилась, а наоборот — повыси лась до 38 тонн. Это было то самое количество, которое можно было заморозить, сохранив высокое качество, в условиях больших поло жительных температур воздуха и воды. В это время было замечено интересное явление. Днем, когда рыба приподнималась от грунта и стояла «столбом» высотой до 20 метров, у всех кораблей уловы снижались до 0,5— 1,0 тонны за два часа тра ления. В то же время на «Некрасове» уловы продолжали оставать ся стабильными — 6—8 тонн за полтора часа траления. Некоторые наши судоводители уверяли даже, что когда рыба приподнималась днем, уловы у нас даже увеличивались по сравнению с ночными, когда хорошо ловили все корабли. Обильные уловы в дневное время вызывали лаже сомнения у некоторых капитанов: «Не преувеличива ют ли на «Некрасове»?* — высказывали они такую мысль на про мысловом радиосовещании. Однако это был факт. Чем же объяснить такое явление? Как и все другие моменты, мы всесторонне анализировали и обсуждали его и пришли к твердому убеждению, что причина — в скорости. В то время на повышенной скорости траления ь группе на пикше работал только один «Некра сов», все остальные корабли работали на обычных скоростях. Рабо тали вместе на параллельных курсах, встречными и попутными тра лениями — все было одинаково, за исключением скорости. Следова тельно, большая скорость траления влияла на повышенные уловы в дневное время. Вероятно, происходило следующее. Во время большой скорости ваера испытывают особо сильное сопротивление встречного водяного потока. При этом они приобретают характерное для большой скоро сти дрожание. Количество колебаний ваера в это время близко к та кому, при котором издается звук. По нашему мнению, сильная ви брация обоих ваерор и издаваемый ими ультракороткий звук пугали рыбу. Стараясь райти спасение, она быстро опускалась на грунт. И в этот момент успешно облавливалась тралом. * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * ВЕСНОЙ пароход «Онега? был направлен в Довду за пиломатериалами. Получили задание доставить их 1100 кубо метров. На общесудовом собрании эки паж взял обязательство принять дополнительно сверх рейсового за дания 100 кубометров пиломате риалов. — Пусть этот сверхплановый груз будет скромным подарком от вас нашей родной Коммунистиче ский партии, — решили моряки. Но оказалось, что лесозавод не располагает достаточным числом рабочих для погрузки судна. Тог да по инициативе партийной и комсомольской организаций были созданы бригады грузчиков из состава экипажа. И работа закипе- Применение повышенной скорости при тралении потребовало от всего штурманского состава большого внимания, наблюдательности и чрезвычайной осторожности. Все данные наблюдений, как за работой своего траулера, так и за работой других судов нужно было тщатель но фиксировать, запоминать, чтобы потом при анализе сделать пра вильные выводы. В освоение метода скоростного траления' много ct труда и творческой инициативы вложили помощники капитана Лео- нид Давыдович Соловьев, Николай Иванович Тетерюк и Валерий У Борисович Баркан. Южная часть Большой Ньюфаундлендской банки, где были обиль- ?| ные концентрации пикши, отличается зяжелыми грунтами. Кроме 8} камней, в этом районе в трал попадают в большом количестве ста- {{ ринные адмиралтейские якоря с древних парусных судов и обломки потопленных кораблей. Часто случались «задевы», из-за которых орудия лова иногда щ оставались на дне океана. В этих условиях работа на больших ско- в» ростях траления требовала особого внимания от штурманского и тралмейстерекого состава. Для того, чтобы уменьшить или даже из- || бежать риска потери орудий лева, тралируя на повышенных скоро- |j стях, мы при взятии ваеров на стопор не зажимали ленточные сто пора траловой лебедки «втугую», а держали их на легком зажиме. У лебедки постоянно находился мастер по добыче или вахтенный $! матрос первого класса. От лебедки у нас идет нажимная кнопочная электросигнализация, соединяющая траловую лебедку с главным командным мостиком, где установлен «ревун». При малейшем рывке оба ваера потравливаются, стопора моментально приотдаются, и де- ij журный подает немедленно сигнал на ходовой мостик. Штурман дает Sj «стоп», погашает инерцию «полным назад»*и поднимает трал. Опыт работы подсказал нам, что даже при малейшем рывке, ко- гда ваера не потравились и когда есть «уверенность», что трал цел, (! ( все-таки трал обязательно нужно поднять для проверки. В против- {! ном же случае теряется больше времени и орудий лова. Меры, кото- рые нами принимались с целью избежать потери орудий лоза на «за- ^ девах», были достаточно эффективны Наблюдения показывали, что, $j несмотря на большие скорости траления, мы имели меньше потер!, &! тралов от обрывов, чем некоторые другие корабли. Успешной работе на больших скоростях способствовало и то, fcj что орудия лова на траулере находились всегда в хорошем состоя- нии. При тяжелых грунтах это была не легкая задача, но с нею ве- ликолепно справлялись старший мастер по добыче Петр Назарович Рощанников и его помощники Борис Николаевич Ольхов и Алексей Федорович Толкачев. Им хорошо помогали искусные руки высоко- ^ квалифицированных матросов Ивана Афанасьевича Мошкова и Лео- fcj нида Кузнецова, Николая Алексеевича Зяблицева и Анатолия Кро- това, матросов первого класса Леонида Петровича Ващенко, Вален- тина Александровича Авраменко и Ивана Леонтьевича Плисова. Большую помощь судоводителям сказывали рулевые- Констан- $1 тин Глебович Волков и Борис Овчаренко. Применяя новый метод траления, судоводители траулера в тесном взаимодействии с рыбо- добытчиками и коллективом машинной команды добивались 10-12- ^ тонных уловов, обеспечивали равномерную круглосуточную загрузку ij сырьем фабрики. Когда эффективность метода скоростного траления стала вполне £| очевидной, мы поделились своим опытом на промысловом совещании &! с капитанами других судоз, находившимися на промысле. Одним из первых перенял наш опыт скоростного траления экипаж комсомоль- $! ско-молодежного траулера «Ярославль», с которым комсомольская i! организация «Некрасова» находилась в парном соревновании. Обмен ?! опытом явился хорошим примером взаимопомощи соревнующихся ij коллективов. Капитан «Ярославля» — бывший «некрасовец» — Ге- Ы оргий Михайлович Ильгов лично интересовался всеми подробностями sj нового метода траления. Это сразу же сказалось на работе экипажа, о чем говорят следующие цифры. Суточный вылов «Япоелазля» 20 августа составлял 10 тонн, 21 августа — 15, 22-го — 15, 23-го — fc! 20, 24-го—15, 25-го — 15 и 26 августа — 17 тонн. У «Некрасова» к S' этот период вылов за сутки составлял соответственно — 31 тонну, 33, 38, 35, 35, 37 и 26 августа — 34 тонны. - После применения «Ярославлем» повышенной скорости траления вылов за сутки у него резко повысился и 28 августа составлял ы 25 тонн, 29-го — 31 тонну, 30-го — 35 тонн и 31-го — 30 тонн за Ь| сутки. У «Некрасова» суточный вылов по-прежнему удерживался на уровне возможной заморозки и составлял в соответствующие даты !$! 34, 37. 37 и 35 тонн пикши. Хотя и приведенные цифры уже достаточно ярко говорят о преи муществах скоростного траления, но мне хочется подчеркнуть еше ([ раз эту мысль на примере работы наших двух кораблей. Оба ко- 8| рабля вышли из порта почти одновременно. На банку Гамильтон !*! «Некрасов» прибыл 9 июля, «Ярославль» на банку Флемиш-кап — g! 11 июля. В этих районах промысла концентрации рыбы были раз- с! личными. В результате на 28 июля, когда оба корабля перешли на fci промысел пикши, у траулера «Некрасов» была выловлена с начала Sj рейса 231 тонна, а у траулера «Ярославль» — 300 тонн. Через месяц вылов с начала рейса составил: у «Некрасова» — 1045 тонн и у к] «Ярославля» — 901 тонну. Корабли плавали в одном районе, на од- Б{ них и тех же концентрациях пикши, все условия были одинаковыми, за исключением того, что весь этот период «Ярославль» работал на обычных скоростях траления, а «Некрасов» — на повышенных. Мож- . но сделать вывод, что за один только месяц скоростное траление I позволило «Некрасову» выловить больше рыбы на 213 тонн. (Продолжение следует) С ИД АМ И Э К И П А Ж А Экипаж траулера «Миргород» благодарит портовиков за хоро ший прием после третьего и чет вертого рейсов. Обслуживали они нас очень хорошо. Не успеем поя-* виться на рейде, как уже буксиры отводят от причала стоящие там суда, чтобы подготовить для наше го траулера место. Мы надеемся, что промысловые корабли и впредь так будут ветре* чаться портовиками. Е. МИХАЛЬСКИЙ , капитан. (По радио). г ла Многим пришлось вспомнить старые специальности. Второй штурман тов. Теплухин оказался хорошим тальманом, третий штур ман тов. Гайдовский — ухманом. Снайперами лебедки шутя назы вали моряки второго механика тов. Жмутя и тов. Васильева, ко торые, действительно, виртуозно работали на лебедках. Хорошим бригадиром оказалея боцман тов. Лобанов. Активно работали на по грузке судна тт. Александров, Агапов, Вилков, Метла и другие члены экипажа. За 9 суток было принято на борт судна 1300 кубометров пи ломатериалов. Экипаж перевыпол нил свое обязательство. Н. МИТРОФАНОВ, секре тарь комсомольской органи зации парохода «Онега». Завершаем годовой план Моряки траулера «Семга» уже привыкли к тому, что в каждом рейсе они соревнуются с экипа жем какого-либо промыслового корабля. Поэтому у них первым вопрос после выхода в море: «Кто будет соперником на этот раз?». Соревновались мы с коллекти вами траулеров «Тралмейстер», «Ветлуга», «Чита», «Салют» и другими. И надо заметить, что выигрывают всегда обе стороны. Сейчас моряки «Семги», до срочно завершившие план перво го полугодия, уже близки к вы полнению годовой программы. Приятно знать, что успешно идут дела и у экипажей траулероз «Чайка». «Оленегорск», «Са лют», «Советская Конституция» и других соперников. Хорошо в эти предсъездовские дни у нас трудятся матросы тт. Подольников, Трепет, Сидо ренко, кочегар тов. Пушкин, на чальник судовой радиостанции тов. Герасимов, консервный ма стер тов. Козлов, третий механин тов. Гришин и многие другие. Наши производственные победы ■— результат действенного .пар ного соревнования. Как правило, договор о соперничестве заключа ем перед выходом в море и в тече ние всего рейса поддерживаем двухстороннюю связь по радио, обмениваемся опытом работы, со ветуемся, как лучше облавливать рыбные косяки, как вооружить трал и т. д. После переговоров на корабле частенько завязываются споры, обсуждаются вопросы, что надо сделать, чтобы промысел шел успешнее. Большую работу по руковод ству соревнованием ведет у нас профсоюзная организация. Регу лярно проходят профсоюзные соб рания и заседания судового коми тета, посвященные вопросам про изводства. Шесть моряков корабля удо стоены высокого звания ударни ков коммунистического труда. Эта лучшие люди судна. Они активно участвуют в выполнении плана по добыче рыбы. Но передовики не только сами хорошо работают, но и передают свой богатый опыт остальным членам экипажа, соче тают работу на производстве с учебой и участием в общественной жизни. В прошлом рейсе на общем су довом собрании было решено при своить почетное звание ударника коммунистического труда 'еще од ному члену команды кочегару тов. Пушкину. На судне он рабо тает более года. За это время вы рос от угольщика до кочегара первого класса. Экипаж намерен рекомендовать его на учебу в Высшее мореэфдное училище. К XXII съезду весь коллектив ду мает добиться присвоения ему почетного звания экипажа комму нистического труда. В текущем рейсе мы полны ре шимости закончить годовой плап и преподнести Родине, партии до стойный подарок. П. СУСЛЕНКО , капитан траулера «Семга». ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ а а в в а ш з в а в а а а в и в н я » ! «РЫ БНЫ Й МУРМАН» На снимке: идет погрузка пиломатериалом. 1 июля 1961 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz