Рыбный Мурман. 1961 г. Июль.

БЫСТРЕЕ ВНЕДРЯТЬ СКОРОСТНОЕ ТРАЛЕНИЕ! И СТОРИЮ, о которой мы хотим рассказать, при всем желании нельзя назвать иначе, как волокитой во внедрении скоростного и глубоководного траления, уникальным образцом косности и бюрократизма. Подроб­ ности этой волокиты, тянувшейся уже пятнадцатый год, могли бы составить объемистую рукопись. Но как бы ин­ тересны и поучительны ни были эти подробности, мы вынуждены сейчас пройти мимо них и изложить лишь суть дела в форме кратких хронологических записей. 1946 год. Мурманск залечивает раны войны, присту­ пает к восстановлению рыболовного флота. Обществен­ ность широко обсуждает на страницах печати, какими должны быть новые рыболовные траулеры. Передовые капитаны тралового флота и специалисты рыбной про­ мышленности предлагают строить большие корабли кормового траления. Этот путь весьма заманчив, но возникает еще один вопрос — какой же должен быть трал для них? Ведь если не будет создан новый, более уловистый трал и су­ точный вылов на час траления останется прежним, то всякое увеличение размеров корабля приведет к уве­ личению мощности его машины и численности экипа­ жа, будет удорожать продукцию. Создание новых тралов включается в план ПИНРО и мурманской экспериментальной базы, которые раз­ рабатывают тралы увеличенных размеров, считая, что это должно повысить вылов. Возникает еще один вопрос: нельзя ли добиться по­ вышения (уловов за счет увеличения скоростей трале­ ния с тралом существующих размеров? Однако все прежние многолетние попытки вместо ожидаемого уве­ личения уловов приводили к их снижению. Почему? И почему именно на таком малом диапазоне скоро­ стей 2,8—3 узла достигаются наибольшие уловы, а с уменьшением или увеличением скоростей уловы резко снижаются? На этот вопрос решили дать ответ члены НТО ггри Экспериментальной базе. Проводя испытания моделей тралов в потоке реки Кола, инженер И. Р. Матросов обратил внимание, что увеличение скоростей потока благоприятно сказывается на сетцую часть трала. При повышенных скоростях и сохранении раскрытия она начинает принимать более правильную форму вплоть до самого кутка. Однако старые распорные доски вели себя очень не­ устойчиво. С увеличением скоростей они вызывали большое вихревое сопротивление, уменьшали раскрытие трала и отрывались от грунта. Следовательно, для до­ стижения намеченной цели надо было, прежде всего, уменьшить сопротивление самих досок. Чтобы устра­ нить этот недостаток, были разработаны доски овальной формы с щелью и новым расположением дуг — вы­ ше продольной оси. Последнее обеспечило устойчивость их движения на большом диапазоне скоростей. Чтобы устранить отрыв трала от грунта, был применен бал­ ластный киль. 1947 год. Благодаря помощи главного инженера Мурманской судоверфи И. М. Семенова изготавлива­ ются овальные доски площадью 2 квадратных метра и испытываются на промысловом боте подсобного хозяй­ ства судоверфи «Судоремонтник». Тралмейстер Ф. И. Балашов в газете «За высокие уловы» от 11 декабря 1947 года дает высокую оценху овальным доскам. Он пишет, что новые доски устраняют заверты трала, на 10—12 минут сокращают время спу­ ска и подъема трала и рекомендует смелее внедрять их в производство. В этом же году на судоверфи были изготовлены доски площадью 3,9 квадратных метра и испытаны капитаном А. А. Егоровым на траулере «Двина». В акте испытаний говорится, что с новыми досками спуск трала можно производить без циркуляции. Они быстро садятся на грунт, требуют меньшего количества ваеров, позволили довести скорость траления до 4,6 узла. При работе на повышенных скоростях максимальный улов за траление достигал 15 тонн. Директор ПИНРО тов. Ижевский в своем письме от 23 июля 1947 года за № 272/30 отметил, что работы но­ ваторов в вопросах скоростного траления заслуживают самого серьезного внимания, что они идут по правиль­ ному пути. Он предложил использовать силы научных работников института для теоретического обоснования решаемой проблемы. 1948 год, май. На страницах газеты «За высокие уло­ вы» мастер по добыче рыбы траулера «Севгосрыбтрест» тов. Задунаев отмечает: «Применяя щелевые овальные доски и увеличивая скорость хода судна, мы достиглл вылова на час траления 2—2,5 тонны, в то время как другие поднимали 1— 1,5 тонны». Он также рекомендовал внедрить их в производство. Но этого не делается. 1949 год. Выступая на юбилейной сессии ТСИНРО, тов. Матросов заявляет, что у нас есть все основания теперь утверждать — повышение скоростей траления до 4 узлов позволит без увеличения размеров сетей по­ высить добычу рыбы на 30 процентов. Это значит, что при годовом плане в 2 миллиона центнеров каждый ме­ сяц промедления с переводом флота на скоростное тра­ ление равен потере годовой добычи экипажем одного траулера. Выступление остается без внимания. 1950 год, июнь. Намечаются некоторые сдвиги. Про­ шли приемо-сдаточные испытания овальных досок. Они показали, что траулер при скорости хода 3,9 узла имел подъемы до 7 тонн. Руководство тралфлота принимает решение —оставить доски Матросова на траулере «Ле­ бедка» и проводить испытания в течение года для ре­ шения вопроса об эффективности скоростного траления. 1950 год, сентябрь. Техсовет объединения «Мурманры- ба» рассмотрел результаты проведенных испытаний в течение 11 рейсов на траулерах №№ 47 и 10 (капитаны тт. Патон и Форощук). В протоколе отмечено, что по­ вышение скоростей траления обеспечило этим экипажам повышение уловов в среднем на 30 процентов. Техсо­ вет обязал бывшего тогда начальника отдела добычи тов. Богданова взять под неослабный контроль осуще­ ствление мероприятий по скоростному тралению и внедрению его на судах тралового флота. Но даже пос­ ле такого решения никакого изменения не произошло. Продолжаются работы по созданию тралов увеличен­ ных размеров. 1951 год. На траулерах «Севастополь» и «Одесса» проводятся испытания больших 42- и 43-метровых тра­ лов, разработанных ПИНРО и экспериментальной ба­ зой. Испытания дают отрицательные результаты. В акте испытаний член комиссии тов. Матросов пи­ шет свое особое мнение. Вот некоторые дословные вы­ держки. «Стремление повысить вылов больших рефрижера­ торных траулеров за счет механического увеличения раз­ меров существующих тралов считаю очередным глубо­ ким заблуждением в вопросах конструирования тралов. Такой метод приведет не к эффективному использо­ ванию резервной мощности траулеров, а к ее бесцель­ ному израсходованию с пережогом топлива, что в ко­ нечном счете сократит длительность промысла. Помим# того, это вызовет повышенный расход сете- снастных материалов, увеличение времени на спуск, подъем и починку трала, преждевременное прекращение промысла в штормовую погоду и ухудшение остально­ го промыслового режима... Считаю, что до тех пор, пока будет продолжаться упорствование с переводом флота на скоростное трале­ ние, основанное на предвзятом мнении о якобы невоз­ можном увеличении скоростей о существующей трало­ вой сетью, а также пока не будут приняты соответст­ вующие меры к изучению и обобщению опыта эксплуа­ тации флота на новом скоростном режиме траления с устранением на ходу отдельных возможных недостат­ ков, до тех пор рассчитывать на значительное увели­ чение вылова флота не приходится». 1952 год. Бывший начальник экспериментальной базы тралового флота тов. Макшеев в своей статье «Полнее использовать резервы», опубликованной в «Полярной правде» 25 сентября 1952 года, пишет о преимуществах опытных овальных траловых досок и говорит, что на­ стало время весь флот вооружить новыми досками. Од­ нако такого решения принято не было. 1953 год. Борьба продолжается. Внедрение тормо­ зится. 1954 год. Новое побеждает. Овальными досками во­ оружается траловый флот. Отдельные капитаны начи­ нают осваивать скоростное траление. 1§55 год. Экипаж траулера «Сталинград» (мощность двигателя 1000 л. с.) под руководством капитана то е . Калинина, повысив скорость траления до 3,6—4 узлов, добился рекордного вылова на судно— 86379 центнеров за год. Вступают в строй большие рефрижераторные трау­ леры типа «Пушкин» (1900 л. с.). Разработанные тон. Матросовым распорные доски для судов меньшей мощ­ ности и для работы на глубинах до 300 метров меха­ нически переносятся на эти корабли. Это ограничило возможности их в части дальнейшего повышения ско­ ростей. Но тем не менее, передовые капитаны на глу­ бинах до 300 метров работают на повышенных скоростях. Инженером были разработаны новые многощелевые доски площадью 5 квадратных метров. Испытание их на траулере «Жигулевск» вновь подтвердило правильность пути, по которому идут новаторы. Есть даже специаль­ ный акт, в котором рекомендуется управлению трал­ флота ускорить разработку рабочих чертежей, досок и внедрить их на БМРТ. Но и до сих лор эти кораб­ ли работают досками 4,5 квадратных метра, рассчи­ танные для судов с мощностью двигателей 800 л. с. 1958 год. Экипажи траулеров «Могилев» и «Некрасов» под руководством капитанов тт. Котова и Елфимова продолжают работать на повышенных скоростях и доби­ ваются высоких результатов. Траулер «Могилев», рабо­ тая уже новыми многощелевыми досками, выходит нл большие глубины при существующей канатоемкости барабанов траловой лебедки. 1959 год, декабре Моряки траулера «Могилев» при увеличении скорйгги на 20 процентов и глубины трале­ ний на 50 процентов при хорошей концентрации рыбы на большой глубине за 24 дня выполнили месячный план на 167 процентов. В то же время остальные 18 судов его отряда не дотянули в общей сложности 0,3 процента до плана. 4 1960 год. Совещание в техническом отделе совнархо­ за, где ставится задача: перевести на скоростное трале­ ние 10 кораблей и проводить опыты в широком масшта­ бе. Это решение остается на бумаге. Работа экипажа БМРТ «Некрасов» на повышенных скоростях вновь блестяще подтвердила эффективность этого метода, но опыт «некрасовцев» находит приме­ нение лишь на отдельных судах. 1961 год, январь. После вмешательства партийных ор­ ганов, критики в печати в море на траулере «Некра­ сов» выходит бригада научных сотрудников ПИНРО для проведения комплексных испытаний и дачи реко­ мендаций. Интересно, что тов. Матросов не был вклю­ чен в эту бригаду. 1961 год, март. В ПИНРО состоялось расширенное за­ седание ученого Совета. Обсуждение доклада началь­ ника промысловой разведки тов. Маевского (руководи­ теля бригады) и других товарищей вновь подтвердило, что с увеличением скорости до 4 узлов вылов увеличи­ вается на 30 процентов. Ученый Совет одобрил проделанную бригадой работу и поручил ей составить временное наставление по тра­ лению на повышенных скоростях. 1961 год, май. Временное наставление разработано и передано в траловый флот. Но на повышенных скоро­ стях работает лишь та незначительная часть кораблей, которые и до решения ученого Совета уже несколько лет осваивали скоростное траление. Изложенная выше схема событий не нуждается в комментариях. Но для пользы дела мы попытаемся от­ ветить на вопрос: «Что же все-таки тормозит внедре­ ние скоростного и глубоководного траления и даль­ нейшую разработку вопросов, связанных с ними?» Известно, что новое почти, всегда с трудом пробивает себе дорогу, а старое неохотно уступает ей. Так было, например, и с внедрением бесквартропного трала, кото­ рый сейчас признан абсолютным большинством моряков, так получается и со скоростным тралением. Судоводители считают, что раз рыба ловится на 2,8—3 узлах, то незачем «рисковать». А многие из них и не знают, как быстрее и лучше внедрить новый метод. Од­ нако некоторые руководители и ведущие работники от­ делов управления тралфлота ограничиваются лишь раз­ говорами о пользе скоростного траления, и успокоились на том, что размножили временное наставление, разра­ ботанное ПИНРО, и разослали на корабли. ег^Это чистейшей воды формализм. Сейчас приходится посылать на корабллр1£апитанов и тралмейстеров-на- ставников, учить судоводителей правильно работать на обычных скоростях. Но на флоте до сих пор нет та* ких наставников по скоростному и глубоководному тра* лению. А ведь этот метод заключается не в механичен ском увеличении числа оборотов двигателя. Успех дела зависит от людей, особенно руководите* лей, которые хорошо бы уяснили себе всю важноегь вопроса, крепко уверовали в пользу скоростного трале-» ния. Но будем откровенны. Большинство работников производственного отдела только на словах за его вне* дрение, а в частных разговорах заявляют: «Ничего из этого не получится». Некоторые работники механико-судовой службы так* же проявляют косность. — Будет перегрузка двигателей, котлов, — заявляют они, — лучше по старинке... А работать по старинке — значит продолжать ис­ пользовать мощность судовых двигателей на 40—50Д.- процентов, снижать вылов на единицу мощности. Да н о какой перегрузке может идти речь, если фирма, вы­ пускающая многие паровые машины, гарантирует их нормальную и наиболее эффективную работу при ис- пользовании мощности на 75 процентов. Мурманчанам следует брать пример с Калининград* цев. Руководители Калининградского совнархоза, озна­ комившись с принципами скоростного и глубоководного траления, издали специальное постановление, обеспечи­ вающее разработку и внедрение новых многощелевых досок на все средние рефрижераторные рыболовные траулеры. Уже с начала текущего года многие экипажи работают на глубинах до 600 метров и имеют высокие уловы. По-государственному подошел к этому вопросу и на* чальник «Мурмансельди» тов. Бородулин. Он неодно­ кратно выходил в море и изучал работу своих судов с различными траловыми досками. Сейчас все корабли типа «Океан» сельдяного флота вооружены многоцеле­ выми досками и успешно выполняют план добычи ры­ бы донных пород. Скоростное и глубоководное тралеьие, как и всякое новое дело, требует дальнейшего развития и совершен­ ствования. Но новаторам не создано для этого необхо-’ димых условий. Неблагоприятная обстановка сложилась в этом отношении в ПИНРО. Инженер тов. Матросов считает, что эта работа должна идти за счет совершенств вования уже проверенных на практике многощелевых до* сок и продолжает вместе с группой членов НТО вести опыты в этом направлении. Другие работники считают, что щели и балластный киль у досок не нужны и рекомендуют флоъу делать облегченные доски и без щелей. Однако проведенные в аэродинамической лаборато­ рии Ленинградского университета опыты показали, что заделка щелей увеличивает сопротивление досок на 18—25 процентов. А практические испытания бесшеле- вых досок, разработанных экспериментальной базой тралфлота, показали, что они повышают сопротивление трала на 30 процентов. Это приведет к увеличению расхода топлива и при тех же оборотах двигателя снижению скорости трале­ ния, которую новаторы стремятся повышать. Уменьше­ ние веса досок приведет к дополнительному вытравли­ ванию ваеров, что вызовет увеличение времени на спуск и подъем трала, повысит расход дефицитного троса. Таким образом, сложились два противоположных взгляда. И вместо того, чтобы дать возможность дове­ сти начатое дело до конца, инженера Матросова, ко­ торый 15 лет посвятил разработке вопросов скоростно* го и глубоководного траления и добился в них опреде­ ленного успеха, по существу отстранили от работы в этой области. Разве это не стремление монополизировать науку* разве это не попытка помешать научной критике и са­ мокритике, которые строго осуждены Центральным Ко­ митетом КПСС и о недопустимости которых говорил первый заместитель председателя Совета Министров СССР тов. Косыгин на недавнем Всесоюзном совеща­ нии научных работников? Большие перспективы для флота открывает увели­ чение глубин траления. На основании показаний глу­ боководных приборов и первых практических успехов капитана тов. Котова можно сделать вывод, что глубо­ ководный промысел является целиной рыбной промыш­ ленности. Надо начинать осваивать лов рыбы как у. дна, так и в толще океана. Это позволит облавливать скопление рыб, которые сейчас вообще не облавливают* ся и погибают от естественной смерти, сохранить мо­ лодь, концентрирующуюся на небольших и средних глубинах. Надо положить конец волоките. Государству дорого обходится эта медлительность с внедрением скоростно­ го и глубоководного траления. Следует серьезно проанализировать состояние*дел в ПИНРО, создать в нем творческую, деловую обстанов­ ку. На наш взгляд, нет ее во втором отделении инсти­ тута, которым руководят тт. Лишин и Старовойтов. Людям с различными точками зрения надо предо­ ставить возможность в творческом соревновании на де* ле доказать правильность своих взглядов. Это очень просто сделать, если каждому из них поручить повы* шать эффективность промысла на различных типах су­ дов тралового, сельдяного флотов, морлова. Такой подход к решению вопроса позволит избежать монополизма в науке, выявить творческие способности, работников института, принесет большую пользу рыб­ ной промышленности. ЛПГГГТ 1 ТУУУУ^РРГ ^п пгъЛЛ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 13 июля 1961 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz