Рыбный Мурман. 1961 г. Июль.

\ опыт и Д о р о г у с к о р о с т н о м у тр а л е н и ю ! Н Е К Р А С О В Ц Е В “ Помогли' (Окончание. Нач. см. в №№ 78, 79) Н А ПУТИ К ПОЛНОЙ ПОБЕДЕ^ метода скоростного траления еще встретится много трудностей. Еще существует мнение, что скоростное траление якобы создает необычную перегрузку главному двигателю, что неминуемо приведет к быстрому его износу. Утверж­ дение это противоречит всем данным испытаний, проведенным с ме­ ханизмами морозильных траулеров. Они противоречат нашим собст­ венным наблюдениям, проведенным в период скоростного траления, на чем следует остановиться подробнее. На современных траулерах для обеспечения эксплуатационной скорости свободного хода мощность силовой установки увеличенз. Вместе с тем орудия лова остались почти неизменными. Это обстоя­ тельство сказывается на уменьшении процента использования мощ­ ности главного судового двигателя при работе с тралом. Испытаниями установлено, что долевые, частичные нагрузки для дизельных судов значительно снижают экономичность силовых уста­ новок и на работе их сказываются отрицательно. У дизельных траулеров типа «Пушкин» наблюдается большой за­ пас неиспользованной мощности при работе с тралом. Испытания, проведенные на траулере «Ярославль», показали, что в наихудших условиях промысла, при шторме 7—8 баллов и скоро­ сти траления 3,5 узла (носом на волну), используемая мощность дви­ гателя составляет 620 л. с. при* 93,5 об/мин., что составляет 32;5 процента номинальной мощности (1900 л. с.). Следовательно, главный двигатель при самых неблагоприятных метеорологических условиях промысла обладает еще значительным резервом мощности. Чтобы точно установить влияние загрузки двигателя на расход топлива при режимах траления, на траулере «Ярославль» были про­ ведены специальные испытания, в результате которых выявилось, что наибольшей мощности — 1288 л. с. (68 процентов от номинальной), достигнутой на режиме траления, соответствует 116 об/мин. Судя по температуре отработанных газов (248 градусов по Цельсию) и ча­ совому расходу топлива (245 кг/час), двигатель работает на режиме, близком к номинальному. Также с увеличением числа оборотов при скоростном тралении уменьшается удельный расход топлива (при 95 об/мин. он равен 196 кг/час, а при 116 об/мин. — 190 кг/час), что составит значительную экономию дизельного топлива при работе траулеров-заводов в режиме скоростного траления. Таким образом, даже в наиболее тяжелых промысловых условиях мощность двигателя используется максимально на 50—60 процен­ тов. Ж Наблюдения за работой главного двигателя на траулере «Некра­ сов» в режиме скоростного траления при 110—115 об/мин. главного двигателя показали: Температура выхода масла из поршней оставалась равной 40 гра­ дусам по Цельсию и сохранялась равномерной по всем цилиндрам. Выхлоп оставался бесцветным. Температура отработанных газов в выхлопном коллекторе была равна при 110 об/мин. 240 градусам и при 115 об/мин. 250 градусам по Цельсию. В наиболее неблагоприятных метеорологических усло­ виях (ход судна носом на волну), при 115 об/мин. главного двигателя температура выхлопа повышалась максимально до 265 градусов. Загорания поршневых компрессионных и маслосъемных колец не наблюдалось. Количество нагара на выхлопных окнах не увеличивалось по сравнению с количеством нагара, отлагающимся при работе с тра­ лом на 95—97 об/мин. главного двигателя. Тщательные наблюдения за работой главного двигателя проводи­ лись механиками траулера «Некрасов» Анатолием Егоровичем Смир­ новым, Александром Алексеевичем Назарковым и Борисом Евтихне- евичем Онипчуком под руководством старшего механика Арнольда Ивановича Карпушенко в течение всего периода, когда траулер ра­ ботал на больших скоростях траления. Они показали, что никакого перенапряжения главный двигатель во время скоростного траления не только не испытывал, но наблюдалось недоиспользование его мощности. К этому следует еще добавить, что. согласно фирменным данным, главные двигатели траулеров типа «Пушкин» при соответствующей регулировке могут развивать еще значительно большую мощность. Отсюда следует только один вывод: никакой перегрузки главного двигателя увеличение скорости траления не создает. В ИСТЕКШ ЕМ ГОДУ НА БОРТОВОМ Т РА УЛ Е Р Е «МОГИЛЕВ» под командованием капитана Николая Михайловича Котова ус­ пешно была применена повышенная скорость траления до 4 узлов вместо обычной 2,8—30 узла. В 1949—1950 гг. Мурманской экспери­ ментальной базой проводились опыты скоростного траления на су­ дах, где установка главной машины была еще менее мощней, чем на траулере «Могилев», и скорости траления были около 3,5 узла. В прошлом году ПИНРО проводил опыты скоростного траления на некоторых других судах бортового траления. Способ скоростного траления хотя и имеет уже практические по­ ложительные результаты, полностью еще не изучен. Необходимо еше экспериментально проверит^ эффективность скоростного метода тра­ ления на всех судах, на разных и особенно на больших глубинах, на разных концентрациях и породах рыбы. Необходимо определить тре­ буемое количество ваеров для разных глубин," при различных усло­ виях промысла (ветре* течении и т. д.). Нужно определить правиль­ ность загрузки нижней и вооружение верхней подборы при разных режимах и условиях работы. Н. ЕЛФИМОВ, капитан траулера «Некрасов». Больше продукции и меньше затрат ВЫСТУПЛЕНИЙ Моряки тралового флота приняли высокое обязательст­ во на третий год семилетки. В нем есть пункты, предусматри­ вающие улучшение экономиче­ ских показателей работы фло­ та. Так, нанример, поставлена задача сэкономить орудий ло­ ва на 300 тысяч рублей, топ­ лива и смазочных — на 150 тысяч, сдать полуфабрикат сортностью выше плановой на 0,2 процента, снизить себе­ стоимость центнера рыбы в це­ лом по флоту на 30 копеек. К сожалению, приходится отмечать, что многие наши то­ варищи из числа командного состава не задумываются над экономической стороной дела, не вникают глубоко в работу экипал;а. & поэтому их экипа­ жи имеют большой перерасход средств. Ь первом квартале этого го­ да корабли нашего седь­ мого отряда сработали плохо. Вместо прибыли был допущен убыток на сумму 142 тысячи рублей. Так случилось потому, что мы недодали 16 тысяч центнеров «свежья», 379 цент­ неров клипфиска, не перерабо­ тали 242 центнера тресковой печени, 373 центнера рыбьих голов и т. п. Особенно большая потеря отходов произошла на траулерах «Сириус», «Ваер», «Слава» и других. На траулере «Поллукс» вме­ сто плановой прибыли за пер­ вый квартал получен убыток в сумме 13500 рублей, себе­ стоимость центнера продукции повышена на 68 копеек. То же самое можно сказать и об эки­ пажах траулеров «Свет», «Тралмейстер». Капитаны и их помощники нередко заявляют в свое оп­ равдание, что плановый отдел управления флота с большим опозданием рассылает на ко­ рабли квартальные калькуля­ ции себестоимости и что они не имеют возможности проана­ лизировать свою работу. Подобные рассуждения сви­ детельствуют лишь о слабом знании экономики, о неумении людей или нежелании их ве­ сти повседневный экономиче­ ский контроль за хозяйствен­ ной деятельностью экипажа корабля. А пора бы уже научиться это делать. Ведь на каждом корабле имеются нормы расхо­ да тех или иных материалов, стоимость их, планы. Так да­ вайте же беречь государствен­ ную копейку,, принимать ра­ зумные решения. Для этого да­ же не нужны арифмометры и счеты. Достаточно иметь ка­ рандаш и бумагу, чтобы все подсчитать и взвесить. Так именно и поступают мо­ ряки на траулерах «Батуми», ^Коломна», «Трал» и других. Они в первом квартале снизи­ ли себестоимость центнера до­ бытой рыбы в среднем на 3 — 4 рубля. В апреле — июне экипажи седьмого отряда значительно улучшили работу. 15 июня от­ ряд в целом справился с пла­ ном второго квартала по добы­ че рыбы, ликвидировал отста­ вание, допущенное в зимние месяцы. Меньше стало и не­ производительных расходов. Но положение с экономической стороной дела все еще оставля­ ет желать лучшего. Долг моряков — научиться работать рентабельно, сдер­ жать слово, данное Родине. И. ГЛУЩ ЕНКО , м напитан-наставннк. «ПЕРЕСТРАХОВКА По поводу корреспонденции под таким заголовком, опубликованной в газете 3 июня, начальник управ­ ления тралового флота тов. Фи­ липпов сообщил: Факты неправильного решения вопросов работниками механико- судовой службы флота, связанных с работой траулеров бортового траления на повышенных скоро­ стях траления, имели место. В настоящее время приказом по флоту большая группа траулеров польской постройки переведена на работу при повышенных скоростях траления. Экипажам этих судов вручены наставления по работе на новых режимах, разработанные в ПИНРО. ВРЕДИТ ДЕЛУ» В ближайшее время Полярным институтом будут проведены теп- ло-технические и промысловые ис­ пытания судов типа траулера «Му­ ром», после чего будут даны ре­ комендации и наставления по бо­ лее рациональному использованию мощности главных машин этих су­ дов. Очистка дымогарных трубок па­ ровых котлов от шлама будет про­ изводиться по мере их загрязнения, а не раз в год, как это делалось раньше. Механико-судовой службе даны указания об усилении контроля за эксплуатацией машинно-котельных установок. £ й 85 й 2!5'2!5'2Ж2Ж2Ж«'2!5!2>^^ Осваивают выпуск новых машин I Кострома. Завод текстильно­ го машиностроения, специали­ зирующийся на производстве прядильного оборудования, ос­ ваивает выпуск льнопрядиль­ ных машин марки ПМ-114Л1. Включившись в соревнование за достойную съезда КПСС, шил собрать ко съезда десятки плана. На снимке; Исаев (справа) встречу X X II коллектив ре­ дню открытия машин сверх слесарь Н. И. и А. В. Депцов моряки „Могилева" На протяжении двух рейсов подряд экипаж траулера «Моло- дечно» выбирал себе соперника­ ми для парного соревнования мо­ ряков траулера «Могилев». Мы знали, что «могилевцы» умеют хо­ рошо ловить рыбу, являются ини­ циаторами скоростного и глубоко­ водного траления, у них можно многому научиться. И не прога­ дали. В минувшем рейсе, например, оба корабля работали на Медве- жинской банке, но в разных квад­ ратах. В конце промысла подъемы у нас стали сокращаться, а на траулере «Могилев» они достига­ ли 1 0— 12 юнн в сутки. — Переходите в наш район, — посоветовал капитан тов. Котов,—». чем смогу, тем и помогу... Мы прислушались к его совету. Но первые подъемы оказались-не-» удачными. У нас получалось пол­ торы кошалки от силы, а у «мо* гилевцев» две — две с полови­ ной. Утром следующего дня во вре­ мя радиоразговора стали выяснять причину. — Я держу повышенную ско­ рость, против течения, машина дает 98 оборотов, по течению 88 . >— объяснил капитан тов. Котов. Он рассказал о вооружении тра­ ла, об особенностях работы на глубинах 350—400 метров, дал ценные рекомендации. Наши мастера по добыче быст­ ро перевооружили трал, добавили в общей сложности 15 кухтылей. Увеличили число оборотов маши­ ны. Замер показал, что скорость достигала у нас 3,5—3,6 узла (и это при утяжеленной нижней подборе). Дело сразу наладилось. Почти до самого окончания рейса (примерно с неделю) мы ра­ ботали успешно. Наши подъемы почти сравнялись с подъемами экипажа «Могилева», а всего за это время мы сумели выловить 70 тонн рыбы. Преобладала более крупная рыба. Ее легче было об­ рабатывать. В порт вернулись с полным грузом. Победителем в парном со- * ревновании был признан наш экипаж. Но это ни в коей степе­ ни не умаляет достоинств моряков траулера «Могилев» и его судо­ водителей. Ведь это они помогли нам добиться успеха. Я считаю, что не менее важ­ ную победу одержали и «могилев­ цы». Во мне лично они нашли сторонника скоростного траления npit работе на больших глубинах. Дело это стоящее. Его надо разви­ вать и совершенствовать. Вот только при работе на мень­ шей глубине (180—200 метров) нас постигла неудача, и мы пере­ шли на обычные 3 узла. Правда, с тов. Котовым на этот раз посо­ ветоваться не пришлось. Видимо, что-то не учли, недоработали. Надо, чтобы испытания по ско­ ростному и глубоководному трале­ нию проводились с большим раз­ махом, в разных условиях с тем, чтобы мы могли получить научно и технически обоснованные ре­ комендации по его применению—' в зависимости от районов про­ мысла, глубин, состояния сырье­ вой базы и т. д. И. КУЗЬМИН , капитан тра­ улера «Молодечно». за сборкой льнопрядильной ма­ шины. Фото И. Дынина. Фотохроника ТАСС. «РЫ БНЫ Й м у р м а н » 6 июля 1961 г. 3 стр, г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz