Рыбный Мурман. 1961 г. Февраль.

Х О Р ОШ Е Е ц т о р о й ГОД траловый флот осваивает облов преднере­ стовых отоплений самок окуня в юго-западной части Копытов­ ского района. Практика показы­ вает, что экипажи многих щ>о- •ысловых кораблей подолгу не могут приспособиться к работе в этой части района, хотя на отдельных судах моряки добива­ ются хороших уловов, что гово­ рит о наличия богатой сырьевой Фазы. Сейчас в квадратах 1986-А, Чинну и про­ верку тралов на- _ до ПРиУРОчивать н . ....................... . т .. . "” "",|1Г■ ■■■■■'...1 ,,ж ночному времени, 1!)8э-А, 1984-А уловы на час иногда делается. Бели кухтыли с таким расчетом, чтобыв 7— 8 тралеыия достигают двух и более расположить внутри мешка, то часов утра можно было начать тонн. Частые штормы, наличие это будет способствовать его промысел тщательно подгото<вле.н- гуоки, распределите рыбы по подтиранию. По всей нижней ними орудиями лова. Взять себе свалу глубин, спад уловов но- ллаети мешка надо пришивать за правило: тралировать не более чью соедают затруднения в про- фартуки, своевременно заменяя часа — часа 10 минут.Увлече- их при износе. ние продолжительными траления- На нашем корабле подбора ми неизменно^ приводат к проло- вооружена пятнадцатью 500-мм p i’ т)те1)е времени. „ „ пг геКОМБНДую КЭПМТЗК 2 М лично бобинцами с грузом в 25 кило- контролировать ремонт тралов, граммов на каждый бобинец. Та- мешков в ночное время. Потреб­ ная подбора считается облегчен- ность в таком ремонте вовнииает ной. Во ипбежание пролова ско- всякий раз после 4— 5-дневных роеть не должна превышать 3,1 тралений, приносящих хорошие узла. >.токы. Можно избежать и поднимания гуЗ- ки на борт. Для этого нужно при **■ подъеметрала вы­ бранные кабели снова вытравить в воду. Окунь в мешке служит хорошим плавом, препятствует затоплению мешка, а он и это время располагается в воде вертикально, и губка из него высыпается. В. (МИРНОВ, капитан тра­ йлера «Харьков». мысловой работе. Как добиться успеха? Необхо­ димо. прежде всего, тщательно вооружить трал, особенно ме­ шок. К мешку должны быть под­ вязаны три— четыре дубленых шкуры, 2-4— 28 кухтылей. Кух­ тыли необходима подвязывать снаружи, а не внутри, как это Л О В А О К УН Я * ---- П УБЛИКУЯ сегодня радиограмму одного из опытных ка­ питанов тов. Смирнова, а также статью научного со­ трудника ПИНРО тов. Сорокина, мы продолжаем начатый ранее разговор о промысле окуня в нынешнем году. Как из­ вестно, добыча этой ценной рыбы в Баренцевом море пока носит сезонный характер и ведется особенно интенсивно * весенние месяцы. Последние два года флот осваивает лов самок окуня и в зимний период. Экипажи промысловых ко­ раблей должны максимально использовать накопленный опыт работы, добиться перевыполнения плановых показате­ лей, реализации обязательств, принятых в честь XX II съезда КПСС. * НЕДОЧЕТЫ, ЗАДАЧИ А. В. Ломтева, старший ин­ женер отдела обработки тралово­ го флота. Только в последних числах де­ кабря отставание по выпуску консервов было ликвидировано. Годовой план был выполнен «впритирку*. Но с ассортиментом рыбных консервов, вырабатывае­ мых на траулерах, дела обстоят далеко ье благополучно. Так, флот недодал стране около 2 мил­ лионов б^нок консервов «Печень в томате». То же и с бланжиро- взнной печенью в томате. Вместо 3 миллионов банок было вырабо­ тало... всего 422 тысячи. Сказа­ лось нежелание многих мастеров по-настоящему освоить это новое для них дело. Плохо перестраи­ вались на новый ассортимент, а подчас и с печенью было плохо- Эа го. 3 прошлом году консервный эаэод продолжительное время стсял на ремонте. Не было гото­ вого томата. Жестяно-баночная фабрика тоже не часто выполня­ ла наши заявки на лаки­ рованные банки, не хва­ тало банок М? 3 и № 8 , что тоже мешало нор­ мальной работе. 3 этом году план и по коли­ честву, и по ассортименту рыб- иы^ консервов значительно боль­ ший, чем в прошлом. Основное внимание будет обращено на ас­ сортимент. Даже положение с оплатой труда консервных масте­ ров изменено: если задание пе­ ревыполнено только по количе­ ству, премия выплачиваться все же не будет — его нужно вы­ полнить еще и по ассортименту. Думаю, что каждый консервный мастер поймет, как это важно. В ?том году план по консервам в томате очень большой — 4 мил­ лиона 100 тысяч банок из 1 1 . 6 миллиона. На судах бортового траления будет освоен совершен­ но новый вид продукции — кон­ сервы из натурального белокоро­ го г.алтуса. Мы и раньше выпус­ кали его, но в очень малых ко­ личествах (200—300 банок за рейс) и только на судах кормо­ вого траления. Кроме того, нам дан большой план по выпуску бланжированной печени в томате — 3 миллиона банок. В конце февраля в порт вер­ нется траулер «Хабаровск». Здесь впервые попробовали выпускать окунь-филе в томате, натураль­ ный окунь, уху сборную в полу­ фабрикате из трески, окуня и палтуса. Вполне возможно, что из траулеры будут поступать за­ дания и по этим видам консер­ вов. В прошлом году у нас было много недостатков. Так, с четы­ рех судов консервы были при­ гнаны нестандартными. В городе Воронеже были забракованы „консервы, выработанные на тра- D КОНЦЕ декабря, начале января поисковый траулер «Мукачево» в северо-западной ча­ сти района Копытова успешно облавливал скопления морского окуня-клювача. Но скопле- Сырьевая база есть! пая оказались недостаточ­ ными, и промысла организовать не удалось. Исследованиями Полярного института было вы­ яснело, что у самок морских окуней миграции начинаются в январе и связаны с созревани­ ем икры и развитием зароды­ шей. Результат работы поиско­ вика был сигналом о том, что зимне-весенние миграции са­ мок начались. Необходимо бы­ ло организовать за ними более тщательное наблюдение. Для этой .цели поисковый траулер «Харьков» был направлен в район Копытова, где, по пред­ положениям Полярного инсти­ тута, должны были образовы­ ваться преднерестовые скопле­ ния самок. Последующая работа «Харь­ кова» подтвердила правиль­ ность этих предположений. К середине января в районе сва- л<з уже наблюдались скопле-* ния самок клювача, которые по своей плотности и устойчи­ вости обеспечивали суточный вылов в среднем до б тонн. Выяснилось, что стаи самок распределяются вдоль свала на протяжении 3--4 квадра­ тов, наилучшие уловы наблю­ дались на глубинах от 400 до 450 метров. Уловы за двухча­ совое траление, как правило, равнялись 1— 1,5 тонны. От­ дельные уловы достигали 3—4 тонн. Таким образом, можно с уверенностью заключить, что сснчас происходит массовая нерестовая миграция самок окуня, в район свала непре­ рывно подходят все новые и ногые стаи ценной рыбы. Это значит, что мощность скопле­ ний будет непрерывно изо дня в день нарастать. Самки в рай­ оне свала будут удерживаться до тех пор, пока не закончит­ ся развитие эмбрионов (разви­ вающихся зародышей) и не наступит период отмета личи­ нок, то есть примерно до третьей декады апреля. Надо признать, что работа в районе свала сопряжена с большими трудностями. Осо­ бенно на успех промысла бу­ дут оказывать влияние метео­ рологические условия, которые в феврале—марте бывают не­ благоприятными, а затем и вертикальные перемещения — когда окунь периодически ста­ новится недоступным для об­ лова тралом. Но успех промысла на сва- jj ле зависит не только от этих объективных причин. Большое значение имеет искусство су­ довождения, умение придер­ живаться глубин, на которых удерживаются более плотные скопления рыбы. Промысел затрудняется плохими грунто­ выми условиями и обилием губ­ ки. поэтому очень важно ка­ чество вооружения трала, осо­ бенно нижней подборы, а так­ же надежность защиты мешка от протирания. Траулеры, от­ правляющиеся работать на сгал, должны иметь достаточ­ ное количество ваеров, так к in очень часто отдельные экипажи оказываются в про- лове из-за того, что не мпп/т облаьливать рыбу на 500-мег- ровой глубине. Имеющиеся в распоряжении По­ лярного института данные г о в о р я т о том, что сырьевая база окуневого про­ мысла ь районе Копытова бла- гочрнятьа и не внушает опасе­ ний. При благоприятной метео­ рологической обстановке и про­ ведении соответствующих орга- нязапионно-технических меро- ириятиГ. задание по добыче морского окуня может быть ус­ пешно выполнено. В начале марта ожидается образование скоплений зиму­ ющих самцов окуня, что зна­ чительно улучшит сырьевую базу окуневого промысла и повысит его производитель­ ность. В. СОРОКИН, младший научный сотрудник ПИНРО. к о н с е р в н ы х м а с тер о в улере «Касатка» (консервный ма­ стер тов. Ибрагимов). Оказалось, что печень оиищена очень плохо. Флот понес убыток в 1400 рублей. 4227 банок консервов с трау­ лера «Сириус» (консервный ма­ стер тсв. Шубский) также были признаны нестандартными из-за повышенного содержания соли. Оказалось, что тов. Шубский при добавлении соли в банку № 3 пользовался меркой, предназна­ ченной для... «восьмерки». В ре- зутьтате, новый убыток для го­ сударства. Аналогичная история, что и у т*>в. Ибрагимова, произошла у консервного мастера траулера «Мариинск» тов. Шкондина. 997 банок были изготовлены из,пече­ ни нестандартной консистенции, с плохой зачисткой. Выпускная де­ густация показала, что это брак. Траулер «Макрель». Только по­ тому, что консервы в автоклаве варились больше положенного времени, 7018 банок переведены в нестандартные. Этого можно было избежать. Консервный ма­ стер тов. Меринов, когда его спросили, можно ли допускать, чтобы печень в томате (в авто­ клаве были переварены томатные коьсервы) приобретала бежевый Цвет, он уверенно ответил: — Нет, нельзя. К сожалению, в море он забыл об этом. Все эти факты говорят о том, что не везде еще у нас порядок, не всегда люди внимательно от­ носятся к своим обязанностям. Это приносит подчас большие убытки государству. Нужно, что- Фы собравшиеся здесь консерв­ ные мастера рассказала, что им мешает, что им нужно. ГОВОРЯТ МАСТЕРА: В. Г. Опанасенко, траулер «Кострома»: На этот рейс нам было дано задание — выпустить 1400 банок консервов «Печень в томате». Задание мы не выпол­ нили. Не было ни лакированных банок, ни томата. Если такие случаи будут и дальше, не толь­ ко экипаж нашего траулера, но и весь флот может не выполнить государственный план по ассор­ тименту... Есть предложение. Вместо алю­ миниевых кастрюль для томата отпускать на суда кастрюли из нержяьеющей стали. Е. А. Козлов, траулер «Сем­ га»: Плохо с бидонами. Верну­ лось судно с промысла, выгрузи­ ли бидоны с печенью и увезли на консервный завод рыбоком­ бината. Считай, что эти бидоны видишь в последний раз. Вместо них привезут чужие, с другого траулера, да в таком состоянии, что и подступиться страшно — и вымыты очень плохо, и ремонт нужен самый срочный. Санслуж- бу не пригласишь — привозят-то бидоны к самому отходу судна. Раньше писали на каждом из них номер траулера. Этого не нужно делать. Просто каждый мастер должен ухаживать за своими би­ донами, а на консервном заводе их должны мыть гораздо лучше, чем сейчас моют. Не нужно так­ же забывать, что время от вре­ мени бидоны все же нужно спи­ сывать. Н. М. Карябочкин, траулер «Оленегорск»: Консервные банки на суда везут трех размеров. Специи должьы давать в количе­ ствах, соответствующих объему банки. Но часто бывает так, что на судно доставят банку № 3, а специи... для банки № 8 . Или привезут «восьмерку» и «тройку», а специй едва хватает для одной «восьмерки». Вот и работай! У нас давно ведется разговор о специализации траулеров по вы­ пуску консервов. Пора от слов переходить к делу. . П. А. Шабанов, траулер «Ам- дерма»: Одно время я работал консервным мастером на «Ви­ тебске». Однажды рогожные мешки с мороженой рыбопродук­ цией погрузили в консервную кладовую. Спрашиваю у капита­ на тов. Шанькова, как же так, ведь мне работать надо. А ка- питаи так прямо и отвечает: — Мне мешки с рыбой дороже ваших консервов! П л о х о еще берегут печень на наших траулерах, которые ходят яа жидком топливе и имеют большие сроки плавания. Эго «'Муром», «Миллерово», «Мукаче­ во» и другие. Несколько слов о совещаниях в мере. Их не всегда назовешь школой передового опыта. Быва­ ет, консервный мастер опытный, хороший, а о работе ничего не рассказывает: или неправильно понимает назначение таких сове­ щании, или не умеет рассказать. Ему должны были помочь и ка­ питан, и первый помощник, ведь это в какой-то степени отчет о работе всего экипажа. Но такой помощи не всегда дождешься. Н. Н. Овчинников, траулер на суда . не банками во у причалов консервные «Уран»: Подводит нас часто же* пяно-баиочная фабрика. Банки на ней делают из жести разной толщины. Или банка такая тон­ кая, что ее никак не закатаешь* или она такой толщины, что и закатать невозможно. Очень ча­ сто не хватает крышек для кон­ сервных банок. В ящике часто уложены банки разного объема* Один—два ряда «тройкой» за­ полнены, а в конце ' «восьмерка» лежит. До сих пор доставляют ящики с время стоянки их первым корпусом. Не на всех судах мастера и их помощники имеют халаты, фартуки, колпаки. То в' отдел снабжения с траулера за ­ явка не поступила, то нет их на складе. А нам беда — доставай халат или фартук где угодно, иначе нельзя работать: будет на­ рушение условий санитарии. Но хуже всего то, что с нача­ ла года мы испытываем острый недостаток в консервных бан« ках. Нам всем очень хо* чется работать с перевуполнени* ями планов. А возможности нет* Больше того, 8 судов с начала! годг ушли в море без банок. Это траулеры «Мацеста», «'Мур** мянск», «Сом» и другие. Как-тй нужно поднимать этот вопрос в управлении рыбной промышлен­ ности. Да решать его побыстрее* А за консервными мастерами де**' ло не стгнет! «iBiiiHiimimmniBiiiBiiiiaiiiiu «РЫБНЫЙ МУРМАН» 21 февраля 1961 г. 3 стр«

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz