Рыбный Мурман. 1961 г. Декабрь.

Отдрузей секретовнет Федор Михайлович беседует со своей матерью Анной Тимофеевной. На нижнем снимке боцман запечатлен на ко­ рабле. Старому моряку есть что поведать моло­ дежи. •----- - ------------------------------------ * ...Тяжело привалился к скалистому берегу же­ лезным боком отслуживший свой срок корабль. В борту прорезана большая, в рост'человека, ды­ ра. Туда ведут сходни. Вверху — временем, ветрами, и дождями обес­ цвеченная надпись: «Ф. Дзержинский». Привычная для Мурмача, края морского, картина. А человек стоит, слезу смахнул и радуется: — Здравствуй, дружище! Ты еще на посту? Я очень и очень рад... Феликс Эдмундович Дзержинский. Человек и корабль. Дорогое для коммуниста Поташова имя. Вдвойне дорогое именно для Поташова потому, что на траулере имени великого чекиста он про­ был весь период Великой Отечественной войны. ...Трудное было время. От заполярного Мур- мана до южной Одессы страна отбивала беше­ ный натиск фашизма. Федор Михайлович Поташов пришел в воен­ комат с опозданием, которое от него не зависело. Хмуро сказал: — Выписывайте мне документ, люди на фронте, и я там должен находиться. 4— Пожалуйста, — охотно согласился моло­ денький лейтенант с рукой на перевязи. Улыб­ нулся и пояснил: •— На передовую идете, товарищ моряк. Пом­ ните об этом. Федор Михайлович долго потом обижался на «мальчишку». И только при первом налете фашистских пира­ тов на мирный рыболовный траулер, поднимав­ ший улов на палубу, понял боцман Поташов, что юный лейтенант говорил с ним вполне серь­ езно. Скрывать нечего — туговато пришлось мур­ манским рыбакам в первые дни войны. Они дей­ ствительно оказались на передовой... А дальше? — Дачыне, пожалуй, п вспоминать нечего, — раздумчиво говорит Федор Михаилович. — Даль­ ше дело обернулось так, что фашисты нас бо­ яться начали. На все корабли поставили орудия. Стали мы себя спокойнее чувствовать. Тралим, бывало, а в небе — гул. Гады к Мурманску шпа­ рят. Мы на них — нуль внимания. Валяйте, там вас встретят. Так они, сволочи, что делали? Им наши летчики дадут от ворот поворот, они назад, сломя голову, удирают и видят наши корабли. Давай, мол, хоть этих раздолбаем. И начинают делать на нас заход. А мы к тому времени уже прощупали фашистскую психологию. Они здорово храбрые, когда их десять на одного. Мы в море стали тоже держаться кучей: десять, двенадцать, четырнадцать траулеров в группе. Как начнем все из орудий бухать — фашисты наутек!.. Вам, может, не верится, но я не привык приукраши­ вать. Именно так все было. Нашего «Дзержин­ ского» за четыре года войны ни одна бомба не коснулась. А сколько их бросали! Да без толку. Потом начальство говорило: даже в довоенные годы наш тральщик (он постройки двадцатых го­ дов) столько не ловил. В 1943 году, когда наши на Орловско-Курской дуге гитлеровцам ноги к затылку выгнули и на запад погнали, «Ф. Дзер­ жинский» дал стране 37 тысяч центнеров рыбы... ...Вот почему был так обрадован потомствен­ ный промысловик и заслуженный моряк Федор Поташов, когда увидел ставший на вечную сто­ янку траулер «Ф. Дзержинский». На многих судах пришлось Федору Михайлови­ чу поработать в послевоенное время, а ни к од­ ному из них не преисполнился моряк такой сим­ патией, как к «Ф. Дзержинскому». Да это и не­ удивительно. Грозные были годы, и все, что бы­ ло с ними связано, навсегда врезалось в память. Вместе с орденом Трудового Красного Знамени, полученным за успехи в труде, бережно хранит моряк и дорогую для него медаль «За оборону Советского Заполярья». В кругу своих товарищей по работе любит вспомнить былое боцман Поташов. И подчерк­ нуть при этом: ч — У нас еще не перевелись любители похны­ кать на трудности промыслового дела. Да разве это трудности? Настоящие трудности были, ког­ да над головою «Юнкерсы» воют, бомбы сыплют, а ты от рыбодела даже не отходишь. Да и куда отойдешь? В море ведь, не на берегу... ■110 ШИШИ 5 УЧЕНИКОВ За морями, в странах капитала Сегодня, в День Советской Кон­ ституции, еще раз хочется сказать о том, что на просторах Северной Атлантики работает большая, мно­ гонациональная семья советских промысловиков. Несут трудовую вахту русские и литовские, латышские, эстонские и карельские ры­ баки. В числе экипажей — представители многих народов нашей страны. В дружной рыбацкой семье нет секретов. Если кто-либо до­ бился успеха, он поделится опытом, не скроет от товарищей ничего. Сегодня праздник, но моряки сМурмансельди», не сумев закре­ пить высоких показателей прошлого года, нынче не могут рапорто­ вать об успехах — они отстают. «Мурмансельдевцы» могут работать лучше. Для этого им надо поучиться у своих бывших учеников. Именно такую мысль и проводит капитан-наставник тов. Сухорукое в своей статье, которую он передал нам по радио. В ноябре я про­ вел семь дней на литовском среднем траулере № 4190, которым командует капитан тов. Арцибашев. Главное условие успе ­ ха литовских рыбаков состоит в том, что они отказались от эхоло ­ тов НЭЛ -5 и используют более эффективные - поисковые приборы ХАГ-240, ХАГ-400, ЭГ-10. Это позволяет судоводителям обн аружи ­ вать не только концентрации, но д а ж е разреженные стаи сельди на больших глубинах — до 600—800 метров, тогда как НЭЛ -5 показы­ вает наличие рыбы лишь на глубинах 200—300 метров. Литовские товарищи ведут лов сельди только прицельно. Они ставят порядок, когда сельдь находится еще на большой глубине, зная, что она поднимется. Как правило, утром они берут хорошие уловы. Наши рыбаки мечут сети, когда сельдь уж е поднялась в верх­ ние горизонты и, естественно, много на этом теряют. С литовского корабля я перешел на наш средний траулер № 180. И хоть эхолоты на этом судне плохие, уловы мы стали брать при­ личные, потому что использовали опыт литовцев. По моему совету капитан СРТ № 180 тов. Михайлов стал метать сети рядом с судами других флотилий, имеющих современную поисковую аппаратуру. Вторая причина успеха литовцев — в количестве и качестве се ­ тей. Экипаж СРТ № 4190 в ноябре выметывал порядок из 120 се ­ тей. Наши корабли в это время метали в среднем 75 сетей. Литов ­ ские рыбаки не боятся работать большими порядками, потому что знают: рыба, выловленная за дрейф, сторицей окупит износ орудий лова. К тому ж е литозцы сра зу удаляют из порядка рваные сети, ^заменяя их добротными. У нас ж е не на всех су д а х рваные сети своевременно удаляют из порядка и ремонтируют. Бывшие наши ученики сме.лее внедряют в практику новое. У них много сетей с хлопчатобумажной подборой. Эти сети более ул о ­ висты, потому что их полотно не наметывается на подбору . У нас ж е подобных сетей вообще нет. Литовцы полностью отказались от вожака из геркулесового тро­ са. Д а ж е 4 зимой он у них из сизаля. А мы работаем геркулесом, т е ­ ряем на этом тысячи центнеров сельди. В литовской флотилии больше проявляется заботы о кадрах . Здесь изжита текучесть не только командного, но д аж е рядового состава . Экипажи сработались, хорошо знают свое дело . Нам надо поучиться у литовцев и тому, как проводить отрядные промысловые советы. Они говорят только о промысле. У нас ж е ча­ сто толкут воду в ступе, так называемые «хозяйственные вопросы» заслоняют организацию лова. Сейчас, когда сырьевая база в Атлантике сократилась примерно процентов на тридцать, важно использовать ценный опыт промыс­ ловиков других флотилий. Д а ж е у наших бывших учеников поучить­ ся не стыдно. Нам надо перевооружить СРТ новейшей поисковой аппаратурой, иметь сизальские вожаки, больше внимания уделять порядкам, состоянию сетей. Мурманские промысловики были пионерами освоения лова сель­ ди в Северной Атлантике. Их трудовая слава гремела по всем б а с ­ сейнам страны. Вернуть эту ставу — дело нашей чести! Мы можем работать лучше рыбаков других флотилий, но для этого надо сме ­ лее внедрять на своих судах все новое, передовое , что рождается в борьбе за досрочное выполнение семилетки, за со здани е материаль­ но-технической базы коммунизма. М. СУХОРУКОВ. капитан-наставник. ♦ — — ‘ ...............- г ... ...........................- = банкет администрацию верфи. И ник судовой радиостанции С. По- вот какой случай был в шведском тапов. Он находился в больнице порту Евле на местной верфи. Я три дня. И вот тут-то. я почувст- пригласил на корабль директора вовал особенно остро, как живет- верфи, ведущих инженеров и ся рабочему в этой стране. За три мастеров, с которыми приходилось дня пребывания Потапова в боль- работать в контакте. Мастера, как нице мы уплатили 2400 марок, правило, выходцы из рабочих, Для сравнения приведу такие много помогали нам в завершении цифры. Средний заработок рабоче- работ на судне. Не пригласить их го судостроительной верфи в ме- было нельзя. сяц составляет 4 5— 50 тысяч ма- Когда я дал директору список, рок. Пачка сигарет там стоит кого я хотел бы пригласить, он свыше 100 марок, килограмм мя- сказал мне, что со списком согла- са 450—650 марок, масло —• сен, но мастеров следует по- 400 марок. местить в другом Пришлось раз разговаривать сэ салоне или в студентами Швеции. Они расска- крайнем случае ЗЫ;Вали< 410 летом они вынуждены за другим * сто- Работать, чтобы скопить денег для Мне часто приходилось по де- Как-то в западногерманском дами ищущих работу? Перевод- лом, а не там, где будет он и ин- Учебы зимой. За учебу нужно лам службы с 1948 года бывать порту Киль на Ховальд-верфи, где чик, работавший на нашем судне, женеры, потому что, мол, обыч- платить- И я вспомнил, что когда в ряде капиталистических стран мы были по случаю приемки но- рассказывал мне, что он в тече- но «мы — шведы, мастеров не я учился на курсах штурманов в Швеции, Западной Германии, вого судна для нашего флота, ние шести лет искал работу, по- приглашаем». Он дал понять, что лальнего ^ плавания, то получал Дании, Норвегии, Финляндии и пришлось мне вот что увидеть: лучал мизерное пособие, а на ру- считает зазорным сидеть за одним 1500 руолеи, а были товарищи, других. Я счастлив, что родился мы стояли на палубе нашего суд- ках имел большую семью. Работу столом с мастером. которые получали в месяц по и жизу в стране Советов, я гор- на и разговаривали с рабочими. В ему найти была много труднее, Менее месяца тому назад я вер- * 4 тысячи руолеи \в старых жусь тем, что, находясь там, за это время на территорию верфи потому что он не немец по на- нулся из Финляндии, где ремон- Ценах)- Шведские студенты были границей, я мог сказать, что моя въехала машина скорой помощи, циональности. тировали танкер «Пирятид». Хочу изумлены. Если человек там ре- Родина — Советская Россия, где остановилась у здравпункта, от- Человек, получивший работу, привести такой пример: электро- учиться, то уж получать он жизнь человека — самая боль- куда вынесли на носилках чело- старается удержаться, трудится механику нашего судна А. Мешко- Де**ег ниоткуда не будет, шая ценность и самый большой века. На мой вопрос: «Что это? без отдыха. Если мастер заметит, ву попала в глаз металлическая ® вот так* бывая за границей, капитал. А права советского че- Несчастный случай, или человек что человек закончил какое-то стружка- Узнав об этом, я немед- наблюдая жизнь капиталистиче- ловека записаны в нашей Консти- заболел?» — мне ответили: «У дело, а новую работу не получает, ленно направил его с переводчи- ских стран, еще и еще раз уоеж- туцин. нас здесь, как на войне, каждый то он сразу же дает ему записку ком в здравпункт верфи. Возвра- Даешься в том, что человека там Мы уже привыкли к тому, что день не один и не два таких слу- для получения в кассе расчета, тившись, он говорит, что когда очень мало ценят. Он очень стес- в Конституции записаны и обес- чая, много их, и некоторые с тя- и человек оказывается за ворота- пришли туда, его ъ первую оче- нен* когда ^дело касается его здо- печиваются государством права на желыми исходами». ми верфи. редь спросили: «Кто будет опла- Р°вья, учеоы, раооты. И как тут- труд, на отдых, на ^образование. На верфи работает около 15 ты- Существует у моряков тради- чивать за оказанную медицин- не ^скажешь с чувством величаи- Для нас это само собой разумею- сяч рабочих. Техника безопасно- ция: когда принимается новый скую помощь?». Я, говорит, отве- ше® гордости: «Я гражданин Со- щееся власть народа для сти здесь на^очень низком уровне, корабль, то после ходовых испы- тил, что, должно быть, наш ка- нетского Союза.». р п о т о в яарода. В Западной Германии большое таний администрация верфи при- питан. * д ’ Бывая в заграничных плавани- количество безработных и челове- глашает капитана с помощника- Ну, и я потом получил счет, ях, я много видел^и слышал та- ческий труд дешево стоит- Что ми и механиками на банкет. А правда суммы не помню, но за кого, что было необычным и непо- стоит жизнь человека, когда на когда на судне поднят флаг стра- оказанную Мешкову помощь упла- «РЫБНЫЙ МУРМАН» нятным для нас, советских лю- смену одному пострадавшему го- ны — заказчика, то капитан при- тил. Дей. товы прийти десятки людей, го- глашает на корабль на ответный Там же у иас заболел началь- 5 декабря 1961 г. 3 стр. капитан БРТ-100. J

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz