Рыбный Мурман. 1961 г. Декабрь.

5 МИМО ЛШ ШНЬШИБКРЫЛЬЯ Накануне исторического XXII съезда КПСС коллектив Канда­ лакшского рыбокомбината завер­ шил выполнение плана трех лет семилетки. Решения партийного съезда вызвали на предприятии новую волну трудовой активности. Среди рыбообработчиков еще ярче разгорелись огни соревнования за досрочное выполнение государст­ венного задания текущего года. Самоотверженный труд кол­ лектива увенчался успехом. 12 декабря коллектив предприя­ тия перешагнул рубеж 1961 года по выпуску валовой продукции, а через четыре дня был завершен и годовой план в натуральном вы­ ражении. Передовые работницы комбината, такие, как тт. Козлова, Третьякова, Тутова из консервного цеха, тов. Попова из рыборазде­ лочного, тт. Назаровская, Осолод- кина из коптильного и многие другие уже много месяцев работа­ ют в счет четвертого года семи­ летки. Кандалакшские рыбоконсервщи- ки горячо восприняли призыв гор­ няков Кировска выполнять шести­ дневное задание за пять дней. Пер­ вым подхватил почин кировчан '"^Коптильный цех. Люди этого кол­ лектива работают на один наряд. Это значит, что рыбу начинает коптить одна смена, а продолжает другая. Люди трудятся добросо­ вестно, не подводят друг друга, выполняют задания на 1 2 0—130 процентов. На другой день примеру своих товарищей из коптильного цеха последовали консервщики. Патриотический почин горняков находит поуержку и в других цехах. У хорошего дела — боль­ шие крылья. А. ВАНДИН. г. Кандалакша. В КОНЦЕ ОКТЯБРЯ трау­ лер «Оленегорск» воз­ вращался из очередного рейса в порт. Моряки, как всегда, деятельно готовились к встре­ че с родным горо­ дом: мылись, бри­ лись, отглаживали рубашки и галсту­ ки, переодевались. Настроение у всех — отличное, и наградой самой незамыслова­ той шутке служил дружный смех. Задумчив был лишь капитан Станислав Степанович Богомо­ лов. Он стоял на мостике, смотрел, как сгущались ранние заполярные сумерки, прислу­ шивался к посвистыванию вет­ ра в вантах и размышлял. Думы были разные: о семье, ожидающей его на берегу, о том, что надо сделать при под­ готовке к текущему слиповому ремонту. Судно старое, три­ дцать лет бороздит море. О нем забота и забота нужна. Попутно вспомнилась речь известного драматурга Корней­ чука на ХХП съезде партии. Чем-то она задела внимание капитана, а чем, он не мог теперь припомнить, ибо слу­ шал ее по радио... Ах, да, вот чем. Писатель говорил: «По­ смотрим на наш съезд — вот они, современные герои всех профессий. Что ни человек, то книга, и какая прекрасная, волнующая книга». Богомолов подумал: «Верно сказано. Есть люди, жизнь ко­ торых кажется интереснее любой книги. Взять хотя бы покойного Андрея Георгиевича Романова». Имя капитана Романова пользовалось в бассейне, и по праву пользовалось, широкой известностью. С ним пришлось ходить молодому штурману Богомолову помощником на траулере «Харьков». Требова­ тельный был капитан, строгий. Предложения принятые к внедрению Изготовление запасных пластин мотни трала 31,2 метра без двухрядной части Автор тов. Молчанов, старший ‘ мастер по добыче БМРТ «Ду­ шанбе». До настоящего времени запасные пластины мотни изготовлялись из однорядной дели — 103 ряда и двухрядной дели — 51 ряд. В процессе эксплуатации изнашивалась только однорядная дель. а двухрядная, как правило, оставалась целой. Двухрядных пластин мотни вполне хватает до полного износа трала. Автор предложил изютовлять и поставлять на суда запасные пластины длиной 103 ряда только из однорядной дели. За счет сни­ жения расхода дели на постройку запасных пластин флот получит значительную годовую экономию средств. Изменение технологии изготовления пассивных радиолокационных отражпелей для промысловых буев Авторы: инженеры производственного отдела тт. Постников, Кравцов, Макшеев. Авторами предложено использовать для изготовления бра­ кованную листовую белую консервную жесть. Для увеличения прочности листа, косынок и уголков в их наружные кромки зака­ тывается трехмиллиметровая стальная проволока. Прочность всей конструкции достигается путем постановки двух верхних и нижних донышек из оцинкованного железа. Динамограф на базе рабочего динамометра типа ДТ-8 и автоматического моста типа МС-1 Автор тов. Петров, инженер-конструктор ЦКБС. Траловый флот состоит из кораблей нескольких типов с различ­ ными промысловыми механизмами и грузовыми устройствами. В связи с этим необходимо знать усилия, возникающие в различных устройствах при работе кораблей на промысле. Существующие в настоящее время динамографы неудобны, так как измеряющая и регистрирующая часть их смонтированы в одном корпусе. Они громоздки. Самописцы могут подвергаться действию волны и брызг, что вредно отражается на их работе. Автор предложил динамограф, удобный тем, что в нем в качест­ ве измеряющего органа использэван обычный динамометр, а регист­ рирующим узлом является электронный самопишущий мост, уста­ новленный отдельно в закрытом помещении. Динамометр и мост соединяются электрическим кабелем. При­ менение динамографов такого типа позволяет получать запись пол­ ной картины изменения усилий, возникающих в различных палуб­ ных устройствах при работе их на промысле. Дооборудование траулеров польской постройка 1 и 2 серий (с низкими вентиляторами) для работы без квартропов. Авторы: тт. Едемский, Макшеев, Петровский, Сафронов. До. настоящего времени траулеры польской постройки первой и г второй серим (с низкими вентиляторами) работали тралом с кварт- ропами. Делались пэпытк» конструктивно осуществить переобору дование траулеров этого типа для работы по бесквартропнон схеме, но все онн не давали желаемого результата. для себя и сейчас. В прошлом году был такой случай. Группа наших и архангельских трау­ леров вела промысел у Канина носа. Соседи «Оленегорска» , .—- давали сообщения Д о с т о й н а я сме н а г ' показывал одни «колеса». Как ни бились Богомолов и мастера по добыче, ничего по­ делать не могли. Нет улова — и хоть тресни. Рядом промышлял траулер «Джанкой». Капитан на нем Николай Стромилов — моло­ дой, но уже с опытом. Вызвал его Богомолов, объяснил, в чем У них загвоздка, попросил: — Помоги разобраться, в чем дело! — А вы каких глубин при­ держиваетесь? — спросил Стромилов и, выслушав ответ, посоветовал травить ваеров в два — -три раза больше. На «Оленегорске» исполни­ ли совет, и уже через несколь­ ко часов палуба корабля была завалена пикшей. Рггдист «Оленегорска» снова вызвал «Джанкой», и Богомо­ лов от души сказал соседям: — Спасибо за помощь. Те­ перь и мы с рыбой. План 19(50 года — второю года семилетки — «Олене­ горск» закончил досрочно. Но тогда в массе общих успехов эта победа экипажа осталась как-то незамеченной-. Зато удачная работа в 1 я- Желом из-за штормов первом квартале нынешнего года за­ ставила заговорить об этом траулере всех моряков. А экипаж продолжал идти от победы к победе. Досрочно за­ кончит выполнение плана пер­ вого полугодия. Досрочно от­ рапортовал о завершении го­ довой программы. И новая победа, особенно радостная для моряков — «Оленегорск» в ходе пред­ съездовского соревнования до- ; бился высокой чести быть за- ; несенным на областную Доску почета имени XXII съезда КПСС. Богомолова поздравляли. Он смущенно отмахивался: — Моих заслуг тут мало: я все лето в отпуске находился. Но ведь в том-то и заслуга любого руководителя создать такой коллектив, который бы и в его отсутствие работал, как хорошо налаженный часовой механизм. А жизнь показала, что такой коллектив теперь е;ть на «Оленегорске». Сейчас траулер — в теку­ щем слиповом ремонте. На счету его экипажа 1300 цент­ неров рыбы, добытых сверх годового плана. После близкого теперь Ново­ го года траулер «Оленегорск» — ветеран флота, уже 30 лет бороздящий Баренцево море,— снова уйдет в море. И на мо­ стике его снова займет место Станислав Богомолов — один из тех судоводителей, кто вы-, рос в борьбе за семилетку, из кого подрастает достойная сме­ на старой промысловой гвар­ дии. А. ТЮПИН. поблажек не делал никому, но к людям относился справедли­ во. Когда уходил Богомолов с «Харькова», капитан так ат­ тестовал его в характеристике: «Грамотный судоводитель и промысловик. Судно содержит в хорошем техническом и са­ нитарном состоянии. Выдер­ жан. Честен. Вежлив со стар­ шими и подчиненными. Поль­ зуется авторитетом среди лич­ ного состава. Отзывчив. Требо­ вателен к себе и к подчинен­ ным». Давно уже нет на свете Андрея Георгиевича, а лако­ ничная его характеристика стала с годами для Богомолова еще дороже. Все то, что по­ черпнул он у прославленного судоводителя, пригодилось ему, когда он сам стал капитаном. ...Траулер «Оленегорск» в первые два года семилетки ни­ чем особым на флоте не выде­ лялся. Судно со стажем, вы­ полняет план, и ладно. Широко о нем заговорили в начале нынешнего года. Штор­ мовые февраль и март сделали тогда свое черное дело — боль­ шая часть судов оказалась в пролове. Не справился из-за этого с заданием первого квар­ тала и флот в целом. Но были корабли, экипажи которых, несмотря на неблаго­ приятную обстановку, сумели справиться с квартальным планом и даже досрочно. Среди таких судов был и «Олене­ горск». Шумный успех, выпавший тогда на долю экипажа старого траулера, смутил его молодого капитана. Он упорно отказы­ вался видеть в одержанной победе что-то необычное, скло­ нен был даже приписать все случайности удаче. Но был ли успех «Олене­ горска» случайным? Нет, не малая заслуга в этом принад­ лежит молодому судоводителю. Он пришел на «Оленегорск» в конце 1959 года. Первое вре­ мя приглядывался к людям, изучал их. Сказывалась старая закваска комсомольского ра­ ботника. Станиславу Богомо­ лову, когда он был еще штур­ маном, немало пришлось похо­ дить в комсомольских вожаках, и он знал цену работы с людь­ ми. Поэтому он и на «Олене-, горске» живо вникал в дея­ тельность садовых обществен­ ных организаций, оказывал им всемерную поддержку. Прп помощи коммунистов, проф­ союзной и комсомольской орга­ низаций сколотил на судне крепкий, надежный коллектив — такой, с каким по плечу самая трудная задача. Немалую службу сослужили ему те знания, какие приобрел он в свое время от Романова, от других известных на флоте промысловиков. Он помнил за­ вет Андрея Георгиевича: — Промысловик, если он перестал учиться чему-то, уже не промысловик. Он уже от­ стал от жизни. Обратиться за советом к бо­ лее опытному и знающему промысловику Станислав Сте­ панович не считает зазорным рационализаторов, в траловом, флоте в 1961 году Авторами предложено произвести переоборудование следующим образом: на стене надстройки в районе кормовой траловой дуги ус­ танавливается направляющий ролик. Центр ролика расположен на I расстоянии 530 мм от оси вентилятора по горизонтали и на 700 мм i вниз от шлюпочной палубы по вертикали. Для обеспечения жестко- [ сти конструкции вентиляторов к ним ставится дополнительное под- ! крепление. Остальное оборудование остается по схеме тов. Попова. < Удаление топенанта у тридцатиметрового сельдяного трала (чер­ теж № 0—20а). Автор мастер тралово-такелажной мастерской тов. Чемонин. Топенант тридцатиметрового трала (чертеж № 0—20а) не име­ ет голого конца и при вооружении трала к клячовке не присоеди­ няется, а следовательно, не испытывает при работе трала большой нагрузки. Ввиду этого автором предлагается у трала по чертежу № 0—20а снять топенант и заменить его усиленным швом (по шесть ячей с каждой пластины). Замена топенанта усиленным швом в крыльях и сквере не ухудшит работы трала. Предохранительный тросик стопор-блока. Автор капитан траулера «Тагил» тов. Кудринский. При отдаче цепного стопор-блока нередко наблюдаются случаи его заброса на палубу, что небезопасно для моряков. Автором предлагается обезопасить этот участок работы следу­ ющим образом: тросик стальной диаметром 9,2 ми, длиной один метр закрепить одним концом к стойке фальшборта, где крепится руч­ ной стопор-блок, а другой конец пропустить через отверстие в фальшборте н присоединить за скобу, соединяющую стопор-блок с цепью. Применение масленки Штауфера на промысловых роликах трау­ лера типа «Пионер». Автор тов. Новожилов, старший помощник капитана траулера «Котлас». На судах типа «Пионер» пальцы промысловых роликов смазы­ ваются тавотом, который выжимается специальной пробкой, ввора­ чивающейся в палец. Пробка вворачивается специальным ключом, что крайне неудобно, особенно при завертывании-ее в палец подвес­ ного ролика. Для установки вышеуказанного недостатка автором предлагает­ ся отверстие пальца заглушить пробкой, в которой высверлить от­ верстие под смазку и для заворачивания масленки Штауфера. Облегчение подъема кабелей на БМРТ типа «Пушкин». Автор тов. Харитонов, старший мастер по ^добыче БМРТ «Куп­ рин». На судах типа «Пушкин» подъем кабелей на подвесные ролики производится вручную. Операция эта весьма трудоемкая, опасная и требует затраты времени. Автором предлагается подвесить два деревянных блока под кор­ мовым переходным мостиком. Через блоки пропускается оттяжка, один конец которой крепится за утку, а на втором конце ставится специальный гачек для захватывания кабеля. БРИЗ тралового флота. ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ «РЫБНОГО МУРМАНА» «Еще раз о снабжении кораблей» Заместитель начальника трало­ вого флота тов. Горбенко сооб­ щил: ремонт траловых досок в настоящее время производится на берегу. Что касается изменения кон­ струкции 16-метрового мешка, то производственному отделу пору­ чено рассмотреть это предложение и принять соответствующее реше­ ние, о чем автору статьи «Еще раз о снабжении кораблей» тов. Борькину и редакции будет сооб­ щено особо. *У^**Ж*ЖЖЖ***Ж*******************жл «РЫБНЫЙ МУРМАН» 28 декабря 1961 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz