Рыбный Мурман. 1961 г. Декабрь.

Задача нелегкая, ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР... Отклики на статью В. Васильева «Новые ППСС и маневрирование рыболовных судов во время совместного промысла» решать ее надо совместными усилиями Читая отклики на статью тов. Васильева, можно отметить, что все усилия выступающих направ­ лены на разработку системы сиг­ нализации. По существу обсужда­ ется часть проекта ПСП, а такой важный раздел, как правила ма­ неврирования, обходятся молчани­ ем. Исключение составляет обсто­ ятельная статья капитана трауле­ ра «Советская Конституция» тов. Чернова, где имеется по этому вопросу ряд предложений и заме­ чаний. В связи с этим сделаем попыт­ ку внести некоторую ясность в предложения и замечания, раз­ бирая их по порядку постановки. По первому замечанию о том, как считать длину вытравленного буксира (ваеров) — по количест­ ву вытравленной длины в метрах или их проекции на горизонталь? Сошлемся на ППСС, где говорит­ ся: «Длина буксира измеряется от кормы буксирующего судна до кормы последнего буксируемого». Значит, длина буксира (ваеров) должна соответственно считаться по длине проекции на горизон­ таль, ибо по аналогии это поло­ жение с ППСС молено перенести на ПСП. Но для промысловиков важ­ ность этого положения возникает в связи с оценкой предельного опасного расстояния, которое должны пройти суда при расхож­ дении постоянным курсом, чтобы затем произвести маневрирование, исключающее сцепление орудий лова. Для безопасного расхожде­ ния судоводитель должен рассчи­ тать величину расстояния от суд­ на до задней концевой точки бук­ сируемого трала как своего суд­ на, так и судна, с которым совер­ шается расхождение. Указанная величина расстояния для каждого траулера складыва­ ется из горизонтальной проекции ваера, длины кабелей и длины трала. Если длина кабелей и трала — величина более-менее постоян­ ная, то горизонтальная проек­ ция ваера зависит от отношения длины вытравливаемых ваеров и глубины места лова. В зависимо­ сти от отношения величина про­ екции колеблется в значительных пределах. Для наглядности составим таб­ лицу величины горизонтальной проекции, выразив ее в процен­ тах по отношению к длине вае­ ров. Отношение длины ваеров к глубине___________ 2 2,5 3 3,5 4 5 6 8 Величина горизонтальной проекции 87 92 94 96 97 98 99 99,5 Согласно таблице на малых глубинах траления длину гори­ зонтальной проекции можно брать равной длине ваера. На больших глубинах траления расчет рассто­ яния по проекции может сэконо­ мить время маневра при расхож­ дении. В качестве примера рассмотрим случай расхождения двух встреч­ ных судов на параллельных кур­ сах. Данные примера: длина ваеров *— 1000 метров, глубина трале­ ния — 400 метров, длина кабе­ лей и трала — 100 метров, ско­ рости судов — 3 и 4 узла (1,5 и 2 метра в секунду); отношение длины ваеров к глубине равно 2,5. По таблице длина проекции 92 процента. От 1000 метров она равна 920 метрам. Конечная точ­ ка трала находится на расстоя­ нии 1020 метров, а опасное рас­ стояние в момент траверза равно ( 1 0 2 0 х 2 )= 2 0 4 0 метрам. Полу­ ченное расстояние при суммарной скорости 3,5 м/сек. будет пройде­ но за 10 минут. При расчете опас­ ного расстояния по длине ваеров время, потребное для его про­ хождения, получается на одну ми­ нуту больше. В практике промысла, в основ­ ном при расчете опасного расстоя­ ния, пользуются длиной ваеров, что приводит к несколько завы­ шенному результату, который сле­ дует считать оправданным с точки зрения обеспечения наибольших гарантий, исключающих сцепле­ ние тралов. Совершенно очевидно, что при малых глубинах и освоении ско­ ростного траления, время прохож­ дения опасного расстояния будет уменьшаться. Поэтому регламент, установленный Наставлением по маневрированию судов, в преде­ лах^ 10— 12 минут и перенесен­ ный в проект ПСП желательно было бы несколько расширить, учитывая вышеупомянутые обсто­ ятельства. Второе замечание по поводу внесения в проект ПСП правила о расположении курсов промысло­ вых судов при тралении по па­ раллельным линиям. Оно вполне обоснованное и выдвигается усло­ виями промысла. На мой взгляд, его предварительная ориентиро­ вочная редакция должна выра­ жаться в следующем. При совме­ стном промысле в группе судов, каждое судно должно располагать свой курс таким образом, чтобы он не пересекал курса группы су­ дов, занятой промыслом, и следо­ вать при тралении таким курсом, которым следует при тралении большинство группы промысло­ вых судов. Предложение об установлении диаметра циркуляции (водного пространства) для промысловых судов при спуске и подъеме тра­ ла вряд ли приемлемо ввиду мно­ гообразия типов судов и сложно­ сти ситуаций, -возникающих при циркуляции с тралом. Хотя траектория движения судна с тралом на циркуляции почти не изучена, возможность приближенного определения ее имеется (по изменению курса и величине скорости), а отсюда име­ ется возможность найти траекто­ рию движения трала. Графическое построение траектории движения трала методом последовательного приближения позволит рассчитать необходимый угол уклонения с курса траления при расхождении судов. Предложение о внесении в про­ ект ПСП дистанций расхождения судов, установленных Наставле­ нием по маневрированию судов при работе с тралом, не вызыва­ ет никакого сомнения, ибо этими дистанциями руководствуется про­ мысловый флот в настоящее вре­ мя, и они выработаны в резуль­ тате многолетней промысловой практики. Применительно к приведенному в тексте примеру дистанция, без­ опасная для расхождения судов, должна быть не менее одного ка­ бельтова. Фактически в пределах этой дистанции могут разойтись три траулера, ибо наибольшая ши­ рина трала (расстояние между распорными траловыми досками) около 60 метров. Таким образом, установленные дистанции имеют достаточный за­ пас расстояния для избежания сцеплений орудий лова при рас­ хождении судов, и предлагаемое в ПСП увеличение дистанций в два раза приведет к снижению эф­ фективности использования про­ мысловых судов. Предложение относительно установки огня на ноке промыс­ ловой стрелы для обозначения ра­ бочего бор-та траулера не выдер­ живает критики по той же при­ чине, что и клотиковые огни. Промысловая стрела еще чаще подвержена воздействию нагру­ зок, и вибрация ее выражается в большей степени, чем вибрация мачты. Предложения о внесении в про­ ект ПСП огней, показывающих отдачу ваеров со стопора, выход из строя промысловых механиз­ мов и т. д. являются желательны­ ми. Но это приводит опять же к излишней детализации, которая была подвергнута критике судово­ дителями тралового флота. Большое многообразие возни­ кающих положений при совместном плавании судов на промысле не может быть охвачено небольшими по объему правилами. Появление в составе промыслового флота но­ вых более совершенных судов, новых способов лова рыбы за­ ставляют судоводителей решать такие сложные задачи, которые не могут быть предусмотрены Пра­ вилами совместного промысла. Несмотря на высказанные два последних положения, которые направлены в защиту проекта ПСП, все же надо отметить, что проект ПСП не охватывает пол­ ностью всех участвующих в про­ мысле рыболовных судов и основ­ ных их способов лова. Как известно, к основным ак­ тивным способам морского рыбо­ ловства относятся следующие орудия лова: тралируемые, ко- шелькующиеся, дрифтерные сети и крючковые (ярусный лов). Невольно возникает вопрос: чем же будут руководствоваться при совместном промысле при расхождении суда, занятые ярус­ ным ловом (длина японского непрерывного тунцеловного яруса достигает 60 миль), и суда, за­ нятые кошельковым ловом сель­ ди? В рыбной промышленности СССР также организована тунце- ловная флотилия, которая будет работать в Атлантике, в районе экватора, поэтому поставленный вопрос уже сейчас является акту­ альным. При учете способов лова воз­ никает трудность в определении относительной маневренной спо­ собности промысловых судов. Возьмем, к примеру, такой случай. Кто обладает большей маневрен­ ной способностью, если одно из судов занято кошелькованием не­ вода, а другие два судна такого же типа заняты буксировкой близнецового' трала? По-видимому, в проект ПСП необходимо внести дополнительную градацию, харак­ теризующую промысловое судно в зависимости от способа лова. Та­ кая градация (постепенное разде­ ление по маневренной способно­ сти) может быть выработана совместными усилиями специа­ листов всех промысловых бас­ сейнов и не должна ущемлять ин­ тересы ни одного из перечислен­ ных способов лова. В заключение статьи нужно об­ метить, что в обсуждении проек­ та ПСП участвуют в основном представители тралового флота и вызывает недоумение молчание специалистов отдела главного ка­ питана и судоводителей «Мурман- сельди», а также Морлова. Совместная работа промысло­ вых судов при дрифтерном и тра­ ловом лове принимает с каждым годом все большие масштабы. Раз­ работка проекта ПСП, который может наиболее полно отразить условия безопасного плавания, яв­ ляется нелегкой задачей, поэтому для успешного ее решения необ­ ходимо активное участиэ з обсуж­ дении представителей всех заин- тересованиых овгатшций. А. КАРАПУЗОВ, преподава­ тель Мурманского Высшего мореходного училища. Л Е Т И Т Я — старший помощник капита­ на. Думаю, что не ошибусь, если скажу, чтэ выражаю тревогу всех своих коллег. Речь пойдет о по­ грузке топлива на траулеры на угольной базе. Когда отходишь от причалов рыбного порта, то, кажется, ничто не предвещает ничего плохого. Но... это только кажется. Подходим к причалу угольной базы. Вот тут-то и начинается чуть ли не «аврал» Отдаешь рас­ поряжение: задраить все иллюми­ наторы, водонепроницаемые и пы­ ленепроницаемые двери. Начинается погрузка. А старпом стоит в рулевой рубке и тяжело вздыхает, думает о том, сколько же нужно будет еще потрудиться, чтобы навести порядок на судне после приема топлива. Уголь с грохотом летит по лотку в бункер. Часть его попадает за борт, на крылья мостика и даже на верхний мостик. После этого сноза начинай мыть судно чуть ли не до клотика. Уголь после погрузки остается на палубе и никакая штивка не помогает, чтобы его снова затолк­ нуть в бункер. И чего греха т а ­ ить, оставшийся лежать на палу­ бе, крыльях мостика уголь потом выбрасывается за борт. Мы живем в такой век, когда человек творит чудеса. Так неуже­ ли нельзя сделать, чтобы погрузка топлива была более культурной? Подумайте над этим, товарищи механизаторы! Можно хотя бы использующиеся сейчас лотки заменить трубами. Цель такова, чтобы куски угля не разлетались по сторонам, когда он еще находится на полпути в бун­ кер. Мне приходилось наблюдать по- грузку угля* на Шпицбергене. Там давно уже лотки заменены труба­ ми. И быстро, и пыли меньше, и потерь угля нет. Сколько сэконо­ мим мы на этом государственных средств! Н. ЗОТИКОВ, старший помощ­ ник капитана траулера «Ар­ тек». ПЕТРОПАВЛОВСК - КАМ­ ЧАТСКИЙ. Ежегодно на суда Камчатского пароходства, ры­ бопромыслового флота прихо­ дят десятки молодых специа­ листов — выпускников Петро­ павловского мореходного учи­ лища. Многие из них стали прославленными капитанами дальнего плавания, известными всему Дальнему Востоку масте­ рами высоких уловов. НА СНИМКЕ: многие кур­ санты пришли в училище с фло­ та. Владимир Киселев (слева) был электриком траулера «Рыбновск», а Борйс Эцин ра­ ботал матросом первого класса на -пароходе «Гдов». Сейчас они учатся на третьем курсе судово­ дительского отделения, по окончании которого получат специальность штурманов даль­ него плавания. Фото Ю. Муравина. Фотохроника ТАСС. ВЫСТУПЛЕНИИ С механиком Василием Петро­ вичем Гониным мы встретились на площадке, где стоят автопо­ грузчики. Его хозяйство хоть и небольшое, но требует к себе боль­ шого внимания. Надо, чтобы тех­ ника, вверенная их коллективу, находилась в хорошем техниче­ ском состоянии, чтобы не было пе- _______________________________ ребоев в обслуживании цехов Мур- комбината. рыб° КРИТИКА ПОМОГЛА Мы разговори­ лись с Василием Петровичем. Он водитель автопогрузчика тов. Ки- рассказал о тех изменениях, ко- рякин, и слесарь тов. Ивочкин и торые произошли в его хозяйст- многие другие. Наконец-то для их ве с тех пор, как была опублико^- машин выстроен гараж. Площад- вана заметка в газете «Рыбный ка для стоянки автопогрузчиков Мурман» от 28 февраля с. г. под забетонирована, в помещении теп- заголовком «Когда достроят га- ло< имеется горячая вода. В ре- раж?». Много мытарств при- - шлось пережить этому небольшо- монтных боксах просторно, свет- му коллективу. ло. Здесь можно производить ре- Теперь Василий Петрович до- монт одновременно пяти автопо- волен. Разделяют его радость ы грузчиков. В хороших бытовых МУРМАНА помещениях устроены раздевал­ ка, душ. Радуются рабочие — помогла критика. Вот еше бы руководители Мур­ манского рыбокомбината добились передачи для нужд рабочих га­ ража стоящий рядом небольшой домик... Там можно устроить хо­ роший киасный уголок. Н. ЖУКОВ, член рабкоров­ ского поста. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 26 декабря 1961 г. 3 стр«

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz