Рыбный Мурман. 1961 г. Декабрь.

РЯДОМ ВЕРНЫЕ ДРУ ЗЬЯ ОЛНЫ в районе Шпицбергена с какой-то слепой яростью на­ летали на^ корабль, бесцеремонно забирались на палубу и оставляли за собой ледяной след. Мороз, туман и волны безнаказан­ но хозяйничали в этих суровых северных широтах. Но если бы кто включил радиоприемник, то в эфире услышал бы такой разговор: Алло, 205-ый! Говорит 213-ый, капитан Камбалин! Николай Алексеевич, мы тут посоветовались и решили вызвать вас на со­ ревнование. Что вы скажете по этому поводу? Говорит 205-ый, капитан Барков! Михаил Степанович, мы уже думали об этом и с удовольствием принимаем вызов. Как го­ ворится, одна голова хорошо, а две лучше. Едва Барков произнес последнее слово, как в эфире послы­ шался чей-то знакомый голос. И слушающие узнали Александра Яковлевича Ванчикова, капитана траулера «Окунь». Уж раз две головы хорошо, так три-то, наверное, еще луч­ ше, а? Примите и меня, будем соревноваться группой. И когда Барков и Камбалин ответили утвердительно, Банчиков сказал, обращаясь к Камбалину: — Ты, Михаил Степанович, этот район хорошо знаешь, так будь за старшего — тебе и промысловые карты в руки. Так в районе Шпицбергена создалась группа соревнующихся кораблей со своим руководителем. А тот, как бы заключая первое радиосовещание, сказал: — Ну, задачи определены, товарищи, — за дело! А дело нашлось сразу. Капитан Банчиков тут же высказал наболевшее: — Не клеится у меня что-то, Миадил Степанович, выручай. С 213-го в эфир понеслось: — Для начала попробуй ходить точно теми же курсами, что и мы... Этого «начала» оказалось достаточно, чтобы уловы сразу же поднялись. На траулере «Ставрида» уловы с первых же тралений были неплохими. Чувствовалось, капитан тов. Камбалин неплохо знает этот район. Он когда-то бороздил шпицбергенские воды на поиско­ вом траулере. Но на судне сейчас были свои трудности, причем трудности немалые. И дело не только в том, что мешали туманы и морозы. Не в том беда, что подвахту приходилось вызывать не на разделку рыбы, а на обколку льда. Трудности были в том, что многие члены палубной команды впервые вышли в море. Уж слиш­ ком много времени уходило на работу с тралами, на обработку рыбы. Конечно, с каждым днем дела улучшались. Но мастерам по добыче рыбы было очень тяжело — приходилось работать не на три, а на две вахты. Не раз в туманной мгле раздавались далеко не лестные слова в адрес отдела кадров. Это оттуда прислали на судно вместо мастера по добыче матроса-юнгу. Словом, на судне были обычные пока для тралового флота недо­ статки, когда корабль после двухмесячного ремонта выходил в пер­ вый рейс. Но моряки ни на минуту не забывали, что на кораблях, с кото­ рыми они соревнуются, есть настоящие друзья, которые считают: соревнование — это в первую очередь помощь товарищу. И если на «Ставриде» не отказы­ вали в работе кое-какие при­ боры, то судоводители не особенно расстраивались: товарищи по соревнованию помогут. После первых двух утренних тралений капитаны соревную­ щихся судов встретились в эфире. И руководитель, если можно так сказать, руководитель на общественных началах, спрашивал: — У кого что есть? Если у кого что-то не ладилось, тот и выступал. Ему давали советы. Потом капитаны сравнивали свои результаты и приходили к общему решению: как лучше тралить, какими курсами ходить. Однажды в разговор включился капитан поискового траулера «Мирный» Павел Осипович Сидоренко: — Извините за вторжение, но у меня есть совет. Запишите®что я вам передам. И он рассказал, что в стороне от группы нашел лучшую кон­ центрацию рыбы. До общефлотского совещания, когда поисковик сообщит об этом, еще много времени. А потом капитан-поисковик Сидоренко стал участвовать в каж­ дом радиосовещании соревнующихся экипажей. И надо было ви­ деть, с каким нетерпением ждали капитаны сообщения поискови­ ка — ведь он обязательно скажет что-то новое. Ежедневно, трижды в сутки, выступали капитаны соревную­ щихся кораблей, потом говорил поисковик, а заключал избранный ими руководитель группы. — А вскоре нашего полку прибыло, — рассказывает Камба­ лин. — В группу соревнующихся были приняты команды трауле­ ров «Медвежьегорск», «Вилково» и «Молодогвардеец». Все экипажи — первые участники группового соревнования в районе Шпицбергена — рейсовые задания перевыполнили, несмот­ ря на многие трудности зимнего плавания. Что касается «Ставри­ ды», то ее команда в канун Дня Конституции рапортовала о выпол­ нении социалистических обязательств, принятых на третий год семилетки. I А. ОЛЕНИН. Морские ворота Советской Латвии П о д о л г у , п о с е р д ц у О ЩИЧНЫИ ЦЕХ Мурманского бондарного завода. Здесь за А множеством верстаков трудятся женщины. Одни сортируют дощечки, другие сколачивают их. Дело нелегкое. Попробуй, постучи целую смену тяжелым молотком, забивая гвозди. Но работницы уже привыкли к этому, не замечают ни шума, ни тех ссадин, которые иной раз появляются на пальцах от неточного удара. Все их мысли сосредоточены на одном — дать как можно боль­ ше тары. Свыше миллиона ящиков выпускает ежегодно коллектив цеха. А потребность в них все время увеличивается. Начальник центральной заводской лаборатории А. В. Чугреев не раз задумывался: как ликвидировать ручной труд, механизировать трудоемкие процессы? В памяти всплывали картины организации производства на родственных предприятиях страны. Вот москвичи сумели же! Но у них легче, у них ящики обивают­ ся полоской из жести, и гвозди через нее сразу же забиваются до отказа. У мурманчан проволочная обвязка—и сделать этого нельзя. Придется не доколачивать гвозди. Ясно было, что потребуются шаблоны. Но как в таком случае вставлять в них торцовые и боковые стенки, ведь выступающие гвозди будут мешать их плотному прилеганию к шаблону? Много времени потратил Александр Васильевич на их разработку. В ходе работы была решена и «гвоздевая проблема». В шаблонах для выступающих гвоздей были сделаны глубокие пазы. Как будто придумано просто и остроумно. Но простота эта ка­ жущаяся. За ней кроются десятки эскизов, расчетов, прочитанных брошюр, книг, учебников. Александр Васильевич привлек к работе сотрудников лаборатории. Добросовестно выполняли все поручения технолог Галина Сергеев­ на Абакумова, старший инженер Римма Павловна Кукушкина. Но ближайшим помощником его была Тамара Михайловна Мамонтова. Она закончила лесоинженериый факультет Ленинградской лесотех­ нической академии, долгое время работала на заводе механиком. Ей и пришлось главным образом заниматься механической частью. На заводе имеются двухбойковые гвоздезабивные станки. Они используются для сколотки головок (торцовых стенок). Их-то и ре­ шили приспособить для сколачивания боковых стенок и днищ. И снова трудности. Если бы завод выпускал тару только одного размера, тогда легче. Сделали бы постоянный упор и знай подвигай шаблон к нему вплотную и нажимай на педаль. Но в том то и бе­ да, что выпускается несколько типов ящиков. В одном случае гвоздь может пойти точно по середине доски, в другом — мимо нее. И снова был найден выход из положения. Сделали передвижную упорную линейку. Дежурному слесарю остается только устанавли­ вать ее на нужном расстоянии. А для того, чтобы забивать гвозди иа необходимую глубину или быстро переходить с одного размера гвоздей на другой, были изготовлены бойки различных размеров. Сейчас механическая линия находится в промышленном освое­ нии, но уже можно слышать одобрительные отзывы: — Будущее за ней. И это действительно так. Тяжелый труд сколотчиков отходит в прошлое. Теперь им остается только подвести шаблон к упору и на­ жать на педаль. Меньше шума будет в цехе, повысится производи­ тельность труда, а особенно качество продукции. Александр Васильевич продолжает совершенствовать шаблоны, изыскивает дальнейшие пути повышения эффективности механиче­ ской линии . Разрабатывается предложение о замене проволочной обвязки полосками из жести, которые остаются в жестяно-баночном цехе рыбокомбината после раскроя. ...Мы решили рассказать об ннженерах-новаторах бондарного за­ вода не случайно. Сотни специалистов с высшим и средним обра­ зованием работают на предприятиях Управления рыбной промыш­ ленности. Но немало среди них людей, являющихся в лучшем слу­ чае добросовестными исполнителями. У них не чувствуется творче­ ского интереса к своему делу, увлеченности. Никто не заставлял сотрудников лаборатории создавать механи­ ческую линию (планом она не предусмотрена), уплотнять рабочий день, отрывать время от своего отдыха. Но они сделали, потому что это важно и нужно для людей, для производства, сделали ка пра­ вах общественного конструкторского бюро. Такое бюро инженеры думают создать у себя на заводе. Механическая линия — один из примеров творческого отноше­ ния к делу. Помимо нее, инженеры проделали большую работу по унификации размеров ящиков, разработали новые типы ящиков: раз­ борные, разборно-складные, складные и т. п. Внедрение их в произ­ водство сулит экономию, исчисляемую десятками тысяч рублей. Инженеры-новаторы бондарного завода идут в ногу с жизнью. Своим творческим трудом они помогают успешно решать задачу со­ здания материально-технической базы коммунизма, сами показы­ вают пример коммунистического отношения к труду. Новых вам удач, дорогие товарищи! В. ЕВГЕНЬЕВ. ВЫСТУПЛЕНИИ ш ш ЛАТВИЙСКАЯ ССР. Рижский торговый порт — морские ворота Советской Латвии. Флаги 40 стран Европы, Азии, Африки и Латин­ ской Америки развевались над приходящими в порт океанскими лайнерами. Недавно портовики латвийской столицы отметили зна­ менательный юбилей. У причалов Рижского морского порта побыва­ ло тысячное судно в этом году. НА СНИМКЕ: польское судно «Битом» под разгрузкой. Фото Л. Пантуса. Фотохроника ТАСС. Заместитель начальника управ­ ления тралового флота тов. Гор­ бенко прислал в редакцию ответы о принятых мерах по следующим корреспонденциям, опубликован­ ным в газете: «И.НА СТОЯНКЕ ЕСТЬ ХО­ ЧЕТСЯ» (30 ноября с. г.). Дано указание капитанам кораблей: го­ товить пищу во время междурей­ совых стоянок в порту. В тех слу­ чаях, когда производится ремонт кухонных очагов, обеспечивать мо­ ряков питанием на рядом стоящих кораблях. Что касается очередей в магази­ не № 1, то это происходит во вре­ мя большого прихода траулеров в порт, так как помещение магази­ на слишком мало. Сейчас на вы­ писке продуктов в магазине вме­ сто двух работают три человека. Усилена береговая бригада для развозки продуктов на корабли. В изданном по флоту приказе № 521 указано, чтобы продукты отпускались только в присутствии вторых помощников капитана. «О ВЫКАТКЕ ВАЕРОВ» (25 ноября с. г.). Матрос береговой бригады тов. Ладкин совершенно правильно ставит вопрос о том, чтобы автомашина с лебедкой ра­ ботала в .две смены. Руководство флота принимает меры для подбора еще одного спе- циалиста-шофера для работы на машине. Это наносит в р е д Я расскажу о двух происшест­ виях из жизни нашего экипажа. 15 ноября мы получали топливо с танкера «Канин». А на промыс­ ле почувствовали, что расход его вдвое превышает норму. Провери­ ли. Выяснилось, что вместе с го­ рючим в танках находится вода. Ее откачали за восемь дней около 20 тонн. Вместо 2G суток по плану мы находились в плавании* всего 18 суток и недоловили рыбы около 70 тонн. В таком ж е положении оказались и экипажи траулеров «Полярная правда», «Томь», «Оча­ ков». А произошло это потому, что танкер начал выдавать топливо сразу ж е после бункеровки, без отстоя. Чье-то недомыслие стоило потери уловов. Непродуманно, по-казенному служба эксплуатации планирует иногда отходы судов. Сначала от­ ход траулера «Мишуков» был на­ значен на ноль часов 15 ноября. Затем стало ясно, что танкер смо­ жет начать снабжение судов не раньше часа ночи. Отход был пе­ ренесен на шесть утра. Фактиче­ ски же ушли поздно вечером. Все это время моряки находились на корабле, нервничали. А ведь мно­ гие из них могли быть вместе со своими .семьями. Подобных примеров на флоте десятки. Они свидетельствуют о том, что формализм, казенное от­ ношение к делу, бесхозяйствен­ ность до конца еще не изжиты. С ними надо вести решительную борьбу. Л. СЕННИКОВ, помполит траулера «Мишуков». «РАЗВЕДЧИКАМ — НОВУЮ ТЕХНИКУ» На эту корреспонденцию, опуб­ ликованную^ под таким заголовком в газете от 21 ноября, редакция получила ответ от главного ин­ женера Управления рыбной про­ мышленности тов. Каменцева. Он сообщил, что планируется выделить корабли новой построй­ ки для промысловой разведки. Кроме того, в 1962 году устарев­ ши■* рыбопоисковые приборы на СРТ-680, 689, 1012, 1043 будут за­ менены. чал « РМБ РЫЯ МУРМАН» 23 декабря 1961 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz