Рыбный Мурман. 1961 г. Декабрь.
РЯДОМ ВЕРНЫЕ ДРУ ЗЬЯ ОЛНЫ в районе Шпицбергена с какой-то слепой яростью на летали на^ корабль, бесцеремонно забирались на палубу и оставляли за собой ледяной след. Мороз, туман и волны безнаказан но хозяйничали в этих суровых северных широтах. Но если бы кто включил радиоприемник, то в эфире услышал бы такой разговор: Алло, 205-ый! Говорит 213-ый, капитан Камбалин! Николай Алексеевич, мы тут посоветовались и решили вызвать вас на со ревнование. Что вы скажете по этому поводу? Говорит 205-ый, капитан Барков! Михаил Степанович, мы уже думали об этом и с удовольствием принимаем вызов. Как го ворится, одна голова хорошо, а две лучше. Едва Барков произнес последнее слово, как в эфире послы шался чей-то знакомый голос. И слушающие узнали Александра Яковлевича Ванчикова, капитана траулера «Окунь». Уж раз две головы хорошо, так три-то, наверное, еще луч ше, а? Примите и меня, будем соревноваться группой. И когда Барков и Камбалин ответили утвердительно, Банчиков сказал, обращаясь к Камбалину: — Ты, Михаил Степанович, этот район хорошо знаешь, так будь за старшего — тебе и промысловые карты в руки. Так в районе Шпицбергена создалась группа соревнующихся кораблей со своим руководителем. А тот, как бы заключая первое радиосовещание, сказал: — Ну, задачи определены, товарищи, — за дело! А дело нашлось сразу. Капитан Банчиков тут же высказал наболевшее: — Не клеится у меня что-то, Миадил Степанович, выручай. С 213-го в эфир понеслось: — Для начала попробуй ходить точно теми же курсами, что и мы... Этого «начала» оказалось достаточно, чтобы уловы сразу же поднялись. На траулере «Ставрида» уловы с первых же тралений были неплохими. Чувствовалось, капитан тов. Камбалин неплохо знает этот район. Он когда-то бороздил шпицбергенские воды на поиско вом траулере. Но на судне сейчас были свои трудности, причем трудности немалые. И дело не только в том, что мешали туманы и морозы. Не в том беда, что подвахту приходилось вызывать не на разделку рыбы, а на обколку льда. Трудности были в том, что многие члены палубной команды впервые вышли в море. Уж слиш ком много времени уходило на работу с тралами, на обработку рыбы. Конечно, с каждым днем дела улучшались. Но мастерам по добыче рыбы было очень тяжело — приходилось работать не на три, а на две вахты. Не раз в туманной мгле раздавались далеко не лестные слова в адрес отдела кадров. Это оттуда прислали на судно вместо мастера по добыче матроса-юнгу. Словом, на судне были обычные пока для тралового флота недо статки, когда корабль после двухмесячного ремонта выходил в пер вый рейс. Но моряки ни на минуту не забывали, что на кораблях, с кото рыми они соревнуются, есть настоящие друзья, которые считают: соревнование — это в первую очередь помощь товарищу. И если на «Ставриде» не отказы вали в работе кое-какие при боры, то судоводители не особенно расстраивались: товарищи по соревнованию помогут. После первых двух утренних тралений капитаны соревную щихся судов встретились в эфире. И руководитель, если можно так сказать, руководитель на общественных началах, спрашивал: — У кого что есть? Если у кого что-то не ладилось, тот и выступал. Ему давали советы. Потом капитаны сравнивали свои результаты и приходили к общему решению: как лучше тралить, какими курсами ходить. Однажды в разговор включился капитан поискового траулера «Мирный» Павел Осипович Сидоренко: — Извините за вторжение, но у меня есть совет. Запишите®что я вам передам. И он рассказал, что в стороне от группы нашел лучшую кон центрацию рыбы. До общефлотского совещания, когда поисковик сообщит об этом, еще много времени. А потом капитан-поисковик Сидоренко стал участвовать в каж дом радиосовещании соревнующихся экипажей. И надо было ви деть, с каким нетерпением ждали капитаны сообщения поискови ка — ведь он обязательно скажет что-то новое. Ежедневно, трижды в сутки, выступали капитаны соревную щихся кораблей, потом говорил поисковик, а заключал избранный ими руководитель группы. — А вскоре нашего полку прибыло, — рассказывает Камба лин. — В группу соревнующихся были приняты команды трауле ров «Медвежьегорск», «Вилково» и «Молодогвардеец». Все экипажи — первые участники группового соревнования в районе Шпицбергена — рейсовые задания перевыполнили, несмот ря на многие трудности зимнего плавания. Что касается «Ставри ды», то ее команда в канун Дня Конституции рапортовала о выпол нении социалистических обязательств, принятых на третий год семилетки. I А. ОЛЕНИН. Морские ворота Советской Латвии П о д о л г у , п о с е р д ц у О ЩИЧНЫИ ЦЕХ Мурманского бондарного завода. Здесь за А множеством верстаков трудятся женщины. Одни сортируют дощечки, другие сколачивают их. Дело нелегкое. Попробуй, постучи целую смену тяжелым молотком, забивая гвозди. Но работницы уже привыкли к этому, не замечают ни шума, ни тех ссадин, которые иной раз появляются на пальцах от неточного удара. Все их мысли сосредоточены на одном — дать как можно боль ше тары. Свыше миллиона ящиков выпускает ежегодно коллектив цеха. А потребность в них все время увеличивается. Начальник центральной заводской лаборатории А. В. Чугреев не раз задумывался: как ликвидировать ручной труд, механизировать трудоемкие процессы? В памяти всплывали картины организации производства на родственных предприятиях страны. Вот москвичи сумели же! Но у них легче, у них ящики обивают ся полоской из жести, и гвозди через нее сразу же забиваются до отказа. У мурманчан проволочная обвязка—и сделать этого нельзя. Придется не доколачивать гвозди. Ясно было, что потребуются шаблоны. Но как в таком случае вставлять в них торцовые и боковые стенки, ведь выступающие гвозди будут мешать их плотному прилеганию к шаблону? Много времени потратил Александр Васильевич на их разработку. В ходе работы была решена и «гвоздевая проблема». В шаблонах для выступающих гвоздей были сделаны глубокие пазы. Как будто придумано просто и остроумно. Но простота эта ка жущаяся. За ней кроются десятки эскизов, расчетов, прочитанных брошюр, книг, учебников. Александр Васильевич привлек к работе сотрудников лаборатории. Добросовестно выполняли все поручения технолог Галина Сергеев на Абакумова, старший инженер Римма Павловна Кукушкина. Но ближайшим помощником его была Тамара Михайловна Мамонтова. Она закончила лесоинженериый факультет Ленинградской лесотех нической академии, долгое время работала на заводе механиком. Ей и пришлось главным образом заниматься механической частью. На заводе имеются двухбойковые гвоздезабивные станки. Они используются для сколотки головок (торцовых стенок). Их-то и ре шили приспособить для сколачивания боковых стенок и днищ. И снова трудности. Если бы завод выпускал тару только одного размера, тогда легче. Сделали бы постоянный упор и знай подвигай шаблон к нему вплотную и нажимай на педаль. Но в том то и бе да, что выпускается несколько типов ящиков. В одном случае гвоздь может пойти точно по середине доски, в другом — мимо нее. И снова был найден выход из положения. Сделали передвижную упорную линейку. Дежурному слесарю остается только устанавли вать ее на нужном расстоянии. А для того, чтобы забивать гвозди иа необходимую глубину или быстро переходить с одного размера гвоздей на другой, были изготовлены бойки различных размеров. Сейчас механическая линия находится в промышленном освое нии, но уже можно слышать одобрительные отзывы: — Будущее за ней. И это действительно так. Тяжелый труд сколотчиков отходит в прошлое. Теперь им остается только подвести шаблон к упору и на жать на педаль. Меньше шума будет в цехе, повысится производи тельность труда, а особенно качество продукции. Александр Васильевич продолжает совершенствовать шаблоны, изыскивает дальнейшие пути повышения эффективности механиче ской линии . Разрабатывается предложение о замене проволочной обвязки полосками из жести, которые остаются в жестяно-баночном цехе рыбокомбината после раскроя. ...Мы решили рассказать об ннженерах-новаторах бондарного за вода не случайно. Сотни специалистов с высшим и средним обра зованием работают на предприятиях Управления рыбной промыш ленности. Но немало среди них людей, являющихся в лучшем слу чае добросовестными исполнителями. У них не чувствуется творче ского интереса к своему делу, увлеченности. Никто не заставлял сотрудников лаборатории создавать механи ческую линию (планом она не предусмотрена), уплотнять рабочий день, отрывать время от своего отдыха. Но они сделали, потому что это важно и нужно для людей, для производства, сделали ка пра вах общественного конструкторского бюро. Такое бюро инженеры думают создать у себя на заводе. Механическая линия — один из примеров творческого отноше ния к делу. Помимо нее, инженеры проделали большую работу по унификации размеров ящиков, разработали новые типы ящиков: раз борные, разборно-складные, складные и т. п. Внедрение их в произ водство сулит экономию, исчисляемую десятками тысяч рублей. Инженеры-новаторы бондарного завода идут в ногу с жизнью. Своим творческим трудом они помогают успешно решать задачу со здания материально-технической базы коммунизма, сами показы вают пример коммунистического отношения к труду. Новых вам удач, дорогие товарищи! В. ЕВГЕНЬЕВ. ВЫСТУПЛЕНИИ ш ш ЛАТВИЙСКАЯ ССР. Рижский торговый порт — морские ворота Советской Латвии. Флаги 40 стран Европы, Азии, Африки и Латин ской Америки развевались над приходящими в порт океанскими лайнерами. Недавно портовики латвийской столицы отметили зна менательный юбилей. У причалов Рижского морского порта побыва ло тысячное судно в этом году. НА СНИМКЕ: польское судно «Битом» под разгрузкой. Фото Л. Пантуса. Фотохроника ТАСС. Заместитель начальника управ ления тралового флота тов. Гор бенко прислал в редакцию ответы о принятых мерах по следующим корреспонденциям, опубликован ным в газете: «И.НА СТОЯНКЕ ЕСТЬ ХО ЧЕТСЯ» (30 ноября с. г.). Дано указание капитанам кораблей: го товить пищу во время междурей совых стоянок в порту. В тех слу чаях, когда производится ремонт кухонных очагов, обеспечивать мо ряков питанием на рядом стоящих кораблях. Что касается очередей в магази не № 1, то это происходит во вре мя большого прихода траулеров в порт, так как помещение магази на слишком мало. Сейчас на вы писке продуктов в магазине вме сто двух работают три человека. Усилена береговая бригада для развозки продуктов на корабли. В изданном по флоту приказе № 521 указано, чтобы продукты отпускались только в присутствии вторых помощников капитана. «О ВЫКАТКЕ ВАЕРОВ» (25 ноября с. г.). Матрос береговой бригады тов. Ладкин совершенно правильно ставит вопрос о том, чтобы автомашина с лебедкой ра ботала в .две смены. Руководство флота принимает меры для подбора еще одного спе- циалиста-шофера для работы на машине. Это наносит в р е д Я расскажу о двух происшест виях из жизни нашего экипажа. 15 ноября мы получали топливо с танкера «Канин». А на промыс ле почувствовали, что расход его вдвое превышает норму. Провери ли. Выяснилось, что вместе с го рючим в танках находится вода. Ее откачали за восемь дней около 20 тонн. Вместо 2G суток по плану мы находились в плавании* всего 18 суток и недоловили рыбы около 70 тонн. В таком ж е положении оказались и экипажи траулеров «Полярная правда», «Томь», «Оча ков». А произошло это потому, что танкер начал выдавать топливо сразу ж е после бункеровки, без отстоя. Чье-то недомыслие стоило потери уловов. Непродуманно, по-казенному служба эксплуатации планирует иногда отходы судов. Сначала от ход траулера «Мишуков» был на значен на ноль часов 15 ноября. Затем стало ясно, что танкер смо жет начать снабжение судов не раньше часа ночи. Отход был пе ренесен на шесть утра. Фактиче ски же ушли поздно вечером. Все это время моряки находились на корабле, нервничали. А ведь мно гие из них могли быть вместе со своими .семьями. Подобных примеров на флоте десятки. Они свидетельствуют о том, что формализм, казенное от ношение к делу, бесхозяйствен ность до конца еще не изжиты. С ними надо вести решительную борьбу. Л. СЕННИКОВ, помполит траулера «Мишуков». «РАЗВЕДЧИКАМ — НОВУЮ ТЕХНИКУ» На эту корреспонденцию, опуб ликованную^ под таким заголовком в газете от 21 ноября, редакция получила ответ от главного ин женера Управления рыбной про мышленности тов. Каменцева. Он сообщил, что планируется выделить корабли новой построй ки для промысловой разведки. Кроме того, в 1962 году устарев ши■* рыбопоисковые приборы на СРТ-680, 689, 1012, 1043 будут за менены. чал « РМБ РЫЯ МУРМАН» 23 декабря 1961 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz