Рыбный Мурман. 1961 г. Декабрь.

Б о л ь ш е я д е ш е в л е Экипаж траулера «Поти» И де­ кабря выполнил годовой план по всем показателям. Сейчас мы при­ лагаем силы к тому, чтобы выпол­ нить свои социалистические обяза­ тельства. Моряки нашего корабля поддер­ жали призыв экипажа траулеров «Джанкои» и «Ярославль», вклю­ чились в соревнование за увели­ чение выпуска продукции с мень­ шими затратами, за экономию и бережливость. Обязуемся в 1962 году дать сверхплановой прибыли 25 тысяч рублем, снизить себестоимость од­ ного центнера рыбы на 2 рубля, сэкономить орудий лова и пром- снаряжения на 15 тысяч рублей, сократить расходы на междурей­ совые стоянки в порту на 1,5 ты­ сячи рублей, затраты на между­ рейсовый ремонт — на 6 тысяч рублей, сэкономить 50 тонн топли­ ва и 500 килограммов смазочных материалов. По поручению экипажа: капи­ тан тов. КОЛЕСКИН, секре­ тарь парторганизации тов. СКОРОХОДОВ, предсудкома тов. ВИНОГРАДОВ, комсорг тов. ПЛЕХАНОВ. \Ш п еш са Резервы на обработке р ы б ы Глубоко в сердца советских людей запали слова Н. С. Хруще­ ва. с которыми он обратился к делегатам XIII съезда, ко всему народу в своем заключительном выступлении: «Задача состоит в тем, чтобы, не теряя нм одного дня, направить все наши усилия, всю кипучую, неистощимую энер­ гии» нашего народа на решение пранти^есних задач строительства гочмуиизма». Мы, труженики моря, должны выискивать резервы для повыше­ ния производительности труда, с тем чтобы вылавливать больше рыбы, сокращая при этом затраты на центнер продукции. А. таких резервов на флоте очень много, в том числе и на большом рефриже­ раторном траулере «Ярославль», на котором я плавал до отпуска. Наблюдая длительное время за рыбообработчиками, я пришел к выводу, что примерно треть рабо­ чего времени у них уходит впус­ тую. И даже тогда, когда легко можно обойтись без подвахты. су­ доводители вызывают ее. Я разработал норматив, внед­ рение которого позволит пример­ но на 30 процентов повысить про­ изводительность труда, точно оп­ ределять результаты соревнования между вахтами, исходя из факти­ чески выработанной в течение суток продукции. Рабочее время установлено за вычетом 20 процентов на подго­ товку рабочего места, точку но­ жей и т. п. Для правильного подсчета взя­ ты три группы рыб: ровная — весом 750 граммов, средняя — 550 граммов и мелкая — 380 граммов, соответственно числу рыбин, входящих в противень: ровной — 14— 16 штук, средней — 18—22 штуки, мелкой — 2 8—32 штуки. Количество обработанной рыбы в минуту взято от минимума до максимума от 7 до 14 штук. В соответствии с этим рассчитаны и остальные показатели норматива. Мастер или бригадир, зпая, сколько фактически обработано рыбы за вахту, могут точно оп­ ределить и проставить в графике соревнования кто и сколько обра­ батывал. Эти данные будут фак­ тически нормой выработки. Например, пять человек за две четырехчасовые и одну шестича­ совую вахту обработали 16,5 тон­ ны рыбы. Доля одного из них со­ ставляет 3,3 тонны или 9 рыбин в минуту. Но в процессе работы, согласно данным мастера или старшины вахты, люди работали неодинако­ во. Один обрабатывал рыбину больше, другой меньше, чем остальные трое. Исходя из этого, в графике следует проставить одно­ му 10 штук, троим по 9 штук, одному 8 штук. Обычно на кораблях производи­ тельность труда моряков опреде­ ляется количеством обработанных рыбин в минуту в течение корот­ кого отрезка времени. Это же слу­ жит и основанием для присвоения классности. Фактически же такой выработки в течение всей вахты у людей не бывает. Наш мастер определил однаж­ ды, что пятеро моряков обработа­ ли за минуту 45 штук ровной ры­ бы. Один — 10, трое — по 9, один — 8. Всего было обработано за смену 12,5 тонны. А если взять за основу 45 ры­ бин в минуту, то, согласно норма­ тиву, пятеро моряков должны бы­ ли обработать 16,2 тонны рыбы. Разница, как видите, довольно большая. Получается, что в те­ чение полной смены люди обраба­ тывали в минуту не 45, а только 35 рыбин. Исходя из этого, нуж­ но поставить норму выработки одному 8 штук вместо 10, троим — по 7 штук вместо 9 и одному — 6 штук вместо 8. Для того чтобы максимально использовать рабочее время на обработку рыбы, следует приме­ нять контрольные цифры из нор­ матива. которые и будут являться нормой выработки. Это даст возможность повысить производительность труда на 30 процентов при максимальном количестве рыбообработчиков в смене — 15 человек, вместо 17— 18 в настоящее время. При такой численности смены можно успешно выполнять и пе­ ревыполнять все задания. Возра­ стет и заработная плата моряков. Норматив, который я предпо­ лагаю, проверен на практике на­ шими рыбообработчиками тг. Пат- риным. Федотковым, Боговским и Шмаковым в течение полного рейса. Н. ГРИМКОВ, бригадир рыбообработчиков, ударник коммунистического труда. О хозрасчете В траловом флоте сейчас прохо­ дит общественный смотр по повы­ шению качества продукции и сни­ жению ее себестоимости. Резервов у нас, как показывают разрабо­ танные на кораблях мероприятия и первые практические дела, хоть отбавляй. Мне хочется остановиться на фактах бесхозяйственного расхо­ дования средств на ремонт. Мно­ гие капитаны, их старшие помощ­ ники, старшие механики заверя­ ют ведомости для оплаты судоре­ монтным предприятиям, не про­ сматривая внимательно или даже вообще не читая их. А это приво­ дит к перерасходу средств, отри­ цательно сказывается на себестои­ мости, создает неправильное пред­ ставление о возможностях судо­ ремонтных предприятий. Вот, например, дефектная ведо­ мость плавбазы «Северодвинск» от 4 октября, заверенная старшим штурманом (подпись неразборчи­ ва) и старшим механиком тов. Не- личиком. Выяснилось, что эти ру­ ководители подписали излишних работ на 649 нормо-часов, что со­ ставляет 1.596 рублен. По лебед­ кам было заложено 628 нормо-ча- сов, фактически следовало 189. Оказалось, что старпом и стармех не дали характеристики лебедок. тралфлотовцах По насосу «Дуплекс» заложено 336 ства не уплывают, только пеоехо- нормо-часов, а требовалось 193 ча- дях из одного кармана в другой», са, и т. п. *— ---------- р , Такие рассуждения наносят ог- Повинны в завышении объемов ромный вред делу, свидетеаьству ремонта и прораб завода № 1 тов. ют о том, что некоторые работни- ки флота Ий еЮт весьма смутное представление о хозяйственном парков и групповой механик тов Лаптев, которые плохо контроли руют правильность составления расчете, объема работ и расходования средств. Немалую помощь в проверке правильности оплаты счетов за Подобный же факт имел место ремонт может оказать диспетчер- !L"f. о*раУлеРе «ГУР3УФ*- Здесь ская служба. Диспетчерам надо вести учет> где и сколько времени стоял тот или иной траулер. Это необходимо для определения сум- производился ремонт одного ко тельного вентилятора, второй де монтировали и доставили в цех ------------ --- -------- ™ Б калькуляции же было заложено мы 20-процентной надбавки за так производство монта. капитального ре* не вычеркнул непроизведенных ра бот. А их было немного-немало на 188 нормо-часов. называемую «отдаленность». Между тем диспетчерская служ- Ведомость на оплату подписал ба не могла дать ответ на этот старший механик тов. Лившиц, он вопрос групповому механику тов. ...... .. ......... - - Чубукову по траулеру «Пушкин». Командованию больших рефри­ жераторных траулеров надо знать, В данном случае нечестность что заказчик доплачивает заводу проявили и прораб тов. Бушуев и указанную выше надбавку, если работники планово-производствен- траулер находится на судоверфи, ного отдела завода, которые не на рейде или в торговом порту* внесли коррективы. Они, видимо. Поэтому при подписании дефект** считают, что поступили в интере- ных ведомостей и других доку** сах завода, и в душе посмеива- ментов надо учитывать это обсто- ются над щедрыми тралфлотов- ятельство. К. УШННСКИИ, инженер- калькулятор управления тралового флота. —- цами. Пора кончать с подобными фак­ тами, а также с рассуждениями, вроде «деньги никуда из государ- Положение с судоремонтом тревожное Норматив на обработку рыбы на одного шкерщнка ш I J * в минуту * « ? tr •—1 п Вес одной рыбины в кг Выработка ш килограммах За час За 4 часа За 6 часов За 10 часов 7 336 0,75 252 1008 1512 2520 8 384 9 288 1152 1728 2888 9 432 9 324 1296 1944 3240 10 480 9 360 1440 2160 3600 11 528 9 * 396 1584 2376 3960 12 570 9 432 1728 2592 4320 7 336 0,55 185 740 1110 1850 8 384 э 211 844 1266 2110 9 432 9 238 952 1428 2380 10 480 9 264 1056 1584 2640 11 528 9 290 1160 1740 2900 12 576 9 307 1228 1842 3007 7 336 ••38 128 512 7*8 1280 8 384 э 146 584 876 1460 9 432 е" в 164 656 аил 1640 10 480 * 182 728 1092 '1 8 2 0 11 528 9 200 800 1200 2000 12 576 9 218 872 1308 2180 13 624 9 236 944 1416 2Э60 14 672 9 254 1016 1524 2540 Ни для кого не секрет, что в нашем бассейне образовалась рез­ кая диспропорция между числен­ ностью промысловых флотов и возможностями судоремонтных предприятий. Из-за этого еже­ годно суда длительное время про­ стаивают в ремонте, недолавли- ваются десятки тысяч центнеров рыбы. В таких условиях вопросы,свя­ занные с судоремонтом, должны решаться оперативно, планирова­ ние его быть разумным, руково­ дители обязаны видеть перспек­ тиву. На деле же получается не всегда так. Вспомним, как готовились ле­ том к выходу в Северную Атлан­ тику корабли «Мурмансельди». Отдел флота Управления рыбной промышленности не согласился с графиком, составленным руковод­ ством флота, и предложил, свой, «уплотненный». Согласно ему все запланированные корабли до пер­ вого сентября должны были уйти на промысел сельди. А фактически в сентябре еще находились в ремонте СРТ 175. 4290, 4125, 4274, 161, 4288, 703, 837, 4232 — всего семнадцать кораблей. Пос­ ледние из них выходили в Атлан­ тику уже в октябре. Случилось то, что предска­ зывали директора, главные инже­ неры, прорабы и мастера судоре­ монтных предприятий. СРТ стави­ лись к заводским причалам, сут­ ками простаивали в ожидании ре­ монта, который затем проводился в большой спешке. В итоге — брак и переделки! Кому нужно такое «уплотне­ ние», которое, кроме вреда, ни­ чего не принесло? Лучше бы эки­ пажи сходили по лишнему рейсу за треской. Одной из оценок деятельности судоремонтных предприятий яв­ ляется досрочный выпуск судов из ремонта. Но нередко получает­ ся, что досрочность создается ис­ кусственно. В одном случае ее создают «добрые» капитаны и старшие механики, которые дела­ ют неправильное описание работ, подписывают документы на опла­ ту не читая, и т. п. В другом — спасательные переносы сроков ре­ монта в связи с дополнительными заказами. Тут уж судоверфь или заводы диктуют свои условия. Чаще всего бывает, что они тре­ буют увеличения срока ремонта на значительно большее время, чем требуется по нормативам. Вот один из примеров. Управле­ ние тралового флота в середине сентября обратилось к дирекции судоверфи и Управлению рыбной промышленности с просьбой уско­ рить ремонт траулеров «Гоголь» и «Некрасов». Судоверфь согла­ силась это сделать, если будут перенесены срока ремонта не­ скольких средних рыболовных траулеров. При этом делалась ссылка на нехватку слесарей, трубопроводчиков, электромонтаж­ ников. Работники технического отдела «Мурмансельду» просили не изме­ нять сроков, предлагали' напра­ вить на судоверфь часть слесарей с плагвмастерской «Резец», заяви­ ли, что не будут ставить в сред­ ний ремонт CPT-157, срок кото­ рого подошел. Но с этими доводами не согла­ сились. 23 сентября поступило распоряжение Управления рыбной промышленности, согласно кото­ рому, срок окончания ремонта БМРТ устанавливался 15 ноября, окончание работ по СРТ-154 с 7 октября, а СРТ-846 с 16 ок­ тября переносилось на 25 де­ кабря. Траулеры «Гоголь» и »Некра- сов» были отремонтированы раньше вновь установленного срока. Зачем же тогда потребова­ лось задерживать почти на два месяца ремонт СРТ? Ларчик.от­ крывается просто. Судоверфь вы­ шла из графика с ремонтом кораб­ лей сельдяного флота. В сентябре уже было ясно, что не выйдут во­ время из ремонта СРТ 154, 833, 144 и другие. А тут подвер­ нулся удобный случай несколько выправить положение, чего руко­ водители и добились. Не исключена возможность, что СРТ № * 154 и 846 войдут в эксплуатацию раньше 25 декабря и окажутся в числе... досрочно от­ ремонтированных. А правильно ли зто на самой деле? Подобная практика дает непра­ вильное представление о мощно­ сти судоремонтной базы, создает видимость благополучия, мешает выявлению и использованию ре­ зервов производства. Тревожное положение сложи­ лось в сельдяном флоте. План 1961 года сорван. Но нет гаран­ тии, что «Мурмансельдь» и в пер­ вом квартале 1962 года не будет отставать. Начинают возвращаться с про­ мысла суда. Руководство флота ломает сейчас голову: как быстро и высококачественно произвести ремонт 70 кораблей? Плавмастер- ская «Резец» будет перегружена, судоремонтный завод № 2 выпол­ няет заказы других организаций. А тут еще слип в аварийном состоянии и будет выведен из эксплуатации. Это приведет к многочисленным простоям судов. И хотя слип пока еще не останов­ лен, судоверфь вместо предвари­ тельно запланированных семи СРТ берет в капитальный ремонт только три, а в средний только двенадцать вместо семнадцати. *А где же ремонтировать ос­ тальные? Поговаривают, что сно­ ва придется «уплотнять» судоре­ монт. Но ведь это, не больше, не меньше, как самообман. Положение серьезное. И чтобы не поставить коллектив сельдяно­ го флота перед фантом нового провала, надо правильно соста­ вить план первого квартала и график ремонта. Нужно продумать возможности для продления срока эксплуата­ ции слипа и максимально исполь­ зовать остающиеся судоподъемные средства (перевод на трехсменную работу и непрерывную неделю). На судоремонтном заводе >6 2 заявляют, например, что можно организовать двухсменную рабо­ ту, если принять дополнительно несколько десятков человек. Нуж­ на жилплощадь. Дома на Абрам- мысе сейчас строятся. Но. пред­ назначены они для плавсостава, который идет туда неохотно. А для судоремонтников было бы хорошо — и работа, и жилье рядом. Есть смысл рассмотреть и этот вопрос. Завод расширяется, строит­ ся новый цех. Все равно, рано или поздно, придется увеличивать число рабочих. Одним словом, сейчас надо принять все меры к тому, чтобы с первых дней нового года как можно больше средних рыболов­ ных траулеров находилось на промысле. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 19 декабря 1961 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz