Рыбный Мурман. 1961 г. Декабрь.
Б о л ь ш е я д е ш е в л е Экипаж траулера «Поти» И де кабря выполнил годовой план по всем показателям. Сейчас мы при лагаем силы к тому, чтобы выпол нить свои социалистические обяза тельства. Моряки нашего корабля поддер жали призыв экипажа траулеров «Джанкои» и «Ярославль», вклю чились в соревнование за увели чение выпуска продукции с мень шими затратами, за экономию и бережливость. Обязуемся в 1962 году дать сверхплановой прибыли 25 тысяч рублем, снизить себестоимость од ного центнера рыбы на 2 рубля, сэкономить орудий лова и пром- снаряжения на 15 тысяч рублей, сократить расходы на междурей совые стоянки в порту на 1,5 ты сячи рублей, затраты на между рейсовый ремонт — на 6 тысяч рублей, сэкономить 50 тонн топли ва и 500 килограммов смазочных материалов. По поручению экипажа: капи тан тов. КОЛЕСКИН, секре тарь парторганизации тов. СКОРОХОДОВ, предсудкома тов. ВИНОГРАДОВ, комсорг тов. ПЛЕХАНОВ. \Ш п еш са Резервы на обработке р ы б ы Глубоко в сердца советских людей запали слова Н. С. Хруще ва. с которыми он обратился к делегатам XIII съезда, ко всему народу в своем заключительном выступлении: «Задача состоит в тем, чтобы, не теряя нм одного дня, направить все наши усилия, всю кипучую, неистощимую энер гии» нашего народа на решение пранти^есних задач строительства гочмуиизма». Мы, труженики моря, должны выискивать резервы для повыше ния производительности труда, с тем чтобы вылавливать больше рыбы, сокращая при этом затраты на центнер продукции. А. таких резервов на флоте очень много, в том числе и на большом рефриже раторном траулере «Ярославль», на котором я плавал до отпуска. Наблюдая длительное время за рыбообработчиками, я пришел к выводу, что примерно треть рабо чего времени у них уходит впус тую. И даже тогда, когда легко можно обойтись без подвахты. су доводители вызывают ее. Я разработал норматив, внед рение которого позволит пример но на 30 процентов повысить про изводительность труда, точно оп ределять результаты соревнования между вахтами, исходя из факти чески выработанной в течение суток продукции. Рабочее время установлено за вычетом 20 процентов на подго товку рабочего места, точку но жей и т. п. Для правильного подсчета взя ты три группы рыб: ровная — весом 750 граммов, средняя — 550 граммов и мелкая — 380 граммов, соответственно числу рыбин, входящих в противень: ровной — 14— 16 штук, средней — 18—22 штуки, мелкой — 2 8—32 штуки. Количество обработанной рыбы в минуту взято от минимума до максимума от 7 до 14 штук. В соответствии с этим рассчитаны и остальные показатели норматива. Мастер или бригадир, зпая, сколько фактически обработано рыбы за вахту, могут точно оп ределить и проставить в графике соревнования кто и сколько обра батывал. Эти данные будут фак тически нормой выработки. Например, пять человек за две четырехчасовые и одну шестича совую вахту обработали 16,5 тон ны рыбы. Доля одного из них со ставляет 3,3 тонны или 9 рыбин в минуту. Но в процессе работы, согласно данным мастера или старшины вахты, люди работали неодинако во. Один обрабатывал рыбину больше, другой меньше, чем остальные трое. Исходя из этого, в графике следует проставить одно му 10 штук, троим по 9 штук, одному 8 штук. Обычно на кораблях производи тельность труда моряков опреде ляется количеством обработанных рыбин в минуту в течение корот кого отрезка времени. Это же слу жит и основанием для присвоения классности. Фактически же такой выработки в течение всей вахты у людей не бывает. Наш мастер определил однаж ды, что пятеро моряков обработа ли за минуту 45 штук ровной ры бы. Один — 10, трое — по 9, один — 8. Всего было обработано за смену 12,5 тонны. А если взять за основу 45 ры бин в минуту, то, согласно норма тиву, пятеро моряков должны бы ли обработать 16,2 тонны рыбы. Разница, как видите, довольно большая. Получается, что в те чение полной смены люди обраба тывали в минуту не 45, а только 35 рыбин. Исходя из этого, нуж но поставить норму выработки одному 8 штук вместо 10, троим — по 7 штук вместо 9 и одному — 6 штук вместо 8. Для того чтобы максимально использовать рабочее время на обработку рыбы, следует приме нять контрольные цифры из нор матива. которые и будут являться нормой выработки. Это даст возможность повысить производительность труда на 30 процентов при максимальном количестве рыбообработчиков в смене — 15 человек, вместо 17— 18 в настоящее время. При такой численности смены можно успешно выполнять и пе ревыполнять все задания. Возра стет и заработная плата моряков. Норматив, который я предпо лагаю, проверен на практике на шими рыбообработчиками тг. Пат- риным. Федотковым, Боговским и Шмаковым в течение полного рейса. Н. ГРИМКОВ, бригадир рыбообработчиков, ударник коммунистического труда. О хозрасчете В траловом флоте сейчас прохо дит общественный смотр по повы шению качества продукции и сни жению ее себестоимости. Резервов у нас, как показывают разрабо танные на кораблях мероприятия и первые практические дела, хоть отбавляй. Мне хочется остановиться на фактах бесхозяйственного расхо дования средств на ремонт. Мно гие капитаны, их старшие помощ ники, старшие механики заверя ют ведомости для оплаты судоре монтным предприятиям, не про сматривая внимательно или даже вообще не читая их. А это приво дит к перерасходу средств, отри цательно сказывается на себестои мости, создает неправильное пред ставление о возможностях судо ремонтных предприятий. Вот, например, дефектная ведо мость плавбазы «Северодвинск» от 4 октября, заверенная старшим штурманом (подпись неразборчи ва) и старшим механиком тов. Не- личиком. Выяснилось, что эти ру ководители подписали излишних работ на 649 нормо-часов, что со ставляет 1.596 рублен. По лебед кам было заложено 628 нормо-ча- сов, фактически следовало 189. Оказалось, что старпом и стармех не дали характеристики лебедок. тралфлотовцах По насосу «Дуплекс» заложено 336 ства не уплывают, только пеоехо- нормо-часов, а требовалось 193 ча- дях из одного кармана в другой», са, и т. п. *— ---------- р , Такие рассуждения наносят ог- Повинны в завышении объемов ромный вред делу, свидетеаьству ремонта и прораб завода № 1 тов. ют о том, что некоторые работни- ки флота Ий еЮт весьма смутное представление о хозяйственном парков и групповой механик тов Лаптев, которые плохо контроли руют правильность составления расчете, объема работ и расходования средств. Немалую помощь в проверке правильности оплаты счетов за Подобный же факт имел место ремонт может оказать диспетчер- !L"f. о*раУлеРе «ГУР3УФ*- Здесь ская служба. Диспетчерам надо вести учет> где и сколько времени стоял тот или иной траулер. Это необходимо для определения сум- производился ремонт одного ко тельного вентилятора, второй де монтировали и доставили в цех ------------ --- -------- ™ Б калькуляции же было заложено мы 20-процентной надбавки за так производство монта. капитального ре* не вычеркнул непроизведенных ра бот. А их было немного-немало на 188 нормо-часов. называемую «отдаленность». Между тем диспетчерская служ- Ведомость на оплату подписал ба не могла дать ответ на этот старший механик тов. Лившиц, он вопрос групповому механику тов. ...... .. ......... - - Чубукову по траулеру «Пушкин». Командованию больших рефри жераторных траулеров надо знать, В данном случае нечестность что заказчик доплачивает заводу проявили и прораб тов. Бушуев и указанную выше надбавку, если работники планово-производствен- траулер находится на судоверфи, ного отдела завода, которые не на рейде или в торговом порту* внесли коррективы. Они, видимо. Поэтому при подписании дефект** считают, что поступили в интере- ных ведомостей и других доку** сах завода, и в душе посмеива- ментов надо учитывать это обсто- ются над щедрыми тралфлотов- ятельство. К. УШННСКИИ, инженер- калькулятор управления тралового флота. —- цами. Пора кончать с подобными фак тами, а также с рассуждениями, вроде «деньги никуда из государ- Положение с судоремонтом тревожное Норматив на обработку рыбы на одного шкерщнка ш I J * в минуту * « ? tr •—1 п Вес одной рыбины в кг Выработка ш килограммах За час За 4 часа За 6 часов За 10 часов 7 336 0,75 252 1008 1512 2520 8 384 9 288 1152 1728 2888 9 432 9 324 1296 1944 3240 10 480 9 360 1440 2160 3600 11 528 9 * 396 1584 2376 3960 12 570 9 432 1728 2592 4320 7 336 0,55 185 740 1110 1850 8 384 э 211 844 1266 2110 9 432 9 238 952 1428 2380 10 480 9 264 1056 1584 2640 11 528 9 290 1160 1740 2900 12 576 9 307 1228 1842 3007 7 336 ••38 128 512 7*8 1280 8 384 э 146 584 876 1460 9 432 е" в 164 656 аил 1640 10 480 * 182 728 1092 '1 8 2 0 11 528 9 200 800 1200 2000 12 576 9 218 872 1308 2180 13 624 9 236 944 1416 2Э60 14 672 9 254 1016 1524 2540 Ни для кого не секрет, что в нашем бассейне образовалась рез кая диспропорция между числен ностью промысловых флотов и возможностями судоремонтных предприятий. Из-за этого еже годно суда длительное время про стаивают в ремонте, недолавли- ваются десятки тысяч центнеров рыбы. В таких условиях вопросы,свя занные с судоремонтом, должны решаться оперативно, планирова ние его быть разумным, руково дители обязаны видеть перспек тиву. На деле же получается не всегда так. Вспомним, как готовились ле том к выходу в Северную Атлан тику корабли «Мурмансельди». Отдел флота Управления рыбной промышленности не согласился с графиком, составленным руковод ством флота, и предложил, свой, «уплотненный». Согласно ему все запланированные корабли до пер вого сентября должны были уйти на промысел сельди. А фактически в сентябре еще находились в ремонте СРТ 175. 4290, 4125, 4274, 161, 4288, 703, 837, 4232 — всего семнадцать кораблей. Пос ледние из них выходили в Атлан тику уже в октябре. Случилось то, что предска зывали директора, главные инже неры, прорабы и мастера судоре монтных предприятий. СРТ стави лись к заводским причалам, сут ками простаивали в ожидании ре монта, который затем проводился в большой спешке. В итоге — брак и переделки! Кому нужно такое «уплотне ние», которое, кроме вреда, ни чего не принесло? Лучше бы эки пажи сходили по лишнему рейсу за треской. Одной из оценок деятельности судоремонтных предприятий яв ляется досрочный выпуск судов из ремонта. Но нередко получает ся, что досрочность создается ис кусственно. В одном случае ее создают «добрые» капитаны и старшие механики, которые дела ют неправильное описание работ, подписывают документы на опла ту не читая, и т. п. В другом — спасательные переносы сроков ре монта в связи с дополнительными заказами. Тут уж судоверфь или заводы диктуют свои условия. Чаще всего бывает, что они тре буют увеличения срока ремонта на значительно большее время, чем требуется по нормативам. Вот один из примеров. Управле ние тралового флота в середине сентября обратилось к дирекции судоверфи и Управлению рыбной промышленности с просьбой уско рить ремонт траулеров «Гоголь» и «Некрасов». Судоверфь согла силась это сделать, если будут перенесены срока ремонта не скольких средних рыболовных траулеров. При этом делалась ссылка на нехватку слесарей, трубопроводчиков, электромонтаж ников. Работники технического отдела «Мурмансельду» просили не изме нять сроков, предлагали' напра вить на судоверфь часть слесарей с плагвмастерской «Резец», заяви ли, что не будут ставить в сред ний ремонт CPT-157, срок кото рого подошел. Но с этими доводами не согла сились. 23 сентября поступило распоряжение Управления рыбной промышленности, согласно кото рому, срок окончания ремонта БМРТ устанавливался 15 ноября, окончание работ по СРТ-154 с 7 октября, а СРТ-846 с 16 ок тября переносилось на 25 де кабря. Траулеры «Гоголь» и »Некра- сов» были отремонтированы раньше вновь установленного срока. Зачем же тогда потребова лось задерживать почти на два месяца ремонт СРТ? Ларчик.от крывается просто. Судоверфь вы шла из графика с ремонтом кораб лей сельдяного флота. В сентябре уже было ясно, что не выйдут во время из ремонта СРТ 154, 833, 144 и другие. А тут подвер нулся удобный случай несколько выправить положение, чего руко водители и добились. Не исключена возможность, что СРТ № * 154 и 846 войдут в эксплуатацию раньше 25 декабря и окажутся в числе... досрочно от ремонтированных. А правильно ли зто на самой деле? Подобная практика дает непра вильное представление о мощно сти судоремонтной базы, создает видимость благополучия, мешает выявлению и использованию ре зервов производства. Тревожное положение сложи лось в сельдяном флоте. План 1961 года сорван. Но нет гаран тии, что «Мурмансельдь» и в пер вом квартале 1962 года не будет отставать. Начинают возвращаться с про мысла суда. Руководство флота ломает сейчас голову: как быстро и высококачественно произвести ремонт 70 кораблей? Плавмастер- ская «Резец» будет перегружена, судоремонтный завод № 2 выпол няет заказы других организаций. А тут еще слип в аварийном состоянии и будет выведен из эксплуатации. Это приведет к многочисленным простоям судов. И хотя слип пока еще не останов лен, судоверфь вместо предвари тельно запланированных семи СРТ берет в капитальный ремонт только три, а в средний только двенадцать вместо семнадцати. *А где же ремонтировать ос тальные? Поговаривают, что сно ва придется «уплотнять» судоре монт. Но ведь это, не больше, не меньше, как самообман. Положение серьезное. И чтобы не поставить коллектив сельдяно го флота перед фантом нового провала, надо правильно соста вить план первого квартала и график ремонта. Нужно продумать возможности для продления срока эксплуата ции слипа и максимально исполь зовать остающиеся судоподъемные средства (перевод на трехсменную работу и непрерывную неделю). На судоремонтном заводе >6 2 заявляют, например, что можно организовать двухсменную рабо ту, если принять дополнительно несколько десятков человек. Нуж на жилплощадь. Дома на Абрам- мысе сейчас строятся. Но. пред назначены они для плавсостава, который идет туда неохотно. А для судоремонтников было бы хорошо — и работа, и жилье рядом. Есть смысл рассмотреть и этот вопрос. Завод расширяется, строит ся новый цех. Все равно, рано или поздно, придется увеличивать число рабочих. Одним словом, сейчас надо принять все меры к тому, чтобы с первых дней нового года как можно больше средних рыболов ных траулеров находилось на промысле. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 19 декабря 1961 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz