Рыбный Мурман. 1961 г. Декабрь.
О х о д е д и с к у с с и и п о п р о е к т у П р а в и л совместного п ромы сла , Активное обсуждение статьи с изложением проекта «Правил сигнализации и расхождения в море рыболов ных судов при совместном промысле» (ПСП) является свидетельством гого, что поднимаемый в ней вопрос для флота рыбной промышленности очень актуален. К сожалению, однако, приходится констатировать, что значительная часть того большого числа предложе ний, которые были внесены читателями газеты, не име ет дискуссионного характера и не может быть поэтому учтена при выработке окончательной редакции ПСП. Дело в том, что такие предложения либо относятся не к ПСП, а к ППСС редакции 1960 г., либо противоречат данной редакции, либо, наконец, направлены к необос нованному усложнению проекта, не делая его полноцен нее. Как в упомянутой выше статье, так и в заметке мор ского инспектора тралового флота тов. Журавлева, опуб ликованной уже после начала осуждения проекта ПСП, подчеркивалось, что: 1. Принятую в 1960 г. на Международной конферен ции в Лондоне новую редакцию ППСС «бсуждать на страницах газеты бесполезно, поскольку изменить ее в ближайшие годы будет невозможно. 2. Предлагаемый проект ПСП рассчитан на то, чтобы в случае его утверждения ж представил бы собой ор ганическое дополнение и ППСС редакции 1960 г., при званное регулировать совместное маневрирование про мышляющих в группе судов, а эго означает, что преду сматриваемые в нем огни и сигналы могут только до полнять, но ни в коем случае не изменять основных (опознавательных) огней и сигналов, предписываемых ППСС для судов, занятых ловом рыбы. Дважды сделанное тем самым предостережение, увы, мало помогло, и многие участники обсуждения проекта продолжали оставаться на неверных исходных позици ях, внося предложения, которые идут вразрез новой ре дакции ППСС. Не останавливаясь на такого рода ошибках, уже ра зобранных в заметке тов. Журавлева, нужно признать, что преобладающее число других ошибочных предложе ний читателей газеты связано со звуковыми сигналами. Большинство авторов критических статей (тт. В. Федо ров, Я. Никитин, Г. Воробьев и А. Глушков, В. Демья ненко) полагают, что при подаче звуковых сигналов во время промысла в группе в условиях пониженной види мости надлежит пользоваться только одним каким-ни- будь звуковым аппаратом (скажем, свистком), чтобы звуки получались одинаковой тональности. Авторы наперебой предлагают различного характера сигналы для тех или иных производственных состояний рыболовного судна. Слов нет, подобное решение вопро са в принципе весьма упростило бы промысловую сиг нализацию, но на такой путь ни в коем случае стано виться нельзя, так как он повлечет за собой недопусти мое изменение установленного в ППСС для рыболовных судов опознавательного сигнала (— ..). Тогда сигналы, которые, благодаря одинаковой их тональности, легко могли бы восприниматься слитно, т. е. как бы состоя щими из предусмотренного в ППСС сочетания продол- жигельных и коротких звуков (например: —..— или ------ и т. д.). Тем более нельзя, как-то предлагается в статьях тт. Я. Никитина, В. Демьяненко, Г. Воробь ева и А. Глушкова, отказаться вовсе от предписанного в ППСС опознавательного сигнала (— ..) и подавать вместо ^него какой-то иной сигнал, одновременно вклю чающий в себя также и показание производственного состояния судна (например: ------ .. или . .— и т. д.), ибо подобная сигнализация явилась бы грубым нарушением ППСС. Следовательно, дополнительные звуковые сигналы, относящиеся к промысловой сигнализации,,никак не должны сливаться с опознавательным сигналом про мыслового судна или подменять подобный сигнал. А это означает, что ни одного из сделанных до сих пор пред ложений относительно звуковой промысловой сигнали зации не может быть принято во внимание, и пока что единственным допустимым его вариантом остается тот, который предусмотрен в проекте ПСП, то есть подача основного опознавательного сигнала должна произво диться свистком, а дополнительного сигнала, показы вающего производственное (маневренное) состояние суд на. — сиреной. Что касается критических замечаний в адрес такой системы, то по ним хочется сказать следующее: 1 Чтобы не оправдывались опасения тт. В. Федоро ва и Б. Демьяненко по поводу того, что подача сигна лов с одного судна двумя звуковыми аппаратами может быть истолкована как сигнализация с двух различных судов, сигнал сиреной должен подаваться непосредст венно за сигналом свистком. Тогда восприятие с одного я того же направления регулярно повторяющихся зву ковых сигналов не вызовет ошибки. К тому же судово дителям мирового флота будет, очевидно, известно, что рыболовные суда вслед за опознавательным сигналом свисгком могут подавать еще какие-то дополнительные сигналы сиреной. Уместно, наконец, подчеркнуть, что рыболовные су да преобладающую часть времени своей совместной ра боты в группе заняты тралением, при котором должен подаваться лишь опознавательный сигнал свистком. Сле- «РЫБНЫЯ МУРМАН» 2 СТР* 19 декабря 196] г. довательно, одновременно будет слышно не так уж мно го дополнительных сигналов сиреной, чтобы это замет но осложняло окружающую обстановку. 2. Неожиданная порча на судне одного из звуковых сигналов, будто бы препятствующая, по мнению тов. В. Федорова, осуществить предлагаемую в ПСП систему сигнализации, на самом деле лишь вынудит судоводи теля прибегнуть к правилу 27 ППСС, то есть отступле нию от Правил, о чем автору данного замечания долж но быть известно. Никто не гарантирован, что подобное положение на практике создастся не только со средст вами звуковой, но и любой другой сигнализации. Но это не означает, что сигнализация не должна применяться. 3. Обоснование неприемлемости разбираемой сиуе- мы сигнализации отсутствием на большинстве судов сирен, как-то пытается делать тов. Демьяненко, вы зывает недоумение. Разве можно руководствоваться по добными соображениями при решении вопросов безо пасности мореплавания? Ведь Лондонская конферен ция 1960 г. не остановилась даже перед заменой всех судовых сигнальных средств на судах мирового про мыслового флота на новые, а это должно привести к1 намного большим денежным затратам, чем установка на судах сирен. Ведь не секрет, что убытки только от одной крупной аварии легко могут превысить стои мость сигнального оборудования целой флотилии судов. Не имея возможности по размерам газетной статьи разобрать с достаточной полнотой все необоснованные предложения по поводу проекта ПСП, укажем, что к их числу, в частности, принадлежат: 1. Предложение тов. В. Федорова «держать корзину на бакштаге», когда судно идет с тралом, спускает трал или выметывает сети, и «спускать корзину» — при подъеме трала (выборке сетей) и при лежании в дрейфе. Оставляя в стороне вопрос о целесообразности пока зания различных пооизводственных (маневренных) со стояний судна (например, буксировки трала и спуска его) одним и тем же сигналом, заметим, что, во-пер вых, в предложении не приведена причина, побуждаю щая возвратиться к отмененному в новой редакции ППСС сигналу (корзине), во-вторых, употребление в данном случае термина «бакштаг», с точки зрения его общепринятой трактовки; вряд ли уместно и, в-третьих, для показания ситуации, куда правильнее будет приме нить, как это и сделано в проекте ПСП, сигнальную фи гуру штатного судового снабжения — конус. Да и под нятие конуса вершиной вниз или вверх, показывающее соответственно спуск или подъем трала (выметку или выборку сетей), гораздо легче запомнится судовому эки пажу. 2. Предложения тов. Я. Никитина, который считает, что при «задеве» за грунт орудиями лова в дневное время «достаточно подъема черного шара, означаю щего (?), что судно связано с грунтом», а при сцепле нии орудиями лова в темное время суток надо за жигать три красных огня, расположенных один над другим. 3. Предложение тт. Г. Воробьева и А. Глушкова под нимать днем на судах, сцепившихся орудиями лова, «черный шар на форппаге, два черных шара над верх ним мостиком». Нет нужды доказывать, что предложе ния, охарактеризованные в двух последних пунктах, явно противоречат ППСС,а те из них, которые относят ся к судам, получившим сцепление, кроме того, без всякой видимой причины направлены еще и к неоправ данному усложнению промысловой сигнализации по сравнению с сигналами проекта ПСП. Переходя к содержащимся в отзывах на проект ПСП замечаниям дискуссионного порядка, необходимо отме тить, что они касаются главным образом следующих двух вопросов: 1. Системы промысловой сигнализации для показа ния спуска и подъема трала (выметай и выборки се тей) в темное время суток и 2. Числа дополнительных дневных сигналов, которые должны оповещать о различных промысловых положе ниях. а значит и о маневренном состоянии рыболовных судов. Ряд авторов критических статей о проекте ПСП (тт. А. Скирда, А. Зайцев, Я. Никитин. Г. Воробьев я А. Глушков), возражая против принятой в нем системы аоказания спуска и подъема трала включением соот ветственно белого или синего клотнковых огней, рекомен дуют для данной целя остановиться на распространен ной в практике работы иностранного тралового флота системе из двух белых огней, расположенных над верх ним мостиком*. * Кстати, единства в предложениях относительного характера подобной сигнализации у авторов, предлагаю щих ее. «е отмечается. Так, тов. Я. Никитин полагает, что «действие судна при вытравливании ваеров можно показывать одним дополнительным белым огнем, а при выборке ваеров н подъеме трала — двумя белыми ог нями». Тт. Г. Воробьев и А. Глушков считают наоборот, что при подъеме трала следует зажигать над рубкой один белый огонь, а при спуске —• два белых, верти кально расположенных огня. ч При этом доводы, приводимые названными выше ав торами в обоснование своей позиции, на наш взгляд, являются спорными. Наиболее существенный из них сводится к тому, что от сильнои вибрации мачты кло- тиковые лампы «могут выити из строя, а заменить их в условиях моря не представляется возможным, так как трап на стеньге отсутствует» (В. Федоров). Во-первых, данный довод касается далеко не всех судов, а только РТ бортового траления (т. е. судов не перспективного типа), у которых во время подъема улова фок-мачта иногда испытывает сильные колеба ния. Во-вторых, из опроса многих членов экипажей та ких судов на практике не усматривается частого выхо да из строя сигнальных огней на фок-мачте, в том чис ле и клотнковых ламп, которыми оборудованы, напри мер, траулеры финской, шведской и германской пост ройки. В-третьих, для облегчения ремонта клотнковых ламп можно устроить там, где это целесообразно,: ве дущие к ним трапы. г : Высказываемые сомнения в наличии у синего клоги- кового огня необходимой дальности видимости (которая должна быть уж не такой большой), если судить по на блюдаемым синим огням, применяющимся военными ко раблями, брандвахтами, а также в навигационном ог раждении, вряд ли имеют достаточные основания. Наряду с тем, неоспоримым достоинством клотиковой системы промысловой сигнализации безусловно явится то, что она, как говорится, «будет бросаться в глаза», тогда как белые огни над мостиком, находясь среди многих других расположенных поблизости белых ог ней, могут теряться, а значит — обнаруживаться с за позданием. Спорными, по нашему мнению, являются и предло жения, касающиеся сокращения числа дополнительных дневных сигналов промысловой сигнализации по срав нению с предусмотренным числом их в проекте ПСП. Подъем или замена одного дневного сигнала другим. для показания изменения в производственном (манев ренном) состоянии судна займет две—три минуты вре мени, как максимум, и делать это придется не так уж часто, чтобы стоило утверждать, как пытаются неко-' торые критики проекта ПСП о каком-то обременения такой работой вахтенной службы. Зато ориентировка судоводителя в сложной обстановке ведения группового промысла при наличии сигналов, показывающих все ос новные производственные состояния рыболовных судов, заметно облегчается. В целях нахождения правильного решения по спор ным вопросам проекта ПСП нужно всячески приветст вовать проведение в жизнь предложения, впервые вы сказанного начальником тралового флота В. И. Закур- даевым, об организации экспериментальной проверки авторитетной комиссией из специалистов предлагаемых систем промысловой сигнализации непосредственно в море, на промысле. Для этой цели, очевидно, предста вится необходимым предварительно оборудовать соот ветствующими огнями и сигнальными средствами один —два рыболовных траулера. К целесообразности прове дения подобного опыта склоняются и некоторые авторы критических замечаний по проекту ПСП (тов. В. Ти шинский и другие). Осуществление такого рода эксперимента обуславли вается еще необходимостью подвести солидное обосно вание под проект ПСП, прежде чем вносить его в соот ветствующие международные органы. В результате произведенного выше анализа хода об суждения проекта ПСП сам собой напрашивается вы вод о том, что обсуждение его на страницах газоты «Рыбный Мурман» должно быть продолжено, так как оно может дать и несомненно даст много больше по лезного, чем было получено до сих пор. Нужно только, чтобы судоводители промыслового флота отнеслись к нему с большой вдумчивостью и лучшим понимание^ тех целей и задач, какие данное обсуждение должно преследовать. В этой связи не лишним будет еще раз напомнить, что при критическом разборе проекта ПСП надлежит прежде всего руководствоваться соображениями созда ния наиболее эффективной промысловой сигнализации, которая в максимальной мере способствовала бы без аварийной работе рыболовных судов, а не стремлением к достижению мелочной экономии или боязнью как бы не обременить добавочным поднятием или подачей сиг налов вахтенную службу, на судне. • И, наконец, нельзя оставить без внимания поучитель ное высказывание капитана траулера «Златоуст» тов. Я. Никитина, который в своей статье написал: «...мно гие судоводители не знают текста ППСС редакции 1960 года. Вследствие этого предложенный проект ПСП трак туется недостаточно верно», после чего следует давае мая им рекомендация: хорошенько ознакомиться с тек стом новой редакции ППСС по информационному сбор нику ЦНЯЯМФа 62. В. ВАСИЛЬЕВ, старая* преподаватель Мурман ского Высшего мореходного училища. ,t . • , . < ОТ РЕДАКЦИИ: Автор статьи предлагает продлять дискуссию м за тронутому вопросу. Управлением рыбной промышленно сти принято решение: продлить обсуждение проекта Правил совместного промысла до 10 января 1962 г. * + * (Продолжение дискуссии на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz