Рыбный Мурман. 1961 г. Декабрь.

НОВОЕ—В Ж И ЗН Ь ! ПО Д А В Л ЯЮЩ Е Е болыпин- А ство кораблей тралового флота составляют траулеры бортового траления. Необходимым устройством для работы с тралом при бор­ товом тралении является сто­ пор-блок, запирающий на кор­ ме судна оба ваера. В Б РИ З тралового флота по­ ступало много рационализатор­ ских предложений по стопор- блокам. Однако наиболее ши­ рокое применение нашел один из самых примитивных. Этот стопор-блок состоит из отрезка цепи, один конец которой снаб­ жен глаголь-гаком, а другой прикреплен к фальшборту судна. Цепной стопор-блок очень прост в изготовлении и в эксплуатации, так как не тре­ бует за собой никакого ухода. Тем не менее, этот стопор-блок имеет существенные недостат­ ки, наиболее серьезным из ко­ торых является опасность, воз­ никающая при работе с ним. Процесс взятия ваеров на цеп­ ной стопор-блок требует при­ сутствия людей в непосредст­ венной близости от туго натя­ нутых тросов (ваеров) и «мес- сенжера», обрыв которых мо­ жет привести к несчастному случаю. Эти обстоятельства вызвали необходимость . создания новой конструкции стопор-блока, ко­ торая устранила бы необходи­ мость непосредственного уча­ стия людей в процессе взятия ваеров на стопор-блок и пре­ дотвратила бы возможные слу­ чаи травматизма. Такой стопор- блок по предложению тов. Мо­ настырского был разработан экспериментальной базой тра­ лового флота и внедрен на большинстве траулеров в 1952—58 годах. Этот полуавтоматический стопор-блок имеет преимущест­ ва перед цепным. Взятие вае­ ров на стопор производится ав­ томатически, без непосредст­ венного участия людей: про­ цесс отдачи ваеров со стопора безопасен для матроса. Однако в процессе эксплуатации его был выявлен ряд принципиаль­ ных недостатков, которые не- образцы стопор-блока, кото­ рые испытывались на траулерах «Треска» и «Веха». Испытания позволили устранить некото­ рые недостатки конструкции и подтвердили правильность вы­ бранного принципа. Новый полуавтоматический стопор-блок представляет со­ бой канифас-блок с разрезной щекой, имеющий поворотную обойму, снабженную одноре- бордными роликами. Разрезная щека закрывается поворотной зашелкой. Стопор-блок, разра­ ботанный в сварном исполне­ нии, состоит из следующих ос­ новных частей: а) корпуса — 1 , подвешен­ ного к кронштейну — 2, при помощи рыма — 3; б) обоймы — 4, укрепленной в корпусе на оси — 5, снабженной ролика­ ми — 6 , которые насажены на палец — 7; в) защелки — 8 , укрепленной в передней части корпуса на оси — 9; г) собач­ ки — 10 , с рукояткой-тягой и пружиной — 13. ч Стопор-блок устанавливается на планшире позади кормовой траловой дуги. Кронштейн до­ полнительно крепится к щекам закладным штырем. Поворотом рукоятки собачка выводится из зацепления с зу­ бом обоймы — 14 и хвостови­ ком защелки: обойма и за­ щелка под действием собствен­ ного веса поворачивается, от­ крывая зев стопор-блока. Для взятия ваеров на стопор они подтягиваются «мессенже- ромэ к киповой планке, кото­ рая устанавливается позади стопор-блока. При подтягивании гака «мес- сенжера» ваера попадают в пространство, ограниченное сверху плечом защелки, а со стороны борта — передней ще­ кой обоймы. При дальнейшем выбирании «мессенжера» ваера отжимают зуб обоймы и хво­ стовик защелки к борту до тех пор. пока они не встанут в свои крайние положения. Собачка при отжатии ваера- ми хвостовика защелки и зуба обоймы тыльными сторонами их поднимается вверх до тех пор, пока она под действием пружины не встанет в перво­ начальное положение, войдя в зацепление с обоймой и защел­ кой. В этот момент нижнее плечо защелки замкнет зев сто­ пор-блока и закроет обратный выход ваерам. После этого «мессенжер» травится и ваера ложатся на ролики, предохра­ няющие их от износа, раздель­ но под действием распорных сил траловых досок. Для отдачи ваеров со стопо­ ра рычаг усилием 15—20 кило­ граммов поворачивается вниз, выводя собачку — 10 через тя ­ гу из зацепления с хвостовиком обоймы и зубом защелки. Обойма под давлением вае­ ров на ролики откидывается вниз и освобождает ваера. Пос­ ле этого обойма и защелка ста­ новятся в положение равнове­ сия, образуя своими передними щеками открытый зев стопор- блока. В ближайшее время опытная партия новых полуавтоматиче­ ских стопор-блоков будет ус­ тановлена на нескольких судах флота для проведения произ­ водственной проверки. Поэто­ му перед коллективами кораб­ лей, на которых будут прово­ диться испытания, стоит ответ­ ственная задача. В ходе их очень важно вы­ яснить возможность выборки Слева — схема нового стопор- блока, справа — снимок этого приспособления, установленного на траулере. ' ваеров через стопор, так как это позволит производить лов разноглубинным тралом с су­ дов бортового траления и улучшит работу на резко пере­ менных глубинах при донном тралении. Тщательное изучение эксплу­ атационных качеств нового сто­ пора, выявление недостатков и положительных сторон конст­ рукции позволит быстрее отра­ ботать стопор-блок и присту­ пить к массовому его внедре­ нию. Промысловикам нужен совер­ шенный стопор-блок. Перед ин­ женерно-техническими работ­ никами флота, сотрудниками ПИ ПРО и коллективами судов, коюрые будут проводить ис­ пытания, стоит задача: быст­ рее закончить его доводку :i приступить к массовому внед­ рению. А. КАРАСЕВ, техник БРИЗа тралового флота. ЧЕСТЬ численность рабочего персонала завода мужчинами. Специфика технологического процесса такова, что темпы и размеры уборки мороженой рыбы зависят от обеспечения загрузки юты рыоооораоотчиков гльлгг™ ,ет * «Узким» местом у нас является недостатки и добиваться их уст- шенных ящиков. Вот почему в од- чановое хозяйство. Чаны на за- ранения. ном из предложений сказано, что воде брезентовые, ветхие, рыба в Сейчас на рыбокомбинате про- сдающая смена должна создать них при хранении снижает каче- ИКИТА СЕРГЕЕВИЧ ХРУ­ ЩЕВ в докладе о Программе КПС отметил, что в ходе строительства коммунизма непре- рывный подъем качества продук­ ции становится первостепенной хозяйственно-политической зада­ чей. Выдвинутый в предсъездов­ ские дни лозунг «Советское — значит лучшее» должен быть принципом работы каждого пред­ приятия. Коллектив второго холодильно­ го завода хорошо понимает это и уже немало сделал для повыше­ ния качества выпускаемой про­ дукции. Если в январе текущего года была направлена на допол­ нительную переработку 421 тонна рыбы, то в последующие месяцы показатель этот все время умень­ шался, а з октябре составлял уже 27 тонн. Наши лучшие смены, руководи­ мые мастерами тт. Палхановым, Кириленко в отдельные месяцы вообще не имеют случаев брака, претензий, и в ближайшее время нм можно доверить сдавать про­ дукцию, минуя ОТК. Очень радует то обстоятельство, что в дни предсъездовского сорев­ нования, а особенно после приня­ тия новой Программы КПСС боль­ ше людей стало по-хозяйски гля­ деть на положение дел в цехе, в емене. научились разбираться в делах своей бригады, подмечаа ходит смотр-конкурс по улучше­ нию качества продукции, сниже­ нию ее себестоимости. В нега включился и наш коллектив. Не­ давно на расширенном заседании местного комитета мы рассмотре­ ли поступившие предложения и наметили план претворения их в жизнь. К числу мероприятий, которые возможно решить силами нашего коллектива, относятся: организа­ ция такой экономической учебы, чтобы каждый работник на своем месте понимал, с выгодой и л и с убытком для государства он рабо­ тал сегодня; повышение деловой квалификации, распространение и внедрение передового оцыта; улуч­ шение организации труда. На последнем мероприятии мне хочется остановиться по*- робнее, так как с этим у нас не все еще обстоит благополучно. В сменах мастеров тт. Гогоревой н Федотовой и других нередко не­ продуманно расставляется рабо­ чая сила. Из-за этого возникают простои, что -затем приводит к спешке, ко вторичной переработке рыбы. На участке сухой морозки бы­ вает так, что рабочие в начале смены не могут приступить к де­ лу из-за огсугавия заранее взве- запас таких ящиков для заступаю­ щей. С этим предложением тесно связано и другое — экономия тары. У нас еще нередко бывает, что не используется полностью емкость бочек. За девять месяцев 1961 года перерасход тары по емкости составил, например, 1800 бочек. Произошел он потому, что убор­ ка прилова длительное время про­ изводилась вручную. Сейчас при­ лов убирается на механической линии — обеспечивается более по^гаая загрузка бочек. Кроме то­ го, чтобы предотвратить подобные случаи в дальнейшем, весовщикам участка отгрузки будет вменено в обязанность тщательно взвешивать готовую продукцию. Бочки с недо­ грузом приниматься не будут. Много поступило предложений, которые можно отнести к числу перспективных или требующих для выполнения помощи дирекции рыбокомбината и даже управления рыбной промышленности. Нет на холодильнике охлажден­ ного помещения для хранения свежей рыбы до заморозки. А к весне его надо обязательно иметь, с тем чтобы в период больших уловов обеспечить сохранность ство, и правильно принято реше­ ние о его ликвидации. Дирекция рыбокомбината пред­ лагает установить чаны в 15-ом цехе. Однако в нашем коллективе по этому вопросу создалось дру­ гое мнение. Зачем затрачивать средства на временное сооружение, когда бетонированное чановое хо­ зяйство первого холодильника ис­ пользуется далеко не на полную мощность? Наш главный технолог тов. Кирюшин предложил весь прилов и дефектную рыбу доставлять на первый холодильник. Он предло­ жил также первый этаж 19-го цеха использовать для накопления охлажденной рыбы и уборки. Со­ леную же рыбу из 19-го цеха noj давать для уборки в 16-й и 17-й цеха, для чего установить транс­ портер. Такой подход к делу, на наш взгляд, будет более правильным. Он позволит сэкономить государ­ ственные средства. Просьба к дирекции рыбоком­ бината закрепить мастеров отдела технического контроля за смена­ ми. Когда мастер ОТК будет ви­ деть весь производственны^ про­ цесс, то ему легче предотвратить брак. И последнее. Надо пополнить и выгрузки этажерочных тележек в морозильных камер, а также вы­ бивки брикетов из противней. Операции эти очень тяжелые, тре­ бующие мужского труда. Но мужчин на заводе очень ма­ ло. Чтобы своевременно обрабаты­ вать «свежье», дирекция завода вынуждена задерживать уборку соленой рыбы, а рабочих направ­ лять на участок сухой морозки. В результате этого за 9 меся­ цев было потеряно 4082 человеко­ дня, за которые можно было уб­ рать дополнительно 5592 тонны соленой рыбы с потока и не до­ пускать длительного хранения ее в чанах, что отрицательно сказы­ вается на качестве рыбы. А вооб- ще-то лучший выход — механи­ зация трудоемких процессов. Возможности для повышения производительности труда и по­ вышения качества продукции, как видно, у ^ас большие. Дело чести коллектива претворить их в жизнь. К. СМОЛЕННИКОВ. стар- ший мастер по приемке ры­ бы, председатель местного комитета. НШШШИЙфНИШШШШШШ «РЫБНЫЙ МЗ>РМАН» 2 декабря 1S81 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz