Рыбный Мурман. 1961 г. Декабрь.
МОИ ПОЖЕЛАНИЯ (Окончание. Нач. на 3-й стр.). траверза и в кильватер. В этом случае, прежде чем отдать ваера со стопорного устройства, начать подъем трала и выставить соот ветствующие сигналы, капитан должен будет предупредить рядом идущие суда о своих намерениях. Иначе он поставит в затрудни тельное положение другие кораб ли. Д ля такого случая, видимо, ну жен будет какой-то сигнал, пре дупреждающий окружающие суда о намерениях данного судна на чать подъем трала. В промысло вой практике такая информация необходима. Поэтому в разраба тываемом проекте ПСП такой сиг нал надо предусмотреть. 4. В напечатанной статье ничего не говорится о том, как должно регламентироваться, в общем, пла вание промысловых судов в груп пе. Дело в том, что в любом про мысловом районе большинство судов располагают свои курсы по параллельным линиям. Это резко облегчает работу судоводителей. Однако есть корабли, которые з группе судов делают повороты и тем самым мешают другим, так как при медленном повороте на обратный курс они невольно идут поперек группы судов, идущих параллельными курсами. При этом все суда, усматриваемые с левого борта, должны уступать «дорогу» такому кораблю. Особенно наболел этот спорный вопрос с иностранными судами. Поднимая трал, они все время де лают циркуляцию большого диа метра. Поэтому создается такая ситуация — судно становится по перек группы, и вместе с этим, по соображениям промысловой прак тики, ему надо уступать «дорогу». Маневрирование при выборке ваеров не является необходимо стью, и поэтому в разрабатывае мых ПСП было бы желательно предусмотреть такое правило, по которому работающие в группе суда, занятые тралением, распо лагали свои курсы параллельно, а суда, занятые подъемом трала, не производили чрезмерных цир куляций. В связи с этим, видимо, придется изменить несколько ре дакцию статьи 26 таким образом, чтобы судно,в поднимающее или спускающее трал, занимало опре деленное водное пространство (но не более), необходимое для произ водства наименьшей циркуляции с орудиями лова. Расчетом для т а кси величины будет тактический диаметр циркуляции. Естественно, если два судна бу дут расходиться на «окраине» та кой группы и не будут препятст вовать движению других судов, то он,? могут расходиться по общим правилам. Движение же судов поперек ос новной группы следует считать противозаконным, в том числе, если они поднимают трал и допу скают чрезмерную циркуляцию, как это делают иностранные суда. 5. Предложенные в проекте ПСП дистанции при расхождении су дов слишком велики, даже с уче том скоростного траления. Дело в том. что на сравнительно неболь шой площади в районе промысла сосредоточивается большое коли чество кораблей. Допустим, например, идет строй в Ю кораблей. Значит, по проек тируемым правилам ПСП они зай мут фронт в 2 мили? Если им попадает навстречу еще 10 ко раблей, то фронт расширяется до 4 миль. Допустим еще, что сред ние , из этих судов идут по «рыб ной» изобате. Тогда крайние из этих судов должны будут идти (или выходить) на те изобаты, где нет рыбы. Особенно в этом отношении может быть показа тельным Северо-центральный рай он, где изобаты имеют резко вы раженный характер, а рыба дер жится на определенной изобате. В таком случае каждый из крайних траулеров будет старать ся выходить на «рыбную» изоба ту, то есть сузится фронт иду щих судов. Тогда, идя по изобате «тройкой», надо будет судам, иду щим в одном направлении, растя нуться на 1 , 2 — 1,6 мили (без уче та длины судна и орудий лова) . Такая перестройка будет резко снижать интенсивность лова, по тому что отдельным судам при дется сбавлять ход и ждать, ког да другие суда пройдут вперед, чтобы сохранять интервал в 4 ка бельтовых. Кроме того, излишне установ ленная дальность при расхожде нии судов будет способствовать возникновению разного рода «за конных требований» и заведомо приводить к разным кривотолкам. Поэтому такая «перестраховка», то есть слишком большая даль ность при расхождении судов д а же вредна, потому что безопас ное расхождение в расстоянии ближе, чем 4 кабельтовых по кор ме, будет уже считаться наруше нием правил ПСП. Здесь надо исходить из такого практического расчета, что при одинаковых скоростях, если одно судно прошло по корме у другого судна в расстоянии 1 кабельтова, то их тралы в худшем случае разойдутся в расстоянии меньшем наполовину (0,5 кабельтова) , д а же с учетом распора досок. Если же одно из судов ведет скоростное траление, то, пройдя по корме другого судна (движу щегося с обычной скоростью) в расстоянии 2 кабельтова, сцепле ния оно избежит. А если приба вить к этому, что каждое из су дов взаимно может сбавить или прибавить обороты (снизить ско рость или повысить ее), то веро ятность сцепления слишком мала. Исходя из сказанного, можно предложить минимальные дистан ции при расхождении судов, уста новленные в «Наставлении по ма неврированию судов при работе с тралом», действующем в Мур манском траловом флоте. 6 . Нельзя согласиться с обязатель ной установкой клотиковых огней на топе мачты. Конечно, в этом месте их хорошо видно и они рез ко выделяются над всеми огнями промыслового судна. Но это ус ложнит эксплуатацию огней, так как выход их из строя в свежую погоду или при обледенении су дового такелажа вызовет ряд не удобств, а, может быть, и невоз можность восстановления по со ображениям техники безопасно сти. Промысловое судно при выходе этих сигналов из строя будет ли шено надлежащей промысловой сигнализации. Кроме этого, здесь имеются и другие соображения, связанные с применением клотиковых огней, установленных над мостиком. При расхождении с судами на промыс ле очень важно знать, с какого борта у каждого судна букси руется трал. Днем это хорошо различимо по рабочей стреле у ходового мостика или по нерабо чему тралу, подвешенному на борту. Ночью же такую инфор мацию получить невозможно, а если бывает возможность, то только в то время, когда суда на ходятся в непосредственной бли зости. В таком положении эта информация бывает явно запозда лой. В связи со сказанным выше мо жно предложить следующее. Кло- тиковые огни установить над хо довым мостиком. (Что же касает ся БМРТ, то там, возможно, це лесообразнее такие огни устано вить на мачте или над промысло вой рубкой). Для обозначения рабочего борта можно установить дополнительно клотиковый огонь (любого цвета) на топе стрелы. Огонь на топе стрелы будет указывать в ночное время, с ка кой стороны буксируется трал, а при спуске и подъеме трала он будет вместе с клотиковыми огня ми указывать сторону, куда вы брасывают сети или откуда их выбирают. При этом нетрудно до гадаться, что огонь на топе стре лы будет гореть постоянно во вре мя работы с орудиями лова. В то время, когда производят спуск трала с другого борта, а стрелу не переводят, то в этом случае огонь на топе стрелы на до гасить, и другим судам будет ясно, что данное судно переходит на другой трал. Информация такого рода также нужна в группе работающих су дов. 7. При вЕ>|работке окончательной редакции правил о сигналах су дов, сцепившихся орудиями лова, хочется предложить, чтобы в до бавление к двум вертикально расположенным красным огням эти суда давали луч прожектора в сторону сцепившихся орудий лова, подобно тому, как это дол жно делать судно с выметанными за борт сетями длиной более 153 метров. Днем можно давать с обо их судов сигналы ракетами. Случаи захода третьего судна с орудиями лова между сцепивши мися судами имеются на практи ке. Поэтому информация такого рода нужна, особенно, когда сцепление судов произошло в группе. 8 . В разрабатываемом проекте ПСП надо предусмотреть отдель ным правилом и такое производст венное положение судна, когда в процессе спуска или подъема орудий лова выходят из строя промысловые механизмы. В таком положении промысло вое судно не может спускать или поднимать на борт орудия лова и вместе с этим маневрировать соб ственным движением, опасаясь на мотки на винт орудий лова или запутывания последних. Такое положение бывает у су дов, занятых тралением. Бывают случаи, что судно, отдав ваера со стопорного устройства или после травления ваеров, берет их на стопорное устройство, к в это время выходит из строя лебедка. Это положение траулера, не име ющего возможности маневриро вать и имеющего за бортом пол ную длину вытравленных ваеров, очень опасно как для него само го, так и для окружающих судов. Мне думается, что выработка правила сигнализации для судов в таком положении будет иметь смысл. С. ЧЕРНОВ, капитан трау лера «Советская Конститу ция». Коллектив осудил нарушителя дисциплины В жилищно-коммунальном от деле тралового флота з конце сен тября 1961 года был переизбран товарищеский суд. За время пре дыдущей работы было рассмотре но 7 дел, из них 5 — за нарушение трудовой дисциплины рабочими ремонтной группы и домоуправле ний. Недавно разбиралось дело о злостном нарушении трудовой дис циплины слесарем Макаром Тимо феевичем Квасннковым. Это чело век преклонного возраста. Работал всегда хорошо, много раз имел гГоощрения. Но вот с 1958 года Квасникоз особенно пристрастился к выпивкам. Допускал пьянство даже на работе, принося с собой водку в помещение мастерской. Наказывали Квасникова несколь ко раз. Но наказания не пошли впрок. Он считал, что, проработав более 20 лет, он имеет право на рушать трудовую дисциплину и позволять себе все. А, мол, руко водители ЖКО не учитывают его возраста и долголетней работы, незаслуженно нзказывают. Товарищи по работе Волгин, Бобриков, Щукин и другие сурово осудили поведение Квасникова и потребовали от него исправить свое поведение. Суд, руководст вуясь мнением и требованием коллектива, вынес Квасникову товарищеский выговор. Н. АНТОСЮК, главный бухгалтер ЖКО, председатель товарищеского суда. Н а г р а д ы л о ч а г а м Состоялось областное совещание работников культурно-просвети тельных учреждений. С докладом «О задачах учреждений культуры в связи с решениями XXII съез да КПСС» выступил заместитель председателя областного Совета депутатов трудящихся В. Д. Ми лосердое. В своем докладе тов. Милосердов отметил, что большую работу по разъяснению Програм мы КПСС, по мобилизации трудя щихся на претворение в жизнь ре шений XXII съезда партии ведут Дворец культуры имени С. М. Ки рова, клуб «Портовик» и другие очаги культуры. Здесь организуются тематиче ские вечера, устные журналы, встречи с делегатами XXII съезда КПСС, лекции по материалам съезда. Дворец культуры проводит вечера-встречи экипажей соревну ющихся судов, на которых моряки подводят итоги работы за рейс, указывают на недостатки, перени мают опыт друг друга. На таких встречах выступают участники художественной самодеятельности, артисты народного театра. Хороший опыт есть у Дворца культуры в создании клубов «по интересам», любительских объеди нений. Здесь созданы клуб люби- Новинки быта МОСКВА. В тематической вы ставке «Машины и приборы куль турно-бытового и хозяйственною назначения» ВДНХ СССР участ вует около 400 предприятий, пред ставивших более 6.000 экспонатов: телевизоров, радиоприемников часов, холодильников, стиральных и швейных машин, газовых плит, металлической посуды, пылесосов, полотеров, мотоциклов, велосипе дов, любительских кино- и фото аппаратов. По итогам выставки будут раз работаны рекомендации по внед рению в производство лучших об разцов изделий. НА СНИМКЕ: экспонат выстав ки — новый 12-ламповый радио приемник «Эстония-3». Фотохроника ТАСС. ■■■■ Г " телен классической музыки, ша шистов и шахматистов, аквариу мистов и цветоводов, ветеранов труда. Музыкально-драматический те атр Дворца к Всероссийскому смотру народных театров, который будет проходить в Москве, подго товил оперетту Блантера «На на шем берегу». Хорошо работает библиотека Дома Междурейсового отдыха про мысловиков. Работники ее прово дят обзоры новинок литературы непосредственно на кораблях^ за ботливо комплектуют библиотечка для моряков. Подведены итоги областного смотра культучреждений. Лучшие очаги культуры премированы. Среди них и культучреждения предприятий рыбной промышлен ности. %Диплом «Лучший клуб Мурманской области» вручен Дворцу культуры имени С. М. Кирова (председатель совета В. С. Моисеев), клубу «Портовик» (председатель правления Н. И. Шуба). Грамоты облсовпрофа и облис полкома вручены клубу Мурман ской судоверфи, библиотеке Двор ца культуры имени С. М. Кирова и библиотеке базового комитета тралового флота. Е. РАДОСТИ НА, зав. поли- тико- массовым сектором Дворца культуры. Еще раз о досках В корреспонденции капитана тов. Зайцева «За этими досками — будущее», опубликованной в номере газеты от 28 ноября, до пущена неточность. В рейсе, как сообщил мастер по добыче тов. Хасапов, испытывались не много щелевые доски, а однощелевые с литыми килями. Как теперь установлено, в на стоящее время на траулерах «Мо гилев» и «Тунец» испытываются многощелевые доски. На траулер «Россия» поступили однощеле вые доски. Но в отличие от обыч ных досок, которыми сейчас ра ботает флот, экспериментальные доски имели не только литой киль, но и щель с увеличенным размером и наклоном, что обеспе чивает снижение сопротивления и повышение углубляющей силы. Все это дало возможность повы сить скорость траления и устра нить отрыв досок от грунта при прежней длине вытравленных ва еров. Результаты первого этапа экс периментальных работ позволили капитану тов. Зайцеву оделать вывод о том, что за трехщелевы ми досками, у которых сопротив ление будет еще меньше, а углуб ляющая сила выше, — будущее. И. о. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 1962 на год Газета выходит три раза ■ неделю. ПОДПИСНАЯ ПЛА1А на год — 2 р. 28 к. на 6 месяцев — I р. 14 к. на 3 месяца — 57 коп. на I месяц — 19 коп. Подписка принимается во все* отделениях связи, обшест- | р.еннымн уполномоченными на предприятиях в в учрежденичх к непосредственно в редакции. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ВЕСЬ ГОД. ЭТО ОБЕСПЕЧИТ БЕСПЕРЕБОЙНУЮ ДОСТАВКУ ГАЗЕТЫ Не забудьте подписаться! Газе!а выходит по вторникам, че!вергам и субботам. Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы кулыуры и быта, писем — АТС рыбного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33, бухгалтерия — 3,96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда». Зак. 5592 Тир, 4936 ПЫ-02?98Э
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz