Рыбный Мурман. 1961 г. Декабрь.

МОИ ПОЖЕЛАНИЯ (Окончание. Нач. на 3-й стр.). траверза и в кильватер. В этом случае, прежде чем отдать ваера со стопорного устройства, начать подъем трала и выставить соот­ ветствующие сигналы, капитан должен будет предупредить рядом идущие суда о своих намерениях. Иначе он поставит в затрудни­ тельное положение другие кораб­ ли. Д ля такого случая, видимо, ну­ жен будет какой-то сигнал, пре­ дупреждающий окружающие суда о намерениях данного судна на­ чать подъем трала. В промысло­ вой практике такая информация необходима. Поэтому в разраба­ тываемом проекте ПСП такой сиг­ нал надо предусмотреть. 4. В напечатанной статье ничего не говорится о том, как должно регламентироваться, в общем, пла­ вание промысловых судов в груп­ пе. Дело в том, что в любом про­ мысловом районе большинство судов располагают свои курсы по параллельным линиям. Это резко облегчает работу судоводителей. Однако есть корабли, которые з группе судов делают повороты и тем самым мешают другим, так как при медленном повороте на обратный курс они невольно идут поперек группы судов, идущих параллельными курсами. При этом все суда, усматриваемые с левого борта, должны уступать «дорогу» такому кораблю. Особенно наболел этот спорный вопрос с иностранными судами. Поднимая трал, они все время де­ лают циркуляцию большого диа­ метра. Поэтому создается такая ситуация — судно становится по­ перек группы, и вместе с этим, по соображениям промысловой прак­ тики, ему надо уступать «дорогу». Маневрирование при выборке ваеров не является необходимо­ стью, и поэтому в разрабатывае­ мых ПСП было бы желательно предусмотреть такое правило, по которому работающие в группе суда, занятые тралением, распо­ лагали свои курсы параллельно, а суда, занятые подъемом трала, не производили чрезмерных цир­ куляций. В связи с этим, видимо, придется изменить несколько ре­ дакцию статьи 26 таким образом, чтобы судно,в поднимающее или спускающее трал, занимало опре­ деленное водное пространство (но не более), необходимое для произ­ водства наименьшей циркуляции с орудиями лова. Расчетом для т а ­ кси величины будет тактический диаметр циркуляции. Естественно, если два судна бу­ дут расходиться на «окраине» та ­ кой группы и не будут препятст­ вовать движению других судов, то он,? могут расходиться по общим правилам. Движение же судов поперек ос­ новной группы следует считать противозаконным, в том числе, если они поднимают трал и допу­ скают чрезмерную циркуляцию, как это делают иностранные суда. 5. Предложенные в проекте ПСП дистанции при расхождении су­ дов слишком велики, даже с уче­ том скоростного траления. Дело в том. что на сравнительно неболь­ шой площади в районе промысла сосредоточивается большое коли­ чество кораблей. Допустим, например, идет строй в Ю кораблей. Значит, по проек­ тируемым правилам ПСП они зай­ мут фронт в 2 мили? Если им попадает навстречу еще 10 ко­ раблей, то фронт расширяется до 4 миль. Допустим еще, что сред­ ние , из этих судов идут по «рыб­ ной» изобате. Тогда крайние из этих судов должны будут идти (или выходить) на те изобаты, где нет рыбы. Особенно в этом отношении может быть показа­ тельным Северо-центральный рай­ он, где изобаты имеют резко вы­ раженный характер, а рыба дер­ жится на определенной изобате. В таком случае каждый из крайних траулеров будет старать­ ся выходить на «рыбную» изоба­ ту, то есть сузится фронт иду­ щих судов. Тогда, идя по изобате «тройкой», надо будет судам, иду­ щим в одном направлении, растя­ нуться на 1 , 2 — 1,6 мили (без уче­ та длины судна и орудий лова) . Такая перестройка будет резко снижать интенсивность лова, по­ тому что отдельным судам при­ дется сбавлять ход и ждать, ког­ да другие суда пройдут вперед, чтобы сохранять интервал в 4 ка ­ бельтовых. Кроме того, излишне установ­ ленная дальность при расхожде­ нии судов будет способствовать возникновению разного рода «за­ конных требований» и заведомо приводить к разным кривотолкам. Поэтому такая «перестраховка», то есть слишком большая даль­ ность при расхождении судов д а ­ же вредна, потому что безопас­ ное расхождение в расстоянии ближе, чем 4 кабельтовых по кор­ ме, будет уже считаться наруше­ нием правил ПСП. Здесь надо исходить из такого практического расчета, что при одинаковых скоростях, если одно судно прошло по корме у другого судна в расстоянии 1 кабельтова, то их тралы в худшем случае разойдутся в расстоянии меньшем наполовину (0,5 кабельтова) , д а ­ же с учетом распора досок. Если же одно из судов ведет скоростное траление, то, пройдя по корме другого судна (движу­ щегося с обычной скоростью) в расстоянии 2 кабельтова, сцепле­ ния оно избежит. А если приба­ вить к этому, что каждое из су­ дов взаимно может сбавить или прибавить обороты (снизить ско­ рость или повысить ее), то веро­ ятность сцепления слишком мала. Исходя из сказанного, можно предложить минимальные дистан­ ции при расхождении судов, уста­ новленные в «Наставлении по ма­ неврированию судов при работе с тралом», действующем в Мур­ манском траловом флоте. 6 . Нельзя согласиться с обязатель­ ной установкой клотиковых огней на топе мачты. Конечно, в этом месте их хорошо видно и они рез­ ко выделяются над всеми огнями промыслового судна. Но это ус­ ложнит эксплуатацию огней, так как выход их из строя в свежую погоду или при обледенении су­ дового такелажа вызовет ряд не­ удобств, а, может быть, и невоз­ можность восстановления по со­ ображениям техники безопасно­ сти. Промысловое судно при выходе этих сигналов из строя будет ли­ шено надлежащей промысловой сигнализации. Кроме этого, здесь имеются и другие соображения, связанные с применением клотиковых огней, установленных над мостиком. При расхождении с судами на промыс­ ле очень важно знать, с какого борта у каждого судна букси­ руется трал. Днем это хорошо различимо по рабочей стреле у ходового мостика или по нерабо­ чему тралу, подвешенному на борту. Ночью же такую инфор­ мацию получить невозможно, а если бывает возможность, то только в то время, когда суда на­ ходятся в непосредственной бли­ зости. В таком положении эта информация бывает явно запозда­ лой. В связи со сказанным выше мо­ жно предложить следующее. Кло- тиковые огни установить над хо­ довым мостиком. (Что же касает­ ся БМРТ, то там, возможно, це­ лесообразнее такие огни устано­ вить на мачте или над промысло­ вой рубкой). Для обозначения рабочего борта можно установить дополнительно клотиковый огонь (любого цвета) на топе стрелы. Огонь на топе стрелы будет указывать в ночное время, с ка­ кой стороны буксируется трал, а при спуске и подъеме трала он будет вместе с клотиковыми огня­ ми указывать сторону, куда вы­ брасывают сети или откуда их выбирают. При этом нетрудно до ­ гадаться, что огонь на топе стре­ лы будет гореть постоянно во вре­ мя работы с орудиями лова. В то время, когда производят спуск трала с другого борта, а стрелу не переводят, то в этом случае огонь на топе стрелы на­ до гасить, и другим судам будет ясно, что данное судно переходит на другой трал. Информация такого рода также нужна в группе работающих су­ дов. 7. При вЕ>|работке окончательной редакции правил о сигналах су­ дов, сцепившихся орудиями лова, хочется предложить, чтобы в до­ бавление к двум вертикально расположенным красным огням эти суда давали луч прожектора в сторону сцепившихся орудий лова, подобно тому, как это дол­ жно делать судно с выметанными за борт сетями длиной более 153 метров. Днем можно давать с обо­ их судов сигналы ракетами. Случаи захода третьего судна с орудиями лова между сцепивши­ мися судами имеются на практи­ ке. Поэтому информация такого рода нужна, особенно, когда сцепление судов произошло в группе. 8 . В разрабатываемом проекте ПСП надо предусмотреть отдель­ ным правилом и такое производст­ венное положение судна, когда в процессе спуска или подъема орудий лова выходят из строя промысловые механизмы. В таком положении промысло­ вое судно не может спускать или поднимать на борт орудия лова и вместе с этим маневрировать соб­ ственным движением, опасаясь на­ мотки на винт орудий лова или запутывания последних. Такое положение бывает у су­ дов, занятых тралением. Бывают случаи, что судно, отдав ваера со стопорного устройства или после травления ваеров, берет их на стопорное устройство, к в это время выходит из строя лебедка. Это положение траулера, не име­ ющего возможности маневриро­ вать и имеющего за бортом пол­ ную длину вытравленных ваеров, очень опасно как для него само­ го, так и для окружающих судов. Мне думается, что выработка правила сигнализации для судов в таком положении будет иметь смысл. С. ЧЕРНОВ, капитан трау­ лера «Советская Конститу­ ция». Коллектив осудил нарушителя дисциплины В жилищно-коммунальном от­ деле тралового флота з конце сен­ тября 1961 года был переизбран товарищеский суд. За время пре­ дыдущей работы было рассмотре­ но 7 дел, из них 5 — за нарушение трудовой дисциплины рабочими ремонтной группы и домоуправле­ ний. Недавно разбиралось дело о злостном нарушении трудовой дис­ циплины слесарем Макаром Тимо­ феевичем Квасннковым. Это чело­ век преклонного возраста. Работал всегда хорошо, много раз имел гГоощрения. Но вот с 1958 года Квасникоз особенно пристрастился к выпивкам. Допускал пьянство даже на работе, принося с собой водку в помещение мастерской. Наказывали Квасникова несколь­ ко раз. Но наказания не пошли впрок. Он считал, что, проработав более 20 лет, он имеет право на­ рушать трудовую дисциплину и позволять себе все. А, мол, руко­ водители ЖКО не учитывают его возраста и долголетней работы, незаслуженно нзказывают. Товарищи по работе Волгин, Бобриков, Щукин и другие сурово осудили поведение Квасникова и потребовали от него исправить свое поведение. Суд, руководст­ вуясь мнением и требованием коллектива, вынес Квасникову товарищеский выговор. Н. АНТОСЮК, главный бухгалтер ЖКО, председатель товарищеского суда. Н а г р а д ы л о ч а г а м Состоялось областное совещание работников культурно-просвети­ тельных учреждений. С докладом «О задачах учреждений культуры в связи с решениями XXII съез­ да КПСС» выступил заместитель председателя областного Совета депутатов трудящихся В. Д. Ми­ лосердое. В своем докладе тов. Милосердов отметил, что большую работу по разъяснению Програм­ мы КПСС, по мобилизации трудя­ щихся на претворение в жизнь ре­ шений XXII съезда партии ведут Дворец культуры имени С. М. Ки­ рова, клуб «Портовик» и другие очаги культуры. Здесь организуются тематиче­ ские вечера, устные журналы, встречи с делегатами XXII съезда КПСС, лекции по материалам съезда. Дворец культуры проводит вечера-встречи экипажей соревну­ ющихся судов, на которых моряки подводят итоги работы за рейс, указывают на недостатки, перени­ мают опыт друг друга. На таких встречах выступают участники художественной самодеятельности, артисты народного театра. Хороший опыт есть у Дворца культуры в создании клубов «по интересам», любительских объеди­ нений. Здесь созданы клуб люби- Новинки быта МОСКВА. В тематической вы­ ставке «Машины и приборы куль­ турно-бытового и хозяйственною назначения» ВДНХ СССР участ­ вует около 400 предприятий, пред­ ставивших более 6.000 экспонатов: телевизоров, радиоприемников часов, холодильников, стиральных и швейных машин, газовых плит, металлической посуды, пылесосов, полотеров, мотоциклов, велосипе­ дов, любительских кино- и фото­ аппаратов. По итогам выставки будут раз­ работаны рекомендации по внед­ рению в производство лучших об­ разцов изделий. НА СНИМКЕ: экспонат выстав­ ки — новый 12-ламповый радио­ приемник «Эстония-3». Фотохроника ТАСС. ■■■■ Г " телен классической музыки, ша­ шистов и шахматистов, аквариу­ мистов и цветоводов, ветеранов труда. Музыкально-драматический те­ атр Дворца к Всероссийскому смотру народных театров, который будет проходить в Москве, подго­ товил оперетту Блантера «На на­ шем берегу». Хорошо работает библиотека Дома Междурейсового отдыха про­ мысловиков. Работники ее прово­ дят обзоры новинок литературы непосредственно на кораблях^ за ­ ботливо комплектуют библиотечка для моряков. Подведены итоги областного смотра культучреждений. Лучшие очаги культуры премированы. Среди них и культучреждения предприятий рыбной промышлен­ ности. %Диплом «Лучший клуб Мурманской области» вручен Дворцу культуры имени С. М. Кирова (председатель совета В. С. Моисеев), клубу «Портовик» (председатель правления Н. И. Шуба). Грамоты облсовпрофа и облис­ полкома вручены клубу Мурман­ ской судоверфи, библиотеке Двор­ ца культуры имени С. М. Кирова и библиотеке базового комитета тралового флота. Е. РАДОСТИ НА, зав. поли- тико- массовым сектором Дворца культуры. Еще раз о досках В корреспонденции капитана тов. Зайцева «За этими досками — будущее», опубликованной в номере газеты от 28 ноября, до­ пущена неточность. В рейсе, как сообщил мастер по добыче тов. Хасапов, испытывались не много­ щелевые доски, а однощелевые с литыми килями. Как теперь установлено, в на­ стоящее время на траулерах «Мо­ гилев» и «Тунец» испытываются многощелевые доски. На траулер «Россия» поступили однощеле­ вые доски. Но в отличие от обыч­ ных досок, которыми сейчас ра ­ ботает флот, экспериментальные доски имели не только литой киль, но и щель с увеличенным размером и наклоном, что обеспе­ чивает снижение сопротивления и повышение углубляющей силы. Все это дало возможность повы­ сить скорость траления и устра­ нить отрыв досок от грунта при прежней длине вытравленных ва­ еров. Результаты первого этапа экс­ периментальных работ позволили капитану тов. Зайцеву оделать вывод о том, что за трехщелевы­ ми досками, у которых сопротив­ ление будет еще меньше, а углуб­ ляющая сила выше, — будущее. И. о. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 1962 на год Газета выходит три раза ■ неделю. ПОДПИСНАЯ ПЛА1А на год — 2 р. 28 к. на 6 месяцев — I р. 14 к. на 3 месяца — 57 коп. на I месяц — 19 коп. Подписка принимается во все* отделениях связи, обшест- | р.еннымн уполномоченными на предприятиях в в учрежденичх к непосредственно в редакции. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ВЕСЬ ГОД. ЭТО ОБЕСПЕЧИТ БЕСПЕРЕБОЙНУЮ ДОСТАВКУ ГАЗЕТЫ Не забудьте подписаться! Газе!а выходит по вторникам, че!вергам и субботам. Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы кулыуры и быта, писем — АТС рыбного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33, бухгалтерия — 3,96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда». Зак. 5592 Тир, 4936 ПЫ-02?98Э

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz