Рыбный Мурман. 1961 г. Декабрь.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! Будни покорителей стихии ОРГАН ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ И УПРАВЛЕНИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СОВНАРХОЗА Год издания 9-й № 150 (13201 СУББОТА, 16 декабря 1961 г. Цена 2 коп. Не ослаблят ь ---- трудового напряжения! Коллектив тралового флота одержал большую трудовую победу: досрочно на 20 дней завершил годовой план. Но успокаиваться на достигнутом, ослаблять трудовое напряжение нельзя. Ведь моряки обязались добыть сверх плана 200 тысяч центнеров рыбы. А до конца года остается не так уж много времени, и положение на про­ мысле сложное — штормы мешают нормальной работе экипажей. Не менее важной задачей является и увеличение заготовки «свежья». Задание одиннадцати месяцев по этому показателю хоть и перевыполнено, но сделано это в основном за счет успешной ра­ боты в третьем квартале. В ноябре траловый флот доставил в порт охлажденной рыбы на 23 тысячи центнеров меньше, чем предусмат­ ривалось планом. Не лучше обстоит дело и в декабре. Из 77.500 центнеров, преду­ смотренных месячным планом, в первой декаде заготовлено охлаж­ денной рыбы 16.400 центнеров. Так можно дойти и до того, что квартальный план по этому виду продукции будет сорван. Допу­ стить этого, конечно, нельзя. Сейчас в нашем бассейне по примеру горьковских автозаводцев развертывается соревнование за улучшение качества и снижение себестоимости продукции. Увеличение доставки «свежья» — один из путей к достижению поставленной цели. Экипажам отстающих кораблей надо выправлять положение, чтобы не тянуть назад весь флот. Им следует равняться на моря­ ков траулеров «Курейка», «Веха», «Капитан Демидов», «Чирчик» и других, у которых удельный вес «свежья» к общей добыче состав­ ляет от 60 до 85 процентов. Положение с выловом рыбы по бассейну в целом сложилось очень тревожное: по состоянию на 15 де­ кабря недолов достиг огромной цифры — 151.219 центнеров! Если траловый флот выловил уже сверх годового плана более 25.000 цент­ неров рыбы, то «Мурмансельдь» задолжала стране 271.144 центне­ ра. Плохо работают морлов и ры- бакн-колхозники. Сейчас каждый сверхплановый центнер рыбы имеет большое зна­ чение. ВСЕ СИЛЫ — НА ВЫ­ ПОЛНЕНИЕ ПЛАНА! Вопрос: — Известно/что зимой работать на промысле значительно сложнее, чем летом. Расскажите, пожалуйста, как моряки тралово­ го флота преодолевают возникаю­ щие перед ними трудности? Ответ: — В мороз ловить ры­ бу, конечно, приятного мало, да и штормы зимой злее и более дли­ тельны. Но не в этом главная трудность. Хуже, когда сырьевая база подводит моряков. Например, в начале зимы флот в основном промышлял на Центральной воз­ вышенности и на Мурманской банке. Постепенно концентрации трески становились там все более и более разреженными. Даже тонные подъемы стали редкостью, а зачастую уловы за три часа траления определяли в килограм­ мах. Все это не могло не волновать моряков, особенно после XXII съезда КПСС, когда весь народ приступил к претворению в жизнь планов партии. Вопрос: — Многие суда и в это время все же приходили в порт с хорошими грузами. Как это им удавалось? Ответ: — Да, верно. Стремясь внести достойный вклад в общее дело, наши моряки проявили не­ обыкновенное упорство на пути к своей цели. Особенно это прояви­ лось на северо-западе, где еще в начале ноября появилась треска. (Беседа нашего корреспондента с руководителем промысла на северо-западе Баренцева моря Я. А. Гуниным) □ Первыми там начали лов экипа­ жи траулеров «Пионер» и «За­ пад». Их капитаны тт. Кретов и Шиманаев хорошо помогали друг другу, недаром экипажи этих су­ дов перевыполнили рейсовые за­ дания. Затем группа стада расти. На­ правлялись сюда траулеры и из порта, переходили и из других районов. Проштормовав несколько дней у берегов, в начале декабря появился у Шпицбергена, напри­ мер, траулер «Жемчуг». Капитан Фабриченко правильно рассчитал, что даже затратив на переходы лишних несколько суток, экипаж все же имел больше возможностей выполнить задание. Так оно и произошло. Но, конечно, морякам «Жемчуга» пришлось здорово по­ работать, чтобы за пять суток вы­ ловить столько рыбы, сколько по­ лагалось добыть за рейс. Ритмично работали траулеры «Каунас», «Рион», «Сокол». Многие экипажи, начав промы­ сел, вступали в групповое сорев­ нование. Это помогло добиваться успеха, если соревновались не формально, если была налажена всесторонняя помощь друг другу. Дело в том, что, кроме обычных зимних трудностей, на северо-за­ паде были и другие. Например, из-за плохого грунта часто рва­ лись тралы, что не могло не отра­ зиться отрицательно на уловах. Советуясь друг с другом, капита­ ны соревнующихся кораблей бы­ стрее находили выход из любого тяжелого положения. С большой пользой для каждо­ го экипажа соревновались моряки траулеров «Томь», «Шилка» я «Азербайджан». Недаром эта трой­ ка намного перевыполнила план. Вопрос: — Какие изменения в промысловой обстановке наблюда­ ются сейчас? Ответ: — Из района Шпицбер­ гена рыба постепенно двигалась на юг. Сейчас несколько трауле­ ров уже работают на Медвежин- ской банке. Неплохие уловы име­ ют суда и на Гусиной банке. Эти два района, по-моему, и являются сейчас перспективными. Именнэ здесь моряки тралового флота, уже справившиеся с годовым пла­ ном, закрепят достигнутые успе­ хи и выполнят свои социалисти­ ческие обязательства. В ПОХОДЗА ЭКОНОМИЮ ИБЕРЕЖЛИВОСТЬ По примеру экипажей траулеров «Джанкой» и «Ярославль» моря­ ки траулера «Моршанск» едино­ душно поддержали почин горь­ ковчан. Члены нашего коллектива хорошо понимают, что как из ки­ лограммов выловленной рыбы складываются тонны, так, из ко­ пеек — рубли, из рублей — тыся­ чи и миллионы государственных средств, нужных для дела комму­ нистического строительства. Экипаж «Моршанска» уже име­ ет опыт борьбы за экономию го­ сударственных средств. В нынеш­ нем году мы добились неплохих экономических показателей. Осно­ вываясь на них, коллектив кораб­ ля. обсудив свои резервы и воз­ можности, принял на себя такие обязательства. Он намерен до­ биться в 1962 году 105 тысяч руб­ лей сверхплановой прибыли, сни­ зить себестоимость одного центне­ ра рыбы по сравнению с плановой на 2 рубля, сэкономить орудий ло­ ва на 25 тысяч рублей. Экипаж взялся также сэкономить за счет бережного расхода топлива и смазочных материалов 10 ты­ сяч рублей, льда и соли — 1000 рублей, спецодежды — 250 руб­ лей. Известно, что на рыболовном траулере одним из крупнейших резервов является повышение ква­ лификации, овладение смежными и вторыми профессиями. Моряки «Моршанска» дали слово овладеть двумя—тремя профессиями. А. НЕНАХОВ, помполит. Не страшат бы в алы х ' рыбаков ни морозы, ни полярная ночь! Рис. Н. Гарпинича. Атлантика полна неожиданностей Принято считать, что после бури наступает затишье. Атлантика же полна неожиданностей. Не успели экипажи СРТ опомниться по­ сле штормов первой пятидневки декабря, войти в нормальный ритм работы, как синоптики сообщили пренеприятнейшую новость: в рай­ оне Гренландии образовалось семейство циклонов. Снова задули злые ветры. Трое суток суда штормовали со свои­ ми порядками, а когда сети были выбраны на борт, то выяснилось, что весь улов флота не потянул 1.500 центнеров. За 12 дней вылоз по судам «Мурмансельди» составил немногим больше 12 тысяч цент­ неров. Осталось 19 дней декабря, за которые надо выловить 117.000 центнеров сельди. Пять циклонов, о которых говорили синоптики, пронеслись на юг. В Норвежском море они лишь трое суток парализовали флот. Сегодня море опять спокойно, как будто не было штормов, но от этого никому не легче. Несколько дней назад успех имели те эки­ пажи, у которых в порядках были длинные поводцы, сегодня же команда СРТ -158 на порядок поводцами 70 метров взяла улов по 150 килограммов на сетку, а экипаж СРТ-4125 на порядок с повод­ цами 80 метров потянул «колеса». В то же время моряки СРТ-4239, 181, 832, работая одинаковыми по длине поводцами с СРТ-158, не имели улова. Как показал сегодняшний промысловый совет, многие капитаны СРТ до сих пор не научились правильно анализировать записи эхо­ лотов. Они говорят, что записи были хорошими, а уловов нет. Зна ­ чит, наверняка это были не сельдяные записи, а «табачные», или эхо­ лот показывал наличие путассу, которых БМРТ «Ярославль» поднял в трале 50 килограммов при вылове 300 килограммов сельди. Флот в пролове, на большинстве судов дело не клеится, и вдруг капитан-флагман шестого отряда докладывает: экипаж СРТ-4217 сегодня, 13 декабря, досрочно выполнил месячный план. Многие встретили это сообщение с недоверием, началм листать журналы промысловых сводок. 3 декабря команда СРТ-4217 имела на борту четыре тонны, затем 11 , 20 , 28 тонн, а 12 декабря суточ­ ный улов составил сразу 16 тонн. Так что не 13, а 12 декабря моряки этого траулера выполнили месячный план. И это в сложнейшей ме­ теорологической обстановке. Значит дело не в штормах и не в от­ сутствии хороших сельдяных концентраций, а дело в умении найти эти концентрации, вовремя поставить порядок на такой глубине, где попадание сельди гарантировано. Удивило и другое. На СРТ-4217 молодой капитан Ильченко еще недавно плавал старпомом. Мы связались с Василием Ивановичем Ильченко по радио. Позд­ равили его с трудовой победой, попросили рассказать о том, как его экипаж добивается успеха. — На нашем судне, — сказал капитан Ильченко, — уже много лет ведется промысловый планшет. Мы вырезаем и наклеиваем на него те записи эхолота, где имеем хорошие уловы сельди. Это даег нам возможность сравнить записи, анализировать показания поиско­ вого прибора, выметывать сети там, где есть сельдь. Во многом нам помогает парное соревнование с экипажем СРТ- 832. Я постоянно созетуюсь с капитаном Набиулиным, информируем друг друга о хороших записях эхолота. Когда надо, выручаем друг друга. В октябре, когда обстановка на промысле стала улучшаться, на нашем судне кончились продукты. Надо было идти к базе, те­ рять драгоценное промысловое время. В это время на одной из баз находился наш напарник по соревнованию. Я попросил Набиулнна взять продукты и на нашу долю. Он охотно согласился выполнить нашу просьбу. Это помогло нам сэкономить более трех суток. В другой раз мы выручили моряков СРТ-832, доставив им с плавба­ зы бочки. И самое главное, что помогло нам хорошо работать, это сознание великой цели. На судне каждый моряк знает, что он своим трудом в море строит коммунизм. В этом большая заслуга наших коммуни­ стов, которых возглавляет второй механик Дмитриев, и судового комитета. Судовой актив воспитывает экипаж в духе любви к свое­ му судну, в духе настоящей морской дружбы и взаимной помощи. Весь экипаж постоянный. Текучести кадров мы не знаем. Новички приходят на судно только тогда, когда кто-либо уходит в отпуск. Дружба помогает людям нашего траулера работать энергично, ста­ рательно. Нам не приходится уговаривать моряков выйти на подвах- ту, они сами идут работать не за страх, а за совесть. Хорошая работа штурманов, которые часто делают обсервацию, помогает мне легче ориентироваться, прежде чем принять решение о выметке сетей. Мы советуемся сообща. Решаем — стоит или нет ставить порядок именно в этом месте, какую установим длину по- водцов. Только после этого отдаю команду дрифмейстеру Азареч- ко готовиться к выметке порядка. Азаренко очень добросовестный человек. Он всегда сделает так, как ему скажут. Можно не прове­ рять — не подведет. Нас выручает отличная работа машинной команды, которой ру­ ководит старший механик Глазунов. Судовую технику она эксплуа­ тирует грамотно, и мы всегда уверены в хорошей работе механиз­ мов. Вообще, я уже сказал, что у нас весь экипаж работает хорошо, потому и дела идут отлично. Б. ФЕДОРОВ, наш спецкор. Северная Атлантика. 13 декабря. (По радио) , . -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz