Рыбный Мурман. 1961 г. Август.
С МОРЕМ И РИСКОМ СВЯЗАН " V г Станислав Лазарев, штурман с траулера «Пионер», в своем дневнике писал: «Партия счи тает, что моральный кодекс строителя коммунизма включа ет такие нравственные принци пы: — преданность делу комму низма, любовь к социалисти ческой Родине, к странам со циализма: — добросовестный труд на благо общества: кто не рабо тает. тот не ест; — высокое сознание обще ственного долга, нетерпимость к нарушителям общественных интересов;...» Станислав писал неторопли во, четко выводя буквы, заду мываясь над каждой фразой, каждым параграфом кодекса, где изложены высшие принци пы человека — строителя ком мунизма. Поставив точку, он перевернул страницы дневника. На первом заглавном листе в аккуратный столбец была впи сана его, Станислава, програм ма личной жизни. Дневник, на чатый 29 мая 1959 года, от крывался записью: «Сегодня начал вести днев ник. Что заставило меня это сделать? То, чтобы лучше и правильнее контролировать са мому себя. Дневник, как зер кало. отразит все плохие и хо рошие стороны. Для себя счи таю соблюдать правила: ' 1. Меньше говорить, а боль ше слушать, делать. ' 2. Не отрываться от майе, а быть вместе с ними: массы решают все. 3. Если можно сделать се годня — не откладывай на завтра. 4. Начать, значит сделать полдела. 5 .Потерянное золото можно найти, а времени — никогда. Нет, конечно, у Станислава не так четко и всеобъемлюще, как в проекте Программы был изложен личный кодекс, ко декс комсомольца. Но для него он значил многое. Станислав задумчиво листал страницы, и в памяти его рождались живые картины. Листки отсчитывали месяцы, месяцы — годы. Шла жизнь молодого человека, комсомоль ца, затем коммуниста. «Пра вильно ли жил? — спрашивал себя Станислав...» ...Романтика моря влек ла его с детства. Сын потомст венных рыбаков, он рано по любил синеву Каспийского мо ря, труд промысловиков. И когда после школы перед ним встал вопрос, куда пойти, у Станислава уже был сделан выбор. Поступил в Мурманское мореходное училище и в мар те 1957 года ушел в первое самостоятельное плавание. На первых порах было легко и весело. Никаких забот и тре вог. Даже удивлялся, за что платят деньги. Отстоял у штур- вался Станислав капитану, имея в виду учебу в заочном институте рыбной промышлен ности и курсы при мореходном училище, — куда он поступил учиться. — А ты, Слава, скажи «се бе твердо: толк все-таки вый дет! Лазарев согласился с этим. Но потом, в минуты отдыха, признавался себе, что трудно, очень трудно заниматься уче бой после вахты на мостике и подвахты на уборке рыбы. Ведь при больших уловах все гда неизбежны подвахты. А экипаж работает хорошо. И все же он нашел в себе силы помогал капитану и на дриф терном промысле сельди в Ат лантике, и при эксперимен тальных работах с донным тралом в Северном море, и при внедрении скоростного траления. Однажды экипаж промыш лял в квадратах с так назы ваемыми тяжелыми грунтами, где немудрено и потерять ору дия лова. Траулеры «Восток» и «Шонгуй», порвав тралы, по кинули район промысла. А ры бы здесь было много. Уходить не хотелось. Капитан приболел и не мог выйти на мостик. Старший штурман отстаивал уже вторую вахту. В процессе перехода к коммунизму все более возрастает роль нравственных! качал в жизни общества, расширяется сфера действия морального фактора и соответственно уменьшается значение административного регулирования вза-( имоотношений между людьми. Партия будет поощрять все формы сознательной самодисциплины граждан, ведущие к закреплению и развитию основных правил коммунистического общежития. (й з проекта Программы КПСС ). вала вахту — и отдыхай с ре бятами. Но потом понял цену труда и заработанным деньгам. Пришло это не сразу. Его первыми практическими наставниками оказались отлич ные люди, с большим произ водственным и жизненным опытом. Это были капитаны Евлампий Александрович Рас сказов, плававший тогда на «Заволжске», и капитан Адольф Петрович Кретов с траулера «Пионер». Их разни ло многое, но и было много общего — новаторство, хозяй ское отношение к делу, знание работы с тралом, судоводитель ское мастерство. Не кто иной, как Кретов явился инициато ром заготовки на судах типа «Пионер» елабосоленой сельди, испытывал разноглубинный трал, применял скоростное траление. И всегда Адольфа Петровича в работе отличали честность и твердость слова. Эти качества со временем пе ренял у него помощник Лаза рев, работавший с капитаном рука об руку. — Ни там, ни здесь толку от меня нет, — не раз призна- перебороть трудности. Шло время. Адольф Петро вич интересовался, как идут занятия у заочника. И однаж ды, на знакомый вопрос, Лаза рев с улыбкой отчеканил: — Все в порядке, товарищ капитан. Смогу сдать за пер вый курс. — А не рано ли, — при творно усомнился капитан. Он знал, что этот парень не бро сает слов на ветер. — Не сомневайтесь, Адольф Петрович. И действительно, как ока залось впоследствии, Стани слав выдержал экзамены. С каждым месяцем, с каж дым рейсом зрело и мастерст во молодого судоводителя. Он уже не был новичком, как на «Заволжске». На «Пионе ре» не ждал только приказа ний старших, а сам проявлял инициативу. Недавно админи страция траулера дала второ му штурману Лазареву для пе реаттестации на старшего по мощника отличную характери стику. , Это вполне оправдано. Кто, как не Лазарев хорошо Мне уже 60 лет. И очень я рад. что дожил до дня, когда опубликован проект Программы Коммунистической партии — грандиозный план строительст ва коммунизма в нашей стране. Чтобы наметить подобный план, паотия прошла огромный путь борьбы и побед. Помню, с каким волнением, с воодушевлением обсуждали мы. бойны Красной Армии, ре шения V III съезда партии и принятую им вторую Програм му. Какой это был трудный для страны период. Молодая Совет ская республика отбивала яро стные наскоки белогвардейцев и интервентов. В стране цари ли голод и разруха. Люди ис пытывали неимоверные лише ния и. тем не менее, с надеж дой и уверенностью смотрели в будущее. Вспоминаются мне мечты тех лет. Мы имели очень ту манно.- представление о том, что такое коммунизм. Знали лишь, что он несет счастье для всех, но абсолютно не пред ставляли себе, в чем оно бу дет выражаться. Мои товари щи. стрелки латышской диви зии, говорили так: — Коммунизм — это когда « р ы б н ы й м у р м л н > 2 стр. 31 августа 1961 г. всем будет хорошо. Ни тебе эксплуатации, ни голода, ни нищеты. Справедливость для всех. Что ж, они были правы, хо тя всем нам тогда недоставало образования. Мы получили его позднее. Нам дала его совет ская власть. Я старожил Севера. Ровно 30 л ^ назад, в 1931 году, по призыву партии, я в числе других ленинградских комму нистов приехал в Мурманск. На моих глазах произошел бур ный взлет этого края, мощное развитие рыбной промышлен ности. Считанное число про мысловых судов бороздило тог да Баренцево море. Далеко ухо дить от побережья они не отва живались. Слишком несовер шенной была техника, какая имелась в распоряжении рыба ков топа. А теперь мне, ветерану тра лового флота, приятно бывает встречать все новые и новые корабли, ежегодно вступающие в строй действующих. О рефри жераторных кораблях типа «Пушкин» мы в те времена и не мечтали. Да и кто тогда, мог думать о том, что придет вре мя, и траулеры наших промыс ловых флотов выйдут на ши рокие морские просторы, а рай он их действия «хватит дале кую Северную Атлантику, при брежные районы американского континента. Конечно, осуществление вто рой Программы партии проис ходило не без трудностей. Но год от года страна набирала силы. Шаги советского народа становились действительно «саженьими», по образному выражению поэта. Нам, жите лям Заполярья, это было вид но на примере нашей молодой области. С высоты, на которую пар тия подняла всех нас, совет ских людей, хорошо видно на-* ше коммунистическое буду щее. Конкретный и четкий план движения к этому буду щему разработан в проекте третьей Программы партии. И я, старый коммунист, старый уже человек, рад тому, что еще смогу принять участие в осу ществлении этих планов. Только за семилетие для тралового флота предстоит под готовить более 6 тысяч специа листов массовых профессий. Более тысячи человек должны получить за это время вторые и третьи специальности. Работа предстоит большая. Хочется вложить в нее свой посильный вклад. К ДРАККЕ, член КПСС с 1919 года. — Разрешите, я сменю вас, •— попросил старпома Лазарев. — Если капитан разрешит, не возражаю. Станислав направился в ка юту капитана. Тот/приподняв шись с койки, дал ему настав ление и свое капитанское «добро». Лазарев стал на вах ту. Он проявил умение точно и быстро определять циркуля цию, вести прокладку, точно держаться на рыбе. Работа шла успешно. Когда Станислав пришел на корабль, он, как и другие мо лодые штурманы, мало инте ресовался вооружением трала. Случай изменил это его отно шение... -«Пионер» возвращался с Се верной Атлантики. Переход был длительный. Времени свобод ного хватало. Многие моряки занялись чинкой сеток. Увидев среди них и членов машинной команды, Станислав немного изумился: «Чего это они не за свое дело взялись?» Вот вто рой механик Николай Горовац- кий, приятель Станислава, легко и проворно латает сеть. Интересно. — Ты, Слава, кончай-ка «сачка гонять», — обратился Горовацкий к Лазареву. — Присаживайся, делу научу. А то невеждой на промысле оста нешься. Новая работа завлекла Ста нислава. И вскоре он не хуже, хотя и медленнее других чи нил сети. После Лазарев не только участвовал в работе на палубе, но стал навещать и механиков, интересовался их работой. В машинное отделение он спу скался иногда по другой при чине — здесь цаботал мото рист Юра Коваленко, как и Станислав, большой любитель спорта. Они приглядывались, из какого лома сделать штангу. Пришла в голову мысль ис пользовать отбракованные бо- бинцы. Вес их оказался под ходящий — 90 килограммов. Штанга .вышла хорошая. Она, правда, доставила и огорчения. Распорядок занятий у ребят был строгий — в любую пого ду занимались гимнастикой. Ну, а при качке штанга иног да с грохотом падала, пугая со седей по каюте. Те ворчали, но смирились быстро — пусть себе занимаются. Станислав привлек к спор ту многих товарищей. Сам он любит акробатику, самбо, гим настику и особенно водный спорт. Вот и сейчас Лазарев находится в 45-дневном шлю почном переходе из Мурманска в Москву. % Е Р О И НАШИХ ДНЕЙ Любит Станислав не только спорт. Увлекается современной и классической музыкой, мно го читает. В последнее время упорно овладевает английским языком, хотя эти занятия и отнимают много времени. Почти за четырехлетнее пла вание на «Пионере» в жизни молодого штурмана произошло немало запоминающихся собы тий. Здесь его из третьих по мощников перевели во вторые, избрали председателем судово го комитета профсоюза. Но са мым замечательным из них Станислав считает принятие его в ряды Коммунистической партии. Были и огорчения. Однажды на корабле произошло «ЧП». Матросы Сумцев и Овчинни ков наварили браги и б море напились пьяными. Произошло это по инициативе Сумцева, решившего отметить свои день рождения. Станислав знал Сум цева. как работящего, хороше го парня. За плечами у него нелегко прожитые годы. Смерть неожиданно взяла отца, и Павлу Сумцеву пришлось ра ботать в шахте, затем в трало вом флоте. Одна черта портила его — болезненное самолюбие. Сделал как-то старпом замеча ние— не стерпел, огрызнулся. Овчинников — веселый, об щительный человек. Один из лучших шкерщиков. О таких говорят, что без них нет ни хорошей работы, ни компании. И вот теперь на собрании товарищи требуют отдать в порту этих бражников и дебо широв под суд. Тяжело пере живал Лазарев. Почему он, как председатель судкома, не по интересовался глубже жизнью парней, не узнал их характе ров. Видимо, беседы после их прошлых проступков велись ве так, как надо, не с того конца подходил к людям. Станислав был рад, что эки паж поверил морякам, взял их на поруки. Но вины с себя ве снял до сих пор. Сейчас Станиславу идет все го лишь 25-й год. — Усилием воли и постоян ной учебой сум.’.л в свои 25 лет овладеть знаниями судо водителя, акустика, поискови ка, стать неплохим .органи затором, — рассказывает пер вый помощник капитана Нико лай Леонтьевич Сазонов. —* Но учиться ему еще надо мно го и упорно, приобретать не только знания, но и опыт. А в общем, он уже обладает ка чеством человека, крепко свя занного с морем. Главное —* работа промысловика ему нра вится, — заключил Сазонов. 16 июня у Станислава был день рождения. До этого дня -«Пионер» имел незначитель ный суточный вылов. А тут повезло — взяли 14 кошалок' — Ну, поздравляю тебя, Станислав, прежде . всего е днем рождения и с высоким уловом, — приветствовал име нинника Кретов. — Пусть те бе всю жизнь будет сопутство вать успех на промысле. — Спасибо, — скромно от ветил Лазарев. — Успехами в работе я прежде всего обязан старым капитанам. — Теперь ты уже и сам оказываешь немалую помощь сверстникам, — н? согласился Кретов. — Такой курс и держи! А. БРЫСОВ. N i
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz