Рыбный Мурман. 1961 г. Август.
Редакцией газеты «Рыбный Мурман» совместно с руковод ством промысла проведено очередное занятие школы пере дового опыта по радио, непо средственно в Баренцевом море. В нем приняли участие капита ны, их помощники, мастера по добыче и другие моряки судов, ведущих промысел в северо- западных районах Баренцева моря. Занятие посвящалось подготовке, вооружению, хра нению и использованию орудий лова. Открывая заня 1 ие, руководи тель промысла тов. Гунин под-- черкнул, что сейчас, когда на всех судах с еще большей си лой развернулось предсъездов ское социалистическое соревно вание, экипажи многих судов добились больших успехов в работе. Однако наряду с таки ми траулерами, как «Волна», «Ставрида», «М:та» «Ю*», «Му ром» и многие другие коллек тивы, которые успешно выпол няют и перевыполняют свои рейсовые и суточные задания, имеются суда, где с планами по добыче рыбы обстоит не все благополучно. Работая в одних и тех же условиях с передови ками соревнования, в тех же самых промысловых квадратах, отстающие суда систематиче ски находятся в пролове. Поче му же это происходит? Одной из основных причин отставания ряда экипажей является не удовлетворительное состояние орудий лова, неумелое их ис пользование. Общеизвестно, что трал — зто орудие промысло вика. О том, как они поль зуются этим мирным орудием в борьбе за выполнение своих социалистических обязательств, и рассказали выступившие на очередном занятии школы пере дового опыта промысловики. Забота о трале —забота об уловах Всеобщее внимание вызвало выступление капитана трауле ра «Мета» тов. Вшивкова. От давший траловому флоту много лет своей жизни, этот, всеми уважаемый промысловик в евое время работал старшим ма стером по добыче, в совершен стве знает орудия лова и по стоянно передает свой опыт мо лодежи. — Как только наш траулер снимается с промысла, — на чал свой рассказ капитан «Меты», — мы начинаем под готовку к очередному рейсу. Тщательно проверяется состоя ние тралов, траловых досок, ДУГ и другого промыслового снаряжения. Одновременно я вместе ев старшим мастером по добыче составляю подробную заявку на вее, что нужно по лучить в порту. Сразу после постановки корабля к причалу (если это происходит в рабочие часы) старший мастер по до быче отправляется в отдел снабжения. Все снаряжение, тралы, сети и так далее полу чаем строго по накладной и, после проверки качества и ко личества, раскладываем немед ля по местам. Ведь от долгого хранения на палубе, да еще в условиях порта, сетематериалы и другое имущество могут ис портиться. ОРУДИЕ ПРОМЫСЛОВИКА — Таким образом, — про должает тов. Вшивков, — к моменту выхода корабля в мо ре у нас все бывает подготов лено для промысла. Однако, памятуя, что во время корот кой междурейсовой стоянки у моряков бывает много забот и хлопот и, что поэтому возмож ны ошибки и недосмотры, мы во время перехода судна к ме сту лова тщательно проверяем состояние орудий лова и пром снаряжения. Чтобы показать, как это важно, приведу такой пример. В апреле мы получили новые траловые доски. На пер вый взгляд в них было все в порядке. Однако, когда пришли на промысел, то оказалось, что рыбы мы берем значительно меньше, чем команды других судов, ведущие промысел ря дом с нами. Пять суток наш траулер находился в пролове. Причина этого после тщатель ной проверки была выяснена. Оказалось, что деревянные ча сти сильно высохли, отчего ки ли досок не обеспечивали нор мальной работы. После того, как на доске был поставлен дополнительный шестидесяти килограммовый груз, положе ние изменилось, уловы повы сились. Если бы состояние досок бы ло проверено на переходе, «Мета» с первого же дня имела бы неплохие уловы. Этот елучай послужил для нас хо рошим уроком... Особое внимание, сообщил далее тов. Вшивков, на «Мете» уделяется подготовке кадров. Все матросы под руководством мастеров по добыче изучают орудия лова, повышают свою квалификацию. В этом году на траулере уже подготовлено че тыре матроса первого класса, четыре матроса второго.класса и один мастер по добыче. Боль шое внимание уделяется тому, чтобы вахтенные помощники капитана работали в контакте с мастерами по добыче. Воодушевленный проектами Программы и Устава партии, полетом космического корабля «Восток-2», желая внести свой трудовой вклад в дело даль нейшего укрепления оборонной мощи Родины, экипаж «Меты» пересмотрел ранее взятые со циалистические обязательства и дал слово выполнить к XXII съезду КПСС годовой план. Все члены экипажа отлично пони мают, что справиться с этим обязательством можно, лишь хорошо используя орудия лова. В течение рейса па траулере несколько раз проводится про верка ваеров, кабелей, всех ча стей трала, регулярно осущест вляется переход с трала на трал. Каждый матрос, не гово ря уже о помощниках капитана и мастерах по добыче, точно знает свои обязанности и хо рошо их выполняет. Благодаря этому повышается уловистость орудий лова, экономится про мысловое время. На спуск и подъем трала у нас тратится не более тридцати — тридцати пяти минут. Внимательно следя за рабо той других экипажем, моряки «Меты» интересуются, как они вооружают тралы, стараются использовать все новое, пере довое. Экипаж «Меты» рабо тает 25-метровым бееквартроп- ным тралом. Между судоводителями и мастерами должен быть тесный контакт С большим интересом было встречено также ‘ выступление, старшего мастера по добыче траулера «Ставрида» тон. Сав ченко. Особенного • внимания заслуживает то, как на этом корабле оснащены тралы. — Мы работаем, — расска зывает тов. Савченко, — мо дернизированным и 25-метро вым бегквартроиным тралами. Кормовой ролик у нас, как и на всех судах типа «Пионер», а также на ряде судов поль ской постройки, расположен не на вентиляторе, а на кормовой дуге. Это при работе с тралом создает некоторые затруднения — когда бобинцы берут на раз рыв, хатлайн на борт не вы ходит. Чтобы выйти из поло жения, некоторые специалисты рекомендуют добавлять на вы тяжные концы вертлюг, но это неудобно. На «Ставриде» для облегчения работы удлинили дополнительный конец с трех метров до трех метров 20 сан тиметров, а голый конец, на оборот, сделали короче на 20 сантиметров. Так же, как на «Мете», на «Ставриде» большое внимание уделяется совместной работе мастеров по добыче и судоводи тельского состава. Здесь хоро шо организова на техническая учеба. Го®оря о не- о б х о д имости шире пропаган дировать опыт передовиков со циалистическо го соревнования, тов. Савченко отметил важность в этом деле проведения занятий в школе передового опыта. — Было бы хорошо, — ска зал тов. Савченко, — если бы занятия проводились не толь ко в море по радио, но и в порту. Ведь по радио нельзя наглядно продемонстрировать, скажем, схему вооружения тра лов. Занятия можно было бы проводить непосредственно на тех судах, опыт работы экипа жей которых в данный момент изучается. На очередном занятии школы передового опыта выступили также капитан траулера «Ми чуринск» тов. Виноградов, на ставник — мастер по добыче тов. Безбородов, капитан-на ставник тов. Ружников. Постоянный контроль— залог успеха Говоря о причинах отстава ния экипажей ряда судов, тов. Безбородов подчеркнул, что они объясняются отнюдь не плохой промысловой обстановкой, ведь моряки многих траулеров, ра ботая в тех же условиях, в тех же квадратах, не только выполняют, но и перевыполня ют суточные задания. — Беда в том, — говорит тов. Безбородов, — что на от стающих судах мастера по до быче халатно относятся к сво им обязанностям, а командова ние траулеров, и в первую оче редь капитаны, не контролиру ют их работу. Только этим можно объяснить, что на тра улере «Украина» траловые ду ги оказались установленными не по размерам, не работали распорные доски. На траулере «Тифон», уходя в рейс, моряки не позаботились о получении новых траловых досок. Старее же доски оказались со сношен ными килями. Траулер, есте ственно, оказался в пролове. На траулере «Мателот» не бы ли проверены орудия лова. В результате оказалось, что важ нейшие части тралов, даже но вых, были с дефектами. — Подобные случаи, *— го ворит тов. Безбородов, •— ве дут к снижению уловов, ме шают коллективу тралового флота лучше выполнять пред съездовские социалистические обязательства. Больше внимания опыту Не на всех еще судах при меняется опыт передовиков. В подтверждение этого капитан- наставник тов. Ружников при вел такой пример. Чтобы избе жать протирайия траловых мешков попадающими в них камнями, мастера по добыче ряда судов вшивают внутрь мешка шкуры. Этот простой способ предохранения орудий лова от повреждений широко известен, но применяется да леко не на всех судах. Очеудное занятие школы пе редового опыта показало еще раз необходимость того, чтобы командование судов, партий ные, комсомольские и проф союзные организации больше внимания уделяли изучению ме тодов труда лучших промысло виков, распространению их зна ний и опыта, действеннее руко водили социалистическим со ревнованием. Можно и нужно добиться такого положения, при котором ко дню открытия XX II съезда нашей родной партии в траловом флоте не было бы ни одного отстающего судна. Механизмы служат рыбакам Партия ставит перед рыбной промышленностью большие за дачи. Одна из них — автома тизация производства. Здесь встречаются определенные трудности, но можно с полной уверенностью утверждать, что задача эта будет решена ус пешно. Еще одно крупное судно на шего бассейна — плавбаза «Памяти Кирова» — вышло на сельдяную путину этого года практически полностью меха низированным. На плавбазе ус тановлен транспортер передачи бочек от первого трюма ко вто рому, элеватор и моечная ван на, шесть вибраторов, облегча ющих укладку сельди в бочки. С палубы на комингсы люков бочки теперь подаются подъем ником. А перемещают их роли ковые транспортеры. Раньше сельдь ящичного по сола приходилось уплотнять вручную. Это была медленная и трудоемкая работа. Механизи ровали ее — поставили пресс, — и работа пошла веселее. Гордостью коллектива плав базы является новый агрегат для уборки сельди в ящики. Об служивают его всего б чело век. Производительность агре гата — 3 тонны сельди в час. Это головной из серии вы пускаемых агрегатов. Здесь производятся все операции, что и на механизированных лини ях Мурманского рыбокомбина та. Механическим путем подни маются и опрокидываются боч ки в ванну, сельдь промывает ся, сортируется на небольшом транспортере, распределяется по двум ящикам. Здесь же — два виброукладчика новой кон струкции с пневматическими зажимами, ускоряющие произ водственный процесс по срав нению со старыми в 20— 30 раз! Есть у агрегата и система шнеков для удаления из мо ечной ванны соли, чешуи и тузлука. Однако тузлук не те ряется, его очищают и под на пором заливают через шланги в бочки с сельдью. Авгором этой системы является М. И. Свиташев, зам. начальника «Мурмансельди». Главный кон структор агрегата — Г. В. Га- бичевадзе (ВНИНКН «Прод- маш»). Пожалуй, самое большое до стоинство нового агрегата — очень малые размеры, удобст ва, возможные при работе каж дого человека, обслуживающе го его. Он занимает всего 10 квадратных метров, его выеота — 1,5 метра, вес — 1700 ки лограммов (вместе с двумя электромоторами, которые обес печивают автономность рабо ты агрегата). Характерно, что на Мурманском рыбокомбинате линия меньшей производитель ности на одного работающего занимает еолидное место: ее длина — 20 метров, ширина — Си высота — 4 метра. Ве сит эта линия около 100 тонн! Агрегат, таким образом, являет ся ярким примером того, как нужно преодолевать трудности, с которыми часто сталкивают ся конструкторы, работающие для рыбяой промышленности. Все меньше средних рыбо ловных траулеров в порту: су да уходят на сельдяной промы сел. Задачи перед флотом в этом году стоят большие. Толь ко на плавбазах готовой про дукции решено выпустить 230 тысяч центнеров (план — 175 тысяч). Из них 140 тысяч центнеров сельди будет малосо леной. Коллектив флота выполняет свои обязательства ве за счет увеличения команды на базах, а за ечет механизации произ водственных процессов. И это — единственно правильным путь. Именно так решаются за-* дачи производства в свете про екта новой Программы нашем партии. Сейчас плавбаза вернулась с промысла. Рейс прошел ус пешно. В порт доставлено около 20 тысяч центнеров готовой продукции, изготовлено не сколько тысяч банок консер вов-презервов. С. ЗИНЧЕНКО .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz