Рыбный Мурман. 1961 г. Август.

Редакцией газеты «Рыбный Мурман» совместно с руковод­ ством промысла проведено очередное занятие школы пере­ дового опыта по радио, непо­ средственно в Баренцевом море. В нем приняли участие капита­ ны, их помощники, мастера по добыче и другие моряки судов, ведущих промысел в северо- западных районах Баренцева моря. Занятие посвящалось подготовке, вооружению, хра­ нению и использованию орудий лова. Открывая заня 1 ие, руководи­ тель промысла тов. Гунин под-- черкнул, что сейчас, когда на всех судах с еще большей си­ лой развернулось предсъездов­ ское социалистическое соревно­ вание, экипажи многих судов добились больших успехов в работе. Однако наряду с таки­ ми траулерами, как «Волна», «Ставрида», «М:та» «Ю*», «Му­ ром» и многие другие коллек­ тивы, которые успешно выпол­ няют и перевыполняют свои рейсовые и суточные задания, имеются суда, где с планами по добыче рыбы обстоит не все благополучно. Работая в одних и тех же условиях с передови­ ками соревнования, в тех же самых промысловых квадратах, отстающие суда систематиче­ ски находятся в пролове. Поче­ му же это происходит? Одной из основных причин отставания ряда экипажей является не­ удовлетворительное состояние орудий лова, неумелое их ис­ пользование. Общеизвестно, что трал — зто орудие промысло­ вика. О том, как они поль­ зуются этим мирным орудием в борьбе за выполнение своих социалистических обязательств, и рассказали выступившие на очередном занятии школы пере­ дового опыта промысловики. Забота о трале —забота об уловах Всеобщее внимание вызвало выступление капитана трауле­ ра «Мета» тов. Вшивкова. От­ давший траловому флоту много лет своей жизни, этот, всеми уважаемый промысловик в евое время работал старшим ма­ стером по добыче, в совершен­ стве знает орудия лова и по­ стоянно передает свой опыт мо­ лодежи. — Как только наш траулер снимается с промысла, — на­ чал свой рассказ капитан «Меты», — мы начинаем под­ готовку к очередному рейсу. Тщательно проверяется состоя­ ние тралов, траловых досок, ДУГ и другого промыслового снаряжения. Одновременно я вместе ев старшим мастером по добыче составляю подробную заявку на вее, что нужно по­ лучить в порту. Сразу после постановки корабля к причалу (если это происходит в рабочие часы) старший мастер по до­ быче отправляется в отдел снабжения. Все снаряжение, тралы, сети и так далее полу­ чаем строго по накладной и, после проверки качества и ко­ личества, раскладываем немед­ ля по местам. Ведь от долгого хранения на палубе, да еще в условиях порта, сетематериалы и другое имущество могут ис­ портиться. ОРУДИЕ ПРОМЫСЛОВИКА — Таким образом, — про­ должает тов. Вшивков, — к моменту выхода корабля в мо­ ре у нас все бывает подготов­ лено для промысла. Однако, памятуя, что во время корот­ кой междурейсовой стоянки у моряков бывает много забот и хлопот и, что поэтому возмож­ ны ошибки и недосмотры, мы во время перехода судна к ме­ сту лова тщательно проверяем состояние орудий лова и пром­ снаряжения. Чтобы показать, как это важно, приведу такой пример. В апреле мы получили новые траловые доски. На пер­ вый взгляд в них было все в порядке. Однако, когда пришли на промысел, то оказалось, что рыбы мы берем значительно меньше, чем команды других судов, ведущие промысел ря­ дом с нами. Пять суток наш траулер находился в пролове. Причина этого после тщатель­ ной проверки была выяснена. Оказалось, что деревянные ча­ сти сильно высохли, отчего ки­ ли досок не обеспечивали нор­ мальной работы. После того, как на доске был поставлен дополнительный шестидесяти­ килограммовый груз, положе­ ние изменилось, уловы повы­ сились. Если бы состояние досок бы­ ло проверено на переходе, «Мета» с первого же дня имела бы неплохие уловы. Этот елучай послужил для нас хо­ рошим уроком... Особое внимание, сообщил далее тов. Вшивков, на «Мете» уделяется подготовке кадров. Все матросы под руководством мастеров по добыче изучают орудия лова, повышают свою квалификацию. В этом году на траулере уже подготовлено че­ тыре матроса первого класса, четыре матроса второго.класса и один мастер по добыче. Боль­ шое внимание уделяется тому, чтобы вахтенные помощники капитана работали в контакте с мастерами по добыче. Воодушевленный проектами Программы и Устава партии, полетом космического корабля «Восток-2», желая внести свой трудовой вклад в дело даль­ нейшего укрепления оборонной мощи Родины, экипаж «Меты» пересмотрел ранее взятые со­ циалистические обязательства и дал слово выполнить к XXII съезду КПСС годовой план. Все члены экипажа отлично пони­ мают, что справиться с этим обязательством можно, лишь хорошо используя орудия лова. В течение рейса па траулере несколько раз проводится про­ верка ваеров, кабелей, всех ча­ стей трала, регулярно осущест­ вляется переход с трала на трал. Каждый матрос, не гово­ ря уже о помощниках капитана и мастерах по добыче, точно знает свои обязанности и хо­ рошо их выполняет. Благодаря этому повышается уловистость орудий лова, экономится про­ мысловое время. На спуск и подъем трала у нас тратится не более тридцати — тридцати пяти минут. Внимательно следя за рабо­ той других экипажем, моряки «Меты» интересуются, как они вооружают тралы, стараются использовать все новое, пере­ довое. Экипаж «Меты» рабо­ тает 25-метровым бееквартроп- ным тралом. Между судоводителями и мастерами должен быть тесный контакт С большим интересом было встречено также ‘ выступление, старшего мастера по добыче траулера «Ставрида» тон. Сав­ ченко. Особенного • внимания заслуживает то, как на этом корабле оснащены тралы. — Мы работаем, — расска­ зывает тов. Савченко, — мо­ дернизированным и 25-метро­ вым бегквартроиным тралами. Кормовой ролик у нас, как и на всех судах типа «Пионер», а также на ряде судов поль­ ской постройки, расположен не на вентиляторе, а на кормовой дуге. Это при работе с тралом создает некоторые затруднения — когда бобинцы берут на раз­ рыв, хатлайн на борт не вы­ ходит. Чтобы выйти из поло­ жения, некоторые специалисты рекомендуют добавлять на вы­ тяжные концы вертлюг, но это неудобно. На «Ставриде» для облегчения работы удлинили дополнительный конец с трех метров до трех метров 20 сан­ тиметров, а голый конец, на­ оборот, сделали короче на 20 сантиметров. Так же, как на «Мете», на «Ставриде» большое внимание уделяется совместной работе мастеров по добыче и судоводи­ тельского состава. Здесь хоро­ шо организова­ на техническая учеба. Го®оря о не- о б х о д имости шире пропаган­ дировать опыт передовиков со­ циалистическо­ го соревнования, тов. Савченко отметил важность в этом деле проведения занятий в школе передового опыта. — Было бы хорошо, — ска­ зал тов. Савченко, — если бы занятия проводились не толь­ ко в море по радио, но и в порту. Ведь по радио нельзя наглядно продемонстрировать, скажем, схему вооружения тра­ лов. Занятия можно было бы проводить непосредственно на тех судах, опыт работы экипа­ жей которых в данный момент изучается. На очередном занятии школы передового опыта выступили также капитан траулера «Ми­ чуринск» тов. Виноградов, на­ ставник — мастер по добыче тов. Безбородов, капитан-на­ ставник тов. Ружников. Постоянный контроль— залог успеха Говоря о причинах отстава­ ния экипажей ряда судов, тов. Безбородов подчеркнул, что они объясняются отнюдь не плохой промысловой обстановкой, ведь моряки многих траулеров, ра­ ботая в тех же условиях, в тех же квадратах, не только выполняют, но и перевыполня­ ют суточные задания. — Беда в том, — говорит тов. Безбородов, — что на от­ стающих судах мастера по до­ быче халатно относятся к сво­ им обязанностям, а командова­ ние траулеров, и в первую оче­ редь капитаны, не контролиру­ ют их работу. Только этим можно объяснить, что на тра­ улере «Украина» траловые ду­ ги оказались установленными не по размерам, не работали распорные доски. На траулере «Тифон», уходя в рейс, моряки не позаботились о получении новых траловых досок. Старее же доски оказались со сношен­ ными килями. Траулер, есте­ ственно, оказался в пролове. На траулере «Мателот» не бы­ ли проверены орудия лова. В результате оказалось, что важ­ нейшие части тралов, даже но­ вых, были с дефектами. — Подобные случаи, *— го­ ворит тов. Безбородов, •— ве­ дут к снижению уловов, ме­ шают коллективу тралового флота лучше выполнять пред­ съездовские социалистические обязательства. Больше внимания опыту Не на всех еще судах при­ меняется опыт передовиков. В подтверждение этого капитан- наставник тов. Ружников при­ вел такой пример. Чтобы избе­ жать протирайия траловых мешков попадающими в них камнями, мастера по добыче ряда судов вшивают внутрь мешка шкуры. Этот простой способ предохранения орудий лова от повреждений широко известен, но применяется да­ леко не на всех судах. Очеудное занятие школы пе­ редового опыта показало еще раз необходимость того, чтобы командование судов, партий­ ные, комсомольские и проф­ союзные организации больше внимания уделяли изучению ме­ тодов труда лучших промысло­ виков, распространению их зна­ ний и опыта, действеннее руко­ водили социалистическим со­ ревнованием. Можно и нужно добиться такого положения, при котором ко дню открытия XX II съезда нашей родной партии в траловом флоте не было бы ни одного отстающего судна. Механизмы служат рыбакам Партия ставит перед рыбной промышленностью большие за­ дачи. Одна из них — автома­ тизация производства. Здесь встречаются определенные трудности, но можно с полной уверенностью утверждать, что задача эта будет решена ус­ пешно. Еще одно крупное судно на­ шего бассейна — плавбаза «Памяти Кирова» — вышло на сельдяную путину этого года практически полностью меха­ низированным. На плавбазе ус­ тановлен транспортер передачи бочек от первого трюма ко вто­ рому, элеватор и моечная ван­ на, шесть вибраторов, облегча­ ющих укладку сельди в бочки. С палубы на комингсы люков бочки теперь подаются подъем­ ником. А перемещают их роли­ ковые транспортеры. Раньше сельдь ящичного по­ сола приходилось уплотнять вручную. Это была медленная и трудоемкая работа. Механизи­ ровали ее — поставили пресс, — и работа пошла веселее. Гордостью коллектива плав­ базы является новый агрегат для уборки сельди в ящики. Об­ служивают его всего б чело­ век. Производительность агре­ гата — 3 тонны сельди в час. Это головной из серии вы­ пускаемых агрегатов. Здесь производятся все операции, что и на механизированных лини­ ях Мурманского рыбокомбина­ та. Механическим путем подни­ маются и опрокидываются боч­ ки в ванну, сельдь промывает­ ся, сортируется на небольшом транспортере, распределяется по двум ящикам. Здесь же — два виброукладчика новой кон­ струкции с пневматическими зажимами, ускоряющие произ­ водственный процесс по срав­ нению со старыми в 20— 30 раз! Есть у агрегата и система шнеков для удаления из мо­ ечной ванны соли, чешуи и тузлука. Однако тузлук не те­ ряется, его очищают и под на­ пором заливают через шланги в бочки с сельдью. Авгором этой системы является М. И. Свиташев, зам. начальника «Мурмансельди». Главный кон­ структор агрегата — Г. В. Га- бичевадзе (ВНИНКН «Прод- маш»). Пожалуй, самое большое до­ стоинство нового агрегата — очень малые размеры, удобст­ ва, возможные при работе каж­ дого человека, обслуживающе­ го его. Он занимает всего 10 квадратных метров, его выеота — 1,5 метра, вес — 1700 ки­ лограммов (вместе с двумя электромоторами, которые обес­ печивают автономность рабо­ ты агрегата). Характерно, что на Мурманском рыбокомбинате линия меньшей производитель­ ности на одного работающего занимает еолидное место: ее длина — 20 метров, ширина — Си высота — 4 метра. Ве­ сит эта линия около 100 тонн! Агрегат, таким образом, являет­ ся ярким примером того, как нужно преодолевать трудности, с которыми часто сталкивают­ ся конструкторы, работающие для рыбяой промышленности. Все меньше средних рыбо­ ловных траулеров в порту: су­ да уходят на сельдяной промы­ сел. Задачи перед флотом в этом году стоят большие. Толь­ ко на плавбазах готовой про­ дукции решено выпустить 230 тысяч центнеров (план — 175 тысяч). Из них 140 тысяч центнеров сельди будет малосо­ леной. Коллектив флота выполняет свои обязательства ве за счет увеличения команды на базах, а за ечет механизации произ­ водственных процессов. И это — единственно правильным путь. Именно так решаются за-* дачи производства в свете про­ екта новой Программы нашем партии. Сейчас плавбаза вернулась с промысла. Рейс прошел ус­ пешно. В порт доставлено около 20 тысяч центнеров готовой продукции, изготовлено не­ сколько тысяч банок консер­ вов-презервов. С. ЗИНЧЕНКО .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz