Рыбный Мурман. 1961 г. Август.
ДЛЯ НУЖД СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Моряки оказывают боль шую помощь труженикам сельского хозяйства, вырабаты вая из рыбных отходов для вужд животноводства кормовую муку, богатую белком. Машинисты рыбомучных установок из года в год успеш но справляются с заданиями. А на днях они добились боль шого успеха — завершили вы полнение тргхлетнего плана по выработке и сдаче государству этой ценной продукции. Так же успешно справляется коллек тив и с планом 1961 гада- За семь с половиной месяцев он выполнен на 77 процентов. Добиться этого нам удалось благодаря тому, что для про изводства муки используются буквально все отходы. Доста точно сказать, что нынче уже изготовлено только на трауле рах бортового траления 14 ты сяч центнеров окуневой .рыбной муки. Но Мурманский рыбокомби нат, особенно во время окуне вой путины, неохотно прини мает от нас полуфабрикат для дальнейшей переработки. Дело в том, что окуневая мука имеет содержание жира свыше 18 процентов, что выше, чем пре дусмотрено стандартом. На ры бокомбинате смешивают ее с мукой пониженной жирности и таким образом выходят из по ложения. ^ Так дальше работать нельзя. Жир следует отпрессовывать от муки. На больших рефрижератор ных траулерах имеются прессы, с помощью которых излишний жир отпрессовывается. Такие же прессовые установки, на мой взгляд, целесообразно иметь и на рыбокомбинате. Это позволит получать кормовую муку стандартной жирности и технический жир, необходимый для нужд промышленного про изводства. Практика показыва ет, что из тонны окуневой му ки можно получить до 200 ки лограммов жира. Н. САВЕНКО, технолог уп равления тралового флота. РЫБАК В МОРЕ НЕ ОДИНОК С неменьшим вниманием, чем за работой своего экипажа следит капитан траулера «Юг» тов. Юк- ляевскии за тем. как ведут про мысел моряки «Можайска». Если они ловят рыбу хорошо, он ра дуется, а когда на «Можайске» что-либо не ладится, он искрен не огорчен и думает над тем, как мм помочь. С таким же дружеским интересом следят за работой команды «Можайска» остальные моряки траулера «Юг». Поддерживают в этом рейсе тес ную связь с коллективом «Мо жайска» и моряки «Ставриды». Капитан «Ставриды» тов. Пусто- валов постоянно беседует по радио е капитаном «Можайска» тов. Ти шинским, рассказывает об особен ностях работы в северо-западных районах Баренцева моря, где в на стоящее в]>емя промышляют все три корабля. Впрочем тов. Пусто валов тоже внимательно прислу шивается к мнению можайцев, а часто бывает так, что оба капита на обращаются за советом к тов. Юкляевскому. Словом, все три ко рабля связаны между собой узами крепкой морской дружбы. Когда в начале этого рейса ка питан «Можайска» тов. Тишин ский получил распоряжение сле довать на северо-запад, он встре вожился: на северо-западе вести промысел ему еще не приходилось. И особенно тревожил его район Шпицбергена, с его течениями, туманами, неровностями морско го дна. «Справлюсь ли?» — зада вал себе вопрос молодой капитан. Судно подходило к району про мысла. В море рыбак не одинок. И когда в этот же район были направлены «Ставрида» и позднее «Юг», эки пажи трех судов вступили в груп повое соревнование. Оно было важно для них, ведь все три эки пажа посвятили эти рейсы XXII съезду КПСС. Лучшего и не мог желать тов. Тишинский. Одно время он рабо тал старшим помощником на трау лере, которым командовал опыт ный рыбак тов. Юкляевский. Ти шинский тогда многому у него на учился. Что же касается капитана тов. Пустовалова, то этот человек, отдавший траловому промыслу без малого 30 лет жизни, известен н старым и молодым морякам как отличный капитан, прекрасно знающий не только промысловые районы Баренцева моря, работу орудий лова и повадки рыбных косяков, но и умеющий хорошо ор ганизовать труд своей команды. Экипажи трех судов горячо взя лись за дело. Они успешно справ ляются со своими обязательствами. Каждый день, утром и вечером, а иногда и после дневной промысло вой сводки, капитаны «Ставриды», «Можайска» и «Юга» встречают ся на своей радиоволне. Они под робно обсуждают промысловую об становку, советуются, как лучше всего ходить с тралом. И вякий раз беседа по радио обогащает опыт моряков. Особенно полезны такие беседы для начинающего ка питана «Можайска», к которому старшие коллеги толю относятся с уважением. Капитан же тов. Ти шинский старается не отставать от своих друзей по соревнованию. Моряки «Ставриды» продолжа ют успешно вести лов рыбы: 17 августа в трюмах корабля имелось 150 тонн рыбного полуфабриката, сейчас на «Ставриде» берут «свежье». Успешно идут дела и на трау лере «Юг». Судно пришло на про мысел позже своих напарников, его экипаж еще берет рыбу под соль. Но силы моряков уже цели ком направлены на успешное окончание рейса. Вдохновленные грандиозными планами нашей род ной партии, моряки «Юга» настой чиво повышают свои промысловые, политические и общеобразователь ные знания'. На корабле прово дятся беседы, посвященные исто рическому документу — проекту Программы партии. — который будет принят XXII партийным съездом. Особенно хорошо трудят ся в эти дни матросы тт. Никола ев и Васильев, мастер по добыче тов. Мицкаус, моторист тов. Грузневич, помощник консервного мастера тов. Мечин и многие дру гие. Очень доволен своей командой новый капитан «Можайска». — Коллектив на траулере дружный и работоспособный, — рассказывает он. — В рей“е не было случаев нарушения дисцип лины. Каждый моряк хорошо зна ет свое дело, старается как можно лучше выполнять свои обязанно сти. Самое же главное то, что все члены коллектива постоянно учат ся промысловому делу, они пол ны решимости завершить к ХХН съезду партии одиннадцатимесяч ный план. У нас много передови ков производства... Капитан с увлечением говорит о тех, кто показывает обпазцы са моотверженного труда. Их много, и нет возможности подробно рас сказать о них в короткой газет ной статье. Вот, например, радист тов. Лазарев. «Ладар», радиоло катор и другие приборы, вверен ные его заботам, содержатся в об разцовом порядке. «Можайск» всегда имеет надежную связь с бе регом и другими судами. Хорошо трудятся матросы тт. Бикмухаме- дов, Болейкин, старший мастер m добыче тов. Кулаков, второй меха ник тов. Березовский, третий по мощник капитана тов. Боровой, второй помощник тов. Бсдзинский и другие. Каждый день в салоне моряки обсуждают свою работу, а также работу экипажей «Ставриды» и «Юга». Они довольны своими ус пехами и успехами друзей. Они уверенно идут к намеченной цели, чувствуя, как их молодой капи тан получает от соперников по стоянную дружескую поддержку. Изо дня в день повышают они темпы своего труда, упорно пре одолевая трудности работы в осен них условиях. Друж'а моряков трех траулеров, о которых здесь говорится, не яв ляется для нашего флота чем-то ис ключительным. Все экипажи про мысловых судов связаны между собой крепкой морской дружбой, сообща идут к одной общей цели. Хочется лишь пожелать, чтобы пример, показанный гг. Пустова- ловым и Юкляевским, стал достоя нием всех. Ведь на многих трау лерах сейчас трудятся молодые ка питаны, еще совсем недавно быв шие штурманами, и чем больше опытных, бывалых морянов будет шефствовать над нашей моло дежью, сеоими недавними помощ никами, тем больше передовых траулеров будет у нас. В содруже-^ стве моряков старшего и младше го поноления рождается коммуни стический труд. С. ЗАРНИЦЫН . (Наш спеикор.). Баренцево море (по радио). Сталинская область. На Ена- киевском металлургическом за воде досрочно внедрена в строй «Енакиевская -Комсомольская» домна. Она заменила отслужив шую свой век последнюю ста рую печь, построенную ка этом заводе еще до революции. По проекту старую печь должны были остановить за два меся ца до пуска новой. Коллектив треста «Енакиевтяжстрой» и металлурги сумели сократить атот разрыв в несколько раз. Старая печь была потушена лишь неделю назад, что позво лило получить дополнительно десятки тысяч тонн чугуна. Но вая домна оснащена совершен ной контрольно-измерительной аппаратурой, все производствен ные процессы ка ней механизи рованы и автоматизированы. Она будет давать в полтора ра за больше чугуна, чем старая печь, которая пошла ка слом. На снимке: доменная печь «Енакневскаг. -Комсомольская». Фото С. Гендельмана. Фотохроника ТАСС. $ Скоростной режим траления Куйбышевская область. В городе Ставрополе сооружается круп ный завод синтетического каучука. ' ' . На снимке: машины, работающие на прокладке газопровода на участке № 6. В последнее время к вопро сам скоростного траления при ковано внимание большого круга теоретиков и практиков рыбной промышленности. На копленный нами опыт и сведе ния о работе зарубежного фло та говорят, что повышение ско рости траления является резер вом в увеличении производи тельности промыслового флота, так как позволяет значительно увеличить площади, проходи мые тралом в течение того же количества рабочего времени. Актуальность этой проблемы вызвала необходимость прове дения научно-исследователь ских работ по скоростному трале-нию, которые осуществля ются силами лаборатории про мышленного рыболовства Бал тийского научно-исследователь ского института с декабря 1900 года. Необходимо отметить, что пе редовые капитаны-промысло вики Калининградской флоти лии еще несколько лет назад проводили пробные траления на скоростном режиме работы. Однако не всегда механическое увеличение скорости давало хорошие результаты. Дело в том, что при увеличении скоро сти траления, как правило, снижалось горизонтальное и вертикальное раскрытие трала. Таким образом, на перЕОм эта пе работ основной задачей яв лялось отыскание и отработка такой оснастки трала, которая на скоростном режиме работы позволяла бы сохранять преж нюю площадь устья трала. Большую помощь в этом от ношении оказал калининград- цам инженер ПИПРО И. Р. Мат росов. По предложению и чер тежам Матросова на Калинин градском судоремонтном заводе была изготовлена партия экс периментальных трехщелевых траловых досок, предназначен ных для тралового лова с судов типа СРТ-Р на скоростных ре жимах. С 20 марта по 17 мая 1961 года в районе Ньюфаундленда группой научных сотрудников нашего института на СРТ-Р М? 9159 были проведены ис следовательские работы по вы яснению характера изменения горизонтального и вертикально го раскрытия трала, усилия в ваере последовательно на раз личных скоростях траления в диапазоне от 2,8 до 4-х узлов. При этом сначала трал осна щался промысловыми одноще- левыми досками, а его верхняя подбора—шаровыми кухтыля- ми, а затем— эксперименталь ными трехщелевыми досками Матросова, а верхняя подбора •' ■— гидродинамическим плавом. Проведенные в рейсе работы еще раз подтвердили тот факт, что промысловая оснастка оку невого трала для судов типа СРТ и СРТ-Р не дает хороших результатов на скоростном ре жиме траления. При увеличе нии скорости траления до 4-х !i узлов горизонтальное раскры тие (расстояние между доска ми) падало на 20 процентов по сравнению с максимальным, имеющим место при работе на скоростях 3,0— 3,2 узла. Ис пользование на скоростном ре жиме трехщелевых досок Мат росова и гидродинамической плавучести (кухтыли типа «си амские близнецы») дало совер шенно иные результаты. Гори зонтальное раскрытие, будучи по абсолютной величине на 22 процента больше максимального значения горизонтального рас крытия при использовании од- нощелевых досок, оставалось на всем диапазоне скоростей практически постоянным. Вертикальное раскрытие ро сло с увеличением скорости траления и было в среднем в 1,6— 2,0 раза более высоким, чем при использовании шаро вых кухтылей на обычных ско ростях траления. Хотя в зада чу рейса не входило определе ние сравнительной эффективно сти нового режима работы, сле дует привести некоторые его практические результаты. На промысловых скоплениях рыбы было проведено около 30 ско ростных тралений. Средняя продолжительность одного тра ления — 1 час 30 минут. 06^ , щий вылов составил около 750 цештнеров. Улов на одао тра ление — 24 Центнера, на час траления — 14 центнеров. Большая часть тралений про ведена на скорости — 3,6 уз ла., : Были обнаружены и некото рые недостатки эксперимен тальных траловых досок, в ча стности, повышенное их соп- ротиьление, что не дало возмо жности увеличить скорость траления более, чем 3,6 узла. В будущих рейсах этот недо статок будет устранен путем уменьшения углд атаки траяо- вой доски. Это позволит, ееро- ятно, вести траления на судах типа j CPT-P на скоростях до 4-х узлов. Аналогичные работы предпо лагается провести в будущем и для судов других типов. Одна ко, уже сейчас калининград ские большие морозильные ры боловные траулеры переходят ва новый режим работы. За стрельщиком в этом отноше нии явился экипаж траулера «Казань» управления «Зап- рыбхолодфлот». Внедрение ско ростного траления* позволило рыбакам значительно увели чить суточный вылов сардины в вйдах Экваториальной Атлан тики. М. РОЗЕНШТЕЙН , младший научный сотрудник Балтийского научно-иссле довательского института рыбного хозяйства и океа нографии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz