Рыбный Мурман. 1961 г. Август.

ДЛЯ НУЖД СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Моряки оказывают боль­ шую помощь труженикам сельского хозяйства, вырабаты­ вая из рыбных отходов для вужд животноводства кормовую муку, богатую белком. Машинисты рыбомучных установок из года в год успеш­ но справляются с заданиями. А на днях они добились боль­ шого успеха — завершили вы­ полнение тргхлетнего плана по выработке и сдаче государству этой ценной продукции. Так же успешно справляется коллек­ тив и с планом 1961 гада- За семь с половиной месяцев он выполнен на 77 процентов. Добиться этого нам удалось благодаря тому, что для про­ изводства муки используются буквально все отходы. Доста­ точно сказать, что нынче уже изготовлено только на трауле­ рах бортового траления 14 ты­ сяч центнеров окуневой .рыбной муки. Но Мурманский рыбокомби­ нат, особенно во время окуне­ вой путины, неохотно прини­ мает от нас полуфабрикат для дальнейшей переработки. Дело в том, что окуневая мука имеет содержание жира свыше 18 процентов, что выше, чем пре­ дусмотрено стандартом. На ры­ бокомбинате смешивают ее с мукой пониженной жирности и таким образом выходят из по­ ложения. ^ Так дальше работать нельзя. Жир следует отпрессовывать от муки. На больших рефрижератор­ ных траулерах имеются прессы, с помощью которых излишний жир отпрессовывается. Такие же прессовые установки, на мой взгляд, целесообразно иметь и на рыбокомбинате. Это позволит получать кормовую муку стандартной жирности и технический жир, необходимый для нужд промышленного про­ изводства. Практика показыва­ ет, что из тонны окуневой му­ ки можно получить до 200 ки­ лограммов жира. Н. САВЕНКО, технолог уп­ равления тралового флота. РЫБАК В МОРЕ НЕ ОДИНОК С неменьшим вниманием, чем за работой своего экипажа следит капитан траулера «Юг» тов. Юк- ляевскии за тем. как ведут про­ мысел моряки «Можайска». Если они ловят рыбу хорошо, он ра­ дуется, а когда на «Можайске» что-либо не ладится, он искрен­ не огорчен и думает над тем, как мм помочь. С таким же дружеским интересом следят за работой команды «Можайска» остальные моряки траулера «Юг». Поддерживают в этом рейсе тес­ ную связь с коллективом «Мо­ жайска» и моряки «Ставриды». Капитан «Ставриды» тов. Пусто- валов постоянно беседует по радио е капитаном «Можайска» тов. Ти­ шинским, рассказывает об особен­ ностях работы в северо-западных районах Баренцева моря, где в на­ стоящее в]>емя промышляют все три корабля. Впрочем тов. Пусто­ валов тоже внимательно прислу­ шивается к мнению можайцев, а часто бывает так, что оба капита­ на обращаются за советом к тов. Юкляевскому. Словом, все три ко­ рабля связаны между собой узами крепкой морской дружбы. Когда в начале этого рейса ка­ питан «Можайска» тов. Тишин­ ский получил распоряжение сле­ довать на северо-запад, он встре­ вожился: на северо-западе вести промысел ему еще не приходилось. И особенно тревожил его район Шпицбергена, с его течениями, туманами, неровностями морско­ го дна. «Справлюсь ли?» — зада­ вал себе вопрос молодой капитан. Судно подходило к району про­ мысла. В море рыбак не одинок. И когда в этот же район были направлены «Ставрида» и позднее «Юг», эки­ пажи трех судов вступили в груп­ повое соревнование. Оно было важно для них, ведь все три эки­ пажа посвятили эти рейсы XXII съезду КПСС. Лучшего и не мог желать тов. Тишинский. Одно время он рабо­ тал старшим помощником на трау­ лере, которым командовал опыт­ ный рыбак тов. Юкляевский. Ти­ шинский тогда многому у него на­ учился. Что же касается капитана тов. Пустовалова, то этот человек, отдавший траловому промыслу без малого 30 лет жизни, известен н старым и молодым морякам как отличный капитан, прекрасно знающий не только промысловые районы Баренцева моря, работу орудий лова и повадки рыбных косяков, но и умеющий хорошо ор­ ганизовать труд своей команды. Экипажи трех судов горячо взя­ лись за дело. Они успешно справ­ ляются со своими обязательствами. Каждый день, утром и вечером, а иногда и после дневной промысло­ вой сводки, капитаны «Ставриды», «Можайска» и «Юга» встречают­ ся на своей радиоволне. Они под­ робно обсуждают промысловую об­ становку, советуются, как лучше всего ходить с тралом. И вякий раз беседа по радио обогащает опыт моряков. Особенно полезны такие беседы для начинающего ка­ питана «Можайска», к которому старшие коллеги толю относятся с уважением. Капитан же тов. Ти­ шинский старается не отставать от своих друзей по соревнованию. Моряки «Ставриды» продолжа­ ют успешно вести лов рыбы: 17 августа в трюмах корабля имелось 150 тонн рыбного полуфабриката, сейчас на «Ставриде» берут «свежье». Успешно идут дела и на трау­ лере «Юг». Судно пришло на про­ мысел позже своих напарников, его экипаж еще берет рыбу под соль. Но силы моряков уже цели­ ком направлены на успешное окончание рейса. Вдохновленные грандиозными планами нашей род­ ной партии, моряки «Юга» настой­ чиво повышают свои промысловые, политические и общеобразователь­ ные знания'. На корабле прово­ дятся беседы, посвященные исто­ рическому документу — проекту Программы партии. — который будет принят XXII партийным съездом. Особенно хорошо трудят­ ся в эти дни матросы тт. Никола­ ев и Васильев, мастер по добыче тов. Мицкаус, моторист тов. Грузневич, помощник консервного мастера тов. Мечин и многие дру­ гие. Очень доволен своей командой новый капитан «Можайска». — Коллектив на траулере дружный и работоспособный, — рассказывает он. — В рей“е не было случаев нарушения дисцип­ лины. Каждый моряк хорошо зна­ ет свое дело, старается как можно лучше выполнять свои обязанно­ сти. Самое же главное то, что все члены коллектива постоянно учат­ ся промысловому делу, они пол­ ны решимости завершить к ХХН съезду партии одиннадцатимесяч­ ный план. У нас много передови­ ков производства... Капитан с увлечением говорит о тех, кто показывает обпазцы са­ моотверженного труда. Их много, и нет возможности подробно рас­ сказать о них в короткой газет­ ной статье. Вот, например, радист тов. Лазарев. «Ладар», радиоло­ катор и другие приборы, вверен­ ные его заботам, содержатся в об­ разцовом порядке. «Можайск» всегда имеет надежную связь с бе­ регом и другими судами. Хорошо трудятся матросы тт. Бикмухаме- дов, Болейкин, старший мастер m добыче тов. Кулаков, второй меха­ ник тов. Березовский, третий по­ мощник капитана тов. Боровой, второй помощник тов. Бсдзинский и другие. Каждый день в салоне моряки обсуждают свою работу, а также работу экипажей «Ставриды» и «Юга». Они довольны своими ус­ пехами и успехами друзей. Они уверенно идут к намеченной цели, чувствуя, как их молодой капи­ тан получает от соперников по­ стоянную дружескую поддержку. Изо дня в день повышают они темпы своего труда, упорно пре­ одолевая трудности работы в осен­ них условиях. Друж'а моряков трех траулеров, о которых здесь говорится, не яв­ ляется для нашего флота чем-то ис­ ключительным. Все экипажи про­ мысловых судов связаны между собой крепкой морской дружбой, сообща идут к одной общей цели. Хочется лишь пожелать, чтобы пример, показанный гг. Пустова- ловым и Юкляевским, стал достоя­ нием всех. Ведь на многих трау­ лерах сейчас трудятся молодые ка­ питаны, еще совсем недавно быв­ шие штурманами, и чем больше опытных, бывалых морянов будет шефствовать над нашей моло­ дежью, сеоими недавними помощ­ никами, тем больше передовых траулеров будет у нас. В содруже-^ стве моряков старшего и младше­ го поноления рождается коммуни­ стический труд. С. ЗАРНИЦЫН . (Наш спеикор.). Баренцево море (по радио). Сталинская область. На Ена- киевском металлургическом за­ воде досрочно внедрена в строй «Енакиевская -Комсомольская» домна. Она заменила отслужив­ шую свой век последнюю ста­ рую печь, построенную ка этом заводе еще до революции. По проекту старую печь должны были остановить за два меся­ ца до пуска новой. Коллектив треста «Енакиевтяжстрой» и металлурги сумели сократить атот разрыв в несколько раз. Старая печь была потушена лишь неделю назад, что позво­ лило получить дополнительно десятки тысяч тонн чугуна. Но­ вая домна оснащена совершен­ ной контрольно-измерительной аппаратурой, все производствен­ ные процессы ка ней механизи­ рованы и автоматизированы. Она будет давать в полтора ра­ за больше чугуна, чем старая печь, которая пошла ка слом. На снимке: доменная печь «Енакневскаг. -Комсомольская». Фото С. Гендельмана. Фотохроника ТАСС. $ Скоростной режим траления Куйбышевская область. В городе Ставрополе сооружается круп ­ ный завод синтетического каучука. ' ' . На снимке: машины, работающие на прокладке газопровода на участке № 6. В последнее время к вопро­ сам скоростного траления при­ ковано внимание большого круга теоретиков и практиков рыбной промышленности. На­ копленный нами опыт и сведе­ ния о работе зарубежного фло­ та говорят, что повышение ско­ рости траления является резер­ вом в увеличении производи­ тельности промыслового флота, так как позволяет значительно увеличить площади, проходи­ мые тралом в течение того же количества рабочего времени. Актуальность этой проблемы вызвала необходимость прове­ дения научно-исследователь­ ских работ по скоростному трале-нию, которые осуществля­ ются силами лаборатории про­ мышленного рыболовства Бал­ тийского научно-исследователь­ ского института с декабря 1900 года. Необходимо отметить, что пе­ редовые капитаны-промысло­ вики Калининградской флоти­ лии еще несколько лет назад проводили пробные траления на скоростном режиме работы. Однако не всегда механическое увеличение скорости давало хорошие результаты. Дело в том, что при увеличении скоро­ сти траления, как правило, снижалось горизонтальное и вертикальное раскрытие трала. Таким образом, на перЕОм эта­ пе работ основной задачей яв­ лялось отыскание и отработка такой оснастки трала, которая на скоростном режиме работы позволяла бы сохранять преж­ нюю площадь устья трала. Большую помощь в этом от­ ношении оказал калининград- цам инженер ПИПРО И. Р. Мат­ росов. По предложению и чер­ тежам Матросова на Калинин­ градском судоремонтном заводе была изготовлена партия экс­ периментальных трехщелевых траловых досок, предназначен­ ных для тралового лова с судов типа СРТ-Р на скоростных ре­ жимах. С 20 марта по 17 мая 1961 года в районе Ньюфаундленда группой научных сотрудников нашего института на СРТ-Р М? 9159 были проведены ис­ следовательские работы по вы­ яснению характера изменения горизонтального и вертикально­ го раскрытия трала, усилия в ваере последовательно на раз­ личных скоростях траления в диапазоне от 2,8 до 4-х узлов. При этом сначала трал осна­ щался промысловыми одноще- левыми досками, а его верхняя подбора—шаровыми кухтыля- ми, а затем— эксперименталь­ ными трехщелевыми досками Матросова, а верхняя подбора •' ■— гидродинамическим плавом. Проведенные в рейсе работы еще раз подтвердили тот факт, что промысловая оснастка оку­ невого трала для судов типа СРТ и СРТ-Р не дает хороших результатов на скоростном ре­ жиме траления. При увеличе­ нии скорости траления до 4-х !i узлов горизонтальное раскры­ тие (расстояние между доска­ ми) падало на 20 процентов по сравнению с максимальным, имеющим место при работе на скоростях 3,0— 3,2 узла. Ис­ пользование на скоростном ре­ жиме трехщелевых досок Мат­ росова и гидродинамической плавучести (кухтыли типа «си­ амские близнецы») дало совер­ шенно иные результаты. Гори­ зонтальное раскрытие, будучи по абсолютной величине на 22 процента больше максимального значения горизонтального рас­ крытия при использовании од- нощелевых досок, оставалось на всем диапазоне скоростей практически постоянным. Вертикальное раскрытие ро­ сло с увеличением скорости траления и было в среднем в 1,6— 2,0 раза более высоким, чем при использовании шаро­ вых кухтылей на обычных ско­ ростях траления. Хотя в зада­ чу рейса не входило определе­ ние сравнительной эффективно­ сти нового режима работы, сле­ дует привести некоторые его практические результаты. На промысловых скоплениях рыбы было проведено около 30 ско­ ростных тралений. Средняя продолжительность одного тра­ ления — 1 час 30 минут. 06^ , щий вылов составил около 750 цештнеров. Улов на одао тра­ ление — 24 Центнера, на час траления — 14 центнеров. Большая часть тралений про­ ведена на скорости — 3,6 уз­ ла., : Были обнаружены и некото­ рые недостатки эксперимен­ тальных траловых досок, в ча­ стности, повышенное их соп- ротиьление, что не дало возмо­ жности увеличить скорость траления более, чем 3,6 узла. В будущих рейсах этот недо­ статок будет устранен путем уменьшения углд атаки траяо- вой доски. Это позволит, ееро- ятно, вести траления на судах типа j CPT-P на скоростях до 4-х узлов. Аналогичные работы предпо­ лагается провести в будущем и для судов других типов. Одна­ ко, уже сейчас калининград­ ские большие морозильные ры­ боловные траулеры переходят ва новый режим работы. За­ стрельщиком в этом отноше­ нии явился экипаж траулера «Казань» управления «Зап- рыбхолодфлот». Внедрение ско­ ростного траления* позволило рыбакам значительно увели­ чить суточный вылов сардины в вйдах Экваториальной Атлан­ тики. М. РОЗЕНШТЕЙН , младший научный сотрудник Балтийского научно-иссле­ довательского института рыбного хозяйства и океа­ нографии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz