Рыбный Мурман. 1961 г. Август.

«Через 20 лет прои зводи ­ тельность труда в совет­ ской промышленности превысит современный уровень производительно ­ сти труда в С Ш А пример ­ но в два раза, а по часо­ вой выработке — в связи с сокращ ением рабочего дня в СССР — значитель ­ но больше». (Из проекта Программы КПСС). ТВОРЧЕСТВО МОРЯКОВ До сих пор помню лов пик­ ши в 1947 году. Тогда я пла­ вал еще мастером по добыче. Экипаж нашего судна промыш­ лял у Канина. За девять суток брали полный груз пикши. В том районе мне приходилось * бывать почти каждый год. Правда, такая сырьевая база больше не повторялась. Несмотря на это, для ар­ хангельских моряков добыча пикши продолжает иметь очень большое значение. Многим из них она помогает выполнять годовые планы. Примером мо­ жет служить наш траулер «Ба­ ку». В прошлом году мы начали ловить пикшу у полуострова Канин в конце сентября. Ра­ ботали там до половины октяб­ ря. Рейсовое задание намного перевыполнили. Обычно лов в районе Кани- но-Колгуеаского мелководья начинается раньше, чем в про­ шлом году, примерно с сере­ дины августа. В некоторые годы пикша держится там до января. Пикша, как правило, кон­ центрируется на большой пло­ щади. Держится она на тече­ ниях, вернее, идет против те­ чений. Как я убедился путем многолетних наблюдений, боль­ ше всего ее бывает в квадра­ тах 727, 764 и 765. Ясно, что рыба не стоит на месте, она постоянно переме­ щается. Бывали годы, когда она заходила даже в Белое мо­ ре до Шонна и держалась ми­ лях в двадцати от берега, при­ мерно в 830 квадрате. Иногда она продвигается на восток к острову Колгуеву. Глубины эта рыба предпо­ читает от 80 до 40 метров. Впрочем, может заходить туда, где еще мельче, но в таком случае для промысла она не имеет значения, потому что там начинаются очень тяже­ лые грунты. Все попытки об­ лавливать ее на глубинах ме­ нее 40 метров заканчивались довольно однообразно — смель­ чаки теряли орудия лова. В восточном направлении то­ же каменистый грунт, мало удобный для тралений. В прошлом году у нас самые лучшие уловы были в 730 квадрате. Вообще тогда пикша вела себя очень странно. Она не пошла ни на восток, ни к Шойна на юг, а «откатилась» в западном направлении. При­ чем быстро исчезла. Всего-то на пикше тогда работали около двух недель. Максимальные уловы у нас были до 7— 8 тонн за траление. Когда группа судов, облав­ ливающих пикшу, небольшая, то неплохие подъемы обычно можпо иметь и днем, и ночью. Однако, даьно замечено, что как только группа траулеров вырастет, в темное время пик­ ша поднимается от грунта, а следовательно, и уловы снижа­ ются. Судоводителям нашего трау­ лера работать, конечно, труд­ нее, чем многим мурманским капитанам, у которых на мо­ стике полно приборов. У нас же есть только эхолот. Поэто­ му мы обычно ориентируемся на поисковые суда. Мы лише­ ны возможности активно ис­ кать рыбу своими силами, хотя иногда все же ее и находим. Но здесь, разумеется, помогает только большой опыт работы в этом районе. Время тралений изменяем со­ ответственно квадратам моря, то есть в зависимости от грун­ та. Например, известно, что в северной части Канино-Кол- гуевского мелководья, в квад­ ратах 585, 618, 685, 721 и ближе к Центральному району, везде хороший грунт. Здесь мы обычно тянем трал около двух часов. Зато у Канина в квад­ ратах 691, 655, 622 и 869 два часа тралнровать уже нель­ зя, иначе трал можно оставить на каменистом грунте. В райо­ не Святого носа держим трал за бортом не более часа. И на промысле пикши для судоводителей главными оста­ ются те же правила, которые он обязан соблюдать в любом другом районе. Надо как можно точнее дер­ жаться на выбранном месте. Помогают этому частые опреде­ ления местонахождения своего корабля. Возможности для это­ го в районе облова пикши есть — всегда работают радиомая­ ки у полуостровов Канина и Святого носа. Чтобы удерживаться на ры­ бе. как подсказывает многолет-. ний опыт, необходимо тщатель­ но учитывать течения. Они в этом районе очень сильные, особенно западнее Канина. У всех архангельских капитанов есть атласы Белого моря, кото­ рые здорово помогают, ибо там указаны скорости течений в каждом районе. Штурманы обязательно ве­ дут планшеты. Впрочем, эта ч работа ничем не отличается здесь от того, что приходится делать им и в других районах. Пользуемся мы и планшетами, составленными научными со­ трудниками Полярного инсти­ тута в Мурманске. Они явля­ ются большим подспорьем в промысловом деле, так как на этих планшетах есть рекомен­ дованные курсы. Плаваю я давно и с полной уверенностью могу сказать, что самое точнейшее судовождение не принесет успеха, если неис­ правны орудия лова. Несколько лет подряд мы применяем 25-метровый трал с укороченными крыльями. Опыт подсказывает, при работе в Канинском районе нижнюю под­ бору надо вооружать только 400-миллиметровыми бобинца­ ми. На нашем трале на каж­ дый бобинец, кроме резиновой прокладки, имеется еще восемь килограммов груза. С обеих сторон бобинца ставятся еще подшипник с цепкой, которые вместе весят по 10 килограм­ мов. Все это делается потому, что пикша имеет обыкновение дер­ жаться очень близко к грунту. Поэтому и размер бобинцев имеет столь существенное зна­ чение. Кроме того, если укоро­ тить футрон, трал будет идти выше, то есть минует толщу рыбного косяка. Когда вооружают нижнюю подбору 500-миллиметровыми бобинцами, то уловы уменьша­ ются здесь вдвое. Важно так­ же соблюдать размеры грунт- ропов и не допускать вытяги­ вания концов. Как важно вовремя и на совесть проверять все размеры тралового вооружения, доказа­ ли нам два эпизода из собст­ венной практики. Правда, слу­ чилось это давно, по в памяти сохранилось хорошо, потому что в свое время много пережи­ ли из-за этого. ...Начался промысел неудач­ но. На соседних судах уловы ' Харлова, произошел подоб- | Экипаж траулера «Котель- й случай. Только тогда один J нич* ™ т °вится Дс*тойно ветре-. кп окяплгя пл MPnmuAfrnir # тить XX II съезд К.ПСС. Моря** л недосмотру С ки этого КОрабля систематичен 1 лмеистера тоньше чуть-чуть С ски выполняют и перевыполня- ^гого, а следовательно, имел Ч ют суточные задания по выло-* )вес. Из-за этого уловы у \ ву рыбы. ' уменьшились вдвое. i На траулере немало моря* Ясно, что за орудиями лова S х°в, которые творчески подэсо- Ю тщательно следить й ка- } дят к ДСЛУ' Умел0 организуют гану, и тралмейстеру Тогда I свой труд’ многое делают для ибок не будет ) ускорения производственных Больше двух ‘ суток одним С процессов, борются за эконо- w i u * идним к мию Всеобщим признанием на - м никогда не работаем. С корабле пользуется коллектив еле этого срока нужна все- \ первой вахты в составе треть-» )р0нняя проверка. J его помощника капитана тов, В вооружении верхней под- S Прешпективного, старшего ма- РЫ у нас никаких особенно- I стеРа п0 Д °быче тов- Савеяье- ;й нет. Внимание обращаем ) ва’ Рыбмастера тов. Медведе- Т ™ " * “ • " е,,СКМа Ст’афееУа^°11ерегудова и Каку- Р . -.ели он на полторы \ ка Моряки этой вахты отлич­ ен вытянется заменяем. \ }10 знают свое дело. Даже Ma­ l i общем, и на лове пикши J трос Кацук, впервые пришед- Канина, так же как на про- } ший на корабль, уже неплохо 1сле окуня в районе Копыто- 5 справляется с подачей рыбы. или трески у острова Мед- 1 Старшина вахты тов. Кобяков жий, действует главное пра- ) и выпускник мореходного учи- ло — кто содержит орудия } лиша тов‘ г СтаФеев- который m и ттлтчо uva S после приобретения плаватель- ва в порядке, тот в пролове j ного ц»нза получил диплом п \ штурмана, постоянно помогают Скорость при тралениях у \ новичку. ни па обычно держим от 3 S Старший мастер по добыче 3,8 узла. Если подбора за- # тов- Савельев содержит ору -( ужена хорошо, то скорость 1 дия лова и все промысловое. >ЖН0 держать еще выше I снаряжение на траулере в об- Экипаж архангельского тра- ? разцовом порядке. Он внима- юра «Баку» в этом году до- } телыш следит 33 Работои ДРУ- ' „ 1и ) гих экипажей, перенимает опыт . . я некоторых успехов в \ передовиков, старается совер- рьос за звание коллектива \ шенствовать орудия лова, ммуниетического труда. За л На корабле многие моряки .боту в первом квартале, на- S творчески подходят к делу, >имер, нам присуждено пере- ) занимаются рационализацией. |дящее Красное Знамя. Увере- / Н а Д,1ЯХ на траулере «Котель- > 1 , что предстоящий промысел ) НИЧ5> судовой совет по рацио- 1КШИ поможет добиться но- } налнзаиии и изобретательству 1V 1 под председательством стар- Успехов в соревновании за I шего ^ханика тов. Сакк рас- >стииную встречу АХИ съезда \ смотрел несколько интересных )мм\ пиитической партии. \ предложений. Так, осуществле- Е. ЦИВЛРЕВ , капитан v ние предложения второго ме- траулера «Бакуэ. \ ханика тов. Болтышева позво- ляет сократить утечку пара в .v_ ^ * атмосферу и тем самым сэко- w m m m m i g S номить за рейс столько, сколь- ! ко его расходуется на промыс- у в течение суток. Предложе- ние второго помощника капи- тана тов. Колейкова о модер- щШ ' низании рыбомойки создает ш ж ' й М М И н М м И лучшие условия труда для ма- тросов. работающих на раздел- К* рыбы 1 И Д И в Эги и другие предложения H§§fif l рудовых рационализаторов про- 1 сты но замыслу и легко осу- \щестнимы силами самих моря- m B i I Ш И :ков- Польза же от них будег весьма ощутима. Сейчас ьсе члены экипажа траулера «Кстельнич» с боль­ шим ьниманием изучают про­ екты Программы и Устава I КПСС. ..... ..............С. ЗАРНИЦЫН . ——------------- -------------— (Наш спецкор.). Р е м о н т к о т л а з а т я г и в а е т с я С 1 июня 1961 года наш траулер стал на ремонт из-за неис­ правности лебедки. Работы затянулись на 25 дней. Одновременно было заявлено, чтобы за этот же период был произведен ремонт котла. Тогда нам отказали в<этой просьбе. Последреюонта лебедки судно1сделало два рейса. 1 августа при­ шли с моря. Котел нужно было предъявить морскому регистру. После осмотра выход в море был запрещен потому, что заклепки котла дали течь. До настоящего Бремени никакого ремонта котла не производят. Судоремонтный, завод № 1 не принимает ремонтные ведомости. Это влияет на выполнение годового плана и социалистических обязательств, взятых в честь XXII съезда КПСС. До выполнения" годового плана нам осталось добыть 240 тонн. Обращаемся к судоремонтникам с просьбой ускорить ремонт котла. П. ИВАНОВ, капитан траулера «Революция», С. ДОМАН- СКИЙ, первый помощник капитана. ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. На Копейском машинострои­ тельном заводе имени Кирова широко развернулась работа по рационализации и изобрета­ тельству. За первое полугодие на заводе внедрено около четы­ рехсот предложений с годовой экономией, превышающей два. миллиона рублей. Среди новшеств — 2 автома­ тические линии по производству деталей к врубовым машинам, дающие годовую экономию в 188 тысяч рублей. НА СНИМКЕ: автоматиче­ ская линия по производству оси режущей цепи врубовеи машины КМП-3. У пульта — слесарь-еборщнк и наладчик линии Юрий Александрович Ва­ сильев, Фото В. Георгиева. Фотохроника ТА€С. Наставников в море нет Институт наставников, как изве­ стно, в промысловых флотах соз­ дан для оказания практической помощи экипажам непосредствен­ но в море. Но вот недавно мне пришлось столкнуться на промысле с таким фактом. Я впервые вышел на от- стающем траулере «Жемчуг» в море. Хотелось посоветоваться с наставником по добыче рыбы о со­ стоянии и правильности вооруже­ ния орудий лова. На запрос, об­ ращенный к руководству промыс­ лом, о том, чтобы к нам направи­ ли наставника, мне ответили: — Никого из наставников в мо* ре нет. — А где же они? — На берегу. А всего вернее — в отпусках. Мне кажется, что это в корне неверная практика. Наставники в ответственнейший момент, когда решается судьба обязательств, принятых в честь X X I I съезда партии, должны находиться на промысле; а не на берегу. Л. ФАБРИЧЕНКО , капитан траулера «Жемчуг». «РЫБНЫЙ МУРМАН» 19 августа 1961 г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz