Рыбный Мурман. 1961 г. Август.
«Через 20 лет прои зводи тельность труда в совет ской промышленности превысит современный уровень производительно сти труда в С Ш А пример но в два раза, а по часо вой выработке — в связи с сокращ ением рабочего дня в СССР — значитель но больше». (Из проекта Программы КПСС). ТВОРЧЕСТВО МОРЯКОВ До сих пор помню лов пик ши в 1947 году. Тогда я пла вал еще мастером по добыче. Экипаж нашего судна промыш лял у Канина. За девять суток брали полный груз пикши. В том районе мне приходилось * бывать почти каждый год. Правда, такая сырьевая база больше не повторялась. Несмотря на это, для ар хангельских моряков добыча пикши продолжает иметь очень большое значение. Многим из них она помогает выполнять годовые планы. Примером мо жет служить наш траулер «Ба ку». В прошлом году мы начали ловить пикшу у полуострова Канин в конце сентября. Ра ботали там до половины октяб ря. Рейсовое задание намного перевыполнили. Обычно лов в районе Кани- но-Колгуеаского мелководья начинается раньше, чем в про шлом году, примерно с сере дины августа. В некоторые годы пикша держится там до января. Пикша, как правило, кон центрируется на большой пло щади. Держится она на тече ниях, вернее, идет против те чений. Как я убедился путем многолетних наблюдений, боль ше всего ее бывает в квадра тах 727, 764 и 765. Ясно, что рыба не стоит на месте, она постоянно переме щается. Бывали годы, когда она заходила даже в Белое мо ре до Шонна и держалась ми лях в двадцати от берега, при мерно в 830 квадрате. Иногда она продвигается на восток к острову Колгуеву. Глубины эта рыба предпо читает от 80 до 40 метров. Впрочем, может заходить туда, где еще мельче, но в таком случае для промысла она не имеет значения, потому что там начинаются очень тяже лые грунты. Все попытки об лавливать ее на глубинах ме нее 40 метров заканчивались довольно однообразно — смель чаки теряли орудия лова. В восточном направлении то же каменистый грунт, мало удобный для тралений. В прошлом году у нас самые лучшие уловы были в 730 квадрате. Вообще тогда пикша вела себя очень странно. Она не пошла ни на восток, ни к Шойна на юг, а «откатилась» в западном направлении. При чем быстро исчезла. Всего-то на пикше тогда работали около двух недель. Максимальные уловы у нас были до 7— 8 тонн за траление. Когда группа судов, облав ливающих пикшу, небольшая, то неплохие подъемы обычно можпо иметь и днем, и ночью. Однако, даьно замечено, что как только группа траулеров вырастет, в темное время пик ша поднимается от грунта, а следовательно, и уловы снижа ются. Судоводителям нашего трау лера работать, конечно, труд нее, чем многим мурманским капитанам, у которых на мо стике полно приборов. У нас же есть только эхолот. Поэто му мы обычно ориентируемся на поисковые суда. Мы лише ны возможности активно ис кать рыбу своими силами, хотя иногда все же ее и находим. Но здесь, разумеется, помогает только большой опыт работы в этом районе. Время тралений изменяем со ответственно квадратам моря, то есть в зависимости от грун та. Например, известно, что в северной части Канино-Кол- гуевского мелководья, в квад ратах 585, 618, 685, 721 и ближе к Центральному району, везде хороший грунт. Здесь мы обычно тянем трал около двух часов. Зато у Канина в квад ратах 691, 655, 622 и 869 два часа тралнровать уже нель зя, иначе трал можно оставить на каменистом грунте. В райо не Святого носа держим трал за бортом не более часа. И на промысле пикши для судоводителей главными оста ются те же правила, которые он обязан соблюдать в любом другом районе. Надо как можно точнее дер жаться на выбранном месте. Помогают этому частые опреде ления местонахождения своего корабля. Возможности для это го в районе облова пикши есть — всегда работают радиомая ки у полуостровов Канина и Святого носа. Чтобы удерживаться на ры бе. как подсказывает многолет-. ний опыт, необходимо тщатель но учитывать течения. Они в этом районе очень сильные, особенно западнее Канина. У всех архангельских капитанов есть атласы Белого моря, кото рые здорово помогают, ибо там указаны скорости течений в каждом районе. Штурманы обязательно ве дут планшеты. Впрочем, эта ч работа ничем не отличается здесь от того, что приходится делать им и в других районах. Пользуемся мы и планшетами, составленными научными со трудниками Полярного инсти тута в Мурманске. Они явля ются большим подспорьем в промысловом деле, так как на этих планшетах есть рекомен дованные курсы. Плаваю я давно и с полной уверенностью могу сказать, что самое точнейшее судовождение не принесет успеха, если неис правны орудия лова. Несколько лет подряд мы применяем 25-метровый трал с укороченными крыльями. Опыт подсказывает, при работе в Канинском районе нижнюю под бору надо вооружать только 400-миллиметровыми бобинца ми. На нашем трале на каж дый бобинец, кроме резиновой прокладки, имеется еще восемь килограммов груза. С обеих сторон бобинца ставятся еще подшипник с цепкой, которые вместе весят по 10 килограм мов. Все это делается потому, что пикша имеет обыкновение дер жаться очень близко к грунту. Поэтому и размер бобинцев имеет столь существенное зна чение. Кроме того, если укоро тить футрон, трал будет идти выше, то есть минует толщу рыбного косяка. Когда вооружают нижнюю подбору 500-миллиметровыми бобинцами, то уловы уменьша ются здесь вдвое. Важно так же соблюдать размеры грунт- ропов и не допускать вытяги вания концов. Как важно вовремя и на совесть проверять все размеры тралового вооружения, доказа ли нам два эпизода из собст венной практики. Правда, слу чилось это давно, по в памяти сохранилось хорошо, потому что в свое время много пережи ли из-за этого. ...Начался промысел неудач но. На соседних судах уловы ' Харлова, произошел подоб- | Экипаж траулера «Котель- й случай. Только тогда один J нич* ™ т °вится Дс*тойно ветре-. кп окяплгя пл MPnmuAfrnir # тить XX II съезд К.ПСС. Моря** л недосмотру С ки этого КОрабля систематичен 1 лмеистера тоньше чуть-чуть С ски выполняют и перевыполня- ^гого, а следовательно, имел Ч ют суточные задания по выло-* )вес. Из-за этого уловы у \ ву рыбы. ' уменьшились вдвое. i На траулере немало моря* Ясно, что за орудиями лова S х°в, которые творчески подэсо- Ю тщательно следить й ка- } дят к ДСЛУ' Умел0 организуют гану, и тралмейстеру Тогда I свой труд’ многое делают для ибок не будет ) ускорения производственных Больше двух ‘ суток одним С процессов, борются за эконо- w i u * идним к мию Всеобщим признанием на - м никогда не работаем. С корабле пользуется коллектив еле этого срока нужна все- \ первой вахты в составе треть-» )р0нняя проверка. J его помощника капитана тов, В вооружении верхней под- S Прешпективного, старшего ма- РЫ у нас никаких особенно- I стеРа п0 Д °быче тов- Савеяье- ;й нет. Внимание обращаем ) ва’ Рыбмастера тов. Медведе- Т ™ " * “ • " е,,СКМа Ст’афееУа^°11ерегудова и Каку- Р . -.ели он на полторы \ ка Моряки этой вахты отлич ен вытянется заменяем. \ }10 знают свое дело. Даже Ma l i общем, и на лове пикши J трос Кацук, впервые пришед- Канина, так же как на про- } ший на корабль, уже неплохо 1сле окуня в районе Копыто- 5 справляется с подачей рыбы. или трески у острова Мед- 1 Старшина вахты тов. Кобяков жий, действует главное пра- ) и выпускник мореходного учи- ло — кто содержит орудия } лиша тов‘ г СтаФеев- который m и ттлтчо uva S после приобретения плаватель- ва в порядке, тот в пролове j ного ц»нза получил диплом п \ штурмана, постоянно помогают Скорость при тралениях у \ новичку. ни па обычно держим от 3 S Старший мастер по добыче 3,8 узла. Если подбора за- # тов- Савельев содержит ору -( ужена хорошо, то скорость 1 дия лова и все промысловое. >ЖН0 держать еще выше I снаряжение на траулере в об- Экипаж архангельского тра- ? разцовом порядке. Он внима- юра «Баку» в этом году до- } телыш следит 33 Работои ДРУ- ' „ 1и ) гих экипажей, перенимает опыт . . я некоторых успехов в \ передовиков, старается совер- рьос за звание коллектива \ шенствовать орудия лова, ммуниетического труда. За л На корабле многие моряки .боту в первом квартале, на- S творчески подходят к делу, >имер, нам присуждено пере- ) занимаются рационализацией. |дящее Красное Знамя. Увере- / Н а Д,1ЯХ на траулере «Котель- > 1 , что предстоящий промысел ) НИЧ5> судовой совет по рацио- 1КШИ поможет добиться но- } налнзаиии и изобретательству 1V 1 под председательством стар- Успехов в соревновании за I шего ^ханика тов. Сакк рас- >стииную встречу АХИ съезда \ смотрел несколько интересных )мм\ пиитической партии. \ предложений. Так, осуществле- Е. ЦИВЛРЕВ , капитан v ние предложения второго ме- траулера «Бакуэ. \ ханика тов. Болтышева позво- ляет сократить утечку пара в .v_ ^ * атмосферу и тем самым сэко- w m m m m i g S номить за рейс столько, сколь- ! ко его расходуется на промыс- у в течение суток. Предложе- ние второго помощника капи- тана тов. Колейкова о модер- щШ ' низании рыбомойки создает ш ж ' й М М И н М м И лучшие условия труда для ма- тросов. работающих на раздел- К* рыбы 1 И Д И в Эги и другие предложения H§§fif l рудовых рационализаторов про- 1 сты но замыслу и легко осу- \щестнимы силами самих моря- m B i I Ш И :ков- Польза же от них будег весьма ощутима. Сейчас ьсе члены экипажа траулера «Кстельнич» с боль шим ьниманием изучают про екты Программы и Устава I КПСС. ..... ..............С. ЗАРНИЦЫН . ——------------- -------------— (Наш спецкор.). Р е м о н т к о т л а з а т я г и в а е т с я С 1 июня 1961 года наш траулер стал на ремонт из-за неис правности лебедки. Работы затянулись на 25 дней. Одновременно было заявлено, чтобы за этот же период был произведен ремонт котла. Тогда нам отказали в<этой просьбе. Последреюонта лебедки судно1сделало два рейса. 1 августа при шли с моря. Котел нужно было предъявить морскому регистру. После осмотра выход в море был запрещен потому, что заклепки котла дали течь. До настоящего Бремени никакого ремонта котла не производят. Судоремонтный, завод № 1 не принимает ремонтные ведомости. Это влияет на выполнение годового плана и социалистических обязательств, взятых в честь XXII съезда КПСС. До выполнения" годового плана нам осталось добыть 240 тонн. Обращаемся к судоремонтникам с просьбой ускорить ремонт котла. П. ИВАНОВ, капитан траулера «Революция», С. ДОМАН- СКИЙ, первый помощник капитана. ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. На Копейском машинострои тельном заводе имени Кирова широко развернулась работа по рационализации и изобрета тельству. За первое полугодие на заводе внедрено около четы рехсот предложений с годовой экономией, превышающей два. миллиона рублей. Среди новшеств — 2 автома тические линии по производству деталей к врубовым машинам, дающие годовую экономию в 188 тысяч рублей. НА СНИМКЕ: автоматиче ская линия по производству оси режущей цепи врубовеи машины КМП-3. У пульта — слесарь-еборщнк и наладчик линии Юрий Александрович Ва сильев, Фото В. Георгиева. Фотохроника ТА€С. Наставников в море нет Институт наставников, как изве стно, в промысловых флотах соз дан для оказания практической помощи экипажам непосредствен но в море. Но вот недавно мне пришлось столкнуться на промысле с таким фактом. Я впервые вышел на от- стающем траулере «Жемчуг» в море. Хотелось посоветоваться с наставником по добыче рыбы о со стоянии и правильности вооруже ния орудий лова. На запрос, об ращенный к руководству промыс лом, о том, чтобы к нам направи ли наставника, мне ответили: — Никого из наставников в мо* ре нет. — А где же они? — На берегу. А всего вернее — в отпусках. Мне кажется, что это в корне неверная практика. Наставники в ответственнейший момент, когда решается судьба обязательств, принятых в честь X X I I съезда партии, должны находиться на промысле; а не на берегу. Л. ФАБРИЧЕНКО , капитан траулера «Жемчуг». «РЫБНЫЙ МУРМАН» 19 августа 1961 г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz