Рыбный Мурман. 1961 г. Август.
чш а я QTAPIUHM механиком я хо дил на этом судне всего один рейс. Поэтому, если и есть какие заслуги у машинной команды, то это прежде всего надо отнести на счет Петра Павловича Шилова, нашего прежнего стармеха, который сейчас в отпуске. От руковод ства ведь многое зависит, осо бенно на таком корабле, как «Златоуст», где работает мно го молодежи. Есть, правда, и постоянный, так сказать, ко стяк коллектива. Например, ма шинист Иван Петрович Сини цын давно здесь плавает, гра мотный специалист, я тоже работаю на этом судне уже с 1957 года, причем все время был- вторым механиком, Алек сеи Иванов — с первого дня эксплуатации судна, сейчас он третий механик и секретарь комсомольской организации ко рабля. Те, кто плавает здесь дав-чо, сохранили старые трудовые традиции, передают их моло дым. И надо сказать, что вос принимают они наши неписа ные законы и обычаи быстро, усваивают надолго. А главный закон у нас — это, не жалея ни сил, ни времени, ухаживать за двигателями и всеми меха низмами, грамотно их эксплуа тировать. Тогда не будет ни простоев, ни претензий со сто- ЗЛАТОУСТ» ВО ВРЕМЯ СТОЯНКИ В ПОРТУ Моряки траулера «Златоуст» во втором квартале 1961 года вышли победителями в сорев новании среди экипажей судов кормового траления. Им при суждено переходящее Красное Знамя горкома КПСС и испол кома горсовета. Сегодня на 2 и 3 страницах моряки «Златоуста» рассказы вают об опыте своей работы. ясна всем только на двух судах. Патрио том «Златоуста» он стал с 1956 года. Давно здесь плава ет и его брат Александр. Тоже серьезный моряк, недавно стал мастером по добыче. Немало времени плавал вторым меха ником и Владимир Гилев. А те перь ои у нас старший меха ник, с полным знанием дела руководит машинной командой.• Да мало ли таких! Второй рейс еще раз убеди тельно доказал, что с такими людьми не страшны любые трудности. Как-то в начале мая нам удалось найти непло хие концентрации окуня в рай оне Лабрадора. Но грунт ока зался очень тяжелым. Масте рам по добыче пришлось при менить все свое умение, чтобы не потерять орудия лова. Тру дились не покладая рук, но не допустили простоев из-за чинки тралов. Рядом работал рефрижера торный траулер «Н. Остров ский». С его капитаном Алек сеем Кузьмичем Шамовым мы постоянно советовались по ра дио. Это приносило большую пользу. Всего 5 суток и промышля ли на этом месте. В трюмы уло жили около 200 тонн продук ции. Но вот е севера надвину лись льды. Ловить стало опас но. Вся группа судов ушла от сюда. «Златоуст» и «Н. Ост ровский» держались по воз можности ближе к этому рай ону — не хотелось уходить от хорошей рыбы. Наши надежды оправдались. Дней через десять лед порасчи- стился, и «Н. Островский» тут же обнаружил рыбу. Алексей Кузьмич сразу же сообщил о находке нам. Й снова на палу бе и на рыбофабрике закипела жаркая работа. Хочется подчеркнуть, что огромную пользу оказало нам в этом рейсе скоростное траление. Правда, работать этим прогрессивным способом лова рыбы мы начали еще в конце прошлого года, но его преимущества почувствовали ие сразу. Да это и понятно: де ло новое, а опыта еще не было. Однажды, во время прошлой стоянки траулера в порту, я встретился с инженером ПИНРО Игорем Ростиславови чем Матросовым, который мно го лет потратил на разработку орудий лова, приспособленных для скоростного и глубинного траления. Естественно, я поде лился с ним своими неудача ми. Матросов посоветовал изме нить оснастку траловых досок, и дал ряд других ценных рекомендаций. В океане мы убедились, что совет был до брым. Окунь ловили на глубине 4G0— 500 метров, а треску: 240— 310 метров. Скорость при тралении и в том и в дру гом случае держали от 3,8 до 4,2 узла. На малых глубинах длину ваеров увеличивали по сравнению с обычной на две марки, на больших глубинах— только на одну марку. Очень много полезного из влекли мы из выступлений участников совещания, посвя щенного специально вопросам скоростного траления. Его ор ганизовал на промысле в Ат лантике начальник промраз ведки тов. Маевский. Напри мер, капитан рефрижераторного траулера «Некрасов» тов. Ел- фимов подчеркивал, что не на до скорость увеличивать сразу после взятия ваеров на сто пор. Небольшая пауза, когда судно идет самым малым ходом, дает возможность доскам ско рее сесть на грунт. Этот совет мы также применили в своей работе. Внедрение новых методов промысла, слаженность и тру долюбие экипажа помогли до биться успеха, сделать новый шаг на пути к заветной цели — выполнить годовой план к XXII съезду Коммунистической партии. М. РОЗЕНШТЕИН, ка питан-директор трауле ра «Златоуст». ТЭ ЭТОМ году наш рефриже раторный траулер «Злато уст» совершил два промысло вых рейса в Атлантику. Оба закончились удачно, несмотря на большие трудности, стояв шие как перед нашим, так и перед другими экипажами тра улеров. промышлявшими в тех районах: здесь и неустойчивая сырьевая база, и тяжелая ле довая обстановка, и многое другое. Ни моряки «Злато уста», мобилизовав выявлен ные резервы, сумели преодо леть трудности. Особенно плодотворно про ходил второй промысловый рейс, который начался в пер вых числах апреля. Экипаж к тому времени основательно сработался, были выявлены слабые стороны, недостатки на отдельных участках производ ства. Были приняты соответст вующие меры для их устране ния. Все это положительно сказа лось на промысловой работе. Сначала пришли в северный район Большой Ньюфаундленд ской банки. Там в то время не плохо ловился окунь. Несколь ко дней брали хорошие уловы, но потом рыба исчезла. Тогда продвинулись в район Лабрадора, где некоторое вре мя держался окунь, а затем еще севернее, в район банки Гамильтон. Здесь промышляли треску до конца рейса. За сут ки укладывали в трюм от 30 до 50 тонн рыбной продукции. В конце апреля и весь май работе очень мешал лед. При ходилось принимать все меры предосторожности, нужна была особая бдительность. Все обош лось благополучно. И в этом большая заслуга судоводите лей. Все они молодые, но с обя занностями своими справля лись отлично. Старший помощник капита на Александр Чурилов плавает здесь три года. За это время от третьего помощника он вы рос до старшего. Столько же работает у нас и второй по мощник капитана Владимир Лялин. Кстати замечу, что вообще у нас большинство экипажа сос тавляют люди, не любящие ко чевать с траулера на траулер. Вот старший мастер по добыче Геннадий Перцев. Одиннадцать лет работает он в траловом флоте, а побывал за это время QITOMHAH сила появляется в человеке, когда он йи- дит, что ему доверяют. Я это испытал на себе. Старшим ма стером работаю я не так дав но. И хорошо помню, как бы вало обидно, когда тралмейстер старается все наиболее ответ ственные работы сделать сам. У нас же на «Златоусте» все иначе. Я доверяю и своим по мощникам, и матросам, причем они почему-то меня никогда не подводят. Конечно, бывают и ошибки, но без этого ведь и нельзя, как говорят: «Не оши бается тот, кто ничего не де лает». Если же кто и ошибается, допустим, при спуске трала, то, во-первых, обходимся без руга ни, а, во-вторых, сразу же, как только спустим трал, соби рается вахта в сушилке для обсуждения — выясняем, что и почему, решаем, как избе жать повторения ошибки в дальнейшем. И все тихо, спо койно. Такой метод помогает. Хотя у нас и не ахти уж какие мор ские волки работают. Самому «старому», Вячеславу Степано ву, 32 года. Остальные еще мо ложе, но учатся, опытом запа саются. Недаром только за два рейса шесть матросов сдали экзамен на мастера по добыче. Это и радует, и не очень. Ведь трое-то из них ушли на другие суда. Как же, выше ква лификация — подавай и новую должность, соответствующую'. Из сдавших экзамены остались здесь только брат мой Алек сандр и Степанов. Оба сейчас помощниками у меня работают. Оба учатся в заочной школе моряков. Брат в десятом, а Вя чеслав в восьмом классе. На место ушедших взяли новых матросов — опять учи! Хорошо еще, что сметливый народ все попадается, быстро усваивают. Поэтому в рейсе и задержек из-за ремонта трала не было, а работать иногда приходилось даже на очень тя желых грунтах. Чинить-то у нас каждый матрос может. Как навалимся всей вахтой, дыр й рвани словно и не бывало. А ведь однажды даже такое дело было, что экипажи других судов не выдержали, ушли из такого района, где рыба хоро шая была. Невмоготу стало, тралы рвались страшно. «Зла тоуст», однако, выстоял. Ко нечно, не только наша, то есть палубной команды, заслуга. Су доводители — молодцы! Рыба держалась узкой полоской. При чем там, где рыба, тралы рва лись меньше, чуть в сторону — больше. Вот они и стара лись «утюжить» только по «по лоске». Получалась двойная выгода: улов больше, а дыр на траловом мешке меньше. Ко нечно, кое-что зависело и от вооружения трала, но об этом я расскажу ниже. Везде стараются спускать и поднимать трал побыстрее. Мы тоже. В общем и спуск и подъ ем успевали сделать за 32 ми нуты вместо 42 по норме. Как это у вас получается? Такой вопрос задали нам моря ки с траулера «Н. Остров ский». когда мы вместе стояли у плавбазы «Северодвинск». ПОМОГАЯ ДРУГ ДРУГУ Как обычно, комплексные смены у нас соревнуются друг с другом. Через каждые десять суток в салоне вывешивается таблица, в которой указывают ся основные показатели работы смен. Тут и время на спуск и подъем трала, и уборка рыбы, и заморозка. Но в прошлом рейсе соревно вались особенно . упорно. Все чувствовали, что дела идут хо рошо и старались вовсю, что бы результаты были еще луч ше. Сначала впереди шла вто рая комплексная смена. Но мы поднажали и к концу рейса вышли все-таки на первое ме сто. и получили вымпел. Всюду у нас много хороших работников, которые готовы в любую минуту придти на по мощь менее опытным. Когда-то таким был и я сам. Мне мно го помогли Анатолий Боронец и Александр Коноплянко. Нако нец, я освоил даже самое труд ное в работе матроса — чин ку орудий лова. И. ИВАНЦОВ, матрос первого класса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz