Рыбный Мурман. 1961 г. Апрель.
Д о р о г у с к о р о с г г s o м у Я ОНАЯ и вюе- ОГОТК) н н я я программа далъ- вейшего развития сельского хозяйст ва, вьгработанэдая январскии Пле нумом ЦК КПСС, вдохновила тру- жеявков села на борьбу за даль нейший подъем всех отраслей еелънжохоаяйствешинх) щюизвод- сша. Яркое свидетельство этого — эоиальные сююещамя передовиков сельского хозяйства в Ростове, Тшишси, Воронеже, Москве, Свердловске, Новосибирске. Ал- ма-Ате. Эти совещания убедительно по казали реальную возможность в максимально короткие сроки до биться резкого увеличестил произ водства продуктов земледелия и животноводства и уже в нынеш нем году сделать крупный шаг в:юред. В решениях Пленума ЦК, в вы ступлениях товарища Н. С. Хру щева ка Пленуме и на зональных совещаниях подчеркивается, что теперь, когда программа действий огсределена, центр тяжести дол жен б|,ггь перенесен на организа ции масс, на упорную, каждо дневную практическую работу. Дело сейчас за тем, чтобы при вести в действие огромные резер вы, правильно расставить кадры. — Передовики сельскохозяйст венного производства, — сказал Н. С. Хрущев на январском Пле нуме ЦК КПСС, — это товари щи. наши маяки, указывающие путь к образцовому ведению сель ского хозяйства, к высшей про- изиотительности. Решения яивлрского Пленума ПК КПСС, направленные на уве личение продуктов питания в на шей стране, целиком относятся и к рыбной промышленности. В деле промышленного рыбо- аоествт пути повышения произ водительности труда и увеличения добычи рыбы очень разнообразны л многочисленны. Но так же, как в в других отраслях народного хозяйства, они берут свое начало в -прогрессе техники, в совершен ствовании .приемов и методов ра боты, в постоянном улучшения организации производства. Одним из значительных источ ников повышения производитель ности и достижения высших вы- f Ловов рыбы является повышение скорости судна во врекя трале ния. Это то новое, передовое, что должно сыграть «решающую роль в деле даноро^шхго выполнения се- милетюи и тех задач, которые XXI съезд партии поставил перед рыбной промышленностью. Идея скоростноготраления в тра ловом флоте существует уже не сколько лет. Но попытки претво рить эту идею в жизнь заканчи вались неудачами. Много было в этом деле неясного. Ню теперь это уже не идея, а сама ждань, реаль ная действительность. Скорост ное тралеше дает ощутимые ре зультаты повышения добычи ры бы. На первом этапе скоростного траления большим препятствием к его внедрению явилось мнение, что скоростное тралеше ячсобы создает необычную перегрузку главному двигателю, что может привести к его быстрому износу. По решению совнархоза в те чение января — марта этого го да на нашем корабле прово дились комплексные испытания и экспериментальные работы по определяют эффективности ско ростного траления и возможности его внедрения. На траулере было I I научных работайков. Сравни тельные траления с другими ко раблями, раоотаваиитии да парал лельных курсах, показали, что при повышении скорости «а один узел улов увеличивается на 30 процентов. Метод скоростного траления был успешно применен коллекти вом траулера «Некрасов» еще ле том 1960 года. Благодаря при менению больших скоростей тра ления, доходивших, до 5 я боль ше узлов, против нормальной ско рости 3,2 узла, наш корабль за три месяца работы получил сред несуточный вылов, превышавший яа 28 процентов среднесуточный №люе кораблей, промышлявших в одной группе с нами. Применение большой скорости траления позволило (нашему кол лективу не только преодолеть от ставание, имевшее место в нача ле года, 1 »о выйти в число пере довых коллекти вов и добиться на ивысшего вылова за год по всему траловому флоту в масштабе Союза. Еще в прошлом году о скорост ном тралении мы дважды расска зывали т радиосовещаниях ка питанов в районе промысла, де лились слоим опытом. Вначале многие капитаны возражали про тив скоростного тралеиия, гово рили о недопустимости большой скорости при тралении, так как яри этом якобы закрывается трал. Приводили и много других возражений. Но практика успеш ной работы траулера «Некрасов» опровергла их. Теплотехнические испытание, проведенные в этом рейсе, пока зали также, что утверждение о необычной перегрузке главного двигателя и быстром его износе не имеет под собой никакой поч вы. В результате проведения экспе риментальных работ не осталось ни одного неясного вопроса. Те перь уже ничто не должно задер живать широкое внедрение ско ростного траления — этого ново го, прогрессивного метода работы в промышленном рыболовстве. Проблему скоростного тралеиия в промышленном рыболовстве •нююно сравнить с проблемой ско ростного резания металла. Завое вывая свои права, проблема ско ростной обработки металла встре чала огромные трудности и, ка залось, непреодолимые препятст вия. Но в конце концов она по бедила и сыграла выдающуюся рать в деле повышения произво дительности труда, в развитии на родного хозяйства нашей страны. Скоростное траление должно приобрести евои законные права, сыграть такую же выдающуюся роль в промышленном рыболов стве. Н. ЕЛФИМОВ, капитан- директор траулера €Некра сов». БАРЕНЦЕВО МОРЕ В южной части моря будут продолжаться массовые подхо ды мойвы к побережью, гл а в ным образом в Норвежский желоб , в Варангер-фиорд, к полуострову Рыбачьему и в Мотов ский залив. Восточнее Кольского меридиана значи тельных подходов мойвы ожи д ать не следует. Д ви гаясь вслед за мойвой, ровная и м елкая треска создаст промысловые концентрации в Норвежском желобе, на восто ке Нордкинокой банки, на Фин- маркенской и Рыбачьей банках . Промысловое значение М ур манской банки будет п адать , при постепенном ухудшении размерного состава уловов, т а к к а к этот район может по полняться только мелкой трес кой, мигрирующей с востока. На Демидовской банке флот смож ет облавливать промысло вые концентрации смешанного ассортимента: в центральных к в ад р а т а х — треску , в з ап а д ных — пикшу, треску и золо тистого окуня . В целом, однако , ни в одном из районов южной части моря не следует ожидать высокой плотности промысловых кон центраций. Наиболее производительно сможет работать флот в райо не Копытова, преимущественно на зап аде , вдоль св ал а . В юж* ных к в адр ат ах этого района б>Дут преобладать самки окуня-, клювача, средней длиною около 40 см ; в северных к в адр ат ах —* самцы , длиною 35—37 см. Пик промысла, очевидно, придется на вторую половину апреля. :. С улучшением ледовой об становки может быть возобнов лен промысел равной трески на Медвежннской банке. ДАЛЬНИЕ ЗАПАДНЫЕ РАЙОНЫ Плотные и устойчивые кон центрации преднерестовой трес ки сохранятся на юге Л аб р ад о ра ; возможно их медленное смещение на юг, в пограничные к в адр аты Северной Ньюфаунд лендской банки. Морской окунь б удет распространен по овалу Северной Ньюфаундлендской банки и на банке Флемиш-Кап. На больших глубинах в южной части Большой Ньюфаундленд ской банки возможен успеш ный промысел трески и пикши. Благоприятная сырьевая ба за сложится у Западной Грен- Брянск. Коллектив Брянско го машиностроительного заво да, включившись в соревнова ние за достойную встречу XXII съезда КПСС, обязался в этом году начать серийное произ водство дизелей мощностью в 9.000 лошадиных сил, предназ наченных для морского флота. В цехах предприятия идет обработка деталей и сборка уз лов паровых дизелей. Устанав ливаются : уникальные станки. На снимке: сборка коленча того вала дизеля. Слева напра во — передовые слесари ди зельного цеха П. И. Блинов, бригадир Н. А. Шиндиков и В. Н. Водичев. Фотохроника ТАСС. — О-хо-хо! — рж авым голо сом проскрипел старый Болт фланца гребного в ал а . — Пой ти наверх, что ли, освежиться чуток. — Следует , — повернулась скрипуче вокруг стержня Контр гай ка . — Это неплохо — по дыш ать морским ветром. А то совсем з арж ав еем от безделья . И они ручка об ручку попле лись на палубу катер а «Ази м у т » , где вместе выполняли свои несложные закрепитель ные обязанности. На корме с е ли рядком , свесили ножки эа борт. Старый Болт поглядел на тускло просвечивающий в обла к ах дне* Л уны , зевнул т ак , что челюсти затрещ али , и слова у г нетенно вздохнул . — И эа что дам такое н а казание? — спросил он, адре суясь в пространство, но пре красно зн ая , что его собесед ница сочувственно внимает к аж д ом у его слову . Болт был ветераном , а Контргайку по ставили на гребной вал лишь во время последнего ремонта. До этого она пылилась где-то на с кл ад ах . Громкие вздохи старого Бол т а , далеко разносившиеся в ночной тишине, привлекли вни мание всех других Болтов и Гаек. Они повылезали из сво их гнезд и тож е заявились на палубу . Какой-то самоуверен ный Болтик, из новичков иопро- . бовал пошутить: t .— Вы, папаша Болт, так вздыхаете , что д аж е катер качается . — Не вздохи мои его, к ач а ют, — угрюмо, не приняв шут ки, лязгн ул Болт, — бездуш ное отношение некоторых ру ководителей тралового флота довело его до ручки. , ___, ^ * > С Л Ь С Г Ы 4 Ь с м т а ю ь }] } ш о о л м ь с И старый Болт, освеживший ся на ветерке , вдохновленный присутствием такой большой аудитории, произнес пламен ную речь: — Наш «А зим ут» был когда- то добрым работягой. Он вер но нес свою сл уж б у . Бывало , наш первый капитан шлепал его по обшивке и говорил т а кие похвальные слова : «А и добрый ты труженик , «Ази м ут » . Цены тебе нет. Усерден, безотказен , терпелив, вынос лив» . Но вот отдали катер трало вому флоту. И в несколько лет его здесь из быстроходного судна чпревратили в разбитую калош у. Прислушайтесь, к ак хлещет вода в щель обшивки. Щель-то вся — тьфу, плюнуть н екуда . Но д аж е такую мелочь ; нерадивые хозяева п о ч т и т ь не могут . Который у ж е день око- ; лачивает «А зим ут» свои борта у разных причалов. П у гаем ся . мы под ногами у больших су- : дов , н гоняют цре с места на j место... В этом месте монолог рас- | холившегося Болта прервал писк ехидного Болтика: А* к уд а - наша команда ■ смотрит? • •- : К уд а надо, т у д а и смот рит. Что ей — приятно впу стую здесь прохлаж даться? Старший механик Смолин и старшина катер а Ильин все пороги у начальства обили. В ' беготне по начальству рекор ды , наверно, поставили и ско- Меры приняты «РУКИ ВМЕСТО МАШИНЫ» Главный инженер управления ландии, однако погода и ледо- трахового флота тов. Ульянов со- в а я обстановка могут сильно обкцил редакции о принятых ме- затруднить промысел, рах по этой корреспонденции, УСЛОВИЯ ПРОМЫСЛА опубликованной в номере от СЕЛЬДИ 2 м арта 1961 года. g апреле после мереста Вопросом модернизации глази- ееЛЬдЬ отойдет от контннен- ровочной машины занимается тех- сального с в ал а . До середины ничегкий отдел. Испытание маши- месЯца возможен промысел от- ны будет проведено на большом нерестившейся сельди в районе рефрижераторном траулере «Мур- Норвежского и Лофотенского манск». Рассчитываем, что после мелководий. Н ар яд у с этим в модернизации машины условия начале апреля следует ож и д ат ь труда глазировщиков улучшатся. подхода преднерестовых скоп- сПРОМЫСЕЛ БЫЛ СОРВАН» лвиий в районы Лофотен и Ф а - * рерских островов. Успешный Директор судоверфи тов. Посе- Пр0МЫС^л возможен и в Север - цельский сообщил редакции, что вом море при условии сн абж е но корреспонденции, опубликован- ния КОра блей мелкоячейными ной под таким заголовком в га - с€ТЯми дл я облова банковой зете от 23 м ар та 1961 года , при- оеЛЬДИв няты меры. В целях предупрежу л абораторин до„ны* рыб дения выхода из строя бортового ПИНРО ролика изменены иоиструкци» ро- ■ сельдк 11 " " г о лика и крепление его к палубе судна. ваши марафонцы стучат*ля во все двф)и подряд : на с у д о - 1 верфь, снова в Абрам-мыс^" опять на с у до* » верфь, опять в Р е * : ро марофонцамн станут. Шутка ли это—«о 20-—Э0 ки лометров в день покрывают. И вое рысью, ибо началь ство на месте не а д а т , лови его, где можешь. Слушайте меня, и я вам по ведаю историю, которая заста вит вас и плакать, и смеять ся. По просьбе команды ваше го катера в управлении трало вого флота сочинили такую бу магу: «Директору судоремонтного завода № 2 тов. Дзятко. Про сим вас произвести слипов*- нме или докование рейдового катера «Азимут» с последую щими работами согласно ведо мости». А в ведомости указано, что нужно сделать: подтянуть боигг крепления фланца гребного ва ла — то есть меня, старого Болта. Подтянуть Контргайку гребного вала — вон она, эта Г ай ка , рядом оидат. Не ух мыляйся , злоязычный Болтик — в ведомости отмечено, что и тебя надо подтянуть , и дру гие болты и гайки . А главное -— заварить щель. Двинулись Смолин и Ильин с этой бумагой на завод . Там отказали . В управлении напи сали новый документ — в Ре- ти некие мастерские Архангель ского совнархоза. Но там ре конструировали слип, И пошли i тннекие мастер* т } ские, в Териберку/ м еще раз в Аб- рам-мысскне ма*, стерские. Но увы..* Старый Болт патетичесв* воздел очи горе, и его слуша тели поняли, что все хождения оказались напрасными. Даже легкомысленного Болтина врой няло. Он тенькнул: — А что же флотское на* чальство смотрит?. ! Старый Болт не успел отве* теть. Звеня и подпрыгивая, ж мим подкатился крошечный Винтик на двери щ рубке * истошно заголосил: — Полундра! Свистать *сеж наверх! Имею важное вообще*1 вне! И Винтик, захлебываясь, но», ведал, как в замочную сиважш! ■у подслушал разговор иомэнн* ды. Оказывается, С ш ом ш 9 Ильин снова посетили замести^; теля главного инженера флот* Левкина. Он сказал нм, w ra они ему надоели. «Что же, то нуть прикажете?» — опросил* ходоки. «Да хоть тоните», —* равнодушно ответил заместии тель. Контргайка пугливо огляну* лась, боязливо сказала: — Болтаете вы тут, Болты, а, может, мы уже тонем? , Высказав это, Контргайка задала стрекача на берег. Ста рый Болт плюнул ей вслед и поплелся к себе: он был пат риотом «Азимута». А. ТЮПИН. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 4 апреля 1961 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz