Рыбный Мурман. 1961 г. Апрель.

Д о р о г у с к о р о с г г s o м у Я ОНАЯ и вюе- ОГОТК) н н я я программа далъ- вейшего развития сельского хозяйст­ ва, вьгработанэдая январскии Пле­ нумом ЦК КПСС, вдохновила тру- жеявков села на борьбу за даль­ нейший подъем всех отраслей еелънжохоаяйствешинх) щюизвод- сша. Яркое свидетельство этого — эоиальные сююещамя передовиков сельского хозяйства в Ростове, Тшишси, Воронеже, Москве, Свердловске, Новосибирске. Ал- ма-Ате. Эти совещания убедительно по­ казали реальную возможность в максимально короткие сроки до­ биться резкого увеличестил произ­ водства продуктов земледелия и животноводства и уже в нынеш­ нем году сделать крупный шаг в:юред. В решениях Пленума ЦК, в вы­ ступлениях товарища Н. С. Хру­ щева ка Пленуме и на зональных совещаниях подчеркивается, что теперь, когда программа действий огсределена, центр тяжести дол­ жен б|,ггь перенесен на организа­ ции масс, на упорную, каждо­ дневную практическую работу. Дело сейчас за тем, чтобы при­ вести в действие огромные резер­ вы, правильно расставить кадры. — Передовики сельскохозяйст­ венного производства, — сказал Н. С. Хрущев на январском Пле­ нуме ЦК КПСС, — это товари­ щи. наши маяки, указывающие путь к образцовому ведению сель­ ского хозяйства, к высшей про- изиотительности. Решения яивлрского Пленума ПК КПСС, направленные на уве­ личение продуктов питания в на­ шей стране, целиком относятся и к рыбной промышленности. В деле промышленного рыбо- аоествт пути повышения произ­ водительности труда и увеличения добычи рыбы очень разнообразны л многочисленны. Но так же, как в в других отраслях народного хозяйства, они берут свое начало в -прогрессе техники, в совершен­ ствовании .приемов и методов ра­ боты, в постоянном улучшения организации производства. Одним из значительных источ­ ников повышения производитель­ ности и достижения высших вы- f Ловов рыбы является повышение скорости судна во врекя трале­ ния. Это то новое, передовое, что должно сыграть «решающую роль в деле даноро^шхго выполнения се- милетюи и тех задач, которые XXI съезд партии поставил перед рыбной промышленностью. Идея скоростноготраления в тра­ ловом флоте существует уже не­ сколько лет. Но попытки претво­ рить эту идею в жизнь заканчи­ вались неудачами. Много было в этом деле неясного. Ню теперь это уже не идея, а сама ждань, реаль­ ная действительность. Скорост­ ное тралеше дает ощутимые ре­ зультаты повышения добычи ры­ бы. На первом этапе скоростного траления большим препятствием к его внедрению явилось мнение, что скоростное тралеше ячсобы создает необычную перегрузку главному двигателю, что может привести к его быстрому износу. По решению совнархоза в те­ чение января — марта этого го­ да на нашем корабле прово­ дились комплексные испытания и экспериментальные работы по определяют эффективности ско­ ростного траления и возможности его внедрения. На траулере было I I научных работайков. Сравни­ тельные траления с другими ко­ раблями, раоотаваиитии да парал­ лельных курсах, показали, что при повышении скорости «а один узел улов увеличивается на 30 процентов. Метод скоростного траления был успешно применен коллекти­ вом траулера «Некрасов» еще ле­ том 1960 года. Благодаря при­ менению больших скоростей тра­ ления, доходивших, до 5 я боль­ ше узлов, против нормальной ско­ рости 3,2 узла, наш корабль за три месяца работы получил сред­ несуточный вылов, превышавший яа 28 процентов среднесуточный №люе кораблей, промышлявших в одной группе с нами. Применение большой скорости траления позволило (нашему кол­ лективу не только преодолеть от­ ставание, имевшее место в нача­ ле года, 1 »о выйти в число пере­ довых коллекти­ вов и добиться на­ ивысшего вылова за год по всему траловому флоту в масштабе Союза. Еще в прошлом году о скорост­ ном тралении мы дважды расска­ зывали т радиосовещаниях ка­ питанов в районе промысла, де­ лились слоим опытом. Вначале многие капитаны возражали про­ тив скоростного тралеиия, гово­ рили о недопустимости большой скорости при тралении, так как яри этом якобы закрывается трал. Приводили и много других возражений. Но практика успеш­ ной работы траулера «Некрасов» опровергла их. Теплотехнические испытание, проведенные в этом рейсе, пока­ зали также, что утверждение о необычной перегрузке главного двигателя и быстром его износе не имеет под собой никакой поч­ вы. В результате проведения экспе­ риментальных работ не осталось ни одного неясного вопроса. Те­ перь уже ничто не должно задер­ живать широкое внедрение ско­ ростного траления — этого ново­ го, прогрессивного метода работы в промышленном рыболовстве. Проблему скоростного тралеиия в промышленном рыболовстве •нююно сравнить с проблемой ско­ ростного резания металла. Завое­ вывая свои права, проблема ско­ ростной обработки металла встре­ чала огромные трудности и, ка­ залось, непреодолимые препятст­ вия. Но в конце концов она по­ бедила и сыграла выдающуюся рать в деле повышения произво­ дительности труда, в развитии на­ родного хозяйства нашей страны. Скоростное траление должно приобрести евои законные права, сыграть такую же выдающуюся роль в промышленном рыболов­ стве. Н. ЕЛФИМОВ, капитан- директор траулера €Некра­ сов». БАРЕНЦЕВО МОРЕ В южной части моря будут продолжаться массовые подхо­ ды мойвы к побережью, гл а в ­ ным образом в Норвежский желоб , в Варангер-фиорд, к полуострову Рыбачьему и в Мотов ский залив. Восточнее Кольского меридиана значи­ тельных подходов мойвы ожи­ д ать не следует. Д ви гаясь вслед за мойвой, ровная и м елкая треска создаст промысловые концентрации в Норвежском желобе, на восто­ ке Нордкинокой банки, на Фин- маркенской и Рыбачьей банках . Промысловое значение М ур­ манской банки будет п адать , при постепенном ухудшении размерного состава уловов, т а к к а к этот район может по­ полняться только мелкой трес­ кой, мигрирующей с востока. На Демидовской банке флот смож ет облавливать промысло­ вые концентрации смешанного ассортимента: в центральных к в ад р а т а х — треску , в з ап а д ­ ных — пикшу, треску и золо­ тистого окуня . В целом, однако , ни в одном из районов южной части моря не следует ожидать высокой плотности промысловых кон­ центраций. Наиболее производительно сможет работать флот в райо­ не Копытова, преимущественно на зап аде , вдоль св ал а . В юж* ных к в адр ат ах этого района б>Дут преобладать самки окуня-, клювача, средней длиною около 40 см ; в северных к в адр ат ах —* самцы , длиною 35—37 см. Пик промысла, очевидно, придется на вторую половину апреля. :. С улучшением ледовой об­ становки может быть возобнов­ лен промысел равной трески на Медвежннской банке. ДАЛЬНИЕ ЗАПАДНЫЕ РАЙОНЫ Плотные и устойчивые кон­ центрации преднерестовой трес­ ки сохранятся на юге Л аб р ад о ­ ра ; возможно их медленное смещение на юг, в пограничные к в адр аты Северной Ньюфаунд­ лендской банки. Морской окунь б удет распространен по овалу Северной Ньюфаундлендской банки и на банке Флемиш-Кап. На больших глубинах в южной части Большой Ньюфаундленд­ ской банки возможен успеш­ ный промысел трески и пикши. Благоприятная сырьевая ба­ за сложится у Западной Грен- Брянск. Коллектив Брянско­ го машиностроительного заво­ да, включившись в соревнова­ ние за достойную встречу XXII съезда КПСС, обязался в этом году начать серийное произ­ водство дизелей мощностью в 9.000 лошадиных сил, предназ­ наченных для морского флота. В цехах предприятия идет обработка деталей и сборка уз­ лов паровых дизелей. Устанав­ ливаются : уникальные станки. На снимке: сборка коленча­ того вала дизеля. Слева напра­ во — передовые слесари ди­ зельного цеха П. И. Блинов, бригадир Н. А. Шиндиков и В. Н. Водичев. Фотохроника ТАСС. — О-хо-хо! — рж авым голо­ сом проскрипел старый Болт фланца гребного в ал а . — Пой­ ти наверх, что ли, освежиться чуток. — Следует , — повернулась скрипуче вокруг стержня Контр­ гай ка . — Это неплохо — по­ дыш ать морским ветром. А то совсем з арж ав еем от безделья . И они ручка об ручку попле­ лись на палубу катер а «Ази­ м у т » , где вместе выполняли свои несложные закрепитель­ ные обязанности. На корме с е ­ ли рядком , свесили ножки эа борт. Старый Болт поглядел на тускло просвечивающий в обла­ к ах дне* Л уны , зевнул т ак , что челюсти затрещ али , и слова у г ­ нетенно вздохнул . — И эа что дам такое н а ­ казание? — спросил он, адре­ суясь в пространство, но пре­ красно зн ая , что его собесед­ ница сочувственно внимает к аж д ом у его слову . Болт был ветераном , а Контргайку по­ ставили на гребной вал лишь во время последнего ремонта. До этого она пылилась где-то на с кл ад ах . Громкие вздохи старого Бол­ т а , далеко разносившиеся в ночной тишине, привлекли вни­ мание всех других Болтов и Гаек. Они повылезали из сво ­ их гнезд и тож е заявились на палубу . Какой-то самоуверен­ ный Болтик, из новичков иопро- . бовал пошутить: t .— Вы, папаша Болт, так вздыхаете , что д аж е катер качается . — Не вздохи мои его, к ач а ­ ют, — угрюмо, не приняв шут­ ки, лязгн ул Болт, — бездуш ­ ное отношение некоторых ру­ ководителей тралового флота довело его до ручки. , ___, ^ * > С Л Ь С Г Ы 4 Ь с м т а ю ь }] } ш о о л м ь с И старый Болт, освеживший­ ся на ветерке , вдохновленный присутствием такой большой аудитории, произнес пламен­ ную речь: — Наш «А зим ут» был когда- то добрым работягой. Он вер­ но нес свою сл уж б у . Бывало , наш первый капитан шлепал его по обшивке и говорил т а ­ кие похвальные слова : «А и добрый ты труженик , «Ази­ м ут » . Цены тебе нет. Усерден, безотказен , терпелив, вынос­ лив» . Но вот отдали катер трало­ вому флоту. И в несколько лет его здесь из быстроходного судна чпревратили в разбитую калош у. Прислушайтесь, к ак хлещет вода в щель обшивки. Щель-то вся — тьфу, плюнуть н екуда . Но д аж е такую мелочь ; нерадивые хозяева п о ч т и т ь не могут . Который у ж е день око- ; лачивает «А зим ут» свои борта у разных причалов. П у гаем ся . мы под ногами у больших су- : дов , н гоняют цре с места на j место... В этом месте монолог рас- | холившегося Болта прервал писк ехидного Болтика: А* к уд а - наша команда ■ смотрит? • •- : К уд а надо, т у д а и смот­ рит. Что ей — приятно впу­ стую здесь прохлаж даться? Старший механик Смолин и старшина катер а Ильин все пороги у начальства обили. В ' беготне по начальству рекор­ ды , наверно, поставили и ско- Меры приняты «РУКИ ВМЕСТО МАШИНЫ» Главный инженер управления ландии, однако погода и ледо- трахового флота тов. Ульянов со- в а я обстановка могут сильно обкцил редакции о принятых ме- затруднить промысел, рах по этой корреспонденции, УСЛОВИЯ ПРОМЫСЛА опубликованной в номере от СЕЛЬДИ 2 м арта 1961 года. g апреле после мереста Вопросом модернизации глази- ееЛЬдЬ отойдет от контннен- ровочной машины занимается тех- сального с в ал а . До середины ничегкий отдел. Испытание маши- месЯца возможен промысел от- ны будет проведено на большом нерестившейся сельди в районе рефрижераторном траулере «Мур- Норвежского и Лофотенского манск». Рассчитываем, что после мелководий. Н ар яд у с этим в модернизации машины условия начале апреля следует ож и д ат ь труда глазировщиков улучшатся. подхода преднерестовых скоп- сПРОМЫСЕЛ БЫЛ СОРВАН» лвиий в районы Лофотен и Ф а - * рерских островов. Успешный Директор судоверфи тов. Посе- Пр0МЫС^л возможен и в Север - цельский сообщил редакции, что вом море при условии сн абж е ­ но корреспонденции, опубликован- ния КОра блей мелкоячейными ной под таким заголовком в га - с€ТЯми дл я облова банковой зете от 23 м ар та 1961 года , при- оеЛЬДИв няты меры. В целях предупрежу л абораторин до„ны* рыб дения выхода из строя бортового ПИНРО ролика изменены иоиструкци» ро- ■ сельдк 11 " " г о ­ лика и крепление его к палубе судна. ваши марафонцы стучат*ля во все двф)и подряд : на с у д о - 1 верфь, снова в Абрам-мыс^" опять на с у до* » верфь, опять в Р е * : ро марофонцамн станут. Шутка ли это—«о 20-—Э0 ки­ лометров в день покрывают. И вое рысью, ибо началь­ ство на месте не а д а т , лови его, где можешь. Слушайте меня, и я вам по­ ведаю историю, которая заста­ вит вас и плакать, и смеять­ ся. По просьбе команды ваше­ го катера в управлении трало­ вого флота сочинили такую бу­ магу: «Директору судоремонтного завода № 2 тов. Дзятко. Про­ сим вас произвести слипов*- нме или докование рейдового катера «Азимут» с последую­ щими работами согласно ведо­ мости». А в ведомости указано, что нужно сделать: подтянуть боигг крепления фланца гребного ва­ ла — то есть меня, старого Болта. Подтянуть Контргайку гребного вала — вон она, эта Г ай ка , рядом оидат. Не ух­ мыляйся , злоязычный Болтик — в ведомости отмечено, что и тебя надо подтянуть , и дру­ гие болты и гайки . А главное -— заварить щель. Двинулись Смолин и Ильин с этой бумагой на завод . Там отказали . В управлении напи­ сали новый документ — в Ре- ти некие мастерские Архангель­ ского совнархоза. Но там ре­ конструировали слип, И пошли i тннекие мастер* т } ские, в Териберку/ м еще раз в Аб- рам-мысскне ма*, стерские. Но увы..* Старый Болт патетичесв* воздел очи горе, и его слуша­ тели поняли, что все хождения оказались напрасными. Даже легкомысленного Болтина врой няло. Он тенькнул: — А что же флотское на* чальство смотрит?. ! Старый Болт не успел отве* теть. Звеня и подпрыгивая, ж мим подкатился крошечный Винтик на двери щ рубке * истошно заголосил: — Полундра! Свистать *сеж наверх! Имею важное вообще*1 вне! И Винтик, захлебываясь, но», ведал, как в замочную сиважш! ■у подслушал разговор иомэнн* ды. Оказывается, С ш ом ш 9 Ильин снова посетили замести^; теля главного инженера флот* Левкина. Он сказал нм, w ra они ему надоели. «Что же, то­ нуть прикажете?» — опросил* ходоки. «Да хоть тоните», —* равнодушно ответил заместии тель. Контргайка пугливо огляну* лась, боязливо сказала: — Болтаете вы тут, Болты, а, может, мы уже тонем? , Высказав это, Контргайка задала стрекача на берег. Ста­ рый Болт плюнул ей вслед и поплелся к себе: он был пат­ риотом «Азимута». А. ТЮПИН. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 4 апреля 1961 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz