Рыбный Мурман. 1961 г. Апрель.
НеписанЬш закон ! е с л и н е н а л а ж е н т ы л . . . Наметили новые ориентиры О СЛЕСАРНО - ДИЗЕЛЬ- " НОМ цехе судоверфи тру дится дружный коллектив. Он не раз выходил в число пере довых на заводе. Хорошо по работали слесари и станочники в прошлом месяце. План мар та завершен на 109,7 процен та, а производительность тру да на одного рабочего соста вила 115 процентов. Отличных успехов систематически доби ваются бригады коммунистиче ского труда, которыми руко водят опытные слесари тт. Донсков и Щукин, а также коллективы, возглавляемые Ро- жиным, Абрамицким и другие. В цехе налажены произ водственная учеба, передача передового опыта, ведется борьба за чистоту и порядок на каждом рабочем месте, а также иа территории вокруг корпуса. В I960 году около здания цеха был разбит сквер, сделана волейбольная пло щадка, подготовлена почва под посадку деревьев нынеш ней весной. В конце прошлой недели в красном уголке состоялось об щее собрание. Сюда пришли люди, чтобы обсудить итоги работы и наметить задачи па ближайшее будущее. Это соб рание вскрыло ряд недостат ков в деятельности цеха, на метило пути дальнейшего дви жения вперед. Коллектив решил включить ся в борьбу за зваиме цеха коммунистического труда и принял на себя большие и от ветственные обязательства. Судоремонтники дали слово выполнить план 10 месяцев третьего года семилетки до срочно — ко дню открытия XXII съезда Коммунистиче ской партии, выпускать про дукцию только хорошего каче ства. Судоподъемный цех судоверфи борется эа звание коллектива коммунистического тр уд а . Инициатором этого патриотического дела явилась бригада , во з гл а вл я ем а я тов. Колотиловым. Она насчитывает в своих р я д а х 22 человека. Это старательные труженики , не ж алею щие ни сил, ни времени дл я выполнения заданий. Успешно работает и бригада плотников во гл аве с тов. Абрамо вым . Это очень важно для рабочих судоподъемного уч астк а , пото м у что их работа взаимосвязана . Если плотники выполнят дневное задание хорошо, то судоподъемщики своевременно произведут спуск или подъем очередного траулера . Взаимная выручка здесь стала неписаным законом, который подсказан самой жизнью. Горячее время для плотников наступает то гда , ко гд а они про изводят замену блоков и головок, готовя к подъему какое-либо судно. На эту операцию д а е т ся очень мало времени — чуть больше часа. Помощь судоподъемщиков позволяет сократить время на 15—20 минут. Недаром в своих обязательствах обе бригады запи сали и такой пункт — овладеть смежными специальностями. Это д а ет возможность трудиться еще лучше. В цехе разведчиков будущего есть люди, которым у ж е присвое но звание ударника коммунистического труд а . Например, кранов щик тов. Собенин. Он не только сам с честью выполняет свои обя зательства , но и стремится, чтобы их выполнили его товарищилОн передал свой опыт многим крановщикам. Труженики судоподъемного цеха судоверфи хотят встретить пер вомайский праздник новыми успехами в труде , сделать еще один шаг на пути к заветной цели — стать коллективом коммунистиче ского труд а . В. ТЕПЛЯКОВ, плотник цеха № 12 судоверфи. Б у к с и р ягаденькяя, а, д е л а . Ч>’ '* I 1 * Экипаж буксира «А. Матросов» (капитан тов. Иевлев, профорг тов. Денисов) одним из первых в транспортно-буксирном флоте включился в соревнование за коммунистический труд. Недавно це ховой комитет профсоюза рассмотрел итоги соревнования за пер вый квартал и пришел к выводу — моряки буксира заслужили это высокое звание. Сотни кораблей переставил маленький буксир с одного места иа другое, сотни кораблей отжал от причала, чтобы дать возмож ность траулеру, возвратившемуся с промысла, стать под выгруз ку. Вот и на этом снимке вы видите, как буксир «А. Матросов» под ходит к траулеру, чтобы выполнить переданное по радио распоря жение диспетчера. Фото Е. Михайловского. Вот наконец закончен дальний переход в район Копытова. Пере ж д а в , пока стихнет шторм, капи тан отдал команду : — Трал за борт. И т у т случилось неожиданное. При взятии ваеров на стопор была сорвана киповая планка левого борта. Несколько часов потеряли моряки. Авария произошла пото му, что болты, которыми крепится планка , оказались ржавыми . Во время почти двухмесячной стоян ки «Меты » в ремонте никто не по заботился об их замене. Корабль выпустили в море, не проверив д е тально, все ли обеспечено для у с пешного ведения промысла. К сожалению, это не единичный случай, когда работники берего вых отделов и сл ужб флота дей ствуют по принципу «отошел т р а у лер в море и хорошо». А хороше го мало. Ежедневно здесь на про мысле выясняется , что то или иное судно ок а зы в а етс я в пролове только потому, что на берегу его плохо отремонтировали, чем-ни- будь не снабдили или допустили оплошность. Явно отстает от других экипа жей , промышляющих в Копытов ском районе, команда траулера «Галич» . Виноваты к этом отнюдь не моряки. После первых ж е тр а лений на судне вышли из строя втулки роликов. Случилось это по тому , что они были чугунными. И судоремонтникам, и работникам механико-судовой службы извест но, что чугун—металл хрупкий и не может выдерживать большой нагрузки. Известно, но они с т а в я т чугун т у д а , где он непригоден. Экономить цветные металлы, ко нечно, нужно, но дел ать это сле д у е т с умом, без ущерба д л я про мысла. На другом борту траулера « Г а лич» втулки роликов старые, но они отлиты из бронзы и поэтому с л уж а т безотказно. Теперь, чтобы перейти с трала на трал , морякам приходится переставлять втулки, а на это каждый раз уходит боль ше часа времени. Сейчас промысловая обстановка в районе Копытова улучшается . Многие экипажи берут хорошие уловы. Но моряки траулера «Дж ан кой » только с завистью смотрят на сводку . У них уловы небольшие. Дело в том, что окунь сейчас ловится на больших г л у бинах, а моряки этого корабля вы нуждены промышлять I а малых из-за отсутствия нужного количе ства ваеров. Работники отдела снабжения тралового флота, очевидно, давно привыкли к нелестным отзывам об их деятельности со стороны. Иначе чем ж е объяснить, что они изо дня в день, из месяца в месяц равнодушно выслушивают одни и те ж е жалобы и нарекания. На днях мы явились свидетеля ми следующего. Находящийся ^ а траулере «Красногвардейски руко водитель промысла тов. Гунин об ратился по радио к капитану од-* ного из отходящих в порт судов с просьбой д а т ь кабели. В эфире долго молчали, а потом смущен но ответили, что кабелей нет. Руководитель промысла вздох нул. Кабелей нет. Он сам не ра з посылал об этом радиограммы снабженцам , но радиограммами ни ваеров, ни кабелей , ни другого промснаряжения не заменишь. Много претензий имеют моряки и к производственному отделу . Орудия лова , которыми сн а бж а ются корабли, оставляют ж ел а т ь много лучшего. Дурной славой пользуются новые траловые меш ки — из них уходит рыба. Имен но поэтому н аход ятся в пролове экипаж траулера «Север » и моря ки р яд а других судов . Сейчас, в горячую пору, ко гд а многотысячный коллектив промыс ловиков борется за ликвидацию образовавшейся задолженности, э а достойную встречу Первомая , мно гое зависит от четкой работы бе реговых отделов и служб . М о р е - это передний край, где моряки ве д у т бой за рыбу, берег—это нх тыл. Но если тыл н ал ажен плохо, то победы добиться очень трудно . (Наш спецкор.) Баренцево море. Пе р е а т т е с т а ци я показывает . В траловом флоте ежегодно проходит проверка знаний су доводительского и судомехани ческого состава. Она дает воз можность судить о том, может ли тот или иной специалист быть командиром производст ва, можно ли его повысить в должности или он забыл мио- -гое, и его надо понизить, что бы потом такой работник раз вивал свои теоретические зна ния и практические навыки. По долгу службы мне не раз приходилось участвовать в ра боте квалификационной ко миссии, и поэтому я хочу по делиться своими наблюдениями. Во время переаттестации выявилось, что некоторые су* доводителн не работают над собой и многое забыли. В на чале января, беседуя с капи таном дальнего плавания тов. Яблочниковым, я убедился в том, что он слабо разбирается в основах судовождения. Бе седу продолжил морской HI* спектор тов. Анохин. На его замечания и дружеские поже лания Яблочников ответил: — Что я купил диплом что да? Главный капитан флота раз жаловал тов. Яблочнвнова ш Третьи штурманы. Подобный же случай произо шел с капитаном тов. Федоро вым. Он также многое забыл из судовождения. Спрашиваю морского инспектора, за кото рым закреплен траулер Фе дорова, почему же капитану доверяют судно, людей? Моринспектор ответил: — Я его эиаю, плавает ом давно, ловит рыбу хорошо, да и до пенсии ему осталось немного, пусть доплавает. Неправильны такие рассуж дения. Капитан должен быть на голову выше своих помощ ников не только в умении ло вить рыбу, но и в знании су доводительских дисциплин. Мало того, он должен быть политически грамотным, хотя он и ие член КПСС. Это нуж но для того, чтобы воспиты вать моряков в духе коммуни стической морали, поддержи вать знания членов экипажа на уровне достижений науки и техники. Когда опрашиваешь штур манский состав, то чувствуешь по ответам, с каким капи таном люди работают. Если ка питан занимается командирской учебой по-настоящему (а не формально, лишь бы поставить в рейсовом отчете «галочку»), то и помощники его отвечают без всяких заминок. И, наобо рот — там, где по-каэенному относятся к делу, там в отве ты судоводителей бледны я малоубедительны. Помощник капитана тов. Бе- резенио не смог назвать части секстана (?!). Некоторые това рищи забыли, как проверять его. Все это говорит, что наши су доводители слишком увлеклись секторными маяками к не бе рут в руки секстан годами. А ведь это основной прибор лю бого судоводителя. Слов нет, секторные маяки — хорошее д аю , особенно тог да, когда корабль находится в центральной части Баренцева моря. Но если траулер плава ет на востоке или на западе, то ошибка в определении сво его места по радиомаякам бы вает довольно значительная. В этом случае всегда выручит астрономия. Известно, что когда не бе решь долгое время высоты све тил. то рука и глаз отвыкают от правильных действий, в оп ределения вкрадываются ошиб ки. Вычислительная техника замедляется, и в конце концов судоводитель забывает важ ную часть своей специальности — астрономию. Надо помнить и то, что мы не только должны безаварийно водить суда, но и безаварийно работать с тралом, вылавли вать максимальное количество рыбы. Для этого надо эиать районы промысла, грунты, хо рошо пользоваться планшета ми, где указаны рекомендован ные «урсы и места задевев. Иные судоводители выска зывают недовольство, когда на переаттестации их спрашивают об орудиях лова. Это дело, го ворят они, мастеров по добы че, а наше — мостик(??). Та кие товарищи глубоко ошиба ются. Из-за незнания орудий лева командным составом эки пажи траулеров в ряде случа ев имеют пролов. Судоводители, изучившие в совершенстве технику рыбо ловства, всегда будут ловить рыбу. А если они хорошо ос- в е в л в . вовеки иосввое рыбы гидроакустическими приборами, ведут траления прицельно, то планы добычи коллектив пере выполнит. В этом надо брать пример с капитанов больших рефрижераторных траулеров. Они трал не спустят до тех пор, пока не найдут хорошую концентрацию рыбы. В дальнейшем наш флот бу дет пополняться крупнотоннаж ными траулерами, оснащенны ми новейшей техникой, ими бу дут командовать инженеры-су доводители и инженеры-меха ники. Вот почему уже сейчас надо развернуть работу но во влечению судоводителей (осо бенно молодых), окончивших средние мореходные училища, ва заочное обучение в высшее мореходное училище. В траловом флоте в настоя щее время работают свыше Bie- стнсет человек командного со става, окончивших в свое вре мя УКК и ШУКС Эти кратко срочные курсы не дают закон ченного средне-технического образования. Судоводители, ме ханики ие будут ^пы таться в должности до тех нор, пока « нуи заочно не окончат среднее мореходное учм нише. С. ЕДЕМСКМИ, канвтак рефрижераторного тра улера «Севастополь». Плохо, когда нет на судне Поддубного В ноябре наш траулер «Н . Ост ровский» отправился на сельдяной промысел. На борт было по груже но различное промысловое воору жение, которое предназначалось для раздачи иа другие с у д а тр а лового флота. Но случилось т ак , что раздавать нам ничего не при шлось. И вот с тех пор это воору жение «висит т яж елым грузом» на финансовых показателях нашего судна. Недавно пришли в порт. От ка питана тов. Скорнякова поступило распоряжение: сдать все обратно на склады отдела снабжения. Но как сдать? С этим пришлось нам немало помытариться. Дали заявку диспетчеру на ав томашину, но он отказал. Пона стояли в торговом порту, к борту корабля не раз подходили маши- ны — привозили банки, напрнмерь и многое другое. Но шоферы от казывались брать ненужное нам траловое вооружение. А у х о д и м машины, кстати сказать, пустыми. Что делать? Был бы у нас в команде знаменитый енлач Иван Поддубный, так на 'себе бы все перетаскал. А у нас спины посла бее. Но, как говорят, выход есть и» любого положения. Тряхнул я своим карманом, н шофер, кото рый перед этим наотрез отказался везти наш груз, мигом сменил гнев на милость. Даже помог при по грузке. От лишнего тралового вооруже ния мы избавились. Но точку ста» вить рано, тем более, что такие же мучения нам приходится испыты вать и при сдаче металлолома. Ви димо, некоторые работники иниак не могут усвоить, что траловый флот — не частная лавочка, а го сударственное предприятие. В. СТРЕЛКОВ, старший мастер по добыче рыбы тра улера «Н. Островский». mSSSSSSSm «РЫБНЫЙ МУРМАН» 20 апреля 196J г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz