Рыбный Мурман. 1961 г. Апрель.

НеписанЬш закон ! е с л и н е н а л а ж е н т ы л . . . Наметили новые ориентиры О СЛЕСАРНО - ДИЗЕЛЬ- " НОМ цехе судоверфи тру­ дится дружный коллектив. Он не раз выходил в число пере­ довых на заводе. Хорошо по­ работали слесари и станочники в прошлом месяце. План мар­ та завершен на 109,7 процен­ та, а производительность тру­ да на одного рабочего соста­ вила 115 процентов. Отличных успехов систематически доби­ ваются бригады коммунистиче­ ского труда, которыми руко­ водят опытные слесари тт. Донсков и Щукин, а также коллективы, возглавляемые Ро- жиным, Абрамицким и другие. В цехе налажены произ­ водственная учеба, передача передового опыта, ведется борьба за чистоту и порядок на каждом рабочем месте, а также иа территории вокруг корпуса. В I960 году около здания цеха был разбит сквер, сделана волейбольная пло­ щадка, подготовлена почва под посадку деревьев нынеш­ ней весной. В конце прошлой недели в красном уголке состоялось об­ щее собрание. Сюда пришли люди, чтобы обсудить итоги работы и наметить задачи па ближайшее будущее. Это соб­ рание вскрыло ряд недостат­ ков в деятельности цеха, на­ метило пути дальнейшего дви­ жения вперед. Коллектив решил включить­ ся в борьбу за зваиме цеха коммунистического труда и принял на себя большие и от­ ветственные обязательства. Судоремонтники дали слово выполнить план 10 месяцев третьего года семилетки до­ срочно — ко дню открытия XXII съезда Коммунистиче­ ской партии, выпускать про­ дукцию только хорошего каче­ ства. Судоподъемный цех судоверфи борется эа звание коллектива коммунистического тр уд а . Инициатором этого патриотического дела явилась бригада , во з гл а вл я ем а я тов. Колотиловым. Она насчитывает в своих р я д а х 22 человека. Это старательные труженики , не ж алею ­ щие ни сил, ни времени дл я выполнения заданий. Успешно работает и бригада плотников во гл аве с тов. Абрамо­ вым . Это очень важно для рабочих судоподъемного уч астк а , пото­ м у что их работа взаимосвязана . Если плотники выполнят дневное задание хорошо, то судоподъемщики своевременно произведут спуск или подъем очередного траулера . Взаимная выручка здесь стала неписаным законом, который подсказан самой жизнью. Горячее время для плотников наступает то гда , ко гд а они про­ изводят замену блоков и головок, готовя к подъему какое-либо судно. На эту операцию д а е т ся очень мало времени — чуть больше часа. Помощь судоподъемщиков позволяет сократить время на 15—20 минут. Недаром в своих обязательствах обе бригады запи­ сали и такой пункт — овладеть смежными специальностями. Это д а ­ ет возможность трудиться еще лучше. В цехе разведчиков будущего есть люди, которым у ж е присвое­ но звание ударника коммунистического труд а . Например, кранов­ щик тов. Собенин. Он не только сам с честью выполняет свои обя­ зательства , но и стремится, чтобы их выполнили его товарищилОн передал свой опыт многим крановщикам. Труженики судоподъемного цеха судоверфи хотят встретить пер­ вомайский праздник новыми успехами в труде , сделать еще один шаг на пути к заветной цели — стать коллективом коммунистиче­ ского труд а . В. ТЕПЛЯКОВ, плотник цеха № 12 судоверфи. Б у к с и р ягаденькяя, а, д е л а . Ч>’ '* I 1 * Экипаж буксира «А. Матросов» (капитан тов. Иевлев, профорг тов. Денисов) одним из первых в транспортно-буксирном флоте включился в соревнование за коммунистический труд. Недавно це­ ховой комитет профсоюза рассмотрел итоги соревнования за пер­ вый квартал и пришел к выводу — моряки буксира заслужили это высокое звание. Сотни кораблей переставил маленький буксир с одного места иа другое, сотни кораблей отжал от причала, чтобы дать возмож­ ность траулеру, возвратившемуся с промысла, стать под выгруз­ ку. Вот и на этом снимке вы видите, как буксир «А. Матросов» под­ ходит к траулеру, чтобы выполнить переданное по радио распоря­ жение диспетчера. Фото Е. Михайловского. Вот наконец закончен дальний переход в район Копытова. Пере­ ж д а в , пока стихнет шторм, капи­ тан отдал команду : — Трал за борт. И т у т случилось неожиданное. При взятии ваеров на стопор была сорвана киповая планка левого борта. Несколько часов потеряли моряки. Авария произошла пото­ му, что болты, которыми крепится планка , оказались ржавыми . Во время почти двухмесячной стоян­ ки «Меты » в ремонте никто не по­ заботился об их замене. Корабль выпустили в море, не проверив д е ­ тально, все ли обеспечено для у с ­ пешного ведения промысла. К сожалению, это не единичный случай, когда работники берего­ вых отделов и сл ужб флота дей­ ствуют по принципу «отошел т р а у ­ лер в море и хорошо». А хороше­ го мало. Ежедневно здесь на про­ мысле выясняется , что то или иное судно ок а зы в а етс я в пролове только потому, что на берегу его плохо отремонтировали, чем-ни- будь не снабдили или допустили оплошность. Явно отстает от других экипа­ жей , промышляющих в Копытов­ ском районе, команда траулера «Галич» . Виноваты к этом отнюдь не моряки. После первых ж е тр а ­ лений на судне вышли из строя втулки роликов. Случилось это по­ тому , что они были чугунными. И судоремонтникам, и работникам механико-судовой службы извест­ но, что чугун—металл хрупкий и не может выдерживать большой нагрузки. Известно, но они с т а в я т чугун т у д а , где он непригоден. Экономить цветные металлы, ко­ нечно, нужно, но дел ать это сле­ д у е т с умом, без ущерба д л я про­ мысла. На другом борту траулера « Г а ­ лич» втулки роликов старые, но они отлиты из бронзы и поэтому с л уж а т безотказно. Теперь, чтобы перейти с трала на трал , морякам приходится переставлять втулки, а на это каждый раз уходит боль­ ше часа времени. Сейчас промысловая обстановка в районе Копытова улучшается . Многие экипажи берут хорошие уловы. Но моряки траулера «Дж ан кой » только с завистью смотрят на сводку . У них уловы небольшие. Дело в том, что окунь сейчас ловится на больших г л у ­ бинах, а моряки этого корабля вы ­ нуждены промышлять I а малых из-за отсутствия нужного количе­ ства ваеров. Работники отдела снабжения тралового флота, очевидно, давно привыкли к нелестным отзывам об их деятельности со стороны. Иначе чем ж е объяснить, что они изо дня в день, из месяца в месяц равнодушно выслушивают одни и те ж е жалобы и нарекания. На днях мы явились свидетеля ­ ми следующего. Находящийся ^ а траулере «Красногвардейски руко­ водитель промысла тов. Гунин об­ ратился по радио к капитану од-* ного из отходящих в порт судов с просьбой д а т ь кабели. В эфире долго молчали, а потом смущен­ но ответили, что кабелей нет. Руководитель промысла вздох­ нул. Кабелей нет. Он сам не ра з посылал об этом радиограммы снабженцам , но радиограммами ни ваеров, ни кабелей , ни другого промснаряжения не заменишь. Много претензий имеют моряки и к производственному отделу . Орудия лова , которыми сн а бж а ­ ются корабли, оставляют ж ел а т ь много лучшего. Дурной славой пользуются новые траловые меш­ ки — из них уходит рыба. Имен­ но поэтому н аход ятся в пролове экипаж траулера «Север » и моря­ ки р яд а других судов . Сейчас, в горячую пору, ко гд а многотысячный коллектив промыс­ ловиков борется за ликвидацию образовавшейся задолженности, э а достойную встречу Первомая , мно­ гое зависит от четкой работы бе­ реговых отделов и служб . М о р е - это передний край, где моряки ве­ д у т бой за рыбу, берег—это нх тыл. Но если тыл н ал ажен плохо, то победы добиться очень трудно . (Наш спецкор.) Баренцево море. Пе р е а т т е с т а ци я показывает . В траловом флоте ежегодно проходит проверка знаний су ­ доводительского и судомехани­ ческого состава. Она дает воз­ можность судить о том, может ли тот или иной специалист быть командиром производст­ ва, можно ли его повысить в должности или он забыл мио- -гое, и его надо понизить, что­ бы потом такой работник раз­ вивал свои теоретические зна­ ния и практические навыки. По долгу службы мне не раз приходилось участвовать в ра­ боте квалификационной ко­ миссии, и поэтому я хочу по­ делиться своими наблюдениями. Во время переаттестации выявилось, что некоторые су* доводителн не работают над собой и многое забыли. В на­ чале января, беседуя с капи­ таном дальнего плавания тов. Яблочниковым, я убедился в том, что он слабо разбирается в основах судовождения. Бе­ седу продолжил морской HI* спектор тов. Анохин. На его замечания и дружеские поже­ лания Яблочников ответил: — Что я купил диплом что да? Главный капитан флота раз­ жаловал тов. Яблочнвнова ш Третьи штурманы. Подобный же случай произо­ шел с капитаном тов. Федоро­ вым. Он также многое забыл из судовождения. Спрашиваю морского инспектора, за кото­ рым закреплен траулер Фе­ дорова, почему же капитану доверяют судно, людей? Моринспектор ответил: — Я его эиаю, плавает ом давно, ловит рыбу хорошо, да и до пенсии ему осталось немного, пусть доплавает. Неправильны такие рассуж­ дения. Капитан должен быть на голову выше своих помощ­ ников не только в умении ло ­ вить рыбу, но и в знании су­ доводительских дисциплин. Мало того, он должен быть политически грамотным, хотя он и ие член КПСС. Это нуж­ но для того, чтобы воспиты­ вать моряков в духе коммуни­ стической морали, поддержи­ вать знания членов экипажа на уровне достижений науки и техники. Когда опрашиваешь штур­ манский состав, то чувствуешь по ответам, с каким капи­ таном люди работают. Если ка­ питан занимается командирской учебой по-настоящему (а не формально, лишь бы поставить в рейсовом отчете «галочку»), то и помощники его отвечают без всяких заминок. И, наобо­ рот — там, где по-каэенному относятся к делу, там в отве­ ты судоводителей бледны я малоубедительны. Помощник капитана тов. Бе- резенио не смог назвать части секстана (?!). Некоторые това­ рищи забыли, как проверять его. Все это говорит, что наши су­ доводители слишком увлеклись секторными маяками к не бе­ рут в руки секстан годами. А ведь это основной прибор лю­ бого судоводителя. Слов нет, секторные маяки — хорошее д аю , особенно тог­ да, когда корабль находится в центральной части Баренцева моря. Но если траулер плава­ ет на востоке или на западе, то ошибка в определении сво­ его места по радиомаякам бы­ вает довольно значительная. В этом случае всегда выручит астрономия. Известно, что когда не бе­ решь долгое время высоты све­ тил. то рука и глаз отвыкают от правильных действий, в оп­ ределения вкрадываются ошиб­ ки. Вычислительная техника замедляется, и в конце концов судоводитель забывает важ­ ную часть своей специальности — астрономию. Надо помнить и то, что мы не только должны безаварийно водить суда, но и безаварийно работать с тралом, вылавли­ вать максимальное количество рыбы. Для этого надо эиать районы промысла, грунты, хо­ рошо пользоваться планшета­ ми, где указаны рекомендован­ ные «урсы и места задевев. Иные судоводители выска­ зывают недовольство, когда на переаттестации их спрашивают об орудиях лова. Это дело, го­ ворят они, мастеров по добы­ че, а наше — мостик(??). Та­ кие товарищи глубоко ошиба­ ются. Из-за незнания орудий лева командным составом эки­ пажи траулеров в ряде случа­ ев имеют пролов. Судоводители, изучившие в совершенстве технику рыбо­ ловства, всегда будут ловить рыбу. А если они хорошо ос- в е в л в . вовеки иосввое рыбы гидроакустическими приборами, ведут траления прицельно, то планы добычи коллектив пере­ выполнит. В этом надо брать пример с капитанов больших рефрижераторных траулеров. Они трал не спустят до тех пор, пока не найдут хорошую концентрацию рыбы. В дальнейшем наш флот бу­ дет пополняться крупнотоннаж­ ными траулерами, оснащенны­ ми новейшей техникой, ими бу­ дут командовать инженеры-су­ доводители и инженеры-меха­ ники. Вот почему уже сейчас надо развернуть работу но во­ влечению судоводителей (осо­ бенно молодых), окончивших средние мореходные училища, ва заочное обучение в высшее мореходное училище. В траловом флоте в настоя­ щее время работают свыше Bie- стнсет человек командного со­ става, окончивших в свое вре­ мя УКК и ШУКС Эти кратко­ срочные курсы не дают закон­ ченного средне-технического образования. Судоводители, ме­ ханики ие будут ^пы таться в должности до тех нор, пока « нуи заочно не окончат среднее мореходное учм нише. С. ЕДЕМСКМИ, канвтак рефрижераторного тра­ улера «Севастополь». Плохо, когда нет на судне Поддубного В ноябре наш траулер «Н . Ост­ ровский» отправился на сельдяной промысел. На борт было по груже ­ но различное промысловое воору­ жение, которое предназначалось для раздачи иа другие с у д а тр а ­ лового флота. Но случилось т ак , что раздавать нам ничего не при­ шлось. И вот с тех пор это воору­ жение «висит т яж елым грузом» на финансовых показателях нашего судна. Недавно пришли в порт. От ка­ питана тов. Скорнякова поступило распоряжение: сдать все обратно на склады отдела снабжения. Но как сдать? С этим пришлось нам немало помытариться. Дали заявку диспетчеру на ав­ томашину, но он отказал. Пона стояли в торговом порту, к борту корабля не раз подходили маши- ны — привозили банки, напрнмерь и многое другое. Но шоферы от­ казывались брать ненужное нам траловое вооружение. А у х о д и м машины, кстати сказать, пустыми. Что делать? Был бы у нас в команде знаменитый енлач Иван Поддубный, так на 'себе бы все перетаскал. А у нас спины посла­ бее. Но, как говорят, выход есть и» любого положения. Тряхнул я своим карманом, н шофер, кото­ рый перед этим наотрез отказался везти наш груз, мигом сменил гнев на милость. Даже помог при по­ грузке. От лишнего тралового вооруже­ ния мы избавились. Но точку ста» вить рано, тем более, что такие же мучения нам приходится испыты­ вать и при сдаче металлолома. Ви­ димо, некоторые работники иниак не могут усвоить, что траловый флот — не частная лавочка, а го ­ сударственное предприятие. В. СТРЕЛКОВ, старший мастер по добыче рыбы тра­ улера «Н. Островский». mSSSSSSSm «РЫБНЫЙ МУРМАН» 20 апреля 196J г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz