Рыбный Мурман. 1961 г. Апрель.

М АЛ ЬЧИШ КИ смотрят на Д о с к у почета, что у с т а ­ новлена у вход а во Дворец I культуры имени С. М. Кирова. — А я этого знаю, — пока­ зы в а ет рукой паренек на одну из фотографий. — Он с уд а ре­ монтирует. Мировой д я д ь к а ,— с гордостью з а такое знаком ­ ство заключил свой монолог мальчишка. Всматриваемся в э т у фотографию. Молодое лицо. Вдумчивый, серь­ езный в з гл яд . Л а ­ коничная подпись сообщает, что это Юрий Сергеев , воз­ главляющий бри гаду коммуни­ стического тр уд а . Но к а к быстро идут собы­ ти я з а событиями! То, что бы­ ло новостью вчера, сегодня стареет . На судоверфи мы у з ­ нали, что Юрий Сергеев с 1 апреля руководит другой бригадой. Он по примеру сер- пуховцев обучает передовым методам тр уд а отстающих то­ варищей. ...Трубопроводный цех. У входа спрашиваем у встретив­ шегося рабочего: « Г д е найти Юрия Сер геева ?» — Сергеева? — повторяет тот. — Пройдите в цех — там его к аж дый знает . А если не о к аж е т с я здесь , ищите на судне , — словоохотливо объ­ ясняет рабочий. — Там тоже разыскать нетрудно — моря­ кам он знаком. ...Сергеев стоял у станка , hi котором трубам придают н у ж ­ ный профиль, и что-то объяс ­ нял д в ум парням. Те внима­ тельно его слушали. Как оказалось позже, Серге­ ев разговаривал у ж е с члена- С ЛАВА коллективам и ударникам коммунистического труда, пере­ довикам и новаторам производства, идущим в первых рядах строи­ т е л е й коммунизма! Опыт лучших сделаем достоянием всех трудя­ щихся! (Из Призывов ЦК КПСС к 1 Мая 1961 года). — ■ ■. . — ± ★ +='- = = = = г ^ ----- Характер коммуниста ми нового коллектива, создан­ ного из «кустарей-одиночек» , к а к в шутку называют в цехе людей, не объединенных в бригады. То были Трофимов и Харитонов, слесари первого ра зряда . А ко гда мы узнали, что у Сергеева пятый разряд , к а к главных , т а к и вспомога­ тельных механизмов. И всегда она отлично справлялась jc заданиями . Этому во многом бригада была обязана своему руководителю. Юрий Сергеев пришел на з а ­ вод мальчишкой. Был учени- стало ясно, почему парни т а к ком. Опытный слесарь, ныне ловили к аж д о е слово бригади­ ра — им есть что перенять у Юрия. В новой бригаде Сергеев не­ давно . Д о этого он руководил дружным коллективом комму ­ нистического тр уд а . К ак толь­ ко стало известно о почине ра- ботнчкоь станции Москва— Сортировочная, трубопрозодчи- ки последовали их примеру. Бригаде в числе первых трех лучших на заводе было прис»ц^ ено почетное звание. Вместе с коллективом Сергеева этого звания были удостоены слесари бригад Савичева и Степанова . Коллектив Сергеева до по­ следнего времени состоял из комсомольцев Юрия Чернако- в а , Виктора Удалова , Петра Андросова у Алика Быкова . Ей поручали выполнять самые сложные работы по ремонту мастер цеха , Михаил Николае­ вич Иванов помог ему освоить специальность и твердо встать на трудовой путь. До и после действительной службы в а р ­ мии Юрий работает на заводе . Здесь он во зм уж ал . Выросли его знания, повысилось м а ­ стерство. Его по праву можно назвать воспитанником з авода . Здесь в прошлом году комму ­ нисты цеха приняли его в чле­ ны КПСС. Отсюда, по совету старших товарищей, после пят ­ надцатилетнего перерыва он пошел учиться в вечернюю школу. И вот сейчас Юрий возгла ­ вил новый коллектив. А в с т а ­ ром оставил добрую память и себе замену — Петра Андро­ сова. Возможно, в новой бригаде встречаются трудности. Но Юрий о них не рассказывает . — Составить мнение о людях ср а зу нельзя, — говорит он. — Но если мы сработаемся , а это т а к и б у ­ дет , то месяца через четыре догоним бригаду коммунистиче­ ского тр уд а Петра Андросова. Большие планы намечены Юрием. Вот главные пункты их: вовлечь всех членов нового коллектива в учебу , выпол­ нить годовую программу до ­ срочно, примерно ко дню от­ крытия XXII съезда партии, jj Сделать последнее будет не так -то просто. Ведь в бригаде все новички — в трубопровод­ ном цехе работают не больше года . Из них двое — Трофи- J мов и Х ари тоно в — не выпол­ няли норм выработки. Но это не особенно пугает Юрия. Он готов всегда о к а ­ з а т ь помощь и поддержку тем, кто в этом н уж д а е т с я . Такой у ж у него характер . Характер |! настоящего советского рабоче­ го, характер коммуниста. Новый коллектив Сергеева несет сейчас предмайскую тр у ­ довую вах ту . А. БРЫСОВ. Безошибочное судовождение— основа успехана промысле Н А ТРАУЛЕРЕ судоводи­ тель, кроме навигационной задачи проведения судна из порта к месту промысла и об­ ратно, обязан умело у д ерж и ­ в а т ь корабль в том месте, где хорошо ловится рыба. В а ж ­ ность оснащения судна новей­ шими приборами судовождения и учета возникающих навига- иионных ошибок значительно возрастает . Если на переходе к району промысла это обес­ печивает безопасность море­ плавания , то при работе с тр а ­ лом создает успех всему эки­ п аж у тр аулер а по вылову рыбы.. .. Известно, что дл я того, что­ бы уд ержи в а ть судно на пло­ щади облова косяка рыбы, ко ­ торый располагается зачастую всего лишь на нескольких сот­ нях метров, в первую очередь необходимо иметь точное оп­ ределение места судна и без­ ошибочное счисление проходи­ мого траулером пути. К с о ж а ­ лению, • иногда судоводитель выполнить т акую з а д ач у не может . Траулер после поиска или наведения поисковым с у д ­ ном выходит на косяк . Д оп у ­ стим, он имеет 2—3 отличных подъема . Тогда ставится про­ мысловый буй, если он есть. Однако сложные метеорологи­ ческие условия зачастую резко меняют видимость и состояние моря. Из-за тум ан а или снего­ п ад а буй теряется , судно сби­ в а е т с я с нужного к урса при тралении, экипаж ок а зы в а етс я в пролове. Астрономическую обсервацию получить нельзя, радиомаяки слышны слабо. При повторении курсов судно уходит в сторо­ ну , сносится течением, хотя судоводители прилагали все усилия не допустить подобного положения. В чем ж е причина таких досадных навигационных ошибок? В первую очередь это про­ исходит из-за несовершенства штурманских приборов на ко*» рабле. Многие из них не при­ менимы в полной мере к усло ­ виям промысла по их конст­ рукции и техническим данным . Возьмем, к примеру, гидро­ динамический л а г любой м ар ­ ки. Его показания скорости ход а судна соответствуют дей ­ ствительной только в ди ап азо ­ не от 5 узлов и более. На м а ­ лых скоростях , которые при­ меняются в режиме хода с у д ­ на с тралом, доверять такому прибору нельзя. Он просто конструктивно не рассчитан дл я малых скоростей. Если мо­ ре спокойно, вахтенный штур­ ман еще может измерить ско­ рость траления по ходу судна относительно к уск а дерева , брошенного за борт. При све ­ жей погоде такой метод непри­ меним, и пройденный путь с у д ­ на с тралом учитывается з а в е ­ домо с ошибкой. Что ка са е тся гирокомпаса, то его в самом начале промыс­ ловой работы обычно выклю­ чают, поскольку он не может работать 2—3 месяца без ос­ тановки. В реальной промыс­ ловой обстановке на любом судне , б у д ь оно довоенной по­ стройки или современным с у д ­ ном типа БМРТ, основными приборами остаются магнит­ ный компас и эхолот. Но и тут не все обстоит благополучно. Группа судов тралового фло­ т а облавливает рыбу сейчас в далеких водах Атлантического океана . Часто магнитный ком­ пас работает неудовлетвори­ тельно, попадая в малоизучен­ ные магнитные возмущения земли. Штормовая погода, про­ должительное ьлаванне , р а з ­ гр у зка траулера у плавбаз , р а ­ бота во льд ах изменяют м а г ­ нитное поле корабля , а это, в свою очередь, влияет на отсче­ ты магнитного компаса . К при­ меру , рефрижераторный т р а у ­ лер «Зл а то у с т » 2 марта , отой­ д я после разгрузки в сложных метеорологических условиях от плавбазы «Печенга» , имел на курсе 360 градусов , поправ­ к у компаса — 55 градусов , вместо определенной ранее — 45 градусов . Рыбопромысловый флот с к аж ды м годом приобретает в народном хозяйстве все боль­ шее и большее значение. Пра ­ вительство постоянно проявля ­ ет заботу о его техническом оснащении. Но жизнь идет вперед, запросы растут . На больших рефрижератор­ ных траулерах типа «Пушкин» моряки добывают и обрабаты ­ вают рыбу по сравнению с па ­ ровыми траулерами на высо­ ком техническом уровне, а с а ­ м а я в аж н а я часть производст­ венного цикла — обеспечение корабля сырьевой базой осу ­ ществляется не всегда вполне современными способами. Од­ ной из причин этого явл яется неправильная практика снаб­ жения рыбопромысловых судов навигационными приборами н а ­ равне с транспортными с у д а ­ ми. Без учета промысловых особенностей, к ак и на любом морском судне, производится выверка приборов и уничто­ жение погрешности их показа ­ ний. Как , например, происходит уничтожение девиации м а г ­ нитных компасов? Судно под­ готавливается дл я этого «по- походному» , то есть все про­ мысловое вооружение остается неподвижным (грузовые стре­ лы, траловые подборы, ваера и т. д . ) . Определяется и учи­ ты вае тс я девиация в первую очередь главного компаса , а затем по сличению — путево­ го. Таблица остаточной д е ви а ­ ции путевого компаса д а е т ся только через 15 градусов , а то и через 45 градусов курса . Д л я траулера назначение пу­ тевого компаса значительно шире. Зачастую на ходовом мостике вахтенный штурман работает один, и сличение пу ­ тевого компаса с главным з а ­ труднительно. Следовательно, ошибки путевого компаса , ко ­ торый установлен в худших условиях , чем главный, и вы ­ веряется к а к подсобный при­ бор, вход ят в счисление прой­ денного пути и в результат радиопеленгования. На современных больших рефрижераторных траулерах должно быть к а к минимум 2 гирокомпаса. Необходимо поставлять приборы скорости и пройденного пути, соответст­ вующие режиму траления от 2,5 до 4,5 узлов . Это резко увеличит точность движения судна , радиопеленгации, у д ер ­ живание траулера на «промыс­ ловом пеленге». На с у д а сейчас устана"*1” - ваются по 2 радиолокатора д л я обеспечения безопасности мореплавания , но ни один ин­ ститут не работает над радио­ локатором специально дл я тр а ­ улера с большой разрешающей способностью обнаруживать пассивный о траж атель про­ мыслового буя в месте облова косяка . Необходимо обратить т а кж е внимание на снабжение рыбо­ промысловых судов астрономи­ ческими вычислительными при­ борами. На промысле м еж д у подъемом и спуском тр ал а всегда необходимо уточнить место судна . Чаще всего при работе в дальних районах это обеспечивается астрономиче­ ским способом. Но вычисли­ тельный процесс занимает 1 1*5 часа. В таком случае траулер прежде , чем начать очередное траление с выходом .. К(^сяк рыбы, остается в дрейфе до получения конечно­ го результата широты и долго­ ты или располагает курс по счислению, что крайне н еж ел а ­ тельно. Такие вычислительные приборы, к а к «В е г а » , дают воз ­ можность сократить время вы ­ числения до 10 — 15 минут и значительно облегчают про­ мысловую работу штурмана . Еще осенью прошлого года капитан тов. Юкляевский в статье , помещенной в « Р ы б ­ ном Мурмане* ; поднимал во­ прос о том, чтобы этот полез­ ный прибор шире внедрялся на с уд а тралового флота. Но по­ к а никаких сдвигов не заметно. Ошибки промыслового с у ­ довождения возникают не только из-за несовершенства приборов. Молодым судоводи- Матрос траулера «Сталинабад» Василий Смирнов один ив лучших промысловиков на кораб* ле. Ему присвоено звание ударни» ка коммунистического труда. Фото А. Трушина. телям (к их числу относит се ­ бя и автор этой статьи) порой не х в а т а е т опыта. Здесь сущ е ­ ственную помощь им могла бы ок а з а т ь техническая литера ­ тур а . Но, к сожалению, в ней совершенно не отражены мно­ гие элементы движения судна . Вот некоторые из них: «Путь , проходимый траулером с мо­ мента начала спуска трал а до .g взятия ваеров на стопор», g «Ди аме тр циркуляции при по- jg вороте судна на обратный курс g с тралом в зависимости от дли ­ ны вытравленных ваеров и нор- / мальной работы g трала после пово- рота» , «Величина и направление сво­ бодного дрейфа с застопоренной машиной в з а ­ висимости от состояния погоды и моря» , «Диаметр циркуляции на полном, среднем и малом ходах при повторении курса траления» . Эти элементы, а они дости­ гают ощутимых величин, в большинстве случаев при рабо ­ т е не учитываются или прини­ маются в расчет приблизитель­ но. Из-за этого судно подчас сбивается с концентрации. Затронутые в статье вопро­ сы требуют своего разрешения. Д а вн о назрела необходимость собрать и научно обосновать тактическую сторону работы траулера на промысле, воору­ жи ть судоводителя более со­ вершенными методами работы, новейшими, специально при­ способленными дл я промысла приборами. В. ТИШИНСКИЙ, стар- | ший помощник капитана рефрижераторного трау -, лера «Златоуст». ВЫСША£ННИ 1 2 ! 2 !“ !* «ВАЖНЫЕ УСЛОВИЯ СВОЕВРЕМЕННОГО РЕМОНТА» В ответ на статью под таким лакшском механическом заводе а заголовком, опубликованную в освоено изготовление пневмагиче- jg нашей газете 2 марта с. г., и. о. ских машинок. Сейчас они уже главного инженера управления поступают в распоряжение судо- рыбной промышленности тов. Ан- ремонтных предприятий, тонов сообщает: Для ремонта деревянных шлю» связи с применением новой ПОК и испытания спасательных технологии ремонта судов в плав- средств., предусмотрено оборудо- доке судоремонтного завода № 2 , вать специализированный участок позволившей сократить сроки до- в новом блоке -деревообрабаты* кования и, следовательно, увели- ваЮщИХ цехов судоремонтного эа- чить пропускную способность до- м д а № 2 , строительство которого ка, старая схема окраски суриком Пл анИруется начать в будущем и красками НИИВК-1 и НИИВК-2 году оказалась мало эффективной. По- л -v - Организуется специализирован^ этому окраска корпусов кораблей , , _ ный участок иа Мурманской судо- в доке с января производится - ' верфи по ремонту алюминиевых быстросохнущими этинолевыми шлюпок. красками. В целях перехода с ручной очи­ стки судов на механизированную во заданию управления на Канда- «РЫБНЫЯ МУРМАН» 13 апреля 4961 г. 3 стр. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz