Рыбный Мурман. 1961 г. Апрель.
ВЫСОКО НЕСТИ ЗНАМЯ СОРЕВНОВАНИЯ! ЕЗ Все за одного , один за всех Большой, интересный разговор состоялся на собрании партийно-хозяйственного актива тралового флота в про шедший вторник. В докладе начальника флота тов. Фи липпова и выступлениях моряков была ярко выражена забота о том, к ак говорил В. И. Ленин «...Чтобы вытра вить проклятое правило: «каждый за себя, один бог, за всех»... Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: «Все за одного и один за всех». Д а иначе и нельзя добиться успеха. Надо, чтобы к а ж дый участник социалистического соревнования чувство вал ответственность за выполнение обязательства не только своим экипажем , но и командой каж до го кораб- j ля флота. А в траловом флоте еще нередко бывает, ког д а люди, д а в слово Родине, не выполняют его. В прошлом году команда рефрижераторного траулера «Х абаровск» (капитан тов. Лобанов, гекретарь партор ганизации тов. Егин, предсудкома тов. Травкин) об яза лась д ать государству 39.000 центнеров готовой рыбной продукции при плане 37.40р. Но, видимо, не очень-то утруждали себя капитан и общественные организации корабля, чтобы поднять усилия э ки п аж а ‘ на выполнение поставленной перед собой задачи . И, как результат , на этом судне оказались невыполненными не только социа листические обязательства , но д аж е государственный план. Под стать морякам и руководителям «Х аб аровска» оказалась команда траулера «Вилково» (капитан тов. Сорокин, секретарь парторганизации тов. Соколов, пред судком а тов. Смирнов). Они опубликовали в печати обязательство : выполнить годовой план к 5 декабря и дать сверх задания 500 центнеров рыбы. Несмотря на то, что этот траулер находился на промысле больше з а планированного времени, его экипаж не справился с государственным планом. Причина отставания одна — на этом судне по-насто- ящему не занимались организацией соревнования ни к а питан, ни общественные организации. А если на собра ниях и заходила речь о недостатках , к голосу моряков не прислушивались, неполадки в организации тр уд а эки п аж а не устранялись, людям не создавались условия для успешного выполнения обязательств. Этого могло и не случиться, если бы партийная ор ганизация траулера последовательно осуществляла конт роль хозяйственной деятельности, по-боевому руководила профсоюзной организацией, помогала ей добиваться вы полнения критических замечаний и предложений моря ков. Тт. Сорокин, Соколов и Смирнов поступили, к ак с к а зано в старой поговорке: «Наше дело петушиное: проку карекал , а там хоть не рассветай». Не выполнили своих социалистических обязательств экипажи судов «Запорож ье» , «Восток» , «Челябинск», «Воткинск», «Водник» и целый ряд других . А если бы все суд а флота выполнили в прошлом году только пла новые задани я , то страна бы получила дополнительно не 258 тысяч, а почти полмиллиона центнеров рыбы. Таким образом, из-за нерадивого и безответственного отноше ния к судьбе выполнения государственного плана со сто роны большого числа капитанов промысловых судов флот недол овил почти 240 тысяч центнеров рыбы. Случалось так , что отдельные капитаны, имея возмож ность улучшить работу экип аж а , отказывались от прак тической помощи, которую была готова оказать коман д а траулера напарника по соревнованию. О таком возмутительном случае рассказал на собра нии партийно-хозяйственного актива первый помощник капитана тов. Сорокин. Он работал в прошлом году на «Артеке» , экипаж которого вызвал на соревнование команду траулера «Емельян П угачев» . На «Артеке» дела шли хорошо. Рыбы ловили помно гу и успевали ее своевременно обрабатывать. А на «Емельяне Пугачеве» уловы были низкими. К ак и подо бает настоящим советским людям , патриотам флота, ар тековцы , узн ав , что у пугачевцев не тянет машина, пред ложили помочь им в беде. Погода была хорошей и м ож но было пересадить на пару дней старшего механика- гагановца тов. Каримова, который знает толк в судовой технике. Тем более, что Каримов охотно шел на это. В ответ на предложение оказать такую помощь, к а питан траулера «Емельян П угачев» Бурак о тказал ся от нее и рейсовое задание не выполнил. Так мог поступить только человек, пораженный роди мыми пятнами прошлого, которого, пожалуй , следует ле чить не обычными процедурами воспитания, а путем хи рургического вмеш ательства — путем пересадки такого капитана с мостига на палубу. Соревноваться в паре всем экипажам С ав гус т а 1959 года на флоте широко развернулось парное соревнование. Оно значительно влияет на увели чение добычи рыбы, на ликвидацию отставания экипа жей траулеров . Именно благодаря активному участию в парном соревновании траулеры «Ч ай к а » , «Моржо- вец», «Сосновец», «Г ур зуф » и многие другие перестали быть отстающими, вышли в число передовых. Но и в этом виде соревнования есть элементы форма лизма. Д алеко не на всех кораблях подводятся итоги соревнования за рейс, не везде моряки знают, к ак рабо тают их напарники, лучше у них идут дела или х уж е , в какой помощи они нуждаю тся или что хорошее, новое по явилось на «ч уж ом » корабле в опыте работы с тралом, в борьбе за повышение качества и снижение себестоимо сти рыбной продукции. А такие крупицы нового, пере дового рождаются всюду. Надо уметь их заметить, по мочь развить дальш е, применить у себя и подсказать на парнику по соревнованию. До сих пор в парном соревновании судов флота чаще всего обмениваются опытом капитаны и первые помощ- «РЫБНЫИ МУРМАН» 2 стр. 1 апреля 1961 с С с о б р а н и я партийно-хозяйственного актива тралового флота А Л А ники. Но этого мало. Надо, чтобы в соревновании уч а ствовали моряки всех ведущих профессий: старшие и вторые механики, кочегары, мастера по добыче и обра ботке рыбы и д аж е матросы, умеющие без брака р азде лывать рыбу и тем способствующие повышению сорт ности рыбы. А еще лучше было бы, если бы напарники по соревно ванию обменивались специалистами на несколько дней, а, может быть, и на рейс. Тогда новое, рожденное на од ном корабле быстрее станет достоянием моряков др у го го траулера . Кроме того, возрастет действенность прак тической помощи отстающим. А ведь это — главное в соревновании. Не делается этого пока что на промысловых с у д ах по тому, что специалисты отдела главного капитана, м еха нико-судовой службы и производственного отдела плохо руководят парным соревнованием, не вникают в тонко сти этого дела , имеющего большое государственное зн а чение, не организуют в порту встреч соревнующихся эки пажей дл я обмена опытом. Стоит в стороне и базовый комитет профсоюза во главе с председателем президиума тов. Уткиным. И в том, что на траулерах «Капитан Д емидо в» , «Л ещ » , «С а турн», «М ож айск» и других не вывешены д аж е об яза тельства экипажей, а моряки не знают своих рубежей на третий год семилетки, повинны руководители профсоюз ных организаций. Самое ватное , самое главное В работе «Великий почин» В. И. Ленин писал: «Производительность труда, это, в последнем счете, са мое важное, самое главное для победы нового общест венного строя». Опыт работы передовиков производства, лучших эки пажей траулеров показывает , что они достигли высокого уровня производительности тр уд а . З ад ач а соревнования в том именно и состоит, чтобы нд флоте все моряки ра ботали высокопроизводительно, а опыт новаторо в ' был достоянием всех. Тогда не будет отстающих кораблей. В прошлом году на 112 с уд ах флота работали школы передового опыта. Что дают эти школы, видно на при мере передовиков траулеров «Сом » и «Миргород». На первом судне старший мастер по добыче тов. Куликов стал учить матросов своей вахты мастерству работы с орудиями лова. Учеба оказала благотворное действие. Матросы тт. Юферов, Решетников, Волосатый лучше стали работать с тралом, научились быстро его чинить, меньше тратить времени на спуск и подъем трала . На «Миргороде» матрос первого класса тов. Румянцев стал обучать новичков своим приемам разделки рыбы. И это помогло им быстрее овладеть делом. Вместо 6 они стали успевать обрабатывать по 11 рыбин в минуту. Ч а сто в море, по радио обмениваются опытом капитаны. Учись на опыте передовиков и ты будешь добиваться успеха! Но вот капитан «Тралмейстера» тов. Чернышев — энергичный человек по хар актер у , но молодой как про мысловик, не хочет д аж е пробовать свои силы при ра боте в группе судов . Как заявил на активе тов. Лузин , ударник коммунистического тр уд а , машинист рыбомуч ной установки этого траулера , тов. Чернышев боится работать в группе и все время держится в стороне. От сюда — систематические проловы. Стоит ли после этого удивляться тому, что моряки не хотят работать с этим капитаном и просят либо освободить его, либо послать с ним капитана-наставника , который бы научил Черны шева смелости работать там , где труднее, но где есть рыба. Ширить ряды разведчиков будущего! Неважно на флоте обстояло дело с развертыванием соревнования за коммунистический труд . К концу про шлого года за почетное звание коллективов коммунисти ческого труда боролось только 28 экипажей траулеров. Решение январского Пленума ЦК КПСС о созыве в ок тябре 1961 года очередного, XXII съ езд а партии вызьа- лю новую волну трудовой и политической активности масс. Все новые и новые экипажи промысловых судов включаются в соревнование работать, жить и учиться по-коммунистически. Сейчас в это соревнование вклю- чилоЛ> уж е 67 траулеров , 115 вахт и бригад. Почти пять тысяч человек насчитывается на флоте в р яд ах р а з ведчиков будущего. Экипаж траулера «Молодечно» и машинная команда траулера «С евер » уж е удостоились звания коллективов коммунистического труда . 286 моряков стали уд арни ка ми коммунистического тр уд а . Это лучшие люди флота. Своим самоотверженным трудом они активно уч аств у ют в успешном осуществлении зад ач семилетки. Они не только сами хорошо работают, но на своем опыте учат других , сочетают работу на производстве с учебой, а к тивно участвую т в общественной жизни экипаж а . Ударник коммунистического тр уд а машинист комм у нист Иван Родионович Харламов за короткое время стал рефрижераторным механиком траулера «Л еско в » . Учится в 9 классе , работает пропагандистом. Помогает товарищам о вл адевать производственным опытом. Д р у гой ударник коммунистического тр уд а — старший м а стер по добыче траудера «А . Бредов» — Андрей Д м и т риевич К ватера в прошлом году помог сэкономить сете- материалов на четверть миллиона рублей. А матрос тр а улера «Ленин» Валентин- Петрович Терентьев, отлично работая , заочно учится на 5 курсе мореходного учили ща. К ватера — редактор судовой стенной и сатирической газет . 18 ударников коммунистического тр уд а работает на траулере «С талин абад» , по 12 — на тр аулер ах «А . Бредов», «Советская Конституция», «М ук ач ево » . Недавно совнархоз и облсовпроф наградили значком «Отличник социалистического соревнования» 24 у д а р ника коммунистического труда тралового флота. Многие выступающие на собрании актива говорили о том, что люди, включившиеся в соревнование разведчи ков будущ его , сами работая хорошо, помогают коман дованию н а с аж д а т ь порядок и дисциплину на кораблях . Это, в частности, отмечали моторист траулера «В и тебск» тов. Романов, капитан траулера «В ай гач » тов. С а фонов и первый помощник капитана траулера «Злато уст » тов. Воробьев. Но на флоте есть и такие корабли, где соревнование за коммунистический тр уд не организовано совершенно. Это траулеры «С трелок» , «М ар с » , «П р ут » , «Ам дерм а» , «С ван ети я» , «Никополь», «З ап а д » , «Смоленск». В этом повинны, прежде -всего, капитаны , партийные, профсоюзные и комсомольские организации судов . Из-за формальной организации соревнования на траулере «Поти» к концу прошлого года перестали бороться за звание экипаж а коммунистического тр уд а . В феврале этот экипаж снова решил бороться за почетное звание. Однако здесь не перевелись случаи нарушения трудовой дисциплины, далеко не все моряки учатся . З ад ач а состоит в том, чтобы как можно больше мо ряков былр вовлечено в соревнование разведчиков б у дущ его , чтобы, это соревнование стало действенным. Не обходима большая организаторская и воспитательная работа на суд ах . Следует лучше организовать общеоб разовательную и политическую учебу, хороший до су г моряков в порту. Тогда меньше будет пьянства и нару шений трудовой дисциплины, больше порядка и орга низованности при отходе судов в море. Почему мало гагановцев на флоте Гагановцев в траловом флоте можно пересчитать по пальцам . Это капитаны тт. Шайтанов, М аклаков , Чер ное, Низгирев, Моровов, Крыжановский, старшие -меха ники тт. Попов и Каримов, старшие мастера по добыче тт. Парфенов, Замарин, Газисов. И еще несколько имен. А ведь движение последователей Валентины Гагано вой может помочь флоту быстрее вывести экипажи от стающих судов в ряды передовых. Но вся беда в том, что руководители флота и его ведущих отделов тт. Фи липпов, Ульянов, Левкин, Епарин, Низгирев, Захарьин , Попов, Клещев мало беседуют по душ ам с людьми ве дущих профессий, не разъясняют им важность и необхо димость перехода с хороших кораблей на плохие, что бы они стали лучшими. На флоте не было организовано ни одной встречи га гановцев с передовиками флота. Опыт гагановцев нико го не интересует, потому его и недостаточно пропаган дируют. Н астала пора потребовать от коммунистов-руководи- телей ответа на вопрос: «Почему на флоте не р а с т у т ряды последователей Героя Социалистического Труда В. Гагановой?» Слово йадо сдержать! В этом году траловый флот выступил инициатором областного соревнования коллективов предприятий за досрочное выполнение плана. В обязательстве моряки з а писали: годовой план добычи рыбы выполнить к 21 д е кабря , д ать стране сверх задани я 100.000 центнеров ры бы. Пока что- флот работает ниже своих возможностей, хотя сырьевая база в Баренцевом море, к а к заявил на собрании актива начальник управления, рыбной промыш ленности тов. Стрельбицкий, не х уж е , чем в прошлом году . Необходимо выправить положение в апреле, за счет облова окуня на Копытовской банке. Здесь намечается использовать 100 траулеров. При четкой организации промысла в этом районе можно выловить не менее 550 тысяч центнеров этой ценной рыбы, из них 200 тысяч центнеров доставить в порт в охлажденном виде. Но. успех дела будут^ решать люди, их организован ность,* умелый тр уд , способность использовать б укв ал ь но каж дый час погожей погоды. Необходимо смелее ис пользовать опыт передовых экипажей — «Оленегорска», «Сири уса» и других , которые и в свеж ую погоду пере выполняют рейсовые задания . Апрель будет напряженным , хотя бы потому, что предстоит не только завершить четырехмесячный план, но и выловить сверх задания 35 тысяч центнеров рыбы. Такое обязательство от имени всех моряков взяли уч а стники собрания партийно-хозяйственного акти ва тр а лового флота. В зять этот рубеж можно. Можно и перекрыть его, ес ли каж дый экипаж включится в предмайское соревно вание, направит все свои усилия на безусловное выпол нение каж до го рейсового задани я . А помогут в этом д е ле парное соревнование, борьба за коммунистический труд , рост числа последователей Валентины Гагановой, Товарищи моряки тралового флота! Все силы— на досрочное выполнение плана 1961 года, обязательств, приня тых в честь XXII съезда КПСС. Помни те о том, что вы — инициаторы соревно вания в области. t » Высоко несите знамя социалистиче ского соревнования!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz