Рыбный Мурман. 1960 г. Январь.

Промысловики предлагают: Экспедицию на Дальний Запад! Промысловая обстановка в Баренцевом море сейчас такова, что обязывает нас принимать меры к лучшему использованию сырьевой базы дальних районов — Большой Ньюфаундлендской банки, Флемиш-капа и т. д. Возможностей для работы на Дальнем Западе у нас стало больше — трало­ вый флот имеет теперь не только рефрижератор­ ные промысловые суда и корабли типа «Пионер», но и обычные паровые траулеры, работающие на жидком топливе. Есть в нашем распоряжении со­ временные плавбазы и танкеры. Все это создает благоприятные условия для ор­ ганизации экспедиционного лова в дальних запад­ ных райопах. На наш взгляд, это надо сделать после периода интенсивного лова окуня на Копы­ товской банке. Для того, чтобы обеспечить успех в этом новом для нас деле, подготовку к экспеди­ ции следует начинать сейчас, продумав все до мелочей. Одной из трудных операций будет бункеровка промысловых судов топливом и водой в открытом океане. Опыт производства таких работ имеют моряки сельдяного флота. Надо его использовать и нам. Проблема вполне разрешимая. Как организовать рейс экипажа промыслового судна? По-нашему, это надо сделать так. При от­ правлении траулера из порта надо иметь полный запас топлива, 130 тонн соли и 1100 бочек. Такого количества соли хватит на посол рыбы, затарен­ ной в бочки, и для чердачного посола. Первый груз (все 1100 бочек) необходимо сдать на плав­ базу, получив взамен столько же тары и соответ­ ствующее количество соли. Топливо следует брать после сдачи второго груза. Таким образом, за два приема можно передать на плавбазу непосредст­ венно в районе промысла не менее 150 тонн обез­ главленного первосортного окуня. Затем, получив полный запас топлива и воды, надо продолжать лов здесь же, что позволит до­ быть, уложить в трюм и доставить в порт еще 200 тонн окуня. Следовательно, за рейс продол­ жительностью два — два с половиной месяца можно выловить 350 тонн рыбы. Конечно, все бу­ дет зависеть от слаженности, организованности экипажа, а также от руководителей промысла. Как показали рейсы пяти траулеров на жидком топливе, дело это стоящее. Говоря об экспедиционном лове окуня в Ат­ лантике, нам кажется, что возможен и другой ва­ риант. Если суточные уловы составят 8— 10 тонн, то 7—8 траулеров на жидком топливе могут сдать в течение 15—20 суток не менее 700 тонн свежего окуня на специально выделенный рефрижератор­ ный траулер, который после переработки и сдачи этой рыбы на плавбазу сможет и сам начинать промысел. Правда, в этом случае необходимо тщательно продумать график сдачи свежья, учи­ тывая среднесуточную пропускную способность рефрижераторной установки. Этот вопрос может оперативно решить руководитель промысла. Можно также вместо 1100 бочек, как мы гово­ рили в начале статьи, брать 2000 специально из- гоювленных ящиков, вместимостью 90—100 кило­ граммов. Это может вдвое увеличить количество заготовки соленого окуня. А разработать, изгото­ вить такую тару можно. При направлении экспедиции в дальние районы необходимо тщательно продумать все организа­ ционные вопросы. У хозяйственников опыта для этого достаточно. Необходимо привлечь к этому делу плановиков и финансовых работников, кото­ рые могут сделать предварительные расчеты, опре­ делить эффективность рейсов в дальние районы. Что касается моряков, то они — за-такие рейсы. Б. ХАЦ ЕНКО , капитан траулера «Мозырь», Н. С КУТ ЕЛ ЬН И КО В , первый помощник капитана. ЗсдесоосЗс Такие люди на„Поллуксе“ Новая линия электропередачи Приморский край. Через тайгу, хребты Сихотэ-Алиня и горные реки прокладывают линию элект­ ропередачи монтажники Примор­ ского участка управления «Даль- энергомонтаж». Новая линия рас­ считана для Передачи тока напря­ жением 220 тысяч вольт на рас­ стояние 355 километров от Сучан- ской ГРЭС до поселка Горелое Тетюхинского района. Она будет питать электроэнергией полиметал­ лический комбинат «Снхали» и Хрустальненский горнообогата- тельный комбинат. На снимке: сборка металличе­ ской опоры для линии электропе­ редачи. Фото Н. Назарова. Фотохроника ТАСС. В настоящее время проводят­ ся эксперименты по механизации затарки угля в кули для кораб­ лей «Мурмансельди». находящих­ ся на сельдяним лову. Одновре­ менно намечается-- внедрить меха­ низм по штивке угля при бунке­ ровке судов тралового флота. Во время льдозаготовительного сезо­ на в Тюва-губе намечается прове­ дение экспериментальных работ по механизации очистки снега на озере и при резке льда. В 1960 году будет проведен ряд меропри­ ятий по улучшению работы порто­ вого флота и автотранспорта. В частности, на флоте намечается разработка проекта перевода ра­ боты котлов буксиров на жидкое топливо. На лихтере «Тимонец» Судет установлен обогрев танков мазута. На ряде судов намечает­ ся установка опреснителей. Давая высокую оценку труда рыбаков Мурмана в 1959 году, Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР товарищ Н. С. Хрущев вы­ разил уверенность, что они и впредь будут увеличивать добычу рыбы, повышать качество продук­ ции и внесут свой достойный вклад в дело построения комму­ нистического общества в нашей стране. Это обязывает ко много­ му и портовиков, так как в но­ вом году значительно увеличится Флот и план добычи рыбы. Глав­ ная задача будет заключаться в том, чтобы ускорить обработку всех прибывающих в порт и от­ правляющихся из порта промыс­ ловых и транспортных кораблей. Для этого нам необходимо всемер­ но повышать выработку, постоян­ но работать над усовершенство­ ванием старой и внедрением но­ вой механизации и автоматиза­ ции, развивать социалистическое соревнование за досрочное выпол­ нение заданий и улучшение каче­ ственных показателей, множить ряды коллективов и ударников, борющихся за звание коммунисти­ ческого труда, последователей Ва­ лентины Гагановой. ПОРТОВИКИ ОБЯЗУЮТСЯ Обсуждая обращения коллекти­ вов сельдяного флота и комбината «Апатит» ко всем трудящимся Мурманской области с призывом развернуть социалистическое со­ ревнование за досрочное выпол­ нение плана второго года семи­ летки, портовики рыбного Мур­ мана горячо откликнулись на этот призыв и приняли на себя повы­ шенное социалистическое обяза­ тельство на 1960 год, направлен­ ное на досрочное выполнение пла­ на погрузочно-разгрузочных ра­ бот, на ускорение обработки про­ мысловых и транспортных судов в порту, на улучшение финансо­ вых и всех других показателей, на улучшение санитарного со­ стояния территории порта и на бесперебойное снабжение всех судов и предприятий рыбной про­ мышленности электроэнергией, водой и паром. На общем собрании портовики единодушно решили: годовой план погрузочно-разгрузочных работ выполнить к 25 декабря, сократить стоянку судов в порту под погруз­ кой и выгрузкой не менее чем на 1 час, против установлен­ ных нормативов, снизить себе­ стоимость переработки каждой тонны груза на 3 процента. Вы ­ полнить силами экипажей рабо­ ты по ремонту судов в объеме 100 тысяч нормо-часов. Постро­ ить своими силами и ввести в эксплуатацию 1066 квад­ ратных метров жилой площа­ ди, за счет внедрения рацио­ нализаторских предложений дать экономию не менее 300 тысяч рублей, путем рационального и бережного расходования электро­ энергии добиться ее экономии не менее 100 тысяч киловатт-часов. Принимая на себя эти обяза­ тельства, мы обратились к кол­ лективу Калининградского рыб­ ного порта с предложением продолжить наше традиционное соревнование, которое будет спо­ собствовать достижению более высоких показателей во славу лю­ бимой Родины. Я. БУРГУТТО, заместитель начальника Мурманского рыбного порта. ^ КИПАЖ траулера «Поллукс» выступил инициатором со­ циалистического соревнования за досрочное выполнение государст­ венного плана второго года семи­ летки и взял на себя высокие обязательства. Если учесть, что корабль долгое время был отстаю­ щим, то это решение может пока­ заться дерзким, но эта дерзость оправдана.. Коллектив взвесил все возможности и пришел к выводу, что для достижения высоких по­ казателей есть все условия. Рань­ ше морякам не хватало опытного руководителя, они нашли его в лице капитана Дмитрия Иванови­ ча Шайтанова, который, следуя примеру Валентины Гагановой, перешел на отстающий корабль. Что же за люди на этом корабле? Расскажем об одном из них, машинисте Евгении Николаевиче Пудякове. Этот молодой моряк — отличный производственник, пер­ вый кандидат на судне на при­ своение звания ударника комму­ нистического труда. Имея в виду Пудякова и его товарищей, стар­ ший механик тов. Хасяиов уве­ ренно заявил на собрании, где об­ суждалось обращение экипажа, что машинная команда берет­ ся отремонтировать своими си­ лами судовые механизмы в объ­ еме 1500 нормо-часов и сэконо­ мить 0,5 тонны смазочных мате­ риалов, 30 тонн топлива. Работать трудно, иной раз при­ дет моряк с вахты — рад лечь, отдохнуть, но Евгений лучшим отдыхом считает вре­ мя, проведенное за книгой. Поэтому сразу же после вах­ ты он садится за учебники: ему надо подготовиться к заче­ там. В этом году Евгений Пудя- ков собирается закончить 10 классов заочной школы и посту­ пить в Высшее мореходное учи­ лище.' Практика и опыт работы у него богатые, а подучит теорию, сможет трудиться лучше и на бо­ лее ответственных участках. Можно не сомневаться, что мо­ лодой машинист поступит в выс­ шее учебное заведение. Он упор­ но идет к намеченной цели и во время кратковременных стоянок в порту успешно сдает зачеты. Так, в последний раз он сдал пять за­ четов. Конечно, пришлось отка­ заться от развлечений. А как хо­ чется сходить в клуб, те­ атр, кино, однако иногда прихо­ дится отказаться от всего этого, если приятное невозможно быва­ ет совместить с полезным. Евгений Пудяков — настойчи­ вый человек, один из лучших членов экипажа, и он— не исклю­ чение. На корабле, например, ра­ ботает консервный мастер Ана­ толий Павлович Поликарпов. Он председатель судового комитета профсоюза, Анатолий Павлович также упорно стремится к знани­ ям, учится. За полгода он усвоил программу 5 класса и продолжает заниматься дальше. Сейчас перед всем экипажем стоит одна общая задача — вый­ ти в число передовых. Разве это не под силу таким людям— дерз­ ким, смелым, настойчивым? Воо­ душевленные приветствием Н. С. Хрущева рыбакам Мурмана, ито­ гами IV сессии Верховного Сове^ та СССР, моряки полны решимо­ сти с честью справиться с боль­ шими задачами. Б. С ЕВ РЮ ГИ Н . На снимке: Евгений ПУД ЯКО В (слева) сдает зачет преподавате­ лю заочной школы моряков тов. ПУСТЫНЦ ЕВУ . Фото автора. О пополнении у плавбазы В ночь с 26 на 27 декабря наш траулер впервые пополнял­ ся углем у плавбазы «Марите Мельникайте». Нам сразу бро­ силось в глаза несовершенство техники, которая там применяет­ ся. Погрузка топлива производит­ ся следующим образом: 8 чело­ век из команды траулера спуска­ ются в трюм плавбазы и лопа­ тами насыпают уголь на мат, сплетенный из веревок и под­ крепленный сеткой из стального троса. Он вмещает 2,7 тонны топлива. Затем мат поднимается стрелами и опускается на борт траулера, уголь высыпается на палубу, а затем сгребается в бункер. Загрузив один борт топливом и получив крен судна до 8 гра­ дусов, мы отдали концы и пере- швартовались к другому борту плавбазы. Подобным же образом загрузив полностью другой боэт. команда траулера снова отдает концы и снова швартуется тем бортом, на который грузился уголь виачале. Бункеровка 155 тонн угля продолжалась 12 ча­ сов. Команда в 20 человек ра­ ботала в две смены. Кроме того, было занято- на погрузке угля три человека с плавбазы (2 ле­ бедчика и сигнальщик). Во время нашего пополнения поднялся ветер до 7 баллов. А плавбаза стояла на одном якоре, и ее сильно качало. Поэтому за время пополнения мы порвали два швартовых конца, один джильсон и три квартрола, ко­ торыми заменяли швартовые концы. За время бункеровки уг­ лем, по нашим скромным под­ счетам, 6 тонн топлива высыпа­ лось в воду. Мы считаем, что все плавба­ зы должны в обязательном пр- * рядке ооеспечивать швартовку подходящих к ним траулеров своими специальными концами, а также иметь устройство для механической бункеровки углем и обеспечивать погрузку топлива без перешвартовок, стоять на двух якорях для предотвращения сильной качки. Е. ЛЕБЕДЕВ , капитан тра­ улера «Треска*. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 26 января I960 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz