Рыбный Мурман. 1960 г. Январь.
Соревнование мурманских портовиков о калининградскими НОВЫЙ ПОЛУАВТОМАТ Коллектив Мурманского рыбного порта уже четвертый год соревнуется с калининградскими портовиками. Соревнование это стало традицион ным. Ежегодно портовики обмениваются делега циями; которые докладывают своим соперникам по соревнованию, как у них обстояли дела, что нового, интересного применили они в своем тру де, в организации производственных процессов. По тем итоговым материалам, которыми обме ниваются портовики, показатели работы, напри мер, за прошлый год, лучше у мурманчан. На днях в Калининград, в гости к своим това рищам по труду, выехала делегация мурманских портовиков. В ее состав входят начальник отдела труда и зарплаты рыбного п о т а А. В. Пугин, за меститель начальника 1-го участка Н. Д. Абань- кин, и крановщик 2-го участка П. Н. Максимов. ПЕРВЫЙ В МИРЕ ..... ill . I шшш Москва. Оригинальную ма шину — шагающий башенный кран КТС-5-10 создал коллектив инженеров проектно-конструк торского бюро Главстроймеха- низации Министерства транс портного строительства по ав торскому проекту инженера Артемия Георгиевича Лобова. Кран построен. на Ржевском механическом заводе и сейчас его начали применять на одной из строек в подмосковном го роде Люблино. Такой механизм создан впервые в мире. До стоинства нового крана состо ят в том, что его ходовая часть допускает перемещение маши ны как по рельсовым путям, так и по грунту, а также обес печивает самопогрузку крана ка транспортные средства без разборки его. Ходовая часть крана состоит из четырех двух колесных балансирных теле жек, две из которых привод ные. При передвижении вне рельсовых путей тележки опи- 1 раются на лыжи, выполненные в виде двух коробчатых метал лических балок, по верху ко торых уложены рельсы. Пере ход со стационарных путей на лыжи и обратно совершается быстро и без каких-либо за труднений. Смонтированный в центральной части поворотной платформы механизм подъема крана позволяет с помощью механизма вращения изменять направление движения крана. Конструкция крана обеспе чивает перевод его из поход ного положения в рабочее в течение 20 минут вместо 8— 10 дней, затрачиваемых на мон таж существующих башенных кранов. Управление всеми ра бочими движениями крана ди станционное, осуществляется оно с помощью переносного кнопочного пульта или же с помощью пультов, установлен ных в обеих кабинах, устроен ных внизу и наверху башни. Краткая техническая харак теристика крана следующая: грузоподъемность (в зависи мости от положения грузовой каретки на стреле) от 5 до 10 тонн, высота подъема 23 мет ра, скорость подъема 15 мет ров в минуту, скорость пере движения: по рельсам 30 мет ров в минуту, на безрельсовом ходу — до 200 метров в час. Колея крана 4,5 метра. На кране установлено несколько моторов общей мощностью 64,4 киловатта. Вес машины с бе тонным балластом 70 тонн. На снимке: башенный кран КТС-5-Ю на строительной пло щадке. Фото А. Сергеева- Васильева. Фотохроника ТАСС. Ближе к практике! В школе усовершенствования командного плавсостава очно, а в Мурманском мореходном учи лище — заочно организовано изучение весьма важной техники, особенно для рыбаков, — элек- трорадионавигационных прибо ров. Судоводители, закончившие эти курсы, получают удостовере ния на право пользования слож ной электрорадТюнавигационной техникой. Большинство судоводителей имеет очень небольшие практи ческие знания по эксплуатации этих приборов. А на курсах, по моему мнению, дают много тео рии и мало практики. Многие учащиеся, убеленные сединой, безусловно, не могут в такой ко роткий срок получить достаточ ные знания электротехники. Им следует давать больше практиче ских работ с приборами. Особое внимание нужно ооратить на изучение инструкций по уходу за приборами, научить устранять в них простейшие неисправно сти, правильно настраивать и эксплуатировать эти приборы. Три месяца—не такой уж про должительный срок. И это время надо использовать на то, чтобы судоводитель научился четко ра ботать с радиолокатором, радио пеленгатором, лодаром, рыбоис- кателем. Для четкой и хорошей работы электрорадионавигацнонных при боров следует иметь квалифици рованных инженеров, которые бы почаще выходили в море, пе ресаживались с одного трау лера на другой, оказывали по мощь морякам, устраняли те или иные повреждения в приборах. Безусловно, содержание таких инженеров на флоте окупится лихвой и будет способствовать повышению уловов рыбы. Ст ЕД ЕМ СКИИ , напитан тралового флота. Корабли тралового флота с каждым годом все больше осна щаются совершенными электро- радионаВигационными приборами, которые способствуют улучшению судовождения, по- могают лучше ве- Х > в р в Ч Ь сти поисковые ра боты, дают возможность увеличи вать уловы рыбы. Однако значительная часть приборов на судах бездействует из-за недоброкачественного ре монта их в порту и плохого снаб жения запасными частями. На пример радиолокаторы в большин стве своем не работают только по тому, что на флоте нет запасных ламп к этому прибору. Из-за от сутствия запасных частей на многих кораблях бездействуют донные лаги всех оистем. В бута форию превращены судовые кур- сографы — для них не приобре тена требуемая бумага. Часто выходит из строя элек тромеханический забортный лаг из-за пробивки электропроводки и частой поломки репитера счетчи ка лага. А заказы на ремонт этих приборов завод управления рыб- радиоприборы ной промышленности не прини мает. Есть еще на флоте такие судо водители и радисты, которые не ведут надлежащего ухода за Ълектрорадионавигационными при борами, не всегда правильно их эксплуатируют. А это приводит к быстрому выходу приборов из стпоя, к частому ремонту их. Мне кажется, что руководству флота нужшо обратить серьезное вшгмание на эксплуатацию элек- трорадионавигационных приборов, чтобы они содержались в хорошем техническом состоянии и грамот но использовались, и ремонт их производился своевременно и вы сококачественно, и чтобы для приборов выдавались на корабли все необходимые здласные часии. И. ШИМАНАЕВ , капитан траулера «Миргород». На Киевском заводе имени Горького идет сборка нового восьмишпиндельного патрон ного полуавтомата «1265П-8» для обработки деталей из от ливок, поковок и штамповок. Производительность полуавто мата, созданного заводскими инженерами, в полтора раза выше выпускаемого заводом в настоящее время шестишпин дельного полуавтомата. В слу чае необходимости агрегат мо жет действовать как два четы рехшпиндельных станка и об рабатывать одновременно две разные детали. Все операции по настройке станка для обра ботки новой детали выполня ются специальными механиз мами. НА СНИМ КЕ : , монтаж но вого патронного полуавтомата в сборочном цехе завода. Фото Н. Цидильковского. Фотохроника ТАСС. Обсуждаем статью напитана Е. Лебедева ,,Работа тралом без квартропов“ Почему бывают неудачи? ? ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ „РЫБНОГО МУРМАНА” «На суд общественности нарушителей социалистической законности» Как сообщил ■ редакцию на чальник управления тралового флота тов. Филиппов, статья под таким заголовком, опубликован ная в газете 19 ноября, обсужда лась на совещании работников от дела кадров с участием начальни ков отделов. Недостатки работы аппарата управления вскрыты правильно. Для их исправления намечены конкретные меры. Введен учет уст ных просьб и заявлений. Повыше ны требования к капитанам трау леров в деле подготовки личного состава к отходу в море и тща тельной корректировке судовых ролен. Начальнику отдела эксплуата ции тов. Васильеву предложено обеспечить точный учет моряков, уходящих в море по резервным ролям, ежедневно передавать эти сведения в отдел кадров и свое временно оформлять оперативные приказы. Начальнику отдела тру да н зарплаты тов. Кузнецо ву—подготовить предложения по учету неиспользованных выходных, дней моряками. Предложено руководству кораб лей соблюдать графики отпусков. За многие годы существования тралового флота изменилось, стало совершеннее промысловое воору жение. Получили всеобщее при знание промысловиков овальные доски Матросова, стеклянные кух- тыли заменены металлическими, применяются удлиненные кабе ли, все большее распространение получает Сесквартропный трал. Но не всегда и не везде новше ства принимаются хорошо, под час люди стараются работать по старинке. В этом я убедился на собственном опыте. Летом прошлого года меня на правили на траулере «Медвежье горск» старшим мастером по до быче рыбы. Здесь на обоих бор тах были бесквартропные тралы. - Я с ними никогда не имел дела и поэтому сразу же доложил об этом капитану Святославу Игоревичу Карпенко. Были сомнения: а вдруг столкнусь с такими сложными операциями, которые мне окажут ся не по силам? Капитан меня ус покоил: «На такой трал стоит один лишь раз посмотреть в рабо те и все будет понятно. У нас его каждый матрос вооружать мо жет, не говоря уж о мастерах по добыче». И я действительно вско ре убедился в справедливости этих слов. Вооружение трала по такой схеме облегчает работу па лубной команды. Если бы моря кам траулера «Медвежьегорск» предложили перейти на квартроп- ный трал, они наверняка вырази ли бы решительный протест. Жаль, что мне на этом судне пришлось работать всего «Гегыре рейса: я подменял старшего мастера, ухо дившего в отпуск. Но вот мне дали направление на траулер «Майкоп». Корабль на хорошем счету в траловом фло те — выполнили и годовой план, и обязательства. Мне предстояло ра ботать на нем мастером по добы че рыбы. Судно некоторое время стояло в ремонте на судоверфи, на нем установили поисковые при боры, на траловых дугах — роли ки для работы тралом без кьар- тропов. Я сразу же подумал, что можно будет применить эту схему, так полюбившуюся мне на трау лере «Медвежьегорск». Предло жил это сделать старшему масте ру по добыче тов. Комарову. Мож но было обеспечить безаварийную работу орудий лова благодаря правильному оснащению бесквар- тропного трала. От набитой бобин- цами подборы (трал 25-метровый, Михова) поставить голый грунтроп 3, 4 метра, затем присоединить два голых грунтропа по 8,5 метра — один, как обычно, к клячевке, второй используется как вытяж ной конец и проходит через коль цо, которое ставится на короткий геркулесовый гужик у голых кон цов трала. Голые концы соединя ются с трехметровой лапкой, иду щей от клячевки. Этот вариант оснащения хорош тем* что если происходит обрыв кабеля, а также ваера, что слу чается в промысловой обстановке, трал можно свободно поднять без особой потери времени, а также без перекоса. Я назвал такой подъем способом перехватывания —от клячевки по хатлайну — сушилкой и патентом, _ потом джильсоном за вытяжной (8,5 метра) конец. Нижняя и верхняя подборы полностью ложатся на борт. Если трал с квартропами, то нам в таком случае приходит ся джильсоном тянуть за . одну цепку, из-за чего перекашивают ся и стягиваются части трала, а порой они и повреждаются. На траулере «Майкоп» примет нен другой способ оснащения тра ла. Здесь от набитой бобинцами подборы поставлены два 12-мет ровых грунтропа. Один из них соединяется с клячевкой, а второй остается как вытяжной конец, ко торый продет через кольцо-вось мерку, врощенную в лапку 1,15 метра. Лапка врощена в хатлайн, отступая от верхнего сборочного в сторону клячевки на 1,15 мет ра. Она также крепится в клячев ке как квартроп. Такое оснащение трала плохо тем, что при аварии, например, при обрыве кормового кабеля, что и получилось однажды на трау лере «Майкоп», невозможно до браться по хатлайну до клячевки. Этого нельзя сделать потому, что при 12-метровом голом конце грунтропа (а высота до блока кор мовой стрелы 5 метров) перехва титься джильсоном не за что, трал приходится поднимать на борт, как говорится, комом. Так и получилось на траулере «Май коп». После трех неудачных трале ний и подъема по бесквартропной схеме, капитан тов. Завьялов дал указание мастерам по добыче пе рейти на квартропное оснащение. Так и было сделано. Сейчас у нас на правом борту все приспособлено для работы с бесквартропным тралом, однако он не получил одобрения экипажа лишь потому, что моряки еще не успели привыкнуть к нему, убе диться в том, что он удобен в ра боте, особенно в зимних условиях. Ведь каждый знает, что в мороз ный день приходится затрачивать много усилий, например, на то, чтобы выбрать квартропы. Мне думается, что в этом ка питана и старшего мастера по до быче обвинять нельзя. Убедить их, а ^ к ж е команду в целесооб разное™ использования бескварт- ропного трала можно — не зря он пользуется все большей попу лярностью на кораблях. Но и про мысловому отделу управления флота нельзя стоять в стороне от этого дела. Надо разработать еди ную схему работы тралом^ без квартропов по типам кораблей. У, нас же получается так, что каж дый мастер вооружает трал по своему усмотрению и потому под час терпит неудачу. Н. СОПИН, растер по до быче рыбы траулера « М а й коп». м а в а а а в в аы в а я а а а в а а а в м в в а а а в а а а а а в я а в а в а а в а в а «РЫ БНЫИ МУРМАН» 23 января 1960 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz