Рыбный Мурман. 1960 г. Январь.

Соревнование мурманских портовиков о калининградскими НОВЫЙ ПОЛУАВТОМАТ Коллектив Мурманского рыбного порта уже четвертый год соревнуется с калининградскими портовиками. Соревнование это стало традицион­ ным. Ежегодно портовики обмениваются делега­ циями; которые докладывают своим соперникам по соревнованию, как у них обстояли дела, что нового, интересного применили они в своем тру­ де, в организации производственных процессов. По тем итоговым материалам, которыми обме­ ниваются портовики, показатели работы, напри­ мер, за прошлый год, лучше у мурманчан. На днях в Калининград, в гости к своим това­ рищам по труду, выехала делегация мурманских портовиков. В ее состав входят начальник отдела труда и зарплаты рыбного п о т а А. В. Пугин, за­ меститель начальника 1-го участка Н. Д. Абань- кин, и крановщик 2-го участка П. Н. Максимов. ПЕРВЫЙ В МИРЕ ..... ill . I шшш Москва. Оригинальную ма­ шину — шагающий башенный кран КТС-5-10 создал коллектив инженеров проектно-конструк­ торского бюро Главстроймеха- низации Министерства транс­ портного строительства по ав­ торскому проекту инженера Артемия Георгиевича Лобова. Кран построен. на Ржевском механическом заводе и сейчас его начали применять на одной из строек в подмосковном го­ роде Люблино. Такой механизм создан впервые в мире. До­ стоинства нового крана состо­ ят в том, что его ходовая часть допускает перемещение маши­ ны как по рельсовым путям, так и по грунту, а также обес­ печивает самопогрузку крана ка транспортные средства без разборки его. Ходовая часть крана состоит из четырех двух­ колесных балансирных теле­ жек, две из которых привод­ ные. При передвижении вне рельсовых путей тележки опи- 1 раются на лыжи, выполненные в виде двух коробчатых метал­ лических балок, по верху ко­ торых уложены рельсы. Пере­ ход со стационарных путей на лыжи и обратно совершается быстро и без каких-либо за­ труднений. Смонтированный в центральной части поворотной платформы механизм подъема крана позволяет с помощью механизма вращения изменять направление движения крана. Конструкция крана обеспе­ чивает перевод его из поход­ ного положения в рабочее в течение 20 минут вместо 8— 10 дней, затрачиваемых на мон­ таж существующих башенных кранов. Управление всеми ра­ бочими движениями крана ди­ станционное, осуществляется оно с помощью переносного кнопочного пульта или же с помощью пультов, установлен­ ных в обеих кабинах, устроен­ ных внизу и наверху башни. Краткая техническая харак­ теристика крана следующая: грузоподъемность (в зависи­ мости от положения грузовой каретки на стреле) от 5 до 10 тонн, высота подъема 23 мет­ ра, скорость подъема 15 мет­ ров в минуту, скорость пере­ движения: по рельсам 30 мет­ ров в минуту, на безрельсовом ходу — до 200 метров в час. Колея крана 4,5 метра. На кране установлено несколько моторов общей мощностью 64,4 киловатта. Вес машины с бе­ тонным балластом 70 тонн. На снимке: башенный кран КТС-5-Ю на строительной пло­ щадке. Фото А. Сергеева- Васильева. Фотохроника ТАСС. Ближе к практике! В школе усовершенствования командного плавсостава очно, а в Мурманском мореходном учи­ лище — заочно организовано изучение весьма важной техники, особенно для рыбаков, — элек- трорадионавигационных прибо­ ров. Судоводители, закончившие эти курсы, получают удостовере­ ния на право пользования слож­ ной электрорадТюнавигационной техникой. Большинство судоводителей имеет очень небольшие практи­ ческие знания по эксплуатации этих приборов. А на курсах, по моему мнению, дают много тео­ рии и мало практики. Многие учащиеся, убеленные сединой, безусловно, не могут в такой ко­ роткий срок получить достаточ­ ные знания электротехники. Им следует давать больше практиче­ ских работ с приборами. Особое внимание нужно ооратить на изучение инструкций по уходу за приборами, научить устранять в них простейшие неисправно­ сти, правильно настраивать и эксплуатировать эти приборы. Три месяца—не такой уж про­ должительный срок. И это время надо использовать на то, чтобы судоводитель научился четко ра­ ботать с радиолокатором, радио­ пеленгатором, лодаром, рыбоис- кателем. Для четкой и хорошей работы электрорадионавигацнонных при­ боров следует иметь квалифици­ рованных инженеров, которые бы почаще выходили в море, пе­ ресаживались с одного трау­ лера на другой, оказывали по­ мощь морякам, устраняли те или иные повреждения в приборах. Безусловно, содержание таких инженеров на флоте окупится лихвой и будет способствовать повышению уловов рыбы. Ст ЕД ЕМ СКИИ , напитан тралового флота. Корабли тралового флота с каждым годом все больше осна­ щаются совершенными электро- радионаВигационными приборами, которые способствуют улучшению судовождения, по- могают лучше ве- Х > в р в Ч Ь сти поисковые ра­ боты, дают возможность увеличи­ вать уловы рыбы. Однако значительная часть приборов на судах бездействует из-за недоброкачественного ре­ монта их в порту и плохого снаб­ жения запасными частями. На­ пример радиолокаторы в большин­ стве своем не работают только по­ тому, что на флоте нет запасных ламп к этому прибору. Из-за от­ сутствия запасных частей на многих кораблях бездействуют донные лаги всех оистем. В бута­ форию превращены судовые кур- сографы — для них не приобре­ тена требуемая бумага. Часто выходит из строя элек­ тромеханический забортный лаг из-за пробивки электропроводки и частой поломки репитера счетчи­ ка лага. А заказы на ремонт этих приборов завод управления рыб- радиоприборы ной промышленности не прини­ мает. Есть еще на флоте такие судо­ водители и радисты, которые не ведут надлежащего ухода за Ълектрорадионавигационными при­ борами, не всегда правильно их эксплуатируют. А это приводит к быстрому выходу приборов из стпоя, к частому ремонту их. Мне кажется, что руководству флота нужшо обратить серьезное вшгмание на эксплуатацию элек- трорадионавигационных приборов, чтобы они содержались в хорошем техническом состоянии и грамот­ но использовались, и ремонт их производился своевременно и вы­ сококачественно, и чтобы для приборов выдавались на корабли все необходимые здласные часии. И. ШИМАНАЕВ , капитан траулера «Миргород». На Киевском заводе имени Горького идет сборка нового восьмишпиндельного патрон­ ного полуавтомата «1265П-8» для обработки деталей из от­ ливок, поковок и штамповок. Производительность полуавто­ мата, созданного заводскими инженерами, в полтора раза выше выпускаемого заводом в настоящее время шестишпин­ дельного полуавтомата. В слу­ чае необходимости агрегат мо­ жет действовать как два четы­ рехшпиндельных станка и об­ рабатывать одновременно две разные детали. Все операции по настройке станка для обра­ ботки новой детали выполня­ ются специальными механиз­ мами. НА СНИМ КЕ : , монтаж но­ вого патронного полуавтомата в сборочном цехе завода. Фото Н. Цидильковского. Фотохроника ТАСС. Обсуждаем статью напитана Е. Лебедева ,,Работа тралом без квартропов“ Почему бывают неудачи? ? ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ „РЫБНОГО МУРМАНА” «На суд общественности нарушителей социалистической законности» Как сообщил ■ редакцию на­ чальник управления тралового флота тов. Филиппов, статья под таким заголовком, опубликован­ ная в газете 19 ноября, обсужда­ лась на совещании работников от­ дела кадров с участием начальни­ ков отделов. Недостатки работы аппарата управления вскрыты правильно. Для их исправления намечены конкретные меры. Введен учет уст­ ных просьб и заявлений. Повыше­ ны требования к капитанам трау­ леров в деле подготовки личного состава к отходу в море и тща­ тельной корректировке судовых ролен. Начальнику отдела эксплуата­ ции тов. Васильеву предложено обеспечить точный учет моряков, уходящих в море по резервным ролям, ежедневно передавать эти сведения в отдел кадров и свое­ временно оформлять оперативные приказы. Начальнику отдела тру­ да н зарплаты тов. Кузнецо­ ву—подготовить предложения по учету неиспользованных выходных, дней моряками. Предложено руководству кораб­ лей соблюдать графики отпусков. За многие годы существования тралового флота изменилось, стало совершеннее промысловое воору­ жение. Получили всеобщее при­ знание промысловиков овальные доски Матросова, стеклянные кух- тыли заменены металлическими, применяются удлиненные кабе­ ли, все большее распространение получает Сесквартропный трал. Но не всегда и не везде новше­ ства принимаются хорошо, под­ час люди стараются работать по старинке. В этом я убедился на собственном опыте. Летом прошлого года меня на­ правили на траулере «Медвежье­ горск» старшим мастером по до­ быче рыбы. Здесь на обоих бор­ тах были бесквартропные тралы. - Я с ними никогда не имел дела и поэтому сразу же доложил об этом капитану Святославу Игоревичу Карпенко. Были сомнения: а вдруг столкнусь с такими сложными операциями, которые мне окажут­ ся не по силам? Капитан меня ус­ покоил: «На такой трал стоит один лишь раз посмотреть в рабо­ те и все будет понятно. У нас его каждый матрос вооружать мо­ жет, не говоря уж о мастерах по добыче». И я действительно вско­ ре убедился в справедливости этих слов. Вооружение трала по такой схеме облегчает работу па­ лубной команды. Если бы моря­ кам траулера «Медвежьегорск» предложили перейти на квартроп- ный трал, они наверняка вырази­ ли бы решительный протест. Жаль, что мне на этом судне пришлось работать всего «Гегыре рейса: я подменял старшего мастера, ухо­ дившего в отпуск. Но вот мне дали направление на траулер «Майкоп». Корабль на хорошем счету в траловом фло­ те — выполнили и годовой план, и обязательства. Мне предстояло ра­ ботать на нем мастером по добы­ че рыбы. Судно некоторое время стояло в ремонте на судоверфи, на нем установили поисковые при­ боры, на траловых дугах — роли­ ки для работы тралом без кьар- тропов. Я сразу же подумал, что можно будет применить эту схему, так полюбившуюся мне на трау­ лере «Медвежьегорск». Предло­ жил это сделать старшему масте­ ру по добыче тов. Комарову. Мож­ но было обеспечить безаварийную работу орудий лова благодаря правильному оснащению бесквар- тропного трала. От набитой бобин- цами подборы (трал 25-метровый, Михова) поставить голый грунтроп 3, 4 метра, затем присоединить два голых грунтропа по 8,5 метра — один, как обычно, к клячевке, второй используется как вытяж­ ной конец и проходит через коль­ цо, которое ставится на короткий геркулесовый гужик у голых кон­ цов трала. Голые концы соединя­ ются с трехметровой лапкой, иду­ щей от клячевки. Этот вариант оснащения хорош тем* что если происходит обрыв кабеля, а также ваера, что слу­ чается в промысловой обстановке, трал можно свободно поднять без особой потери времени, а также без перекоса. Я назвал такой подъем способом перехватывания —от клячевки по хатлайну — сушилкой и патентом, _ потом джильсоном за вытяжной (8,5 метра) конец. Нижняя и верхняя подборы полностью ложатся на борт. Если трал с квартропами, то нам в таком случае приходит­ ся джильсоном тянуть за . одну цепку, из-за чего перекашивают­ ся и стягиваются части трала, а порой они и повреждаются. На траулере «Майкоп» примет нен другой способ оснащения тра­ ла. Здесь от набитой бобинцами подборы поставлены два 12-мет­ ровых грунтропа. Один из них соединяется с клячевкой, а второй остается как вытяжной конец, ко­ торый продет через кольцо-вось­ мерку, врощенную в лапку 1,15 метра. Лапка врощена в хатлайн, отступая от верхнего сборочного в сторону клячевки на 1,15 мет­ ра. Она также крепится в клячев­ ке как квартроп. Такое оснащение трала плохо тем, что при аварии, например, при обрыве кормового кабеля, что и получилось однажды на трау­ лере «Майкоп», невозможно до­ браться по хатлайну до клячевки. Этого нельзя сделать потому, что при 12-метровом голом конце грунтропа (а высота до блока кор­ мовой стрелы 5 метров) перехва­ титься джильсоном не за что, трал приходится поднимать на борт, как говорится, комом. Так и получилось на траулере «Май­ коп». После трех неудачных трале­ ний и подъема по бесквартропной схеме, капитан тов. Завьялов дал указание мастерам по добыче пе­ рейти на квартропное оснащение. Так и было сделано. Сейчас у нас на правом борту все приспособлено для работы с бесквартропным тралом, однако он не получил одобрения экипажа лишь потому, что моряки еще не успели привыкнуть к нему, убе­ диться в том, что он удобен в ра­ боте, особенно в зимних условиях. Ведь каждый знает, что в мороз­ ный день приходится затрачивать много усилий, например, на то, чтобы выбрать квартропы. Мне думается, что в этом ка­ питана и старшего мастера по до­ быче обвинять нельзя. Убедить их, а ^ к ж е команду в целесооб­ разное™ использования бескварт- ропного трала можно — не зря он пользуется все большей попу­ лярностью на кораблях. Но и про­ мысловому отделу управления флота нельзя стоять в стороне от этого дела. Надо разработать еди­ ную схему работы тралом^ без квартропов по типам кораблей. У, нас же получается так, что каж­ дый мастер вооружает трал по своему усмотрению и потому под­ час терпит неудачу. Н. СОПИН, растер по до­ быче рыбы траулера « М а й ­ коп». м а в а а а в в аы в а я а а а в а а а в м в в а а а в а а а а а в я а в а в а а в а в а «РЫ БНЫИ МУРМАН» 23 января 1960 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz