Рыбный Мурман. 1960 г. Январь.

\ СОТОМУ снимку — 20 лет. Он сделан в январе 1940 года в Гренландском море во время встречи ледокола «И. Сталин» с ледокольным пароходом «Георгий Седов». Тогда закончился героический дрейф седовцев, которые про­ вели во льдах Арктики 812 дней. История этого дрейфа тако­ ва: в 19157 году «Г. Седов» вместе с другими судами ледо­ кольного типа — «Садко» и «Малыгиным»— работал в Арк­ тике. Арктическая навигация близилась к концу. Но раньше, чем корабли покинули море Лаптевых, пролив Вилькицко- го оказался забитым льдами, опустившимися с севера. Путь на восток был отрезан. В еди­ ноборстве со льдами моряки- полярники израсходовали весь запас угля. Так «Седов», «Садко» и «Малыгин» оказа­ лись в ледовом плену. В арктическую навигацию следующего года «Садко» и «Малыгин» были выведены на чистую воду ледоколом «Ер­ мак», а «Седов» остался дрей­ фовать один. Он не мог следо­ вать за ледоколом, так как у него был поврежден руль. 812 дней 15 советских мо- ряков-полярников несли по­ четную вахту. Ни частые сжа­ тия льдов, ни ураганные вет­ ры, ни жестокие морозы не сломили воли отважного эки­ пажа. Зимой и летом, в по­ лярную ночь и в туманные дни арктической весны седов- цы регулярно вели научные наблюдения, зная, что за их жизнью и работой в Арктике с неослабным вниманием следит весь советский народ. Седовцы знали, что Родина, Коммунистическая партия, Со­ ветское правительство не оста­ вят их в беде, и если Потре­ буется — протянут им могу­ чую руку помощи. Легендарный пароход про­ должал свой героический дрейф во льдах Ледовитого океана. А на острове Рудоль­ фа уже с весны 1939 года нес сторожевую вахту летчик Ор­ лов, готовый в любую минуту вылететь к седовцам на своем четырехмоторном самолете. Но отважные моряки не собира­ лись покидать борт своего героического корабля, 30-летие которого они отпраздновали 5 декабря 1939 года, а про­ должали упорно трудиться во славу своей Родины. / Им, как и всем советским людям, было дорого имя ко­ рабля. ставшего живой па­ мятью о своем соотечественни­ ке — отважном полярном ис­ следователе Георгии Седове, похороненном на скалистом берегу одного из островов Зем­ ли Франца-Иосифа после по­ пытки пробиться к Северному полюсу. Чтобы спасти 15 героев- моряков и легендарный ко­ рабль, Коммунистическая пар­ тия и Советское правительство решили организовать спаса­ тельную экспедицию, исполь­ зовав для этой цели самый мощный по тому времени линейный ледокол арктическо­ го флота «И. Сталин». М Н Е посчастливилось быть участником этой знаме­ нитой экспедиции. {<И. Сталин» вышел в свой необыкновен­ ный рейс из Мурманска утром 15 декабря 1939 года. Рейс был необыкновенным потому, что история мирового морепла­ вания еще не знала примера, чтобы корабль отправлялся в высокие широты Арктики зи­ мой, в разгар полярной ночи. Сразу же по выходе из Кольского залива ледокол по­ пал в жестокий шторм, пере­ шедший в ураган. Океан не­ истовствовал. Огромные горы тяжелой свин^вой воды кида­ ли мощный корабль, как щеп­ ку. Нашим промысловикам не в новинку трудности плавания зимой в Баренцевом море. Зна­ ют они силу штормов и ура­ ганов. Всякое приходилось им испытать. Но не всякому до­ велось испытать то, что пе­ режили участники экспеди­ ции на ледоколе «И. Сталин». Для большей убедительности приведу такой факт. Курс ле­ докола лежал на Шпицберген. Но когда после пятидневной ураганной трепки штурманам удалось определиться, оказа­ лось, что ледокол находится... у берегов Новой Земли. И это при наличии машин мощностью в 10 тысяч лошадиных сил! Могучие ледяные валы обру­ шивались на палубу и сметали все на своем пути. В черном мраке полярной ночи за бор­ том исчезли бочки с горючим, сорванный со шлюп-балок ка­ тер, стальные фальшборты и трапы. Крен корабля доходил до 50 градусов. Но и в этих трудных условиях внутри ко­ рабля кипела и билась на­ пряженная горячая жизнь. Об­ ливаясь потом от нестерпимой жары, работали у топок коче­ гары, несли вахту у механиз­ мов машинисты. А матросы вместе со всеми членами экс­ педиции трудились на палубе, кирками и ломиками окалыва­ ли лед. Мороз сковывал про­ мокшую одежду и обувь моря­ ков. Если люди казались бога­ тырями в панцирях, то сам ле­ докол стал похож на фанта­ стическое чудовище — все грузы, надстройки, мостик и ванты покрылись льдом. Чтобы облегчить корабль, придать ему большую остой­ чивость, капитан Михаил Про­ копьевич Белоусов принял ре­ шение: выкачать за борт 500 тонн пресной воды. Но как ни. велики были ис­ пытания, ни у кото из 200 членов экспедиций не появи­ лось даже мысли о том, чтобы скорее вернуться на родную землю. Священной была мис­ сия этого трудного похода. 22 декабря «И. Сталин» во­ шел в блинчатый лед, и в этот же день по радио-телефо- ну произошел первый разго­ вор с седовцами. А через двое суток ледокол уже штурмовал ледяные поля, толщина кото­ рых достигала двух с полови­ ной метров. С каждым днем ледовая об­ становка осложнялась. Чтобы не остаться без угля и прес­ ной воды, ледокол повернул обратно. Новый, 1940 год мы встре­ тили в Баренцбурге. Советские горняки Шпицбергена загото­ вили для прожорливых топок коБабля тысячи тонн угля. Он черным золотом сыпался по транспортерной ленте в объе­ мистые бункеры ледокола. Тан­ ки заполнялись водой. В полночь, когда, сменив­ шись с вахты, моряки подняли новогодний тост за Коммуни­ стическую партию, за родное правительство, за героический советский народ, в столовой команды появился начальник экспедиции Иван Дмитриевич Папанин. Он присоединился к тосту: — Дорогие мои браточки! Я понимаю ваше приподнятое настроение, радость встречи Нового года, который принесет каждому из нас новое счастье. Но помните, что нас ждут ге- рои-седовцы. Спасги их пору­ чила нам Родина. Чтобы уско­ рить отход ледокола, пуж- ны рабочие руки. Кто из вас пойдет на штивку угля? Первым поднялся из-за сто­ ла кочегар Федор Янкин: — Я пойду! •— Почему ты? — спросил старшина кочегаров. — Все пойдем, вся вахта. И люди, только что отрабо­ тавшие по шесть часов, поки­ нули празднично убранный стол, быстро переоделись в рабочую робу и принялись за привычное дело. Усталости словно и не бывало! J J ПОЛДЕНЬ 1 января ледокол «И. Сталин» распрощался с Баренцбургом. 3 января до «Г. Седова» оста­ валось всего лишь 60 миль. В этот день И. Д. Папанин, раз­ говаривая с капитаном Бадиги- ным, сказал: — Константин Сергеевич! Будем идти только вперед, назад возвращаться не будем. Лед очень тяжелый, с удара прохожу 3— 4 метра, винты заклинивает. Возьму немного к западу. Включим прожекто­ ры. А через полтора часа Бади- гин сообщил: — Прожектор видно ясно, совершенно ясно на юго-во­ стоке. Через полчаса подгото­ вим свое освещение. Желаю ус­ пеха. «Г. Седов» был совсем близ­ ко. Но встреча с ним задержа­ лась еще на десять суток. Тя­ желые паковые льды преграж­ дали путь. По 3— 4 метра ле­ докол проходил уже не с од­ ного удара, а за целую вахту. Это был тяжелый поединок. Казалось, что суровая Арктика не собирается покориться же­ лезной воле советских людей, потому и противится освобож­ дению парохода из ледового плена, который длился 27 ме­ сяцев. Но ледокол медленно, но уверенно пробивался вперед, круша льды, ломая перемыч­ ки. раскалывая ледяные по­ ля. 12 января «И. Сталин» очутился в положении парохо­ д а «С. Челюскин», который в 1934 году был раздавлен льдами. Началось небывалое сжатие льдов. Стальная обшив­ ка корабля трепетала, как тон­ кая Фанера, скрипели шпангоу­ ты. И. Д. Папанин распорядил­ ся грузить на палубу аварий­ ный запас продовольствия, теп­ лой одежды, радиостанцию, уголь, пресную воду в бочках. Лишь капитан М. П. Белоусов радовался сжатию. Его не сму­ щали ни грохот ледяных по- яей, ни вздыбившиеся ледяные горы высотой в многоэтажный дом, ни тревожный скрип ко­ рабля, ни завывание штормо­ вого ветра. — Есть сжатие, — спокой­ но сказал он, — будет и раз­ жатие, а это к лучшему. Опытный мореход, много лет проведший в Арктике, Белоу­ сов оказался прав. К утру все стихло, и ледокол быстро уст­ ремился вдоль разводий, на встречу с «Г. Седовым». Падал снег. Сквозь мглу полярной ночи мы увидели огни дрей­ фующего корабля, а вскоре вы­ рисовался и его силуэт. В небо взвились ракеты. По старой морской традиции команда ле­ докола гудками приветствова­ ла своих героев- товарищей, с честью и славой пронесших советское знамя через все ис­ пытания легендарного дрейфа. 13 января 1940 года в 12 часов 07 минут по московско­ му времени корабли соедини­ лись, Взрослые люди плакали как дети от радости встречи. В морозном воздухе над просто­ рами Арктики гремело могучее русское «ура». Б. Ф ЕДО РО В . Се ан с о д н о в р е м е н н о й шахматной игры Лектор^ Центрального клуба шахматистов мастер спорта В. А. Люблинский прочел 13 января для работников судоверфи лекцию «Советские шахматисты в борьбе за первенство мира». После лекции состоялся сеанс одновременной шахматной игры на 25 досках. В крас­ ном уголке корпусно-котельного цеха было тесновато, десятки болель­ щиков склонились над шахматными досками товарищей. Хозяева вы­ играли 3 партии, 8 свели вничью, остальные закончились' победой гостя. К уд а пойти сегодня и завтра О дом К У Л Ь Т У Р Ы ИМ ЕНИ С. М. КИ РО ВА . Сегодня в кино­ зале — «Сегодня в последний раз*. Завтра — «Командир кораб­ ля». Сегодня в большом зале — вечер отдыха молодежи. В про­ грамме — «Барабанщица», спек­ такль музыкально-драматического народного театра, танцы. Играют духовой и эстрадный оркестры* Начало в 20 часов. О О БЛД РАМ Т ЕА Т Р . (В поме­ щении Дома культуры имени С. М. Кирова). Завтра днем и вечером — «И один в поле воин». О КИ НО Т ЕА Т Р «РОДИНА». «Спасенное поколение». Завтра для детей — «Снежная сказка», в 8*30 и 9 часов. О «С Е В Е Р Н О Е СИ ЯНИ Е» . Се- годня и завтра в розовом и зеле­ ном залах — «Спасенное поколе­ ние». В малом зале сегодня — — «Песня первсЯ любви». Завтра — «По особому заданию». Для детей завтра — «Чапаев». Начало в 8-30 и 9 часов. О Б Ъ Я В Л Е Н И Е В среду, 20 января, в 18 ча­ сов 30 минут в помещении ре­ дакции газеты «Рыбный Мур- ман» (ул. Комсомольская, д. 4) состоится очередное занятие литературной группы. Редактор Б. Ф . Ф ЕД О РО В . ^ лРес Р|Яо *ЦИИ2 Мурманск, Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны] зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем АТС рыбного порта 5 я 28 87, партийной жизни, промышленный 4 33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правдаэ, Зак. 154 Тир. 4500 ПН 00825

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz