Рыбный Мурман. 1960 г. Январь.
\ СОТОМУ снимку — 20 лет. Он сделан в январе 1940 года в Гренландском море во время встречи ледокола «И. Сталин» с ледокольным пароходом «Георгий Седов». Тогда закончился героический дрейф седовцев, которые про вели во льдах Арктики 812 дней. История этого дрейфа тако ва: в 19157 году «Г. Седов» вместе с другими судами ледо кольного типа — «Садко» и «Малыгиным»— работал в Арк тике. Арктическая навигация близилась к концу. Но раньше, чем корабли покинули море Лаптевых, пролив Вилькицко- го оказался забитым льдами, опустившимися с севера. Путь на восток был отрезан. В еди ноборстве со льдами моряки- полярники израсходовали весь запас угля. Так «Седов», «Садко» и «Малыгин» оказа лись в ледовом плену. В арктическую навигацию следующего года «Садко» и «Малыгин» были выведены на чистую воду ледоколом «Ер мак», а «Седов» остался дрей фовать один. Он не мог следо вать за ледоколом, так как у него был поврежден руль. 812 дней 15 советских мо- ряков-полярников несли по четную вахту. Ни частые сжа тия льдов, ни ураганные вет ры, ни жестокие морозы не сломили воли отважного эки пажа. Зимой и летом, в по лярную ночь и в туманные дни арктической весны седов- цы регулярно вели научные наблюдения, зная, что за их жизнью и работой в Арктике с неослабным вниманием следит весь советский народ. Седовцы знали, что Родина, Коммунистическая партия, Со ветское правительство не оста вят их в беде, и если Потре буется — протянут им могу чую руку помощи. Легендарный пароход про должал свой героический дрейф во льдах Ледовитого океана. А на острове Рудоль фа уже с весны 1939 года нес сторожевую вахту летчик Ор лов, готовый в любую минуту вылететь к седовцам на своем четырехмоторном самолете. Но отважные моряки не собира лись покидать борт своего героического корабля, 30-летие которого они отпраздновали 5 декабря 1939 года, а про должали упорно трудиться во славу своей Родины. / Им, как и всем советским людям, было дорого имя ко рабля. ставшего живой па мятью о своем соотечественни ке — отважном полярном ис следователе Георгии Седове, похороненном на скалистом берегу одного из островов Зем ли Франца-Иосифа после по пытки пробиться к Северному полюсу. Чтобы спасти 15 героев- моряков и легендарный ко рабль, Коммунистическая пар тия и Советское правительство решили организовать спаса тельную экспедицию, исполь зовав для этой цели самый мощный по тому времени линейный ледокол арктическо го флота «И. Сталин». М Н Е посчастливилось быть участником этой знаме нитой экспедиции. {<И. Сталин» вышел в свой необыкновен ный рейс из Мурманска утром 15 декабря 1939 года. Рейс был необыкновенным потому, что история мирового морепла вания еще не знала примера, чтобы корабль отправлялся в высокие широты Арктики зи мой, в разгар полярной ночи. Сразу же по выходе из Кольского залива ледокол по пал в жестокий шторм, пере шедший в ураган. Океан не истовствовал. Огромные горы тяжелой свин^вой воды кида ли мощный корабль, как щеп ку. Нашим промысловикам не в новинку трудности плавания зимой в Баренцевом море. Зна ют они силу штормов и ура ганов. Всякое приходилось им испытать. Но не всякому до велось испытать то, что пе режили участники экспеди ции на ледоколе «И. Сталин». Для большей убедительности приведу такой факт. Курс ле докола лежал на Шпицберген. Но когда после пятидневной ураганной трепки штурманам удалось определиться, оказа лось, что ледокол находится... у берегов Новой Земли. И это при наличии машин мощностью в 10 тысяч лошадиных сил! Могучие ледяные валы обру шивались на палубу и сметали все на своем пути. В черном мраке полярной ночи за бор том исчезли бочки с горючим, сорванный со шлюп-балок ка тер, стальные фальшборты и трапы. Крен корабля доходил до 50 градусов. Но и в этих трудных условиях внутри ко рабля кипела и билась на пряженная горячая жизнь. Об ливаясь потом от нестерпимой жары, работали у топок коче гары, несли вахту у механиз мов машинисты. А матросы вместе со всеми членами экс педиции трудились на палубе, кирками и ломиками окалыва ли лед. Мороз сковывал про мокшую одежду и обувь моря ков. Если люди казались бога тырями в панцирях, то сам ле докол стал похож на фанта стическое чудовище — все грузы, надстройки, мостик и ванты покрылись льдом. Чтобы облегчить корабль, придать ему большую остой чивость, капитан Михаил Про копьевич Белоусов принял ре шение: выкачать за борт 500 тонн пресной воды. Но как ни. велики были ис пытания, ни у кото из 200 членов экспедиций не появи лось даже мысли о том, чтобы скорее вернуться на родную землю. Священной была мис сия этого трудного похода. 22 декабря «И. Сталин» во шел в блинчатый лед, и в этот же день по радио-телефо- ну произошел первый разго вор с седовцами. А через двое суток ледокол уже штурмовал ледяные поля, толщина кото рых достигала двух с полови ной метров. С каждым днем ледовая об становка осложнялась. Чтобы не остаться без угля и прес ной воды, ледокол повернул обратно. Новый, 1940 год мы встре тили в Баренцбурге. Советские горняки Шпицбергена загото вили для прожорливых топок коБабля тысячи тонн угля. Он черным золотом сыпался по транспортерной ленте в объе мистые бункеры ледокола. Тан ки заполнялись водой. В полночь, когда, сменив шись с вахты, моряки подняли новогодний тост за Коммуни стическую партию, за родное правительство, за героический советский народ, в столовой команды появился начальник экспедиции Иван Дмитриевич Папанин. Он присоединился к тосту: — Дорогие мои браточки! Я понимаю ваше приподнятое настроение, радость встречи Нового года, который принесет каждому из нас новое счастье. Но помните, что нас ждут ге- рои-седовцы. Спасги их пору чила нам Родина. Чтобы уско рить отход ледокола, пуж- ны рабочие руки. Кто из вас пойдет на штивку угля? Первым поднялся из-за сто ла кочегар Федор Янкин: — Я пойду! •— Почему ты? — спросил старшина кочегаров. — Все пойдем, вся вахта. И люди, только что отрабо тавшие по шесть часов, поки нули празднично убранный стол, быстро переоделись в рабочую робу и принялись за привычное дело. Усталости словно и не бывало! J J ПОЛДЕНЬ 1 января ледокол «И. Сталин» распрощался с Баренцбургом. 3 января до «Г. Седова» оста валось всего лишь 60 миль. В этот день И. Д. Папанин, раз говаривая с капитаном Бадиги- ным, сказал: — Константин Сергеевич! Будем идти только вперед, назад возвращаться не будем. Лед очень тяжелый, с удара прохожу 3— 4 метра, винты заклинивает. Возьму немного к западу. Включим прожекто ры. А через полтора часа Бади- гин сообщил: — Прожектор видно ясно, совершенно ясно на юго-во стоке. Через полчаса подгото вим свое освещение. Желаю ус пеха. «Г. Седов» был совсем близ ко. Но встреча с ним задержа лась еще на десять суток. Тя желые паковые льды преграж дали путь. По 3— 4 метра ле докол проходил уже не с од ного удара, а за целую вахту. Это был тяжелый поединок. Казалось, что суровая Арктика не собирается покориться же лезной воле советских людей, потому и противится освобож дению парохода из ледового плена, который длился 27 ме сяцев. Но ледокол медленно, но уверенно пробивался вперед, круша льды, ломая перемыч ки. раскалывая ледяные по ля. 12 января «И. Сталин» очутился в положении парохо д а «С. Челюскин», который в 1934 году был раздавлен льдами. Началось небывалое сжатие льдов. Стальная обшив ка корабля трепетала, как тон кая Фанера, скрипели шпангоу ты. И. Д. Папанин распорядил ся грузить на палубу аварий ный запас продовольствия, теп лой одежды, радиостанцию, уголь, пресную воду в бочках. Лишь капитан М. П. Белоусов радовался сжатию. Его не сму щали ни грохот ледяных по- яей, ни вздыбившиеся ледяные горы высотой в многоэтажный дом, ни тревожный скрип ко рабля, ни завывание штормо вого ветра. — Есть сжатие, — спокой но сказал он, — будет и раз жатие, а это к лучшему. Опытный мореход, много лет проведший в Арктике, Белоу сов оказался прав. К утру все стихло, и ледокол быстро уст ремился вдоль разводий, на встречу с «Г. Седовым». Падал снег. Сквозь мглу полярной ночи мы увидели огни дрей фующего корабля, а вскоре вы рисовался и его силуэт. В небо взвились ракеты. По старой морской традиции команда ле докола гудками приветствова ла своих героев- товарищей, с честью и славой пронесших советское знамя через все ис пытания легендарного дрейфа. 13 января 1940 года в 12 часов 07 минут по московско му времени корабли соедини лись, Взрослые люди плакали как дети от радости встречи. В морозном воздухе над просто рами Арктики гремело могучее русское «ура». Б. Ф ЕДО РО В . Се ан с о д н о в р е м е н н о й шахматной игры Лектор^ Центрального клуба шахматистов мастер спорта В. А. Люблинский прочел 13 января для работников судоверфи лекцию «Советские шахматисты в борьбе за первенство мира». После лекции состоялся сеанс одновременной шахматной игры на 25 досках. В крас ном уголке корпусно-котельного цеха было тесновато, десятки болель щиков склонились над шахматными досками товарищей. Хозяева вы играли 3 партии, 8 свели вничью, остальные закончились' победой гостя. К уд а пойти сегодня и завтра О дом К У Л Ь Т У Р Ы ИМ ЕНИ С. М. КИ РО ВА . Сегодня в кино зале — «Сегодня в последний раз*. Завтра — «Командир кораб ля». Сегодня в большом зале — вечер отдыха молодежи. В про грамме — «Барабанщица», спек такль музыкально-драматического народного театра, танцы. Играют духовой и эстрадный оркестры* Начало в 20 часов. О О БЛД РАМ Т ЕА Т Р . (В поме щении Дома культуры имени С. М. Кирова). Завтра днем и вечером — «И один в поле воин». О КИ НО Т ЕА Т Р «РОДИНА». «Спасенное поколение». Завтра для детей — «Снежная сказка», в 8*30 и 9 часов. О «С Е В Е Р Н О Е СИ ЯНИ Е» . Се- годня и завтра в розовом и зеле ном залах — «Спасенное поколе ние». В малом зале сегодня — — «Песня первсЯ любви». Завтра — «По особому заданию». Для детей завтра — «Чапаев». Начало в 8-30 и 9 часов. О Б Ъ Я В Л Е Н И Е В среду, 20 января, в 18 ча сов 30 минут в помещении ре дакции газеты «Рыбный Мур- ман» (ул. Комсомольская, д. 4) состоится очередное занятие литературной группы. Редактор Б. Ф . Ф ЕД О РО В . ^ лРес Р|Яо *ЦИИ2 Мурманск, Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны] зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем АТС рыбного порта 5 я 28 87, партийной жизни, промышленный 4 33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правдаэ, Зак. 154 Тир. 4500 ПН 00825
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz