Рыбный Мурман. 1960 г. Январь.
О задачах партийной пропаганды в современных условиях Постановление Центрального Комитета КПСС (Продолжение. Кач. см. на 1 стр.). В настоящее время созданы все условия для расши рения рамок партийной пропаганды с тем, чтобы она доходила до каждого рабочего, колхозника, интеллиген та, до каждого советского человека. Однако партийные организации недостаточно используют эти условия. Ос новное направление в устной и печатной пропаганде (партийное просвещение, лекции, издание политиче ской литературы, значительная часть периодической печати) по-прежнему обращено преимущественно к чле нам н кандидатам в члены партии, беспартийному ак тиву, интеллигенции. Некоторые группы населения на ходятся вообще вне повседневного идейно-политическо го влияния. Партийные организации еще мало занима ются тем, чтобы система идейно-воспитательной рабо ты среди широких масс трудящихся была бы разносто ронней, гибкой и полностью соответствовала современ ным условиям. Редко и подчас на низком уровне проводятся массо вые мероприятия, рассчитанные на широкие слон тру дящихся: лекции и доклады, вечера вопросов и ответов, творческие дискуссии, теоретические конференции, то варищеские собеседования, тематические вечера, вос кресные чтения и т. п. В идейно-воспитательной рабо те не в полную меру иепользуются такие средства про паганды, как печать, радио, телевидение, кино, клубы, библиотеки и другие культурно-просветительные уч реждения, а также лучшие произведения литературы и искусства. Не уделяется должного и постоянного внимания до- Юдчивости и популярности лекций, бесед, докладов, статей, брошюр, политических занятий. Еще не все партийные организации заботятся о воспитании умелых, любящих свое дело пропагандистов, о повышении их теоретического уровня и методического мастерства. По этому на пропагандистских выступлениях лежит иногда печать серости, сухости и маловыразительности, они не волнуют слушателей и читателей. Отмечая большое значение и положительную роль об щественных наук и их кадров в разработке и популя ризации марксистско-ленинской теории, в идейном вос питании советских людей, ЦК КПСС вместе с тем счи тает, что многие недостатки в содержании партийной пропаганды объясняются известным отставанием работ ников общественных наук от практики коммунистиче ского строительства и задач идеологической работы. Многие экономисты, философы, историки и другие на учные работники не преодолели элементов догматизма, не проявляют смелого и творческого подхода к жизни, к опыту борьбы масс, слабо разрабатывают актуальные теоретические и практические вопросы, часто находят ся в плену устарелой и бесплодной проблематики. Институты общественных наук Академии паук СССР, Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и его филиалы. Академия общественных наук и Высшая пар тийная школа при ЦК КПСС, теоретические журналы, многие кафедры общественных паук высших учебных заведений все еще мало связаны с жизнью партийных организаций, не всегда активно и творчески помогают в проведении идеологической работы. ЦК КПСС считает, что основная причина недостат ков в партийной пропаганде состоит в том, что некото рые ЦК компартий союзных республик, краевые и об ластные комитеты партии, а также ведомства и учреж дения, занимающиеся вопросами идеологической работы, слабо руководят этим важнейшим участком партийной деятельности. Партийные комитеты, их отделы пропаганды и аги тации нередко увлекаются показной стороной в пропа ганде, оценивают пропагандистскую работу, главным образом, по количеству проведенных мероприятий, а не по ее результатам, не по тому, как она обеспечивает повышение трудовой и общественно-политической ак тивности, коммунистической сознательности масс. В ряде случаев партийные, советские и хозяйственные руководители, ссылаясь на общие удовлетворите.!! ные показатели экономической деятельности области, райо на. предприятия, колхоза, не уделяют необходимого вни мания воспитанию трудящихся в коммунистическом ду хе. Руководители некоторых партийных организаций не в^лут настойчивой борьбы против чуждой идеологии, пе дают должного отпора проявлениям национализма, космополитизма и аполитичности, иногда занимают пас сивную. оборонительную позицию по отношению к враждебной марксизму-ленинизму идеалистической, ре лигиозной идеологии, без остроты и с запозданием реа гируют на случаи грубого нарушения трудовой дисцип лины и принципов коммунистической морали, примирен чески относятся к пережиткам прошлого в сознании со ветских людей. Все еще значительная часть руководящих партий ных, советских, хозяйственных работников не прини мает личного участия в пропагандистской деятельно сти, забивая, что упорная работа над повышением сво его идеГшо-тесретического уровня, повседневное тесное общение с людьми, активное разъяснение массам вели ких идей марксизма-ленинизма, мобилизация трудя щихся на претворение политики партии в жизнь — не отъемлемое качество и важнейшая обязанность каж дого коммуниста и тем более коммуниста-руководителя. ЦК КПСС постановляет: 1. Обязать ЦК компартий союзных республик, крае вые, областные, городские, районные комитеты партии и первичные партийные организации устранить отмечен ные в настоящем постановлении недостатки, серьезно улучшить руководство партийной пропагандой, повсе дневно и настойчиво бороться за повышение ее идейного уровня и усиление влияния на народные массы, поста вить коммунистическое воспитание трудящихся в центр всей партийно-политической работы. Главная задача партийной пропаганды состоит в том, чтсбы глубоко и всесторонне разъяснять идеи марксиз ма-ленинизма, показывать их успешное претворение в жизнь в ходе борьбы партии за победу социализма и коммунизма в нашей стране, учить использовать в прак тической деятельности и творчески развивать теорети ческое богатство, накопленное партией, поднимать тру дящихся на борьбу за претворение политики партии в жизнь, воспитывать активных и стойних борцов за коммунизм. Ведущее место во всей идеологической работе должна занимать борьба за неукоснительное претворение в жизнь принципа «кто не работает — тот не ест», против лиц, уклоняющихся от участия в общественно полезном тру де, воспитание коммунистического отношения и развитие моральных стимулов к труду. Необходимо добиваться, чтобы каждый советский человек глубоко понимал ог ромное общественно-историческое значение своей по вседневной деятельности, видел в ней решающее усло вие укрепления могущества Родины, достижения изоби лия материальных и культурных благ, полной победы коммунизма. Действенность партийной пропаганды проявляется в первую очередь в конкретных производственных ре зультатах. Надо добиваться, чтобы в пропаганде было поменьше политической трескотни, побольше конкрет ной борьбы за ускорение темпов коммунистического строительства. Устная и печатная пропаганда должна служить мобилизации масс на у-спешное претворение в жизнь семилетнего плана и всей программы строитель ства коммунизма в СССР, повышению производительно сти труда и техническому прогрессу в народном хозяй стве, выявлению новых резервов и внедрению лучшего опыта, экономии и бережливости государственных средств и ценностей, борьбе с проявлениями косности и консерватизма, воспитанию нетерпимости к недостаткам. Долг партийной пропаганды — на ярких жизненных примерах раскрывать преимущества социалистического строя и марксистско -ленинской идеологии, замечатель ные образцы коммунистического труда и быта, воспиты вать идейно убежденных и всесторонне развитых лю дей коммунистического общества. Необходимо воспиты вать трудящихся в духе непоколебимой веры в дело партии и народа, коллективизма и трудолюбия, социа листического интернационализма и советского патрио тизма, высоких принципов морали нового общества; вести непримиримую борьбу против еще встречающих ся в нашей советской действительности отдельных проявлений аполитичности, национализма и космопо литизма, против пережитков прошлого: пренебрежения к труду и общественному долгу, расхищения общест венной собственности, бюрократизма, взяточничества, спекуляции, подхалимства, пьянства, хулиганства и других чуждых нашему строю явлений. Необходимо вести активную наступательную борьбу против в-раждебной марксизму-ленинизму буржуазной идеологии и ее правосоциалистических и ревизионист ских проповедников, неустанно повышать политиче скую бдительность советских людей. В современных условиях важнейшее значение при обретает глубокое разъяснение миролюбивой внешней политики Советского Союза. На конкретных фактах борьбы за осуществление ленинских принципов мирного сосуществования партийная пропаганда призвана вос питывать трудящихся в духе гордости за свою великую Родину, идущую в авангарде сил мира и прогресса, вызывать у каждого советского человека горячее стрем ление своим самоотверженным трудом крепить могу щество Советского Союза и всего социалистического ла геря. активно участвовать в великом деле соревнова ния С(щиализма с капитализмом, всемерно способство вать укреплению дела мира во всем лире. Необходимо и впредь решительно разоблачать империалистических сторонников продолжения «холодной войны», всех тех, кто добивается сохранения и обострения международной напряженности и гонки вооружений. Основным содержанием партийной пропаганды долж но быть глубокое изучение и широкое разъяснение про изведений классиков марксизма-ленинизма, теорети ческих проблем и практических задач, выдвинутых в ре шениях XX и XXI съездов партии, Пленумов Централь ного Комитета КПСС, в выступлениях руководителей партии и правительства, в важнейших документах международного коммунистического движения, изуче ние^истории КПСС, политической экономии, марксист ской философии. В современных условиях, когда тео рия марксизма-ленинизма слилась с практикой комму нистического строительства, когда решение практиче ских вопросов строительства коммунизма является од новременно решением больших теоретических вопросов, необходимо глубоко изучать жизнь, обобщать практику коммунистического строительства и на этой основе учиться марксизму-ленинизму, развивать и пропаган дировать нашу революционную теорию. 2. ЦК КПСС подчеркивает, что результаты партий ной пропаганды, ее действенность и воспитательная роль будут тем выше, чем теснее она будет связана с творчеством народа, его жизнью, с практикой коммуни стического строительства. Надо раз и навсегда отка заться от неправильного представления, будто доста точно изложить перед слушателями сумму общих зна ний, подкрепить их цитатами, чтобы выполнить функ цию большевистского пропагандиста. Воспитание в процессе труда, в ходе борьбы за коммунизм — глав ное, целиком оправдавшее себя на практике направле ние идеологической работы в современных условиях. Партийная пропаганда должна осуществляться конкрет но и целеустремленно, поднимать трудящихся на реше ние назревших хозяйственных и политических задач. В этих целях необходимо: а) шире популяризировать передовой опыт промыш ленного и сельскохозяйственного производства, лучшие образцы коммунистического труда; вести пропаганду в неразрывной связи с повседневными делами и задача ми предприятий, строек, колхозов и совхозов, способ ствовать созданию в каждом коллективе обстановки вы сокого политического и трудового подъема; раскрывать теоретические положения марксизма-ленинизма на жиз ненном материале, на положительных примерах герои- ческон борьбы советского народа за победу комму низма; б) повседневно вооружать кадры и в первую очередь кадры, ведущие пропагандистскую работу в массах, кон кретными экономическими знаниями, добиваться, что бы каждый пропагандист, каждый работник идеологи ческого фронта хорошо ориентировался в вопросах эко номики, был знаком с достижениями и передовым опы том производства, мог умело связывать изложение во просов теории, истории и политики партии с актуаль ными практическими задачами; в) регулярно созывать при ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, горкомах, райкомах пар тии совещания и собрания агитаторов, пропагандистов, интеллигенции, обсуждая на этих совещаниях доклады руководящих партийных, советских, профсоюзных, хо зяйственных работников по важнейшим вопросам внут ренней и внешней политики партии, о практических за дачах и перспективах развития республик, областей, городов, районов, предприятий, строек, колхозов и сов хозов. 3. Учитывая, что в современных условиях овладение идеями марксизма-ленинизма, глубокое понимание по литики партии и борьба за ее осуществление являются жизненной потребностью не только коммунистов, но и всех трудящихся, необходимо расширить рамки пропа гандистской работы, придать ей еще больший размах, доходить до каждого советского человека. В этих целях: а) покончить с абстрактностью и цитатничеством в устной и печатной пропаганде. Разъяснять важнейшие положения марксизма-ленинизма доступным и увле кательным языком, в Форме яркого, страстного и убе дительного рассказа об актуальных задачах советского народа, его замечательных достижениях, умело ис пользуя силу положительного примера. Пропаганда идей коммунизма должна быть близкой и понятной тру дящимся, носить задушевный характер, доходить до ума и сердца каждого советского человека, будить в нем самые светлые и благородные мысли и чувства; б) всемерно совершенствовать и сделать по-настоя щему массовыми такие испытанные формы н средства пропаганды, как система политического просвещения, лекции, печать, радио и телевидение. Строго соблюдая принцип добровольности, шире привлекать к занятиям в системе политического просвещения беспартийных, прежде всего активистов, комсомольцев и молодежь, передовиков и новаторов производства. Стремиться к тому., чтобы обучающиеся в системе партийного про свещения занимались агитационно-пропагандистской работой в массах, выступали с докладами, проводили беседы, передавали трудящимся полученные знания; в) настойчиво бороться за повышение идейного уров ня многообразных форм массовой пропаганды: собраний, конференций, вечеров вопросов и ответов, устных жур налов, тематических вечеров, дискуссий, университетов культуры, университетов и клубов технического про гресса, воскресных чтений и т. д. Добиваться, чтобы каждая из этих форм работы не сводилась к голому культурничеству, а своими специфическими приемами (Продолжение на 3 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz