Рыбный Мурман. 1960 г. Январь.

Ускорить освоение нового района Танкер „Пекин" вышел на ходовые испытания Когда руководство промысло­ вой разведки решало вопрос о том, стоит ли посылать в ноябре поисковый траулер к Западной Гренландии, единодушного мнения не было. Данные иностранной статистики за прошлые годы по­ казывают, что в это время у За­ падной Гренландии успешно про­ мышляют треску англичане, пор­ тугальцы, немцы. Их уловы со­ ставляли 20—25 центнеров за час траления. Наших материалов по распределению рыб в этом се­ зоне почти нет. Поэтому было ин­ тересно выяснить промысловую обстановку в этом районе и про­ следить биологическое состояние рыб. В случае обнаружения хо­ роших скоплений, район Западной Гренландии мог бы явиться ре­ зервом для тралового флота. Из­ вестно, что в Баренцевом море осенние уловы довольно низкие. Поэтому изучение и освоение дру­ гих районов крайне необходимо. Экипаж траулера «Север» в летние месяцы прошлого года уже работал у Гренландии и не раз обнаруживал мощные скопления трески и золотистого окуня. Вот почему выполнение этой задачи снова было поручено коллективу этого судна. 30 октября мы вы­ шли в море, а 12 ноября были у мыса Фарвель — южной оконеч­ ности Гренландии. Вокруг — де­ сятки больших и малых айсбер­ гов. чОни, как грозные стороже­ вые, охваняли вход в Девисов пролив. Благополучно миновав эти гиганты, мы прошли в пролив, стали подниматься вдоль запад­ ных берегов Гренландии. Мы ожидали увидеть иностран­ ные промысловые корабли. Одна­ ко за все время работы здесь не встретили ни одного судна. Ка­ залось бы, что отсутствие других траулеров указывало и на отсут­ ствие промысловых концентраций рыбы в данное время. Но наша дальнейшая работа показала дру­ гое. 14 ноября приступили к по­ иску. Первые траления на 62 гра­ дусе северной широты, правда, не дали хороших результатов — под­ нимали по 0,2— 0,5 тонны мелкой и средней трески. Пошли дальше на север. И вот на 64 градусе се­ верной широты на глубинах 80— 120 ‘метров «фишлупа» начала показывать частые «горошины» — признак присутствия рыбы. Сделали несколько тралений. Уловы достигали тонны *— полторы тонны трески за ^час и даже 5 тонн за два часа траления. А какая это рыба! Вся ровная, длиной 60—80 санти­ метров. «В Баренцевом море дав­ но не видали такой трески!» — говорили матросы. Южнее, на банке Фискенес, тоже обнаружили промысловую концентрацию крупной и сред­ ней трески. За 14 суток поиско­ вой работы выловили более 100 тонн рыбы. Результаты говорят сами за себя. Рейс был вполне удачным. На обратном пути у юго-запад- ного побережья Гренландии встре­ тили группу английских трауле­ ров. Они ловили треску. Вероят­ но, это были первые суда, кото­ рые пришли на осенний лов. Следует заметить, что, промыш­ ляя среди айсбергов в трудных условиях, эти корабли имели по два локатора и мощные прожек­ торы, позволяющие промыслови­ кам работать круглые сутки. Мы сделали в этом месте несколько тралений. Уловы были до одной тонны трески. Грунт здесь очень ровный. Значение этого рейса траулера «Север» не ограничивается коли­ чеством выловленной рыбы. Было выяснено, что осень» треска, про­ должая откармливаться донными беспозвоночными и мелкой рыбой — песчанкой, образует стойкие промысловые концентрации. Мы обнаружили много ровных площа­ док на глубинах 100—200 мет­ ров, позволяющих делать трале­ ния продолжительностью до двух часов без серьезных повре­ ждений тралов. Научные материалы, получен­ ные во время рейсов траулера «Север» и других поисковых су­ дов к Западной Гренландии на протяжении всего 1950 года, по­ зволили нам ознакомиться с глав­ ными чертами биологии трески и окуня и понять характер их рас­ пределения в разные сезоны. Настало время начать органи­ зацию регулярного промысла ры­ бы у Западной Гренландки. Но решению совнархоза в начале этого года туда выйдет экспеди­ ция группы промысловых и поис­ ковых судов для промышленно­ го освоения района. Можно наде­ яться, что дальнейшее изучение биологии рыб и гидрологических условий Девисова пролива позво­ лит траловому флоту успешно ос­ воить этот отдаленный район. Г . ЗАХА РО В , младший на­ учный сотрудник НИНРО . Ленинград. Судостроители Балтийского завода имени С. Орджоникидзе завершили постройку первого крупнотон­ нажного танкера «Пекин» во­ доизмещением около сорока тысяч тонн. В его отсеках можно разместить 27 тысяч тонн нефтепродуктов трех сор­ тов. Это равняется почти два ­ дцати железнодорожным соста­ вам. Мощные насосные уста­ новки позволяют погрузить или выгрузить это количество неф­ тепродуктов за полсуток. Глав­ ный двигатель танкера — тур- бозубчатый агрегат мощно­ стью в 19 тысяч лошадиных сил обеспечивает кораблю ско­ рость до 18 узлов в час. На рейс в 10 тысяч миль потре­ буется меньше месяца. Длина цельносварного кор­ пуса судна более двухсот метров, ширина — около 26 метров и высота равна пяти­ этажному дому. Управление котельно-тур­ бинной установкой танкера ав­ томатизировано. Для ее обслу­ живания достаточно пяти че­ ловек. В штурманской рубке установлен авторулевой ме- • v . vav .-. • £:.Чч; •-Х- шmm v*v \ еSA ЖШ Ш ханизм, позволяющий вести ко­ рабль в открытом море задан­ ным курсом без вмешательст­ ва вахтенного. Танкер «Пекин» вышел на ходовые испытания. На снимке: танкер «Пекин» на плаву. Фото П. Федотова. Фотохроника ТАСС. За высокое качество рыбной продукции .< Впервые примене шнбшнший лёд В «ашей газете 12 депабря в статье технолога отдела ры­ бообработки тралового флота тов. Сергеевой «Ведь сенретов- то нет!» рассказывалось о том, что на флоте для охлаж­ дения свежей рыбы предпола­ гается использовать биомици- ковьш лед. Бивмициновый лед в виде, эксперимента испытывался в море на траулере «Кубань». Начальник рейса научный сотрудник ПИНРО Михаил Павяович Седуноа рассказыва­ ет: — Ученые многих стран уже давно занимаются проблемой уве­ личения сроков сохранения добы­ той на промысле рыбы. Сотрудники Ленинградского на­ учно-исследовательского институ­ та механизации рыбной промыш­ ленности на протяжении несколь­ ких лет работают над этим воп­ росом. После лабораторных экспе­ риментов и некоторых опытов, давших положительные результа­ ты, новый вид заготовки свеже- охлажденной рыбы был испытан ' U I M I U H M I I I R I U N M I Новый .прибор для измерения деформации |{ поверхностей деталей 13 »■«■ IB IBia IB IB I ts •a IB IB Й IB IB Электропроводность и теп­ лопроводность, износостой­ кость, а также жесткость сты­ ковых соединений и силы тре­ ния деталей многих узлов ма­ шин в местах их соприкосно­ вения зависят от чистоты и гладкости прилегающих по­ верхностей. Для определения величины деформации поверх­ ностей в лаборатории трения и фрикционных материалов Института машиноведения Академии наук СССР докто­ ром технических наук профес­ сором Л . В. Крагельскны и младшим научным сотрудни­ ком Н. Б. Демкнным Сконстру­ ирован новый прибор, который позволяет производить измере­ ние оптико-механическим ме­ тодом с точностью до 0,1 ми­ крона. Новый прибор может найти широкое применение в заводских лабораториях, науч­ но-исследовательских инсти­ тутах и конструкторских бюро. На снимке: Н. Б. ДЕМКИН у нового прибора. Фото С. Преображенского. Фотохроника ТАСС. непосредственно на промысле — на траулере «Кубань». Обычный лед сохраняет рыбу в свежем виде в течение 10—12 суток. После более длительного срока хранения сортность рыбы снижается. Дело в том, что среди многочисленных микроорганиз­ мов есть такие, которые при весьма низкой температуре про­ должают жить, развиваться и, стало быть, разлагать органиче­ ские ткани. Ученые предложили в воду, из которой впоследствии образу­ ется искусственный лед, добав­ лять очень активное средство, применяемое в медицине, — био­ мицин. Он обладает сильным ан­ тисептическим действием — уби­ вает микробы. Таким вбразох, в лед. полученный из води, в кото­ рой растворен ангибиотик, обла- дает также свойством убивать бактерии. 1 Новый способ замораживания рыбы очень выгоден. Биомицина расходуется сравнительно не­ много: всего пять граммов на од­ ну тонну воды. Но и это значи­ тельно увеличивает сроки хране­ ния рыбы в замороженном виде, позволяет получить рыбопродук­ цию более высокого качества. Это подтвердили результаты рей­ са .траулера «Кубань». В море мы делали такие сопо­ ставления: рыбу в чердаках ле­ вого борта замораживали в обыч­ ном льду, а с правого борта кла­ ли треску в лед с биомицином'. При одинаковой сортности рыба, замороженная во льду с добав­ лением биомицина, сохранялась на пять суток больше. Но и это далеко не предел. Та­ кое испытание мы проводили в траловом флоте впервые. И, воз­ можно, не все детали новой тех­ нологии хорошо изучены. Но уже сейчас можно утверждать, что- сохранность свежей рыбы с при­ менением антибиотиков может быть доведена до 20—22 суток. Экипаж траулера «Кубань» очень добросовестно отнесся к новому делу. Капитан судна тов. Чередниченко во многом помог вам при проведении эксперимен­ та. С душой работали старший мастер по обработке рыбы тов- Анциферов, его помощники тт- Гаврилов. Хохлов и многие дру­ гие моряки. Данные экспериментального рейса нуждаются в дальнейшем тщательной обработке п повтор­ ных экспериментах. Однако уже теперь ясно, что введение анти­ биотика в лед дает флоту допол­ нительные большие резервы: зна­ чительно сократится время обра­ ботки добытой рыбы, снизится ее себестоимость и возрастут вкусе- вые качества, сократятся расхо­ ды соли. Не следам висту*лемай „Рыбного Журнала I I M B W «Н Е ЗА Д ЕРЖ И ВА Т Ь Как сообщил начальник управ­ лении тралового флота та». Фи ­ липпов, факты, приведенные в статье, иолиесты» подтвердились. В мелях предотвращения .ава­ рийности на флоте издан приказ по флоту ( Л €54 от 25 ивибря 1559 г.) и разработаны иеропря и тия по борьбе с аварийное»*». За двяушеияую аварию каш та­ ну траулера «А ли й * те*. Дориче- ву я третьему помощнику капита­ на то*. Быстрову объявлены стро­ гие выговоры с удержанием од­ ной трети ставки в счет частично­ го погашения причиненного ущер­ ба. За задержку отхода на промы­ сел траулера «Тбилиси» повару Романенко объявлен выговор с удержанием одной трети ставки, мастеру по добыче рыбы “Слюн- ченко — выговор в приказе по кораблю. ■\3liH1ЗЙJ К vTr TOwf i i r B^wi i £ ку капитана траулера «Котельнич» ..1 тт. Перминову и Лагутину за КО РА БЛ И В ПО РТУ» антисанитарное состояние на тра­ улере объявлены строгие выговоры с удержанием одной трети ставим, первому помощнику капитана тов. Марфуткину — выговор. В ответ на эту же статью ди«« ректор судоремонтною завода уп­ равления рыбной промышленности тов. Тарабарил сообщил, что про­ стея траулеров «Ваигач* и «Гря- эояец» произошли за- счет увели­ чения объема работ, данных до­ полнительно с этих судов. Шяифевалыцик механического цеха тов. Никифоров, допустив­ ший брак в ремонте реверсивной малинки, вследствие чете был за­ держан траулер «Рыбеч», привле­ чен к материальной ответственно­ сти. Начальнику механического цеха тов. Гурлееу дано указание • — и м ч а - г ^ ч ч п м n f i ||A ||I U > * * a - 1ЩШ 11■^ -- стерами готовых изделии от ра­ бочих.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz