Рыбный Мурман. 1960 г. Январь.
Ускорить освоение нового района Танкер „Пекин" вышел на ходовые испытания Когда руководство промысло вой разведки решало вопрос о том, стоит ли посылать в ноябре поисковый траулер к Западной Гренландии, единодушного мнения не было. Данные иностранной статистики за прошлые годы по казывают, что в это время у За падной Гренландии успешно про мышляют треску англичане, пор тугальцы, немцы. Их уловы со ставляли 20—25 центнеров за час траления. Наших материалов по распределению рыб в этом се зоне почти нет. Поэтому было ин тересно выяснить промысловую обстановку в этом районе и про следить биологическое состояние рыб. В случае обнаружения хо роших скоплений, район Западной Гренландии мог бы явиться ре зервом для тралового флота. Из вестно, что в Баренцевом море осенние уловы довольно низкие. Поэтому изучение и освоение дру гих районов крайне необходимо. Экипаж траулера «Север» в летние месяцы прошлого года уже работал у Гренландии и не раз обнаруживал мощные скопления трески и золотистого окуня. Вот почему выполнение этой задачи снова было поручено коллективу этого судна. 30 октября мы вы шли в море, а 12 ноября были у мыса Фарвель — южной оконеч ности Гренландии. Вокруг — де сятки больших и малых айсбер гов. чОни, как грозные стороже вые, охваняли вход в Девисов пролив. Благополучно миновав эти гиганты, мы прошли в пролив, стали подниматься вдоль запад ных берегов Гренландии. Мы ожидали увидеть иностран ные промысловые корабли. Одна ко за все время работы здесь не встретили ни одного судна. Ка залось бы, что отсутствие других траулеров указывало и на отсут ствие промысловых концентраций рыбы в данное время. Но наша дальнейшая работа показала дру гое. 14 ноября приступили к по иску. Первые траления на 62 гра дусе северной широты, правда, не дали хороших результатов — под нимали по 0,2— 0,5 тонны мелкой и средней трески. Пошли дальше на север. И вот на 64 градусе се верной широты на глубинах 80— 120 ‘метров «фишлупа» начала показывать частые «горошины» — признак присутствия рыбы. Сделали несколько тралений. Уловы достигали тонны *— полторы тонны трески за ^час и даже 5 тонн за два часа траления. А какая это рыба! Вся ровная, длиной 60—80 санти метров. «В Баренцевом море дав но не видали такой трески!» — говорили матросы. Южнее, на банке Фискенес, тоже обнаружили промысловую концентрацию крупной и сред ней трески. За 14 суток поиско вой работы выловили более 100 тонн рыбы. Результаты говорят сами за себя. Рейс был вполне удачным. На обратном пути у юго-запад- ного побережья Гренландии встре тили группу английских трауле ров. Они ловили треску. Вероят но, это были первые суда, кото рые пришли на осенний лов. Следует заметить, что, промыш ляя среди айсбергов в трудных условиях, эти корабли имели по два локатора и мощные прожек торы, позволяющие промыслови кам работать круглые сутки. Мы сделали в этом месте несколько тралений. Уловы были до одной тонны трески. Грунт здесь очень ровный. Значение этого рейса траулера «Север» не ограничивается коли чеством выловленной рыбы. Было выяснено, что осень» треска, про должая откармливаться донными беспозвоночными и мелкой рыбой — песчанкой, образует стойкие промысловые концентрации. Мы обнаружили много ровных площа док на глубинах 100—200 мет ров, позволяющих делать трале ния продолжительностью до двух часов без серьезных повре ждений тралов. Научные материалы, получен ные во время рейсов траулера «Север» и других поисковых су дов к Западной Гренландии на протяжении всего 1950 года, по зволили нам ознакомиться с глав ными чертами биологии трески и окуня и понять характер их рас пределения в разные сезоны. Настало время начать органи зацию регулярного промысла ры бы у Западной Гренландки. Но решению совнархоза в начале этого года туда выйдет экспеди ция группы промысловых и поис ковых судов для промышленно го освоения района. Можно наде яться, что дальнейшее изучение биологии рыб и гидрологических условий Девисова пролива позво лит траловому флоту успешно ос воить этот отдаленный район. Г . ЗАХА РО В , младший на учный сотрудник НИНРО . Ленинград. Судостроители Балтийского завода имени С. Орджоникидзе завершили постройку первого крупнотон нажного танкера «Пекин» во доизмещением около сорока тысяч тонн. В его отсеках можно разместить 27 тысяч тонн нефтепродуктов трех сор тов. Это равняется почти два дцати железнодорожным соста вам. Мощные насосные уста новки позволяют погрузить или выгрузить это количество неф тепродуктов за полсуток. Глав ный двигатель танкера — тур- бозубчатый агрегат мощно стью в 19 тысяч лошадиных сил обеспечивает кораблю ско рость до 18 узлов в час. На рейс в 10 тысяч миль потре буется меньше месяца. Длина цельносварного кор пуса судна более двухсот метров, ширина — около 26 метров и высота равна пяти этажному дому. Управление котельно-тур бинной установкой танкера ав томатизировано. Для ее обслу живания достаточно пяти че ловек. В штурманской рубке установлен авторулевой ме- • v . vav .-. • £:.Чч; •-Х- шmm v*v \ еSA ЖШ Ш ханизм, позволяющий вести ко рабль в открытом море задан ным курсом без вмешательст ва вахтенного. Танкер «Пекин» вышел на ходовые испытания. На снимке: танкер «Пекин» на плаву. Фото П. Федотова. Фотохроника ТАСС. За высокое качество рыбной продукции .< Впервые примене шнбшнший лёд В «ашей газете 12 депабря в статье технолога отдела ры бообработки тралового флота тов. Сергеевой «Ведь сенретов- то нет!» рассказывалось о том, что на флоте для охлаж дения свежей рыбы предпола гается использовать биомици- ковьш лед. Бивмициновый лед в виде, эксперимента испытывался в море на траулере «Кубань». Начальник рейса научный сотрудник ПИНРО Михаил Павяович Седуноа рассказыва ет: — Ученые многих стран уже давно занимаются проблемой уве личения сроков сохранения добы той на промысле рыбы. Сотрудники Ленинградского на учно-исследовательского институ та механизации рыбной промыш ленности на протяжении несколь ких лет работают над этим воп росом. После лабораторных экспе риментов и некоторых опытов, давших положительные результа ты, новый вид заготовки свеже- охлажденной рыбы был испытан ' U I M I U H M I I I R I U N M I Новый .прибор для измерения деформации |{ поверхностей деталей 13 »■«■ IB IBia IB IB I ts •a IB IB Й IB IB Электропроводность и теп лопроводность, износостой кость, а также жесткость сты ковых соединений и силы тре ния деталей многих узлов ма шин в местах их соприкосно вения зависят от чистоты и гладкости прилегающих по верхностей. Для определения величины деформации поверх ностей в лаборатории трения и фрикционных материалов Института машиноведения Академии наук СССР докто ром технических наук профес сором Л . В. Крагельскны и младшим научным сотрудни ком Н. Б. Демкнным Сконстру ирован новый прибор, который позволяет производить измере ние оптико-механическим ме тодом с точностью до 0,1 ми крона. Новый прибор может найти широкое применение в заводских лабораториях, науч но-исследовательских инсти тутах и конструкторских бюро. На снимке: Н. Б. ДЕМКИН у нового прибора. Фото С. Преображенского. Фотохроника ТАСС. непосредственно на промысле — на траулере «Кубань». Обычный лед сохраняет рыбу в свежем виде в течение 10—12 суток. После более длительного срока хранения сортность рыбы снижается. Дело в том, что среди многочисленных микроорганиз мов есть такие, которые при весьма низкой температуре про должают жить, развиваться и, стало быть, разлагать органиче ские ткани. Ученые предложили в воду, из которой впоследствии образу ется искусственный лед, добав лять очень активное средство, применяемое в медицине, — био мицин. Он обладает сильным ан тисептическим действием — уби вает микробы. Таким вбразох, в лед. полученный из води, в кото рой растворен ангибиотик, обла- дает также свойством убивать бактерии. 1 Новый способ замораживания рыбы очень выгоден. Биомицина расходуется сравнительно не много: всего пять граммов на од ну тонну воды. Но и это значи тельно увеличивает сроки хране ния рыбы в замороженном виде, позволяет получить рыбопродук цию более высокого качества. Это подтвердили результаты рей са .траулера «Кубань». В море мы делали такие сопо ставления: рыбу в чердаках ле вого борта замораживали в обыч ном льду, а с правого борта кла ли треску в лед с биомицином'. При одинаковой сортности рыба, замороженная во льду с добав лением биомицина, сохранялась на пять суток больше. Но и это далеко не предел. Та кое испытание мы проводили в траловом флоте впервые. И, воз можно, не все детали новой тех нологии хорошо изучены. Но уже сейчас можно утверждать, что- сохранность свежей рыбы с при менением антибиотиков может быть доведена до 20—22 суток. Экипаж траулера «Кубань» очень добросовестно отнесся к новому делу. Капитан судна тов. Чередниченко во многом помог вам при проведении эксперимен та. С душой работали старший мастер по обработке рыбы тов- Анциферов, его помощники тт- Гаврилов. Хохлов и многие дру гие моряки. Данные экспериментального рейса нуждаются в дальнейшем тщательной обработке п повтор ных экспериментах. Однако уже теперь ясно, что введение анти биотика в лед дает флоту допол нительные большие резервы: зна чительно сократится время обра ботки добытой рыбы, снизится ее себестоимость и возрастут вкусе- вые качества, сократятся расхо ды соли. Не следам висту*лемай „Рыбного Журнала I I M B W «Н Е ЗА Д ЕРЖ И ВА Т Ь Как сообщил начальник управ лении тралового флота та». Фи липпов, факты, приведенные в статье, иолиесты» подтвердились. В мелях предотвращения .ава рийности на флоте издан приказ по флоту ( Л €54 от 25 ивибря 1559 г.) и разработаны иеропря и тия по борьбе с аварийное»*». За двяушеияую аварию каш та ну траулера «А ли й * те*. Дориче- ву я третьему помощнику капита на то*. Быстрову объявлены стро гие выговоры с удержанием од ной трети ставки в счет частично го погашения причиненного ущер ба. За задержку отхода на промы сел траулера «Тбилиси» повару Романенко объявлен выговор с удержанием одной трети ставки, мастеру по добыче рыбы “Слюн- ченко — выговор в приказе по кораблю. ■\3liH1ЗЙJ К vTr TOwf i i r B^wi i £ ку капитана траулера «Котельнич» ..1 тт. Перминову и Лагутину за КО РА БЛ И В ПО РТУ» антисанитарное состояние на тра улере объявлены строгие выговоры с удержанием одной трети ставим, первому помощнику капитана тов. Марфуткину — выговор. В ответ на эту же статью ди«« ректор судоремонтною завода уп равления рыбной промышленности тов. Тарабарил сообщил, что про стея траулеров «Ваигач* и «Гря- эояец» произошли за- счет увели чения объема работ, данных до полнительно с этих судов. Шяифевалыцик механического цеха тов. Никифоров, допустив ший брак в ремонте реверсивной малинки, вследствие чете был за держан траулер «Рыбеч», привле чен к материальной ответственно сти. Начальнику механического цеха тов. Гурлееу дано указание • — и м ч а - г ^ ч ч п м n f i ||A ||I U > * * a - 1ЩШ 11■^ -- стерами готовых изделии от ра бочих.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz