Рыбный Мурман. 1960 г. Сентябрь.
и предприятиях По причалам и кабинетам. Сегодня в порту И сполняющий обязанности начальника рыбного порта Я. С Бургутто 27 сентября со общил нам: За четверть века грузообо рот порта увеличился в 10 раз. 25 лет назад на угольной базе погрузка угля на траулер занимала 18—20 часов. Теперь эта операция производится за полтора часа. На двое суток раньше срока закончена обработка плавба зы «Печенга». 27 сентября портовики предъ явили государственной комис сии пятиэтажный 38-квартир ный жилой дом, построенный Iметодом народной стройки. Во вторник железнодорож-; «ое хозяйство рыбного порта, которое возглавляет старей ший работник нашего пред приятия Измаил Аюпович Су- лякаев, начало работы по строительству нового железно дорожного пути на станции Кола. Здесь будет сооружен 7упнк, протяженностью около пятисот метров. Делается эю по заказу Мурманского бон дарного завода. Здесь будут , приниматься железнодорожные вагоны с клепкой и возвратной тарой. Два московских скульптора отправились на плавбазу «Па мяти Ильича» для того, чтобы на месте познакомиться с работой бригады грузчиков Лк 52. Этой бригаде присвоено звание коллектива коммуни стического труда. Возглавляет ее коммунист Николай Павло вич Гребцов. Его скульптур ный портрет и будет выпол няться. Скульпторам предло жено сделать портрет Валенти ны Ивановны Труновой — де путата Мурманского городско го совета. Трунова возглавля- ; ет бригаду М 30. 25 лет тому назад в сен тябрьские дни более восьми сот кочегаров, матросов, рыб- мастеров заполнили помещение учебно-курсового комбината. Открыт он был несколько рань ше, но в нем была только од на группа. Осенью 1935 года был впервые организован та кой массовый прием моряков в учебно-курсовой комбинат. В числе других курсантов с ком сомольской путевкой пришел в комбинат и я, тогда еще моло дой моторист. Прошло четверть века, и многие из тех курсан тов стали командирами флота, руководителями предприятий. Они неуклонно стремились к тому, чтобы росла рыбная про мышленность Севера. Шли вперед люди по пути, указанному партией, росла про мышленность. Об этом, напри мер, свидетельствует и работа Мурманского морского рыбно го порта, его коллектива. Что характерно для него сейчас? Самое главное в его жизни — вто то, что ширится замеча тельное движение современно сти— работать и жить по-ком мунистически. 1038 портови ков борются за звание бригад и ударников коммунистическо го труда. Многим десяткам из них это высокое звание уже присвоено. Пройдем сегодня по порту, заглянем и в кабинеты. Вот мы у исполняющего обязанности начальника порта Яна Серге евича Бургутто: — Где я был 27 сентября 1935 года? — переспрашивает он и на минуту задумывается. Потом отвечает: — Как и мно гие, я в то время учился. И, будучи курсантом мореходного училища, проходил практику на траулере «Жданов». Рабо тал матросом. Рядом с кабинетом тов. Бур- гутго диспетчерская. Сюда сте кается информация о погрузоч но-разгрузочных работах, о прибытии судов промыслового Флота, о работе портового фло та. Отсюда же открывается вид Бывшая „подсобка Вот уже тридцать лет я за виваюсь судоремонтом. В па мяти встает 1930 год. когда впервые пришел в мастерскую тралового флота. Размещалась ока в то время в двух неболь ших сараях и находилась в двухстах метрах от централь ной проходной рыбного порта. Мастерская, или как мы ее называли по-рабочему — «подсобка», объединяла четы ре цеха: кузнечный, котель ный, водопроводный и слесар но-токарный. Но что это были за цеха — одно название, да и только. Механизмов — раз- два и обчелся. Большинство работ выполнялось вручную, на глазок. Самым ходовым из мерительным инструментом был обыкновенный складной метр. Но люди не унывали, вери ли, что первый пятилетний план будет успешно выполнен, что вместе с ростом флота бу дет укрепляться и совер шенствоваться его ремонтная база. Трудились рабочие с ог ромным энтузиазмом, боролись за то, чтобы получить звание ударника. ’ Примерно до 1936— 37 года пришлось нам работать в сво ей «подсобке». Постепенно цехи расширялись, оснаща лись новой техникой, увеличи валось число судов, выпускае мых из ремонта. Сейчас на базе мастерской создан судоремонтный завод управления рыбной промыш ленности. Он является одним из крупных предприятий Мур манской области, оснащен но вой техникой. В 1956 году наш слесарно механический цех был переве ден в новое просторное, свет лое помещение. В цехе имеют ся два мостовых крана, грузо подъемностью от пяти до де вяти тонн, установлены прес сы. токарно-винторезные стан ки новейшей конструкции и другое оборудование. В десятки раз повысилась вроизводительность труда сле сарей, рабочих других про фессий, резко улучшилось и качество изделий. Для того, чтобы снять шестеренку с ва- ернмх валов с помощью мас ляного пресса, сейчас требует ся полтора—два часа. А во времена существования «под собки» мы затрачивали на эту на порт. 27 сентября дежурил старейший диспетчер, комму нист Прокофий Иванович Мас- ленов. Он заступил на вахту во второй день мира. Можно быть уверенным, что, как и 25 лет тому назад, он нес вах ту отлично. Мы связались по телефопу со старейшим работником порта Александром Яковлевичем Бог дановым. Он ответил: «Два дцать пять лет назад я рабо тал третьим механиком на тра улере «Ким» и был в море, ка жется, в конце сентября». Сей час Александр Яковлевич стар ший инженер технического от дела транспортно-буксирного флота. Этот фотоснимок, что здесь помещен, — свидетельство то го, как раньше были механи зированы работы по выгрузке рыбы с судов. У лебедки слева рабочий порта Василий Кузь мич Левчук. У стампы — вы- валыцик (была же такая долж ность!) Максим Александрович Мороз. Мороз в этом году ушел на заслуженный отдых. В пос леднее время он работал де журным слесарем по перегру жателям. А Левчук сейчас тех ник по рыбоперегружателям, активный рационализатор. Что он сделал? В соавторстве с ма стером В. Н. Шиловым он пред ложил, например, конструкцию автоматической каретки рыбо- перегружателя, которая до се го времени значительно облег чает труд людей на выгрузке рыбы с траулеров. Старожилы Мурманска пом нят угольную базу того време ни, когда бункеровка угля шла вручную. Сейчас это полно стью механизированный уча сток порта. Производитель ность погрузки угля на судо- час сейчас выросла более чем в двенадцать раз. Конечно, для обслуживания механизмов ну жны грамотные люди. Алек сандр Никитович Алымов при шел сюда простым рабочим. Он упорно учился. Сейчас Алек сандр Никитович старший кра новщик, стр'емится жить и ра ботать по-коммунистически. И он не одинок. Их сотни в пор ту, людей, идущих в ногу с жизнью, ищущих и обгоняю щих время. Грузооборот порта вырос в 10 раз! □ От лебедок- до мощных нранов □ Цехи в ... сараях— цехи в огромных зданиях ЕЕ51 г * — Сегодня в порту охват ме ханизацией погрузочно-разгру зочных работ равен 94%. Гру зооборот, примерно, за 20 лет увеличился более чем в пять раз! Росли люди — учились, ов ладевали новыми специально стями, росли их эстетические вкусы, культурные запросы. Теперь портовики не только благоустраивают причалы, ас фальтируют дороги. Они стали уделять внимание красоте пор та. Радуют глаз покрашенные в светлые тона портовые зда ния и сооружения, появились клумбы с цветами, кусты и де ревья. Что еще характерно для h i - ших людей сегодня? Второй год будет работать университет науки и техники. В нем будет заниматься около двухсот че-* ловек. Да, многие в свое вре мя начинали с учебно-курсово го комбината, а сейчас стре мятся к университету. Вея наша жизнь вчера и сегодня говорит о том. что завтра бу дет чудесным. А. ХРАПОВИЦКИИ, на чальник КБ. стала заводом операцию до двух суток. При ходилось копать яму, ставить в нее вертикально вал, обкла дывать его древесным углем и нагревать. Только после этого раскаленная шестеренка сни малась. С обновлением и ростом тралового флота значительно изменился характер судоре монтных работ. Клепку и че канку вытеснила электро- и газосварка. Наше предприя тие производит ремонт глав ных машин и вспомогательных механизмов, корпусов кораб лей, различных электромото ров, поисковых приборов, ра дионавигационного оборудо вания. Вместе с заводом росли и люди. Многие из старожилов возглавляют сейчас производ ственные участки. Михаил Ни китович Мишутин — ныне производитель работ. Масте ром слесарного цеха стал M- j - хаил Дмитриевич Наумов. Бывший слесарь Илья Ивано вич Ванюхин сейчас глав ный прораб. Хороший народ на заводе, дружный, в основном — мо лодежь. Приходят к нам после десятилетки юноши и девуш ки. Смотришь, через полгода уже работают самостоятельно, занимаются заочно в технику мах и институтах. Глядя на них, и мы, «старички», под тягиваемся — следим за но винками отечественной науки и техники, учимся. Есть у нас ударники и бригады коммунистического труда. Это почетное звание уже присвоено бригадам тт. Маленкова, Черницина, Но вожилова. Сейчас в соревно вание за право называться коллективами коммунистиче ского труда включились рабо чие и инженерно-технические ра'ботники слесарно-механи- ПОСЛЕ РАБОТЫ Работники отдела техниче ского контроля и лаборатории совместно с рабочими, инжене рами и техниками электрора диоцеха и аппаратом заводо управления судоремонтного за вода управления рыбной про мышленности совнархоза 27 сентября, после окончания ра боты, вышли на строительство жилого дома хозяйственным способом. А. КУЗНЕЦОВ, ческого и электрорадиоцеха, отдела главного механика, ин струментального участка. Каждый день приносит радо стные вести. Вчера завод до срочно выпустил из ремонта траулер, внесено новое рацио нализаторское предложение. Сегодня «молнии» сообщают о новых победах. Слушая выступление Ники ты Сергеевича Хрущева на сессии ООН, судоремонтники горячо одобряют миролюбивую внешнюю политику Советского правительства, дают слово ум ножить свои вклады в делэ мира во всем мире, в даль нейшее укрепление могущест ва нашей Розины. Г. СУРИНОВ, мастер слесарного цеха. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 29 сентября I960 г. 5 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz