Рыбный Мурман. 1960 г. Сентябрь.

«**<: •' * *Ш*£'3@И»С£^:т;*fr'*-'?•*•>*&>* ee#l.v ;й;-;;;:^л * .******** щ * р. Новая Земля- □ □ □ „Мурмансельдь" рыболовный Четверть века назад начали «отрываться» от берегов. Сейчас границы промыслового района: -Нанада На к о р а б л я х -молодой флот в. дальних На заре развития Мурман­ ского тралового флота сфера «го деятельности ограничива­ лась ближними районами про­ мысла в Баренцевом море. Пе­ реходы, занимавшие более двух суток, казались тем рубежом, за который уже никогда не пе­ рейти. Четверть века назад как раз только предпри­ нимались первые попытки освоения районов. В пачале тридцатых годов, например, поисковое судно под комапдованием капитана М. И. Кузнецова совершило рейс в район острова Медвежий. Мне, в то время молодому моряку, только начавшему свою дея­ тельность, довелось участво­ вать в таком же рейсе на тра­ улере «Лебедка» под командой капитана А. А. Егорова. (В го­ ды Великой Отечественной войны это судно прославилось под присвоенным ему в воеа- вом флоте именем «Туман»). Этими рейсами было положе­ но начало раздвижению границ промысла. Но, конечно, мы, мо­ ряки, даже не помышляли тог­ да о том, что наступит время, когда наши траулеры станут совершать тысячемильные пе­ реходы, будут уходить от род­ ных берегов па срок до трех месяцев. Слишком несовершеп- пыми были еще те корабли, на которых мы в те дни плавали. Крутой перелом в этом деле был совершен уже после Вели­ кой Отечественной войны. Ро­ дина предоставила в распоря­ жение промысловиков все сред­ ства. необходимые для этого. Мне выпала честь в 1954 году возглавить экспедиция» кулеров «Севастополь» в ♦Одесса» к берегам Кав&дк. Их рейс показал полную вэз- Не всегда так спокоен океан. Рефрижераторный траулер вы­ шел в разводья между ледя­ ными полями. И в таких усло­ виях промысловики добивают* ся успеха! Фото И. Ящерицына. можность организации промыс­ ла в районе Большой Ньюфа­ ундлендской банки. Эта банка сыграла большую роль в ны­ нешнем году. В связи с ухуд­ шением промысловой обстанов­ ки в других местах флот был переключен оттуда на Большую Ньюфаундлендскую банку для лова пикши, что и позволило выйти из создавшегося труд­ ного положения. В 1956 году мне снова пришлось побывать у берегов Канады. На «Свердловске» тогда посетил Канаду Министр рыбной промышленности СССР тов. Ишков. С этого рейса на­ чалось освоение района банки Флемиш-Кап. Позднее был ос­ воен район Лабрадора, а па­ раллельно с ним — районы Западной Гренландии. В прошлом году мне при­ шлось на траулере «Северное сияние» участвовать в рейсах на экватор за сардиной. Мы совершили два рейса — в рай­ оны Дакара и Гвинейского за­ лива. Сейчас там ведут промы­ сел суда Калининградского Флота, которым туда ходить ближе, чем нам. Оглядываешь путь, прой­ денный за четверть века, и диву даешься — как далеко шагнул наш промысловый флот! Казалось, давно ли на­ ши суда доставляли с моря только одну соленую рыбу. А сейчас во весь рост встала за­ дача давать только высокока­ чественную рыбную продук­ цию в широком ассортименте. На судах все активиее внедря­ ется техника, позволяющая до­ ставлять с моря на берег го­ товую продукцию: грузи ее в вагоны и отправляй во все концы страны. Новые суда с большой авто­ номностью плавания, новые совершенные приборы, позво­ ляющие «видеть» рыбу на глу- '^^^^^^жжжУж^жжжжжж^^жжжж^УУж^жжжжжжжжжжжжжжжжжл бине, новое в методах орга­ низации промысла (например, разноглубинное траление) и многое другое, что даже нз снилось промысловикам три­ дцатых годов, властно вошло в жизнь моряков тралового Флота. Сегодня даже вдали от родных берегов опи не чувст­ вуют себя оторванными от Родины. Они стоят на передо­ вой линии борьбы за претворе­ ние в жизнь семилетнего пла­ на. Вместе со всеми взволно­ ванно обсуждают они сейчас речь главы советской делега­ ции Никиты Сергеевича Хру­ щева, произнесенную им на Генеральной Ассамблее ООН. Прекрасно наше сегодня. Еще более светлым будет наше завтра, путь в которое мы прокладываем по планам нашей Коммунистической пар­ тии, великого рулевого совет­ ского народа в его борьбе за построение коммунизма. П. ЗАДОРИН, капитан- директор рефрижератор­ ного траулера «Сверд­ ловск*. Взаимопомощь- дело обычное Работников в отделе сейчас мало, многие — в отпусках. Весь день 27 сентября «кру­ тились» с подготовкой к ре­ монту среднего рыболовного траулера № 343 и танкера «Уржум». Оба судна только что вернулись в родной порт — первое из Северной Атлан­ тики, второе — от берегов Ка­ нады. «Уржум» снабжал топ­ ливом большие рефрижератор­ ные траулеры, экипажи кото­ рых промышляют рыбу дон­ ных пород. Эти траулеры относятся к управлению тралового флота. Взаимовыручка между моряка­ ми «Мурмансельди» и тралово­ го флота дело обычное. М. СЕЛЯНИНОВ, стар­ ший групповой механик управления «Мурман- селъдь». . жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж; I От пассивного лова к активному Борясь за достойную встре­ чу 43-й годовщины Великого Октября, коллектив траулера «Уран» завершил па 27 сен­ тября план девяти месяцев и сентябрьский план. Моряки го­ рячо одобрили речь Н. С. Хру­ щева па сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Экипаж берет обязательство досрочно в нояб­ ре завершить выполнение пла­ на 1960 года по всем показа- 'ГОЛЯМ Н, ЗИМИН, капитан, А. ХОЛКИ И, первый помощник, А. БОВИ- НОВ, предсулкома. (По ра.шо ) . ^VWVVVV(VVVVVA(VVVVWVVW^rW^ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 4 стр. 29 сентября I960 г. В 1935 году па Мурмане промысел сельди был пассив­ ным. Во время сезонных под­ ходов ее в губы последние пе­ рекрывались запорами и лов сельди велся кошельковыми неводами, выметываемыми с небольших судов. То, что пас­ сивный промысел сельди был малоэффективным, конечно, яс­ но каждому. Но в то время j не все думали, что это так. Осенью 1934 г. в губе Запад­ ная Лица был установлен за­ пор-гигант, что дало возмож­ ность с октября по апрель 1935 года выловить около 2 миллионов центнеров мурман­ ской сельди. Вылов ее в сут­ ки часто превышал 1000 тонн! Казалось бы, нет нужды в из­ менении существующего поло­ жения. Наступила осень 1935 года. Ожидаемых массовых подхо­ дов сельди нет. И сколько ни искали рыбаки ее по всем губан, за этот сезон вылов сельди был незначительным. В 1936 году — та же карти­ на. Все это послужило толчком к тому, что в 1936 году пра­ вительство обратило внимание на положение с промыслом сельди на Мурмане, и было ре­ шено создать флот для дриф­ терного лова не только у бе­ регов, во и в открытом морс. Уже в осенне-зимний период 1936— 37 годов было добыто более 6000 тонн сельди ак­ тивным промыслом. В 1938 году предпринима­ ется первая экспедиция в вы­ сокие широты для поиска крупной сельди. Руководил эк­ спедицией профессор Сомцэ, капитанами судов были ныне покойные Егоров и Полисадов. В северпой ветви Гольфстрима экспедицией был обнаружен полярный «залом» — очень крупная, отличная сельдь. Ре­ зультаты этой экспедиции пре­ взошли все ожидания. Однако война помешала созданию фло­ та для активного лова сельди в открытом норе. Только после войны созда­ ется новая экспедиция, кото­ рую возглавляют ученые, со­ трудники ПИНРО тт. Марти, Михайлов и Юданов. В распо­ ряжении экспедиции — лог- геры «Дельфин». «Гроза», «Гонец» и «Сазан». Экспеди­ ция прошла успешно. В это время морским ловом сельди занималось уже десять экипажей судов, их обслужи­ вало несколько шхун, при­ способленных для •транспорти­ ровки продукции в порт, и плавбаза «Онега». Впервые вопрос о строи­ тельстве большого количества логгеров поднимается в 1949 году, а уже в 1950 году орга­ низуется управление «Мур- мансельдь», в распоряжении которой 10— 12 новых сред­ них траулерон. Эта организация росла очень быстро: в конце 1954 года она насчитывает более 120 средних траулеров, при­ способленных для дрифтерного лова сельди вдали от берегов. Флот пополнялся новыми ко­ раблями и позже. Вступили в его строй средние рефрижера­ торные траулеры типа «Оке­ ан». Сегодня «Мурмансельдь» — большой промысловый флот, обслуживаемый многини плавбазами и другими вспо­ могательными судами. Кол­ лектив его идет в авангарде соревнования промысловиков рыбного Мурмана. Коллектив сельдяного <!#TKfa решил уже в нынешнем году достигнуть уровня последнего года семи­ летки. Борьба за реализацию этого решения идет каждый день. Характерно, что в 1935 го­ ду рыбный Мурман давал стра­ не лишь крепкосоленую сельдь, кильки в банках спе­ циального посола (в том году было выпущено 700 тысяч ба­ нок) и очень немного анчоу­ сов, рольмопсов и сельди в горчичном соусе (10— 15 ты­ сяч банок). Сейчас мы выпускаем сельдь крепкосоленую, слабо- соленую, сельдь в ящиках, в банках (консервы-презервы), натуральную и специального посола. Ведутся большие экспери­ ментальные работы по улучше­ нию качества пашей продук­ ции. С каждым годом совет­ ский потребитель будет полу­ чать сельдь все лучшего ка­ чества. М. СВИТАШЕВ, началь­ ник отдела обработки управления «Мурман- сельдь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz