Рыбный Мурман. 1960 г. Сентябрь.
«**<: •' * *Ш*£'3@И»С£^:т;*fr'*-'?•*•>*&>* ee#l.v ;й;-;;;:^л * .******** щ * р. Новая Земля- □ □ □ „Мурмансельдь" рыболовный Четверть века назад начали «отрываться» от берегов. Сейчас границы промыслового района: -Нанада На к о р а б л я х -молодой флот в. дальних На заре развития Мурман ского тралового флота сфера «го деятельности ограничива лась ближними районами про мысла в Баренцевом море. Пе реходы, занимавшие более двух суток, казались тем рубежом, за который уже никогда не пе рейти. Четверть века назад как раз только предпри нимались первые попытки освоения районов. В пачале тридцатых годов, например, поисковое судно под комапдованием капитана М. И. Кузнецова совершило рейс в район острова Медвежий. Мне, в то время молодому моряку, только начавшему свою дея тельность, довелось участво вать в таком же рейсе на тра улере «Лебедка» под командой капитана А. А. Егорова. (В го ды Великой Отечественной войны это судно прославилось под присвоенным ему в воеа- вом флоте именем «Туман»). Этими рейсами было положе но начало раздвижению границ промысла. Но, конечно, мы, мо ряки, даже не помышляли тог да о том, что наступит время, когда наши траулеры станут совершать тысячемильные пе реходы, будут уходить от род ных берегов па срок до трех месяцев. Слишком несовершеп- пыми были еще те корабли, на которых мы в те дни плавали. Крутой перелом в этом деле был совершен уже после Вели кой Отечественной войны. Ро дина предоставила в распоря жение промысловиков все сред ства. необходимые для этого. Мне выпала честь в 1954 году возглавить экспедиция» кулеров «Севастополь» в ♦Одесса» к берегам Кав&дк. Их рейс показал полную вэз- Не всегда так спокоен океан. Рефрижераторный траулер вы шел в разводья между ледя ными полями. И в таких усло виях промысловики добивают* ся успеха! Фото И. Ящерицына. можность организации промыс ла в районе Большой Ньюфа ундлендской банки. Эта банка сыграла большую роль в ны нешнем году. В связи с ухуд шением промысловой обстанов ки в других местах флот был переключен оттуда на Большую Ньюфаундлендскую банку для лова пикши, что и позволило выйти из создавшегося труд ного положения. В 1956 году мне снова пришлось побывать у берегов Канады. На «Свердловске» тогда посетил Канаду Министр рыбной промышленности СССР тов. Ишков. С этого рейса на чалось освоение района банки Флемиш-Кап. Позднее был ос воен район Лабрадора, а па раллельно с ним — районы Западной Гренландии. В прошлом году мне при шлось на траулере «Северное сияние» участвовать в рейсах на экватор за сардиной. Мы совершили два рейса — в рай оны Дакара и Гвинейского за лива. Сейчас там ведут промы сел суда Калининградского Флота, которым туда ходить ближе, чем нам. Оглядываешь путь, прой денный за четверть века, и диву даешься — как далеко шагнул наш промысловый флот! Казалось, давно ли на ши суда доставляли с моря только одну соленую рыбу. А сейчас во весь рост встала за дача давать только высокока чественную рыбную продук цию в широком ассортименте. На судах все активиее внедря ется техника, позволяющая до ставлять с моря на берег го товую продукцию: грузи ее в вагоны и отправляй во все концы страны. Новые суда с большой авто номностью плавания, новые совершенные приборы, позво ляющие «видеть» рыбу на глу- '^^^^^^жжжУж^жжжжжж^^жжжж^УУж^жжжжжжжжжжжжжжжжжл бине, новое в методах орга низации промысла (например, разноглубинное траление) и многое другое, что даже нз снилось промысловикам три дцатых годов, властно вошло в жизнь моряков тралового Флота. Сегодня даже вдали от родных берегов опи не чувст вуют себя оторванными от Родины. Они стоят на передо вой линии борьбы за претворе ние в жизнь семилетнего пла на. Вместе со всеми взволно ванно обсуждают они сейчас речь главы советской делега ции Никиты Сергеевича Хру щева, произнесенную им на Генеральной Ассамблее ООН. Прекрасно наше сегодня. Еще более светлым будет наше завтра, путь в которое мы прокладываем по планам нашей Коммунистической пар тии, великого рулевого совет ского народа в его борьбе за построение коммунизма. П. ЗАДОРИН, капитан- директор рефрижератор ного траулера «Сверд ловск*. Взаимопомощь- дело обычное Работников в отделе сейчас мало, многие — в отпусках. Весь день 27 сентября «кру тились» с подготовкой к ре монту среднего рыболовного траулера № 343 и танкера «Уржум». Оба судна только что вернулись в родной порт — первое из Северной Атлан тики, второе — от берегов Ка нады. «Уржум» снабжал топ ливом большие рефрижератор ные траулеры, экипажи кото рых промышляют рыбу дон ных пород. Эти траулеры относятся к управлению тралового флота. Взаимовыручка между моряка ми «Мурмансельди» и тралово го флота дело обычное. М. СЕЛЯНИНОВ, стар ший групповой механик управления «Мурман- селъдь». . жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж; I От пассивного лова к активному Борясь за достойную встре чу 43-й годовщины Великого Октября, коллектив траулера «Уран» завершил па 27 сен тября план девяти месяцев и сентябрьский план. Моряки го рячо одобрили речь Н. С. Хру щева па сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Экипаж берет обязательство досрочно в нояб ре завершить выполнение пла на 1960 года по всем показа- 'ГОЛЯМ Н, ЗИМИН, капитан, А. ХОЛКИ И, первый помощник, А. БОВИ- НОВ, предсулкома. (По ра.шо ) . ^VWVVVV(VVVVVA(VVVVWVVW^rW^ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 4 стр. 29 сентября I960 г. В 1935 году па Мурмане промысел сельди был пассив ным. Во время сезонных под ходов ее в губы последние пе рекрывались запорами и лов сельди велся кошельковыми неводами, выметываемыми с небольших судов. То, что пас сивный промысел сельди был малоэффективным, конечно, яс но каждому. Но в то время j не все думали, что это так. Осенью 1934 г. в губе Запад ная Лица был установлен за пор-гигант, что дало возмож ность с октября по апрель 1935 года выловить около 2 миллионов центнеров мурман ской сельди. Вылов ее в сут ки часто превышал 1000 тонн! Казалось бы, нет нужды в из менении существующего поло жения. Наступила осень 1935 года. Ожидаемых массовых подхо дов сельди нет. И сколько ни искали рыбаки ее по всем губан, за этот сезон вылов сельди был незначительным. В 1936 году — та же карти на. Все это послужило толчком к тому, что в 1936 году пра вительство обратило внимание на положение с промыслом сельди на Мурмане, и было ре шено создать флот для дриф терного лова не только у бе регов, во и в открытом морс. Уже в осенне-зимний период 1936— 37 годов было добыто более 6000 тонн сельди ак тивным промыслом. В 1938 году предпринима ется первая экспедиция в вы сокие широты для поиска крупной сельди. Руководил эк спедицией профессор Сомцэ, капитанами судов были ныне покойные Егоров и Полисадов. В северпой ветви Гольфстрима экспедицией был обнаружен полярный «залом» — очень крупная, отличная сельдь. Ре зультаты этой экспедиции пре взошли все ожидания. Однако война помешала созданию фло та для активного лова сельди в открытом норе. Только после войны созда ется новая экспедиция, кото рую возглавляют ученые, со трудники ПИНРО тт. Марти, Михайлов и Юданов. В распо ряжении экспедиции — лог- геры «Дельфин». «Гроза», «Гонец» и «Сазан». Экспеди ция прошла успешно. В это время морским ловом сельди занималось уже десять экипажей судов, их обслужи вало несколько шхун, при способленных для •транспорти ровки продукции в порт, и плавбаза «Онега». Впервые вопрос о строи тельстве большого количества логгеров поднимается в 1949 году, а уже в 1950 году орга низуется управление «Мур- мансельдь», в распоряжении которой 10— 12 новых сред них траулерон. Эта организация росла очень быстро: в конце 1954 года она насчитывает более 120 средних траулеров, при способленных для дрифтерного лова сельди вдали от берегов. Флот пополнялся новыми ко раблями и позже. Вступили в его строй средние рефрижера торные траулеры типа «Оке ан». Сегодня «Мурмансельдь» — большой промысловый флот, обслуживаемый многини плавбазами и другими вспо могательными судами. Кол лектив его идет в авангарде соревнования промысловиков рыбного Мурмана. Коллектив сельдяного <!#TKfa решил уже в нынешнем году достигнуть уровня последнего года семи летки. Борьба за реализацию этого решения идет каждый день. Характерно, что в 1935 го ду рыбный Мурман давал стра не лишь крепкосоленую сельдь, кильки в банках спе циального посола (в том году было выпущено 700 тысяч ба нок) и очень немного анчоу сов, рольмопсов и сельди в горчичном соусе (10— 15 ты сяч банок). Сейчас мы выпускаем сельдь крепкосоленую, слабо- соленую, сельдь в ящиках, в банках (консервы-презервы), натуральную и специального посола. Ведутся большие экспери ментальные работы по улучше нию качества пашей продук ции. С каждым годом совет ский потребитель будет полу чать сельдь все лучшего ка чества. М. СВИТАШЕВ, началь ник отдела обработки управления «Мурман- сельдь».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz